рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие - раздел Культура, НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Таким Образом, Экзистенциальная Аскеза Характерна Для Лю­дей, Строящих Свое Б...

Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использования для дальнейшего развития производства, в том числе и для покорения природы как посланной Богом мастер­ской (как это устанавливает мирская аскеза), а на базе развития собственных личностных качеств. По существу, экзистенциальная аскеза направлена на преодоление неумеренного, внешнего приро­де (Вселенной) возвеличивания человека, заложенного мировоззре­нием, сформировавшимся еще в Новое время, которое в конечном счете полагает мирскую аскезу. Экзистенциальная аскеза в много­образии проявлений человеческого бытия фиксирует и разрабаты­вает те его измерения, которые надсоциальны, отражают несводи­мость человека к миру социальности. В масштабах общества как целого это связано с полимодусным состоянием общества, когда экономическое сообщество воспринимает содержание, развитое в этнической модальности общественного бытия. Этническое сооб­щество, актуализируя экзистенциальное бытие как свое иное, как бы вырывает индивидов из общества, организованного как социо-техническая система.

Таким образом человек входит в тот масштаб бытия, благода­ря которому возможен процесс преодоления автоматизма социаль­ных стандартов, инерции действующих форм общественного вос­производства. Наконец, экзистенциальная аскеза утверждает чело­века как некую тотальность, имманентную биосфере, сопряженную с миром, природой, Космосом. При этом сопряженность человека с миром обусловливается неисчерпаемостью и вместе с тем органи­зованностью (экзистенциальностью) внутреннего мира (самости) человека, его изначальной интенциальностью другому миру, при­роде и Космосу, возникающих в филогенезе в процессе произволь­ного действия, обеспечивающего возделывание спонтанного «ду­шевного жара» - этого специфического основания трансценди-рующей активности, модусами которой являются деятельность, производство символов, коэволюционность, разумность и вера.

Тем самым экзистенциальная аскеза обусловливает не только собственно исторический, историко-культурный масштаб человека, но и его естественно-историческую, естественно-эволюционную и коэволюционную размерность, когда индивид становится не только равновеликим миру, природе, Космосу, но и приобретает имма­нентную ему укорененность в диалектике Вселенной, которая явля­ется действительным основанием и источником его развития. В этой связи оказывается, что и «историческая реальность коренится


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ__________

в более древнем и глубоком пласте - в биологической витальности, в жизненной силе, подобной силам космическим; это не сама кос­мическая сила, не природная, но родственная той, что колышет мо­ре, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звезды»1.

Развитие тенденции на эмансипацию экзистенциального нача­ла индивидов четко улавливается в динамике современной жизни. Как отмечается в литературе, «во всех современных развитых об­ществах христианство сменяется мироощущением освобожденной личности и экзистенциально-ориентированного самосознания. Это предполагает диалектическую трансформацию образа Бога в этиче­ские принципы справедливости, правды и любви. Другими слова­ми, религиозно-сакральные ценности перерастают в личностно-секулярные, предполагающие самореализацию и самоактуализа­цию личности на основе «ценностей бытия»2.

Тенденция на эмансипацию экзистенциального начала харак­терна и для современного производства. Здесь она выступает как «потребность современного производства в наделении рабочего и знаниями, и автономностью», которая «пробивает себе путь через сегментацию рабочей силы по категориям, с социальной дистанци­ей и даже противостоянием между операторами машин и их кон­тролерами и диагностами, ремонтниками, наладчиками, между ра­бочими и техниками, мастерами, но особенно - программистами»3. Она скрывается и за тем падением профессиональной и трудовой этики, ростом потребительства, культуры досуга в ущерб заинтере­сованности в труде как формы самореализации, особенно харак­терными для молодежи, озабоченность проблемами которой стала проявляться в западной общественной литературе в конце 60-х -70-е годы4. Эти процессы рассматриваются как «симптомы конца "трудового общества" и "экономического человека", ориентиро­ванного на удовлетворение в первую очередь материальных по­требностей и рассматривающего труд и предпринимательскую дея­тельность как основные формы существования, способы самоут­верждения и самореализации»5.

' Ортега-и-Гассет Х- Восстание масс // Вопр. философии. - 1989. -№3.-С. 129.

2 Джрназян Л.К Культ и раболепие // Социс. - 1988. - № 5. - С. 68.

3 Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного
труда // Социс. - 1993. - № 5. - С. 127.

4 См.: Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйственной и
предпринимательской деятельности. - С. 228.

5 Там же.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.
Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7

Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1. Но экзист

Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникае

Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изуч

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценно­стей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических моти­вов

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы долж­ны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюра­лизма - диа

Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития дан­ного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека. Как уже отмечалось, возникающая

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского быти

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1. Меняется и характер материального производства: целью его в

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов перв

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являют

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной. Само по себе производство

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование эконо­мики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единствен­ную форму неотч

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождаю

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувст­венном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн

Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного пони­мания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при

Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государ­ство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту

Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходит­ся 50-70% валового национального продукта и более 50% осваи­ваемых ноу-хау'. Кроме необходимости незаконного «подкармливания»

Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности. Очевидно, что предпринимательству в России без соответст­вующей поддержки трудно рассчитывать

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально ис­пользовать кадровый потенциал науки для перехода к инновацион­ному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участника­ми технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с произ­водственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре­ зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан­ совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически­ ми

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусиру­ют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. На­оборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификацион­ные, социальн

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгород­ка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствую­щий вопрос фирм опер

Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8 7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8

Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно свя­занное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких техно­логий в целом.

Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал эко­номического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук

Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы   Причина Количест- Средняя  

Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организа­ции, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%): 1. Фундаментальные разработки....................................

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не

МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь распола­гать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятель­ности, в ее п

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производст­вом, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокуль­турный смысл,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги