рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава IV

Глава IV - раздел Образование, Образование в новом веке Культура Индивидуума Подойдем К Культуре Индивидуум...

КУЛЬТУРА ИНДИВИДУУМА

Подойдем к культуре индивидуума с трех точек зрения, которые, в целом, показывают, как сделать индивидуума: познающим гражданином двух миров (мира объективного существования и внутреннего мира смысла), мудрым родителем, контролируемой, управляемой личностью. Приступаем к рассмотрению этих пунктов.

Я не разрабатывал учения Века Водолея и никогда не вдавался в образовательные системы того времени. Это было бы для вас бесполезно, я и в самом деле не в состоянии вам помочь, даже если бы отправил вас на двести лет вперед, в цивилизацию и культуру, чьи признаки пока едва заметны. Будет лучше, если я сделаю акцент на проступающих идеях, которые будут направлять следующее поколение и перенесут мир через самый трудный переходный период, какой ему когда-либо выпадал.

Некоторые основные идеалы, проступающие из нынешних идеологий, начинают оказывать влияние на общественное сознание. Эти идеалы — по существу, человеческие реакции на божественные идеи; поэтому они не вполне свободны от ошибок и безусловно носят на себе отпечаток умов, которые их формулируют; они неизбежно обусловлены прошлой историей, национальными традициями и расовыми направленностями мышления. И все же они удивительно сходны, даже если их выражают последователи очень разных идеалистических мировоззрений. Если мы собираемся как следует разобраться в этих идеях и заложить правильный фундамент, наверно, стоило бы обсудить некоторые из этих универсальных подходов, рассмотрев их значение в свете нынешних мировых проблем, а также обсудить признаки грядущего мира, которые мы можем из них выявить.

Вопрос гражданства

Среди граждан большинства наций крепнет убежденность в том, что главная обязанность образовательных систем — подготовить ребенка к гражданству. Под этим подразумевается, что обязанность государства и налогоплательщиков — так воспитать ребенка, чтобы он мог стать познающей составной частью организованного целого под названием нация; так его дисциплинировать, чтобы он мог участвовать и вносить свой вклад в дела государства, тем самым приобретая социальную значимость, чтобы он играл собственную индивидуальную и в то же время групповую роль в жизни общества, в котором родился и должен действовать; показать, что его индивидуальная жизнь и интересы менее значимы, чем жизнь целого, и что предварительный урок, который он должен усвоить, — тот, что он является единицей в функциональной группе таких же единиц, от каждой из которых ожидается, что она внесет свой вклад на благо целого.

В зачатке эта идея (какой бы поразительной она ни казалась) была осуществлена, когда были организованы первые школы, тысячи лет назад. Школы эти были поначалу крошечными и давали образование лишь немногим избранным, но постепенно привели (как правило, при помощи религиозных организаций) к массовому образованию и обязательному обучению, характеризующим школы в современном государстве, чья обязанность — подготавливать миллионы молодых людей в мире к тому, чтобы они стали познающими и управляемыми гражданами.

Сегодня в так называемых просвещенных странах для масс существует определенное обязательное обучение; дети всех наций обучаются чтению, письму и начаткам арифметики. Им полагается сформировать общее представление о мире — обучаясь географии, истории и экономике — и благодаря этому достичь объективного и естественного понимания процессов и причин, позволивших различным нациям стать тем, чем они являются, то есть научиться видеть общую планетарную картину. Меняющиеся контуры этой картины рождают в детях сегодняшнего дня ментальную гибкость, а это во многом ценная наработка.

В формировании гражданина до последнего времени главенствовали две установки. Назначением образования было так оснастить ребенка, чтобы он, достигнув зрелости, мог позаботиться о себе в хищном современном мире, зарабатывая средства к существованию и становясь, по возможности, богатым и независимым от тех, с кем сводит его жизнь. Весь процесс обучения ставил акцент на нем как на индивидууме, все вращалось вокруг того, что он собирается делать, как он собирается жить и что он может получить, сделать и достичь в жизни.

В таких условиях, если школа — с религиозным уклоном (например, церковная), то его учили, что он должен стараться быть хорошим, и выдвигали такой эгоистический мотив, что, если он сможет это делать, то когда-нибудь попадет на небеса и обретет там счастье. Когда подобные идеи им завладели, когда под организованным давлением он стал соответствовать желанному образцу и эталону, когда он усвоил нужное количество самой общей информации о человечестве и человеческих достижениях, и когда у него развилась способность запоминать факты (исторические, научные, религиозные и прочие), даже если способность мыслить осталась совершенно неразвитой, его выпускали в мир, в предназначенное для него общество, делать добро и утверждать себя.

Я сознаю, что вышеизложенное является грубым обобщением. Оно совершенно не учитывает внутренних врожденных навыков ребенка, достигнутой им точки душевной эволюции, да и способностей, с которыми он вступает в жизнь и которые являются результатом многочисленных предшествующих жизненных опытов. Оно упускает также влияние многих добросовестных, духовно мыслящих и высокоразвитых учителей, которые — во все века — оставляли свой след в молодых людях, которых учили, ориентировали и вели вперед, к лучшему. Я говорю лишь о формальном аспекте образовательных систем и очевидном его воздействии на молодежь любой нации. Цели, которые формальный учитель ставил перед собой, были узкими, и логическим результатом его преподавания и работы становилось формирование эгоистической, материалистически мыслящей персоны, чья главная задача — улучшение своего материального положения. Этому исключительно способствовало присутствие в той или иной мере индивидуальной амбиции, которая побуждала ребенка охотно следовать узкой эгоистической цели учителя. Естественный идеализм ребенка (а какой ребенок не является врожденным идеалистом?) медленно, но верно умирал под весом материализма мировой педагогической машины и эгоистической пятой мирового бизнеса с его многочисленными ветвями, а еще из-за всегдашнего упора на необходимости делать деньги.

Мало помалу такое губительное положение дел (которое достигло своей кульминации в первые годы нашего столетия) менялось, и сегодня во многих странах благосостояние самого государства, благо империи, удовлетворение нужд нации представляются ребенку с самых ранних лет как наивысший возможный идеал. Его учат, что служению государству, империи или нации он должен отдавать самое лучшее, что в нем есть; в сознание его крепко вбивается, что его индивидуальная жизнь должна подчиняться более объемлющей жизни государства или нации и что его долг — утолить национальную нужду, даже ценой самой жизни. Его учат, что в критических обстоятельствах он, как индивидуум, вообще не в счет, а единственное, что имеет значение, — это большое составное целое, бесконечно малой частью которого он является. Это определенный шаг в расширении сознания, который род человеческий должен сделать.

Напоминаю: именно расширение сознания и повышение чувствительности и восприимчивой осведомленности есть цель всякого божественного и иерархического усилия. Улучшение материальных условий не является целью. Оно осуществляется автоматически с неуклонным раскрытием чувства осведомленности. Будущее человечества определяется его устремлением и способностью отзываться на идеализм, который сегодня наводняет мир.

В настоящее время предпринимается и дальнейший шаг. Повсюду, в каждой стране людей сызмала учат, что они не только индивидуумы, не только члены государства, империи или нации, не только люди с индивидуальным будущим, но что им предназначено также быть представителями некоторых великих групповых идеологий — демократической, тоталитарной или коммунистической. Эти идеологии являются, в конечном счете, материализованными мечтами, или видениями. Ради их торжества — как учат современного юношу — он должен работать, отдавать себя и, если потребуется, бороться. Отсюда несомненно явствует, что, невзирая на весь внешний беспорядок и хаос, столь буйствующий сегодня в сознании человечества, невзирая на страх и опасения, ненависть и обособленность, человеческие существа начинают сочетать в себе три состояния сознания: индивидуума, гражданина и идеалиста. Способность к этому, умение пребывать во всех трех состояниях одновременно доходит ныне до уровней человеческой жизни, присущих так называемым "беднейшим слоям населения".

Все это очень хорошо и является частью предопределенного плана. Будь то демократический идеал, или видение тоталитарного государства, или коммунистическая мечта, они оказывают в целом благое воздействие на сознание человечества. Чувство осведомленности о происходящем в мире определенно возрастает, способность считать себя частью целого быстро развивается, и все это желательно, правильно и входит в божественный план.

Безусловно верно, что этот процесс портят, тормозят методы и мотивы, которые в высшей степени нежелательны, но человеческие существа имеют привычку портить то, что прекрасно; у них исключительно развит навык к эгоизму и материализму, а поскольку умы людей еще практически не тренированы и не развиты, им недостает способности распознавания и умения отличать старое от нового, или правильное от более правильного. Так как их воспитывали в эгоизме и материальных установках, пока они находились под родительским контролем и эгидой образовательных систем своего времени, их мышление обыкновенно скатывается в нежелательные колеи.

В проходящем Веке Рыб молодежь в каждой стране воспитывалась под влиянием трех основополагающих идей. Суть этих идей может быть выражена в следующих вопросах:

1. Какой должна быть моя профессия, чтобы я мог иметь столько в материальном мире, сколько мне нужно по моим положению в жизни и потребностям?

2. Кто те, что выше меня, на кого я должен равняться и кого почитать, кто те, что ниже меня по общественному положению, и как высоко я способен подняться по социальной лестнице, чтобы улучшить свою жизнь?

3. С детства меня учили, что я по природе склонен делать неправильно, привередничать, или (если окружение узко ортодоксальное) что я жалкий грешник, не способный к будущему счастью. Как избежать наказания за мои естественные склонности?

В результате в расе глубоко укоренились чувство материальной и социальной амбиции, а также комплекс неполноценности, который неизбежно прорывается наружу в той или иной форме возмущения в индивидууме, в расовых взрывах или же, снова говоря об индивидууме, в неистовом центрировании на себе. От этих искаженных тенденций и регрессивных идеалов раса должна в конце концов отойти. Именно уразумение этого факта произвело в некоторых нациях преувеличенный акцент на национальном и расовом благе и на государстве, как сущности. Оно подорвало иерархическую структуру общественного строя. Иерархическая структура является базовой вечной реальностью, но ее концепция так искажалась и неверно понималась, что вызвала возмущение в человечестве, произведя почти ненормальную реакцию — откат в сторону свободы и распущенности, которые разрастаются до нежелательных размеров.

Широко распространенное сегодня требование молодежи мира (в некоторых странах) иметь возможность приятно проводить время, ее безответственность и отказ обратиться к реальным ценностям жизни — вот все признаки этой реакции. Самое худшее положение в этом смысле наблюдается в демократических странах. В тоталитарных государствах оно не допускается в таком масштабе, поскольку молодежь заставляют брать на себя ответственность и посвящать себя большему целому, а не кидаться в материальную жизнь и транжирить свои годы в "приятном времяпрепровождении", — кажется, так вы выражаетесь? Приятное провождение времени обыкновенно имеет место за счет других, причем в годы формирования, неизбежно обусловливающие, определяющие будущее молодого человека.

Я говорю не в политическом смысле и не в защиту какой-либо системы правления. Принудительная деятельность и принудительная ответственность отбрасывают подавляющее большинство людей на стадию яслей или в детство, а человечеству пора бы достичь зрелости с ее готовностью возлагать на себя ответственность и растущим чувством реальных ценностей и норм жизни. Чувство ответственности — один из первых признаков того, что душа индивидуума пробуждается. Душа в массе человечества также в настоящее время пробуждается, — тому свидетельством следующие факты:

1. Повсеместный рост обществ, организаций и массовых движений за улучшение благосостояния человечества.

2. Возрастающая заинтересованность масс народа в общественном благополучии. До сих пор в нем был заинтересован высший слой общества либо по эгоистическим соображениям, чтобы защитить себя, либо из-за врожденного патернализма. Интеллигенция и профессиональные классы исследовали, изучали народное благополучие с ментальной, научной точки зрения, базирующейся на общем материальном базисе, а низший средний класс естественно в нем заинтересован с точки зрения возмещения финансовых и торговых расходов. Сегодня эта заинтересованность дошла до самых низов, все классы чутки и бдительны к общему, национальному, расовому или международному благу. Это очень хорошо и служит обнадеживающим знаком.

3. Гуманитарные и благотворительные усилия достигли своей кульминации, наряду с жестокостью, ненавистью и отклонениями, порождаемыми обособленностью, гипертрофированными национальными идеологиями, агрессивностью и амбицией в жизни всех наций.

4. Образование быстро становится массовым достоянием, и дети всех наций, как высших классов, так и низших, становятся интеллектуально оснащенными, как никогда прежде. Конечно, усилия направляются в основном на то, чтобы научить их удовлетворять материальные и национальные потребности, быть полезными для государства, а не экономической обузой. Общий результат, тем не менее, созвучен божественному плану и без сомнения хороший.

5. У власть предержащих растет признание того, что человек с улицы становится весомым фактором в мировых делах. С ним устанавливается всесторонний контакт через прессу и радио; он довольно разумен и достаточно заинтересован, чтобы попытаться сформировать собственное мнение и прийти к собственным заключениям. Таковые еще в зачатке, но признаки усилий с его стороны несомненны; отсюда контроль над прессой и радио, существующий в той или иной форме во всех странах ввиду того, что никогда не может быть сколько-нибудь долговременного отпадения от иерархической структуры, лежащей в основе нашей планетарной жизни. Контроль распадается на две большие категории:

Финансовый контроль, как в Соединенных Штатах.

Правительственный контроль, как в Европе и Великобритании.

Людям внушают, что именно для них хорошо; оговорками и тайной дипломатией окрашено взаимодействие правительства с массами, и беспомощность человека с улицы (перед властями в сфере политики, обусловливающими решениями, такими как решение о войне или мире, теологическими установками, да и экономическими мероприятиями) все еще достойна жалости, хотя и не так велика и вопиюща, как раньше. Душа человечества пробуждается, и нынешнее положение можно считать временным.

Целью грядущих образовательных систем станет сохранить индивидуальную целостность человека, выработать у него чувство индивидуальной ответственности, поощрять развивающееся групповое осознание базовых индивидуальных, национальных и мировых отношений наряду с внешней открытостью, организаторскими навыками, заинтересованностью и компетентностью. В то же время в нем будет усиливаться чувство гражданства, как в вещественном внешнем мире физического плана, так и в Царстве Бога и душевных отношений.

Чтобы это осуществить и полностью изменить современные мировые подходы и неправильные акценты, допущено было то ужасное, катастрофическое положение, какое существует сегодня на планете.

Положение в мире и идеологии

Прежде чем перейти к технической стороне нашей работы, хотелось бы, чтобы вы поразмыслили о положении в мире и мировых идеологиях с точки зрения образования. Я бы желал, чтобы вы рассмотрели их глубже под углом существующих базовых групповых отношений, лицезрея необходимость готовить молодежь будущего к наступлению грядущего века — чьи очертания в наше время лишь смутно проглядывают. Я бы предпочел, чтобы вы получили сводное представление о нынешнем положении в мире, и коснусь его лишь в широких, общих чертах, опуская детали или отдельные личности, разве лишь прибегая к ним для иллюстрации. В прочих моих писаниях я заложил тому основу, когда старался вкратце рассмотреть психологические проблемы различных наций, их причину или причины и тот особый вклад, который каждая нация должна внести в мировое целое.

Постараемся осознать некоторые выдающиеся факты, хотя вообще-то их считают таковыми скорее эзотеристы, чем мир в целом. Но мы работаем или стараемся работать как эзотеристы. Вот эти факты:

1. То, что существуют некоторые базовые идеи, которые дошли до нас через века и привели человечество к его нынешней точке эволюции. Идеи — это субстанция эволюционной тяги.

2. То, что имеется негласный контроль, который длился на протяжении веков и который можно отождествить с определенно проступающим планом — применительно к сознанию человека.

3. То, что всякий рост происходит через эксперимент, борьбу и стояние на своем, — отсюда нынешнее смятение. Последнее свидетельствует о "прорыве" к свету, свету мира, как и к групповой антахкаране.

Очевидно, многое из того, что я могу дать в настоящих инструкциях, не может получить немедленного применения, но я прошу учащихся размышлять и думать в тех направлениях, какие я указал, ибо только после того, как сформируется ядро мыслителей, отзывчивых к новым идеям в области образования, духовная Иерархии Учителей сможет добиться намеченных результатов в Своей работе по осуществлению планов Бога. Учителя не могут работать и не работают без Своих избранных фокусных точек на физическом плане. Я снова прошу считать себя аванпостами сознания Тех, Кто, на внутренней стороне жизни, тщится пролить новый свет на предмет общественных организаций, взаимоотношений между индивидуумом и целым, а также новых желательных тенденций в образовании. Я рекомендовал бы подвергнуть себя ментальному тренингу, имея это в виду. Отметьте последовательность в исполнении требования: сначала продумайте, потом тренируйтесь. Сначала вера в контакт, затем шаги с тем, чтобы облегчить и развить этот контакт.

Наша тема — изучение учебного процесса человечества, включая (на поздних стадиях) ответственность и правильное действие. Мы рассмотрим в общих чертах развитие человека, от изолированной личностной единицы, через стадии семейной жизни, племенной жизни, национальной жизни до нынешней стадии устремленного, идеалистического человечества. Идеализм и превалирующий дух исследования ответственны за современный мировой хаос; они произвели конфликтующие между собой идеологии, драматическое появление национальных спасителей, мировых пророков и работников, идеалистов, оппортунистов, диктаторов и исследователей повсюду, в любой области человеческой мысли, во всякой местности. Этот идеализм — добрый знак. Он ответствен и за бурлящее беспокойство и настоятельное требование лучших условий, большего света и понимания, углубленного сотрудничества, безопасности, базирующейся на правильных установках, а также мира и изобилия вместо страха, террора и голода.

В мои намерения не входит рассматривать предмет с позиций многочисленных современных учебников по вопросам управления, законодательства или множества схем (экономических, политических и т.д.), внимание к которым столь сегодня преобладает. Я не намерен входить в детали или давать определения. Представители различных направлений могут при помощи требуемой литературы показать свое кредо гораздо успешнее, чем я. Протагонисты идеологий могут выразить свои верования и задачи с большим воодушевлением и упованием, чем это возможно мне. Я буду писать для вас как тот, кто видит проступающий образ яснее, чем вы, потому что вижу его как изнутри, так и извне, а также на синьках, хранящихся на попечении Иерархии. Я буду писать как тот, кто, совещаясь с работниками Иерархии, старался постичь задачи и сотрудничать с ближайшими планами в нынешнее время планетарного кризиса и смятения, суровых перемен и подъема человечества на новые уровни жизнедеятельности, к более высоким состояниям сознания; как тот, кто чуть глубже изучил записи прошлого и способы медитации, и достиг той меры включения прошлого, настоящего и будущего, которая, естественно, невозможна пока для вас.

Некоторые планы и идеи, управляющие иерархическим действием, я попытаюсь вам представить, — пусть они вызывают брожение в вашем уме, побуждая либо отвергнуть, либо признать их. Я лишь излагаю. Вам делать выводы, извлекать разумные заключения и мыслить в указанных направлениях. Я стараюсь, чтобы вы сами углубились в это направление мышления, дабы моя работа над вашим умом облегчилась и групповая постройка требуемых мостов света могла продвигаться споро. Не забывайте: мне тоже приходится предпринимать усилие, чтобы сделать свои мысли и идеи понятными для вас, а это возможно, только если я демонстрирую мудрость, а вы демонстрируете познание и настойчивость. Если наставник мудр, а ученик познающ, многое становится возможным.

Я просил бы, чтобы ваша позиция (хотя бы на время) стала не критической; чтобы вы на время отбросили свои предвзятые идеи; чтобы культивировали готовность осмысливать и взвешивать — на сей раз не свидетельство, а внутреннюю структуру того, что эзотерически происходит, более важную, чем внешние события, и тем самым смогли до некоторой степени уловить цель нового образования. Подумайте над этой фразой, глубоко вникните в ее смысл. Хорошо бы вам добиться вертикального настроя при горизонтальном обзоре. Подумайте и над этой фразой.

Изучая человека, то, как он нащупывает себе дорогу от состояния животного до своего нынешнего, все более интеллектуального подхода, и пробивается в будущее с его широчайшими благоприятными возможностями, будем всегда помнить, что для Хранителей Божественного Плана и Тех, кто вырабатывает новые обстоятельства, формальная сторона жизни, внешнее вещественное выражение, безусловно вторично. Ваше видение нередко искажается болью и страданием, которым подвергается форма (своими ли собственными или других, индивидуальными или массовыми), так что вы не видите ясно цели и настоятельности жизни в форме. Для многих из вас, например, мировая война явилась величайшим бедствием, агонией, которая должна быть предотвращена в будущем любой ценой, ужасным, чудовищным событием, показателем злобности человека и немыслимого слепого безразличия Бога. Для нас же, на внутренней стороне, мировая война была чем-то вроде радикальной хирургической операции, сделанной в попытке спасти жизнь пациента. Страшная бактерия стрептококка, инфекция грозила жизни человечества (говоря символически), и операция была сделана для того, чтобы продлить благую возможность и спасти жизнь, а не форму. Эта операция прошла в значительной степени успешно. Вирус вообще-то не искоренен и дает о себе знать в зараженных областях тела человечества.

Еще одна хирургическая операция может потребоваться, но не для того, чтобы истребить, привести к концу нынешнюю цивилизацию, а чтобы рассеять инфекцию и избавиться от лихорадки. Но она может и не понадобиться, поскольку процесс рассеяния, распределения и поглощения уже начался и может оказаться эффективным. Давайте работать ради такого результата. В то же время никогда не забудем, что именно Жизнь, ее цель и прямая замышленная судьба имеют значение; а также что, когда форма оказывается неадекватной, слишком больной или искалеченной для выражения цели, то, с точки зрения Иерархии, ничего страшного, если этой форме суждено отойти. Смерть — не несчастье, которого надо бояться; работа Истребителя, в действительности, не является жестокой или нежелательной. Это говорю вам я, который сам находится на Луче Любви и знает ее смысл.

Есть два способа истребления: тот, к какому прибегают человеческие существа, не понимая жизненных целей, действуя слепо и невежественно, побуждаемые эгоистическим желанием, любовью к власти и ненавистью; и тот, который в свое, должное, время допускается душой, а именно, когда сущей внутри жизни требуется новый проводник выражения. Поэтому основательное истребление допускается Хранителями Плана и немерено зла обращается в добро, так как конец провидится с самого начала, а сознание достаточно созрело и набралось опыта, чтобы оставить форму ради ощутимых благ в будущем. Это верно для индивидуумов, наций и рас. Чувствительность к страданию мира — это великое божественное свойство; однако если она окрашивается эмоцией, то становится обособляющей в своих выводах, принимает чью-то сторону, фокусируясь на личностях, и, таким образом, переходит в наваждение и иллюзию, переставая воспринимать реальность и делая людей слепыми к божественным фактам.

Напоминаю: эзотерист всегда исходит от универсального к частному. Я всегда так поступаю, тем самым компенсируя конкретную позицию, искаженную панораму и близорукое видение учащегося. Мы будем изучать основные тенденции, широкий спектр проступающего человеческого сознания, требующего — ибо оно непрестанно это делает — перемен в образовании, религии и социальной организации, соразмерных со своим раскрытием. Цивилизации, культуры, расы и нации появляются и исчезают, но одни и те же индивидуальности приходят и уходят вместе с ними, пожиная плоды опыта и шагая ко все более полным Самоуправлению, групповой организации и синтезу.

Напомню также, что у каждого человеческого существа имеется особое качество — внутреннее, непременно присутствующее врожденное свойство, — которое можно именовать "мистическим восприятием". Я употребляю этот термин в гораздо более широком смысле, чем обычно, и хочу, чтобы вы включали в качество мистического восприятия:

1. Мистическое видение души, Бога и вселенной.

2. Способность вступать в контакт и оценивать мир смысла, субъективный мир проступающей реальности.

3. Способность любить и выходить навстречу тому, что отлично от "я".

4. Навык схватывать, интуитивно улавливать идеи.

5. Умение чувствовать неведомое, желательное, желанное. Решимость и настойчивость, позволяющие человеку искать неведомую реальность, стремиться к ней, требовать ее. Это та мистическая тенденция, что создавала великих мистиков с мировой известностью, множество исследователей, первооткрывателей, изобретателей.

6. Способность чувствовать, регистрировать и отмечать доброе, прекрасное и истинное. Именно она рождала писателя, поэта, художника и архитектора.

7. Стремление открывать и проникать в тайны Бога и природы. Это то, что создавало ученого и религиозного человека.

Изучая эти определения, вы увидите, каким включающим является термин "мистическое восприятие". Это не более и не менее, как врожденная способность человека тянуться и улавливать то, что больше и лучше его самого, которая вела его через последовательно развивающиеся культуры и цивилизации, пока он не оказался сегодня на рубеже нового царства природы. Это способность воспринимать и добиваться блага, кажущегося недостижимым. Поэтому пусть этот широкий, общий тезис присутствует в ваших умах, пока мы изучаем развивающуюся способность человека к самовыражению, самоопределению и самоуправлению.

Какие же базовые идеи (начиная с признанных инстинктов) привели человека, шаг за шагом, к его нынешней борьбе за улучшение мира, групповые ценности и естественное самоопределение, с тем чтобы — хотя это большей частью не сознается — создать лучший орган выражения в живом организме, человечестве?

Я разбирал их в другом месте при обсуждении нынешнего Лучевого Плана для человечества в области политики, религии и образования, и мне бы хотелось сейчас повторить кое-что, поскольку оно имеет прямое отношение к нашей теме:"В последнем счете главная проблема управления в мире заключается в мудром манипулировании идеями. Именно здесь дает о себе знать могущество речи, так же как в областях религии или образования ощущается могущество письменного слова, печатной страницы. В области политики массами управляют ораторы, особенно в наше время — через радио. Великие идеи бесперечь вдалбливаются в головы: теории, оправдывающие диктатуры, теории коммунизма, нацизма, фашизма, марксизма, национализма, демократические идеалы. Методы управления той или иной группы мыслителей представляются публике, которая не успевает их продумать, осмыслить. Поощряются расовые антипатии, личные предпочтения и иллюзии находят свое выражение, обманывая тех, кто сам не мыслит. Человек с хорошо подвешенным языком, владеющий даром играть словами и умеющий выразительно сформулировать людские жалобы; человек, жонглирующий статистическими данными; фанатик, декларирующий надежное средство для исцеления социальных недугов; человек, раздувающий расовую ненависть, всегда найдут себе последователей. Такие люди легко могут выбить общество из равновесия и привести своих немыслящих сторонников на время к успеху и власти — или к позору и забвению.

Под напором идей, под постоянным давлением на человеческое сознание великих концепций, лежащих в основе нашего эволюционного процесса, раса нарабатывает умение мыслить, выбирать и выстраивать надежный фундамент. Благодаря воздействию идей человечество уверенно приближается к свободе мысли (по старому методу эксперимента, отбрасывания негодных и испытания все новых и новых концепций), которая позволит ему строить, улавливая великие мысленные образы, заложенные в основу нашего внешнего мира. Впечатлительные умы эпохи постоянно делаются восприимчивыми к этим образам, чтобы индивидуальный ум мог их распознавать и выводить из тьмы на свет дня. Именно так открываются истинные образы и делают свое дело, ведя расу к ее назначению, к более глубокому распознаванию, характеризующему расовые типы, и тому синтетическому пониманию, которое приведет к признанию Братства. Так действуют мысли, и проблема идей будет находить все большее понимание, пока не придет время опытных интуитивов и мыслителей, способных работать непосредственно в мире концепций, извлекая оттуда (для расы) те образы-идеи, по которым необходимо строить. Заявляя такое, я сознаю, что могу быть обвинен в преувеличении и утверждении невозможного; время, однако, продемонстрирует истинность моего предсказания. Структура мира возникает из определенных внутренних мысленных образов и строится на них; такие мысленные образы и порождают нынешнее обилие экспериментов в управлении во всех странах. Однако сегодня не проводится никакого тренинга того, как соприкасаться с миром образов и правильно интерпретировать идеи,— отсюда и трудности. Позднее, когда раса четко увидит свою проблему, она будет действовать мудро, тщательно обучая своих Наблюдателей и Связников. То будут мужчины и женщины, у которых пробудилась интуиция по повелению упорного интеллекта; ум их будет настолько привержен групповому благу и свободен от всякого чувства обособленности, что не будет препятствовать контакту с миром реальности и внутренней правды. Они не обязательно будут так называемыми "религиозными" людьми в обыденном смысле слова, но будут обладать доброй волей, высоким ментальным развитием, хорошо оснащенным умом; они будут свободны от личных амбиций и эгоизма и побуждаться любовью к человечеству и желанием помогать расе. Такие люди называются духовными людьми".

Трактат о Семи Лучах, т. I, сс. 179-181

Причины нынешней взбудораженности в мире

Позвольте перечислить для вас некоторые причины нынешней взбудораженности в мире, напомнив, что многие из них уходят корнями в столь отдаленное прошлое, что истории о них ничего не известно и они кажутся вам бессмысленными, потому что вы не имеете ясного представления о природе раннего человечества. Некоторое уяснение текущей ситуации необходимо, если вы собираетесь отслеживать развитие в будущем.

Во-первых, сама точка, достигнутая человечеством, есть одна из главных первопричин. Эволюционный статус рода человеческого привел его к порогу двери, ведущей на великий путь эволюции, и указал раскрытие, неизбежно влекущее за собой решительные перемены во всем отношении человека к жизни и ко всем его мировым взаимодействиям. Перемены инициируются им самим, а не навязываются внешней силой или каким бы то ни было принуждением. Вот важный момент, который надо уловить. Поэтому можно утверждать, что:

1. Человек находится сейчас в точке, когда принцип познания настолько в нем пробужден, что ничто не в силах затормозить его продвижения к знанию, которое приведет к опасным эгоистическим злоупотреблениям, если ничего не будет делаться, чтобы окоротить его, защитить от самого себя — даже ценой временной боли. Он должен научиться реагировать на высшее, лучшее чувство ценностей.

2. Миллионы человеческих существ уже интегрированы или находятся в точке интеграции. Они начинают функционировать в единстве, что является подготовительным этапом перед более высоким процессом, который позволит им сознательно интегрироваться в большее Целое. С формальной стороны манифестации, ум, эмоции и мозг работают в унисон. Теперь должны явиться высшие соответствия этих низших сил — мудрость, любовь и управление; более тонким энергиям следует позволить выражать себя. Инстинктивно и мистически человечество ясно воспринимает эту нужду. Инстинкт идти вперед к более высокому достижению, вопрошать и искать то, что лучше, по-прежнему могуч. Человечеству можно позволить пробиваться вперед и добиваться прогресса. Иерархия Любви, однако, старается ускорить этот процесс, тем самым допуская риск осложнений.

3. Некоторые мужчины и женщины во всех областях человеческой мысли выражают мощь достигнутой ими интеграции и (если бы вы только поверили!) реальность контакта со своей душой, выступая из безликих низов человечества. Они возвышаются над своими собратьями благодаря самой силе своей личностной интеграции и потому, что они способны действовать как идеалисты высокой пробы. С высоты, на которой они стоят (относительно высокой с человеческой позиции и интересной с иерархической точки зрения), они стремятся формировать расовое мышление и жизнь по образу, который кажется им — сообразно их склонности, типу и лучу — желательным.

Эти индивидуумы в областях управления, религии, науки, философии, экономики и социологии оказывают могучий совокупный эффект, отчасти высокий и благой, отчасти не очень. Они воздействуют на свою цивилизацию материально, если делают соответствующий акцент; они оказывают субъективное и духовное культурное действие, если добиваются именно такого впечатления. У них часто здравые, благие мотивы, поскольку все они испытали касание истинного идеализма, но — будучи пока неопытными в стезях души — они совершают уйму ошибок, отклоняются на опасные тропы и вводят многих людей в заблуждение и несчастье. В конечном итоге результатом станет пробуждение общественного сознания, а это всегда хорошо.

Во-вторых, появление нового расового типа. Субъективные черты этого типа уже ясно различимы. Мы настолько очарованы формальной стороной, что сегодня слышится масса утверждений о том, что новая раса рождается в Америке. Новая раса формируется в любой местности, хотя главным образом там, где проживают представители пятой, или кавказской расы. Но и из народов четвертой расы некоторые, особенно китайцы и японцы, обнаруживаются Иерархией и вносят свой реальный эзотерический вклад в целое.

Позвольте сделать в этом месте одно утверждение, которое может несколько удивить. Пятое, духовное, царство природы выделится из пятой коренной расы. Таков эзотерический Закон Соответствий. Напоминаю, тем не менее, что единственные представители четвертой коренной расы на планете — это китайцы, японцы, различные монголоидные расы Центральной Азии (в какой-то мере смешавшиеся с кавказской расой), да гибридные группы на множестве островов в южной части обоих океанов и полушарий, а также потомки рас, которые миллионы лет назад прославили Южную Америку своей цивилизацией. По необходимости, я широко обобщаю.

Новый расовый тип — это скорее состояние сознания, чем физическая форма, скорее состояние ума, чем своеобразно сложенное тело. Но со временем всякое развитое состояние сознания неизменно обусловливает, определяет телесную природу, создавая, в конце концов, конкретные физические характеристики. Выдающимся типом осведомленности грядущей новой расы станет широко признанное мистическое восприятие. Главным ее качеством будет интуитивное понимание и контроль над энергией, а вкладом в развитие человечества — трансмутация эгоистического желания в групповую любовь. Последняя заметна уже сегодня в позициях великих национальных лидеров, которые, как правило, воодушевляются вовсе не эгоистической амбицией, но побуждаются любовью к своей нации, то есть, определенной формой идеализма, — отсюда появление великих идеологий. Подумайте над этим моментом, различите широкую картину роста человеческого сознания и уловите, хоть немного, цель новой грядущей образовательной системы.

В-третьих, завершение Века Рыб, доведшего до точки кристаллизации (следовательно, смерти) все формы, через которые шлифовались идеалы Века Рыб. Они послужили своей цели, проделав крупную и нужную работу. Можно спросить: "Каковы главные идеалы Века Рыб?"

1. Идея авторитета. Она привела к различным формам патернализма — политического, образовательного, общественного и религиозного. То может быть отеческий патернализм привилегированных классов, старающихся улучшить житье тех, кто от них зависит (и они это во многом делают); патернализм церквей, религий мира, выражающийся как авторитет духовенства; или патернализм учебного процесса.

2. Идея ценности страдания и боли. В процессе обучения расы необходимому качеству отстраненности, для того, чтобы ее желания и планы не ориентировались более на жизнь формы, Водители расы подчеркивали идею полезности страдания и воспитательного значения боли. Это реальные достоинства, с прославлением которых, однако, переусердствовали меньшие наставники расы, из-за чего сегодня раса выказывает скорбное, исполненное страха ожидание и хрупкое упование на то, что некая награда (в желаемой, обычно материальной форме, такой как небеса различных мировых религий) может-таки воспоследовать после смерти, компенсировав все, что пришлось претерпеть в жизни. Расы сегодня привыкли к невзгодам и злосчастному психологическому приятию страдания и боли. Ясный свет любви должен рассеять их прочь, и радость станет ключевой нотой грядущего нового века.

3. К вышеизложенной мысли должна быть добавлена идея самопожертвования. Упор ее сместился за последнее время от индивидуума с его жертвенностью — к группе. Благо целого теперь теоретически считается столь первостепенным, что группа должна без колебаний жертвовать индивидуумом или группой индивидуумов. Исповедующие ее идеалисты склонны забывать, что единственной подлинной жертвой является та, что приносится по собственной инициативе, и что, будучи принудительной (навязанной более могущественной и вышестоящей персоной или группой), она все-таки является насилием над индивидуумом, показывая его подчинение более сильной воле.

4. Идея удовлетворения желания. Превыше всего прочего, Век Рыб был веком материального производства и торговой экспансии, умения продавать продукты человеческого мастерства, которые, как внушалось широкой публике, важны для счастья. Прежняя простота и истинные ценности были временно отставлены на задний план. Такому положению дел позволялось продолжаться долгий период времени, так как Иерархия Мудрости старалась довести людей до точки пресыщения. Мировая ситуация красноречиво свидетельствует сегодня о том, что обладание и приумножение материальных благ представляют собой тормоз, а не признаки того, что человечество нашло свою истинную дорогу к счастью. Урок этот усваивается очень быстро, и тяга к простоте ширится вовсю. Коммерческий дух обречен, хотя еще жив. Этот дух обладания и агрессивного захвата желаемого ныне широко развит и характерен для наций и рас, так же как и для индивидуумов. Агрессия ради обладания была ключевой нотой нашей цивилизации на протяжении пятнадцати последних столетий.

В-четвертых, приход к манифестации Века Водолея. Факт этот должен заложить основания для глубокого, убежденного оптимизма; ничто не в состоянии застопорить эффект — крепнущий, стабилизирующий и окончательный — новых, приходящих влияний. Последние неизбежно обусловят будущее, определят тип культуры и цивилизации, будут указывать формы правления и производить свое воздействие на человечество подобно воздействию Века Рыб, или Христианства, или предшествующего периода под управлением Овна, Барана или Козла. На эти неизменно усиливающиеся влияния Иерархия уверенно рассчитывает, и ученики мира аналогично должны учиться на них полагаться. Сознание универсальных взаимоотношений, субъективной интеграции, доказуемого и переживаемого единства явится верховным даром предстоящего периода.

В будущем мировом государстве индивидуальный гражданин — намеренно и охотно, полностью сознавая все, что делает — будет подчинять свою личность благу целого. Рост организованных братств и общин, партий и групп, преданных некоему делу или идее, — еще один признак активности притекающих сил. Интересно отметить, что все они скорее выражают какую-то уясненную идею, нежели определенный, навязанный конкретной персоной план. Человек Рыб — это тип идеалиста в русле человеческого развития. Человек Водолея будет осваивать новые идеалы и проступающие идеи, материализуя их в групповой активности. Именно этой концепцией станет руководиться образование будущего. Идеализм человека Рыб и его жизнь на физическом плане — два его разных выражения, между которыми подчас проходит широкий рубеж и которые редко взаимосочетаются и сплавляются. Человек Водолея введет в манифестацию великие идеалы, так как канал контакта между душой и мозгом через ум прочно установится благодаря правильному пониманию, а ум будет все шире использоваться двояким образом — для проникновения в мир идей и для освещения жизни на физическом плане. Что в конечном счете обеспечит синтез человеческого рачения и выражение истинных ценностей и духовных реальностей, каких мир еще не видел. Такова, опять таки, цель образования в будущем.

Что представляет собой синтез, который впоследствии будет обеспечиваться? Перечислю несколько факторов, не вдаваясь в разъяснения:

1. Слияние различных духовных устремлений человека, являющих ныне свое выражение в многочисленных мировых религиях, в новую мировую религию. Новая религия примет форму сознательного соединенного группового приближения к миру духовных ценностей, вызывающего, в свою очередь, ответные действия Тех, Кто является гражданами упомянутого мира — планетарной Иерархии и причастных к ней групп.

2. Слияние огромного числа людей в различные идеалистические группы. Последние станут формироваться в каждой сфере человеческой мысли, каковые, в свой черед, будут постепенно совмещаться во все большее целое. Обращаю внимание на то, что, если бы охарактеризовать различные образовательные группы, действующие ныне в любой стране мира, выявились бы основные сходные тенденции: их широкое разнообразие, базирование на той или иной идее улучшения человеческого благосостояния, а также единство цели. Множество основных и вспомогательных групп составляют гигантскую всемирную сеть, свидетельствующую о двух обстоятельствах:

а. Неуклонно растущей способности человека с улицы мыслить в категориях идеалов, основанных на определенных идеях и выдвинутых тем или иным великим интуитивом.

б. Постепенном подъеме устремленного сознания человека под действием этих идей, признание человеком идеализма своих собратьев и, как следствие, его тренинг в духе включения.

Возрастающая направленность к идеализму и включению — это, в конечном счете, направленность к любви-мудрости. То, что люди злоупотребляют идеалами, занижают видение и искажают истинную картину желанной цели, проституируя первый проблеск красоты в угоду эгоистическому желанию, не мешает уразумению того, что дух идеализма возрастает в мире, а не ограничивается, как было в прошлом, несколькими продвинутыми группами или одним-двумя великими интуитивами. Разговоры человека с улицы замешаны сегодня на той или иной политической, социальной, образовательной или религиозной философии, базирующейся на какой-нибудь школе идеализма. С точки зрения Тех, Кто несет ответственность за человеческое эволюционное развитие, за последние две сотни лет сделан крупный шаг вперед. То, что составляло темы дискуссий для интеллектуалов и философов средневековья, является нынче предметом оживленного обсуждения в ресторанах, в вагонах поездов, да и везде, где люди сходятся, общаются, беседуют. Об этом склонны забывать, и я просил бы подумать над тем, что за этим кроется, спросить себя, к чему под конец приведет широко распространившаяся способность человеческого ума мыслить в категориях большего Целого, а не только личной заинтересованности, прилагать понятия идеалистической философии к делам практической жизни. Сегодня человек делает и то, и другое.

Итак, что это означает? Это означает направленность — в сознании человечества — к слиянию индивидуума с целым, но без утраты им чувства индивидуальности. Вступает ли он в политическую партию, ведет ли благотворительную деятельность, присоединяется ли к одной из многочисленных групп, занимающихся эзотерической философией, становится ли сторонником какого-нибудь распространенного "изма" или культа, он все больше осознает расширение сознания и готовность отождествить свои личные интересы с интересами группы, чья базовая задача — материализовать некий идеал. Он верит, что постепенно условия человеческой жизнедеятельности будут улучшаться, а те или иные нужды — удовлетворяться.

Данный процесс идет сегодня в каждой нации, во всех уголках мира, и перепись существующих в мире образовательных и религиозных групп (если упомянуть лишь две из множества возможных категорий) засвидетельствовала бы поражающее количество таких коллективов. Она бы показала дифференциацию мышления и в то же время подтвердила мой вывод о том, что люди повсюду поворачиваются к синтезу, слиянию, сближению и взаимному сотрудничеству ради того, что провидится. Для рода человеческого это новая область выражения и предприимчивости. Этим зачастую объясняются неправильное приложение новейших истин, искажение восчувствованных ценностей, извращение истины ради индивидуальных помыслов и расчетов. Но по мере того как человек нащупывает соответствующие дороги, а уйма идей и различных идеологий предоставляют ему выбор и указывают критерии жизнедеятельности и взаимоотношений, он постепенно учится мыслить яснее, осознавать различные аспекты истины как выражения базовой субъективной реальности и — не отбрасывая ни крупицы истины, которая привела его или его группу к свободе — учится вмещать истину своего брата, как вместил свою собственную.

Когда такой подход утвердится в области практического образования, мы обнаружим, что нации и индивидуумы развивают идеи, по-видимому, соответствующие национальной или частной психологии, в то же время признавая реальность, действенность и полезность точек зрения других индивидуумов и наций. К примеру, когда идеи, содержащиеся в учении о семи лучах, получат всеобщее признание, мы засвидетельствуем рост психологического понимания, а нации и мировые религии придут к взаимопониманию.

Вопрос о родительских функциях

Я начал с вопроса гражданства по двум соображениям: во-первых, основное правило эзотеризма — всегда двигаться от универсального к частному, во-вторых, тема гражданства, отношения единицы к целому и индивидуума к государству, является всепоглощающей темой в сегодняшних мировых делах. Газеты, беседы по радио, правительственные обращения — все имеют с ней дело. Данный предмет необходимо сочетает в себе проблемы индивидуальной свободы и коллективной ответственности. Подобные тонкие взаимоотношения должны восприниматься и выражаться человечеством в согласии с основополагающими принципами всей человеческо-планетарной структуры. Последняя есть структура всеобъемлющей Иерархии. Несмотря на рационализирование человеческого ума, Иерархия существует и включает в себя все — от атома субстанции в самых глубинах мироздания до целокупной солнечной системы; в своей многоступенчатости она выражает любой тип сознания, от сознания бесконечно малого до сознания бесконечно большого. Нас интересует лишь малая толика иерархической структуры, — действительно, мельчайшая ее часть. Поле нашего исследования — четвертая Творческая Иерархия, то есть иерархия человеческих существ; оно касается взаимоотношений членов этой иерархии в ее иерархических пределах; оно простирается и на возможный спектр существования в дочеловеческих сферах, на низших ступенях лестницы иерархического существования, и на иерархическую структуру, следующую за человеческой по шкале бытия, а именно на пятое, или духовное, царство, Царство Божье.

С великой иерархической единицей, которую мы называем животным царством, третьим царством природы, человек определенно связан своими животным, эфирным и астральным телами. Он имеет отношение и к царству душ, поскольку его собственная душа является интегральной частью этого царства, как его физическое тело есть интегральная часть животного царства. Тот его аспект, который является чисто человеческим, — это ум, или ментальное тело; по-существу, это орган взаимоотношений со всеми другими людьми.

Поэтому применительно к нашему предмету я бы советовал иметь в виду: "нити светлого сознания", которые мы неотступно создаем и которые в конце концов формируют антахкарану, должны сплетаться между всеми иерархическими единицами, а в самом человеческом царстве связующие каналы и мосты должны протягиваться между отдельными единицами и между группами.

На ранних стадиях это достигается в массовом масштабе влиянием преобладающей культуры и цивилизации. Своим внешним действием и телепатическим влиянием они обеспечивают постепенное неспешное изменение, хотя в начале эволюционного процесса развитие столь медленное, что едва заметно. Но неизбежно субъективные перемены обозначаются в жизни индивидуума. По мере эволюции процесс убыстряется, и сегодня в так называемых цивилизованных странах территории, затронутые цивилизацией, быстро разрастаются, а культурные воздействия столь же стремительно углубляются.

Трудно современному мыслящему человеку представить себе время, когда не было расового, национального или религиозного сознания в том виде, как оно наличествует в сегодняшнем мире. Даже человек, одаренный самым богатым воображением, не способен визуализировать состояние ума, когда сознание было чисто инстинктивным, погруженным в физические ощущения, не регистрировало контактов более широких, чем контакты с брачным партнером, потомством и зов физических потребностей. Попытки изучения такого состояния сознания предпринимаются в племенах, быстро вымирающих в современном мире, но даже в их случае невозможно сделать адекватную поправку на тонкие впечатления и влияния как результат совокупного мышления и внутреннего ментального давления цивилизованной части человечества. Постепенно мир людей становится все более самоосведомленным и резко отъединяется от животного (хотя и признавая взаимосвязь с ним). Состояние сознания, относящееся к царству душ, называется так, как его называют различные психологические школы, или же определяется как оккультное или мистическое.

Поэтому можно подразделить все сознание человечества на три части:

1. Ту, что имеет отношение к осязаемому аппарату, животному телу, механизму отклика, через который осуществляются всевозможные объективные, внешние контакты.

2. Ту, что имеет отношение к внутренней, или психологической жизни человека. Она включает в себя, главным образом, желание, устремление, амбицию и ментальную активность; все они могут проявляться в своих животной, психической, ментальной или духовной формах.

3. Ту, что имеет отношение к духовной жизни человека и к миру душ, включая и отношение к собственной душе.

Со временем эти три развивающихся аспекта в сфере сознания не только подвели человека к распознаванию собственных внутренних, личных отношений (ведущих к пониманию своего физического, психологического и ментального оснащения), но привели род человеческий к уразумению различных групповых отношений, первой и наиболее важной из которых до сих пор была семейная групповая единица. Именно в семье обозначилось одно из главных различий между человеческим состоянием сознания и животным сознанием через божественное наложение Закона Необходимости. Последний обеспечил возможность развить чувство ответственности за свою семью. Как только животное или птица способны физически сами позаботиться о себе, родитель или родители бросают детеныша, предоставляя его собственным силам. В человеческой же семье забота о физическом развитии и психологическом раскрытии ребенка проявлялась все дольше, а в наше время родители или церковь, общество или государство много лет ответственны за него (временной фактор различается в зависимости от страны рождения и социального статуса).

Это совершенно изменило положение дел, и первая группа, о которой индивидуальный ребенок естественно осведомлен, — его семейная группа как единица общества. В ее особых групповых отношениях веками (как символически, так и фактически) культивируются, развиваются, наконец, предъявляются расе, как идеалы, следующие факторы, лежащие в основе всей структуры существования:

1. Осознание иерархического статуса, которое, в последнем счете, является отношением меньшего к большему, слабого к сильному, менее опытного к более опытному. Так развивается чувство покровительства как одна из форм аспекта любви во вселенной.

2. Осознание ответственности, врожденной или же принимаемой на себя. Таково отношение старшего к младшему, мудрого к невежественному. В итоге ощущается потребность раскрыть знание.

3. Осознание умения прощать, которое является или, вернее, должно быть выражением отношений между единицами внутри большей группы или между группами внутри еще большего целого. Прощение — это, по-существу, процесс, в котором каждый психически воздает каждому, одно из зачаточных выражений качества самопожертвования, которое, в свою очередь, есть аспект волевой природы Божества. Будучи связанным с монадической, или волевой, жизнью, оно пока совершенно неправильно понимается и интерпретируется. В действительности, оно представляет собой чувство синтеза, или отождествленности: "один за всех, и все за одного". Это чувство развивается сегодня, как никогда прежде, но все же пока столь зачаточное, что словами его не объяснить. Умение прощать — не великодушное забвение или взгляд сквозь пальцы, да и не жест превосходства, когда списываются старые долги. Это дыхание самой жизни — дающее всё всем и для всех.

4. Осознание группового взаимодействия внутри более объемлющих, всемирных взаимоотношений — справедливого, гармоничного и ритмичного. Это чувство правильных отношений, развиваемых сознательно и гармонично.

В грядущий период под влиянием нового образования эти четыре основополагающих осознания будут внушаться каждому ребенку, им будут обучать в школе и колледже. Так они станут обусловливать и упрочивать новый вид семьи, который непременно возникнет.

Семейная группа (как и всё в человеческих делах) подвержена общей обособленности, эгоизму и индивидуализму, изолирующему чувству исключительности, основанным на классовых различиях, унаследованной традиции, расовых установках и национальных обычаях. Семьи (любой категории и ранга) держат единый фронт против мира; родители защищают собственных детей, положение, ситуацию — правильно или неправильно; семейная гордость, традиции, происхождение слишком акцентируются, возводя барьеры, отделяющие друг от друга людей, семьи и группы. Хватка прошлого над семьями является фактором, который в значительной мере ответствен за бунт современной молодежи против родительского контроля, хотя и другие факторы — такие как возмущение против навязываемой религии, устарелых стандартов и философий — не менее за него ответственны. Однако при грядущем мировом порядке педагоги будут готовить молодых людей в школе и колледже к участию в активной, сознательной групповой жизни. Для этого их будут учить осознавать четыре перечисленных фактора, как важнейшие для человеческого прогресса в нынешнее время. Когда последние будут усваиваться и применяться на практике, они приведут к установлению правильных отношений и создадут гармоничный мир.

Иерархия, ответственность, групповое взаимодействие и прощение, или жертвенность — вот четыре осознания, которые позволяют каждому делать свое дело и возводить свою часть моста между людьми, группами и нациями, тем самым строя новый мир осознанных целостных взаимоотношений, который, наконец, создаст цивилизацию света и любви, характеризующую Век Водолея.

Эти-то четыре концепции и лежат в основе Науки Антахкараны, Науки Медитации и Науки Служения. То, что под ними подразумевается, следует интерпретировать не в сентиментальном смысле и не в свете расхожих идей, а мобилизуя тренированное познание и духовно развитое сознание.

Функция родителей не будет считаться главным образом животной, или чисто социальной, или экономической функцией, как это обыкновенно имеет место в нынешнее время. Сознательному сооружению, или конструированию нити света (как части мировой антахкараны) между родителем и ребенком, даже на внутриутробной стадии, будут тщательно обучать. Так тесная связь между ними будет крепиться "в свете", но без установления недолжного ментального контроля и авторитета. Последнее утверждение показывает, почему нельзя было до последнего времени торопиться с преподаванием новой науки антахкараны. Сегодня появляется возможность заложить основы этого нового учения, потому что молодые люди повсюду вынуждают родителей и учителей признать идею своей сущностной неотъемлемой независимости. Бунт молодежи, несмотря на все непосредственные индивидуальные потрясения, был желательным и подготовил условия для установления правильных, лучших отношений, основанных на изложенных предпосылках.

Конечно, все, что я могу — это указать основы нового образования, усваивая которые, молодежь мира будут готовиться брать на себя ответственность и обязанности родителя. Данная проблема увязана с проблемой секса, а также с проблемой государства и его контроля, причем гораздо больше, чем полагают. Исчерпывающее значение обеих проблем выявляется только сегодня, хотя говорить о них здесь не место. Стать родителем — значит довести до результата, планомерного результата, отношения между двумя животными телами, и я хотел бы, чтобы вы подумали — пусть ни к чему и не придя — о расширенной групповой подоплеке этого утверждения. Родители — люди, которые обеспечивают существование государства, нации и группы, что, опять-таки, показывает грандиозность проблемы. Быть родителем — значит завязать тесные символические отношения с Иерархией, ибо семейная единица является символом Иерархии на земле и именно посредством обоих факторов: сексуальных взаимоотношений и физического рождения, гигантская Иерархия Душ способна входить в физическую манифестацию и добиваться духовного совершенства в трех мирах человеческой эволюции. Иерархию можно (каковой факт следует тщательно обдумать) разделить на две основные группы:

1. Души, которые достигли совершенства и добились статуса божественных служителей.

2. Души, которые находятся в процессе эволюции и проходят через период перевоплощений.

Идея зачатия, рождения и манифестации проходит ведущей нитью через все эзотерическое мышление. Древние наставники расы, посылаемые время от времени Иерархией, всегда использовали символизм естественного процесса для того, чтобы проиллюстрировать, пояснить нужные инструкции и заложить духовное основание истины, которая в грядущем веке приведет расу к новым стезям и новому способу мышления. С точки зрения эзотериста, происходит процесс рождения во тьму физического воплощения, который в то же время есть предопределенный подготовительный процесс, ведущий к рождению в свет, продвигаемый в свете и обеспечивающий экстернализацию тела света. Этот повторяющийся процесс (ибо во все века происходило рождение в свет) создаст грядущий мир света, приблизить который и составляет цель естественных процессов эволюции. Это и будет то "второе рождение", о котором говорится в Новом Завете, когда человек "рождается свыше", в мир света и любви.

С точки зрения нового образования, такие новейшие представления будут определять ментальный настрой родителей в будущей цивилизации, — его-то и надо прививать юношам и девушкам. В настоящее время преобладает неправильная интерпретация этих представлений, когда акцент ставится — в некоторых странах, а националистами во всех странах — на необходимости увеличить рождаемость. Внимание обращается на рождаемость, ее рост и падение, на правильную заботу о матери и ребенке, включая предродовой период, и на обучение родителей. На основе всего этого должны, в конце концов, возникнуть новые идеи и представления, соответствующие грядущей мировой культуре и ее концепциям. Но мотив сегодняшней озабоченности ошибочен. Внутренний импульс по-новому, лучше подойти к проблеме родителей — правильный. Но задачи, выдвигаемые перед расой, — не самые высокие и желательные. Потребности времени обеспечат-таки радикальные перемены в отношении к семейной жизни, родительским функциям и обучению детей, и уже существует ядро людей, которые проторяют стезю — или могут проторять, если проводится честная, рачительная и разумная работа.

Ситуация в будущем

Как я уже говорил, тема родителей и обучения детей слишком обширна для пространного или хотя бы достаточного обсуждения в наших кратких инструкциях, но можно сделать некоторые утверждения, которые обозначат ситуацию в будущем и отметят, каких изменений следует ожидать в человеческих установках:

1. Акцент в будущем сместится от стремления создать большую семью к заботе о качестве и познавательной способности своего потомства. Чему будет содействовать наука, искаженным экзотерическим олицетворением которой является евгеника. Когда наличие эфирного тела с его силовыми центрами будет научно установлено, данное предсказание обретет свое значение и смысл.

2. Повышение рождаемости станет, в конце концов, считаться ошибочной установкой по трем причинам, которые полезно изучить:

а. Многие души быстро достигают совершенства и навсегда уходят из нашей планетарной жизни. Этот процесс будет интенсифицироваться в грядущем Веке Водолея. Следует помнить, что дверь из животного царства останется пока закрытой, долгое время индивидуализация не будет кульминировать в материализации в физических телах. Технически говоря, всякая индивидуализация, могущая иметь место, будет, что называется, "индивидуализацией в пралайю, дабы ожидать там неизбежного зова". Поэтому не будет необходимости в поспешном массовом создании человеческих форм.

б. Экономическая ситуация вызовет необходимость наложения кое-каких физических ограничений, поскольку уже cейчас очевидно, что планета не в состоянии содержать человечество сверх определенного предела. То, что стоит за данным утверждением, намного серьезнее, чем вы можете себе представить. Опять-таки, налицо растущее понимание расой данного факта, хотя пока искаженное, во многом превратное, толкающее сегодня к бездумному использованию противозачаточных средств. По мере развития познавательной способности расы (а это быстро происходит), по мере уяснения Законов Ритма и Приближения у человека обнаружатся некоторые врожденные реакции, отвергающие зачатие, — и механические средства станут неактуальны. Последнее утверждение кажется пока крайне невразумительным, а факт — почти невозможным, но раса быстрыми темпами достигает личностного контроля (даже если наше представление о быстроте может расходиться с вашим), что, в свою очередь, автоматически и неизбежно должно привести к переменам. В это положение эзотеристам следует вникнуть.

в. Широко распространенная неразборчивость в половых связях и представляемое мужчине во многих странах право иметь много жен (что оскорбительно для женщины) со временем неминуемо сойдут на нет. В конечном счете, это форма легализованной проституции, и то, что за ней традиция и столетия практики, не смягчает моей позиции. Отсутствие регулирования и необходимого ритма приводили к естественным последствиям, а именно к тому, что в воплощение приходили миллионы душ, которые совсем не соб

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образование в новом веке

На сайте allrefs.net читайте: "Образование в новом веке"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава IV

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I
ЗАДАЧИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вступительные замечания Можно считать, что материал книги касается трех различных аспектов одной общей темы, а именно н

Глава II
КУЛЬТУРНОЕ РАСКРЫТИЕ РАСЫ Цивилизация и культура Большое значение придается сегодня образованию — координирующему, соотносящему, психологическому

Глава III
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В МЕНТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Нынешний переходный период Три ближайших шага предстоит предпринять образовательным системам мир

Глава V
НАУКА АНТАХКАРАНЫ Для подготовки к тому, чем учащиеся должны овладеть, я бы хотел подчеркнуть некоторые моменты, представив данную ранее информацию в виде таблицы. Наука А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги