рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ораторское искусство и его роль в жизни римлян.

Ораторское искусство и его роль в жизни римлян. - раздел Культура, Общая характеристика культуры первобытной эпохи Римляне Выделяли Два Направления В Красноречии: Азианское И Аттическое. Для А...

Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Ораторство – одна из древнейших наук. В различные времена она занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии ораторства явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный обще гуманистический характер1.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и ораторстваи вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, ораторства с философией. Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. Идеалом оратора для него является не ремесленник с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем-то. “

31. Наука Древнего Рима: военное дело, инженерные достижения, история и т.д.

Основным ядром (rabur) римской армии была тяжеловооруженная пехота — легионы, которые набирались из римских граждан, со времени Мария исключительно из числа бедных граждан, так как люди зажиточные в эпоху Цезаря уклонялись от рядовой службы и предпочитали поступать в contubernales(“сопалатники”) полководца, у которого они были ординарцами и под его руководством обучались военному делу. Набор производил сенат или наместник в своей провинции, обыкновенно через легатов. Рекруты приносили присягу (sacramenum) на все время службы.

Нормальный состав был шесть тысяч солдат, но Цезаревы легионы обычно не превышали трех-четырех тысяч. Легион делился на десять когорт, в каждой когорте было три манипула с их архаическими названиями hastati, principes, triarii, в манипуле было две центурии. Когорта в эту эпоху была тактической единицей, но у нее не было ни особого знамени, ни особого командира.

Цезарь начал Галльскую войну во главе четырех легионов, с которыми он и победил гельветов и Ариовиста. К концу войны их число дошло до одиннадцати, причем 1-й легион был уступлен ему Помпеем. Излюбленным его легионом был 10-й.

Главнейшим наступательным оружием легионера был меч (gladius) и метательное копье (pilum). Меч был короткий, обоюдоострый, с тонким острием, так что им можно было, и колоть и рубить. Он был в ножнах (vagina); его носили на перевязи (balteus) на правом боку. Pilum состояло из толстого деревянного древка и железной части с острием, в общем, около полутора-двух метров длины. Римляне закаляли только острие, остальная часть была из “сырого” железа, таким образом, копье, попав в щит, застревало в нем и делалось негодным к употреблению. Центр тяжести щита, с воткнувшимся в него копьем, значительно изменялся, таким образом, щит неприятеля практически лишался управления, и отбивать им удары сыплющиеся со всех сторон было невозможно. Это копье можно было бросить метров на тридцать.

Оборонительным оружием был прежде всего щит (scutum). Он имел полуцилиндрическую форму и был в вышину около 1,025 метра и около 0,8 метра в ширину. Его деревянный остов был покрыт кожей и обит по краям металлом. На походе щиты вкладывались в чехлы и вешались на спину.

Шлем был металлическим: galea у легионеров, cassis у всадников. Во время похода он висел на груди.

Сверх этого легионеры носили кожаный панцирь (lorica), обитый металлическими пластинками. Под ним солдаты носили шерстяную тунику, а поверх него плащ (sagum), застегивающийся на правом плече пряжкой.

Кожаные солдатские сапоги, оставлявшие пальцы открытыми, назывались caligae.

Свой багаж (sarcina), состоявший из запаса хлеба на несколько дней, котелка для варки пищи, двух или нескольких палисадин и рабочих инструментов для постройки лагеря, легионер носил за плечом и был тогда impeditus; противоположен ему былexpeditus, сложивший с себя багаж.

Кроме основной легионной пехоты, римская армия заключала в себе и вспомогательные войска (auxilia), пешие и конные.

Пешие вспомогательные войска назывались alarii (В.G, I, 51). Первоначально они находились на флангах (ала), но во времена Цезаря образовали особые отряды. Под auxilia Цезарь разумел или все вспомогательные отряды, или только пешие. Их поставляли союзные государства (напр., в 52 году эдуи поставили десять тысяч солдат), или же они набирались в провинции, или, наконец, из жителей покоренных стран; иногда они нанимались и у независимых народов. К auxilia принадлежали, между прочим, стрелки с Крита, пращники с Балеарских островов (они пускали свинцовые продолговатые пули, так называемые glandes), нумидийцы и, наконец, германские всадники. Эти отряды являлись с национальным вооружением и в противоположность тяжело вооруженным легионам образовали так называемые levis armatura. Во главе их стояли местные князья или римляне с титулом praefecti.

Во вспомогательных войсках, конных и пеших, легкое копье снабжалось amentum, то есть ременной петлей на древке, в которую всовывалась рука; благодаря этому дротик мог пролетать на восемьдесят метров.

Конницы из римских граждан во времена Цезаря уже не было. Он пользовался наемными германцами, испанцами и нумидийцами, которых было человек по двести-триста при каждом легионе. Кроме этой постоянной легионной конницы, Цезарь имел при себе специально около четырех-пяти тысяч человек от дружественных галльских племен. Конница делилась на alae, заключавшие в себе десять turmae (около тридцати человек в каждой), каждая turmae имела 3 decuriae: отдельными decuriae командовалиdecuriones; большими отрядами — или местные князья, или римские praefecti.

Каждый манипул имел свое знамя (signum). Обыкновенно знамена представляли собой древко с различными серебряными украшениями; иногда, кроме них, привешивался к древку кусок материи (vexillum). Особое красное vexillum было у полководца. Военным значком всего легиона был орел (aquila), обыкновенно серебряный, прикрепленный к древку.

Сигнал к наступлению и отступлению обыкновенно давался прямой металлической трубой (tuba). Этот главный сигнал передавался далее рожками манипулов (cornu).

Что касается содержания войска, то рядовой легионный солдат получал из государственного казначейства сто двадцать денариев в год жалованья (stipendium), центурион вдвое больше, вспомогательные войска меньше, но сколько, — неизвестно. Со времени гражданской войны Цезарь назначил рядовым солдатам двести двадцать пять денариев с соответственным повышением жалованья прочим разрядам — центурионам и военным трибунам. Солдаты получали подарки, иногда очень богатые, и имели долю в добыче. По окончании военной службы им давались либо денежная сумма, либо земельные наделы. Солдаты питались главным образом пшеницей, которую они получали зерном и сами размалывали на ручных мельницах для приготовления особого рода сухарей, мясо ели реже и не так охотно.

Римские инженерные сооружения -К вершине строительной деятельности римлян относятся инженерные сооружения. Крупнейшими сооружениями являются сеть дорог, которой была покрыта вся территория империи. Римская Аппиева дорога — древнейшая, сохранившаяся и используемая до сих пор транспортная артерия не только Рима, но и всего мира. Она была сооружена в IV—III веках до н.э. По ней подступала к Риму армия Спартака в конце 70-х годов I века до н.э., а немного спустя по ее обочинам были распяты на крестах его воины, захваченные в плен римлянами. Особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды занимали водопроводы и акведуки. От холмистых окрестностей в городские резервуары вода поступала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам, которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Во II в. до н.э. только в Риме было девять больших водопроводов, которые обеспечивали 1350 источников воды, 15 фонтанов, десятки общественных бань и 11 роскошно оборудованных терм. Общая длина водоводов, снабжавших Рим водой, составила около 430 км. Ко второй половине II в. до н. э. относится создание арочных акведуков — римских инженерных сооружений для подачи воды - в том числеакведук Марция в Риме (144 г. до н. э.). Крытый водоводный канал проходил через овраги и реки, над дорогами с помощью мостовых конструкций, имевших иногда огромные размеры. Они представляли собой систему высоких каменных пилонов и арок, при большой глубине ущелья, поставленных в несколько рядов друг на друга (знаменитый акведук Понт-дю-Гард у г. Ним во Франции). Его ворота — Порта Маджоре — являются примером сочетания рустовки, получившей распространение с середины I в.н.э., с профилировкой деталей портиков. Крупнейшие фонтаны города (в том числе и знаменитый фонтан Треви) пользуются водой водопровода Аква Вирго, построенного в I веке до н. э., при императоре Августе. До нашего времени сохранились фрагменты грандиозного акведука.Высокий уровень мастрества римских строителей не только в техническом, но и архитектурно-художественном отношении, проявляется в мосте-акведуке г. Нимеа во Франции (II в. н. э.), пересекающий р. Гард, протяженностью 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину - 24,5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм. Римляне были мастерами в строительстве мостов. Некоторые из них, хотя и в развалинах, сохранились до сих пор, например Траянов мост через Дунай у Железных ворот. Запроектировал его греческий архитектор Аполлодор. Мост, построенный Аполлодором через Дунай, был вскоре разобран самими римлянами, чтобы предотвратить неожиданные нападения на территории, где воцарился «римский мир», поддерживаемый уже не столько вооруженной силой, сколько городскими поселениями, в которых большинство мужского населения составляли отставные легионеры. Длина моста превышала 1 км, что в два раза длиннее, чем Карлов мост в Праге. Он возвышался на 20 каменных пилонах высотой 44 м. Сто лет назад, когда уровень Дуная снизился до минимума, обнажились 16 мощных фундаментов под пилонами этого моста — существующее почти 2000 лет свидетельство огромного искусства и технического мастерства его создателей. К одним из лучших образцов римского зодчества относят также мост Траяна в Алькантре в Испании (98-106 гг.н.э.).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика культуры первобытной эпохи

Городская стена неотъемлемая часть китайского градостроительства... Каждый китайский город был окружен стеной Неотъемлемость понятия... Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ораторское искусство и его роль в жизни римлян.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика культуры первобытной эпохи.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – период становления культуры. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техник

Ранние формы религиозных верование
Тотемизм - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, н

Сущность неолитической революции и ее влияние на мировую культуру
Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм,

Особенности религии Древнего Египта. Культ мертвых. Книга мертвых.
Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за

Художественная культура Древнего Египта.
Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь т

Памятники архитектуры и искусства Междуречья.
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и

Буддизм и его значение для культуры Древней Индии.
В действительности в Индии в середине 1 тысячелетия брахманизм, защищающий деление общества на варны и касты, не отражал изменившиеся условия. Одной из религий, выступивших против брахманизма

Происхождения этих двух стилей окутано тайной.
В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образую

Сценическое искусство Японии.
Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: бураку, но, кёгэн, бураку и кабуки. Все эти пять традиций существуют по настоя

Особенности крито-микенской культуры.
Античным (от латинского «аитикус» - древний) миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были города-государства, созданные гречес

Особенности духовной культуры майя.
Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Действ

Специфика культурного развития ацтеков.
  После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми —

Мифология - духовная основа греческой цивилизации.
Мифология— это синтез мистики и сказания, воплотившийся в целостных произведениях, вышедший из глубин души , и призванный объяснить наиболее важные события начала ис

Древнегреческий театр.
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали е

Монументальная скульптура и ордерная система в архитектуре Греции.
дновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играетрельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествова

Образ человека в искусстве и в жизни Греции.
22. Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и

Основные этапы развития древнеримской культуры
Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого л

Появление христианства и его значение в истории культуры.
Исторические условия становления христианства. История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне е

Пятый период (конец 12 -- 13 вв.)-- полоса культурного спада, латинское нашествие, разграбление в 1204 г. крестоносцами.
6) Шестой период (14 -- начало 15 в.)-- новый подъем, зарождение гуманизма в условиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за античную образованность.

Особенности художественной культуры Византии.
Византийское искусство – важная ступень в развитии средневековой художественной культуры. В нем выражено стремление к возвышенной одухотворенности образа человека, подчеркнуты

Особенности средневековых представлений о мире, о человеке.
  ОТВЕТ НЕ НАШЛА!!!!!!!! 36. Система образования в средние века. Средневековые университеты.

Коран - это речь Аллаха, а не сочинение какого-либо человека или ангела, запись божественного сообщения.
Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом чере

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги