рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.

В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика. - раздел Культура, Лекция № 1 Предмет философии науки.Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры   Термин «Синергетика» (От Греч. Synergeticos – Совместно Дейст...

 

Термин «синергетика» (от греч. synergeticos – совместно действующий) ввел в научный обиход немецкий физик Г.Хакен (в работе «Синергетика» он поясняет, что назвал так новую дисциплину потому, что хотел указать на то, что для исследования процессов самоорганизации в сложных системах необходимо кооперирование многих дисциплин. – Прим. автора).

 

Что такое сложные системы? К ним относятся, к примеру, системы живой природы, некоторые социальные и гуманитарные системы. Их отличительными особенностями являются динамичность и перестройка структурных и организационных форм. Поэтому их определяют как самоорганизующиеся системы.

 

Самоорганизация предполагает изменение прежней организации, порядка или структуры и появление нового на основе взаимодействия элементов системы с внешней средой. Главный вопрос, на который призвана ответить синергетика, заключается в следующем: как, каким образом возникают устойчивость и порядок в таких системах, если по своей сути они неустойчивы, динамичны?

 

Для этого необходимы следующие условия:

 

1. Система должна быть открытой по отношению к окружающей ее среде, с которой каждая частица системы взаимодействует, получая от нее приток энергии (или вещества).

2. Система включает в себя неустойчивые моменты, случайные отклонения, флуктуации, которые, при условии открытости системы, не подавляются ею, а накапливаются, возрастают и со временем приводят систему к «расшатыванию», к распаду прежнего и возникновению нового порядка. Бельгийский ученый (русский по происхождению) И.Пригожин характеризует этот принцип как принцип образования порядка через флуктуации. Флуктуации имеют случайный характер, из чего следует, что появление нового в мире всегда связано с действием случайных факторов.

 

Синергетическая концепция (теория) нашла широкое применение не только в естественных и гуманитарных науках, она позволяет дать ответы на глобальные общенаучные и мировоззренческие вопросы. Состоит ли окружающий нас мир из разнообразных по содержанию и форме самоорганизующихся систем? Как возникла живая природа – как результат стихийно сложившихся условий, обстоятельств и факторов, как об этом говорит классическая биология, или она – результат процесса самоорганизации, начавшегося в неживой природе? Как организация и самоорганизация проявляют себя в обществе?

 

Главное отличие синергетической парадигмы от традиционной стратегии изучения сложных систем заключается в следующем. В традиционном подходе объяснение процессов, происходящих в сложных системах, осуществлялось на основе редукции – сведения их к поведению простых элементов в микромире (мире ненаблюдаемых объектов – атомов, микрочастиц и пр.). Синергетика, напротив, стремится установить связь и взаимодействие между микро- и макропроцессами (наблюдаемыми), не рассматривая свойства ненаблюдаемых объектов. Изменения же, происходящие в макромире, синергетика объясняет как результат взаимодействия огромного числа элементов и частиц системы на ненаблюдаемом уровне. Основная идея синергетики: сложные системы изменяются в результате изменений, происходящих на микроуровне, они недоступны непосредственному наблюдению, но доступен наблюдению их совокупный результат, который описывается управляющими параметрамисистемы.

 

В традиционном смысле понятие «сложность» понималось как многоуровневость, иерархичность, в синергетической парадигме – как динамичность, как то, что имеет потенциал самоорганизации. В традиционной доминанте «система» понималась как «равновесность», «устойчивость», в синергетической – как неустойчивость состояний, частей системы. «Случайное» в синергетической парадигме определяется как общее правило (а не как исключение), а «неравновесность» - как условие и источник порядка (что совпадает с интуитивными прозрениями древних мудрецов: «Космос из Хаоса», «случайное» - причина возникновения мира (Аристотель, Л.Кар, Эпикур).

 

Синергетическая парадигма позволила разрешить главное противоречие, существующее между неживой и живой природой, между микро- и макроуровнем, основанное на противопоставлении классической термодинамики и эволюционного учения Ч.Дарвина. Она доказала (экспериментально и теоретически), что при наличии определенных условий самоорганизация может происходить уже в простейших физико-химических и других системах неорганической природы.

 

Синергетическая парадигма показывает, что не только причина вызывает и порождает действие (как это утверждалось в традиционном понимании линейной причинности), но и действие может оказывать влияние на породившую его причину (или причины). Поведение компонентов системы подчиняется и управляется параметрами порядка, в то же время сами параметры порядка возникают в результате взаимодействия компонентов системы. А это указывает на цикличность причинности, учитывающую факт обратного влияния действия на породившую его причину.

 

Какое значение имеют эти открытия для практической жизни и деятельности человека и человечества?

 

1. Зная, как устроено сложное в мире, по каким законам оно функционирует, становится возможным вписывать свои действия в универсальные цепи самоорганизации.

2. Синергетическая парадигма позволяет рассматривать окружающий человека мир не как оппозицию «субъект – мир», а как сосуществование человека вместе с миром и внутри, поскольку сам человек – самоорганизующаяся система. Если человек не внеположен миру, а находится внутри него, он обязан уважительно и с осторожностью к нему относиться, поскольку мир непредсказуем и человек зачастую бессилен прогнозировать и контролировать его. Человек в этом мире вовлечен в иерархию ситуаций, а потому он всегда живет в ситуации выбора вариантов поведения, ответственен за свои поступки.

1. Идеи эволюции возникли в науке приблизительно в XVIII-XIX вв. (Это гипотеза Канта-Лапласа о возникновении Солнечной системы из туманности, теория геологической эволюции Ч.Лайеля, наконец, эволюционная теория Ч.Дарвина в биологии). Данные идеи на сегодняшний день приобрели в науке XX – XXI вв. характер глобальной эволюции Вселенной. Во многом этому способствовал и системный подход, и принципы самоорганизации открытых систем.

 

Исследованием космической эволюции занимается новая наука – космология, представляющая синтез астрономии, физики, геометрии и др.

 

Основные этапы ее становления следующие. Первоначально она возникла на базе теории относительности (поэтому ее называли релятивистской), и основное внимание в ней уделялось геометрии Вселенной (кривизне четырехмерного пространства).

 

В конце XIX – начале XX вв. усилиями таких ученых, как русский физик А.А. Фридман, американский астроном Э.П. Хаббл, была теоретически обоснована идея расширяющейся Вселенной. В частности, Э.П. Хаббл обнаружил факт удаления галактик от наблюдателя на основе наблюдений за процессом смещения света, идущего от галактик, в сторону красного конца спектра (эффект красного смещения).

 

В дальнейшем, приблизительно в то же время (речь идет о 20-30-х гг. XXв.), американский ученый Г.А. Гамов, отталкиваясь от идеи расширяющейся Вселенной, попытался раскрыть картину происхождения химических элементов Вселенной.

 

Как результат была обоснована идея космической эволюции, согласно которой она – начало всех процессов и форм развития материальных систем во Вселенной.

 

Предполагается, что началом космической эволюции был «большой взрыв»: первоначальная Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии, затем произошел взрыв, после чего она начала расширяться и постепенно охлаждаться.

 

Что представляла собой Вселенная до взрыва – неизвестно, можно лишь гипотетически предположить, что вещество Вселенной состояло из нейтронов, которые превращались в протоны, из них возникли сначала ядра атомов, а потом и атомы.

 

Процесс космической эволюции наглядно представлен в работе нобелевского лауреата С.Вайнберга «Первые три минуты» в виде следующих кадров:

 

Первый кадр. В первые 1/100 секунды после взрыва при температуре, равной 100 млрд. градусов, Вселенная была везде заполнена однородным по своим свойствам веществом, в котором взаимодействовали, сталкиваясь, частицы этого вещества.

 

Второй кадр. Температура падает до 30 млрд. градусов, но качественный состав не меняется: Вселенная по-прежнему состоит из электронов, позитронов, фотонов, нейтрино и антинейтрино.

 

Третий кадр. Температура Вселенной падает до 10 млрд. градусов. Частицы нейтрино и антинейтрино перестают вести себя в тепловом равновесии. Они ведут себя как свободные частицы, но это все еще не позволяет объединиться протонам и нейтронам в атомные ядра.

 

В четвертом, пятом, шестом кадрах продолжается понижение температуры, сопровождающееся дальнейшими изменениями в частицах первоначального вещества, образованием ядер, исчезновением протонов и электронов (частично). Оставшиеся электроны в соединении с ядрами образуют устойчивые атомы легких элементов – водорода и гелия. Должно было пройти еще свыше 700 тысяч лет, прежде чем в результате разъединения вещества и излучения стали образовываться звезды, состоящие из водорода и гелия. Вселенная стала прозрачной для излучения. Главным результатом микроэволюции Вселенной было образование незначительного перевеса между веществом и антивеществом (в сторону первого). Считается, что из него и возникло в ходе дальнейшей эволюции все богатство и разнообразие материальных образований и форм, начиная от атомов, молекул, кристаллов и минералов и заканчивая галактиками.

 

Уместно указать и на существование других гипотез образования Вселенной. Так, учеными была предложена гипотеза пульсирующей Вселенной, согласно которой после расширения должен следовать обратный процесс – сжатие. И совсем недавно, приблизительно четверть века назад, была выдвинута гипотеза, рассматривающая Вселенную как гигантскую флуктуацию вакуума. Ценность этой гипотезы заключается в том, что она помогает раскрыть состояние Вселенной до взрыва.

 

Идея космической эволюции Вселенной указывает на тот факт, что процесс ее образования проходит определенные этапы: от образования атомов и молекул (микроэволюция) до возникновения макротел и их систем, образования галактик (макроэволюция).

 

Кроме того, стало очевидным, что основой эволюции является нарушение симметрий между ядерными и гравитационными силами, благодаря чему стало возможным образование звезд, галактик и других космических объектов.

 

Разрушение симметрии привело не только к возникновению микро- и макрообъектов, оно способствовало дальнейшему формированию эволюционных процессов как на уровне микро-, так и макромира. Эволюция в микромире создала условия для развертывания эволюции в макромире. В свою очередь, это привело к биологической эволюции – эволюции сложноорганизованных живых систем.

 

Таким образом, сегодня мы можем говорить о глобальном, или универсальном, эволюционизме, что позволяет рассматривать Вселенную как единый универсальный процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня. Само понятие эволюции также претерпело изменения по сравнению с XIX веком: универсальная эволюция понимается сегодня как синтез системного и эволюционного подходов, что позволяет анализировать не только эволюцию отдельных систем (как в биологии), а исследовать взаимосвязь и взаимодействие множества развивающихся систем – от простейших, физических, состоящих из элементарных частиц, до более сложных как по уровню организации, так и по типу взаимодействия между их элементами. На основе такого (системного) подхода научная картина мира сегодня предстает как целостный процесс перехода от микроэволюции, связанный с образованием сложных микрообъектов, к макроэволюции, а от нее – к биологической эволюции. Этими процессами и объясняется все многообразие вещей и явлений, происходящих в окружающем нас мире.

 

Системный подход к глобальной эволюции дополняется синергетическим принципом, объясняющим переход от одних систем и структур к другим посредством процессасамоорганизации. Синергетика разрушила представление о стационарном характере Вселенной, позволила идею эволюции в биологии перенести на объекты физического мира, устранив тем самым противоречие между классической физикой и эволюционной теорией в биологии. Основные принципы синергетики как науки о взаимодействии и самоорганизации сложных систем позволяют объяснить возникновение порядка из беспорядка, понять закономерность как результат взаимодействия множества случайностей и тем самым проливают свет на многие процессы, происходящие в сложных по своей природе живых и социальных системах и процессах.

2. Принципы системности и синергии позволили по-новому взглянуть на процессы взаимодействия окружающей среды и жизнедеятельности живых организмов. Если в парадигме классической биологической эволюции акцент делался на влияние окружающей среды на все живое, то в новой, системно-синергетической, внимание ученых привлек обратный процесс – влияния и воздействия живых организмов на физические, химические и геологические факторы внешней среды. Многочисленные наблюдения и исследования ученых привели к открытию обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество меняет в значительной степени лик природы. Как это происходит? Каким образом живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы?

 

В исследование этих проблем значительный вклад внесли представители русского космизма – В.И. Вернадский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

 

Понятие «живое вещество» было введено в научный язык В.И. Вернадским. Он определяет его как совокупность живых организмов, включая человечество. Человеческая деятельность оказывает активное влияние на все остальные живые существа, а также на геохимические процессы планеты Земля. Живое вещество, хотя и составляет незначительную часть биосферы, является ее определяющим компонентом. Оно, по определению В.И. Вернадского, представляет «огромную геологическую силу», определяющую всю систему биосферы. В подтверждение этой мысли он указывает на непрерывный рост центральной нервной системы и ее значение в биосфере, а также на организованность самой биосферы. Этот непрерывный процесс эволюции сопровождается появлением новых организмов, что, в свою очередь, оказывает влияние и на саму биосферу, и на ее процессы (изменения почвы, надземных и подземных вод и т.д.).

 

Другим центральным понятием учения В.И. Вернадского является понятие ноосферы[56]. Ноосфера – это результат сознательной деятельности человечества по преобразованию природы, которая становится важнейшим фактором преобразования всей планеты. Возникновение сознания, разума он рассматривает как закономерный результат эволюции биосферы. Однажды возникнув, он начинает оказывать влияние на всю биосферу. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой…»[57]. Вернадский указывал на то, что ноосфера – сфера разума, это та сила, которая позволит целенаправленно влиять на все сферы жизни, перестраивать ее по законам разума. Здесь он имел в виду возрастающее значение научного познания: под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера приходит в новое состояние – в ноосферу»[58].

 

Как человеческая деятельность влияет на процессы в биосфере, как она способствует ее эволюции?

 

Исторически переход от биосферы к ноосфере начал осуществляться еще в те времена, когда человечество освоило земледелие и скотоводство. Это привело к расширению посевных площадей, изобретению орудий земледелия и возделывания с их помощью земель. Изобретение орудий производства и охоты, приручение диких животных, создание новых культурных растений привели к тому, что человек научился изменять окружающий его мир, создавать новую живую природу. Человек сумел новым путем, отличающимся от животных, победить голод, обеспечив тем самым возможность неограниченного размножения.

 

Таким образом, человечество как часть биосферы своей разумной деятельностью оказывало всевозрастающее влияние на происходящие в биосфере процессы. На сегодняшний день в связи с огромными техногенными нагрузками на биосферу остро встает вопрос о сохранении окружающей среды, природы от воздействия на нее человека.

2. Возрастающее воздействие человека на природу в современном мире приобрело угрожающие масштабы. Загрязнение атмосферы, рек и озер, кислотные дожди, увеличивающиеся отходы производства, использование радиоактивных веществ заставили человечество задуматься о своем будущем. Соответственно, эта проблема встала во весь рост перед ученым сообществом. Так возникла новая научная дисциплина – экология[59], предметом которой являются процессы взаимодействия биосферы и общества, взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой. Сформировавшись как биологическая дисциплина, сегодня экология представляет междисциплинарные направления исследования процессов взаимодействия природы и общества.

 

Ученым сообществом предпринимаются меры по разрешению экологического кризиса. Сегодня можно говорить о сформировавшихся концепциях экологии, среди которых представляет интерес концепция коэволюции[60]. В философской литературе этот термин используется в двух смыслах, один из которых относится к теме нашего разговора. Его суть сводится к следующим положениям: чтобы обеспечить себе будущее, человечество должно воздействовать и изменять не только биосферу, но и измениться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюционный переход системы «человек - биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать превращение биосферы в ноосферу. Для того чтобы это могло свершиться, человечество должно следовать двум важным требованиям – экологическому и нравственному императиву. Первый означает необходимость запрета на те виды человеческой деятельности (в частности, производственной), которые представляют угрозу существованию человечества, или установления жесткого контроля над ними.

 

Второе требование означает изменение мировоззрения людей, воспитание в них чувства уважения, благоговения перед жизнью – любой, будь то растения, живые организмы или сами люди, умение ставить выше не частные, а общие интересы, изживание потребительских идеалов. К сожалению, это требование, как показывает действительность, сложнее всего реализовать.

 

Экологические проблемы сегодняшнего дня не оставляют равнодушными всю мировую общественность. Свидетельством тому является международное движение «Римский клуб», объединяющее в своих рядах предпринимателей, политических деятелей, ученых, экспертов, деятелей культуры. Возникнув в 1968 году как организация, целью которой было систематическое исследование перспектив энергетической и сырьевой проблем, с которыми связаны возможности расширения рынков сбыта автомобилей фирм «Фиат» и «Фольксвагенверк» (которые его и финансировали), в дальнейшем этот клуб превратился в широкое объединение кибернетиков, экономистов, социологов, изучающих широкий круг вопросов, связанных с глобальными проблемами, в том числе экономическими. Деятели Римского клуба, возглавляет который Аурелио Печчеи, сегодня решают следующие задачи: 1) вооружить общество методикой, с помощью которой можно было бы научно анализировать затруднения человечества, связанные с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления; 2) донести до человечества тревогу относительно критической ситуации, сложившейся в мире в связи с экологическим кризисом; 3) указать обществу, какие необходимо принять меры, чтобы достичь «глобального равновесия».

 

Усилиями членов Римского клуба были разработаны модели мира («Мир1», «Мир2», «Мир3»), которые опубликовали в сборнике «Пределы роста». Главная идея этой работы сводится к следующему положению: если рост потребления ресурсов и промышленности вместе с увеличением населения не остановить, то наступит «предел роста», за которым последует катастрофа.

 

В другом докладе «Человечество на перепутье» авторы наметили перспективы развития не столько мирового сообщества (как это было в «Пределах роста»), сколько отдельных регионов мира, что дает возможность более эффективно решать экологические, энергетические, сырьевые, демографические и другие проблемы.

 

Постоянно обсуждая поставленные в указанных документах проблемы, участники Римского клуба дополняют их новыми идеями и концепциями. Представляет интерес концепция «Нового гуманизма», в которой высказывается идея о первостепенном значении человеческих качеств, которые обеспечат «революцию сознания», «человеческую революцию», «революцию мировой солидарности». Были сформулированы цели такой революции: 1) прекращение гонки вооружений, исключение войн и конфликтов, отказ от насилия; 2) решение продовольственной программы в мировом масштабе, ликвидация голода, создание мировой системы, позволяющей удовлетворять потребности в продовольствии всех людей планеты Земля; 3) глобальный контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов, разработка и использование экологически безопасных энергосистем и т.д.; 4) повышение качества жизни, социальная справедливость в распределении материальных и духовных благ.

 

Несмотря на то, что прогнозы деятелей Римского клуба имеют весьма приблизительный характер, можно говорить об их пользе с точки зрения выработки реальной стратегии и перспектив дальнейшего развития мира.

 

В рамках этого движения сформировался новый раздел этики – экологическая этика. Главные содержательные моменты этой этики сводятся к следующему положению: необходимо установить гармоничные отношения между обществом и природой, отказаться от антропоцентрического взгляда на мир, согласно которому человек объявляется центром мироздания и властелином природы. Не покорять ее, а адаптироваться, приспосабливаться. Эти идеи наиболее активно выражают в своих выступлениях западноевропейские философы Э.Ласло, О.Леопольд. По мнению последнего, экологическая этика должна способствовать изменению отношения людей ко всему живому сообществу планеты Земля.

 

Другие авторы (Р.Артфильд, Л.Уойат) утверждают, что целью экологической этики должно стать воспитание у людей чувства ответственности за сохранение природы. С этой целью они предлагают обратиться к ценностям религии, а также призывают к активности интеллектуальные группы, сообщества, которые, осознав кризисную ситуацию, через проповеди, дискуссии, обращения к политикам и народным массам должны оказывать влияние на мировосприятие людей, содействовать их сплочению в общечеловеческом движении за спасение планеты Земля.

3. Таким образом, современная постнеклассическая наука отличается целым рядом особенностей, о которых шла речь выше. Она находится в состоянии поиска новых мировоззренческих ориентиров, направленных на целостное обобщение имеющихся многообразных областей знания, что должно способствовать созданию единой общенаучной картины мира. Эта новая картина мира должна включать в себя разные объяснения многообразных явлений мира, в том числе и паранаучные. Приставка «пара» означает отклонение от смысла и значения того слова, к которому она присоединяется. К примеру, существует наука физика, занимающаяся различными явлениями и процессами, происходящими в природе, и парафизика как представление о скрытых силах в природе, которые считается возможным использовать в практических целях. Если физика занимается выявлением закономерных связей, процессов и явлений, существующих в природе, используя приборы и другие формы и методы исследования, то в парафизике скрытые силы вызываются специфическими методами: заклинаниями, магическими ритуалами, воздействием сознания человека на природный объект.

 

К паранаучным феноменам относят алхимию, астрологию, уфологию, парапсихологию или психофизику и др. В сфере психофизики сегодня работает много ученых различных специальностей. К данной сфере исследований относят ряд таких паранормальных явлений, как различные виды экстрасенсорики: телепатию, психо- и телекинез, восприятие экранизированных или удаленных в пространстве и во времени предметов или событий, способность воздействовать на весомые тела, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности при помощи мыслей, психики. Сюда же относятся левитация (нейтрализация поля тяготения), полтергейст (в переводе с нем. «возня духов», в нашем простонародье «барабашка»).

 

Психофизика выросла из парапсихологии – направления деятельности ученых, исследующих способности человека, необъяснимые с точки зрения существующих научных гипотез. История парапсихологии восходит к древнейшим временам и окутана мистической тайной. Возрождение интереса к ней началось сравнительно недавно, когда психология стала превращаться в экспериментальную науку. В 1882 году в Великобритании учеными было основано Общество психических исследований, целью которого, как это заявлено в уставе, было изучение тех способностей человека, которые невозможно объяснить с помощью имеющихся в экспериментальной науке гипотез. Затем, в 1885 году, аналогичное общество было создано в США, но эксперименты в этой области активно стали проводиться лишь в начале XX столетия. В 1927 году в Чикаго ученый-ботаник Дж.Б. Райн организовал парапсихологическую лабораторию, а в 1937 году стал выпускать «Журнал парапсихологии» (такое же издание появилось в нашей стране лишь в 1941 г.). Одновременно с внедрением в научную деятельность парапсихологических исследований на Западе увеличивалось число критически настроенных к ним исследователей. В нашем отечестве большинство ученых ставят под сомнение либо объявляют шарлатанством подобного рода явления и их исследования (их активное изучение началось в нашей стране в 70-е годы – это широко известный феномен экстрасенсорных способностей Джуны Давиташвили, Розы Кулешовой и др.).

 

На сегодняшний день в парапсихологии проведено несколько тысяч экспериментов, наиболее известными из которых являются опыты по отгадыванию ЭСВ-карт[61] Зеннера. Карты представляют собой полоски бумаги с изображением окружности, квадрата, креста, трех волнистых линий и пятиконечной звезды (всего пять карт с одной из фигур). Отечественный ученый А.Г. Ли упростил эти карты – он работает с двадцатью запечатанными конвертами, в которых находится 10 красных и 10 синих карточек[62]. Эксперименты проводятся в «чистых» условиях – исключается возможность получения информации извне, проводятся не один – два, а множество сеансов исследования.

 

Как показали эксперименты, экстрасенсорные способности человека позволяют получать информацию об объектах, удаленных на расстоянии до 2000 миль (или приблизительно 4 тыс. км), о событиях, имеющих место в прошлом или в будущем, видеть «свечение», излучаемое живыми организмами («ауру»), и др. Все это позволяет говорить о существовании некоего специфического информационного канала связи мозга человека с информационным полем, имеющего реальное существование, но не фиксируемого приборами или другими научными средствами. Физические факторы, такие как расстояние между испытуемым и объектом, пространственно-временные границы, электромагнитное экранирование, не влияют на качество восприятия.

 

Однако если указанные физические факторы не являются значимыми, то психологические оказываются чрезвычайно важными. На испытуемых, как выяснилось, оказывают влияние атмосфера недоброжелательности, недоверия, разные состояния сознания (сна или бодрствования), вера или неверие в собственные способности к восприятию и др.

 

Кроме того, критики парапсихологии указывают и на такие факты, как невозможность с одинаково положительными результатами воспроизвести эксперименты, неспособность в массовом виде проявлять феномен, факты случайных совпадений. Весьма подозрительным, по их мнению, является «феномен новичка», выражающийся в том, что в первых сериях исследований способность угадывания выше, нежели в последующих, а иногда она сводится до уровня случайностей.

 

Как отмечалось выше, к области паранормальных явлений относится телекинез (или психокинетические явления) – способность «силой мысли» передвигать материальные объекты. О подобных феноменах было известно еще в древние времена. Интерес к ним возобновился во второй половине XX столетия, когда две американки, сестры Фокс, стали устраивать сеансы «верчения столов» и «общения с призраками» в форме «бормотания духов». Одна из сестер демонстрировала этот феномен королеве Великобритании, другая – российскому императору. Эта их деятельность приобрела широкий размах и вызвала эпидемию «верчения столов» в странах Западной Европы. Однако вскоре выяснилось, что это ничто иное, как шарлатанство: одна из сестер призналась, что это был обман, на котором они зарабатывали немалые деньги (правда, не известно, было ли это заявление сделано под давлением со стороны или добровольным изъявлением).

 

Тем не менее, феномен телекинеза изучался такими знаменитыми учеными, как М.Фарадей и У.Крукс. М.Фарадей после ряда проведенных экспериментов пришел к выводу, что столы, вероятно, начинают вертеться под воздействием усилий прикасающихся к ним рук участников сеанса, а не под влиянием некоего психического воздействия на расстоянии.

 

В 70-х годах XX столетия в Англии прокатилась новая эпидемия «сгибания ложек». Начало ей положило телевизионное шоу фокусника из Израиля Ури Геллера. Кроме «сгибания ложек» он демонстрировал психическое воздействие на часы (запускал в ход остановившиеся стрелки). Однако в ходе экспериментов эти способности Ури Геллера не подтвердились. Кроме того, его разоблачили другие фокусники.

 

Тем не менее, все обозначенные разоблачения вовсе не означают, что такие явления не существуют. Накоплено большое количество фактов, не имеющих объяснения с точки зрения экспериментальной науки.

 

Для наглядности – два примера. В Германии в городе Розенхайм зафиксирован случай: в одной из контор часто звонил телефон, но, когда поднимали трубку, никто не отвечал. Необъяснимым образом перегорали электрические лампочки, электроприборы, предохранители электросети. Заинтересованные данным феноменом ученые из Института физики имени М.Планка обнаружили, что обозначенные явления случались каждый раз, когда в контору приходила одна из сотрудниц – 19-летняя Анна Мария Ш. Ученые установили, что все наблюдаемые эффекты были вызваны спонтанным воздействием ее психики, она являлась фокусом «полтергейста».

 

В 80-е годы XX столетия на территории бывшего Советского Союза были зафиксированы массовые случаи «прилипания» к телу разных по объему, весу и материалу предметов – ложек, ножей, расчесок, тарелок, тюбиков зубной пасты и даже утюгов (Ю.Ткаченко из г. Сочи, школьница из г. Гродно И.Гайдученко и др.). Поскольку эти случаи легко воспроизводимы, они позволяют изучать психокинетические эффекты. Доктор биологических наук А.П. Дубров выдвинул следующее объяснение таких паранормальных явлений: «Биогравитация рассматривается нами как особое фундаментальное биофизическое поле, играющее важную роль во всех процессах жизнедеятельности – от деления клетки, мышечного сокращения до психической деятельности. Под биогравитацией понимается способность человека за счет деятельности определенных мозговых структур создавать два вида физических явлений: сило-полевую компоненту, сходную в ряде своих свойств с классической гравитацией, и виртуальные поля и частицы, обладающие нулевой энтропией. Естественно, все эти процессы происходят на уровне нейронов»[63].

 

Интересное объяснение подобных феноменов дает другой отечественный ученый-академик РАСХМ Л.Г. Прищеп. Он полагает, что парапсихологические явления – результат активизации древней и примитивной формы восприятия. Какое же все-таки они имеют происхождение – физиологическое или психологическое? Л.Г. Прищеп полагает, что их можно объяснить с точки зрения электромагнетизма. Мозг человека, как и вся центральная нервная система, сохранил и унаследовал способность своих предков управлять не только своим организмом, его органами на уровне атомно-молекулярных структур и ядерных комплексов, но и воздействовать через излучение соответствующей информации на всю окружающую биосферу, биообъекты. Это воздействие основано на электромагнитных процессах, когда магнитные и электрические импульсы на электронных орбитах атомов и молекул воздействуют на магнитное и электрическое поля нуклонов ядра. Это воздействие носит голографический характер, каждая голограмма содержит всю информацию о теле, являясь как бы его двойником. Границы голограмм образуют квантовые оболочки вокруг тел («скафандры»). Совокупность таких голограмм образует «лептонную душу тела, состоящую из холодной лептонной массы, беспрепятственно проникающей сквозь любые твердые экраны».

 

И еще одно объяснение обозначенных феноменов – спинторсионные поля. Это поля кручения, вращения и квантовые поля (помимо искривленных полей Эйнштейна). Интересен в данном подходе вывод о том, что на уровне вакуума физическое и психическое совпадают.

 

Что прежде всего бросается в глаза, когда знакомишься с научными объяснениями паранормальных явлений? Во-первых, здесь мы видим стремление объяснить необъяснимое с материалистических позиций, а потому – и это во-вторых – можно говорить о редукционизме – сведении психических свойств к физическим. Явления сознания, психики, т.е. духовного свойства, сводятся в данном подходе и объясняются с точки зрения физических, химических, биологических, физиологических явлений.

 

Правомерно поставить вопрос: что же тогда такое эти явления, эпифеномены психического, физического и т.д.?

 

Имеются и другие, более гибкие и осторожные, подходы к исследованию феноменов психофизики. Так, доктор технических наук И.М. Коган предлагает выделить три уровня объяснения психофизических явлений: уровень физических моделей, на котором уже реально выявлены физические характеристики психических явлений; уровень математических моделей, при котором дается чисто теоретическое объяснение с помощью гипотез, и такой уровень психофизических феноменов, при котором невозможно объяснение с точки зрения сложившихся теорий. К этому уровню принадлежат нетрадиционные физические концепции микролептонного эфира, вакуума, нелокальности, опережающих волн. Сюда же относится и идея «панкосмизма», рассматривающая всю Вселенную как единое целое во взаимосвязи и взаимодействии живого и неживого, составляющее единый космический процесс.

 

Однако И.М. Коган указывает в своих исследованиях и публикациях и на то, что психофизические феномены могут иметь принципиально нефизическую сущность, поскольку они проявляются в чувственной, эмоциональной, интуитивной сферах, а потому рассудочное их объяснение ничего не дает. Психофизические явления индивидуальны, а потому подводить их под общие рассуждения, опирающиеся на общие законы, вряд ли правомерно. В свое время И.Кант в небольшой по объему работе «Грезы духовидца, проясненные грезами метафизика», анализируя феномен Свёденборга, приходит к допущению, что существуют нематериальные существа, образующие нематериальный мир, и что разнообразные явления жизни в природе и их законы – это все, что дозволено нам познать, тогда как самый принцип, т.е. духовную природу, о которой не знают, а строят лишь предположения, нельзя мыслить положительно, так как для этого нет никаких данных во всей системе наших ощущений.

 

Интерес к подобного рода явлениям никогда не угасал на протяжении всей истории человечества, и особенно усиливается в переломные эпохи, периоды, когда люди теряют веру в Бога, в существующий социальный порядок и уповают на чудо, на спасение, которое может принести маг, целитель, экстрасенс, астролог – ну, если не спасти, так предупредить, указать пути выхода из проблем и трудных житейских ситуаций. Веру в чудесное нельзя изгонять, поскольку она всегда являлась фактором выживания человечества, источником творческой активности, способом, мобилизующим скрытые возможности и индивидуальные человеческие ресурсы.

 

Однако к подобного рода феноменам следует относиться осторожно. Не секрет, что сегодня желание быть обладателем паранормальных способностей с целью заработать на этом столь велико, что привело к появлению огромного числа экстрасенсов, астрологов, магов, спекулирующих на доверии людей и, зачастую, прибегающих к обману. Следует помнить, что подобные способности – явление крайне редкое: феномены ясновидения, занятия целительством, магией всегда были уделом избранных, посвященных, эзотерическим знанием (т.е. знанием не для всех, «сокрытым»). Кроме того, манипуляции с человеческой психикой крайне опасны и могут привести к непредсказуемым последствиям.

 

Тем не менее, изучение этих способностей, их популяризация, сотрудничество представителей разных наук – психологии, медицины, физики, гуманитарных дисциплин, необходимы для того, чтобы хотя бы приоткрыть еще одну тайну человеческого бытия.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция № 1 Предмет философии науки.Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Кратко рассмотрим содержание этих трех аспектов бытия науки... Наука как познавательная деятельность имеет цель выявить законы по которым существуют объекты материального мира с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В числе междисциплинарных исследовательских направлений сегодня важное место занимает синергетика.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция № 1
Проблемы и основные концепции современной философии науки   1. Предмет философии науки. 2. Наука как познавательная деятельность, как социаль

Лекция № 2
Наука в культуре современной цивилизации   1. Традиционный и техногенный способы цивилизационного развития. Дилемма «Сциентизм – антисциентизм».

Лекция № 3
Возникновение науки и основные стадии ее развития   1. Преднаука и наука в собственном ее смысле. 2. Культура античного полиса и становление

Лекция № 4
Структура научного знания   1. Многообразие типов научного знания. 2. Эмпирическое знание, его структура и особенности. Структура и специфиче

Лекция № 5
Логика и методология научного познания   1. Проблема метода и методологии познавательной деятельности. 2. Общелогические методы научного позн

Лекция № 6
Проблема роста научного знания   1. История проблемы роста научного знания (эмпирическая, экстерналистская, интерналистская, кумулятивистская, эволюци

Лекция № 7
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности   1. Традиции и новации в развитии науки. 2. Научные революции как смена ос

Лекция № 8
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса   1. Основные характеристики современной постнеклассической н

Происходящие в современной науке процессы можно характеризовать с точки зрения как формы, так и содержания.
  С точки зрения организации и формы в современной науке происходят процессыдифференциации и интеграции.   Дифференциация научного знания связана

Общенаучные проблемы социально-гуманитарного познания
  1. Познание и его формы. 2. Проблема особенностей социально-гуманитарного познания в системе научно-познавательной деятельности. 3. Натурализм, антинатурализм, кул

Методология социально-гуманитарного познания
  1. Методы социально-гуманитарного познания. 2. Методология социально-гуманитарных наук: а) герменевтика; б) структурализм. 1. Возникш

Современная герменевтика
  В конце ХIХ – начале ХХ вв. происходит дальнейший поворот в сторону герменевтики, ее «философизации» - она становится учением о бытии, его принципах («онтологизация»). Такому поворо

Герменевтический методологический стандарт
  История герменевтики, приведенная в предыдущем тексте, позволяет выявить специфические особенности герменевтики как методологии гуманитарных наук.   Специфика

Структурализм
  Герменевтическая исследовательская методология порождает ряд важных проблем, не имеющих однозначных ответов. Главная из них – как в гуманитарных науках добиться объективной картины

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги