Римская республика — гражданское общество - раздел Культура, ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
В 510 Году До Н. Э. Был Изгнан Последний, Сед...
В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жестоко обращался с народом и патрициями, избавление от него не сулило ничего хорошего плебеям. Они видели в монархе основу общества и защиту от притеснений со стороны патрициев: реформы Сервия Туллия сделали плебеев полноправными, они получили возможность через центуриальные комиций выражать свои желания и интересы. Лишь патрициям, владевшим обширными землями, мешали цари, пытавшиеся упорядочить жизнь общества, После свержения монархии к власти пришли консулы, которые избирались исключительно из патрициев. Им принадлежала вся полнота высшей власти — imperium, но она ограничивалась сроком и тем, что выбирался не один консул, а два. Они избирались на год и правили по месяцам. Выборы осуществлялись центуриальными комициями. По-прежнему существовал сенат, и его роль усилилась. При царях это был всего лишь совещательный орган, в который входили представители аристократических фамилий, главы родов, заседающие в сенате пожизненно. При консулах, в период республики сенат постепенно присвоил себе контроль над решениями народного собрания и действиями консулов, которые сенат мог утвердить или отвергнуть.
Развитие римской культуры периода республики шло путем создания той формы государственности, что легла в основу цивилизации и сохранила свое значение до сих пор. Вслед за римской традицией мы будем в дальнейшем именовать должности в ней магистратом (лат. magistrates “должностное лицо, начальник”). Так, консулы — это два высших магистрата. Первоначально в помощь консулам избирались два квестора, управлявшие казной и участвовавшие в судебных разбирательствах, затем их число увеличилось (при Сулле — 20, при Цезаре — 40). С V века до н. э. квесторы стали представлять собой самостоятельный магистрат, во время военных походов они управляли казной войска. Кроме квесторов, существовали цензоры, проводившие ревизию имущества (ценза) граждан, в их обязанности входил надзор за возведением построек, отдача сбора налогов на откуп. Цензор следил за тем, как каждый гражданин выполняет свои обязанности по отношению к государству, что впоследствии привело к надзору за нравственностью и слежке за каждым римлянином под лозунгом защиты “старых добрых нравов”. Приговор цензора не мог быть обжалован, цензор же мог по своему усмотрению составлять списки сенаторов, исключая из него тех, кого считал недостойным. Впоследствии появилась должность военного трибуна с консульской властью, которую мог занимать и плебей.
Для организации управления обществом в экстремальных условиях избирался магистрат, наделенный чрезвычайными полномочиями, или назначалось должностное лицо со всей полнотой единоличной власти сроком на 6 месяцев — диктатор. К диктатуре прибегали лишь в периоды опасности для Рима.
Республика вела множество войн, которые почти не прекращались. Возникла необходимость организовывать управление завоеванными территориями. Рим основал для этого муниципии — города с самоуправлением. Там избирались собственные правители — дуумвиры, исполнявшие судопроизводство, а также аналогичный римскому сенату декурион. Население муниципий не участвовало в решении дел Рима и не получало римских должностей. Некоторые поселения имели ограниченное римское гражданство — без права голосования в народных собраниях и самоуправления. Для управления делами в такие города присылался из Рима префект.
Завоевания Рима создавали не только новые территории, но и новые проблемы. Римский плебс требовал участия в разделе завоеванных земель и расширения прав. Долгая борьба разрешилась победой плебеев после того, как они покинули Рим во время войны с эквами в 494 году до н. э. и ушли на Священную гору. Военная угроза вынудила патрициев к уступкам, после чего римские плебеи получили право на своих собраниях — плебисцитах — избирать 2—4, а позднее 10 народных трибунов. Долгое время они не были должностными лицами, а лишь выражали интересы плебса, останавливали то или иное решение магистратов или сената и пользовались правом неприкосновенности. Решения, которые принимали трибуны, были обязательны лишь для плебса. Долговременная борьба римского плебса за свои права закончилась тем, что с 367 года до н. э. один консул мог быть плебеем, а в 332 году до н.э. один из плебеев стал даже цензором.
Постоянная борьба плебеев за расширение своих прав привела к созданию правовых норм Рима. Коллегия из 10 должностных лиц — децемвиров (лат. decemviri “десять мужей”) составила знаменитые “Законы XII таблиц” (451 г. до н. э.); они были записаны на медных пластинах и выставлены на главной площади Рима — Форуме. В них еще не разделялись гражданское, уголовное и процессуальное права, но уже были положены основания для них. Подробно рассматривались права наследования: лишение сына наследства должно было утверждаться на народном собрании; после троекратной продажи отцом сына в рабство сын получал право независимости от отца; родители должны были обеспечить будущее своих детей и дать приданое дочерям и др. Жестоко карались кражи и любые покушения на собственность, причем наказания для свободного и раба были различны. Множество законов было связано с долговым правом, согласно которому кредитор мог распоряжаться не только имуществом и свободой должника, но и его жизнью. Справедливость по отношению к должникам была представлена правилами, на основании которых патрон, обманувший своего клиента, предавался проклятию. Запрещалось передавать землю в собственность храмам, “что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества” [101, с. 393]. Специально оговаривалось равенство каждого перед законом, и это было особенностью римских законов по отношению ко всем законам, создававшимся ранее, например, Ашшурбанипалом или Хаммурапи. Таким образом, культура Рима в период республики преуспела в создании государственного аппарата и права, которым нет аналогов ни в одной ранней культуре.
Еще одна сфера, связанная с институтом римского государства, приобрела в Риме необходимую для государственного элемента системную целостность — это военная организация. Можно сказать, что Рим целиком представлял собой военную систему. Каждый гражданин Рима в возрасте от 17 до 46 лет должен был в случае необходимости участвовать в военной службе. “Обычно римская армия состояла из 4 легионов (лат. legere “собирать”; легион — первое название всего римского войска.— А. Б.), в каждый из которых входило 4200 человек пехоты и 300— конницы... На 3000 тяжеловооруженных пехотинцев приходилось 1200 легковооруженных, сражавшихся в кожаных шлемах, с короткими копьями и легкими плетенными щитами” [160, 194]. Все римское войско было разбито на особые подразделения — манипулы (лат. manipulus “горсть”), имеющие особые значки, часто в виде орла; воины группировались вокруг этих значков и, следовательно, ни в ходе военных действий, ни во время марша или в лагере не было никакой неразберихи. Лагерь строился после каждого дневного перехода и обустраивался со всей римской серьезностью и тщательностью, окружался рвом, валом и другими видами внешней защиты; ставились палатки главнокомандующего и квесторов. В центре сооружался помост — трибунал, с которого командующий обращался к воинам. Дисциплина поддерживалась системой наказаний и поощрений. Среди поощрений был обычай вешать на грудь специальные медные дощечки, напоминающие ордена, на руку надевались медные браслеты в несколько витков, венчали дубовыми венками, а тот воин, кто первым поднимался на стену вражеского города, получал золотой венец. Среди почестей для военачальников следует назвать триумф и овацию. Триумфа удостаивался полководец за расширение границ государства или особо важные победы. Если победа была менее значительной, то победитель удостаивался не лаврового, а миртового венка, это чествование называлось овацией.
Преуспев в создании государства и военном деле, римляне не избежали гражданских войн. В провинциях царил произвол, наместники грабили население в свою пользу, ведь нужно было содержать не только наместника, но и его свиту и войско. Сам Рим как государство также выступал все более грабительским по отношению к завоеванным территориям. Римляне, которые прежде захватывали скот и оружие, начали вывозить золото, мраморные статуи, драгоценности.
В Рим хлынули огромные потоки рабов, продающихся все дешевле и дешевле, поэтому многие стали считать, что прокормить раба дороже, чем купить нового. Именно в Риме рабовладение выражалось самым отчетливым образом и применялось практически во всех отраслях деятельности. В трактате “О земледелии” Катон Старший говорит о том, что раб должен постоянно быть занят работой в будни и праздники, в хорошую погоду и ненастье, рабу нужно, по его словам, давать меньше пищи, а больного и старого лучше вовсе не кормить. Именно ему принадлежат такие изречения: “Леность — мать всех пороков”; “Труд удерживает раба от воровства” [135, с. 44, 87].
Для армии война — средство наживы, и воины становятся менее подвижными, настолько отягощены они добычей. Победители захватывают и земли, становясь землевладельцами. Это усиливает столкновения внутри римского общества, поскольку прежний правящий слой Рима — нобилитет (лат. nobilitas “слава, родовитость”) стремится преградить таким скоробогатеям доступ к власти. Появляется закон о том, что начинать карьеру можно с 28 лет: после 10 лет военной службы нужно было пройти низшие ступени должностной власти и только после 43 лет — претендовать на консульство. Вместе с ограничениями начинается борьба за власть, которую старые аристократы стремятся удержать, причем в ход идут связи, взятки, поддержка клиентов (у кого их больше, тот и оказывается в выигрыше),— словом, все то, что в нынешнее время именуется коррупцией. Можно сказать, что Рим буквально изобрел саму политическую борьбу и различные ее способы, многие из которых вошли в традицию настолько, что трудно отыскать их видимые корни.
Стоит отметить, что не только умение воевать за власть и мировое пространство сделало Рим великой державой, а римскую культуру — великой культурой. Все перипетии римской истории создали ценности, характерные для римского общества и впоследствии прославляемые историками, политиками и поэтами. Байрон напишет, спустя века, в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”:
О Рим! Не ты ль изведал торжество
Трехсот триумфов! В некий день священный
Не твой ли Брут вонзил кинжал в того,
Кто стать мечтал диктатором вселенной!
Тит Ливий, да Вергилий вдохновенный,
Да Цицерон — в них воскресает Рим.
Все остальное — прах и пепел бренный,
И Рим свободный — он неповторим!..
[22,т. 1, с. 276].
В этих стихах сконцентрировано все, чем славен Рим, все, что отличало римлянина от представителя любой другой культуры. Простое перечисление достоинств римлянина окажется немногочисленным: мужество, справедливость, свобода, почтение к предкам и их заслугам. Но главным было качественное своеобразие этих особенностей.
Мужество (virtus), порожденное в многочисленных войнах, требовало честности, непреклонности в испытаниях, верности долгу и данному слову, трудолюбия и выносливости. Известна легенда о Муции Сцеволе (лат., греч. “левша”), попавшем в плен во время войны с этрусками: он сжег на огне правую руку, показывая противнику, что никакие пытки не заставят его изменить долгу. Мужество присуще не только воину, но и земледельцу и вообще гражданину. В такой форме virtus выступает как добродетель, к которой должен стремиться любой римлянин.
Форум Романум
Справедливость (ius) часто ставилась даже выше мужества. Римский поэт и историк Энный (239—169 до н.э.) устами одного из героев, Приама, говорит, что мужеством могут обладать “и дурные люди, но они всегда презирают справедливость, верность долгу и клятве” [156, т. 1, с. 26]. Наградой за выполнение долга были всеобщий почет и публичное одобрение.
К свободе (libertas) в Риме было особое отношение. В результате войн здесь появилось огромное количество рабов, считавшихся не людьми, а лишь “говорящими орудиями труда”. Поэтому рабство было альтернативой для римлянина: личная свобода — первое, что отличало гражданина от раба. Для римлянина была нежелательна любая зависимость,— денежный долг, услуга или иное обязательство, ибо он понимал, что это — форма несвободы. “Человек, работавший за плату, сидевший на тех или иных правах на чужой земле, кому-то чем-то обязанный... хотя и был юридически равноправен, полностью свободным считаться не мог” [там же. с. 27). Так, клиенты брали на себя обязательства поддерживать патрона в его делах, в голосовании за него в народном собрании, и это отнимало у них право на собственное мнение. Но, главное, свобода для римлян — это свобода от тирании, царской власти.
На этих принципах и держалась аристократическая республика Рима (res publica, res populi, res communis — “дело народа” — говорил Цицерон). Чтобы гордиться своим обществом, нужна память о его заслугах, прежде всего — о заслугах рода, семьи перед Римом, пример прошлых добродетелей. Почитание главы рода для римлян — древний обычай. Еще в условиях общины считалось, что умерший глава рода становится божеством. Его похороны обставлялись торжественно: шли родственники в масках всех прежних глав фамилии, в речах упоминались все заслуги покойного перед общиной, а впоследствии — перед республикой или империей. Такое восхваление главы рода ничем не напоминало надписи на саркофагах фараонов: для Египта важны были личные достоинства умершего, для Рима — его общественная значимость, выражавшаяся в почете (honor), большем или меньшем — в зависимости от заслуг.
На основании памяти о великих деяниях предков складывается представление о великом прошлом Рима, создававшемся делами и жизнью достойных. Это прошлое должно было стать залогом еще более великого будущего. Так возник миф об особенной миссии Рима — города и государства в мире, отраженный в словах Вергилия о предназначении римлян. Этот же миф лежал в основе пристойного поведения — серьезного, гордого и медлительного. Смех, буйное веселье, поспешность и суета считались несовместимыми с обликом истинного римлянина. Все это, соединяясь с мужеством и чувством собственной избранности, принадлежности к великому римскому народу, составляло суть римского менталитета.
Однако, как писал в работе “Восстание масс” Хосе Ортега-и-Гасет, история не может ничему научить, но она может показать, чем горек путь ошибок прошлого. Для Рима этот путь ошибок, как и для каждой другой культуры и цивилизации, заложен в самой форме его существования — в бесконечном присвоении богатств мира, не созданных римлянами, превращении людей в рабов, и постепенно honor предков переходил в гонор и спесь завоевателей.
На гребне войн и захвата земель и других благ выделилось особое сословие — всадники, второе после сенаторов сословие Рима, которое стремилось к власти, обладая средствами и военной силой. Кроме того, армия начинает претендовать на влияние в обществе: долгое время в ней находились лишь представители имущих слоев. Но войны, рост городского населения, появление в нем разоренных и неимущих — пролетариев, которые не могли служить в армии, поскольку были слишком бедны,— все это заставило Рим во II веке до н. э. перейти к профессиональной армии. В профессиональную армию шла большая часть пролетариев, которые ожидали “...не только военной добычи, но и последующего наделения воинов участками земли” [160, с. 223].
Все эти слои населения претендовали и на место под солнцем, и на участие в системе магистратов. Это привело к политическим потрясениям, в результате чего республика вступила в период военных диктатур, со всеми их кровавыми последствиями. Самым жутким лицом среди военных диктаторов можно считать Суллу (138—78 до н.э.), провозгласившего себя диктатором на неопределенный срок вместо положенных 6 месяцев. Он составил списки — проскрипции (лат. proscriptio “письменное обнародование”), в которые внес своих политических противников: за убийство каждого полагалась награда 12 тысяч денариев, а рабы, доносившие на своих хозяев, получали свободу. Сулла пытался ограничить власть народных трибунов, отстранить от участия в делах всадников, вернуть власть аристократическому сенату. После смерти Суллы начались восстания в различных провинциях Рима (крупнейшее из них — восстание Спартака), что окончательно подорвало доверие к республике. Последний яркий всплеск республиканского Рима связан с именами Юлия Цезаря (102/100 — 44 г. н. э.) и Цицерона. Однако и они не смогли что-либо изменить в республике. Недовольство бедноты, восстания рабов, претензии разных сословий к сенату требовали единоличной власти. Цезарь сделал попытку перейти к ней, объявив себя пожизненным диктатором и трибуном, а также религиозным главой Рима — великим понтификом. Он пытался привлечь к себе мягкостью обхождения, обширной программой реформ, но заговор оборвал его жизнь.
Все безобразие вырождения показал последующий период существования Рима: стремление к власти не ради блага общества, а ради личного обогащения. “Никакая жертва не казалась чрезмерной, чтобы занять должность... консула... Поскольку избрание магистрата во многом зависело от голосов городской бедноты, то было принято заранее привлекать ее на свою сторону в обмен на устроенные для горожан пышные празднества с играми и раздачей хлеба, вина или масла, а также путем прямого денежного подкупа... Существовала целая система посредников между кандидатом и избирателями, занятых раздачей хлеба — до и после выборов и отнюдь не скрывавших своей деятельности” [156, с. 238]. Суммы подкупов были огромны (Цицерон в одном их своих писем называет сумму в 10 млн сестерциев). “К выборам начинали готовиться заблаговременно, обдумывая все возможные перипетии избирательной кампании, мобилизуя друзей и устанавливая выгодные связи с влиятельными людьми... Предвыборная агитация не должна ограничиваться Римом, но надлежит охватить и жителей муниципиев, колоний и префектур. Необходимо обещать помощь всем, ...выглядеть любезным и безмятежно спокойным; к каждому на улице обращаться по имени, прибегая для этого к помощи раба-номенклатора, нашептывающего на ухо хозяину имена всех встречных. Кандидату следует всегда появляться в сопровождении как можно более многочисленной свиты, чтобы производить впечатление человека, у которого великое множество друзей. В открытой политической полемике римляне не останавливались ни перед чем, обвиняя противников во всевозможных преступлениях и извращениях” [там же, с. 239, 240]. К этой картине остается добавить еще и то, что в Риме, который прежде Ценил свою свободу и независимость, появляется термин accipere — “брать” (имеется в виду взятка), даже в глазах варваров Рим выглядит городом, который может купить всякий, кто захочет это сделать.
Политический кризис сопровождался распадом семейных отношений, причем политика вторглась даже в сферу семьи: браки могли заключаться по политическим мотивам, поэтому огромно число разводов, супружеских измен, убийств внутри семьи. Столь бесславно окончила свои дни некогда великая римская республика, но все свои сильные и слабые стороны Рим еще раз обнаружил в период империи.
Все темы данного раздела:
Быстрова А. Н.
Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е
Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора
Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательств
ОТ АВТОРА
У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ее истоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных спорах молодости сложилось пред
Уолт Уитмен
Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, нали
ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Уже с самых древних времен появляется взгляд на человека как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом: “Человек подобен небу и земле...”, “Чел
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природно
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Изучение любого явления обычно начинается с его определения. Дать определение — значит очертить границы рассматриваемого явления, за пределами которых мы имеем дело уже с чем-то ины
Культура как результат человеческой деятельности
Среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого до наиболее узкого
Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. Всистеме надприродного опр
Аксиологическое (ценностное) определение культуры
В свете аксиологического[4] определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того,
Нормативное определение культуры
Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается
Культура как деятельность
Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность.
Деятельностью
Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для мате
Культура — системная целостность
Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие.
Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систе
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которо
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так ж
Материальная культура
Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт
Культура производства
Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияе
Культура быта
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в ко
Физическая культура
Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть свои
Духовная культура
Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиям
Интеллектуальная культура
Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок,
Культура речи
Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”. Действительно, тот, кто ясно мыслит, яс
Мораль как явление культуры
Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характер
Искусство как явление культуры
В греческой мифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всего прочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки с самых ранних времен пон
Религия как явление культуры
Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.
В религии заложен особый опыт человечества, связа
Наука как явление культуры
В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обоб
Материально-духовные виды культуры
Некоторые теоретики [143] выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную.
Экономическая культура содер
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообраз
Природа и культура
Русский поэт XX века Николай Заболоцкий (1903—1958), написавший множество вдохновенных стихов о природе, в одном из них говорит:
С ут
Природа и восточная культура
Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений
Природа и западная культура
Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь сами природные условия
Адаптивная функция
Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обще
Культура и цивилизация
Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация ввел в употребление шотланд
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обу
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как понимали термин “культура” в той
Темы для рефератов и выступлений
1. Происхождение и формирование понятия “культура”.
2. Культура и природа.
3. Структура культуры.
4. Основные функции культуры в обществе.
5. Кул
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцве
Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалина
Основные этапы развития первобытной культуры
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая глав
Специфика архаического сознания
Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится ан
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования
Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
“На всей земле был один язык и одно наречие.
Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и о
У истоков древней мифологии
Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны
Глиняная поэзия” Древнего Востока
Междуречье — родина не только первых в истории челов
Наука и техника древнего Двуречья
Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этог
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек яв
Египет — культура “речной” цивилизации
Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает
Пирамида как символ египетской культуры
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Сакк
Религия Древнего Египта
В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие автор
Искусство,наука и техника в Древнем Египте
С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество помещений, стены покрывались не то
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Связь культуры Египта с “речной цивилизацией” привела к централизации власти, появлению соответствующих государственных институтов, развитию различных профессий, необходимых для
Индийская культура в контексте восточных культур
В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не
Социальная структура Индии
Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение индийской куль
Основные направления духовной культуры Индии
Трудно сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в “далекой Индии чудес”, но можно предположить, что это
Образ жизни и менталитет индийского общества
Как уже говорилось, с течением времени внутри варн происходили изменения. Например, некоторые брахманы становились воспитателями, лекарями и даже актерами. Появились
Искусство Индии
Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком аноним
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. В
Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и сос
Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и
Особенности менталитета китайского общества
В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и
Специфика художественной культуры Китая
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Китайская культура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Любое новшество могло войти в
Государство и люди Страны Восходящего Солнца
Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:
На полях, что лежат предо мною,
Я вижу, как
В единстве с природой: религия и эстетика Японии
Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то
Японская художественная культура
Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления японцев о природе островов, страх перед стихиями и восхищение ими. Вулканы и тайфуны, моря
Осиротевшему другу
Даже белый цветок на плетне
Возле дома, где не стало хозяйки,
Холодом обдал меня.
(Басе)
[137, с. 740, 741, 745].
Один и
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Японская культура возникла и окончательно оформилась в период средневековья, но в ее основании лежат древние взгляды, отраженные в мифологии, религии синто, отнош
Предпосылки и причины возникновения ислама
Великий поэт Востока Омар Хайям писал:
Тот гончар, что слепил чаши наших голов,
Превзошел в своем деле любых мастеров.
Над
Сущность мусульманского вероучения
Ислам— самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя
Нравственные ценности ислама
Трудно найти более нормативную религию, чем ислам. В его составе, кроме главных книг, существует также на их основе созданный шариат (“надлеж
Наука и искусство
В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманский мир дал миру вел
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. История восточной культуры начиналась с культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура ислама, в которой можно проследить и вы
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость каждой культуры. Но помимо разделяю
Возникновение греческой культуры и ее периодизация
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причи
Культура греческого полиса
Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывался широкий обзор всей прилегаю
Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство — это “второй рай человеческого духа,
Философия — научная система Греции
Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошл
Культура эпохи эллинизма
Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали при
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что
Рим царей — истоки и основания грядущего величия
Блеск и нищета римской империи
Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, были благоразумны и умеренны в способ
Римская духовная культура: через философию к христианству
Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной ж
Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим конц
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Становление культуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый. Римские легионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.
Между Востоком и Западом
В 395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя своими сыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию —
Духовная культура Византии и ее противоречия
Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны для всего общества в целом. Прежде всего, это влияния Востока и Запада, обусловл
Художественная культура Византии
Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной сторо
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от Римского государства к новым государствам, новым формам цивилизации, новому образу жиз
Основные факторы становления культуры средних веков
По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смер
Наследие варварства в средневековой культуре
Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень
Особенности менталитета средневекового человека
Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не та
Рыцарская культура в системе культуры средневековья
Особое место в средневековой культуре занимали рыцар
Образование и образованность в средние века
После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются
Культура средних веков и христианство
Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела в ней столь же сильное влияние, как и в Византии. В начале XI века христианское обществ
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мир
Проблема Возрождения” в культурологии
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.
Истоки и основания культуры Ренессанса
Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого вре
Сущность гуманизма эпохи Возрождения
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот
Эпоха Возрождения и религия
Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунто
Особенности искусства и науки Ренессанса
Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталки
Специфика начала Нового времени
В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (
Новое время — век новой науки
Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не значит опровергнуть”, и почему так
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства.
2. В Европе Новое время обнаруживает себя
Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
В начале следующего, XIX века великий французский поэт Беранже (1780—1857), выросший на обломках Великой французской революции, напишет:
Господа! Есл
Естественный человек” эпохи Просвещения
Англия, Франция и Германия — основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и
Искусство века Просвещения
Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь и
Последний парадокс эпохи
Просветители довольно рано стали и сами осознавать некоторую ограниченность своих упований на знания, разум, воспитание людей. Первоначальная убежденность в том, что
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной
Великая философия великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вош
Золотой” век искусства
В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. Почему же так многолюден Олимп этого времени?
Человек на грани времен
XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот,
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Европейская культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики. В центре этих процессов находятся во
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Русский поэт начала XX века С. Есенин (1895—1925) писал:
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи.
Век техники: добро и зло
Европа, как и другие регионы, пришла к XX веку с огромным количеством новых и новейших сведений о мире. В конце прошлого века разрушились представления о неделимости
XX век: человек в мире и мир человека
Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм(антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мирозда
Искусство XX века: традиции и новаторство
Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру ка
Массовая культура — порождение XX века
Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурн
Постмодернизм — культура конца XX века
Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XX век стал веком противостояний и потрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями; противостояние государств и государственных систем
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Итак, мы закончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достигло человечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, и Вселенная
НАЧАЛО НАЧАЛ
Любая культура начинается с осознания людьми своего места в мире и своих истоков. На пороге первой мировой войны Валерий Брюсов (1873—1924) написал:
Появление государства российского
Повесть о начале Русской земли упоминает о первой форме политической организации общества в отличие от общинной — городовой области,
Материальная культура раннего периода
Русь сложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такие мощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторые страны В
Начало русской литературы: фольклор
Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, что существование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, а записи устного народн
Летописание
Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известны
Архитектура и искусство Древней Руси
В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой пос
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Древней Руси принадлежит к разряду “поздних” культур, сформировавшихся в период средневековья. Так же, как и многие культуры, славянская сложилась на базе объединения ра
От язычества к христианству
Древнерусское язычество, с точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христ
Господин Великий Новгород
К XII веку Россия насчитывала множество богатых городов — Чернигов, Полоцк, Галич, Смоленск, Суздаль, Владимир и другие. Недаром скандинавы называли Северо-Западную Русь Гардарик
Архитектура и живопись домонгольского периода
Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, к
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы — в Н
Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой? Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали воспевать богатырей
Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале — упадка, затем — воссоздания, совпавшего с объединением ру
Духовная культура XIII—XV веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Ко
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Среди причин удельной раздробленности российских княжеств, помимо прочего, был особенный характер наследования власти, который вносил рознь в отношения между княз
Политическая ситуация: эпоха перемен
Ко времени освобождения Руси от завоевателей произошло несколько важных событий, определивших дальнейшее развитие Руси и ее культуры. За долгие годы зависимости идея объединения рус
Проблема человека в русской культуре
К XV веку Западная Европа и Италия, в частности, переживали период в
Искусство и гуманизм
Новый взгляд на человека и его место в мире породил и новый стиль в
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Российская государственность, определявшая практически все стороны жизни общества, в этот период стала самодержавной, еще более приблизив тип своей политической с
Смута: от политики до религии
Объединение Руси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практически все слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве как о “третьем Р
Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию
Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. В истории русской культуры обращает на себя внимание тот факт, что в один, сравнительно короткий отрезок времени вмещаются значительные события, коренным образом меняющие облик э
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ
§ 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема по
Общественная мысль и мыслители XVIII века
Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней
Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленн
Основные тенденции развития искусства
В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Как и в Европе, в
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Петровская эпоха — время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества — от государственности до быта
Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились
Общественная и философская мысль
В России сложилось так, что дворяне не считали для себя приличным заниматься наукой, тем более преподавательской деятельностью даже в университетах. Стать ученым (впрочем, как актер
Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно все
Становление русской журналистики
История русской культуры непременно обращает внимание на то, что XIX век вырвался из медлительного и постепенного темпа жизни, — настолько он насыщен различными событиями. И хотя ко
Развитие науки и техники
Начало научных школ в России также относится к прошлому, XVIII веку. Крупным научным центром с этого времени стал Петербургский университет, где работали многие европейские ученые,
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать
Предпосылки становления и контрасты начала века
XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во в
Общественная мысль и философия в начале века
В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считае
Русское искусство начала века
Еще одна трагическая нота русской культуры звучит в искусстве этого
Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Снача
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйств
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней.
Темы для рефератов и выступлений
1. Язычество и христианство в русской культуре.
2. Материальная и духовная культура Киевской Руси.
3. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре.
ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
Великий Данте, заканчивая “Божественную комедию”, воскликнул:
“О, если б слово мысль мою вмещало!..”
Завершая книгу
Для подготовки зачетов и рефератов
1. Абеляр П. Теологические трактаты.— М.: АО ИГ “Прогресс”, “Гнозис”, 1995.
2. Августин Аврелий. Исповедь,— М.: Республика, 1992.
3. Алексеев В. П
ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
(страницы указаны по печатному изданию)
А
Абстракционизм 485
Аватара 181
Авидья 184
Автаркия 303
Адаптация 43
Азбуковники 561
Аксиол
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
(мир культуры)
Учебное пособие
Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин
Редактор С. К. Макеенко
Художественный редак
Новости и инфо для студентов