рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема VI. Знаковые системы записи

Тема VI. Знаковые системы записи - раздел Культура, СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА   1. Среди Знаковых Систем Записи Важнейшим Является Письмен...

 

1. Среди знаковых систем записи важнейшим является письменность - система записи естественного языка устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способ записи танца и т.п. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем - разговорного языка, музыки, танца и проч. Их называют вторичными. Впрочем, из перечисленных выше, только естественный язык, строго говоря, является знаковой системой. Именно он используется исключительно для передачи информации, является средством общения, а его запись носит вторичный характер. Музыка и танец лишь содержат данную функцию. Поэтому точнее говорить, что их запись относится к первичным знаковым системам.

Изобретение знаковых систем записи является важнейшим культурным достижением человечества. Запись не только позволяет хранить и передавать информацию (точно, в отличие от иных коммуникативных форм - передавать!) - запись позволяет внести порядок в социальную жизнь. И с некоторой осторожностью можно говорить, что государство как важнейший социальный институт возникло благодаря изобретению письменности, т.е. сначала возникает письменность, а потом государство. Кроме того, без изобретения письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства.

Отвечая на вопрос, как возникла письменность, профессор Эрман в своей книге «Литература Древних Египтян» приводит простую иллюстрацию: «Если два человека согласились, что один из них даст другому в аренду быка на трехмесячный срок, но за это второй заплатит ему кувшином меда, то изображение картинок месяца, быка, пчел, кувшина и, в придачу, нескольких штрихов, показывающих количество, было достаточным для понимания совершившим сделку субъектам, но третий человек не сможет точно объяснить эти знаки. Поэтому данная система письма подвергалась значительному развитию. Разные народы имели свои особые системы записи слов и слогов. Но именно египтяне нашли особый метод развития записи, следуя которому удалось достичь высочайшей формы письма – алфавита»[1].

Итак, генетической клеточкой письменности было "предметное письмо", т.е. использование предметов для передачи сообщений. Данный способ передачи информации возник в первобытном обществе, но существует и по настоящее время (подарок обручального кольца, особый подбор цветов в букете и проч.). Однако предметное письмо по сути есть лишь предыстория письменности. История начинается с пиктограмм (письмо в рисунках). Пиктограмма была иконическим знаком. Но на следующей стадии развития письменности рисунок упрощается и схематизируется. Так появляются иероглифы - идеографическая система записи. И, наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, обозначающих не слова, а составляющие их звуки устной речи.

Таким образом, при некотором упрощении, генезис знаковой системы записи выглядит так - предмет, пиктограмма, иероглиф, алфавит. Система развивается в сторону упрощения, но именно данное упрощение позволяет развивать культуру сообщения. На последней стадии - алфавита - с помощью минимума знаков передается все богатство живой человеческой речи.

Но нельзя не учитывать, что данный процесс в древности происходил в истории культуры конкретного народа. Например, египетского. И здесь, под воздействием традиции, наблюдается некоторая консервация знака при изменении его значения. Т.е., на определенной стадии возникает не потерявший сходства с иконой иероглиф, он обозначает предмет. Позже, за тем же знаком закреплялось значение слога, а впоследствии - буквы. В результате данной эволюции египетская письменность приобрела характер "семиотической неопределенности". Египтяне в ней худо-бедно разбирались. Но в общении с другими народами возникали "трудности перевода".

Когда Древний Египет умер, а язык (живая речь египтян) был забыт, ученые долго не могли расшифровать многочисленные иероглифы (знаки). Несмотря на то, что был найден древний "Розеттский камень".

РОЗЕТТСКИЙ КАМЕНЬ, базальтовая плита с параллельным текстом 196 до н. э. на греческом и древнеегипетском (демотическим и иероглифическим письмом) языках. Найдена близ г. Розетта (ныне г. Рашид в Египте) в 1799. Дешифровка Ф. Шампольоном иероглифического текста розеттского камня положила начало чтению древнеегипетских иероглифов.

О "Розеттском камне" знали все египтологи того времени. Почему же так трудно было расшифровать этот «параллельный» текст? Во-первых, язык, на котором говорили египтяне, был неизвестным. Правда, пытались подобрать известные языки к иероглифам, один англичанин вполне серьезно предлагал китайский, но эти попытки не имели успеха, точнее, каждый ученый "переводил" текст по-своему. Во-вторых, существенно мешал авторитет греческого ученого Гераполлона (IV н.э.), считавшего, что иероглифы принадлежат к рисуночному письму. В-третьих, ученые не учитывали элемент совершенствования системы иероглифов от первоначальной примитивной символики, когда знак обозначал слово, до обозначения с помощью знаков (по общему правилу тех же знаков!) букв и слогов. В результате, вплоть до Ф. Шампольона, египетские тексты переводили как угодно. В них видели фрагменты Библии, каббалистические знаки и проч. Шампольон догадался, что ближайший египетскому языку – коптский. Он создал словарь и грамматику этого языка. Он отказался следовать авторитетному мнению Гераполлона, и, наконец, отверг практику интерпретации отдельных текстов. Он разобрался во всей системе иероглифического письма. И смог по розеттскому камню найти ключ к расшифровке и прочесть «книгу мертвых».

 

2. По сходному сценарию развивалась запись музыки - нотное письмо. Сначала музыканты пользовались идеографическими записями, в которой мелодию рисовали в виде ломаной или волнообразной линии. Реальная музыка звучала в сознании музыканта. Линия лишь помогала вспомнить то, что было в сознании. Зафиксированное лишь помогало не забывать. Но подобная запись неточна. И нужно чтобы живая традиция исполнения не прерывалась, иначе трудно будет воспроизвести мелодию так, как она была задумана автором. Но в те далекие времена авторство не особенно высоко ценилось. Личность создателя мелодии, подобно тому, как и личность иконописца, скрывалась за глухими стенами монастыря. Поэтому особая точность воспроизведения авторского замысла не требовалась.

Но скоро Церковь стала канонизировать мелодии. И для этих целей потребовалось уточнить запись. Конкретную высоту звука (тон) стали записывать буквой или слогом (А - ля, В - си бемоль, С - до, D - ре, E - ми, F - фа, G - соль). Мелодию перенесли на нотный стан, четко зафиксировав метро-ритмический рисунок, а также динамику исполнения, штрихи и проч. В таком - нотном виде с указаниями по исполнению - система записи музыки существует по настоящее время. Впрочем, первичная идеографическая система записи сегодня также используется, ибо современная культура высоко ценит музыкальную импровизацию. Записанный таким оброзом текст как раз и предполагает импровизационное исполнение.

Современная форма нотной записи является творческим продуктом музыкантов Нового времени. Нужно отметить, что буквенное выражение звуков дает новые возможности в плане выражения некоторого предметного содержания. Слово можно выразить звуками. И в этом случае музыка, звуки будут своего рода знаком знака - записанного звуком слова. Но такого рода уточнения, родившись в эпоху средневековья, не прижились, потому что музыка выражает свободное духовное содержание. Дух в ней выражен в наиболее свободном материале. Дополнительная расшифровка-перевод (перевод мелодий в слова) затрудняет восприятие свободно льющейся духовности. Поэтому подобные произведения существуют лишь как курьез. Впрочем, использование подобных элементов в качестве темы, как некоторая роспись, встречается часто (например, BACH - Бах). Автор демонстрирует свое мастерство, свае владение материалом, что добавляет произведению некоторую свежесть и эстетическую значимость.

 

3. Запись хореографии. Данная система кодировки не привела к столь значительным результатам, как кодировка музыкальных произведений. Попытки записи танцев начинаются, как полагают некоторые семиотики, с древнеегипетских рисунков. Впрочем, для нас, людей иной культуры, эти записи выглядят, скорее, как некая своеобразная живопись. И это мнение представляется более достоверным. Известно, что египетская живопись вообще тяготела к схематизму. Информационный момент в ней был чрезвычайно усилен. И не случайно выдающийся знаток истории живописи А. Бенуа, который рассматривал египетскую живопись как искусство, а не как закодированную информацию о жизни египтян, обратил внимание на чрезмерную роль предметно-информационного содержания в ней в ущерб эстетически-поэтическому, собственно живописному сожержанию.

Отношение к египетским рисункам как к записям танцев возникло в связи с тем, что культуру древнего Египта пришлось заново воссоздавать с помощью науки (археологическая аберрация). Когда ученые начали изучать живопись, то делали акцент исключительно на ее информационном смысле - по живописным сюжетам воспроизводили быт древних египтян. Но изображение танцев в долине фараонов - на кладбище - вряд ли для самих египтян носило информационный смысл. Данные живописные изображения слишком сложны для простого сообщения - вот дескать покойник любил танцы молодых полуобнаженный девиц. Письменность уже давно существовала, и данную надпись опытный оформитель гробницы мог сделать за считанные минуты. Ясно, что он рисовал картину и ею украшал гробницу… Но по этой картине сегодня можно воспроизвести в некотором приближении египетские танцевальные движения.

В средине 19 века А. Сен-Леон придумал кроковую систему записи танца. Кроки - фигурки из палочек. Но именно в это время появилась фотография, возможности которой были значительно выше кроков и в плане кодировки (фотография - иконописный знак) и, конечно, эстетики. Правда фигурки можно рисовать в нотах и тогда появляется возможность координировать движение и звук. Но кино и телевидение завершили дело. Кроковая система оказалась нежизнеспособной. Правда, запись балета на пленку это не просто знаковое его отражение - это уже искусство, художественное произведение в его эстетически значимой форме.

Но в ХХ веке поиски были продолжены. Серьезного практического значения достижения по кодировке танца не имели (кинетография, хореология). Интерес к кодировке поддерживался своеобразной культурной ситуацией в мире, когда в период до и после войны кодирование стало актуальной проблемой. Заниматься кодированием информации нужно было в военных целях. После войны огромное количество шифровальщиков осталось без работы. Они, будучи мастерами своего дела, искали применение своим способностям в плане кодировки знаковых систем. Не только танцы расшифровали. Один из мастеров-шифровальщиков сумел после войны расшифровать критянские таблички-пиктограммы. Он решил задачу, которую научный мир уже отчаялся признать выполнимой, прекратив попытки разобраться в знаках этой давно исчезнувшей цивилизации.

4. Значение изобретения письменности

Появление и развитие письменности в 4 тысячелетии до н.э. порождает принципиально новые возможности цивилизационного и культурного прогресса. Отвечая на поставленный вопрос о значении изобретения письменности, сначала воспользуемся выписками из превосходной книги Леонарда Коттрелла, посвященной генезису древних цивилизаций, затем, в добавлении, сформулируем тезисный, систематический на него ответ.

Итак, Л. Коттрелл в книге "Наковальня цивилизации" пишет:

"Все науки и искусства имеют строго практические цели, изобретение письма также связано с практической потребностью. Когда люди познакомились с силой коммуникативной информации, а позже, - с возможностью осуществлять ее без персонального контакта, тогда открылась новая глава в истории человечества. Это был не шаг, а прыжок вперед, сравнимый только с изобретением телеграфа. Сейчас, после пяти тысячелетий невозможно представить мир, в котором единственным средством общения был голос. Однако таковыми были условия жизни человека сотни тысяч лет".

Разъясняя проблему, он продолжает: "Сегодня днем, простите меня за маленькую личную иллюстрацию, я гулял на Хэмстед Хиллз в Лондоне, стараясь представить: как можно передать содержание данной главы другим людям. Шесть тысяч лет назад я изложил бы его группе друзей, которых набралось бы несколько сотен человек. Эти люди могли передать эту информацию другим, еще больше расширив круг посвященных. Но в короткое время моя оригинальная концепция будет искажена до неузнаваемости. Записав ту же информацию с помощью 26 знаков на клочке бумаги, я могу точно передать ее другим людям, находящимся далеко от меня как в пространстве, так и во времени. Значение этого факта возрастет, если мы на мое место поставим Галилея или Ньютона".

Таким образом, расширение коммуникативного поля и точность в передаче информации - главные достоинства письменной формы коммуникации. Для развития цивилизации точность и доступность информации необходимы - они являются стимулирующим развитие условием.

Влияние письменной системы на духовную культуру. Коттрелл по этому поводу пишет: «Письменность, которая в начале была просто орудием технического прогресса, уже в древности в руках талантливых людей Египта и Месопотамии приобрела могучую силу. Она могла не просто передавать знания, но влиять на умы людей, возбуждать их эмоции, усиливать их дух. Человек, живущий в камышовом домике около Нила, который начал выскребать знаки на кувшинах, или его собрат в Месопотамии, который сделал маленькие знаки на глиняных кусочках, создали более сильное оружие, чем меч в руках всех знаменитых завоевателей. Оружие, без которого, ни имена великих людей, ни их достижения никогда бы не были узнаны нами.

В руках древних евреев это великое оружие стало литературным памятником, который превзошел величайшие достижения других цивилизаций. Кто сегодня (исключая специалистов-египтологов), знает Тутмоса III, фараона Египта, который создал империю, простирающуюся от Судана до Евфрата? Но кто не слышал о царе Давиде, главе маленького государства на Иудейских холмах? Хроникеры - жрецы Египта - не считали его значительной фигурой и даже не упомянули в своих записях. Они знали Хеттское царство и такие могучие государства, как Вавилон и Ассирия, с которыми египтяне время от времени воевали. Но евреи были просто одним из тех маленьких, малочисленных племен, которые в страхе наблюдали за происходящим из-за своих земельных валов-укреплений, в то время как колесницы фараонов пересекали равнину. Правда, иногда цари Израиля и Иудеи становились вассалами Египта, или его врагов, и их города разрушались одной из сторон конфликта. Евреи были безразличны к художеству, они не могли строить и расписывать большие храмы. Когда Соломон захотел построить храм в Иерусалиме, он был вынужден приглашать иностранных рабочих из Финикии. Но евреи создали религиозные тексты, Библию. И сегодня о них знают все».

Добавление: Как было показано выше, базисным знаком письма, в конце концов, становится не слово, как в разговорном языке, а меньшая единица - буква. Количество базисных знаков резко уменьшается, становится легко обозримым. И в связи с этим появляются принципиально новые возможности восприятия и передачи информации.

1). Запись создает возможность существенно увеличить словарный запас языка. В племенных бесписьменных языках редко употребляющиеся слова исчезают из социальной памяти, на смену забытым приходят новые. Словарь таких языков содержит 10 - 15 тысяч слов. В современных языках в течение их длительного применения происходит накопление слов, и количество их доходит до миллиона.

2). С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила, что облегчает понимание, общение.

3). Создание и закрепление языковых норм замедляет темп исторического изменения языков. Лингвисты сравнивают нормативную регламентацию языка с плотиной, которая превращает языковой поток в стоящее озеро. Устойчивость языка способствует расширению его коммуникативных возможностей. Письменный язык позволяет точно передавать информацию. Ценность этой точности для социальной жизни велика.

4). Правда, в искусстве же данная устойчивость носит, скорее, некоторый негативный смысл, сдерживая новаторство.

5). Но в науке польза от устойчивости велика, ибо наука стремится к тому, чтобы ее термины-понятия были раз и навсегда определены - наука стремится также к конструктивной и семантической определенности. Осуществляя свои идеалы, наука создает формализованные языки (в математике, логике и проч.)

6). И последнее. Нельзя упустить и тот очевидный факт, что письменность открыла путь к "тиражированию текстов". Постепенно происходит демократизация письменного общения, а культурные последствия демократизации самоочевидны.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В Б Храмов... СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Учебно методическое пособие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема VI. Знаковые системы записи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема II. Проблема многообразия культур в истории
1. Культура и история Единая общечеловеческая культура представляется исследователю как многоликое разнообразие специфических национальных культур. Проблема данного многообразия кул

Тема III. Знаки и знаковые системы.
  1. Культура как мир знаков Культура, как нам уже известно, это то, что создается человеком. Но человек, как существо общественное вольно или невольно, создавая что-л

Тема IV. Знаковые системы культуры
  1. Тексты культуры и проблема их понимания Говорить о семиотике культуры, значит, представлять ее как знаковую систему, а любые культурные явления рассматривать как

Тема V. Вербальные знаковые системы - естественные языки
  1. Естественные языки - важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют естественными, потому что они создавались стихийно, вырастали в культуре, подобно тому, как

Тема VII. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс
  1. Последствия формирования специализированных знаковых систем. В развитии знаковых систем культуры просматриваются две переплетающиеся, дополняющие друг друга тенде

Художественного знака
  1. Художественный образ Тут семиотика имеет свой аспект, вытекающий и согласующийся с основным определением искусства: содержание искусства есть красота, творимая фа

LX. Художественная форма как семиотический знак
  1. Форма как чувственная воплощенность духовного содержания Красота, составляющая суть искусства, есть ценность, присущая конкретному душевному или духовному бытию,

Тема X. Художественный язык
  1. Определение В самом простом определении художественный язык есть сумма материальных эстетических знаков, за которой в общественном сознании закреплено определенно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги