Культура эпохи эллинизма - раздел Культура, ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”
Сущность Нового Качества Эпохи Эллинизма Сост...
Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены прежние нормы во всем: в повседневной жизни, в традициях, в государственности, в искусстве. В повседневности человек оказался незащищенным от воздействия стихий общественной жизни, полисное государство сменилось единовластным правлением сначала Филиппа Македонского (отца Александра), а потом и Александра Великого, искусство же все более обращало внимание на реального человека во всей его обыденности. Если в период классики раб не мог быть героем художественного произведения, то в эпоху эллинизма хилый и изможденный раб-нубиец или старый рыбак становятся привычными персонажами. Искусство этого времени лишается гармонии духа и тела, оно как бы вглядывается в черты лиц стариков, в облик страдания, борьбы или смерти. Храм Зевса в Пергаме знаменит огромным фризом длиной 120 метров, изображающим борьбу богов и гигантов — олицетворения грозных неведомых людям сил. Переплетенные в смертельной схватке тела, искаженные напряжением лица, во всех фигурах — нечто чрезмерное, непостижимое, “превышающее волю и возможности личности” [246, с.125]. Греческое искусство периода классики сочло бы такие произведения слишком вульгарными.
Правда, существуют и другие взгляды на искусство эпохи эллинизма. Например, Винкельман поделил все античное искусство на четыре этапа: “древнейшее искусство” — период архаики; “высокое” искусство — период классики, искусство периода расцвета афинской демократии; третий этап — “прекрасный” — эпоха эллинизма. Четвертый этап — “подражательный” — включил в себя искусство Рима, которое он считал несамостоятельным [58]. Винкельман справедливо связывает эллинизм с прекрасным искусством, обращаясь к тем его образцам, которые до сих пор олицетворяют собой величественность и порыв — к скульптурному изображению Афродиты Милосской и знаменитой Нике Самофракийской. Традиция не может исчезнуть мгновенно. Она продолжает жить, может быть, как мечта или надежда, но уже перестает выражать потребности и сущность своего времени, даже оставаясь прекрасной. “...В этих статуях заканчивало свою историю античное искусство, олицетворившее в человеке красоту и гармонию всего мироздания” [246, с. 126]. В изменившихся условиях жизни прежние нормы и традиции начинают выглядеть все более формальными, теряя свой внутренний нерв, то, что пифагорейцы называли “музыкой сфер”. Появляются поддерживающие традицию, прекрасные по форме, но сухие, неодухотворенные творения, такие, как знаменитая “Камея Гонзага”— портрет Птолемея II Филадельфа и Арсинои, вырезанная из трехслойного сардоникса. Уже в этом творении искусного мастера утрачены духовный мир и духовная сила античного скульптурного портрета.
Искусство эллинизма, исчерпав свою прежнюю форму, не могло больше создавать образ богоподобного человека, поскольку он, получив возможность стать обывателем, устранился от политических проблем и начал жить жизнью частного лица. “В демократических Афинах... разъединение частного и общественного было немыслимо: общественная деятельность для афинского гражданина сливалась с его личными интересами, а эгоизм частного лица, уклоняющегося от общественных обязанностей, рассматривался чуть ли не как преступление. В эллинистических монархиях дело изменилось: в этих больших государствах отдельный человек незаметен, его влияние на общественную жизнь понижается” [99, с. 96].
Если искусство переосмысляет место и роль человека в обществе, то философия делает проблему человека, его отношения с миром и обществом, смысл жизни центральной в своих рассуждениях. Исторические катаклизмы, которые смели греческую классику, лишили уверенности и чувства защищенности человека, “ликом подобного богам”. Антисфен из Афин, основатель философской школы киников, на вопрос, о чем человек должен мечтать, ответил: “О том, чтобы умереть счастливым” [325, с. 70]. Эпохой раньше философия могла рассматривать человека как меру всех вещей (Протагор). Теперь же человеку приходится искать смысл в самом себе, и для этого ему нужно либо “отодвинуть” мир от себя, либо самому отстраниться от мира.
Их духовный отец, Сократ, предполагал, что достоинство и свобода человека состоят в том, чтобы не зависеть от собственных потребностей, имея в виду тщеславную погоню за наслаждениями и модой. Но чувственные радости Сократ не считал порочными. Антисфен и сторонники кинизма считают любое удовольствие — пороком, злом, а потому, говорят они, нужно отказаться от всех радостей мира: семьи, дома, дружбы, отношений с людьми, богатства. Мудрец для Антисфена — это тот, кто отверг все, что несет с собой цивилизация, живет совершенно “естественной” жизнью, достиг автаркии (“самодостаточность”): “Мудрец сам себе довлеет, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему. Безвестность, как и труд,— благо” [11, с. 54]. Вопреки очень распространенным представлениям о том, что киники были совершенно лишены морали, заметим: киники (при некоторой примитивности своих взглядов) стремились определить добродетель как необходимое мудрецу качество, которое он предпочитает законам государства. Антисфен говорил: “Добродетель — оружие, которого нельзя отнять. Лучше с немногими добродетельными сражаться против всех дурных, чем со многими дурными против немногих честных” [там же]. Они считали справедливость главной добродетелью. Диоген Синайский (ок. 412—323 до н. э.) полагал, что только “справедливость дает душе несравненный покой... Тот, у кого справедливость в душе, не только многим приносит пользу, но больше всего самому себе, ибо не сделает попытки нанести себе хоть какое-нибудь оскорбление” [там же, с. 128].
Киники отвергали не мораль в принципе, а лишь официальную мораль, мораль общества, для которого человек перестал быть мерой всех вещей, а стал средством, перестал быть гражданином, став подданным. Диоген из Синопа, бросивший вызов нормам привычного поведения (по преданию, жил в бочке), действительно мог оскорблять и взоры, и слух современников. Несмотря на знатность происхождения, он всю жизнь был среди людей “второго сорта”. Не являясь коренным афинянином, Диоген учился в гимнасии, находящейся за пределами города, которая называлась Киносарг — “Резвые собаки” [153, с. 139]. “Кинос” — по-гречески “собака”, и это слово стало прозвищем Диогена. Как гласит молва, его однажды посетил Александр Македонский. Удивленный мудростью Диогена, он пообещал выполнить любое его желание, на что философ сказал: “Отойди, не заслоняй мне солнца”. Но вот еще одно его высказывание, достойное не любителя парадоксов и эпатирующего поведения, но настоящего мудреца: “Счастливым людям жизнь кажется лучше и потому смерть — тягостней, а те, кто живет в беде, жизнь переносят тяжелее, зато смерть принимают легче. А для тиранов и жизнь, и смерть тяжелее, чем для остальных, потому что живут они гораздо хуже тех, кто страстно стремится умереть, а смерти боятся так, как те, кто живет самой приятной жизнью” [11, с. 129].
Если киники считали, что удовольствие — причина страха смерти и потому оно нежелательно для мудреца, то другой философ, Эпикур, создавший целое направление в эллинистической философии — эпикуреизм, утверждал, что именно удовольствие, наслаждение является главным принципом жизни. В своих рассуждениях Эпикур связывал удовольствие с теми желаниями, которые может испытывать человек. Он делил желания на естественные и пустые, в свою очередь, естественные — на необходимые и только естественные, а необходимые — на необходимые для счастья, для спокойствия тела и для самой жизни. “Да, мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже нуждаемся в удовольствии. Потому-то мы называем удовольствие началом и концом счастливой жизни” [325, с. 127]. Но далее Эпикур говорит о том, что не всякое удовольствие есть благо: “...когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении..., но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог” [там же]. Такую свободу человеку дарует знание, поскольку только оно может освободить человека от ненужных предрассудков и необоснованных страхов: “Нашей жизни нужна уже не неразумная вера в необоснованные мнения, но то, чтобы жить нам без тревоги” [10, с. 247]. Благоразумие, которое Эпикур считает величайшим благом, для него дороже философии, поскольку дарует счастье, свободу от страха перед смертью. Но тем не менее именно философия освобождает от неведения: “Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья еще нет, или уже нет времени” [325, с. 125].
Еще одной попыткой найти способ существования в изменившемся мире эллинизма была философия стоицизма. Название школы произошло от греческого наименования портика одного из афинских зданий — stoa, где ее основоположник, ученик киника Кратета, Зенон из Китиона (333—262 до н. э.) читал свои лекции. Зенон и его ученики в своих этических взглядах определяли счастье человека как конечную цель жизни. Эта цель определяется Логосом (в значении “мировой разум”), пронизывающим весь мир; Логос для стоиков воплощался в природе и был законом природы. Только соответствие Логосу является добродетелью, а добродетель выступает как благоразумие, мудрость, знание о добре и зле. Мудрец стоиков — это человек, которого знания сделали бесстрастным, не зависящим от внешнего мира.
Бесстрастность стоика в том, что он “не падок до чего-либо. Есть и другая, дурная бесстрастность — человека черствого и жестокого... Добродетельные искренни и остерегаются казаться лучше, чем они есть: они не скрывают своих недостатков и не выставляют напоказ присущих им достоинств. Они не лицемерны и избегают притворства в голосе и выражении лица. Они сторонятся мирских дел, так как избегают делать то, что противно долгу” [325, с. 132]. Так писал другой Диоген — Лаэртский (III век до н. э.). Такое представление о добродетели предполагает добровольное следование судьбе, в этом своем следовании они всегда правы, так как действуют согласно Логосу и исходят при этом из невозможности поступать иначе. Логос в качестве космического закона выступает для каждого человека как внешняя необходимость. Мудрец может, пользуясь разумом, привести в соответствие с ней свой внутренний мир, это придаст ему силы выдерживать удары судьбы. (Отсюда в русском языке понятие “стоицизм” часто связывают с глаголом “стоять” — выстоять в трудных обстоятельствах). Наиболее ярко взгляды стоицизма проявились в культуре Рима.
Стоики первыми объявили себя гражданами мира, гражданами Вселенной — космополитами. С одной стороны, это название выражало связь каждого стоика с Космосом — Логосом — всеобщей природой, частью которого является любой человек, с другой стороны, в такой форме выразилось отношение к разрушению полисной системы и отчуждению человека. Ведь стоический тип космополита — это тип человека “отдельного” и отделенного от общества, а значит, одинокого.
Во всех философских школах эллинистического периода явственно звучит ощущение неуверенности в стабильности мира, чувство тревоги и поиск утраченного смысла. Наиболее полно это отразилось в трудах еще одной философской школы этого времени — скептицизма. В мире, где все стало зыбким и неустойчивым, невозможно утверждать что-либо наверное, тем более, что чувства обманчивы и не несут в себе истины, а многие суждения субъективны. Основатель этого философского направления Пиррон (365— 275 до н. э.) видел мудрость в том, чтобы воздерживаться от каких-либо суждений, поскольку любое суждение относительно и неполно. Пожалуй, в этом философском направлении особенно явно заметно крушение того целостного и гармонического Космоса, который был характерен для периода классики.
Человеческая мысль в любой, даже кризисный период времени сохраняет упорядоченность и определенность. Если общественная жизнь, политические условия существования общества не давали для этого оснований, то наука, которая всегда стремилась уменьшить уровень энтропии, утверждала себя в смелых гипотезах и открытиях. Именно эллинизм ознаменован успехами математики, астрономии, географии, возникновением ботаники. Уникальный научный центр, Мусейон (“место пребывания муз”), созданный в Александрии, объединил в своих стенах ученых, съезжавшихся в Александрию времен правления Птолемея I Сотера — “спасителя” (ок. 366—283 до н. э.). Здесь имелись все необходимые условия для работы: денежные пособия, прекрасные залы для дискуссий, ботанический сад, собрание различных животных — прообраз современных зоопарков и даже лаборатории для хирургов.
При Мусейоне была знаменитая библиотека — Александрийская, насчитывавшая, по словам современников, около 700 тысяч произведений. Мусейон для греческих ученых стал чем-то вроде университета, особой средой, в которой вызревали научные теории. Здесь трудились Евклид (ок. 365—300 до н. э.), разработавший метод элементарной геометрии; Гиппарх (190—125 до н. э.), создатель тригонометрии, ученый, описавший (еще до изобретения телескопа) более 850 звезд; здесь учился великий Архимед (ок. 287—212 до н. э.), преподавал Аристарх Самосский (кон. IV — первая пол. III века до н. э.), задолго до Коперника высказавший догадку о вращении Земли вокруг Солнца. Заведовавший библиотекой ученый Эратосфен (ок. 276—194 до н. э.), один из создателей научной географии, составил карту мира, пользуясь сеткой параллелей и меридианов. “Он наносил свои меридианы, соединяя пункты, в которых, как он знал, в один и тот же момент был полдень и которые, следовательно, имели одну и ту же долготу. Он проводил свои параллели, соединяя пункты, имеющие одинаковую широту, то есть такие, у которых один и тот же угол горизонта с полярной звездой” [41, т. 3, с. 275]. Эратосфен сделал попытку при помощи математических вычислений, подкрепленных знанием расстояний между известными ему городами, вычислить длину земного шара по меридиану (ошибка в расчете оказалась весьма незначительной). Особое место в науке эллинизма по праву заняла медицина. Условия Мусейона позволили Герофилу (р. ок. 300 до н. э.), стороннику эмпирического знания, сделать буквально сенсационные для своего времени открытия. Он производил вместе со своими учениками вскрытие трупов, изучил систему кровообращения, научился отличать вены от артерий, отметил значение пульса в диагностике различных заболеваний, исследуя строение глаза, подошел к открытию нервной системы.
Многочисленные войны требовали от Греции периода эллинизма создания военной техники, что вызвало развитие механики. Не только Архимед, теоретик и изобретатель, но и Герон Александрийский (ок. I века), по прозвищу “Механик”, положили начала инженерной профессии. Герон в Мусейоне возглавлял школу инженеров, ученики которой занимались конструированием машин. В книге “Pneumatica” Герон описал работу паровой турбинки, созданной им за восемнадцать веков до вторичного ее “изобретения” Сегнером в виде знаменитого “сегнерова колеса”. Конечно, ее устройство было довольно примитивным, что видно на чертеже в его книге. Это изобретение было забыто, хотя и использовалось в различных автоматических игрушках вплоть до XVIII века.
Развитие наук и техники оказало влияние на строительство. “В регулярном плане городов с удобными просторными улицами находят место для обширных рыночных площадей, окаймленных портиками, театров, стадионов..., крытых зданий для городских советов и, разумеется, святилищ и храмов” [246, с. 116]. Города получают имена их основателей-монархов, а в центре города возвышаются их дворцы.
Предметом особой гордости многих городов были гигантские сооружения, такие, как Фаросский маяк в Александрии, высотой более 100 метров, считавшийся одним из семи чудес света. В это время, пожалуй, впервые города, а особенно Александрия, стали расти ввысь. Росло и их население, о чем писал поэт Феокрит (III в. до н. э.):
Боги, какая толпа! Ах, когда бы и как протесниться
Нам через весь этот ужас! Без счета — ну впрямь муравейник!
[115, с. 71]
В особенно населенных городах стали строить дома в несколько этажей, что запечатлели александрийские мозаики и модели. Архитектуре эллинистического периода, как никакой другой, присуще стремление к гигантским формам. Например, в городе Галикарнасе талантливый зодчий Пифей создал впервые в истории архитектуры Мавзолей для правителя и его жены. Это была пирамида из 24 ступеней, на вершине которой высилась традиционная скульптура — четверка коней в упряжке (квадрига). В Эфесе на месте сожженного Геростратом храма Артемиды был водружен новый храм — пышно украшенное огромное сооружение. И та, и другая постройка были причислены к семи чудесам света.
Вместе с художественной, философской, научной картиной мира должна была измениться и религия. Экзотические для греков восточные культы приходят на берега Эллады. Их множественность и пестрота отражают неуверенность в могуществе привычных богов. Многие восточные божества отождествлялись с знакомыми богами, но мистицизм восточных религий привлекал и завораживал. Египетскую богиню Исиду греки отождествили с Деметрой — богиней плодородия. Культ фригийской богини Кибелы — Матери-земли отождествлялся в сознании греков с культом Артемиды или Афродиты. Культы восточных богов были связаны с ежегодными мистериями (греч. myslerion “тайна, таинство”) — тайными религиозными обрядами, в которых участвовали только посвященные (мисты). Эти мистерии окружала некоторая таинственность, что, помимо новизны, придавало еще определенную остроту богослужению и обещало приобщить к вечной жизни богов и тех, кто оказался среди ее апологетов.
Другой новой для греков религией стал иудаизм с его верой в единого бога. Разрозненное население некогда объединенного полиса стремилось к упорядочению религиозных культов, к восстановлению единства, к объединению “в боге”, поэтому многие стали новообращенными — прозелитами. Стремление к религиозному единству выразилось и в строительстве храма всех богов — Пантеона. Эта тенденция если не объясняет, то, во всяком случае, проясняет некоторые причины прихода христианства именно в Грецию и Византию. Конечно, христианство во многом испытало на себе влияние греческой философии, но и стремление масс населения к единому богу, к чему-либо устойчивому в этом мире (и в том) сыграли свою роль.
Особый расцвет испытывает в период эллинизма поэзия, хотя она также сменила свое лицо. Литература греческой классики всегда выполняла некоторый долг перед полисом: она просвещала, порицала, прославляла, была частью полисной жизни, полисного мировоззрения. Поэзия эпохи эллинизма стала уделом избранных, стихи писали ученые, философы, филологи. Поэтому среди поэтических произведений можно найти трактаты: например, Арат (ок. 310—245 до н.э.) пишет поэму “Явления” (или “Феномены”), где излагает астрономические взгляды своих предшественников. Но поэзия не может быть исчерпана наукой. Весь образ жизни эллинистического общества обращал внимание поэта на множество мимолетностей, которые могли радовать ум и душу ценителя. Появляется большое количество любовных стихов, элегий, в которых эротика и ученость облечены в изысканную форму. Среди авторов, наиболее преуспевших в этом жанре, был Каллимах (ок. 300—ок. 240 до н. э.), глава александрийского поэтического кружка. Красота слога, легкость содержания делали поэзию удовольствием, доступным знатокам и ценителям. Но в эпоху эллинизма “умирают эпические жанры — трагедия и эпос, на смену им приходят “малые формы”: ...элегия, идиллия, ...расцветает жанр эпиграммы и легкой эротической анакреонтики” [345, с. 100].
Поэзия так же, как и философия, ищет способы ухода от тягот жизни. На этом пути расцветает талант Феокрита из Сиракуз, поэта, создавшего новый жанр поэзии. В наивных и легких стихах он описывает идиллии простой сельской жизни. Его пастухи, ведущие между собой приятные беседы и состязания в поэзии, во многом предвосхитили изящные пасторали “галантного” XVIII века. В этих небольших произведениях много деталей, подмеченных в реальности сельского быта, но далее этого Феокрит не идет. Жанр сельской идиллии, или буколика, воспевает любовь и природу, и эта поэзия “теперь не наталкивает читателя, как некогда, на то, как надо жить и умирать... Она уводит от жизни, уводит в царство забвения и наслаждения” [41, т. 3, с. 338]:
...И весело мы отдыхали.
Много вверху колыхалось, над нашей склонясь головою,
Вязов густых, тополей. Под ними священный источник,
Звонко журча, выбегал из пещеры, где Нимфы скрывались.
В тень забираясь ветвей, опаленные солнца лучами,
Звонко болтали цикады, древесный кричал лягушонок,
Криком своим оглашая терновник густой и колючий.
Жаворонки пели, щеглы щебетали, стонала голубка.
Желтые пчелы летали, кружась над водной струею —
Все это летом дышало и осенью пышной.
[115, с. 43, 44]
Культура Греции завершила свой цикл развития. Ее увядание было пышным, она вошла в память человечества, оставив ему взгляд на мир, уже лишенный целостности, приправленный горечью отчуждения, но и наполненный новой мудростью, которая найдет свое продолжение если не во всех, то во многих культурах Европы последующих веков.
Все темы данного раздела:
Быстрова А. Н.
Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е
Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора
Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательств
ОТ АВТОРА
У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ее истоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных спорах молодости сложилось пред
Уолт Уитмен
Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно простым. Чаще всего говорят, что это — правила поведения в обществе. Действительно, нали
ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ
Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Уже с самых древних времен появляется взгляд на человека как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом: “Человек подобен небу и земле...”, “Чел
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее как нечто, отличающееся от природно
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Изучение любого явления обычно начинается с его определения. Дать определение — значит очертить границы рассматриваемого явления, за пределами которых мы имеем дело уже с чем-то ины
Культура как результат человеческой деятельности
Среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого до наиболее узкого
Надприродное определение культуры
Наиболее распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. Всистеме надприродного опр
Аксиологическое (ценностное) определение культуры
В свете аксиологического[4] определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того,
Нормативное определение культуры
Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается
Культура как деятельность
Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность.
Деятельностью
Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)
Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для мате
Культура — системная целостность
Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие.
Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систе
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которо
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним, недостаточно знать только ее определения. Необходимы и иные ориентиры. Мир культуры так ж
Материальная культура
Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт
Культура производства
Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияе
Культура быта
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в ко
Физическая культура
Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть свои
Духовная культура
Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного человека и кончая гениальными открытиям
Интеллектуальная культура
Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок,
Культура речи
Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”. Действительно, тот, кто ясно мыслит, яс
Мораль как явление культуры
Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характер
Искусство как явление культуры
В греческой мифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всего прочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки с самых ранних времен пон
Религия как явление культуры
Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития.
В религии заложен особый опыт человечества, связа
Наука как явление культуры
В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по преобразованию природы, потребовавший обоб
Материально-духовные виды культуры
Некоторые теоретики [143] выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную.
Экономическая культура содер
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообраз
Природа и культура
Русский поэт XX века Николай Заболоцкий (1903—1958), написавший множество вдохновенных стихов о природе, в одном из них говорит:
С ут
Природа и восточная культура
Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений
Природа и западная культура
Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь сами природные условия
Адаптивная функция
Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обще
Культура и цивилизация
Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация ввел в употребление шотланд
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения, становления и развития культуры, обу
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как понимали термин “культура” в той
Темы для рефератов и выступлений
1. Происхождение и формирование понятия “культура”.
2. Культура и природа.
3. Структура культуры.
4. Основные функции культуры в обществе.
5. Кул
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцве
Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалина
Основные этапы развития первобытной культуры
Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая глав
Специфика архаического сознания
Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического мышления становится ан
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно культуру от способа существования
Месопотамия — колыбель древних цивилизаций
“На всей земле был один язык и одно наречие.
Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и о
У истоков древней мифологии
Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и расцвели многие легенды, мифы, верования и обычаи античности, с ними во многом связаны
Глиняная поэзия” Древнего Востока
Междуречье — родина не только первых в истории челов
Наука и техника древнего Двуречья
Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской культуры. Следует заметить, что это была лишь система знаний, но не наука в полном смысле этог
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные связи в обществе. Теперь человек яв
Египет — культура “речной” цивилизации
Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда не бывает ни снега, ни дождя, ни тумана, воздух сух, а земля бесплодна. Здесь протекает
Пирамида как символ египетской культуры
К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства пирамид, которые стали символом Египта не только потому, что их множество в Гизе, Сакк
Религия Древнего Египта
В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был, пожалуй, определяющим. Многие автор
Искусство,наука и техника в Древнем Египте
С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество помещений, стены покрывались не то
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Связь культуры Египта с “речной цивилизацией” привела к централизации власти, появлению соответствующих государственных институтов, развитию различных профессий, необходимых для
Индийская культура в контексте восточных культур
В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не
Социальная структура Индии
Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и определяющей уклад и образ жизни в Индии, невозможно достаточно полное рассмотрение индийской куль
Основные направления духовной культуры Индии
Трудно сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в “далекой Индии чудес”, но можно предположить, что это
Образ жизни и менталитет индийского общества
Как уже говорилось, с течением времени внутри варн происходили изменения. Например, некоторые брахманы становились воспитателями, лекарями и даже актерами. Появились
Искусство Индии
Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком аноним
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. В
Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и сос
Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм
В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим умеренность, почтительность, верность и
Особенности менталитета китайского общества
В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных (инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и
Специфика художественной культуры Китая
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Китайская культура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Любое новшество могло войти в
Государство и люди Страны Восходящего Солнца
Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:
На полях, что лежат предо мною,
Я вижу, как
В единстве с природой: религия и эстетика Японии
Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал — мира природы и мира человека. При этом то
Японская художественная культура
Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления японцев о природе островов, страх перед стихиями и восхищение ими. Вулканы и тайфуны, моря
Осиротевшему другу
Даже белый цветок на плетне
Возле дома, где не стало хозяйки,
Холодом обдал меня.
(Басе)
[137, с. 740, 741, 745].
Один и
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Японская культура возникла и окончательно оформилась в период средневековья, но в ее основании лежат древние взгляды, отраженные в мифологии, религии синто, отнош
Предпосылки и причины возникновения ислама
Великий поэт Востока Омар Хайям писал:
Тот гончар, что слепил чаши наших голов,
Превзошел в своем деле любых мастеров.
Над
Сущность мусульманского вероучения
Ислам— самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя
Нравственные ценности ислама
Трудно найти более нормативную религию, чем ислам. В его составе, кроме главных книг, существует также на их основе созданный шариат (“надлеж
Наука и искусство
В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманский мир дал миру вел
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. История восточной культуры начиналась с культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура ислама, в которой можно проследить и вы
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость каждой культуры. Но помимо разделяю
Возникновение греческой культуры и ее периодизация
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причи
Культура греческого полиса
Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывался широкий обзор всей прилегаю
Искусство Греции — непреходящая ценность культуры
Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство — это “второй рай человеческого духа,
Философия — научная система Греции
Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в основание многих сторон европейской культуры в самых различных ее областях. Так произошл
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали при
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что
Рим царей — истоки и основания грядущего величия
Римская республика — гражданское общество
В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый, который пришел к власти, убив Сервия Туллия. Но, несмотря на то, что царь жесток
Блеск и нищета римской империи
Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий, правивший Римом уже на закате его былого могущества, были благоразумны и умеренны в способ
Римская духовная культура: через философию к христианству
Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести абсолют, не связанный с земной ж
Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима
Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших некогда Апеннинский полуостров.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры. С самого зарождения и до своего крушения Рим конц
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Становление культуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый. Римские легионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.
Между Востоком и Западом
В 395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя своими сыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию —
Духовная культура Византии и ее противоречия
Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны для всего общества в целом. Прежде всего, это влияния Востока и Запада, обусловл
Художественная культура Византии
Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной сторо
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от Римского государства к новым государствам, новым формам цивилизации, новому образу жиз
Основные факторы становления культуры средних веков
По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский теоретик Жак Ле Гофф пишет: “Римская цивилизация покончила самоубийством, и в ее смер
Наследие варварства в средневековой культуре
Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской империи сопровождался разрушением городов, дорог, систем орошения, разорением деревень
Особенности менталитета средневекового человека
Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культура средних веков. Какие только противоположности не объединяются воедино на этом не та
Рыцарская культура в системе культуры средневековья
Особое место в средневековой культуре занимали рыцар
Образование и образованность в средние века
После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков (священнослужителей). Появляются
Культура средних веков и христианство
Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела в ней столь же сильное влияние, как и в Византии. В начале XI века христианское обществ
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры человечества, имеющая заслуги перед мир
Проблема Возрождения” в культурологии
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы.
Истоки и основания культуры Ренессанса
Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого вре
Сущность гуманизма эпохи Возрождения
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот
Эпоха Возрождения и религия
Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунто
Особенности искусства и науки Ренессанса
Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и полно во множестве популярных и на
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две мощные тенденции: античную и христианскую. Практически все мыслители этого времени, отталки
Специфика начала Нового времени
В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно (1548—1600). В этом же году поэт Оттавио Ринуччини (
Новое время — век новой науки
Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не значит опровергнуть”, и почему так
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства.
2. В Европе Новое время обнаруживает себя
Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения
В начале следующего, XIX века великий французский поэт Беранже (1780—1857), выросший на обломках Великой французской революции, напишет:
Господа! Есл
Естественный человек” эпохи Просвещения
Англия, Франция и Германия — основные действующие страны европейской культуры, им принадлежат главные достижения эпохи Просвещения, но их вклад в культуру различен и
Искусство века Просвещения
Искусство эпохи Просвещения, пронизанное идеями величия Разума, поисками Свободы и Счастья, ставит перед собой задачу привнести в действительность эти идеи, зажечь и
Последний парадокс эпохи
Просветители довольно рано стали и сами осознавать некоторую ограниченность своих упований на знания, разум, воспитание людей. Первоначальная убежденность в том, что
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Эпоха Просвещения в значительной мере оказалась и эпохой великих социальных потрясений, реальную основу которых составили, с одной стороны, развитие материальной
Великая философия великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вош
Золотой” век искусства
В культуре XIX века поражает обилие великих имен, каждого из которых хватило бы, чтобы навсегда прославить свое время. Почему же так многолюден Олимп этого времени?
Человек на грани времен
XIX век в Европе отнюдь не был безбурным, скорее наоборот,
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Европейская культура XIX века унаследовала все проблемы прошлого: стремление к преобразованию общества, развитие капиталистической экономики. В центре этих процессов находятся во
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Русский поэт начала XX века С. Есенин (1895—1925) писал:
Лицом к лицу лица не увидать,
Большое видится на расстояньи.
Век техники: добро и зло
Европа, как и другие регионы, пришла к XX веку с огромным количеством новых и новейших сведений о мире. В конце прошлого века разрушились представления о неделимости
XX век: человек в мире и мир человека
Еще в прошлом веке в философии начал складываться антропологизм(антропологический принцип), при котором в центр рассмотрения закономерностей мирозда
Искусство XX века: традиции и новаторство
Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру ка
Массовая культура — порождение XX века
Современная культурология дает множество определений этому явлению, поскольку массовая культура занимает огромное и, пожалуй, все более и более значительное культурн
Постмодернизм — культура конца XX века
Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени.
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XX век стал веком противостояний и потрясений. Это противостояние социальных слоев, ознаменованное революциями; противостояние государств и государственных систем
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Итак, мы закончили краткий обзор развития европейской культуры. Чего же достигло человечество за эти тысячелетия? Оно смогло заглянуть в тайны Вселенной, и Вселенная
НАЧАЛО НАЧАЛ
Любая культура начинается с осознания людьми своего места в мире и своих истоков. На пороге первой мировой войны Валерий Брюсов (1873—1924) написал:
Появление государства российского
Повесть о начале Русской земли упоминает о первой форме политической организации общества в отличие от общинной — городовой области,
Материальная культура раннего периода
Русь сложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такие мощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторые страны В
Начало русской литературы: фольклор
Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, что существование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, а записи устного народн
Летописание
Самое затруднительное при изучении этого феномена русской культуры – выяснение времени возникновения летописи. Некоторые исследователи датируют его концом X века, например, известны
Архитектура и искусство Древней Руси
В период язычества на Руси строили преимущественно жилье или укрепления. Эти сооружения преследовали утилитарные цели и вряд ли могли нести в себе эстетическое начало. Для жилой пос
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Культура Древней Руси принадлежит к разряду “поздних” культур, сформировавшихся в период средневековья. Так же, как и многие культуры, славянская сложилась на базе объединения ра
От язычества к христианству
Древнерусское язычество, с точки зрения многих исследователей, недостаточно изучено, хотя настолько глубоко проникло практически во все стороны русской культуры, не исключая и христ
Господин Великий Новгород
К XII веку Россия насчитывала множество богатых городов — Чернигов, Полоцк, Галич, Смоленск, Суздаль, Владимир и другие. Недаром скандинавы называли Северо-Западную Русь Гардарик
Архитектура и живопись домонгольского периода
Раздробленность Руси несла с собой две противоположные тенденции. С одной стороны, она негативно сказывается на общем политическом и экономическом положении государства, с другой, к
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Русская государственность домонгольского периода развивалась по преимуществу путем централизованного правления. Однако на Руси был пример и полисной системы — в Н
Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой? Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали воспевать богатырей
Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия
Три века (XIII—XV) прошли под знаком борьбы против Золотой Орды. За это время культура Руси пережила два периода: вначале — упадка, затем — воссоздания, совпавшего с объединением ру
Духовная культура XIII—XV веков
Несмотря на все лишения, духовная жизни Руси пострадала меньше всего. Были сожжены и уничтожены многие церкви вместе с городами, погибла часть священнослужителей. Ко
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Среди причин удельной раздробленности российских княжеств, помимо прочего, был особенный характер наследования власти, который вносил рознь в отношения между княз
Политическая ситуация: эпоха перемен
Ко времени освобождения Руси от завоевателей произошло несколько важных событий, определивших дальнейшее развитие Руси и ее культуры. За долгие годы зависимости идея объединения рус
Проблема человека в русской культуре
К XV веку Западная Европа и Италия, в частности, переживали период в
Искусство и гуманизм
Новый взгляд на человека и его место в мире породил и новый стиль в
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Российская государственность, определявшая практически все стороны жизни общества, в этот период стала самодержавной, еще более приблизив тип своей политической с
Смута: от политики до религии
Объединение Руси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практически все слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве как о “третьем Р
Развитие образования и образованности
Несмотря на смуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостного свойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением к знанию и развитию
Книгопечатание, книги и зачатки научного знания
С. М. Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало свое отставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание, “сблизиться с теми
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. В истории русской культуры обращает на себя внимание тот факт, что в один, сравнительно короткий отрезок времени вмещаются значительные события, коренным образом меняющие облик э
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ
§ 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”
В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваема по
Общественная мысль и мыслители XVIII века
Если личность Петра I соединила в себе множество типичных для своего времени противоречий, то российская действительность именно в это время как бы выплеснула наружу все, что в ней
Развитие науки и российское Просвещение
Может быть, наибольшее значение с точки зрения культурного развития России имели реформы в области образования. Петр I понимал, что без образования, без профессионально подготовленн
Основные тенденции развития искусства
В XVIII веке произошло становление нового искусства, которое в значительной степени освободилось от церковного влияния, стало светским и по форме, и по содержанию. Как и в Европе, в
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Петровская эпоха — время кардинальных перемен в российском обществе. Эти перемены охватывают практически все стороны жизни общества — от государственности до быта
Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века
Если XVIII век вознес русскую культуру с уровня средневековья до уровня Просвещения, то XIX век во многом стал веком свершений, веком развития всех тех тенденций, которые сложились
Общественная и философская мысль
В России сложилось так, что дворяне не считали для себя приличным заниматься наукой, тем более преподавательской деятельностью даже в университетах. Стать ученым (впрочем, как актер
Великое искусство XIX века
Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно все
Становление русской журналистики
История русской культуры непременно обращает внимание на то, что XIX век вырвался из медлительного и постепенного темпа жизни, — настолько он насыщен различными событиями. И хотя ко
Развитие науки и техники
Начало научных школ в России также относится к прошлому, XVIII веку. Крупным научным центром с этого времени стал Петербургский университет, где работали многие европейские ученые,
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Несмотря на то, что в истории практически нет эпох, которые не оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать
Предпосылки становления и контрасты начала века
XX век можно назвать одним из самых трагических в истории русской культуры. Он вместил в себя две мировые войны, несколько революций, последствия которых еще до сих пор ощутимы во в
Общественная мысль и философия в начале века
В начале XX века многие иллюзии прошлого столкнулись с самой суровой действительностью, что вызвало потрясение на разных уровнях общества. Наиболее радикальная часть общества считае
Русское искусство начала века
Еще одна трагическая нота русской культуры звучит в искусстве этого
Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения
Взгляд на историю мировой культуры позволяет увидеть одну закономерность: чем дальше в глубь веков обращаем мы взор, тем большими отрезками времени приходится нам оперировать. Снача
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. XX век для России оказался веком социальных потрясений, веком надежд и их крушений, веком поэтических предвидений, философских мечтаний, великой науки, прорыва от сельскохозяйств
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Мы завершили рассмотрение основных этапов русской культуры. Она разворачивала перед нами свое богатство шаг за шагом с периода своего возникновения и до наших дней.
Темы для рефератов и выступлений
1. Язычество и христианство в русской культуре.
2. Материальная и духовная культура Киевской Руси.
3. Русский фольклор: происхождение и место в русской культуре.
ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
Великий Данте, заканчивая “Божественную комедию”, воскликнул:
“О, если б слово мысль мою вмещало!..”
Завершая книгу
Для подготовки зачетов и рефератов
1. Абеляр П. Теологические трактаты.— М.: АО ИГ “Прогресс”, “Гнозис”, 1995.
2. Августин Аврелий. Исповедь,— М.: Республика, 1992.
3. Алексеев В. П
ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
(страницы указаны по печатному изданию)
А
Абстракционизм 485
Аватара 181
Авидья 184
Автаркия 303
Адаптация 43
Азбуковники 561
Аксиол
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
(мир культуры)
Учебное пособие
Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин
Редактор С. К. Макеенко
Художественный редак
Новости и инфо для студентов