рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава II

Глава II - раздел Образование, Образование в новом веке Культурное Раскрытие Расы Цивилизация И Кул...

КУЛЬТУРНОЕ РАСКРЫТИЕ РАСЫ

Цивилизация и культура

Большое значение придается сегодня образованию — координирующему, соотносящему, психологическому, профессиональному и оснащающему. К нему следует добавить старый метод тренировки памяти и старание внедрить религию в ум ребенка — или же решительно, целенаправленно ее избегать. Современное образование прививает дух соперничества и является преимущественно националистическим, а потому обособляющим. Детей воспитывают так, чтобы они превыше всего ставили материальные ценности, верили, что их нация также превыше всего, а все остальные нации второстепенны; это питает гордость и пестует веру ребенка в то, что он, его группа и нация бесконечно выше прочих людей и народов. Следовательно, его воспитывают односторонне, с неверными представлениями о мировых ценностях, а его отношение к жизни полно предубеждений и предрассудков. Начатки искусств преподаются ему с тем, чтобы он мог успешнее конкурировать в своем кругу, в своем профессиональном окружении. Умение читать, писать, складывать и выполнять элементарные арифметические действия считается минимальным требованием, плюс знание некоторых фактов — исторических, географических, литературных, философских и научных — необходимо во многих странах для определенных классов людей. Его вниманию представляют и кое-что из мировой литературы.

Общий уровень знания о мире у него высок, но, как правило, однобок из-за национальных или религиозных предубеждений и служит тому, чтобы сделать человека гражданином своей страны, но не человеческим существом, открытым миру. Мировое гражданство не акцентируется. Сообщаемое учение стимулирует скрытое в ребенке массовое сознание и мобилизует память (расовую и индивидуальную), набивая ее фактами — несвязными фактами, большинство из которых не имеет отношения к повседневности. Факты эти могли бы послужить (если использовать их как исходные мысли в медитации и технически перерабатывать) избавлению от расового сознания и расовой памяти, не только от национальной, но и всей вообще истории. Я упоминаю об этом, чтобы подчеркнуть опасность недолжного упора на прошлом, ибо если бы такое происходило в широком масштабе, оно могло бы грозить гибелью, ибо подстрекало расовые и национальные идеалы и задачи, быстро приводя к расовой кристаллизации и, образно говоря, дряхлости. Пример подобной попытки наблюдался в Германии, в меньшей степени в Италии; кульминацией было создание Оси.* К счастью, можно доверять приливу жизни в молодежи любой нации, который отклоняет мышление расы в более достойном направлении, нежели взывание к прошлой так называемой славе и акцентирование того, что должно быть оставлено позади.

__________
* Их союза. — Прим. пер.

Хотелось бы подробнее коснуться интерпретации столь широко употребляемых (а часто и злоупотребляемых) слов: культура и цивилизация. Ибо приобщение к какой-либо форме культуры — материальной или духовной, или же материальной и духовной — вот задача всякого образования. Образование — главный посредник в мире.

Цивилизация — это реакция человечества на цель любого конкретного мирового периода. В каждом веке какая-то идея должна находить свое выражение в превалирующем расовом идеализме. В атлантические времена преобладала идея преимущественно чувственного религиозного идеализма, или мистицизма, выражавшаяся в понятиях приближения к ощущаемому, но невидимому божеству: выражению чувств. Тогда жили необыкновенно сенситивные расы, состоящие из наций и групп, трудившихся над развитием чувственной природы, порой сознательно, но чаще бессознательно. Отношение друг к другу как индивидуумов, так и наций, было главным образом чувственным и эмоциональным; представителям современной арийской расы их состояние сознания (не могу сказать: ума) чрезвычайно трудно уловить или интуитивно постичь ввиду того, что у нас начинает действовать ум. Их отношение к божеству было столь же чувственным, а религиозная активность — мистической, основанной на преданности и лишенной какого бы то ни было ментального понимания. Они были, в сущности, эмоциональны в своих реакциях на красоту, ужас, внушаемый божественным, на эмоциональные свойства Бога, на ощущение света, на чудо. Таинственность, чувство благоговейного страха, слепое следование за неким признанным "сенситивом", превосходящим обычное человеческое существо, и интерпретация Бога и природы с позиций чувственного восприятия, — все это составляло основу той древней цивилизации и в значительной степени окрашивало наши теперешние расовые установки, по крайней мере до пришествия Христа, Который произвел огромные изменения в человеческом сознании и ознаменовал новую цивилизацию. Дети все еще атланты по своему сознанию; для них это форма повторения, аналогичная предродовому периоду; то же повторяется на Пути, когда человек вновь развивает мистическое сознание после того, как пробудил свою ментальную природу, но прежде чем раскрыл истинную оккультную осведомленность, или знание, и реакции высшего ума. Проблема образования в том, чтобы преобразовать атлантическое сознание ребенка в арийское, или ментальное сознание. У атлантов не было системы образования, как мы ее понимаем. Цари и жрецы интуитивно улавливали, массы повиновались.

В нынешней расе возникает и близится к осуществлению другой подход к цивилизации. В каждом веке какая-то идея функционирует и выражает себя как в расовом, так и в национальном идеализме. Такая базовая установка создала в течение столетий наш современный мир, и он был сугубо материалистическим. Нация сегодня считается цивилизованной, если она открыта ментальным ценностям, требуя в то же время ценностей материальных; если ум (низший ум) — с его памятью, аспектами различения и обособления, анализирующими функциями и способностью формулировать конкретные идеи, основывающиеся на материальном восприятии, материальном желании и материальных целях — подвергается тренингу, который создает материальную цивилизацию, да и сделал нашу материальную цивилизацию такой, какая она сейчас. При том, что акцент смещается от чувственного восприятия в сторону ментального отношения к жизни, при желании сделать материальную жизнь гражданина каждой нации доминирующим фактором национального мышления, при том, что раскрытие ума идет в русле материального образа жизни, а наука выявляет только то, что доказуемо, изучая лишь энергии, производящие материальные следствия, стоит ли удивляться, что главная озабоченность современной цивилизации лежит в сфере экономической жизни? Мы погружены в материальные состояния, с тем чтобы накапливать собственность, улучшать положение дел в мире, обеспечивая жизнь на физическом плане и замещая невещественное — вещественным, духовное — конкретным, субъективные ценности — физическими ценностями. Однако в один прекрасный день первые должны проступить в выражение.

Данное утверждение поверхностно и столь обобщенно, что не относится к сравнительному меньшинству тех, кто чувствует-таки высшие ценности и работает над тем, чтобы внедрить их в жизнь расы. Эти люди — хранители продвинутых идеалов текущей цивилизации, но излучаемая ими энергия пока зачастую расходуется на утверждение более конкретных ценностей. Мои замечания пристрастны, но и факты тоже таковы. Может быть, я преувеличиваю, а может, и нет. Тем не менее факт в том, что обе великие цивилизации, о которых мы в состоянии на самом деле что-нибудь знать — арийская и атлантическая — представляют две крайности или грани, к которым человечество обоих периодов направляло и все еще направляет свое внимание.

Атлантическая цивилизация определенно была религиозной по своим установкам; религия была банальностью жизни и разумным основанием всего сущего. Жизнь в посмертьи была предметом интереса и непоколебимой, несомненной веры. Тонкие влияния, эманирующие от невидимых сфер, силы природы и связь человека с ними благодаря обостренной чувствительности, вся гамма эмоциональных состояний составляли жизнь расы и окрашивали все, что относилось или могло относиться к зачаточному мышлению. Результат всего, что мы унаследовали, когда возникла история, которую мы сейчас имеем (со времен всемирного потопа, когда бы он ни был), можно выразить в таких словах, как анимизм, спиритуализм, низший психизм, чувствование. Чувство Бога, чувство бессмертия, чувство тонких внутренних отношений, чувство поклонения и чрезмерная чувствительность современного человека — все это наше выдающееся наследие от цивилизаций, существовавших после древней Атлантиды.

На этом базисе сейчас навязывается прямо противоположное, и своей реакцией — нормальной, правильной и развивающей — человек возводит надстройку, когда акцент все больше ставится на вещественном, материальном и видимом, на том, что можно доказать, диагностировать, анализировать и использовать для улучшения внешней жизни человека, его материального положения на планете. Обе цивилизации зашли слишком далеко, и откачкой маятника мы неминуемо вернемся к среднему положению, к "благородному среднему пути". Средняя стезя, задействующая лучшие, высочайшие идеалы, созданные обеими предшествующими цивилизациями, будет характеризовать наступающий Век Водолея с его цивилизацией. Такое выражение материального и нематериального, видимого и невидимого, вещественного и духовного всегда было целью и задачей тех, кто постигал истинное значение культуры. Итак, возвращаясь к нашей теме, констатируем: цивилизация характерна для масс и расового сознания, тогда как культура характерна для индивидуума и незримого духовного человека. Поэтому цивилизация, как полнокровное выражение истинной культуры, еще очень нескоро явит себя в истории развития расы.

Культура — это тесное сближение обоих факторов — чувствования и ума; двух миров — чувствительности и мышления; обоих, по сути, относительных подходов, которые позволят человеку, как познающему субъективному существу, жить в вещественном, физическом мире. Культурный человек соотносит мир смысла с миром явлений, воспринимая их умом (иначе говоря, осознавая своим мозгом, что есть показатель установленной связи, или отношений между ними) как два аспекта единого мира. Его сознание, или чувство осведомленности позволяет ему с одинаковой легкостью функционировать одновременно в обоих мирах. Даже в атлантические времена были те, кто понимал значение культуры как продукта цивилизации.

Массы должны быть цивилизованы, — это первый шаг к той культуре, что сделает их настоящими, полнокровными человеческими существами. Человеческое существо волей-неволей должно быть человеком, способным жить в мире внешних реальностей, и в то же время осознавать себя живущим во внутреннем мире, мире ума и души. Тогда оно выражает внутреннюю, субъективную жизнь такой мощи, что она контролирует и доминирует над физическим планом жизни, мотивируя его и придавая ему верное направление. Такая настройка человеческого существа и работа по достижению подобного состояния сознания столетиями считались задачей организованной религии, тогда как это существенная и необходимая задача образования. Верно, что церковь в давние дни была воспитательницей поколений, но упор ставился на внутренней, субъективной жизни и, как правило, не делалось попытки свести, сплавить оба: внешнее материальное благополучие и внутреннее духовное существование. Образование — это обязанность выдающихся мыслителей расы, и ответственны за него все правительства, что, впрочем, редко ими признается.

Наконец, посмотрим, какие базовые идеи (начиная с осознанных инстинктов) привели человека, шаг за шагом, к нынешней борьбе за улучшение мира, групповое возвышение и естественное самоопределение, с тем чтобы — хотя большинство этого не сознает — создать лучший орган выражения внутри живого организма, человечества.

Банальность и трюизм утверждать, что человечество проходит сегодня через кризис невиданных масштабов. Причины кризиса д`олжно видеть во многих факторах. Последние уходят в прошлое, заключаются в росте — по мере эволюции — определенных базовых тенденций в человеке; в прошлых ошибках, нынешних благоприятных возможностях и могучей активности Иерархии Любви.* Будущее многообещающе, если только человек сможет выучить уроки настоящего, которые отчетливо ему показаны; он должен осознать их и ясно понять суть своей проблемы и кризиса со всеми его составляющими и подоплеками.

__________
* Один из трех главных центров, через которые Божество являет Себя. Эти центры: Шамбала, где Воля Бога известна; Иерархия, где властвует Любовь Бога: Человечество, олицетворяющее аспект Познания Бога.

Бурлящая суматоха, в которой живут сейчас массы людей, и появление одной-двух ключевых фигур в каждой нации тесно взаимосвязаны. Ключевые фигуры заставляют себя услышать и привлекают внимание; к их идеям прислушиваются — справедливо или нет — с интересом, одобрением или недоверием.

Неспешное обстоятельное формирование Новой Группы Мировых Служителей является признаком кризиса. Это те, кто курирует, возвещает приход Нового Века, присутствуя при родовых муках новой цивилизации, вступающих в манифестацию новой расы, новой культуры, нового мировоззрения. Работа по необходимости медленна, и тем из вас, кто окунается в проблемы и страдания, трудно с уверенностью глядеть в будущее или справедливо оценивать настоящее.

В области образования необходимо объединенное действие. Несомненно, образовательные системы наций должны определяться базовым единством задач, даже если единообразие методов и техник невозможно. Различия в языках, наследии и культуре будут и всегда должны существовать; они на протяжении веков образуют прекрасный гобелен человеческой жизни. Но многое из того, что до сих пор мешало установлению правильных человеческих отношений, должно быть и будет устранено.

Неужели, к примеру, в преподавании истории мы вернемся к старым оценкам, когда каждая нация возвеличивала себя, зачастую за счет других наций, когда факты систематически подтасовывались, а основными вехами истории на протяжении веков были войны? То была история агрессии, подъема материалистической эгоистической цивилизации, история, питавшая националистический, а следовательно, обособляющий дух, усиливавший расовую ненависть и национальную гордость. Первая историческая дата, которую обычно запоминает британский ребенок, — это "Вильгельм Завоеватель, 1066 год". Маленький американец помнит дату высадки первых английских колонистов и постепенный захват земель у их законных обитателей, да еще, возможно, Бостонское чаепитие. Все герои истории — воины: Александр Великий, Юлий Цезарь, Атилла гуннов, Ричард Львиное Сердце, Наполеон, Джордж Вашингтон и многие другие. География — это та же история, но в иной форме: история открытий, исследований и захватов, часто сопровождавшихся грубым, жестоким обращением с коренным населением открытых земель. Алчность, амбиции, жестокость и гордость — вот основной лейтмотив нашего преподавания истории и географии.

Войны, агрессия, грабежи, отличавшие все великие нации без исключения, — это факты, которых нельзя отрицать. Но ведь можно выносить уроки из злодеяний (кульминирующих в войне 1914-1945 гг.), можно показывать древние причины нынешних предубеждений и антипатий, подчеркивая их бессмысленность. Разве нельзя преподносить историю как развитие великих благих идей, которые обуславливали нации и сделали их тем, чем они являются? Подчеркивать творческий дух, отличавший каждую из них? Разве мы не можем полнее представлять великие культурные эпохи, которые — внезапно зародившись в какой-либо нации — обогащали весь мир и давали человечеству литературу, искусство и видение мира?

Мировая война вызвала небывалую миграцию. Сражаясь, армии проходили маршем по всем городам и весям; преследуемые народы бежали с одних земель на другие; работники гуманитарных служб курсировали из страны в страну, заботясь о солдатах, спасая больных, кормя голодных и наблюдая происходящее. Сегодняшний мир очень, очень мал, и люди открывают для себя (иногда впервые в жизни), что человечество едино и что все люди, независимо от цвета кожи и страны проживания, похожи друг на друга. Мы все сегодня перемешались. Соединенные Штаты населены выходцами из всех известных стран; более пятидесяти различных народов и наций собраны в СССР. Соединенное Королевство является Содружеством независимых наций, сплоченных в единую группу. Индия — конгломерат народов, религий и языков, отсюда ее проблемы. Сам мир — исполинский тигель, где формируется Единое Человечество. Это требует коренных изменений в наших методах преподавания истории и географии. Наука всегда была универсальной. Великое искусство и литература всегда принадлежали всему миру. Именно на этих фактах должно строиться образование, какое мы даем детям, — на нашем взаимном подобии, наших творческих достижениях, нашем духовном идеализме и наших точках соприкосновения. Пока этого нет, раны наций никогда не заживут, и веками существовавшие барьеры не падут.

Педагоги, чувствующие нынешнюю благоприятную возможность, должны содействовать тому, чтобы был заложен здоровый фундамент для грядущей цивилизации; они должны поддерживать то, что является общим и универсальным по своему масштабу, правильным про своему изложению и конструктивным по своему подходу. Начальные шаги, предпринимаемые педагогами различных стран, неизбежно определят природу грядущей цивилизации. Они должны готовить почву для возрождения всех искусств и для нового свободного притока творческого духа в человека. Им следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда воспламенялась божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. В такой момент родилась Великая Хартия Вольностей; такой момент через Французскую революцию вынес на передний план идеи свободы, равенства и братства; в такой момент был сформулирован американский Билль о Правах, и в такой момент были в открытом море в наше собственное время сформулированы Атлантическая Хартия и Четыре Свободы. Вот те великие концепции, которые должны управлять новым веком с его возникающей цивилизацией и будущей культурой. Если сегодня объяснять детям значение этих пяти великих деклараций и в то же время показывать бессмысленность ненависти и войны, то будет надежда на лучший, более счастливый и безопасный мир.

Две главные идеи следует доносить до детей в каждой стране. Это ценность индивидуума и наличие единого человечества. Мальчики и девочки военных лет усвоили из всего, что им довелось увидеть, что человеческая жизнь имеет мало ценности; в фашистских странах учили, что индивидуум не имеет никакой ценности, разве лишь постольку, поскольку он осуществляет замыслы диктатора — Муссолини или Гитлера. В других странах некоторые люди и группы — в силу своего происхождения или финансового положения — считаются важными, а остальные — нет. В третьих странах индивидуум считает себя столь важным, а право поступать по собственному желанию столь значительным, что его связь с целым полностью обрывается. Но ценность индивидуума и существование того целого, которое мы называем Человечеством, связаны самым теснейшим образом. На этом следует постоянно ставить акцент. Эти два принципа, если им правильно обучать и усваивать их, обеспечат высокую культуру индивидуума, затем признание им, как составной части человечества в целом, своей ответственности.

В современной школе (начальной, или первой ступени, средней, или второй ступени, и высшей: университетах и колледжах, если пользоваться расхожими терминами) можно видеть несовершенную, но символическую картину трех аспектов будущего образования: Цивилизации, Культуры, Унификации.

Начальную школу, или школу первой ступени можно рассматривать как хранительницу цивилизации; она должна готовить ребенка быть гражданином, учить занимать свое место в социуме, указывая его групповые отношения, подготавливая жить, познавая, и через преподаваемые предметы активизируя расовую память, чтобы заложить основы его человеческих отношений. Будут изучаться чтение, письмо и арифметика, элементарная история (с акцентом на всемирной истории), география и поэзия, сообщаться основные, важные факты жизни, фундаментальные истины, прививаться навык к координации и самоконтролю.

Средняя школа, или школа второй ступени, должна считаться хранительницей культуры; в ней будут преподноситься сокровища истории и литературы и прививаться некоторое понимание искусства. Она начнет готовить мальчика или девочку к будущей профессии, или образу жизни, который, по всей видимости, будет их обусловливать. Станут даваться более широкое представление о гражданстве, подчеркиваться мир истинных ценностей, сознательно и конкретно культивироваться идеализм. Особое внимание будет уделяться практическому приложению идеалов. Молодежь мира будет обучаться сплавлять в своем сознании мир явлений с миром ценностей и смысла, связывать миры объективной, внешней жизнедеятельности и внутреннего, субъективного существования. Я тщательно подбираю слова.

Наши колледжи и университеты должны стать дальнейшим продолжением всего сделанного ранее. Они должны украшать и завершать уже возведенную структуру, имея дело непосредственно с миром смысла. Будут обсуждаться международные проблемы — экономические, социальные, политические и религиозные, — и мужчина или женщина будут крепче родниться с миром в целом. Это никоим образом не означает пренебрежения к индивидуальным или национальным проблемам или предприятиям, но лишь попытку включить их в целое в качестве составных эффективных частей, чтобы тем самым избегать обособляющих позиций, которые привели к крушению наш современный мир.

По существу, колледж или университет должен в области образования соответствовать миру Иерархии; он должен быть хранителем методов, техник, систем мышления и жизни, связывающих человеческое существо с миром душ, с Царством Божьим, а не только с другими человеческими существами на физическом плане; связывающих не только с миром феноменов, но и с внутренним миром ценностей и качества.

Повторяю: подготовка человека к тому, чтобы он стал гражданином Царства Божьего, не есть, по существу, религиозная активность, проводимая представителями великих мировых религий. Это обязанность высшего образования, придающего цель и значение всему, что делается. Если она кажется идеалистической и невозможной, позвольте уверить вас, что когда Век Водолея будет в полном расцвете, она станет безусловной осознанной задачей педагогов того времени.

Для молодежи ближайших поколений предполагается следующая программа обучения:

 

Начальное образование Цивилизация Возраст 1-14 лет
Среднее образование Культура Возраст 14-21 лет
Высшее образование Духовность Возраст 21-28 лет

 

Только экономический акцент и давление материального толкают молодежь работать до наступления зрелости. Надо также помнить (и это признается все шире), что качество детей, вступающих ныне в воплощение, становится все лучше и выше. Они во многих случаях необыкновенно понятливы и их, что называется (на вашем техническом языке), коэффициент умственного развития зачастую необыкновенно высок. Так будет продолжаться, пока оснащенность и познания четырнадцатилетних не сравнятся с таковыми блестящего студента или студентки колледжа наших дней.

Я не могу доказать истинность этих утверждений, но изучение расы и современных детей в наиболее цивилизованных странах укажет тенденции и направленности, которые смогут сделать мою позицию более обоснованной в ваших глазах. Всем вам хорошо бы внимательно изучить разницу между культурой и цивилизацией.

Иными словами, признавая основной предпосылкой сверхъестественные потенции человеческого существа, можно сказать, что:

Первое усилие образования будет в том, чтобы цивилизовать ребенка, тренируя и правильно направляя его инстинкты.

Вторым обязательством педагогов будет привить ему истинную культуру, обучая достойно использовать свой интеллект.

Третьей обязанностью образования будет вызвать отклик интуиции и развить ее.

Когда эти три разовьются и будут функционировать, появится цивилизованное, культурное, духовно пробужденное человеческое существо. Человек станет инстинктивно здоровым, интеллектуально высоким и интуитивно пробужденным. Его душа, ум и мозг будут функционировать должным образом и в надлежащей взаимосвязи, тем самым обеспечивая координацию и правильное выравнивание. Когда-нибудь будет сделан анализ вклада, который внесли три обширных континента: Азия, Европа и Америка, в это тройное раскрытие — применительно к арийской расе. Но и о славе человечества надо помнить. А состоит она в том, что в каждой расе были и есть такие, кто выражает максимум возможного в свое время и век, — люди, сочетающие в себе тройственность инстинкта, интеллекта и интуиции. Число их было сравнительно невелико на ранних стадиях раскрытия человечества, но процесс развития быстро ускоряется, и многие сегодня готовят себя к "высшему образованию" в истинном смысле слова. Гораздо большее будет свершаться, когда педагоги мира уловят, что целью процесса является планомерное раскрытие человека в целом, и будут уделять внимание инстинктивной, интеллектуальной и интуитивной подготовке расы с тем, чтобы все двадцать восемь лет обучения рассматривались как упорядоченный, направленный процесс, цель которого ясно провидится.

Тогда обучающиеся будут оцениваться с тех точек зрения, которых я коснулся:

а. Те, кого можно достойно цивилизовать. Речь идет о массах людей.

б. Те, кого можно вести дальше в мир культуры. Их очень много.

в. Те, кто может добавить к ценным наработкам цивилизации и культуры "оснащение", позволяющее действовать как сознательная душа, и не только в трех мирах инстинктивной и интеллектуальной жизнедеятельности, но и в мире духовного бытия, причем с полной непрерывностью сознания и являя законченную троичную интеграцию.

Не все могут пройти на высшие ступени, и это следует принимать во внимание. Оценка такой способности будет основываться на понимании лучевых типов (науке эзотерической психологии), на распознавании состояния желез и физиологического оснащения, проводиться при помощи некоторых специфических тестов и новой формы астрологии.

Обращаюсь с простой просьбой к серьезным учащимся. Подумайте над следующими четырьмя утверждениями:

1. Антахкарана выражает качество магнетизма, открывающее дверь к центру обучения Великой Белой Ложи.

2. Антахкарана — это сознательная интегрирующая сила.

3. Антахкарана — это посредник для передачи света.

4. Антахкарана обеспечивает непрерывность человеческого восприятия.

Процесс раскрытия

Хотелось бы добавить еще одну аналогию, которая прояснит процесс раскрытия в ваших умах и сделает всю тему (применительно к расе) более понятной и определенной:

Общее развитие расы Цивилизация Путь Очищения
Подготовка интеллигенции Культура Путь Ученичества
Формирование просветленных Просветление Путь Посвящения

 

Итак, очевидно, что вся цель будущих и теперешних усилий — подвести человечество к точке, где оно, оккультно говоря, "вступит в свет". Вся нынешняя, столь отчетливо заметная тяга расы вперед состоит в том, чтобы приобретать знание, трансмутировать его в мудрость через понимание и тем самым становиться "вполне просвещенной". Просвещенность — вот главная цель образования.

Именно в области мышления и осознания имеется различие между работой Будды и Христа. Будда был первым представителем нашего человечества, кто достиг "Просвещенности". Многие из прежде воплощавшихся Сынов Божьих достигали меньших степеней просвещенности. Христос, благодаря достижению Будды и Своей собственной точке эволюции, получил возможность открыть новую эру и поставить новую цель, с которой другой божественный принцип смог войти в манифестацию и достичь всеобщего признания. Он установил "век любви", дав людям выражение нового божественного аспекта, аспекта любви. Будда был кульминацией "века знания". Христос положил начало "веку любви". Оба века воплощают в себе и служат выражением двух главных божественных принципов. Следовательно, новое образование сделалось возможным благодаря работе Будды. Это показывает, как медленно движется эволюция. Новая религия сделалась возможной благодаря работе и жизни Христа. Говоря эзотерически, лепестки знания человеческого эгоического лотоса стали раскрываться, и Будда ускорил этот процесс. Ныне лепестки любви эгоического лотоса также раскрываются в человеческом семействе — быстрота их раскрытия есть результат деятельности Христа. Можете ли вы понять значение того, что я пытаюсь сообщить, можете ли проникнуть в смысл того, что я намерен сказать?

Хочу остановиться на следующих моментах:

Поскольку три лепестка знания человеческого эгоического лотоса раскрываются сейчас в расе (под словом "раса" я имею в виду человеческое семейство, а не арийскую расу), настала возможность раскрытия лепестков любви. Энергия, истекающая из внешнего ряда лепестков, произвела три действия:

1. Она оживила все тело человечества, родив нынешнюю стремительную, познающую (может, лучше сказать "интеллектуальную"?) цивилизацию и нашу современную культуру во всех ее проявлениях. Мозг человечества теперь открыт для оживления, отсюда массовое образование.

2. Она поставила канал, благодаря которому лепестки любви могут оживлять астральное тело человечества, что ведет к всеобщему сотрудничеству и групповой любви. Сердце человечества теперь открыто для оживления, отсюда нынешние движения филантропические, доброй воли и во имя повышения благосостояния.

3. Со временем она сделает возможным оживление тела ума посредством лепестков воли, или жертвенности, что даст осведомленность о Плане, направленной цели и групповом синтезе.

Первый из трех лепестков знания открылся в лемурийские времена и в какой-то мере принес свет на физический план сознания человечества. Второй открылся в атлантические времена и принес свет на астральный план. В нашей, арийской, расе третий лепесток открылся и принес человеку свет ментального знания. Таким образом трудная задача оживления тройственного явленного мира (физического, астрального, ментального) была исполнена (в трех расах), и энергия познания стала могучим управляющим фактором. Сейчас происходит оживление человека энергией любви, и работа продвигается с заметным успехом, так что результаты достигаются быстро и легко (поскольку они обусловлены вторым аспектом божественности) в сфере сознательной осведомленности. Говорю это для вашего ободрения.

Благодаря активности энергии знания имеем:

Цивилизацию . . . . . . . . . Культуру . . . . . . . Просветление

а во втором случае будем иметь:

Сотрудничество . . . . . . . Любящее Понимание . . . . Групповую Любовь

Существуют и более высокие соответствия, для обозначения которых у нас пока нет подходящих слов.

Добрая воля к сотрудничеству — вот все, чего можно в настоящее время ожидать от масс; это сублимация сил, накапливаемых в цивилизации. Любящее понимание должно быть отличительным признаком группы культурных, мудрых людей, плюс способность соотносить мир смысла с миром внешних следствий. Подумайте над этой фразой. Групповая любовь есть и должна быть выдающейся чертой Просветленных мира; в настоящее время она служит мотивирующей энергией Учителей Мудрости, так будет до тех пор, пока достаточное число учеников не станут выразителями этой особой силы.

Когда откроются лепестки воли, или жертвенности человеческого эгоического лотоса, выявится еще более высокая триада соответствий. Она будет известна как:

 

Соучастие . . . . . . Целенаправленность . . . . . . . Осаждение

 

Таким образом, в результате эволюционного процесса в человечестве проявятся следующие категории сил, или энергий, каждая из которых будет демонстрировать определенные качества по мере раскрытия лепестков человеческого лотоса (стр. 56).

Из таблицы видно, что лепестки любви на самом деле свидетельствуют о своем открытии, что ясно говорит о возможности некоторых желанных событий. Мир должен прогрессировать методично и последовательно. Преждевременные события обычно приводят к катастрофе.

Все это имеет отношение к быстрому культурному раскрытию расы. Когда обусловливающие факторы будут лучше пониматься, а их метод и цель улавливаться, мы засвидетельствуем у тех, кто заинтересован в образовании, стремление двигаться быстрее; это ускорит освоение массами культуры, а более интеллектуальной группе — достижение просветления.

Мне хотелось бы пояснить один момент. В будущем просветление будет рассматриваться главным образом с интеллектуальной точки зрения, ко всему предмету будут подходить ментально, а не (как в наше время) под религиозным углом. Просветление, мистицизм и религия до сих пор шли рука об руку. Одним из важнейших вкладов нынешнего века в раскрытие расы стало растущее признание того, что духовность не должна подменяться принятием и следованием указаниям, содержащимся в мировых Писаниях, ограничиваться ими; что она не может определяться интерпретациями, даваемыми Писаниям ортодоксальной священнической кастой; не должно превалировать и давление древних теологий. Бога можно познать через Его деяния, а деяния эти легче оценить через открытия в науке, чем через гимны, молитвы и проповеди священников во всем мире. Какова будет обязанность церквей в будущем? Что будет важнейшей задачей грядущей новой религии? Она станет главным образом содействовать открытию лепестков любви, тем самым приближая эру истинного сотрудничества, любящего понимания и групповой любви. Происходить это будет в процессе обучения народа, индивидуумов правилам Правильного Приближения.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

 

I. ЛЕПЕСТКИ ЗНАНИЯ Цивилизация Массы людей Путь Очищения Культура Интеллигенция Путь Ученичества Просветление Духовный человек Путь Посвящения

Плюс

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

II. ЛЕПЕСТКИ ЛЮБВИ Сотрудничество Интеллигенция Любящее Понимание Стремящиеся мира Групповая Любовь Иерархия

Плюс

ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

III. ЛЕПЕСТКИ ВОЛИ И ЖЕРТВЕННОСТИ Соучастие (в Плане) Целенаправленность (Направленная воля всех учеников) Осаждение (Плана Иерархией)

 

Ключевая нота нового образования — это правильная интерпретация жизни, прошлой и настоящей, и ее отношение к будущему рода человеческого; ключевой нотой новой религии должно быть правильное приближение к Богу, трансцендентному в природе и имманентному в человеке, тогда как ключевой нотой новой науки политики и управления будут правильные человеческие отношения — к ним обеим образование и должно подготавливать детей.

Те, кто работает в этих трех группах, должны в конечном счете вступить в теснейшее взаимное сотрудничество, и новое образование должно подготавливать человечество к планомерному пониманию и познавательной активности. В вышеизложенных замечаниях, плюс данных ранее, содержится то, что я хотел сказать в связи с культурным раскрытием расы. Подлинная история человечества, долгая, многообразная и затемняемая спекулятивными домыслами эзотеристов (которые, когда и верны, редко доказуемы), подвела человечество к точке эволюции, когда свет знания освещает мрачные места земли. Масса информации доступна ныне тем, кто способен читать и писать — а число их растет с каждым днем, — средства передачи и связи практически уничтожили время и свели весь мир в единую функциональную единицу. Чрезвычайно высокий уровень образования налицо во всех цивилизованных странах. Средний гражданин располагает огромной кипой сведений по какому угодно предмету. Многие из них плохо усвоены и неприменимы, однако способствуют общей активизации ментальных процессов. Продукция человеческого мышления в письменной и устной форме, включая то, что устарело, ново и современно, а также поверхностно и сравнительно бесполезно, сегодня столь избыточна, что ее невозможно зарегистрировать, а срок жизни книги краток. В довершение всего предпринимаются усилия сделать ресурсы образования доступными для каждого человека на планете. В конце концов это будет сделано, и, закладывая основы еще более всестороннего образования в будущем, образование должно:

1. Делать доступным для среднего гражданина то, что "выступило на свет" в прошлом.

2. Вызывать заинтересованность в новых науках и знаниях, которые выступают на свет в настоящем.

3. Развивать память и способность распознавать то, что представляется уму.

4. Соотносить прошлое с настоящим.

5. Обучать граждан правам, которыми наделяет собственность, ее природе, уделяя внимание пожинанию и правильному использованию материальных и интеллектуальных плодов жизни, а также освещать связь каждого с группой.

6. Указывать, после надлежащего изыскания, призвание человека.

7. Учить методам координации личности.

Все это позволит человеку выходить на арену жизни, имея определенный багаж знаний о том, что было открыто в прошлом и является его интеллектуальным наследием; приученным к определенной умственной активности, которую человек может развивать и тренировать, если того желает, и которая нарабатывается через установление им правильных отношений со своим окружением; со своими ментальными идеалами, мечтами и мыслями, которые можно трансмутировать в ценные качества, если человек одарен настойчивостью, а его воображение не притупилось несбалансированным, принудительным курсом обучения, и если ему посчастливилось иметь мудрого наставника и понимающих старших друзей.

Ясно, что обязанность нового образования — работать над цивилизованными массами, прививая им культуру; аналогично работать над культурными людьми, приучая их к стезям Просветленных. В конце концов то, что преподается сейчас в школах эзотеристов, станет частью учебной программы, рекомендуемой для подрастающего поколения, а учение, которое дается сегодня продвинутым, мыслящим людям мира, будет приспособлено к нуждам тогдашней молодежи.

Природа эзотеризма

Педагоги нового века будут усиливать акцент на эзотерическом подходе, и нам полезно попытаться определить эзотеризм в рамках общего, среднего понимания учащихся и их точки эволюции. Напоминаю, что настоящий эзотеризм гораздо глубже (под углом Иерархии), чем вы можете полагать.

Одно из самых неадекватных определений таково: эзотеризм включает в себя все, что скрыто, непроявлено и что, даже если и подозревается, все же остается неведомым. Подразумевается, что быть эзотеристом — значит быть среди тех, кто старается проникнуть в самую тайную сферу, куда обычному учащемуся проникать не дозволяется. Если бы дело было в этом, тогда всякий ученый и любой мистик, как ментальный и эмоционально развитый типы людей, были бы свои в мире эзотеризма и скрытых реальностей. Однако это не так. Мистик никогда не бывает подлинным эзотеристом, так как имеет дело в своем сознании не с энергиями и силами, а с неким туманным "Чем-то Другим" под названием Бог, Христос, Возлюбленный, то есть в действительности с тем, что утоляет голод его души. Ученый, который в настоящее время начинает быстро подступать к миру сил и энергий, входить в него, — вот кто подлинный эзотерист, даже если — пытаясь контролировать искомые энергии — он и отрицает их источник. Последнее имеет относительно маловажное значение; в конце концов он распознает их эманирующий источник.

Базовая установка всех, кто стремится постичь эзотеризм или обучать изучающих эзотеризм, заключается в том, чтобы ставить акцент на мире энергий и осознавать, что за любыми событиями в мире явлений (а под ним я имею в виду три мира человеческой эволюции) стоит мир энергий; последние в высшей степени многообразны и сложны, но все движутся и действуют по Закону Причины и Следствия. Поэтому мне исключительно важно показать донельзя практическую природу этого определения и приложимость его к жизни индивидуального стремящегося, к общественной жизни и делам в мире или к непосредственным обусловливающим уровням духовных экспериментальных энергий, которые постоянно пытаются соприкоснуться с миром явлений, дать ему толчок. Они это делают под духовным водительством, с тем чтобы провести план. Это утверждение имеет фундаментальное значение; все прочие определения входят в него — первую важную истину об эзотеризме, которая должна усваиваться и прилагаться каждым стремящимся к тайне и универсальности того, что движет мирами и лежит в основе эволюционного процесса.

Первая задача эзотериста заключается в том, чтобы уловить природу энергий, пытающихся его обусловить и пробивающихся в выражение на физическом плане через посредство его оснащения или его проводников манифестации. Стало быть, изучающему эзотеризм придется усвоить, что:

1. Он является совокупностью сил, унаследованных и обусловленных тем, что он есть, плюс великой антагонистической силы, которая не принцип и которую мы называем физическим телом.

2. Он чувствителен к некоторым энергиям — и должен все полнее их воспринимать, — которые в настоящее время ему неизвестны и никак им не используются; он, наконец, должен их осознать, если собирается глубже проникнуть в мир скрытых сил. Это энергии, которые оказались бы для него злыми, захоти он с ними работать, — такие должны распознаваться и отбрасываться; есть и другие, которые он обязан научиться использовать, так как они благодетельны, обогащают знание и потому должны считаться добрыми. Усвойте, однако, что энергии сами по себе ни плохие, ни хорошие. Великая Белая Ложа, наша духовная Иерархия, и Черная Ложа употребляют одни и те же универсальные энергии, только с разными мотивами и задачами; обе группы суть группы опытных эзотеристов.

Поэтому обучающемуся эзотеристу приходится:

1. Становиться осведомленным о природе сил, которые составляют его личностную оснащенность и которые сам он магнетически привел к выражению в трех мирах. Они образуют комбинацию активных сил; он должен научиться отличать чисто физическую энергию, автоматически откликающуюся на иные, внутренние энергии, от тех, что приходят с эмоционального и ментального уровней сознания, фокусируясь в эфирном теле, которое в свою очередь мотивирует его физический проводник, побуждая его к определенным действиям.

2. Становиться чувствительным к движущим силам души, исходящим с высших ментальных уровней; они пытаются взять под контроль силы троичного человека на определенной точке эволюции.

3. Распознавать обусловливающие энергии своего окружения, рассматривая их не как события или обстоятельства, но как энергию в действии. Так он учится нащупывать путь — за сценой внешних происшествий — в мир энергий, стремящихся вступить в контакт и принести свое качество, чтобы вызвать определенную активность. Он тем самым получает доступ в мир смысла. Любого рода события и обстоятельства, происшествия и физические явления — всего лишь символы того, что происходит во внутренних мирах, и именно в эти миры должен войти эзотерист, насколько позволяет его восприятие; потом ему откроются миры, которые потребуют его научного проникновения.

4. Для большинства стремящихся сама Иерархия остается эзотерической сферой, которую предстоит открыть и которая разрешит проникнуть в себя. Я тщательно подбираю слова в попытке пробудить ваш эзотерический отклик.

Далее этого этапа пути к предназначенному человечеству финалу я заглядывать не хочу; для посвященных и учеников, еще не принявших Посвящения Преображения, высшие сферы осведомленности и "Кров Всевышнего" (совещательная палата Саната Кумары) остаются глубоко эзотерическими. Это высшая сфера энергий: планетарных, внепланетарных и межпланетарных; они вас не касаются, и обсуждение их преподавательскому составу Школы Арканов заниматься не рекомендуется. Задача в том, чтобы обучать учащихся распознавать энергию и силу; различать разные типы энергий применительно как к себе, так и к происходящему в мире, и начинать соотносить то, что видимо и переживается, с тем, что невидимо, обусловливает и определяет. Вот ваша эзотерическая задача.

У учащихся эзотеризма, особенно в старых группах Рыб, имеется тенденция рассматривать любой интерес к энергиям, порождающим события в мире или имеющим отношение к правительствам и политике, как антагонистический по отношению к эзотерическому, духовному устремлению. Таким всегда было отношение Теософического Общества. Однако новый эзотеризм, характерный для более осведомленных групп и более ментальных типов людей, считает любые события, всемирные движения, национальные правительства плюс любые политические условия выражениями энергий, наличествующих во внутреннем мире эзотерического изыскания; поэтому они не видят уважительной причины для того, чтобы исключать столь важный аспект человеческих дел из своего мышления и рассуждения, не ища в нем тех новых истин и методик, что могут ускорить наступление новой эры в человеческих отношениях. Они спрашивают: зачем исключать политическое исследование из духовной программы? Они считают его столь же, если не более важным, чем деятельность церквей; правительства влияют на людей и способствуют образованию любой цивилизации, заставляя массы людей двигаться в необходимых задуманных направлениях. Церквям и людям надо усвоить, что в целом мире явлений, сил и энергий нет ничего, что бы не могло быть взято под контроль со стороны того, что духовно. Все сущее в действительности есть дух в манифестации. Массы сегодня начинают политически мыслить, и Учителя считают это большим шагом вперед. Когда духовно мыслящие люди мира включат эту сравнительно новую область человеческого мышления, международную деятельность, в сферу своего эзотерического исследования, это будет очень крупным прогрессом.

Позвольте проиллюстрировать. Война — это фактически мощный взрыв энергий и сил, зарожденных на внутренних планах, где эзотерист должен бы работать (но редко это делает), и выносящих свое страшное, катастрофическое выражение на физический план. Это показано сегодня постоянным употреблением терминов "Силы Света" и "Силы Зла". Когда внутренние, эзотерические, предрасполагающие причины войны будут открыты в ходе эзотерического исследования, война, войны придут к концу. Это то, чему способствует суть настоящей эзотерической работы, но что презирается нынешними эзотеристами, которые считают себя духовно слишком высокими для таких дел и — в своей башне из слоновой кости — концентрируются на собственном развитии плюс — чуть-чуть — на философии.

Одно надо констатировать: Природа эзотеризма совсем не мистическая и не туманная. Это наука — в сущности наука о душе всего, — разрабатывающая собственную терминологию, эксперименты, выводы и законы. Когда я говорю "душа", я подразумеваю одушевляющее сознание, наличествующее во всей природе. Учащиеся склонны забывать, что любой уровень осведомленности, от наивысшего до наинизшего, является аспектом космического физического плана, а стало быть (под углом эволюционного процесса), материален по природе, конкретно (с точки зрения некоторых божественных Наблюдателей) осязаем и образован из творческой субстанции. Эзотерист неизменно имеет дело с субстанцией; его интересует та живая, вибрирующая субстанция, из которой создаются миры и которая, будучи унаследована от предыдущей солнечной системы, окрашена прошлыми событиями (как упоминалось), то есть "уже окрашена кармой". И следует заметить: как столь нам знакомый физический план изучающие эзотеризм не считают принципом, так и космический физический план (с точки зрения Космических Жизней) — "не принцип". Вот вам много пищи для размышления.

Констатируем: эзотерист озабочен открытием и работой с теми принципами, которые энергетизируют каждый уровень космического физического плана и являются в действительности аспектами наделенной качеством жизненной энергии, действующей в непринципиальной субстанции и через нее. Задача его в том, чтобы смещать фокус своего внимания с субстанциальной, формальной стороны существования и получать осведомленность о том, что является источником зарождения формы на любом уровне. Его задача — развивать в себе потребные отзывчивость и чувствительность на качество жизни, владеющее любой формой, пока он в конце концов не придет к качеству ЕДИНОЙ ЖИЗНИ, что оживотворяет планету и в чьей сфере активности мы живем и движемся и существуем.

Для этого он должен прежде всего выявлять природу собственных наделенных качеством энергий (здесь-то и выявляется природа управляющих лучей), которые выражаются через три его низших проводника выражения, а позднее через интегрированную личность. Стяжав определенный объем знания и ориентировав себя на наделенный качеством жизненный аспект, он начинает развивать тонкий внутренний механизм, через который может осуществляться контакт с более общими, универсальными аспектами. Он учится различать качества или кармические предрасположенности "непринципиальной" субстанции, из которой сформированы все формы, одновременно искупляя, освобождая и очищая их так, чтобы субстанция следующей солнечной системы была более высокого порядка, чем субстанция нынешней, следовательно, более отзывчивой на волевой аспект Логоса.

Эзотеризм под этим углом есть Наука Искупления, и вечными символами и выразителями сего факта являются все Мировые Спасители. Именно для того, чтобы искупить субстанцию и ее формы планетарный Логос пришел в манифестацию, и вся Иерархия со своим великим вождем, Христом (нынешним мировым символом), должна рассматриваться как Иерархия искупителей, искусных в науке искупления. Когда последние овладеют этой наукой, Они смогут перейти к Науке Жизни и работать с энергиями, которые в конечном счете возьмут в свое владение и будут использовать наделенные качеством, искупленные и уже принципиальные субстанции и формы. Именно искупление непринципиальной субстанции, ее творческое восстановление и духовная интеграция являются Их целью; плоды Их труда увидятся в третьей, заключительной солнечной системе. Их деятельность породит великое духовно-планетарное слияние, чьим символом в микрокосмическом смысле является слияние личности с душой (в определенной точке пути эволюции). Здесь видится тесная связь между работой индивидуального стремящегося или ученика, искупающего, спасающего и очищающего свое троичное тело проявления, и работой планетарного Логоса, исполняющего аналогичную задачу применительно к "трем периодическим проводникам", через которые Он работает: Своему личностному проводнику, Своему душевному выражению и Своему монадическому аспекту.

Из всего сказанного вы видите, что я стремлюсь устранить неопределенность из слова "эзотеризм" и показать в высшей степени научную и практическую природу того предприятия, в которое вовлечены все эзотеристы.

Эзотерический тренинг вкупе с эзотерической жизнью открывает в свое время смысл и в конце концов вводит в мир значений. Эзотерист начинает с того, что пытается ответить на вопрос почему; он решает проблему происхождения инцидентов, событий, кризисов и обстоятельств, с тем чтобы уловить смысл, какой они для него имеют; постигая смысл любой специфической проблемы, он использует его как приглашение проникнуть еще глубже в только что открытый мир смысла; затем он учится включать свои маленькие личностные проблемы в проблемы более объемлющего "Я". Истинная эзотерическая точка зрения — всегда точка зрения более объемлющего Целого. Он обнаруживает, что мир смысла мелкой сетью охватывает любую активность, любой аспект феноменального мира. Символом и воплощением этой сети является эфирная ткань, тогда как эфирная ткань, наличествующая между центрами вдоль индивидуального позвоночника, является ее микрокосмическим соответствием; они как две двери вводят в объемлющий мир смысла. Сказанное в действительности относится к истинной Науке Центров, на которую я часто ссылаюсь. Последние суть средства (если они развиты и функционируют) сознательного вступления в мир субъективных реальностей и дотоле неведомых областей божественного сознания.

Однако эзотеризм не имеет отношения к центрам, эзотеризм — не старание научно пробудить центры, как думают многие учащиеся. Эзотеризм — это тренинг на умение свободно функционировать в мире смысла; он не интересуется каким бы то ни было аспектом механической формы; он занят исключительно душевным аспектом — аспектом Спасителя, Искупителя и Интерпретатора — и посредствующим принципом между жизнью и субстанцией. Посредствующий принцип — это душа индивидуального стремящегося и ученика (если позволительно употребить столь запутывающее и обособляющее выражение); он есть anima mundi в целом.

Стало быть, эзотеризм подразумевает жизнь, проживаемую в согласии с внутренними субъективными реальностями; это возможно только если учащийся интеллектуально поляризован и ментально фокусирован; эзотеризм налицо только если учащийся способен искусно и с пониманием сообразовываться в своем продвижении с внутренними реальностями. Эзотеризм подразумевает постижение связи между силами и энергиями и способность использовать энергию для усиления, а затем и творческого употребления сил, с которыми есть контакт. Отсюда их искупление. Эзотерист использует силы третьего аспекта (аспекта познающей субстанции), как приемника энергии обоих высших аспектов, — тем самым он спасает субстанцию. Эзотеризм — это искусство "сведения на землю" тех энергий, что эманируют из наивысшего источника, чтобы здесь их "укоренять", или закреплять. Например, именно эзотерическая деятельность всемирной группы учащихся привела к обнародованию учения о Новой Группе Мировых Служителей,* тем самым зафиксировав в человеческом сознании факт существования и работы этой фундаментальной субъективной группы; так была усилена работа этой группы, ее искупительная деятельность.

__________
* "Трактат о Белой Магии", сс. 398-433; "Трактат о Семи Лучах", т. II ("Эзотерическая Психология"), сс. 629-751.

 

Любая настоящая эзотерическая активность приносит свет и просветленность; она приводит к тому, что врожденный свет субстанции интенсифицируется и обретает качество благодаря высшему Свету Души — у сознательно функционирующих людей. Поэтому можно определить эзотеризм и его деятельность в категориях света, но я воздержусь от этого из-за расплывчатой мистической интерпретации, к какой эзотеристы привыкли за прошедшие десятилетия. Если эзотеристы согласятся с утверждением — в его самом простом виде — современной науки о том, что субстанция и свет суть синонимы, и признают, что свет, который они могут заставить влиять на субстанцию (прилагая энергию к силе), тоже по своей природе субстанциален, сможет упрочиться подход, гораздо больше способствующий познанию. Эзотерист имеет дело со светом в трех его аспектах, но сегодня предпочтительней придерживаться иной установки, пока в результате развития, испытаний и экспериментов эзотерист не постигнет этой тройной дифференциации практически, а не просто теоретически и мистически. Нам придется изжить некоторые ошибки прошлого.

Я дал уйму других определений в разных книгах, некоторые из которых довольно просты; они могут сегодня довести до вас смысл, а поздней обнаружить свои более глубокие значения.

Призываю всех эзотеристов придерживаться практического подхода, который я сейчас обозначил. Прошу их жить искупительной жизнью, раскрывая свою врожденную ментальную чувствительность и непрерывно работая со смыслом, что стоит за любыми индивидуальными, общественными, национальными и мировыми делами. Если это так, то свет вдруг засияет и будет все ярче сиять на ваших путях. Вы сможете стать светоносцами, зная, что "во свете этом вы увидите Свет", да и ваши собратья тоже.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образование в новом веке

На сайте allrefs.net читайте: "Образование в новом веке"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава II

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I
ЗАДАЧИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вступительные замечания Можно считать, что материал книги касается трех различных аспектов одной общей темы, а именно н

Глава III
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В МЕНТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Нынешний переходный период Три ближайших шага предстоит предпринять образовательным системам мир

Глава IV
КУЛЬТУРА ИНДИВИДУУМА Подойдем к культуре индивидуума с трех точек зрения, которые, в целом, показывают, как сделать индивидуума: познающим гражданином двух миров (мира объ

Глава V
НАУКА АНТАХКАРАНЫ Для подготовки к тому, чем учащиеся должны овладеть, я бы хотел подчеркнуть некоторые моменты, представив данную ранее информацию в виде таблицы. Наука А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги