рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности средневековых представлений о мире, о человеке.

Особенности средневековых представлений о мире, о человеке. - раздел Культура, Общая характеристика культуры первобытной эпохи   Ответ Не Нашла!!!!!!!! ...

 

ОТВЕТ НЕ НАШЛА!!!!!!!!

36. Система образования в средние века. Средневековые университеты.

Как известно, в средневековых дворянских семьях роль матерей в жизни сыновей ограничивалась тем, что они воспитывали их до 7 лет. После этого будущий рыцарь отсылался ко двору либо одного из дядюшек, либо к крестным, либо к сеньору отца.
Ребенка могли даже отослать ко двору недавнего врага, то ли как вестника союза, то ли как заложника.
Исключение составляли только старшие сыновья, которые должны были унаследовать титул. Они воспитывались в родном замке, вместе с детьми васалов отца и родственниками, присланными к их двору. Бастарды, признанные отцами, либо воспитывались в замке, либо также отправлялись ко дворам других сеньоров набираться ума-разума. Далее из книги Суламифи Шахар и ее книге «Детство в Средние Века»: До начала двенадцатого века обучение будущего рыцаря практически не включало академическиго образования. Неграмотен был Вильгельм Завоеватель, неграмотен был знаменитый Уильям Маршалл. Это не значит, что они ничего не знали. Просто их обучение было полностью основано на оральных принципах: учитель рассказывал, ученик запоминал, собеседования проводились. С 12 века, тем не менее, большая часть стала активно изучать письменную латынь. В 13и 14 веках, латынь уже входила в элементарное образование, но для желающих появились к тому времени переводы латинских текстов на национальные языки.Будущих рыцарей школьным премудростям обучали обычно замковые каппеланы, местные клирики или монахи. Тем не менее, гораздо более важным для них было общение со взрослыми рыцарями, от которых они учились рыцарским классическим эпосам, ценностям, понятиям, осознаванию себя частью своего класса. Прибывая ко двору сеньора, мальчик становился пажом. Его одевали, как маленького мужчину, обозначали круг его обязанностей, приучали к лошадям. Хотя с верховой ездой дети были знакомы еще дома, уже с трехлетнего возраста взрослые брали их с собой, посадив в седло впереди себя. Теперь их учили ухаживать за лошадьми, что должен был уметь каждый рыцарь. До 12 лет нагрузки, даваемые детям в практичской тренировке, были ограниченными. Поскольку все замки с их укладом жизни и системой постройки были довольно одинаковы, перемещение из своего дома в чужой было для детей менее болезненным, чем для тех, которые отправлялись для обучения в мостатыри, для духовной карьеры. Серьезная военная подготовка начиналась с 12-ти лет. Для начала, будущим рыцарям укрепляли руки: бои на палках, поражение цели, врестлинг, стрельба из лука... Мальчиков также брали на охоту, где их главным делом было учиться управлять конем. Это тоже считалось частью военной подготовки, разумеется. И это было делом нелегким. Некоторые учились, как дрессировать охотничьих птиц. Все начинали с охоты на мелкую дичь, переходя постепенно на все долее крупную. Хотя охота и считалась главной рыцарской забавой в мирное время, занятие это было довольно опасное. Тяжелые травмы и гибель во время охоты были делом обычным. Военное обучение заканчивалось к 15-ти годам, и у мальчиков начиналась взрослая жизнь, и этом возрасте, они обычно становились оруженосцами у рыцарей. В обучении занятия происходили в общей группе, состоящей из детей разного возраста. Как группа, дети принимали также участие в упражнениях со взрослыми. В монастырях система была той же, но в свободное время детей держали от взрослых отдельно. Будущих военных от взрослых не отделяли. Они росли в мужском мире оружия, конюшен, лошадей и собак, эпосов, национальной культуры, но также и страстей, высоких и низких. Главной целью такого обучения было не только научиться ремеслу военного, но и заслужить уважение, одобрение, и занять свое место в неформальной иерархии группы. Эта группа становилась боевой единицей, которая в процессе тренировок иногда участвовала в учебных турнирах против своих родителей и родственников. Разумеется, дети играли, даже будущие рыцари. Помимо чисто дисциплинарных игр, популярны были игры с мячом, что-то вроде тенниса, волейбола, гольфа – их средневековые аналоги. Популярны были игры в шахматы и трик-трак. Часть закончивших обучение юношей оставлись в замке, становясь оруженосцами при сеньоре, и переходя в подчинение замкового коннетабля или маршала. В мирное время они составляли сопровождение, в военное - становились ядром армии. Старшие сыновья, после окончания их обучения, тоже отсылались на службу сеньору, иногда до посвящения в рыцари, иногда – после. Собственно, эти были именно те квесты, которыми полна литература рыцарства. По сути, это были просто поиски работы и, помимо прочего, подходящей жены. Одно не исключает другого.

Не все дети благородных автоматически становились рыцарями или прелатами. Некоторые, получив военное образование, отправлялись в университет, обычно на юридический факультет, или в специальные школы юриспруденции (в Англии). Закончив обучение, они становились юристами и администраторами при крупных дворах сеньоров.
Эти дети не покидали дом так рано, как их ровестники, предназначенные для рыцарской карьеры, и в университет их практически всегда сопровождал наставник, который и в учебе помогал, и за парнем приглядывал. Девушки из благородных семей в 13-14 веке получали не менее основательное образование, чем юноши. Их учили читать, писать, обучали как минимум одному иностранному языку, игре на музыкальных инструментах, пению, поэзии, этикету и искусству составлять музыкальные композиции. Их обучали арифметике, в некоторой степени Латыни (как минимум, церковной), давали уроки оказания первой помощи и народной медицины.
Помимо этого, девушки обучались верховой езде, искусству выращивать и тренировать охотничьих птиц, танцевать, играть в шахматы, сочинять и рассказывать истории.
Это помимо вышивки и неизбежного прядения, которым в Средние века занимались женщины и в лачугах, и во дворцах. Девушек учили управлению дворцовым хозяйством, сначала через наблюдение за тем, как это делают старшие, и затем доверяя им определенные сферы ответственности. В образовании девушек была особенность. Если для молодого рыцаря, преуспевающего в завоевании иерархического признания и в военном искусстве, скромность большим достоинством не считалась, то девушек с самого раннего возраста, наставлениями и литературными примерами, этой скромности учили. Скромности, жертвенности, и тому, что называется «блюсти себя».

Средневековые университеты - В конце XII — начале XIII в. появились первые университеты. Слово «университет», образованное от латинского universities — «целостность», «совокупность», означало корпорацию педагогов и студентов. Средневековый университет включал в себя следующие факультеты: юридический, медицинский, богословский, философский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств». А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни. Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу,иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI–XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Такой буллой папа римский выводил школу из-под контроля светской и местной церковной власти и узаконивал существование университета. Права учебного заведения подтверждались привилегиями — особыми документами, подписанными папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, а также право дарования ученых степеней), освобождали студентов от воинской повинности. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения подчинялись не городским властям, а исключительно выборному ректору университета и выборным деканам факультетов. Если студент допускал какой‑то проступок, городские власти могли лишь просить университетских руководителей судить и наказать провинившегося. Студенты обычно делились по нациям, землячествам, обозначавшим объединения учеников из различных регионов. Они могли снимать квартиры, но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычно формировались по нациям, в одной коллегии жили представители одного землячества. В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных (ординарные) и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи — диспуты. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему. Его помощник — бакалавр — вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками. Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. С одной стороны, университеты активно сотрудничали с церковью. С другой — вместе с постепенным расширением аппаратов управления различных феодалов и городов возрастала потребность в грамотных и образованных людях. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами. Контингент учащихся был самым разношерстным — большинство происходило из знатных горожан, однако получить стипендию и образование могли даже дети крестьян. Много было монахов и клириков. Именно в эпоху Средневековья появилось понятие странствующего вечного студента — ваганта. Они переходили из одного университета в другой с целью получения знаний из различных источников. Поэзия вагантов известна во всем мире, она представляет собой сплетение фольклора и латинских традиций. Основные ее темы — любовь, смерть, веселье, пирушки, образование. Подлинные имена авторов неизвестны: как правило, большинство из них предпочитали сохранять инкогнито во избежание столкновений с представителями инквизиции. В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов--"тривиум" (trivium--"перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" (quadrivium--"перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.
Учебные занятия в университете были рассчитаны по составленному учебному плану на весь учебный год. Он делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus оrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Основных форм преподавания было три: Lectio (лекция)--полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). В средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, например, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII веке сформулировал это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие--менее важными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций обычно назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения.

37. Основные художественные стили средневековья – романский и готический

  • Романский стиль в искусстве Западной Европы -  Термин «романский» достаточно условен: (нет связи с Римом, как, кстати, и «готический» с готами). Термин возник в XIX веке, как обозначение европейского стиля IХ-ХII веков. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. «Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.  В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга». Базилика - основной тип западноевропейского христианского храма. С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.
  • Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно - выразительного средства. В основе этой архитектуры лежит принцип соединения отдельных замкнутых и самостоятельных объемов, соподчиненных, но и четко разграниченных, каждый из которых - сам маленькая крепость. Это сооружения с тяжелыми сводами, грузными башнями, прорезанными узкими окнами-бойницами, и массивными выступами стен из тесаного камня. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.
  • Романские здания в основном покрывались черепицей, известной еще римлянам, и удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Окна не остеклялись, а забирались резными каменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей, поэтому помещения в здании были очень темными. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц - мотивов, также занесенных с Востока. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не сохранились до нашего времени. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности. Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.
  • В городах и монастырях интенсивно развивалось художественное мастерство. Из стекла изготовлялись сосуды, лампады, витражи* - цветные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками, но расцвет витражного искусства произойдет позже, в эпоху готического стиля.
  • Популярна была резьба из слоновой кости, в этой технике изготовлялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг. Развивалась техника выемчатой эмали по меди и золоту.
  •  Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами.* Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.
  • Готический стиль в западноевропейском искусстве -На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории художественной европейской культуры. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал, прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации. Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
  • Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас - статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир.
  • Единство и противоположность Романского и Готического стилей -Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшегособой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада - порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад - нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль. Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия. Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.

38. Основные принципы исламской религии: Коран: происхождение, основное содержание.

Ислам является довольно молодой религией. Он возник чуть больше 16 веков назад – примерно в VII в. Ислам имеет христианские корни, именно этим можно объяснить то, что в Коране содержится норма, именуемая «дхимма». Дхимма – это даже скорее статус. Он предусматривает как бы более уважительное отношения к приверженцам христианства и евреям. Ислам регулирует все моменты личной и общественной жизни. Это было и в христианстве, однако современные христианские нормы просто ориентируются на вероучения церкви.

Ислам же пока играет очень важную роль в жизни каждого мусульманина. Данная религия преобладает примерно в 36 странах с общей численностью населения примерно 900 млн человек. Две трети из этих 900 млн (т. е. примерно 650 млн жителей) являются мусульманами, таким образом, ислам широко распространен в таких странах. Коран запрещает насильственное обращение в ислам неверных. Кто такие неверные? Мусульмане утверждают, что только их религия является единственно верной, а себя они называют правоверными. Следовательно, все остальные – неверные. Коран допускает только лишь добровольное принятие ислама. Выйти из ислама просто так невозможно: по Корану, данное деяние карается смертью. Для принятия ислама человек должен выполнить ряд формальностей: 1) очиститься путем омовения, т. е. принять душ; 2) произнести гдахаду, т. е. искреннюю речь, которая должна выразить верность исламу.

 

Как и многие другие религии, ислам имеет свои принципы. Самым главным из них является принцип повиновения. Он заключается в том, что мусульманин обязан строго соблюдать слово Аллаха, т. е. повиноваться тем заветам, которые содержатся в Коране.

Согласно утверждениям, Коран был дан Мухаммеду. Эту книгу ему передал архангел Гавриил. И в этом просматривается еще одна взаимосвязь христианства и ислама. Также в Коране упоминается еще один архангел – архангел Михаил, но круг его полномочий не описывается. Коран регулирует все сферы жизнедеятельности правоверного мусульманина. В данной книге даже устанавливаются гражданские и уголовные законы.

Мусульмане считают, что истинным толкованием Корана является то толкование, которое дал пророк Мухаммед своей жизнью. Разъяснение этих толкований содержится в так называемых хадисах, т. е. дополнительных текстах. Хадисы обобщают верования мусульман: 1) верить в одного бога, в единственного и единого Аллаха; 2) веровать в посланных Им ангелов; 3) верить в то, что рано или поздно настанет Судный день; 4) верить в посланных Богом людей, т. е. в пророков. Следует отметить, что откровение Божье содержится не только в Коране, оно содержится также в: 1) «листах Авраама». К сожалению, на сегодня следы этих книг были утеряны; 2) «листах» Моисея, т. е. в Пятикнижии пророка Моисея; 3) псалмах Давида.

Коран- это "священная" книга, почитаемая приверженцами всех мусульманских направлений, последователями всех мусульманских сект. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского. Название этой "священной" книги происходит от слова "кара'а", что значит в переводе с арабского "читать". Согласно мусульманской мифологии, она была передана аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. С тех пор Коран якобы и существует в неизменном виде. Однако в действительности, как установлено наукой, Коран в окончательной редакции был составлен и утвержден при халифе Османе (644—656 гг.). Он является сочинением, принадлежащим перу многих авторов. Об этом можно судить по содержанию и стилю Корана. Достаточно ознакомиться с его текстами, чтобы убедиться в том, что они написаны разными людьми. По преданию, Мухаммед не записывал свои проповеди, наставления и изречения. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказывания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632-634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран как сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные "сподвижниками" пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой обычное собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в гом числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий, распространенных среди арабского населения в период VI-VII вв. н. э., которые отражают в той или иной мере социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове.

В Коране есть указания, касающиеся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных отношений, приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Но главным образом в нем говорится об обязанностях верующих по отношению к правителям, духовенству, об отношении мусульман к другим религиям, об аллахе — едином боге, которому следует безропотно поклоняться, о судном дне, воскресении и загробном мире. Много места занимают в Коране увещевания быть верными только аллаху, послушными его посланнику и угрозы по адресу инакове-рующих.

Коран подтверждает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственносгь. "Мы, -заявляет в Коране Аллах, - разделили среди них (т. е. людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение" (43:31). За покушение на собственность Коран предусматривает жесточайшие наказания в этом и загробном мире.

Множество аятов "священной" книги посвящено женщинам. Прежде всего, Коран провозглашает неравенство женщины. В Коране имеются и аяты о необходимости затворничества женщин. Нужно сказать, что затворничество женщины, ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака не является специфически исламским нововведением. Однако Коран сохранил и закрепил обычаи и порядки разных эпох и народов, в которых отражалось унизительное и неравноправное положение женского пола. В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

Коран учит, что бог сотворил мир в шесть дней: в первый день были сотворены небеса; во второй — солнце, луна, звезды и ветер; в третий - твари, живущие на земле и морях, а также ангелы, обитающие на семи небесах, и воздух; в четвертый день бог сотворил воду и всем тварям назначил пищу, в этот же день по его повелению потекли реки; в пятый день бог соизволил создать рай, обитающих в нем чернооких дев (гурий), определил всевозможные удовольствия; в шестой день сотворил бог Адама и Еву. К субботе все дела были завершены, а нового творения не было, в мире царил порядок и ничем не нарушаемая гармония.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика культуры первобытной эпохи

Городская стена неотъемлемая часть китайского градостроительства... Каждый китайский город был окружен стеной Неотъемлемость понятия... Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности средневековых представлений о мире, о человеке.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика культуры первобытной эпохи.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – период становления культуры. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техник

Ранние формы религиозных верование
Тотемизм - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, н

Сущность неолитической революции и ее влияние на мировую культуру
Сущность «неолитической революции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм,

Особенности религии Древнего Египта. Культ мертвых. Книга мертвых.
Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за

Художественная культура Древнего Египта.
Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь т

Памятники архитектуры и искусства Междуречья.
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и

Буддизм и его значение для культуры Древней Индии.
В действительности в Индии в середине 1 тысячелетия брахманизм, защищающий деление общества на варны и касты, не отражал изменившиеся условия. Одной из религий, выступивших против брахманизма

Происхождения этих двух стилей окутано тайной.
В спокойных и строгих кирпичных пагодах танского времени всё дышит монументальной простотой. В них почти отсутствуют какие-либо архитектурные украшения. Выступающие углы многочисленных крыш образую

Сценическое искусство Японии.
Традиция японского сценического искусства насчитывает пять основных театральных жанров: бураку, но, кёгэн, бураку и кабуки. Все эти пять традиций существуют по настоя

Особенности крито-микенской культуры.
Античным (от латинского «аитикус» - древний) миром называют группу государств, сложившихся в древности на побережье Средиземного моря. Важнейшими среди них были города-государства, созданные гречес

Особенности духовной культуры майя.
Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I-XV вв. н.э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Действ

Специфика культурного развития ацтеков.
  После гибели Теотихуакана Центральная Мексика надолго погрузилась в смутные времена межэтнических войн и междуусобиц. В результате многократных смешений местных племен с пришлыми —

Мифология - духовная основа греческой цивилизации.
Мифология— это синтез мистики и сказания, воплотившийся в целостных произведениях, вышедший из глубин души , и призванный объяснить наиболее важные события начала ис

Древнегреческий театр.
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали е

Монументальная скульптура и ордерная система в архитектуре Греции.
дновременно развивается и монументальная скульптура, оформляющая архитектурные постройки. Здесь важнейшую роль играетрельеф, дающий по сравнению со статуями более широкие возможности для повествова

Образ человека в искусстве и в жизни Греции.
22. Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и

Основные этапы развития древнеримской культуры
Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого л

Ораторское искусство и его роль в жизни римлян.
Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому напр

Появление христианства и его значение в истории культуры.
Исторические условия становления христианства. История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне е

Пятый период (конец 12 -- 13 вв.)-- полоса культурного спада, латинское нашествие, разграбление в 1204 г. крестоносцами.
6) Шестой период (14 -- начало 15 в.)-- новый подъем, зарождение гуманизма в условиях борьбы с реакцией: это ограниченный гуманизм, не свобода мысли, а борьба за античную образованность.

Особенности художественной культуры Византии.
Византийское искусство – важная ступень в развитии средневековой художественной культуры. В нем выражено стремление к возвышенной одухотворенности образа человека, подчеркнуты

Коран - это речь Аллаха, а не сочинение какого-либо человека или ангела, запись божественного сообщения.
Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом чере

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги