рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Для подготовки зачетов и рефератов

Для подготовки зачетов и рефератов - раздел Культура, ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”   1. Абеляр П. Теологические Трактаты.— М.: Ао Иг “Прогр...

 

1. Абеляр П. Теологические трактаты.— М.: АО ИГ “Прогресс”, “Гнозис”, 1995.

2. Августин Аврелий. Исповедь,— М.: Республика, 1992.

3. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества.— М.: Высш. шк., 1991.

4. Алпатов М. Художественные проблемы искусства древней Греции.— М.: Искусство, 1987.

5. Алпатов М. Художественные проблемы итальянского Возрождения.— М.: Искусство, 1986.

6. Алтаев Ал. М. И. Глинка.— М.: Детгиз, 1955.

7. Аль-Маудури. Мы и Западная цивилизация.— М.: “Твис” (с участием центра исламской культуры “Захра” и комитета мусульман Азии в Кувейте), 1993.

8. Анисимов Евг. Время петровских реформ.— Л., 1989.

9. Античная лирика.— М.: Худ. лит., 1968.

10. Античные философы.— Киев, 1955.

11. Антология кинизма: Философия неприятия и протеста — М.: ТЕРРА, 1996.

12. Антология мировой философии. В 4 т.— М., 1969. 13 Арабская поэзия средних веков.— М.: ИХЛ, 1975.

14. Аристотель. Соч. В 4 т.— М.: Мысль, 1976.

15. Арнольдов А. И. Введение в культурологию.— М., 1993.

16. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры.— М., 1992.

17. Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала.— Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985.

18. Арсеньев В. Р. Звери=боги=люди.— М.: Политиздат, 1991.

19. Артамонов С. А. Литература средних веков.— М.: Просвещение 1992.

20. Архив Маркса и Энгельса. Кн. 4.

21. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды.— М., 1984.

22. Байрон Дж. Избр. произв. В 2 т.— М.: Худ. лит., 1987.

23. Балакина Т. И. История русской культуры.— М.: Издательский центр A3, 1996.

24. Боткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.— М.: Наука, 1989.

25. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса,— М.: Наука, 1990.

26. Белинский В. Г. Избр. соч.— М.- Л.: Худ. лит., 1949.

27. Беранже П.-Ж. Избранные песни, — М.: Худ. лит., 1980.

28. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене.— Спб., 1900.

29. Бердяев Н. А. Философия свободы: смысл творчества.— М., 1989.

30. Бердяев Н. А. Философия свободы.— М.: Республика, 1994.

31. Бернал Дж. Наука в истории общества,— М.: Иностр. лит., 1956.

32. Бëрнс Р. Стихи.— М.: Худ. лит., 1995.

33. Библер В. С. Мышление как творчество.— М., 1974.

34. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры.— М., 1981.

35. Библия.

36. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. В 2 т.— Л.: Худ. лит., 1972.

37. Боголюбова В. В. Культура и общество.— М., 1978.

38. Бодлер Ш. Цветы зла.— М.: Наука, 1970.

39. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека.— Прага: Артия, 1982.

40. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация.— М.: Наука, 1993.

41. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3 т.— М.: Искусство, 1992.

42. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание.— М.: Иностр. лит., 1961.

43. Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества.— М.: Наука, 1980.

44. Бродский Б. И. Каменные страницы истории.— М.: Детгиз, 1960.

45. Бродский Б. И. Связь времен.— М.: Дет. лит., 1974.

46. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. — М., 1953.

47. Брюсов В. Я. Сочинения. В 2 т.— М.: Худ. лит., 1987.

48. Былины.— М.: Современник, 1986.

49. Быстрова А. Н. Личность в контексте культуры. — Новосибирск: СГАПС, 1996.

50. Быстрова А. Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира.— Новосибирск, 1996, 1997.

51. Бэкон Ф. Соч. В 2 т.— М., 1972.

52. Васильев Л. С. История Востока, В 2 т. — М.: Высш. шк., 1994.

53. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов/ Под ред. Е. В. Попова. — М.: ВЛАДОС, 1996.

54. Введение в философию. В 2 ч. / Учебник для вузов.— М.: Политиздат, 1989.

55. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.— М.: Политиздат, 1991.

56. Вернадский В. И. Живое вещество.— М., 1978.

57. Вернадский Г. В. Монголы и Русь, — Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 1997.

58. Винкельман И. И. Избр. произв. и письма, — М.- Л., 1935.

59. Виноградова Н. А., Николаева Н. С. Искусство стран Дальнего Востока.— М.: Искусство, 1979.

60. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции,— М.: Наука, 1972.

61. Виппер Р. Ю. История древнего мира.— М.: Республика, 1994.

62. Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. — М.: Просвещение, 1993.

63. Вознесенский А. Тень звука.— М., 1970.

64. Волков Г. Сова Минервы.— М.: Молодая гвардия, 1973.

65. Вольтер. Философские повести.— М.: Худ. лит., 1978.

66. Всеобщая история. В 10 т. Т. 1 / Под ред. Ю. П. Францева и др.— М.: Госполитиздат, 1955.

67. Всеобщая история искусств. Т. 1. Искусство древнего мира / Под общей ред. А. Д. Чегодаева.— М., 1956.

68. Гамсун К. Собр. соч. В 6 т. — М.: Худ. лит., 1991.

69. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.— М., 1986.

70. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии.— 1990. — № 4.

71. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет.— М.: Мысль, 1970.

72. Гейне Г. Избр. соч.— М.: Худ. лит., 1989.

73. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества.— М., 1977.

74. Гессе Г. Письма по кругу.— М., 1987.

75. Гёте И. В. Фауст. Лирика.— М.: Худ. лит., 1986.

76. Гиренок Ф. И. Экологизация, цивилизация, ноосфера.— М.: Прогресс, 1988.

77. Гирусов Э. В. Экология и культура.— М., 1989.

78. Гольбах П. Избр. произв. В 2 т.— М., 1963.

79. Гомер. Поэмы.— М.-Л.: Издательство детской литературы, 1953.

80. Гораций Флакк Квинт. Оды. Эподы. Сатиры. Послания.— М., 1970.

81. Горфункелъ А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения.— М., 1977.

82. Грибоедов А. С. Соч.— М.: Правда, 1986.

83. Григорьев А. Эстетика и критика.— М., 1980.

84. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века.— Тверь: ЛЕАН, 1997.

85. Гулыга А. Гегель.— М., 1970.

86. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало.— М.: ДИ-ДИК, 1997.

87. Гумилев Л. Н. От Руси до России.— М.: ДИ-ДИК, 1995.

88. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы.— М.: Экопрос, 1993.

89. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры,— М., 1981.

90. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.— М., 1990.

91. ГуревичА.Я. “Эдда” и сага.— М.: Наука, 1979.

92. Гуревич П. С. Уникальное творение Вселенной? / О человеческом в человеке.— М.: Политиздат, 1991.

93. Гуревич П. С. Философия культуры.— М.: “Аспект-Пресс”, 1995.

94. Гуревич П. С. Культурология. / Учеб. пособие. — М.: Знание, 1999.

95. Давыдов Д. Избранное.— М.: Книга, 1984.

96. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.— М., 1992.

97. Дарвин Ч. Поли. собр. соч.— М., 1927.

98. Дживелегов А. К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 кн.— М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1998.

99. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1. — М.: Искусство, 1986.

100. Дмитриева Н.А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира.— М.: Дет. лит., 1989.

101. Древние цивилизации / Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. // Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.— М.: Мысль, 1989.

102. Древняя русская литература. Хрестоматия. 2-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1988.

103. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов.— М.: Политиздат, 1967.

104. Еремеев А. Ф. Границы искусства.— М.: Искусство, 1987.

105. Еремеев Д. В. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М.: Политиздат, 1990.

106. Есенин С. Собр. соч. В 5 т.— М.: Худ. лит., 1967.

107. Заболоцкий Н. Избр. произв. В 2 т.— М.: Худ. лит., 1972.

108. Замятин Е. Мы.— М.: Современник, 1989.

109. Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Т. 1. — М.: Просвещение, 1981.

110. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного,— М.: Наука, 1982.

111. Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс.— М., 1980.

112. Зубов В. П. Леонардо да Винчи, — М., 1962.

113. Ибн Сина. Избр. филос. произв. — М.: Наука, 1980.

114. Иванов Е. П. Русский народный лубок.— М.: Изогиз, 1937.

115. Идиллии и эпиграммы. Феокрит, Мосх, Бион. —- М., 1958.

116. Из истории науки и техники Китая/Сб. статей.— М.: Изд-во АН СССР, 1955.

117. Из персидско-таджикской поэзии. — М.: Худ. лит., 1987.

118. Иллюстрированная история религии. — Спасопреображенский Валаамский монастырь, Российский фонд мира. Репр. переизд., 1899.

119. Ирано-таджикская поэзия. — М.: ИХЛ, 1974.

120. Искусство. Книга для чтения. — М.: Просвещение, 1969.

121. История всемирной литературы. В 9 т. — М.: Наука, 1987.

122. История зарубежного искусства. — М.: Искусство, 1984.

123. История китайской философии. Пер. с кит. / Общ. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Прогресс, 1989.

124. История России. XX век / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. Н. Дмитриенко и др.— М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

125. История СССР с древнейших времен до 1861 г. / Учебник для студентов / Под ред. П.П. Епифанова, В. В. Шавродина,— М.: Просвещение, 1983.

126. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. — М.: Искусство, 1964.

127. Кавабата Ясунари. Избранное. — М., 1971.

128. Каган М. С. Человеческая деятельность.— М.: Политиздат, 1974.

129. Казаринова В. И. Красота, вкус, экономика.— М.: Экономика, 1985.

130. Кант И. Соч. В 6 т. — М., 1965.

131. Кант И. Собр. соч. В 8 т. — М.: Издательство “Черо”, 1994.

132. Кантемир Антиох. Собр. стихотворений. — Л.: СП, 1956.

133. Каптерева Т.П., Виноградова Я.А. Искусство средневекового Востока: Очерки. — М.: Дет. лит., 1989.

134. Категории и понятия теории культуры. — М., 1985.

135. Катан Марк Порций. Земледелие. — М.- Л., 1950.

136. Керам К. Боги, гробницы, ученые / Пер. с нем. А.С. Варшавского.— М.: Республика, 1994.

137. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. — М.: ГИХЛ, 1977.

138. Классическая проза Дальнего Востока.— М.: Худ. лит., 1975.

139. Классическая японская проза XI—XIV веков.— М.: Худ. лит., 1988.

140. Ключевский В. О. О русской истории.— М.: Просвещение, 1993.

141. Ключевский В. О. Русская история. — М.: “Независимая газета”, 1992.

142. Ковальский Я. В. Папы и папство. — М.: Политиздат, 1991.

143. Коган Л. Н. Социология культуры. — Екатеринбург, 1992.

144. Козлов Б. И. Возникновение и развитие технических наук: Опыт историко-теоретического исследования. — Л.: Наука, 1987.

145. Кольцов М. Писатель в газете. — М.: Сов. писатель, 1961.

146. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. — 1991. — № 6.

147. Конрад Н. Запад и Восток.— М., 1966.

148. Конрад Н. И. Очерки истории культуры средневековой Японии.— М.: Искусство, 1980.

149. Конфуций. Я верю в древность.— М.: Республика, 1998.

150. Коран / Перевод ак. И. Ю. Крачковского.— М.: “Раритет”, 1990.

151. Косидовский З. Когда солнце было богом.— М.: Наука, 1991.

152. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века.— М.: Просвещение, 1987.

153. Краткая история философии / Под общ. ред. В. Г. Голобокова.— М.: Олимп, Изд. ACT, 1998.

154. Куликова И. С. Философия и искусство модернизма. — М.: Политиздат, 1980.

155. Культура Византии IV— первой половины VII в. / Под ред. З. В. Удальцовой.— М.: Наука, 1984.

156. Культура Древнего Рима. В 2 т.— М.: Наука, 1985.

157. Культура Западной Европы: от Возрождения до Реформации / Учебное пособие.— М., 1993.

158. Культура: теории и проблемы.— М., 1993.

159. Культурология: основы теории и истории культуры. — СПб., 1996.

160. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима.— М.: Высш. шк., 1990.

161. Кьеркегор С. Страх и трепет,— М.: Республика, 1993.

162. Лажечников И. И. Соч. В 2 т.— М.: Худ. лит., 1986.

163. Ламетри Ж. О. Соч. — М.: Мысль, 1983.

164. Лао-цзы. Даодзэцзин / Пер. А. В. Кувшинова.— Новосибирск, 1995.

165. Ларошфуко Франсуа де. Мемуары. Максимы.— М.: Наука, 1993.

166. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.— М., 1930.

167. Леви-Строс К. Структурная антропология.— М.: Наука, 1985.

168. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.— М.: Прогресс-Академия, 1992.

169. Лейбин В. М. Модели мира и образ человека / Критический анализ идей Римского клуба.— М.: Политиздат, 1982.

170. Лейбниц Г. В. Избр. филос. произв. — М., 1908.

171. Лермонтов М. Ю. Собр. соч. В 4 т.— М., 1957.

172. Лессинг Г. Э. Драмы. Басни в прозе.— М.: Худ. лит., 1972.

173. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданный.— М.: Прогресс, 1991.

174. Лирика Востока.— М.: Правда, 1986.

175. Лирика древней Эллады и Рима.— М.: Дет. лит., 1990.

176. Литературно-критические работы декабристов.— М., 1978.

177. Лихачева В. Искусство Византии IV—XV вв.— Л.: Искусство, 1986.

178. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон.— Ладомир, 1994.

179. Лосев А. Ф. История греческой литературы.— М., 1960.

180. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения.— М.: Мысль, 1978.

181. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре.— СПб: “Искусство СПБ”, 1994.

182. Лотман Ю. М. Культура и взрыв.— М., 1992.

183. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры. Т. 1—2.— М., 1970—1973.

184. Лукреций Кар. О природе вещей. — М., 1958.

185. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований, — М., 1991.

186. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры, — Ереван, 1969.

187. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука, — М.: Мысль, 1983.

188. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

189. Массэ А. Ислам: очерк истории,— М.: Наука, 1982.

190. Матвеева Новелла. Ласточкина школа, — М.: Сов. писатель, 1973.

191. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта, — М.: Искусство, 1970.

192. Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977.

193. Межуев В. М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры. — М., 1977.

194. Мерц Б. Красная земля, Черная земля. — Мифология древних египтян. — М.: Терра, 1988.

195. Метерлинк М. Избр. произв. — М.: Панорама, 1996.

196. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т.— М.: Прогресс, 1993.

197. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.

198. Мифы древней Индии. Лит. излож. В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина.— М.: Наука, 1975.

199. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В. И. Вардугин.— Саратов: “Надежда”, 1993.

200. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. — М.: Политиздат, 1976.

201. Моисеев Н. Н, Человек и ноосфера. — М., 1990.

202. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973.

203. Монтескьë Ш. Избр. произв. — М.: Госполитиздат, 1955.

204. Монтескьë Ш. Персидские письма. — М., 1956.

205. Монтень М. Опыты. В 3 кн. — М.: Голос, 1992.

206. Моров А. Г. Три века русской сцены. — М.: Просвещение, 1984.

207. Морозов С. Музыка остается с тобой. — М., 1963.

208. Моэм С. Китти. Подводя итоги. — М.: Кампана, 1997.

209. Моэм У. С. Подводя итоги. — М.: Высш. шк., 1991.

210. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX—XVII вв. / Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984.

211. Барский И. С. Западно-европейская философия XVII века. — М.: Высш. шк., 1974.

212. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. — М.: Просвещение, 1994.

213. Немировский Е. Л. Мир книги. — М.: Книга, 1986.

214. Новиков Н. И. Избр. соч. — М.- Л., 1951.

215. Ночная песнь погонщика Ёсаку из Тамба: Японская классическая драма XIV—XV и XVIII веков. — М.: Худ. лит., 1989.

216. Овидий Публий Назон. Наука любви. — Новосибирск, 1990.

217. Овчинников Е. Ветка сакуры. — М.: Молодая гвардия, 1971.

218. Одоевский В. Ф. Русские ночи. — Л.: Наука, 1975.

219. Окуджава Б. Стихотворения. — М.: Сов. писатель, 1984.

220. Олех Л. Г. Принцип цивилизационности в историко-социологическом познании. — Новосибирск, 1994.

221. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. — М.: Наука, 1991.

222. О любви и красотах женщин / Трактаты о любви эпохи Возрождения. — М.: Республика, 1992.

223. Омар Хайям. 500 рубаи. — Челябинск: Урал LTD, 1998.

224. Омар Хайям. Рубаи. — Ташкент, 1980.

225. Омар Хайям. Рубайят. — Душанбе, 1970.

226. Ораторы Греции. — М.: Худ. лит., 1965.

227. Орлова Э.А. Человек в городской культуре. — М., 1987.

228. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991.

229. Оруэлл Дж. Соч. В 2 т. — Пермь, 1992.

230. Осадная башня штурмующих небо / Избранные тексты из Великой французской энциклопедии XVIII века: Научно-художественная книга. — Л.: Дет. лит., 1980.

231. Основы религиоведения / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высш. шк., 1994.

232. О человеческом в человеке. — М., 1991.

233. Павленко П. На Востоке. — М.: Гослитиздат, 1937.

234. Павлов В. В. Образы прекрасного. — М.: Сов. художник, 1979.

235. Памятники мировой эстетической мысли. В 2 т. — М., 1964.

236. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ.— Л.: Наука, 1984.

237. Парнас: Антология античной лирики. — М., 1980.

238. Пастернак Б. Стихи. — М.: Худ. лит., 1967.

239. Петрарка Франческа. Избранное. — М.: Правда, 1984.

240. Петросян М. Гуманизм. — М., 1964.

241. Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1980.

242. Платон. Собр. соч. В 4 т. — М.: Мысль, 1990.

243. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. — М.: Правда, 1987.

244. Повесть о боярыне Морозовой. — Л., 1979.

245. Погодин М. П. Петр Великий / В кн.: Историко-критические отрывки. — М., 1846.

246. Полевой В. М. Искусство Греции. В 2 т. — М.: Сов. художник, 1984.

247. Попов Г. Техника личной работы.— М.: Моск. рабочий, 1971.

248. Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. И. Брагинский. — М.: Художественная литература, 1973.

249. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. — М.: Худ. лит., 1974.

250. Правоторов Г. В. Зоопсихология для гуманитариев. — Новосибирск: ЮКЭА, 2001.

251. Проделки праздного дракона. Двадцать пять повестей 16—17 веков. — М.: Худ.лит., 1989.

252. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы. — М.: Наука, 1985.

253. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. В 3 т. — М.- Л., 1938—1952.

254. Радхакришна С. Индийская философия. — М.: “МИФ”, 1993.

255. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I—III веках. — М.- Л., 1949.

256. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М.: Политиздат, 1990.

257. Рассел Б. История западной философии.— Новосибирск, 1994.

258. Рашкова Р. Т. Ватикан и современная культура. — М.: Политиздат, 1989.

259. Ревальд Д. История импрессионизма. — М.: Республика, 1995.

260. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750—1848. — М., 1959.

261. Ронсар П. О вечном. — М., 1996.

262. Россия: Энциклопедический словарь. — Л.: Лениздат, 1991.

263. Русские просветители. В 2 т. — М., 1966.

264. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Иркутск: Вост.-Сиб. изд., 1992.

265. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М., 1938.

266. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства.— М., 1907.

267. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза.— М.: Худ. лит., 1968.

268. Рябцев Ю. С. История русской культуры XI—XVII веков. — М.: Гуманитарно-издательский центр “ВЛАДОС”, 1997.

269. Свифт Дж. Путешествия Лемюэля Гулливера. — Л.: Дет. лит., 1980.

270. Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. — М., 1987.

271. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. — М., 1965.

272. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

273. Серов Б. Переписка. 1884—1911. — Л.М., 1937.

274. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. 3-е изд., испр. и доп.— М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва “Наука”, 1987.

275. Словарь античности. — М.: Прогресс, 1989.

276. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. — М.: МИРОС, Международные отношения, 1994.

277. Сноу Ч. П. Две культуры. — М., 1959.

278. Соколов Г. Искусство древнего Рима. — М.: Искусство, 1971.

279. Соколов Э. В. Культура и личность.

280. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 1 — 18.— М.: Мысль, 1988—1997.

281. Сочинения Декарта. Т. 1. — Казань, 1914.

282. Сочинения Ивана Пересветова. — М.- Л., 1956.

283. Сочинения Козьмы Пруткова. — М.: Правда, 1983.

284. Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. — М., 1957.

285. Стяжкин Н. И. Становление идей математической логики. — М., 1964.

286. Тавризян Г. М. Техника, культура, человек. — М., 1986.

287. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989.

288. Тарковский А. Благословенный свет: Избранные стихотворения. — СПб: Северо-Запад, 1993.

289. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

290. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М.: Наука, 1978.

291. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979.

292. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.

293. Томихай Т. X. Юй Синь. — М., 1988.

294. Три века русской поэзии. — М.: Просвещение, 1986.

295. Тройский И. М. История античной литературы. — М.: Высш. шк., 1983.

296. Тюляев С., Леонидов А. Рассказы об индийском искусстве. — М.: Знание, 1970.

297. Удальцова З. В. Византийская культура. — М.: Наука, 1988.

298. Умов Н.А. Собр. соч. — М., 1916.

299. Упанишады. — М., 1967.

300. Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А, Н. Чумакова. — М.: Юристь, 1996.

301. Философский энциклопедический словарь.— М.: Сов. энциклопедия, 1989.

302. Форд Г. Сегодня и завтра. — М.: Финансы и статистика, 1992.

303. Фролов Э.Д. Факел Прометея / Очерки античной общественной мысли. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

304. Фромм Э. Догмат о Христе. — М.: Олимп, ACT—ЛТД, 1998.

305. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс — Академия, 1992.

306. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Издательская группа “Прогресс”—“Культура”, 1995.

307. Хилл Н. Думай и богатей. — М.: Фаир, 1995.

308. Хождение за три моря Афанасия Никитина. — М.: Сов. Россия, 1980.

309. Хождение Стефана Новгородца / В кн.: Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы. — М., 1934.

310. Храповицкий А. В. Дневник. — М., 1901.

311. Хрестоматия по древнерусской литературе XI—XVII веков. — М.: Русский язык, 1991.

312. Хрестоматия по исламу. — М.: Наука, 1994.

313. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / Сост. Е. А. Черкасова. — М.: Просвещение, 1991.

314. Хрестоматия по истории древнего мира. — Т. 1 / Под ред. В. В. Струве. — М., 1950.

315. Цвейг С. Собр. соч. В 6 т. — Тула: Гриф, 1994.

316. Цветаева М. И. Избранное. — М.: Просвещение, 1989.

317. Целлар К. Архитектура страны фараонов: Жилище живых, усопших и богов. / Под ред. В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1990.

318. Цивилизация и культура. — М., 1983.

319. Циолковский К. Э. Собр. соч. — М., 1958.

320. Цицерон М, Т. Избр. соч. — М., 1975.

321. Чаадаев П. Я. Статьи и письма. — М.: Современник, 1989.

322. Человек в зеркале культуры и образования. — М., 1989.

323. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. — М.: Наука, 1990.

324. Человек и структура культуры. — М., 1987.

324. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир, эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991.

325. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. — М.: Республика, 1995.

326. Шандровская В. С. Культура и искусство Византии. — Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1963.

327. Шестаков В. П. Мифология XX века. — М., 1988.

328. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979.

329. Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. — М., 1957. — Т. 6.

330. Шиллер Ф. Драмы. — М.: Худ. лит., 1981.

331. Шкуримов П. С. А. Н. Радищев. Философия человека. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

332. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992.

333. Шпенглер О. Закат Европы. — Новосибирск: Наука, 1993.

334. Шпенглер О. Пессимизм ли это? — М., 1922.

335. Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до 19 века. — М.: Госмузиздат, 1963.

336. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России: IX— XX вв. — М.: Простор, 1996.

337. Эко У. Пять эссе на темы этики. — Спб: Symposium, 1988.

338. Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева. — М., 1963.

339. Энциклопедия для детей и юношества: История искусства. Ч. 1. — 1996.

340. Эстетика: словарь. — М., 1989.

341. Этическая мысль: научно-публицистические чтения. — М.: Политиздат, 1998.

342. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва “Наука”, 1987.

343. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии. — М.: Высш. шк., 1977.

344. Яковлев Е. Г. Проблема систематизации категорий в марксистско-ленинской эстетике. — М.: Искусство, 1983.

345. Японские пятистишия. — М.: Худ. лит., 1971.

346. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994.

347. Hermann Lotze. Mikrokosmos. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit.Versuch einer Anthologie.— Bd. 3.— Leipzig, 1864.

348. Scheler M. Die Stellung des Menschen im Kosmos. In: gesammte Werke. — Bd. 1—13. — Bern, 1966.

349. Toynbee A. J. A Study of History. — L., 1988.

350. Valeri P. Pieces sur l’art. — Paris, 1934.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Для подготовки зачетов и рефератов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Быстрова А. Н.
Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательств

ОТ АВТОРА
  У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ее истоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных спорах молодости сложилось пред

Уолт Уитмен
    Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, нали

ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
  Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Уже с самых древних времен появляется взгляд на человека как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом: “Человек подобен небу и земле...”, “Чел

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природно

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  Изучение любого явления обычно начинается с его определения. Дать определение — значит очертить границы рассматриваемого явления, за пределами которых мы имеем дело уже с чем-то ины

Культура как результат человеческой деятельности
  Среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого до наиболее узкого

Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. Всистеме надприродного опр

Аксиологическое (ценностное) определение культуры
  В свете аксиологического[4] определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того,

Нормативное определение культуры
  Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается

Культура как деятельность
  Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность. Деятельностью

Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
  Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для мате

Культура — системная целостность
  Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие. Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систе

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которо

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
    Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так ж

Материальная культура
Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт

Культура производства
  Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияе

Культура быта
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в ко

Физическая культура
Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть свои

Духовная культура
  Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиям

Интеллектуальная культура
  Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект. Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок,

Культура речи
  Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”. Действительно, тот, кто ясно мыслит, яс

Мораль как явление культуры
  Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характер

Искусство как явление культуры
  В греческой мифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всего прочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки с самых ранних времен пон

Религия как явление культуры
  Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связа

Наука как явление культуры
  В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обоб

Материально-духовные виды культуры
  Некоторые теоретики [143] выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную. Экономическая культура содер

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообраз

Природа и культура
    Русский поэт XX века Николай Заболоцкий (1903—1958), написавший множество вдохновенных стихов о природе, в одном из них говорит:   С ут

Природа и восточная культура
  Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений

Природа и западная культура
  Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь сами природные условия

Адаптивная функция
Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обще

Культура и цивилизация
  Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация ввел в употребление шотланд

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обу

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
  Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как понимали термин “культура” в той

Темы для рефератов и выступлений
  1. Происхождение и формирование понятия “культура”. 2. Культура и природа. 3. Структура культуры. 4. Основные функции культуры в обществе. 5. Кул

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
    История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцве

Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
    Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалина

Основные этапы развития первобытной культуры
  Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая глав

Специфика архаического сознания
  Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится ан

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования

Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
  “На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и о

У истоков древней мифологии
    Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны

Глиняная поэзия” Древнего Востока
    Междуречье — родина не только первых в истории челов

Наука и техника древнего Двуречья
    Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этог

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек яв

Египет — культура “речной” цивилизации
    Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает

Пирамида как символ египетской культуры
    К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Сакк

Религия Древнего Египта
  В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие автор

Искусство,наука и техника в Древнем Египте
  С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество помещений, стены покрывались не то

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Связь культуры Египта с “речной цивилизацией” привела к централизации власти, появлению соответствующих государственных институтов, развитию различных профессий, необходимых для

Индийская культура в контексте восточных культур
  В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:   Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не

Социальная структура Индии
    Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение индийской куль

Основные направления духовной культуры Индии
  Трудно сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в “далекой Индии чудес”, но можно предположить, что это

Образ жизни и менталитет индийского общества
    Как уже говорилось, с течением времени внутри варн происходили изменения. Например, некоторые брахманы становились воспитателями, лекарями и даже актерами. Появились

Искусство Индии
    Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком аноним

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. В

Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
  В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и сос

Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
  В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и

Особенности менталитета китайского общества
    В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и

Специфика художественной культуры Китая
   

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Китайская культура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Любое новшество могло войти в

Государство и люди Страны Восходящего Солнца
  Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:   На полях, что лежат предо мною, Я вижу, как

В единстве с природой: религия и эстетика Японии
    Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то

Японская художественная культура
    Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления японцев о природе островов, страх перед стихиями и восхищение ими. Вулканы и тайфуны, моря

Осиротевшему другу
  Даже белый цветок на плетне Возле дома, где не стало хозяйки, Холодом обдал меня. (Басе) [137, с. 740, 741, 745].   Один и

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Японская культура возникла и окончательно оформилась в период средневековья, но в ее основании лежат древние взгляды, отраженные в мифологии, религии синто, отнош

Предпосылки и причины возникновения ислама
    Великий поэт Востока Омар Хайям писал:   Тот гончар, что слепил чаши наших голов, Превзошел в своем деле любых мастеров. Над

Сущность мусульманского вероучения
Ислам— самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя

Нравственные ценности ислама
    Трудно найти более нормативную религию, чем ислам. В его составе, кроме главных книг, существует также на их основе созданный шариат (“надлеж

Наука и искусство
    В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманский мир дал миру вел

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. История восточной культуры начиналась с культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура ислама, в которой можно проследить и вы

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
  Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость каждой культуры. Но помимо разделяю

Возникновение греческой культуры и ее периодизация
    Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причи

Культура греческого полиса
    Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывался широкий обзор всей прилегаю

Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
  Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство — это “второй рай человеческого духа,

Философия — научная система Греции
    Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошл

Культура эпохи эллинизма
    Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали при

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
    У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что

Рим царей — истоки и основания грядущего величия
 

Римская республика — гражданское общество
    В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жесток

Блеск и нищета римской империи
    Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, были благоразумны и умеренны в способ

Римская духовная культура: через философию к христианству
  Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной ж

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
  Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим конц

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
    Становление культуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый. Римские легионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.

Между Востоком и Западом
    В 395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя своими сыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию —

Духовная культура Византии и ее противоречия
    Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны для всего общества в целом. Прежде всего, это влияния Востока и Запада, обусловл

Художественная культура Византии
    Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной сторо

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от Римского государства к новым государствам, новым формам цивилизации, новому образу жиз

Основные факторы становления культуры средних веков
    По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смер

Наследие варварства в средневековой культуре
    Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень

Особенности менталитета средневекового человека
    Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не та

Рыцарская культура в системе культуры средневековья
    Особое место в средневековой культуре занимали рыцар

Образование и образованность в средние века
  После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются

Культура средних веков и христианство
    Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела в ней столь же сильное влияние, как и в Византии. В начале XI века христианское обществ

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мир

Проблема Возрождения” в культурологии
    Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.

Истоки и основания культуры Ренессанса
    Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого вре

Сущность гуманизма эпохи Возрождения
    Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот

Эпоха Возрождения и религия
    Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунто

Особенности искусства и науки Ренессанса
  Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталки

Специфика начала Нового времени
    В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (

Новое время — век новой науки
  Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не значит опровергнуть”, и почему так

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства. 2. В Европе Новое время обнаруживает себя

Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
  В начале следующего, XIX века великий французский поэт Беранже (1780—1857), выросший на обломках Великой французской революции, напишет:   Господа! Есл

Естественный человек” эпохи Просвещения
    Англия, Франция и Германия — основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и

Искусство века Просвещения
    Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь и

Последний парадокс эпохи
    Просветители довольно рано стали и сами осознавать некоторую ограниченность своих упований на знания, разум, воспитание людей. Первоначальная убежденность в том, что

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной

Великая философия великого века
    Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вош

Золотой” век искусства
    В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. Почему же так многолюден Олимп этого времени?

Человек на грани времен
  XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот,

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Европейская культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики. В центре этих процессов находятся во

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
    Русский поэт начала XX века С. Есенин (1895—1925) писал:   Лицом к лицу лица не увидать, Большое видится на расстояньи.

Век техники: добро и зло
    Европа, как и другие регионы, пришла к XX веку с огромным количеством новых и новейших сведений о мире. В конце прошлого века разрушились представления о неделимости

XX век: человек в мире и мир человека
    Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм(антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мирозда

Искусство XX века: традиции и новаторство
  Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру ка

Массовая культура — порождение XX века
    Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурн

Постмодернизм — культура конца XX века
    Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. XX век стал веком противостояний и потрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями; противостояние государств и государственных систем

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
    Итак, мы закончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достигло человечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, и Вселенная

НАЧАЛО НАЧАЛ
    Любая культура начинается с осознания людьми своего места в мире и своих истоков. На пороге первой мировой войны Валерий Брюсов (1873—1924) написал:

Появление государства российского
  Повесть о начале Русской земли упоминает о первой форме политической организации общества в отличие от общинной — городовой области,

Материальная культура раннего периода
    Русь сложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такие мощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторые страны В

Начало русской литературы: фольклор
  Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, что существование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, а записи устного народн

Летописание
  Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известны

Архитектура и искусство Древней Руси
  В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой пос

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. Культура Древней Руси принадлежит к разряду “поздних” культур, сформировавшихся в период средневековья. Так же, как и многие культуры, славянская сложилась на базе объединения ра

От язычества к христианству
  Древнерусское язычество, с точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христ

Господин Великий Новгород
  К XII веку Россия насчитывала множество богатых городов — Чернигов, Полоцк, Галич, Смоленск, Суздаль, Владимир и другие. Недаром скандинавы называли Северо-Западную Русь Гардарик

Архитектура и живопись домонгольского периода
  Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, к

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы — в Н

Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков
    Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой? Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали воспевать богатырей

Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
  Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале — упадка, затем — воссоздания, совпавшего с объединением ру

Духовная культура XIII—XV веков
    Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Ко

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Среди причин удельной раздробленности российских княжеств, помимо прочего, был особенный характер наследования власти, который вносил рознь в отношения между княз

Политическая ситуация: эпоха перемен
  Ко времени освобождения Руси от завоевателей произошло несколько важных событий, определивших дальнейшее развитие Руси и ее культуры. За долгие годы зависимости идея объединения рус

Проблема человека в русской культуре
  К XV веку Западная Европа и Италия, в частности, переживали период в

Искусство и гуманизм
  Новый взгляд на человека и его место в мире породил и новый стиль в

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Российская государственность, определявшая практически все стороны жизни общества, в этот период стала самодержавной, еще более приблизив тип своей политической с

Смута: от политики до религии
  Объединение Руси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практически все слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве как о “третьем Р

Развитие образования и образованности
  Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию

Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
  С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. В истории русской культуры обращает на себя внимание тот факт, что в один, сравнительно короткий отрезок времени вмещаются значительные события, коренным образом меняющие облик э

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ
§ 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”   В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема по

Общественная мысль и мыслители XVIII века
  Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней

Развитие науки и российское Просвещение
  Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленн

Основные тенденции развития искусства
  В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Как и в Европе, в

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Петровская эпоха — время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества — от государственности до быта

Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
  Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились

Общественная и философская мысль
  В России сложилось так, что дворяне не считали для себя приличным заниматься наукой, тем более преподавательской деятельностью даже в университетах. Стать ученым (впрочем, как актер

Великое искусство XIX века
  Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно все

Становление русской журналистики
  История русской культуры непременно обращает внимание на то, что XIX век вырвался из медлительного и постепенного темпа жизни, — настолько он насыщен различными событиями. И хотя ко

Развитие науки и техники
  Начало научных школ в России также относится к прошлому, XVIII веку. Крупным научным центром с этого времени стал Петербургский университет, где работали многие европейские ученые,

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
    1. Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать

Предпосылки становления и контрасты начала века
  XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во в

Общественная мысль и философия в начале века
  В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считае

Русское искусство начала века
  Еще одна трагическая нота русской культуры звучит в искусстве этого

Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
  Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Снача

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
  1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйств

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
    Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней.

Темы для рефератов и выступлений
  1. Язычество и христианство в русской культуре. 2. Материальная и духовная культура Киевской Руси. 3. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре.

ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
    Великий Данте, заканчивая “Божественную комедию”, воскликнул:   “О, если б слово мысль мою вмещало!..”   Завершая книгу

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
(страницы указаны по печатному изданию)   А Абстракционизм 485 Аватара 181 Авидья 184 Автаркия 303 Адаптация 43 Азбуковники 561 Аксиол

ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
(мир культуры) Учебное пособие   Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин Редактор С. К. Макеенко Художественный редак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги