рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образование в новом веке

Образование в новом веке - раздел Образование, Алиса А. Бэйли – Образование В Новом Веке Перево...

Алиса А. Бэйли – Образование в новом веке

Перевод c английского И. В. Лебедевой.

Образование является и должно являться, по существу, непрерывным процессом от рождения до смерти, назначение которого состоит не столько в стяжании знания, сколько в расширении сознания. Знание само по себе мертво, если не влияет на взаимоотношения человека со своим окружением, социальную ответственность, исторические тенденции, частные и мировые условия, а главным образом на эволюцию сознания, вводя безграничные просторы неведомой вселенной в сферу ограниченного человеческого ума.

Можно сказать, что образование — это непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью.

Поэтому краткая последняя глава в книге посвящена "науке Антахкараны", то есть творческому старанию выстроить в сознании мост между низшим аналитическим, накапливающим знания умом, душой и высшим умом, аспектом божественного "Я", духовного человека. Это научный процесс, который может изучаться и практиковаться как техника медитации вкупе со старанием применять духовные принципы в повседневной жизни при любых обстоятельствах.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Направления образования в период мирового кризиса

Эта книга о философии образования выходит во время кризиса потому, что все критическое мышление в области теории образования характеризуется в наши дни глубокой озабоченностью в отношении как сохранения, так и обогащения человеческих ценностей. Сможем ли мы отстаивать наш демократический индивидуализм перед лицом стандартизирующих сил западной машинной цивилизации, которая способна поглотить и восточный мир? Сможем ли противостоять тоталитаризмам, которые обожествляют материализм все более упрочивающейся индустриальной культуры?

В мае сего года (1953) я присутствовал на двухдневном семинаре в Чикаго, проводимом Центром по изучению проблем гуманитарного образования для взрослых Фордовского Фонда, созданным для того, чтобы выразить растущую в наше время озабоченность духовным состоянием нашей цивилизации. Из заявления по проблеме, которую нашей группе надлежало исследовать, "Образование в демократическом обществе", мы получили следующую информацию:"Образование должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусствам; взращивать способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам."

Данное заявление требует пересмотра теории и практики нашего образования. Исследование текущего положения дел показывает, что наконец-то профессиональные педагоги стали уяснять общую философию образования и сознательно стараются очертить теорию образования, адекватную новому проступающему миру. В такой философии должны сочетаться три основных подхода: (1) психологическая теория человеческой персоны, которой следует "давать образование"; (2) социальная теория об обществе, которое мы пытаемся создать или сохранить, как подходящего вместилища распространяемых идеалов культуры; (3) мировоззрение, или космогония, теория о месте человека во вселенной, где он выступает как зритель и актер.

Наша задача состоит в том, чтобы нащупать синтез, вроде того, который марксизм и нео-схоластика обещают своим последователям, но добиться его методами свободного сотрудничества, которые отстаивал Дьюи. В самом широком смысле, такое мировоззрение сделает возможной всепланетную цивилизацию, впитав в себя все то истинное — не зависящее от времени и места — о человеке и вселенной, что можно извлечь из всех региональных культур всех времен. Такие-то универсальные принципы и обеспечат нормы Образования в Новом Веке, как его именует Тибетец.

Современный мир страдает культурным провинциализмом, основанным на дуализме направленной на внешнее, объективной точки зрения западного мира и устремленности вовнутрь, или субъективизма восточных народов. Каждая из этих цивилизаций, в своей крайней форме, закоснела в собственном равновесии. В своей гармоничной жизни человек должен объединить оба идеала, чтобы достигнуть целостности самому и сделать цельным окружающий мир. Это, мне кажется, является одной из важнейших тем настоящей работы.

В будущем средство для устранения социальных расколов и психологической разобщенности, которые мешают, препятствуют нашим нынешним усилиям преодолеть разделение человечества, будет заключаться в восстановлении единства принципов, на которых может быть предпринято объединение человеческих ценностей и достижений. Причастность образования к этому процессу очевидна. Как указывает Тибетец, на субъективных уровнях мы обязаны принять меры к воссоединению человеческой личности и преодолеть двойственность сознания, возникшую из культурной разобщенности в результате "отрицания личного "я", как преобладающего принципа культуры мирной цивилизации Востока, и агрессивного "индивидуализма" Запада, как идеала западного человека. Таким образом, мы нуждаемся не только в политическом синтезе Мировой Федерации, в которой восточное и западное полушария действовали бы подобно правому и левому полушариям человеческого мозга, а Мировой Мозг служил узлом, где перекрещиваются планетарные нервы, но нуждаемся и во всепланетном образе жизни, всепланетной этике и всепланетном способе чувствования, чтобы накопить могучую движущую силу, которая потребуется для выполнения стоящих перед нами великих задач.

Время восстановить единство объективного и субъективного, экстравертивных и интровертивных цивилизаций, добиться высокого оркестрового звучания культуры, — это время наступило. Япония не была агрессивной страной, пока не переняла хитрость от Запада. Пока двери её не были взломаны, её искусство и философия соответствовали восточной традиции. Освоив западную технологию, она выбросила за борт свою древнюю культуру. То, что случилось в Японии, может случиться и в других странах Востока, но если Япония относительно небольшая страна, то Китай, Индия и их соседи являются обширными и густонаселенными. Боже упаси, если они воспроизведут историю Японии. Наша деятельность в области мирового воссоединения должна включать, посредством наших собственных усилий понять и освоить, призыв к странам Востока сохранять и развивать основные ценности своих региональных культур. Если Запад занят поиском принципов мирной плодотворной жизнедеятельности, то Восток может составить противовес нашему агрессивному материализму.

Если новый синтез призван восстановить культурное и духовное единство человечества, то западному миру придется проявлять смирение при обращении к Востоку. Восточный мир по присущей ему природе не станет вырабатывать физической энергии, чтобы идти на Запад. Мы, западные люди, пришли на Восток в поисках рынков сбыта продуктов нашей механической энергии, и мы должны вернуться в наш собственный мир, магнетизированные субъективными энергиями Востока и сознавая их. Наше агрессивное коммерческое проникновение в восточные земли и в тамошнюю людскую среду имело результатом, в виде непредусмотренных дивидендов, принесение литературы, философии и искусства Востока на Запад. Мы можем, если захотим, воспользоваться огромным наследием восточной культуры, доступным для нас хотя бы благодаря ближайшим библиотекам.

Наша главная надежда на выживание в этом в высшей степени поляризованном мире базируется на всемерных попытках синтезировать обе культуры, пока еще есть время. Если Восток откажет нам в этом времени и решит просто встретить нас на наших собственных условиях, это может оказаться концом истории для всех нас, как на Востоке, так и на Западе.

В нынешний век промышленности и экспансии налицо все больше свидетельств могущества восточной мысли, проникающей в науку, философию и искусства Запада. Психосоматическая медицина, парапсихология, аналитическая психология Юнга — только первые признаки появления современных исследований, обращенных к внутреннему миру. Новый учет духовного фактора в жизни и образовании — это нечто большее, чем возвращение некоторых ранних форм христианской идеологии.

В системе образования, предназначенной для Нового Века, предложенная Тибетцем модель восточно-западной философии займет свое надлежащее место. Такими мы видим элементы теории образования:

(а) Субъективное Планирование — теория творческого саморазвития индивидуума.

(б) Объективное Планирование — теория общества, в котором люди могли бы достойно жить.

Психологические и социальные основы образования в Новом Веке должны быть сформулированы как можно более исчерпывающе. Следующий шаг состоит в том, чтобы проверить справедливость этих принципов на практике. Испытание должно проводиться скорее в русле оперативных техник, присущих индийской психологии, нежели западными позитивистскими методами. И пока эта программа не пройдет требуемой проверки, было бы напрасной тратой времени предрешать её результат. Однако не стоит рассматривать подходы древнего Востока и современного Запада, как взаимоисключающие и альтернативные. В некоторых случаях эти подходы — просто два "языка" для констатации универсальных истин о человеческой природе, и мы вовсе не стоим перед необходимостью противопоставления "или — или". Перевод с одного языка на другой может уменьшить странность терминологии. Например, точка зрения Тибетца, что "медитация — это продумывание вещей до конца", хорошо согласуется с доктриной Дьюи. Как только элементов непривычности убавляется, понимание облегчается.

То, что данный кратко набросанный проект исследований — не туманная философская фантазия, а насущная и неотложная потребность, подтверждается документом, выпущенным "Отделом культурной работы" ЮНЕСКО, в котором тема обсуждения сформулирована в следующих словах: "Концепция человека и философия образования на Востоке и Западе". В нем говорится: "ЮНЕСКО не может оставаться безразличным к этой проблеме (Востока и Запада); оно обязано встретить её лицом к лицу в нынешних мировых условиях, вызванных все более ускоряющимся процессом унификации, сокращения расстояний, возрастающим значением технологии, постепенным достижением всеми народами политической независимости и взятием на себя международной ответственности, но больше всего тревогой и растерянностью, терзающими обе великие цивилизации прошлого, которые готовы дать рождение единой цивилизации будущего, но трусят под угрозой мирового кризиса, который они далеко не способны контролировать."

В статье "Наша цель — единство" в "Свободном мире" за октябрь 1944 г. д-р Альберт Эйнштейн с сожалением отметил "одиозное материалистическое отношение к жизни, которое толкает к необузданному эгоизму". Но как исправить материализм и эгоизм нашей культуры? Посредством геодезических выкладок на пространственно-временном полотне теории относительности? Это было бы холодным выражением горячего сочувствия, и Эйнштейн такого не предлагает. В действительности, Эйнштейн не выдвигает четкого решения. Правда же состоит в том, что единственным противовесом "материализму" служит "идеализм", и исходить он должен из самой сути науки в результате эволюционного развития. Исследователи, знакомые с данными науки, должны взять наши знания о природе и объединить их в целостную систему принципов для разработки пифагорейско-платоническо-бруновской космогонии, картины мира, подобной пантеизму восточного мышления, благодаря которой человек мог бы почитать природу потому, что природа достойна благоговения и почитания. Гуманизм, который чрезмерно антропоцентричен, закоснел в собственном равновесии и нуждается в мировой философии, в которой беспредельный и вечный космос являл бы собой другой полюс оси, вокруг которой может расти и расширяться новый синтез.

Средство от "болезни современного человека" имеется, и многие его компоненты описаны в нашей книге, посвященной образованию в будущем. Осуществление упомянутых принципов — дело самого человечества. То, что её теории не остаются безразличными и непонятными для современных педагогов, подтверждает тот факт, что в отдельных местах уже предпринимаются эксперименты в области образования, которые должны выразить потребность в синтезе. Примером такого предприятия может служить проект "изучения себя", финансируемый Фордовским Фондом, от которого исходит предложение Отделу объединенных исследований при Университете Питсбурга. Приводим выдержки из заявления, описывающего этот эксперимент:"Предлагается, помимо трех действующих ныне подразделений гуманитарных, общественных и естественных наук и вне отделов, входящих в эти подразделения, основать в университете Питсбурга новый отдел. Этот отдел будет называться Отделом объединенных исследований. Он будет заниматься поиском взаимосвязей между различными дисциплинами, уже преподаваемыми в университете. Главной его целью является развить привычку к синтетическому мышлению и сформулировать или наработать объем мудрости, потребный для человеческой эволюции и личного развития.

"Поскольку обобщенная интерпретация и понимание — не наука в строгом смысле слова, а выборочное постижение предшествующих групп концепций и принципов, то данный отдел не будет присуждать ученых степеней в своей собственной области или "сфере". Отдел объединенных исследований в первую очередь служит вспомогательным отделом для студентов и преподавательского состава университета, выполняющих свою основную (но не более важную) работу в более специализированных областях.

"До настоящего времени в таком дополнении к нашим высшим учебным заведениям не было необходимости. Но с возрастанием числа специальных отраслей знания — когда нас буквально заваливает лавина информации и сведений — настало время серьезно взяться за выяснение того, что же все это знание означает. Если университет будет не в состоянии синтезировать универсальные основы современного обучения, он не сможет исполнять свою историческую роль и преподносить универсальные принципы просвещенным индивидуумам, тянущимся к благу достойной жизни. Эта безотлагательная нужда требует точной констатации и признания, если мы хотим сознательно найти решение проблемы.

Главной целью "успеха в учении" (по выражению Бэкона) является пролить свет на четыре главных вопроса человеческого существования:

(1) Что такое человек?

(2) Что представляет собой физическая вселенная (космос), в которой человек живет?

(3) В ходе каких эволюционных процессов род человеческий оформился в матрице природы, так что человек смог стать тем самосознательным и творческим индивидуумом, какой он сейчас?

(4) Зная о космосе и о человеческой природе, какой наилучший вид общества можно предложить для прогрессивной самоэволюции человека?

"В поиске ответов на эти вопросы и давая изучающим стимулы и данные, необходимые для формулировки собственных ответов, преподаватели Отдела объединенных исследований не будут строить из себя экспертов по интеграции. Вместе с заинтересованными учащимися преподавательский состав будет искателем синтеза. Чтобы проиллюстрировать характер предполагаемых курсов, приводим следующие темы:

1. Социология знания.

2. Взаимоотношения религии, философии, науки и искусства.

3. Теория информации, кибернетика и семантика.

4. История и философия науки.

5. История и предположения демократической теории государственного управления (идеологии).

6. Вклад биологии, социологии и психиатрии в человеческое благосостояние и прогресс.

7. Единство знания.

8. Эволюция системы ценностей от первобытной культуры до современной промышленной цивилизации.

"Первое условие всех подобных курсов состоит в том, чтобы они связывали между собой не менее трех так называемых исследовательских отделов. Таким образом студенты и преподаватели будут поощряться развивать видение — “держась за жизнь упорно и в целом.”

Исходные принципы Тибетца найдут подготовленную почву в таких экспериментальных областях.

Оливер Л. Рейзер

Отдел философии
Университет Питсбурга
Питсбург, Пенсильвания, США

СОДЕРЖАНИЕ

с указанием страниц английского оригинала

Глава I. Задачи нового образования

Вступительные замечания

Ответы на некоторые вопросы

Теория, методы и цели

Координация и интеграция

Глава II. Культурное раскрытие расы

Цивилизация и культура

Процесс раскрытия

Природа эзотеризма

Глава III. Следующий шаг в ментальном развитии человечества

Нынешний переходный период

Век Водолея

Глава IV. Культура индивидуума

Вопрос гражданства

Положение в мире и идеологии

Причины нынешней взбудораженности в мире

Вопрос о родительских функциях

Ситуация в будущем

Вопрос контроля над личностью

Глава V. Наука Антахкараны

Краткая сводка

Глава I

Вступительные замечания Можно считать, что материал книги касается трех различных аспектов одной общей… Слово "духовный" не имеет отношения к так называемым религиозным делам. Всякая активность, которая ведет…

Глава II

Цивилизация и культура Большое значение придается сегодня образованию — координирующему,… Общий уровень знания о мире у него высок, но, как правило, однобок из-за национальных или религиозных предубеждений и…

Глава III

Нынешний переходный период Три ближайших шага предстоит предпринять образовательным системам мира, и уже… Первый: Развитие более адекватных средств понимания и изучения человеческого существа. Осуществить его возможно…

Глава IV

Подойдем к культуре индивидуума с трех точек зрения, которые, в целом, показывают, как сделать индивидуума: познающим гражданином двух миров (мира… Я не разрабатывал учения Века Водолея и никогда не вдавался в образовательные… Некоторые основные идеалы, проступающие из нынешних идеологий, начинают оказывать влияние на общественное сознание.…

Глава V

Для подготовки к тому, чем учащиеся должны овладеть, я бы хотел подчеркнуть некоторые моменты, представив данную ранее информацию в виде таблицы.… 1. Наука Антахкараны связана с любой энергией, но главным образом с энергией,… а. ЭНЕРГИИ: всем силам, втекающим в индивидуальную форму из любого направления и источника. Главным энергиям даются…

– Конец работы –

Используемые теги: Образование, Новом, веке0.056

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образование в новом веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Мировая история: переход к новому времени. XVIII век в Западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение. Особенности Российской модернизации.
Все три историкавысказали противоречивое мнение. Соловь в восхваляет Петра, пишет исключительноо его положительных моментах, выделяет важнейшую роль… П трпривн с в жизнь общества много полезного, но это стоило нашему народу… Император отличается лишь своим темпераментом и ненавистью кстарым порядкам. Именно этот фактор и послужил тем, что…

История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и… С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных… Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция
Глава II. Образование в странах западной Европы США, Голландия и Кипр 1. Реформирования образования США в 70-е г. ХХ века 2. Особенности современной… В условиях социально-политических и экономических преобразований, которые… На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

Учебник нового века
СОДЕРЖАНИЕ... ВВЕДЕНИЕ...

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века
Этому способствовали многие важ¬ные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, ко¬торые должны были усвоить учащиеся, результаты… Потребность обновления образования и педагогики становилась все более… Подобные установки вели к чрезмерному интеллектуализму полноценного об¬разования, порождали авторитарное вмешательство…

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА... А А РЕАН... Н В БОРДОВСКАЯ...

Прощая, ХХ век! Здравствуй, век ХХI!
И сейчас кажется, что человека в ХХI веке ждет что-то необыкновенное может быть, плохое, возможно, и светлое, полное радости, лишенное печали.Жизнь… На немпокоится нынешний порядок вещей и будущее развитие жизни. Только зная и… Сколькоталантливых людей он подарил истории. Мир замирал в восхищении у бессмертныхполотен, создавалась удивительная,…

От средневековья - к "новому времени" (о русском искусстве XVIII века)
Художественная система Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее историческая почва.Но ХVII веке она истощилась, и плоды… На общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая… Художественный облик России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние, петербургские пласты…

0.047
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам