рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древний Китай

Древний Китай - раздел Культура, Культура первобытного общества Особого Выделения Заслуживает Также Культура Древнего Китая. В Эпоху, Шан Кит...

Особого выделения заслуживает также культура Древнего Китая. В эпоху, Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники - надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.

Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаще всего выступают тигр, баран и дракон.

В 1 тыс. до н. э. во всех областях жизни Древнего Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тысячелетия царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шаниев титул "ван".

В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении "царственности" и священном праве на власть чжоусских ванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа Неба как верховного божества. Так впервые была создана, единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусский ван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между Небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII веке до н. э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие Другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусского правителя как Сына Неба.

К концу первой половине I тыс. до н. э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася, и возникает пред­ставление о его превосходстве над народами всей остальной периферии - "варваров четырех стран света". Возникший культурный этноцетризм в дальнейшем еще более усиливается.

В середине I тыс. до н. э. Китай переживает бурный социально-экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.

Особого выделения заслуживает так называемая эпоха "Борющихся царств" - "чжаньго" (V - III века до н. э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют "циньцами". Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.

Эпоха "Борющихся царств" считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой "соперничества ста школ". Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знаний. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил - "дао".

Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется "Трактат о горах и морях". Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат "Вопросы к Небу", где звучит критика мифологических представлений. Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии; в этот период складываются все основные философские течения - конфуцианство, даосизм и легизм.

Основатель конфуцианства - Кун-цзы (551 - 479 гг. до н. э.) - избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: "Правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном". Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и его последователями учение выходит за рамки философии и религии и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ и на вопрос о смысле жизни, и о том. как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграло определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным паукам. Благодаря этой системе в китайском обществе сформировалось достаточно широкое сословие образованных чиновников, составлявшее привилегированную элиту и напоминавшее

Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (11 -I века дон. э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.

В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.

В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тысяч км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка, Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.

В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат "Математика в девяти книгах", где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.

В метрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов, содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.

Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145 - 86 гг. до л. э.) - "отец" китайской истории - создает фундаментальный труд "Исторические записки" (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи - Лоян и Чаньань - отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5 - 8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более б тысяч км.

Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.

Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сыгуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т. д. На вторых встречаются сцены из народной жизни - жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках. В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.

Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196 - 220 гг. н. э.) - считаются золо­тым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства, приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди, создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.

Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу(179 -118 гг. дон. э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого "великого человека" - императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода "Красавица" и песенка "Удочка", созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.

Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура первобытного общества

Культура первобытного общества.. Эпоха позднего палеолита.. Эпоха мезолита Эпоха неолита..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древний Китай

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эпоха позднего палеолита
В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме,

Эпоха мезолита
Вместе с мезолитом начинается современная геологическая эпоха - голоцен, наступившая после таяния ледников. Мезолит означает переход от палеолита к неолиту. На этой стадии первобытные люди широко п

Эпоха неолита
Для этой эпохи характерны глубокие и качественные изменения, происходящие в культуре в целом и во всех ее областях. Одно из них заключается в том, что культура перестает быть единой и однородной, о

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н. э. Уже к нач

Новое царство
В этот период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикал

Культура Двуречья.
Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н. э. до середины VI века до н. э. В отличие

Вавилония
Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н. э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н. э. Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония

Ассирия
Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н, э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н. э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась

Культура Древней Индии
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писате

Культура Древней Японии
Культура Древней Японии существовала примерно с III века до н. э. и до IX века н. э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о

Культура доколумбовой Америки
К тому времени, когда Колумб "открыл" Америку (1492), она была населена множеством индейских племен и этносов, большинство из которых находилось на первобытной стадии развития. Однако нек

Цивилизация майя
  Культура и цивилизация майя стали еще одним удивительным явлением доколумбовой Америки, существовавшим в I - XV веках н. э. на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемал

Древние цивилизации Южной Америки
В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавин, похожая на ол

Древняя Греция
  Загадка "греческого чуда" Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" - чтобы отличит

Культура Древнего Рима
  Культура Древнего Рима существовала с VIII века до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, др

Византийская культура
  Византия существовала с 395 г. по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Констант

Средневековая культура Западной Европы
  Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V - IX века), зрелого, или классического (X

Культура Руси
Древняя Русь существовала с IX века. В социально-экономическом и политическом отношениях она представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирова­ния сла

Становление и самобытность древнерусской культуры.
  Не менее сложным был процесс становления и развития древнерусской культуры. Она складывалась под влиянием культур Ви­зантии, Западной Европы и Востока и при тесном взаимодействии с

Эволюция древнерусской культуры. Языческий период
В своей эволюции культура Древ ней Руси прошла несколько этапов. Первый из них - языческий, или дохристианский, который приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века).

Культура Киевской Руси.
Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался примерно два с половиной столетия - с конца X века и до середины XIII века. Его можно называть домонгольским, поскольку он предшествует монго

Развитие культуры России
Четвертый - последний - этап в эволюции древнерусской культуры приходится на XVI - XVIII века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходи

Культура Возрождения
Гуманизм эпохи Возрождения Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия - с XIV века по XV

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги