рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ. ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА” - раздел Культура, ...

 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации

для студентов высших учебных заведений

 

 

ББК П415.6

Б95

УДК 632.931

Рецензенты:доктор философских наук,

профессор НГАЭиУ В. М. Фигуровская

 

кандидат философских наук,

доцент СибУПК А. И. Лысенко

Быстрова А. Н.

Б95издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.  

ББК П415.6

 

ISBN 5-93376-035-8 © Быстрова А. Н., 2002

© ООО "Издательство ЮКЭА". 2002

Мир культуры это мир самого человека.

В. М. Межуев

Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового.

А. де Бенуа

Цивилизация не заслуживает своего названия, если она одновременно не является культурой.

Ж. Маритен

...Природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям.

Г. Риккерт

Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой который мы от века Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Ценность культуры определяется ее влиянием на характер человека: что толку от культуры, если она не облагораживает и не укрепляет его? Культура должна служить жизни.

С. Моэм

У жизни нет иного смысла, кроме того, который человек придает ей сам, раскрывая свои способности.

Э. Фромм

...Наследовать достоин только тот,

Кто может к жизни приложить наследство,

Но жалок тот, кто копит мертвый хлам...

И. В. Гёте

Человек никогда не найдет полноты только в себе самом.

М. М. Бахтин

Счастлив тот.., кто умеет укреплять себя Локком, просвещать Кларком и Ньютоном, находить духовный подъем в чтении Цицерона и Боссюэта, украшать себя прелестью стихов Вергилия и Тассо.

Вольтер

Hern дня и нет ни одной минуты, чтобы во мне не жила, не звучала та песня, которую над колыбелью мне пела мать. Эта песня колыбель всех моих песен. Она та подушка, к которой я приложу свою усталую голову, она тот конь, который везет меня по белому свету. Она тот родник, к которому я припадаю во время жажды. Она тот очаг, который согревает меня, и вот тепло его я несу по жизни.

Р. Гамзатов

Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.

Абуталиб

...Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны вести к ней.

И. Г. Гердер

Цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры... Цивилизация есть совокупность крайне внешних и крайне искусственных состояний, к которым способны люди, достигшие последних стадий развития. Цивилизация есть завершение.

О. Шпенглер

Сейчас мы пробуждаемся к восприятию истины, что мы сознательно поставили себя в новую ситуацию, в которой человечество должно выбрать между двумя крайними альтернативами совершения геноцида и постижения того, как жить дальше в одной семье.

А. Тойнби

...Человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество...

Ж.-П. Сартр

Ум, интеллект... формируется только в ходе индивидуального усвоения умственной культуры, созданной трудом всех предшествующих поколений людей. Ум... и есть не что иное, как эта исторически развившаяся умственная культура, превратившаяся в ходе образования в личное достояние, в личную собственность индивида.

Э. Ильенков

...Я выращиваю настоящее на прошлом (Как многие неувядаемые деревья вырастают из своих корней, так настоящее вырастает из прошлого), Во времени и в пространстве я его простираю

и выплавляю вечные законы,

Создавать с их помощью себя его закон

Уолт Уитмен

 

 

ОТ АВТОРА

У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ее истоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных… Входя вот уже сорок лет в аудиторию, я почти физически ощущаю, как течет… Привычной темой многих серьезных обсуждений и дискуссий все чаще становится оскудение культурной памяти во многих…

ВВЕДЕНИЕ

...Моя книга, не робей, выполняй, что тебе предназначено,Ведь ты не только напоминание о земле: Ты тоже одинокий парусник, рассекающий эфир, бегущий к неизвестной цели, но всегда уверенный... Спеши, спеши, моя книга! Раскрой свои паруса, утлое суденышко, над величественными волнами, Плыви все дальше и пой; во все моря, через безграничную синь неси мою песню...

Уолт Уитмен

  Что такое культура? Ответ на этот вопрос на первый взгляд кажется совершенно… Наряду с правилами поведения обыденное сознание относит к культуре образование, образованность, систему знаний. И это…

Раздел первый

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ

 

 

Глава I

ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ

Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и… Зададим себе вопрос: возможно ли наличие культуры вне человека и возможно ли… Трудно сказать со всей определенностью, когда человек всерьез заинтересовался тем, что же он собой представляет. Но в…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Уже с самых древних времен появляется взгляд на человека как на особое существо в мире, концентрирующее в себе всю специфику мира в целом:… 2. Мыслители древности, выделив особый характер существования человека в мире,… 3. Многие теории рассматривают человека, исходя из смысла его жизни, при этом одни считают существование человека если…

Глава II

ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”

 

В поэтическом трактате “Земледелие” римский писатель Марк Порций Катон (234—149 до н. э.) впервые по отношению к возделыванию земли употребил слово “cultura (обработка, улучшение, возделывание), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложены не только труд, но и знание: он изменил, “культивировал” их. Этот смысл слова со временем не только сохранился, но и расширился, включив в себя процессы, связанные с другими сферами человеческой деятельности, которые воплощают в себе человеческие цели, волю и желания. Для римлян противоположностью понятию “cultura было понятие “natura (природа).

Объектом воздействия может стать и сам человек. Об этом говорил римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон (106—43 до н. э.). Он полагал, что при помощи философии можно “возделывать” ум человека и развивать в нем качества, дающие ему возможность стать достойным римлянином, “первым среди мужей”. Для Цицерона и его современников занятие философией было не только средством “улучшения ума”, но и основой уважения духовного начала в человеке. На латинском языке одно из высказываний Цицерона звучит так: “Autem cultura animi philosophia est (“Культура души есть философия”).

У других народов мира также сложились понятия, фиксирующие действия и качества, ставшие результатом изменений человеком природного начала в окружающем мире и в самом себе.

У греков существовало понятие пайдейа (paideia), которым они обозначали особые качества эллина, отличающие его от от варвара. С их точки зрения, грубая естественность варвара — результат его почти природного состояния, эллин же — человек, который воспитан как гражданин полиса: ему присущи чувство гордости за свое государство, состояние свободы, владение красивым певучим языком, поклонение величественным богам, общественный образ жизни. “Пайдейа” — это прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина — гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа. При этом микромир, микрокосм отдельного человека должен находиться в гармонии с Космосом, понимаемым как упорядоченность всего мира в целом, и эллин, обладающий “пайдейа”, соразмерен космической гармонии. Традиции греческого полиса воспринимались как часть, элемент космического порядка, поэтому истинный представитель полиса должен им соответствовать и выполнять его установления. Вечный порядок, Космос предстает в греческой мифологии прекрасным, но и неотвратимым, как судьба. Поэтому эллин бесстрашно принимает на себя любые удары судьбы или отважно противостоит им. Критерий образованности воплощали в себе и Академия Платона, и школа, созданная Аристотелем,— Ликей, в которых культивировалось стремление к энциклопедическому знанию. Такое знание предполагало не только многообразные сведения о мире, но их систематизацию и изучение сущности вещей. И Платон, и Аристотель являли собой тот идеал образованности, к которому могли и должны были стремиться их ученики. При этом Аристотель в своей “Метафизике” говорил, что “справедливо быть признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем, кто высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине, упражняя до нас способность [к познанию]” [14, т. 1, с. 94]. Для греков противоположностью paideia была дикость, варварство как состояние, не “обработанное” гармоничным общественным устройством.

Таким образом, если римляне в своем осмыслении места человека в мире противопоставили понятия natura и cultura, говоря о воздействии человека на окружающий мир, то Греция и восточный мир противопоставили природное и культурное начала в самом человеке. В Европе в разных сочетаниях сохранились римские и греческие представления о культуре.

Восточная культура также создала аналогичные понятия. В Китае со времен Конфуция полагали, что есть качество, присущее “благородному мужу” (не в смысле его рождения в аристократической среде, а по развитию и воспитанию),— это жэнь (человеколюбие), без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии понятие дхарма означало высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом при посредстве самоуглубления, отрешения от земной суеты, самосовершенствования, то есть опять-таки воспитания, целенаправленного воздействия, но теперь уже, в отличие от римского понимания, на самого себя. Исламский Восток имел понятие джахилийа, связанное с доисламским “неведением”, “незнанием”, в противоположность тому, что понимается как просвещенность, правоверность — ильм. Но помимо религиозных соображений о правильности и неправильности взглядов на мир в арабском языке были слова, прямо противоположные: джахиль — необузданный, жестокий, дикарь и халим — спокойный, добродетельный, рассудительный человек.

В Европе долгое время понятие “культура” требовало рядом с собой пояснения: agri cultura — обработка земли, juris cultura — выработка законов и правил поведения, cultura lilterare — выработка правил письменности и так далее. И только в XVII веке немецкий юрист Самюэль Пуфендорф (1632—1694) употребил это понятие как самостоятельный научный термин.

Понимание термина “культура” менялось с развитием знаний и самого общества, с изменением условий жизни людей. Не случайно у разных народов выработались похожие понятия, свидетельствующие о том, что люди отметили свою особую роль в мире, специфику деятельности, меняющей мир, вносящей в него нечто, самому миру не свойственное, но окрашенное человеческим отношением, человеческими потребностями, имеющее некое иное качество. И лучшие умы человечества стремились понять и объяснить это качество.

Античность понимала “пайдейа” и культуру как некую тайну бытия, позволяющую человеку быть подобным и даже равным богам, создавать то, чего нет в природе. Греческое мировоззрение представляло мир как живой организм, управляемый слепой и неведомой судьбой. Поэтому действия человека, вносящие в этот мир нечто новое, требовали объяснения. И объяснения последовали. Платон (ок. 428—348 до н. э.) предполагал, что причиной созидательной деятельности людей становятся эйдосы (греч. eidos “форма, сущность”) — идеи, созданные богами и живущие в памяти людей как парадигма (греч, paradeigma “пример, образец”), модель, на основании которой создается все богатство вещей и теорий, складывается понимание добра, блага, красоты и истины. Его ученик Аристотель объяснил деятельность людей как подражание природе и, одновременно, как поиск формы, придающей природному материалу необходимую определенность.

Но в поисках причин появления мира вещей главное место все же отводилось человеку, его действиям, его поведению гражданина, его возможности подняться до уровня богоподобия, позволяющего стать “мерой всех вещей”. Это качество — высочайшее отличие человека от природы, дающее ему главные достоинства — свободу и разум.

Римская античность, более практичная по своей сути, ввела понятие “культура” в связи с земледелием. Идея Цицерона о “возделывании души” предположила особый образ жизни римского гражданина, которого должно отличать от варвара личное достоинство, отсутствие пороков, служение республике, а эти качества, по убеждениям римского мыслителя, формирует в нем философия. “Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души — это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей ... только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай” [325, с. 252.]

Таким образом, в античности понятие культуры вбирает в себя самого человека в том виде, каким он должен быть в представлении сограждан, и деяния, возвышающие его до уровня богов. Тайна его бытия — это тайна творчества, тайна создания того, что до человека не существовало в мире.

Средневековье попыталось разрешить эту тайну, отдав в ведение Бога первопричину созидания, возделывания как души и тела, так и всего мира вещей. И если для античного человека идеал был досягаем на земле, то для средневекового — он становится таковым только вне земного бытия. Культура для него совершенство, которого можно достигнуть, только следуя заветам религии и религиозной морали.

Средневековая социальная иерархия углубила и ужесточила различия между всеми слоями общества. Если даже в спесивом Риме любой вольноотпущенник мог вырваться из своего социального слоя и стать банкиром или врачом, а простой воин разбогатеть за счет военной добычи, то в средние века выйти за рамки своего класса стало практически невозможно. Поддержанное церковными установлениями разделение общества предписывало каждому слою вести отличный от других образ жизни, что сказывалось и на понимании культуры. Так, прежде всего можно выделить городскую и сельскую культуру.

Город был средоточием различных учреждений светской и духовной власти, в нем находилась резиденция сеньора или другого властелина. Здесь осуществлялись торговля и обмен, функционировал рынок рабочей силы, трудились многочисленные ремесленники, располагались меняльные конторы, лавки ростовщиков и прочее. Горожанин должен был быстрее ориентироваться в постоянно меняющихся условиях жизни города, где сильнее действовали правила сословного поведения, вырабатывались жесткие уставы цеховых общин и большее место занимали правовая и иерархическая системы отношений. Но здесь же развивалась и площадная культура с ее карнавальными формами проявления, с ее свободой, иронией, насмешкой и пародийной традицией. Культура средневекового города — своеобразное единство стабильного и изменчивого, официального и карнавального.

В сельской среде, занятой неизменной, освященной вековыми традициями деятельностью, была сильна роль древнейших верований, обычаев, суеверий. Здесь связь человека с природой теснее, чем в городе, поэтому ей придавалось более важное значение, а сельский житель — и непосредственнее, и консервативнее горожанина. Поскольку сельская культура была связана с фантастическими представлениями о мире, с календарными праздниками и сохранением языческих культов, ее главным началом оставалась традиция.

Особое представление о культуре было в религиозно-церковной среде. Монашеская и монастырская жизнь связывала культуру с постулатами религии, с самоотверженным служением Богу, с отречением от земных благ. Но в то же время монастырская культура обозначала и книжную грамотность, сохранение и переписку книг, так как лишь при монастырях были библиотеки, сохранявшие письменное наследие прошлого и настоящего. Благодаря монастырям среди многих войн эпохи уцелели не только священные, но и светские книги. Это обусловило и еще одно качество этой культуры: знание текстов, главным образом текстов Священного писания, и множества комментариев к ним. Ученый муж средневековья смотрел на мир через это знание, он соотносил с ним свой опыт жизни и при помощи точных цитат давал объяснение мира. Основным предметом его знания был священный текст. Так ученая культурность создает тип религиозной философии — схоластику, которая славится умением вести диспуты и строить доказательства на основе множества цитат и ссылок на авторитеты, среди которых непререкаемым был авторитет Священного писания.

Интегративным же началом средневековой культурности было божественное совершенство, к которому должен стремиться каждый на протяжении своей земной жизни и которое проявляется не столько в разуме и знании, сколько в вере. Она не оставляет места сомнениям, и только она может приобщить любого человека к божественной благодати, хотя и совершенство, и благодать[3], и, следовательно, культура понимались различно в сельской и городской среде, бюргерами и цеховыми ремесленниками, рыцарями и монахами, в высших слоях общества и у простонародья.

Идея культуры как совершенства человека надолго сохраняется в истории общества. Для эпохи Возрождения идеал человека — это его богоподобие, или культурное совершенство человека, заключающееся во всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и умственном богатстве личности. Это должен быть человек деятельный, активный, творческий. Именно в творчестве человек подымается до богоравности: он способен создавать, он, единственный в мире, выступает как демиург (греч. demiurgos “мастер, творец”), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он — творец. Культура этого времени включает в себя и человека, соответствующего такому идеалу, и продукты человеческого гения.

Совершенство человека имело определенное значение в понимании культуры также и в эпоху Просвещения. Однако в это время изменилось само понятие совершенства. Разум, занявший главное место в осмыслении мира, поставил знак равенства между совершенством человека и его разумностью. Например, Вольтер (1694—1778), исходя из критерия разумности, противопоставлял культурность и дикость. Французские теоретики XVIII века считали, что цель культуры — сделать людей счастливыми. Философ и писатель Дени Дидро (1713— 1784) в “Энциклопедии или толковом словаре наук, искусств и ремесел” в различных статьях о ремеслах создал гимн разумной человеческой деятельности и различным профессиям. Он считал, что “человек — уникальное понятие, из которого следует исходить и к которому все следует сводить...” [230, с. 59]. Клод Гельвеций (1715— 1771) полагал, что причина всех бедствий и несчастий людей — в невежестве, выйти же из моря своих бед можно только при посредстве просвещения.

Лишь Руссо увидел противоречие в современном ему обществе. Он отмечает разрыв между внутренним и внешним, должным и желаемым, общественной пользой и личным эгоизмом. В знаменитом сочинении “Об общественном договоре” он пишет, что в современном ему обществе “все сводится к внешности, все становится деланным и притворным, и честь, и дружба, и добродетель, а часто и самые пороки, так как люди открыли в конце концов тайну выдавать и их за особые достоинства” [265, с. 64]. Несправедливость общества по отношению к низшим слоям, блеск и духовная нищета высших — все это вместе с другими внешними сторонами жизни: предметами быта и особенно роскоши, манерами поведения, за которыми не стоит истинное отношение,— выступает как цивилизация (лат. civilis “гражданский”), которую Руссо считал самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деструктивности. Культура же для Руссо — естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу, а человек в единстве с природой становится целостным: его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.

Таким образом, французские просветители увидели культуру как счастливую и разумную деятельность свободного человека в свободном обществе, противопоставив ей цивилизацию как внешнюю, формальную сторону жизни и отношений людей.

Путь разрешения противоречия между культурой и цивилизацией искали мыслители более поздних времен. Кант видел выход из этого противоречия в морали, немецкий драматург и теоретик искусства Фридрих Шиллер (1759—1805) — в эстетическом сознании, считая, что эстетическое воспитание и красота спасут мир, а его соотечественник великий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770— 1831) — в философии как вершине логического мышления. Для них культура представляла собою область духовной свободы человека.

На основании этих рассуждений и собственной исследовательской деятельности немецкий просветитель Иоганн Гердер (1744 — 1803) впервые делает вывод о том, что культура человечества существует в многообразии типов и форм, которые последовательно сменяют друг друга, образуя путь духовной эволюции человека. Рассматривая и сравнивая обычаи и способы жизнедеятельности различных народов, он приходит к мысли о том, что культура — это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума.

В XIX веке появляются представления о культуре как системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях, каждое из которых возникает в конкретном месте земного шара, в определенный период времени, проходит стадии возникновения, становления, расцвета, а затем угасания и гибели. К этому времени было накоплено знание о греческой и римской культурах, появились находки, связанные с культурами Междуречья и Египта. Русский социолог Н.Я.Данилевский (1822—1885) в книге “Россия и Европа” (1869) выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем, назвал среди них старые, нисходящие культуры, обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый.

Немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880—1936) в книге “Закат Европы” (1918—1922) анализирует судьбы различных локально-исторических типов культуры. Он считает, что европейская культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это обстоятельство, по мнению ученого,— признак ее грядущей гибели.

И все-таки центральным элементом культуры для мыслителей XIX века выступает личность, ее активная деятельность в мире, ее попытки найти справедливость и свободу. В произведениях искусства мы встречаем именно такую личность, которая в своем противостоянии злу и пороку то одерживает победу, то терпит поражение, но именно за ней авторы признают черты идеала.

XX век, особенно явственно обнаруживший противоречия между человеком и обществом, природой и обществом и в самом обществе, открыл для себя внутреннее многообразие культуры, различные ее уровни и формы, существующие в одном и том же времени и пространстве, ее внутреннюю противоречивость. Появляются представления об элитарной и массовой культуре (испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гасет, 1883—1955), пролетарской и буржуазной культуре (русский врач, философ, экономист, основатель Пролеткульта А.А.Богданов, 1873—1928) и, наконец, в середине века— гуманитарной и технической культуры. Английский писатель и физик Чарлз Сноу (1905-1980) утверждал, что гуманитарная и техническая культуры не только противоположны, но и совершенно не связаны друг с другом и существуют автономно.

Однако многие ученые заметили, что разрыв между ними и их противопоставление невозможны, поскольку современная наука не создается в узкоспециальной среде. Она связана не только с процессом творчества, невозможного без воображения, фантазии, эмоций, что чаще относят к искусству или религии, но и с моралью и этикой, которые позволяют совершить правильный выбор в наиболее сложных и ответственных областях технического знания.

Об этом вдохновенно писал датский физик Нильс Бор (1885 — 1962), считавший, что “причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа. Можно сказать,— продолжал он,— что литературное, изобразительное и музыкальное искусства образуют последовательность способов выражения...” [42, с. 111]. Он полагал, что именно искусства дают ученому “больше свободы игре фантазии”. Другой известный ученый Джон Бернал (1901 — 1971) заметил: “Сам по себе научный способ не пытается внушить людям желание сделать ту или иную вещь. Это скорее относится к задачам художественного способа..., одной из функций которого является, в первую очередь, вызвать желания, а затем и стремления к специфическому действию” [31, с. 25]. Еще более определенно высказался Альберт Эйнштейн (1879—1955), говоривший, что Достоевский дает ему гораздо больше, чем все математики, больше, чем Гаусс.

Во время анализа причин Чернобыльской катастрофы было сказано, что к этому могла привести деятельность таких людей, которые “не опирались на плечи Толстого и Достоевского”. У этих людей не было необходимого запаса человечности, который дает только культура в целом без искусственного противопоставления ее видов и форм.

Следует заметить, что в современных теориях культуры существуют и нигилистические взгляды. Они раскрываются в понятиях контркультуры или антикультуры, в некоторых направлениях массовой культуры, в полном отрицании наличия культуры в обществе.

В целом проблема культуры в обществе и науке многоаспектна, сложна и внутренне противоречива, поэтому особенно важно иметь представление о существующих определениях этого феномена.

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Понятие “культура” уже в древности оказалось прочно связанным с представлениями об особенностях человеческой деятельности. Римляне выделили ее… 2. Вплоть до XVII века понятие “культура” отличалось от того содержания, какое… 3. В XVIII веке и позже научная мысль обратила внимание на то, что культура может быть основой человеческого счастья…

Глава III

 

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Изучение любого явления обычно начинается с его определения. Дать определение — значит очертить границы рассматриваемого явления, за пределами… Теоретическое сознание стремится к поиску принципа, который позволил бы… — определения культуры через результаты человеческой деятельности;

Культура как результат человеческой деятельности

Среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от…  

Надприродное определение культуры

Однако такое определение несет в себе и противоречия. В самом деле, все ли деяния рук человеческих одинаковы? Все ли они существуют на благо… Человек давно вошел в противостояние “природа — общество”. В процессе этого… Для того, чтобы понять, как соотносятся созидательные и разрушительные тенденции в системе надприродного определения,…

Аксиологическое (ценностное) определение культуры

В свете аксиологического[4] определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того, чтобы… Если мы понимаем ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то…  

Нормативное определение культуры

Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым… Однако норма находится в явном противоречии с деятельностью, имеющей своей…  

Культура как деятельность

Прежде чем перейти к определениям, рассматривающим процесс отношений человека с окружающим миром, нужно выяснить, что такое деятельность. Деятельностью обычно называют целенаправленные действия человека в… Однако заметим, что деятельность характерна не только для человека, она присутствует и в животном мире. Следовательно,…

Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)

Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука.… Все предыдущие определения культуры обращают свое главное внимание на те ее… Создание знаков — сугубо человеческая особенность. Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и…

Культура — системная целостность

Среди определений, стремящихся к наибольшей полноте охвата своего предмета, можно выделить следующие. Культура — особый образ жизни человечества, включающий в себя систему… В этом определении заложена попытка найти некое качество человеческого существования во Вселенной, присущее только…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой… 2. Результаты человеческой деятельности могут нести в себе самый различный… 3. Культура как особый процесс деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и…

Глава IV

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

  Для того, чтобы войти в мир культуры и не чувствовать себя там посторонним,… Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII—XIX веках Гердером и…

Материальная культура

Материальная культура — это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных,… Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные последствия. С одной… С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира,…

Культура производства

Культура производства — наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та… Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные… Уже на самых ранних этапах материального производства сложились и утвердились три главных его составляющих, ставших…

Культура быта

Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и… На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности…  

Физическая культура

Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает… Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с успехами в том… В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда. Очень…

Духовная культура

Духовная культура представляет собой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, начиная от эмоционального мира отдельного…   Поэзия везде. Вокруг, во всей природе,

Интеллектуальная культура

Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект. Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций,… Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее…

Культура речи

Культура речи — проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Есть известное изречение: “Нет смутных слов — есть смутные мысли”.… Умение говорить просто о сложном — один из видимых признаков речевой культуры… Овладение культурой мышления неизменно ведет к овладению культурой речи, но есть и обратная связь: развитие речевой…

Мораль как явление культуры

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (лат. moralis “относящийся к нраву, характеру,… Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов,… Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе.…

Искусство как явление культуры

В греческой мифологии Аполлон, один из основных богов греческого культа, кроме всего прочего, был Мусагетом (греч. “водитель муз”). О том, что греки…   Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.

Религия как явление культуры

Как и искусство, религия — одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины… Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с возникновением…

Наука как явление культуры

В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт человечества по… Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формироваться научные… Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность,…

Материально-духовные виды культуры

Некоторые теоретики [143] выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры — и материальную, и духовную. Экономическая культура содержит знание законов и особенностей конкретного… Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп,…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со… 2. И материальная, и духовная культуры взаимообусловлены друг другом в своем… 3. Кроме собственно материальной и духовной культуры существуют сложные виды материально-духовной культуры, включающей…

Глава V

ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

Природа и культура

  Русский поэт XX века Николай Заболоцкий (1903—1958), написавший множество…  

Природа и восточная культура

Все, кто занимается ориенталистикой, то есть изучает восточные культуры, отмечают, что центральное место в них занимает представление о космической… Так, для Индии характерно представление о том, что космическими силами… Но даже и в иных регионах Востока, где “люди сражались за богатство и власть”, целостность представлений о мире…

Природа и западная культура

Как ни покажется это странным, традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья.… Греческая цивилизация, многие мыслители которой учились у египтян и на… Во всем многообразии мифологических сюжетов постоянно прослеживается горделивая мысль о том, что человек может быть…

Функции культуры

 

Культура не только представляет собой антипод природы и системную целостность, она также выступает в любом обществе как системообразующее начало и выполняет множество функций, важнейшие из которых следующие.

Адаптивная функция

2. Познавательная функция Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для… 3. Коммуникативная функция

Культура и цивилизация

Проблема цивилизации как определенного этапа развития общества связана с теоретическими размышлениями XVIII—XIX веков. Впервые понятие цивилизация… Вопрос об антагонизме культуры и цивилизации был поставлен еще Руссо и Кантом.… Отчужденной культурой для человека становится, по мнению Руссо, каждый элемент ее. Это разум, который он понимает как…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Природа является не только местом развертывания культуры, объектом, на который направлена деятельность человека, но и условием возникновения,… 2. Восточная культура воспринимает природу как целостный, нерасчленимый мир, в… 3. Европейская культура отделяет природу от единой культурной целостности, в познании природы и в воздействии на нее…

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Итак, мы познакомились с основными проблемами теории культуры, что позволяет открыть следующую страницу культурологии — историю культуры. Зная, как… Однако следует иметь в виду, что существуют и другие способы рассмотрения…  

Темы для рефератов и выступлений

1. Происхождение и формирование понятия “культура”. 2. Культура и природа. 3. Структура культуры.

Раздел второй

ДРЕВНЯЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ

 

Глава VI

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

  История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история… Мы то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много вокруг и…

Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества

  Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь… Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.

Основные этапы развития первобытной культуры

Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с… Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном… Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным,…

Специфика архаического сознания

Как мы могли заметить, в первобытный период культуры высока степень зависимости людей от природы, поэтому первым этапом в развитии архаического… Тайлор отмечает: “Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями… Одно из частных проявлений анимизма — фетишизм(фр. fetiche “амулет, идол, талисман”), вера в сверхъестественные…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Понятие “первобытная культура” отражает длительный и противоречивый период становления и развития человечества. Здесь трудно отделить собственно… 2. Основные факторы возникновения культуры являются жизненной необходимостью… 3. Особенностью архаического сознания является его целостность, синкретизм (нерасчлененность). Это качество…

Глава VII

КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Месопотамия — колыбель древних цивилизаций

“На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо…

У истоков древней мифологии

  Древнейшие мифы Двуречья — это то культурное основание, на котором возникли и… Жители поклонялись множеству божеств, связанных чаще всего с природными явлениями: это боги неба и земли, воды и…

Глиняная поэзия” Древнего Востока

  Междуречье — родина не только первых в истории человечества городов,… В пиктографии было почти полторы тысячи разных знаков-рисунков, каждый из них мог обозначать слово или сочетания слов.…

Наука и техника древнего Двуречья

  Письменность позволила сохранить научные достижения шумеро-вавилонской… Работы, связанные с постройками, измерениями полей, проведением каналов, подсчетом запасов, привели к возникновению…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Культура Месопотамии базируется на принципиально новой форме организации жизни людей — государстве, окончательно разрушившем кровнородственные… 2. На территории Месопотамии сложилось, расцвело и погибло несколько… 3. Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составлявших ее население. Ее достижения и…

Глава VIII

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египет — культура “речной” цивилизации

  Египет — это раскинувшаяся на необозримом пространстве пустыня. Здесь никогда… Там вздымаются ввысь пирамиды, там возлежат сфинксы, ставшие символами одной из древнейших культур мира. Построенные 5…

Пирамида как символ египетской культуры

  К периоду Древнего царства (2900—2270 до н. э.) относится начало строительства… Пирамиды Египта — воплощение вечности, дарованной богам и фараонам. Пирамида отражает безграничность власти, это…

Религия Древнего Египта

В системе культуры за пределами ее материально-практической сферы всегда лежит еще один пласт — мир идей и мировоззрений, который для Египта был,… Особое место занимает образ пирамиды и в представлениях о мироздании, и в… Египтяне считали, что их страна находится в середине мира, земля плавает в большом океане, небо — плоская крыша,…

Искусство,наука и техника в Древнем Египте

С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество… В росписях и рельефах изображены различные сцены жизни: всевозможные виды… Возникают и становятся традиционными законы изображения: неподвижность позы, а если есть движение, то оно передается…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Связь культуры Египта с “речной цивилизацией” привела к централизации власти, появлению соответствующих государственных институтов, развитию… 2. Климатические условия Египта обусловили особенности религии, объединившей… 3. В Египте впервые начинают придавать значение поступкам человека, выполнению им своего морального долга. В идее суда…

Глава IX

КУЛЬТУРА ИНДИИ

Индийская культура в контексте восточных культур

В опере В. А. Римского-Корсакова (1844—1908) “Садко” индийский гость, прославляя свою страну, поет:   Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Социальная структура Индии

  Без знания социальной структуры общества, во многом определявшей и… Пришедшие в Индию племена индоариев, согласно текстам вед, уже не были однородны. Среди них выделялись жрецы-брахманы,…

Основные направления духовной культуры Индии

Трудно сказать, что именно обусловило необычность, глубину и утонченность мифологии, религии и философских систем, рожденных в “далекой Индии… Индийские памятники мысли и мировоззрения отличаются богатством и… В “Ригведе” представлен образ верховного бога, в котором отразились “черты патриарха — главы рода в человеческом…

Образ жизни и менталитет индийского общества

  Как уже говорилось, с течением времени внутри варн происходили изменения.… Стремление систематизировать и упорядочить любое состояние человеческой жизни отразилось и на том, что жизненный путь…

Искусство Индии

  Искусство Индии — отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада,… В развитии искусства Индии можно условно выделить: этап ведической культуры, этап буддистской культуры, период…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. Индийская культура — одна из первых культур Востока, которая не прекратила… 2. Индийская культура, представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и…

Глава X

ОСОЕБННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития

В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай… Название “Китай” пришло в Россию через тюркские языки по созвучию с названием… Отношение к “варварам” — чужеземцам — у китайцев было поистине варварским. Вплоть до конца XIX века они подвергались…

Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм

В Китае традиционно почитали героев и мудрецов, главными достоинствами которых были служение власти и следование законам Неба, предписывающим… Среди великих мудрецов Китая особое место занимают философы, выразившие суть… Мудрец Лао-цзы жил в конце VII — начале VI века до н. э. Любопытно, что при всем изобилии письменных источников о…

Особенности менталитета китайского общества

  В древнекитайских воззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия… Среди других божеств выделялись божества Солнца, Луны, которым посвящались специальные праздники, и звезд. Поклонение…

Специфика художественной культуры Китая

  Культура Китая сложилась из удивительно поэтичной космогонической картины… Как и в других странах древнего мира, искусство в Китае было связано с практической деятельностью, сложившимися в…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Китайская культура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранить большинство традиций, уходящих корнями в глубокую… 2. Китайская культура представляет собой прочный конгломерат государственности… 3. Одной из тенденций китайской культуры является стремление к познанию мира путем углубленного созерцания, поиска…

Глава XI

КУЛЬТУРА ЯПОНИИ

Государство и люди Страны Восходящего Солнца

Первый великий японский поэт Какиномото Хитомаро (конец VII— начало VIII века) однажды написал:   На полях, что лежат предо мною,

В единстве с природой: религия и эстетика Японии

  Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием,…  

Японская художественная культура

  Уже в ранних керамических изделиях периода Дзёмон отразились представления… В I тысячелетии до н. э. с возникновением сельскохозяйственного уклада жизни появляются и первые храмы. Вначале ими…

Осиротевшему другу

Даже белый цветок на плетне Возле дома, где не стало хозяйки, Холодом обдал меня.

Солнце

 

Солнце всего прекрасней на закате. Его гаснущий свет еше озаряет алым блеском зубцы гор, а по небу тянутся облака, чуть подсвеченные желтым сиянием. Какая грустная красота!

[139, с. 578]

 

Японская проза со второй половины X века разделилась на “мужскую” и “женскую”, потому что в системе письменности, созданной на основе китайских иероглифов, появилась и чисто японская слоговая азбука (слогами пишутся главным образом суффиксы в окончаниях слов), в связи с чем мужчины, как правило, продолжают писать по-китайски, а женщины — на японском языке.

Особую сферу поэтического взгляда на мир представляло собой изобразительное искусство. Точный отбор деталей, значимость каждого элемента, тонкая техника, изысканная гамма цветов — все это должно было передать гармонию мира, восторг перед ним и глубокое проникновение в его сущность. Буддистское мировоззрение привнесло в японское искусство ощущение бренности земного бытия. Но это ощущение в традиции японского искусства постоянно смыкалось с идеей вечности мира, что и до сегодняшнего дня делает японское искусство загадочным, глубокомысленным и как бы вобравшим в себя многовековую мудрость Востока.

Японская живопись вначале имела религиозный характер, но примерно с XI века в ней проявились национальные особенности. Живопись часто была декоративно-прикладной. Росписи ширм, вееров, различных вещей и украшений домашнего быта восполняли простоту интерьера, становились его украшением. С развитием литературы живопись приобрела характер иллюстраций. Появились даже живописные повести, иллюстрирующие путешествия, романы и описания жизни императоров и вельмож. Главным для них было — передать настроение героя. Это делалось при помощи изысканной композиции, сочетания цветов и их оттенков, лаконичных и вместе с тем насыщенных. Особенно явственно это проявилось в пейзажной живописи, в которой примерно к XVI веку утверждается живопись тушью.

По глубине чувств, переданных японскими художниками, живопись смыкается с поэзией. Если пейзажная живопись — зримый образ природы, то поэзия — ее стихотворное звучание. “...Пейзажи старинной японской кисти открывают нам очаровательные дожди и туманы, занимающие семь восьмых полотна, и только где-нибудь в уголке картины отлично написанные человечки и кривые сосны одни убеждают нас, как прекрасна и удивительна вся природа, не закрывай ее от глаз туман. Дождь, без которого немыслимо японское бытие, все породил здесь, вплоть до искусства. Живопись разучилась далеко видеть, а если иной раз и взглянет, то так условно, будто взглянула, полузакрыв глаза. Художник лишь догадывается о целом” [233, с. 52].

Особенную выразительность японская живопись получила с появлением гравюры, достигшей развития и процветания в XIII — первой половине XIX века вместе с ростом ее главного потребителя — городского населения. Портреты, бытовые сцены, пейзажи в гравюре передают все более богатую гамму чувств и изображаемого объекта, и самого художника. Достаточно посмотреть на портреты японских красавиц, выполненных графиком Китагавой Утамаро (1753/54—1806). “Каждая из его героинь — воплощение какого-либо качества: нежности, хрупкости, силы. Для их выявления мастер то удлиняет пропорции, передавая изысканную грациозность движений, то придает им простонародную силу, мощность, мужественность, грубоватую резкость” [133, с. 235, 236]. То же можно сказать о графике Утагавы Кунисада (1784—1864). Всемирно известное творчество Кацусика Хокусая (1760—1849 или 1870) можно назвать вершиной графического мастерства XIX века. Здесь символизм японского искусства достигает своего апогея. Хокусай понимает суетность мира, ищет его величие в вечном японском источнике — в природе. Изображая людей на фоне священной горы Фудзи, вздыбившуюся в причудливом порыве морскую волну, он создает символ своей страны, суровой и нежной, величественной и лирической, радостной и печальной.

Японский национальный театр как бы совмещает в себе особенности поэзии и прозы, изобразительного искусства, дополняя их особой экспрессией музыки, танца, пения и собственно действия.

Как и в других культурах мира, театр возник из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники, ритуалы религии синто. В синтоистских храмах создавались всевозможные действа, связанные с поклонением божеству солнца, духам предков, священных животных, растений, гор и вод. Эти действа долго выполняли магическую функцию, но постепенно они стали частью сначала народных праздников, а затем и торжеств во дворцах знати.

Есть и другой источник театра Японии. В X— XI веках из Китая и Кореи в Японию пришли различные театральные представления, носившие китайское название сангаку (“разные представления”), которое в японском просторечии было преобразовано в сару-гаку — “обезьянье искусство”, “обезьянничанье”. “...Это были пляски под инструментальную музыку, но пляски, имеющие определенный сюжет и включавшие в себя поэтому элементы пантомимы, то есть актерской игры” [148, с. 70]. Сюжетами были легенды, предания и сказки, случаи и анекдоты из повседневной жизни, представленные в виде клоунады и фарса. Они выполняли роль народных развлечений во время празднеств, и в них участвовали также жонглеры и акробаты, мимы и танцоры. С распространением буддизма стали появляться пьесы более серьезного содержания. Постепенно они “проникали и в дворцовые сферы, но уже в очищенном виде, без откровенной балаганности” [там же].

В XIII веке в представления, кроме пантомимы, вводится текст, независимо от того, декламировался он или пелся, кроме того, непременным элементом была музыка — вокальная или инструментальная, а кульминацией всего действия — танец. Это и стало основой для возникновения совершенно нового типа театра, созданного в XIV веке драматургом Канъами (Кандзэ) Киёцугу (1334—1385). Этот театр, существующий до наших дней, назывался Но (“умение, мастерство”): первоначальное название Саругаку-но было сокращено, поскольку его первая часть уже не соответствовала задачам театра.

Канъами создал жанр лирической драмы — йокёку. Сюжеты для йокёку черпались из синтоистских мифов, легенд и исторических преданий, народных сказаний и буддистских сутр. Основная часть этих пьес (известно свыше 230) была написана в XV веке, когда театр Но оформился окончательно.

Театр соединил в себе многие традиции народной культуры с высоким мастерством, “изысканным изяществом придворного зрелища, философскую углубленность драмы с дерзкой шуткой балаганного фарса, поэзию древности с новой поэзией, песней, эпическим сказом” [215, с. 9]. Все действие в нем носит характер музыкального представления, в котором актеры в масках совершают движения и действия, сходные с ритуалом, настолько они выверены, каждое движение символично, каждый жест обусловлен. Этому способствуют и маски, при создании которых скульптор стремится передать наиболее существенные черты персонажа. Некоторые маски традиционны: старец (ситэ) — непременный персонаж древних земледельческих действ, старуха, молодая женщина, воин, демонические существа. Сын Канъами, крупнейший драматург и теоретик театра Но Кандзэ Мотокиё (1363—1443), более известный под буддийским именем Дзэами (Сэами), считал, что каждый актер должен уметь исполнять три роли: старика, женщины и воина. Действующими лицами спектакля были хор (как в греческом театре), который мог выступать от лица главного персонажа, и музыканты: флейтист и три барабанщика, задающие ритм всему спектаклю. Сцена представляла собой “невысокий помост из белых некрашеных досок на четырех опорных столбах под двускатной крышей с загнутыми кверху краями” [там же, с. 14]. Декораций почти не было, все впечатление было основано на внутренней силе актерской игры, которая при всех своих условностях была виртуозной.

Японский театр построен на совершенно иных, чем европейский, выразительных средствах. Голос актера, в котором используются все возможности его тембра и силы, скупые точные движения, замедленный темп. Два эстетических принципа лежали в основе театрального исполнительства: это мономанэ (подражание) и уже знакомый нам принцип югэн. Дзэами говорил, что актеры так должны воспроизводить действия героев, как сделали бы это сами герои, но такая игра не была простым копированием жизненных моментов благодаря принципу югэн, требующему раскрытия глубинной сути каждого движения. “...Считалось, что воспроизведению подлежит подлинное, а подлинное и есть сокровенное” [148, с. 136]. Для Дзэами подлинное выражается в том, чтобы найти прекрасное “и в подвиге, и в злодеянии; в великом и в ничтожном, в величественном и убогом” [там же]. Этой цели и помогала маска, наиболее полно выражающая именно глубинный смысл образа.

В XVII веке, как чисто городское зрелище, появился театр Кабуки, а затем театр кукол Дзёрури. В театре Кабуки актеры выступали без масок, для создания традиционного облика традиционного героя здесь применялся грим, который позволял изменять лицо актера в соответствии с изменением его состояния, и каждый элемент грима был символичен. Например, красные полосы на лице изображали гнев, резко поднятые к вискам брови — решительность и т. д. В спектаклях Кабуки обращались к сильным человеческим страстям, рассказывая зрителям о подвигах героев и страданиях любви, в них соединялись друг с другом фарс и трагедия.

В театре кукол, как ни покажется это удивительным, японские актеры достигали необыкновенной выразительности. Куклы были большими, больше половины человеческого роста, “кукловоды с открытыми лицами, в церемониальных костюмах или в черных капюшонах управляют куклой на виду у публики” [215, с. 26]. В кукольных спектаклях используются и пение, и речь, и музыка, и пантомима. Так же, как и в других направлениях театрального искусства, здесь не было разделения на комедию и трагедию — они дополняли друг друга в каждом спектакле, создавая у зрителя необходимый эмоциональный отклик.

Уже в XVII веке театральные представления стали частью не только народной, но и официальной жизни в Японии. Приход к власти правителя или другие события государственного масштаба (а в провинции — местного масштаба) непременно отмечались спектаклями. Спектакли шли целый день, а иногда и несколько дней, приглашение на них считалось большой честью. Как и многое другое в восточном искусстве, японский театр требовал особого вчувствования в мир, в глубинное состояние героев, слияния с ними, поиска скрытого смысла событий и персонажей. Именно в этом заключались и сила эмоционального воздействия на зрителя, и эффект соучастия — главная цель спектакля. “Вплетенные в ткань пьесы стихи.., стилизованные движения актеров, звуки музыки, выкрики, световые блики — все это увлекает зрителей, события прошлого становятся для них настоящим, ...легенды оказываются чем-то близким, родным” [252 с. 186].

Если сделать попытку сформулировать некую общую идею японского искусства, то окажется, что это нежное и глубокое чувство любви к своей родине. В поэзии Отомо Якамоти это звучит так:

 

Когда ночами, полные печали,

Звучат у моря крики журавлей

И дымкою туман

Плывет в морские дали, —

Тоскую я о родине моей!

[137, с. 656]

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. Японская культура возникла и окончательно оформилась в период… 2. Островное положение Японии обусловило многие черты национального менталитета, специфику его отношений с природой и…

Глава XII

МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Предпосылки и причины возникновения ислама

  Великий поэт Востока Омар Хайям писал:  

Сущность мусульманского вероучения

Официальная версия возникновения Корана традиционна: считается, что Аллах через своего ангела Джабраила (ср.: архангел Гавриил) во время видений…   “Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, та…

Нравственные ценности ислама

  Трудно найти более нормативную религию, чем ислам. В его составе, кроме… Первоначально все поступки каждого мусульманина разделялись на дозволенные и недозволенные. В процессе развития…

Наука и искусство

  В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным… Как и вообще на Востоке, в исламской культуре ценились мудрость и мудрецы. Многие халифы покровительствовали ученым,…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. История восточной культуры начиналась с культуры государств Месопотамии. На этой же территории сложилась и самая поздняя из них — культура… 2. Исламская культура впитала в себя многочисленные влияния не только народов,… 3. Исламский мир объединил в единой религиозной системе различные племена. Не все из них имеют общий язык, не все…

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Мы завершили вторую часть пособия и первую часть исторического материала по культуре Востока, где пытались отразить многообразие и неповторимость… 1. Организация общества на Востоке всегда связана с централизованным… 2. С сильной государственностью прочно связано иерархическое устройство общества. Оно может выступать в виде…

Раздел третий

АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Глава XIII

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Возникновение греческой культуры и ее периодизация

  Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей…  

Культура греческого полиса

  Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших… Еще в период архаики сформировались особая полисная форма управления и уклад жизни. Долгое время у власти были…

Искусство Греции — непреходящая ценность культуры

Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство — это “второй рай… Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали… Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее…

Философия — научная система Греции

  Почти каждое завоевание греческой культуры достигло таких высот, что легло в… Философия (греч. phileo “люблю” + sophia “мудрость”), которая уже в самом своем названии несет прославление разума,…

Культура эпохи эллинизма

  Сущность нового качества эпохи эллинизма состоит в том, что были разрушены… Правда, существуют и другие взгляды на искусство эпохи эллинизма. Например, Винкельман поделил все античное искусство…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших… 2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений: общее… 3. “Культура стыда”, сложившаяся в Греции, включала в себя минимум два момента: представление о богоравности эллина и…

Глава XIV

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

  У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее…

Рим царей — истоки и основания грядущего величия

Явление на мировую арену Рима — государства и города — связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего… Эти мифы рассказывают о том, что два брата-близнеца Ромул и Рем (по одним… В этих мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Действительно, уже в…

Римская республика — гражданское общество

  В 510 году до н. э. был изгнан последний, седьмой царь Рима Тарквиний Гордый,… Развитие римской культуры периода республики шло путем создания той формы государственности, что легла в основу…

Блеск и нищета римской империи

  Из всех римских императоров только Тиберий и Клавдий, да еще Марк Аврелий,… И лишь при Августе (имя Август было присвоено Октавиану сенатом, оно означает “божественный”) Рим знал краткий расцвет…

Римская духовная культура: через философию к христианству

Когда общество обратилось к философскому мышлению в поисках ответов на вопросы о смысле существования, появилась когорта философов, желавших обрести… Религия никогда не занимала большого места в жизни римлян. Властители сами… Религия завоеванных народов — греков, египтян, персов — воспринималась терпимо. Греческие культы считались созвучными…

Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима

Римское искусство вобрало в себя все те влияния, которых не избежало ни одно явление римской культуры. Здесь мы отыщем следы всех племен, населявших…  

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. До сих пор среди исследователей культуры ведутся споры о том, имеет ли… 2. Главной особенностью развития римской культуры было совершенствование политических и правовых отношений. Для…

Глава XV

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

  Становление культуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый.…  

Между Востоком и Западом

  В 395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя… “Вечным городом” называли римляне свой город и гордились его красотой. Натиск варваров, учинивших настоящее…

Духовная культура Византии и ее противоречия

  Духовная культура Византии несет в себе те же особенности, которые характерны… Христианское мировоззрение в Византии складывалось также в постоянном противоборстве с тысячелетней традицией…

Художественная культура Византии

  Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и… Христианская религия, ее статус государственной идеологии в византийском мире обусловили многие процессы в искусстве.…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. Культура Византии представляет собой весьма длительный переходный период от… 2. Одной из особенностей византийской культуры было то, что она сформировала свои основные достижения и ценности под…

Глава XVI

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Основные факторы становления культуры средних веков

  По поводу начала средневековья в Западной Европе современный французский… Во-первых, одухотворяющее воздействие античной культуры, не иссякавшее на протяжении всего средневековья. Античная…

Наследие варварства в средневековой культуре

  Какое же наследство досталось Средним векам от прежнего общества? Крах Римской… В техническом отношении общество оказалось отброшенным назад. Прекратилось каменное строительство, ибо некому и нечем…

Особенности менталитета средневекового человека

  Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем… Контрасты эпохи обостряют чувства и ум, разжигают страсти — от взрывов необузданности и зверской жестокости до глубин…

Рыцарская культура в системе культуры средневековья

  Особое место в средневековой культуре занимали рыцари — бедные или… Поскольку рыцарь — дворянин, он обязан был в промежутках между сражениями участвовать в светской жизни. Для…

Образование и образованность в средние века

После крестовых походов повысился спрос на грамотных людей, поэтому в XI веке увеличивается количество обучающихся в соборных школах клириков…  

Культура средних веков и христианство

  Средневековье Западной Европы было прочно связано с религией, а церковь имела… Средневековый мир, его жизнь “во всех отношениях проникнута, насыщена религиозными представлениями. Нет ни одной вещи,…

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1. Средние века — эпоха, наполненная противоречиями. Как и всякая другая, она имеет свои темные стороны, но она — ступень в развитии культуры… 2. Среди специфических сторон следует назвать прежде всего интерес к духовной… 3. Средние века значительно развили систему логического мышления. От Тертуллиана, говорившего: “Верую, ибо абсурдно”,—…

Глава XVII

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Проблема Возрождения” в культурологии

  Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена… В Ренессансе проблематичнсгмногое: определение времени его возникновения и существования, пространственные границы,…

Истоки и основания культуры Ренессанса

  Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств… Основа ренессансного переворота — переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному,…

Сущность гуманизма эпохи Возрождения

  Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на… В первой главе уже упоминалось имя Франциска Ассизского, сделавшего основанием религии и веры любовь. И хотя для него…

Эпоха Возрождения и религия

  Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с…  

Особенности искусства и науки Ренессанса

Невозможно в одной главе учебного пособия дать подробный анализ искусства и науки эпохи Возрождения. Эти проблемы рассмотрены достаточно глубоко и…  

ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. Ренессанс как период развития европейской культуры соединил в себе две… 2. Новая картина мира в эпоху Возрождения была противоречивой. С одной стороны, гуманисты видели и прославляли величие…

Глава XVIII

КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Специфика начала Нового времени

  В 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи… В истории нет незначимого или малозначимого периода. Каждый период оставил миру нечто, свойственное только ему, внес…

Новое время — век новой науки

Зададимся вопросом: почему после семилетнего тюремного заключения добровольно взошел на костер Джордано Бруно, заявив своим обвинителям: “Сжечь не… XVII век — эпоха новых теорий в области астрономии, физики, математики. Она… Все эти и другие открытия подымают науку эпохи на качественно новый уровень, но главным ее достижением стало появление…

Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века

 

 

Если идеалом эпохи Возрождения был гармонически совершенный человек, личность, для которой нет противоречий между личным и общественным, то человеку XVII века свойственно бесконечное столкновение этих начал; если для героя произведений искусства Ренессанса характерно было единство с внешним миром, природой, то герой Нового времени осознает свою зависимость от окружающей среды и внешних обстоятельств. Драматизм действительности, крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной внутренний конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, бунт против слепого подчинения авторитетам светской или церковной власти, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше, — чеповек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях барокко и классицизме.

Происхождение термина “барокко” неясно, известен лишь перевод с итальянского: странный, вычурный. Можно предположить, что барокко представляет собой не только художественный стиль (часто считают барокко лишь направлением искусства), но и особый образ отношения к миру и с миром. Он связан с кризисом идеалов гуманизма, общественно-политическими потрясениями, характерными для XVII века. Для менталитета человека барокко свойственны чувство растерянности и смятения, ощущение противоречивости мира, непостоянства счастья, всесилия рока и случая. Оптимистический идеал Ренессанса “сменяется пессимистической оценкой действительности, а восторженное преклонение перед человеком и его возможностями — подчеркиванием его двойственности, непоследовательности, испорченности”; постоянно осмысляется “несоответствие между видимостью вещей и их сущностью, ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным началом, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия” [121, т. 4, с. 64].

Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрреформацией. Дело в том, что после бурных событий прошлого, ожесточенных религиозных войн Европа была разорена и разрушена. Посреди объятой войнами Европы только Рим избежал религиозных бурь и потрясений. В нем оставался оплот католической церкви, хотя и потесненной в своем влиянии, но еще очень сильной, особенно после Тридентского собора, поэтому именно здесь возникает стремление утвердить торжество официальной церкви. Как считает современный французский теоретик Э. Маль, главными идеями церкви этого времени были: мученичество, видение, экстаз, смерть. Эти религиозные темы в сознании людей соединялись со смыслом и благой целью праведного существования. Они не могли существовать только на рациональной основе, к ним непременно должна была быть примешана сильная эмоция, впечатляющая верующего и оказывающая сильное воздействие на любого другого человека. В этом мощном эмоциональном заряде должно было запечатлеться не только мистическое состояние приобщения к религиозному таинству, но и торжествующее чувство победы церкви над ее реформаторами. Поэтому барокко возникает первоначально в религиозном искусстве, прежде всего в архитектуре. И романский стиль, и готика имели вполне определенные и возведенные до уровня закономерности правила создания сооружений. Линии этих построек были четкими и определенными. Барокко — это “буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою “каменность” и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала” [99, вып. 2, с. 92]. Постепенно барокко перешло из архитектуры в скульптуру, живопись и другие формы духовной жизни.

Может возникнуть вопрос: как же был связан с кризисом духа столь стремительный и динамичный (первоначально только художественный) стиль, как барокко, как оно в рамках церковного искусства смогло компенсировать духовную смуту и чувство растерянности, о которых мы только что сказали? Надо заметить, что Контрреформация не могла преодолеть религиозные расхождения — реформаторы как раз требовали высокой нравственности в религиозных чувствах. Церковь в данном случае боролась за власть — земную и духовную. Ей нужны были апологеты, выразители и просто прихожане. Она должна была царить над внутренним миром человека, уже вкусившего опасности рационализма, определять рамки греха и благочестия, а также судьбы всех категорий населения — от обывателей до королей. Привлечь в свое лоно можно было, противопоставив суровому быту протестанта яркую зрелищность католицизма. Поэтому в “искусстве барокко, даже когда оно непосредственно служило церкви, не очень-то много того, что называют благочестием, несмотря на то, что постоянно изображаются чудеса, видения, мистические экстазы. В этих экстазах слишком явно проступают чувственность, “плотскость” и даже прямая эротика” [там же, с. 97].

Один из самых известных теоретиков барокко Эммануэле Тезауро (1592—1675) называл в качестве главного принципа “барочного мышления” — “принцип быстрого разума”. Быстрый разум живет законами, отличными от законов мышления, он насыщен фантазиями, метафорами, соединяя важное и случайное, серьезное и забавное, смешное и печальное. В нем переплетаются природа и человек, божественное и созданное человеческим гением. Гении, обладающие быстрым разумом, “из несуществующего порождают существующее. Остроумие из невещественного творит бытующее, и вот лев становится человеком, орел — городом. Оно сливает женщину с обличьем рыбы и создает сирену как символ ласкательства, соединяет туловище козы со змеей и образует химеру — иероглиф, обозначающий безумие” [235, т. 2, с. 625, 626]. В такой системе мышления постепенно исчезают границы самых различных явлений, и в искусстве появляется некоторое пренебрежение целесообразностью, тем, что называется “здравый смысл”.

Эти особенности барокко отразились во всей своей полноте в творчестве Караваджо, Бернини в Италии, Веласкеса — в Испании, Ван Дейка и Рубенса — во Фландрии.

Творчество Пауля Рубенса (1577—1640) особенно явственно демонстрирует проникновение барокко в светскую жизнь, освобождение его от религиозной тематики и существование его как особого менталитета в контексте культуры XVII века. В его картинах царят вечное движение, напряжение, борьба людей с животными, часто фантастическими, азарт и торжество жизни. Он “заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов...” [99, вып. 2, с. 122]. В работах художников этого времени “религиозный дух незаметно ускользнул” из искусства. “То были времена оперы, кантаты и оратории, но и театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, длинных титулов, длинных париков, аллегорий и гипербол в поэзии, тяжеловесно-затейливого остроумия, эмблем и метафор” [там же, с. 97].

В литературе это выражается в стрем