рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средства и системы визуальной информации

Средства и системы визуальной информации - раздел Образование, Этапы развития эргономики Цели Урока: Ознакомить Студентов С Визуальной...

Цели урока:

  • Ознакомить студентов с визуальной составляющей рукотворной среды обитания
  • Сформировать знания о требованиях эргономики к визуальным средствам передачи информации
  • Разъяснить какое имеют значение способы кодирования информации

 

Средства обучения – информационный материал, иллюстративный материал

Тип урока - изучение нового материала

 

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально благодаря зрительному анализатору (глазам в сочетании с соответствующими участками головного мозга).

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 1960-е годы дизайнерский подход был привнесен в прикладную графику и упаковку с помощью промграфики (графические элементы на изделиях). Концепция формировалась на исследованиях свойства знаков и знаковых систем, архитипичности знаков.

Архетип (прототип) в дизайне является неким базовым графическим образом, определяющим характер знака, производимое впечатление. Например, для изображения воды во многих, если не во всех культурах, использовалась волнистая линия.

 

Следовательно, графический дизайн превращает информацию в визуальные сигналы, по которым человеку легче и быстрее найти объект, сориентироваться в пространстве.

Визуальные коммуникации — коммуникации (передача информации) посредством визуального языка (изображений, знаков, образов, типографики, инфографики) с одной стороны и визуального восприятия (органов зрения, психологии восприятия) с другой.

БЕСЕДА: Какая основная цель у визуальной графики? Цель средств визуальных коммуникаций привлечь (зацепить) наше внимание.

Типографика — это и искусство, и ремесло, и набор правил, которые используют шрифты и оформительские средства для достижения одной-единственной цели — сделать текст наиболее оптимальным в восприятии читателя.

Инфогра́фика (γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю.

 

Роль графического дизайна, целиком подчинена различным средствам массовой информации.

Рассматривая визуальную составляющую рукотворной среды обитания можно выделить в ней несколько условных слоев.

Первый слой, с которым имеют контакты практически все слои населения, образуют средства и системы визуальных коммуникаций в городских, сельских и прочих пространствах, на транспорте и т.д.

Сюда входят вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели маршрутов транспорта, знаки дорожного движения и пр.

При проектировании первого слоя, особенно в вывесках, рекламе, эргономические требования уступают место художественной выразительности и свободе творческого замысла (см. рисунок).

 

Второй слой — средства визуальных коммуникаций в пространствах зданий, интерьерах: указатели, пиктограммы, таблички, рекламные объявления, плакаты и другие средства информации. Системы пиктограмм, относящихся к элементам второго слоя, особенно те, которые могут использоваться как инструкция по эксплуатации автоматов (в частности, банковских, множительной техники, компьютеров), имеют ярко выраженный функциональный характер.

Их высокая информативность обеспечивает общедоступность, легкость восприятия и понимания людьми разных национальностей (см. рисунок).

БЕСЕДА: (лекция №8) Они также имеют свои стандарты, в которых применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1. Сигнальный цвет: цвет, предназначенный для привлечения внимания людей к непосредственной или возможной опасности, рабочим узлам оборудования, машин, механизмов и (или) элементам конструкции, которые могут являться источниками опасных и (или) вредных факторов, пожарной технике, средствам противопожарной и иной защиты, знакам безопасности и сигнальной разметке.

3.2. Контрастный цвет: цвет для усиления зрительного восприятия и выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей.

3.3. Знак безопасности: цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.

3.4. Знак пожарной безопасности: знак безопасности, предназначенный для регулирования поведения человека в целях предотвращения возникновения пожара, а также для обозначения мест нахождения средств противопожарной защиты, средств оповещения, предписания, разрешения или запрещения определенных действий при возникновении горения (пожара).

3.5. Сигнальная разметка: цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п. в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

3.6. Люминесценция: свечение (излучение света) материала, находящегося в неравновесном (возбужденном) состоянии за счет энергии внешнего воздействия (оптического, электрического, механического и т.п.) или за счет энергии внутреннего происхождения (химические и биохимические реакции и превращения).

3.7. Фотолюминесценция: люминесценция, возбуждаемая воздействием светом естественного или искусственного происхождения.

3.8. Светящийся материал: материал, обладающий свойством люминесценции.

3.9. Несветящийся материал: материал, не обладающий свойством люминесценции и способный отражать (рассеивать) падающий или проникающий на него естественный или искусственный свет без изменения частот составляющих его квантов, но с возможным изменением его спектра.

Третий слой, связан с эксплуатацией и оснащением производственного, офисного, бытового и прочего оборудования. Человек, эксплуатирующий это оборудование, или, пользуясь терминологией эргономики, человек-оператор, с помощью средств отображения (индикаторов различных типов и видов) получает сведения (данные), характеризующие параметры объектов управления, ход технологических процессов и т.д. непосредственно на рабочем месте или от переносных, передвижных изделий во время функциональных процессов и работы с ними.

Оптимальной дистанцией наблюдения средств индикации считается 500 см? (см. рисунок).

ПРИМЕР: Это, прежде всего, устройства, информирующие о функционировании систем отопления, вентиляции, охраны, наличии задымления. Также информационные устройства электронной бытовой техники.

Индикатор (лат. indicator — указатель) — прибор, устройство, информационная система, вещество — объект, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком визуально, акустически, тактильно.

 

Но наибольшего внимания и напряжения требует работа человека-оператора при эксплуатации сложного оборудования с большой долей ответственности. При этом оператор, чаще всего, вынужден переносить взгляд с одних объектов на другие, отвлекаться от наблюдения для выполнения манипуляций с органами управления и для осуществления других моторных функций.

Особая группа устройств отображения информации – мнемосхемы (см. рисунок).

Это наглядное графическое изображение функциональной схемы объекта (локомотива, атомной электростанции), предназначенное для выполнения следующих функций: отображать связи и характер взаимодействия управляемого объекта с другими объектами и внешней средой, сигнализировать обо всех существенных нарушениях в работе объекта. Включает в себя: цифровые и стрелочные приборы, видеотерминалы. Если мнемосхема выходит за пределы видимости (зоны, ограничиваемой предельными углами обзора, который не более 90°), она должна иметь дугообразную форму или состоять из нескольких плоскостей (состыкованных или пространственно разнесенных), повернутых к оператору. При компоновке мнемосхем стараются использовать привычные ассоциации и стереотипы.

ПРИМЕР: Использование мнемосхем диспетчерами воздушного сообщения, операторов атомных электростанций, отслеживание передвижения железнодорожных составов.

При проектировании элементов третьего слоя (индикаторов, мнемосхем и пр.), основополагающими становятся проблемы скорости и эффективности (безошибочности) восприятия визуальной информации. Главенствующими выступают эргономические требования, а художественная сторона несколько отодвигается на второй план.

 

Существуют различные способы кодирования информации: знаками, буквами, цифрами, цветом, яркостью, типами и шириной линий, размером, расположением, конфигурацией и т.д. Наиболее эффективно с точки зрения времени считывания информации - кодирование цветом, наименее эффективно кодирование размером и яркостью.

 

Каждый способ кодирования называется алфавитом, или категорией кодирования. Объединение в алфавите 2-х его видов — знакового и цифрового — ведет к существенному возрастанию скорости прочтения информации.

Буквенно-цифровое кодирование. Буквы — используются для передачи информации о названии объекта, цифры — используются для передачи информации о количественных характеристиках объекта.

Общие правила создания текстов для эффективного восприятия:

- Заголовки должны содержать менее 6 слов, тогда они хорошо запоминаются;

- Информация на цветном (оранжевый, желтый фон) более эффективно воздействует на зрителя;

- Текст в эллипсе воспринимается лучше, чем в квадрате или круге;

- Европейцы читают слева направо, поэтому правая сторона запоминается лучше (там останавливается взгляд);

- Верхняя часть страницы, в свою очередь, читается с большим вниманием;

- Человек способен одновременно удержать в поле зрения не более пяти-шести слов, при условии, что они логически взаимосвязаны;

- Начало и конец текста воспринимается лучше, чем середина

ПРИМЕР: Арабский цифровой алфавит состоит из знаков, многие из которых не удовлетворяют требованиям хорошей различимости. Антиквенные шрифты (с засечками) Times, Times New Roman и Palatino — это компромисс между старым и новым. Четкие и достаточно простые, они обладают хорошо выраженной формой и округлостью, вызывают чувство доверия. Шрифты Sans Serif (без засечек), такие как Arial, Modern и Univers, обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием.

Кодирование цветом. Цвет — используется для передачи значимости характеристик. Человек может точно идентифицировать не более 10—12 цветовых тонов, что ограничивает длину алфавита (способ кодирования) при цветовом кодировании.

В результате многочисленных исследований найдены закономерности воздействия цвета в целях привлечения внимания, которое в целом обусловлено физиологическими особенностями глаза человека и законами оптики.

- для привлечения внимания предпочтение следует отдавать чистым основным цветам, а не смешанным;

- быстрее обращают на себя внимание светлые, чистые цвета;

- по силе, с какой цвета привлекают внимание, их можно расположить в следующей последовательности: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый;

- при естественном освещении более выразительными оказываются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), чем холодные (зеленый, синий, фиолетовый).

Необходимо учитывать, насколько цвет поддается идентификации. Легче других цветов опознается красный, затем следуют зеленый, желтый и белый. Среди основных цветов наибольшую трудность распознавания представляют синий и фиолетовый.

Следует подбирать оптимальное цветовое сочетание фона и шрифта. Легче прочитываются:

- желтая надпись на черном фоне,

- белая - на черном,

- черная - на оранжевом,

- черная - на желтом,

- оранжевая - на черном

С самого далекого расстояния: надписи черного цвета на желтом фоне, синего - на белом, красного - на белом, белого - на синем, черного - на белом.

Кодирование яркостью. Кодирование яркостью менее предпочтительно по сравнению с другими способами кодирования, т.к. сигналы яркости могут утомлять оператора. Кроме того более яркие сигналы на экране могут маскировать сигналы меньшей яркости. При хороших условиях видения для кодирования можно использовать не более 4-х уровней яркости.

Наиболее эффективным является комплексное “сквозное” решение элементов визуальной составляющей среды обитания по всем слоям. Это возможно при разработке и реализации графической части фирменного стиля предприятий, фирм.

Графический фирменный стиль — термин, обычно обозначающий систему визуально-коммуникативных средств, спроектированную в целях создания определенного постоянного зрительного образа. Она включает в себя основные элементы: знак, логотип, цвет, шрифт, а также все многообразие визуальной информации: от документации, упаковки, сувениров, рекламы до элементов визуальной коммуникации, графики на одежде, транспортных средствах, зданиях и пр. (см. рисунок).

Товарный знак (знак обслуживания) — официально принятый термин, означающий зарегистрированное в установленном порядке обозначение, призванное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Синонимами термина товарный знак являются — фирменная марка, просто марка, фирменный знак, эмблема. Словесную часть знака или словесный знак называют так же фирменным названием, или логотипом (см. рисунок).

Визуальные стандарты - это совокупность графических, цветовых, аудио - и видеоприемов, которые обеспечивают единство повседневного рабочего пространства, продуктов и рекламных мероприятий организации или проекта; способствуют их узнаванию, запоминанию и лучшему восприятию аудиторией; позволяют четко отличать свой корпоративный имидж от имиджа конкурентов.

Эргономические свойства при разработке словесных товарных знаков - композиция охватывается одним взглядом, читаемость в малом масштабе, ассоциативность и запоминаемость при восприятии, должен хорошо выглядеть как в цветном, так и черно-белом варианте.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Этапы развития эргономики

На сайте allrefs.net читайте: "Этапы развития эргономики"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средства и системы визуальной информации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы развития эргономики
Цели урока: Уяснить какие вопросы решает эргономика, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производстве

История эргономических исследований
  Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились: 1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительны

Эргономические требования
Цели урока: Сформировать у студентов технологические знания, о том, что эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптим

Эргономичность — это целостность эргономичес­ких свойств, к которым относятся управляемость, обслу­живаемость, освояемость и обитаемость.
Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ. Управляемость – (несколько определений) – соответствие распределения функций между чел

Объект исследования “человек-предмет-среда
5. результаты эргономического исследования — научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта

Факторы, определяющие эргономические требования
Цели урока: Уяснить взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами Выяснить какие психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень

Комфортное пребывание человека в архитектурной среде
Цели урока: Ознакомить с воздействием неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Соотнести зону комфортных условий с зо

Освещение как объект комплексного эргономического анализа
Цели урока: Разъяснить, как освещение оказывает влияние на зрительную оценку интерьеров, восприятие его габаритов, деталей, колористического решения. Сформи

Основные условия оптимального освещения помещения рабочих мест
На рабочих местах освещение дополнительно выполняет следующие задачи:   • физиологическую

Искусственные источники света. Светотехническое оборудование.
Цели урока: Обучить студентов, изучающих дизайн интерьера, правильно применять в интерьере светотехническое оборудование Разъяснить какое большое значение и

Для выбора лампы большое значение имеет её цветность и цветопередача.
Тепло-белая тональность ламп создает атмосферу уюта, домашнего очага и, при необходимости, сверкающей праздничности в приемных залах и презентативных помещениях. Лампы тепло-белого света уме

Светотехническое оборудование
Светотехническое оборудование — изделия (приборы), предназначенные для освещения помещений, открытых пространств, отдельных зон и предметов в них, а также создания свето-цветовых эффектов. Э

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде
Цели урока: Выяснить прочность знаний о цветоведении Уяснить, как при помощи цвета создать оптимальные условия для жизнедеятельности человека Расск

Всегда нужно помнить, что перенасыщение цветом, как и цветовое голодание, в интерьере особенно ощутимо.
  В архитектурной полихромии вообще очень трудно установить чёткую грань между тем, что делается «для пользы», а что «для красоты». Велика, например, роль эмоционального климата в вос

Свет в жилом интерьере индивидуален и всецело зависит от образа жизни хозяев и их пристрастий.
  Зарисовать таблицу в тетради: Особенности зрительного восприятия пространства (мин 30) + добавить от себя - облицовка зеркалами стен и потолка + локальный или выступаю

Применение цвета в производственной среде
Цели урока: Разъяснить какие задачи можно решать на производстве с помощью цвета Обосновать важность цветового оформления конструктивных элементов здания и

Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.
  В отличие от производственных помещений цветовая окраска входных (вестибюли, коридоры, лестничные площадки) и вспомогательных помещений решается по-другому.

Антропометрические требования в эргономике
Цели урока: Определить объём знаний у студентов о системах пропорций и системы измерений человеческого тела и его частей – антропометрии Рассказать о систе

Эргономический расчёт параметров рабочего места
Цели урока: Разъяснить, как эргономическое проектирование рабочего места влияет непосредственно на безопасность труда, сохранение здоровья, повышает культуру и эффек

Базы отсчёта
При расчете параметров рабочих мест необходимо использовать базы отсчета, которые соотносятся с базами, взятыми при измерении размеров тела (см. рисунок №9). Для расчета компоновочных параметров ра

Рабочие положения, позы и движения
Рабочее пространство и организация рабочего места, досягаемость и величина усилий на органы управления, а также характеристики обзорности обуславливаются, прежде всего положением тела работающего.

Методы эргономических исследований.
Цели урока: Ознакомить с методами эргономических исследований Уяснить, что полученные эргономические данные позволяют в средовом дизайне формировать среду о

Задачи эргодизайна в средовом проектировании.
Эргодизайн предполагает эргономическое предпроектное исследование любого предмета до того как он будет создан и ему придадут форму (эргодизайн - объединяет в себе научные эргономические иссл

Основные элементы оборудования и наполнения среды.
Понятие средовых объектов охватывает широкий круг пространств, связанных с жизнедеятельностью людей. Это городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурно

Общение.
Нахождение оптимальных условий для равновесия между концентрированной работой и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависеть конкретный дизайн-проект. - для сосредот

Эргономические требования к мебели
Цели урока: Ознакомить будущих дизайнеров интерьера с эксплуатационным и функциональным назначением мебели Разъяснить важность антропометрических аспектов п

Мебель для производственных зданий
Набор мебели — это группа изделий, связанных между собой по дизайнерскому (архитектурно-художественному) и конструктивному признакам. Полный набор изделий представляет собой ко

Основные требования, предъявляемые к мебели
Размеры мебельных изделий и отдельных элементов обусловлены функциональными связями человек – мебель, которые можно характеризовать тремя факторами: соразмерностью мебели человеку; соразмерность

Из истории мебельных материалов
Разговор о мебельных материалах уместно начать с истоков. В Древнем Египте и Месопотамии во 2-м веке до н.э. уже были известны все основные виды мебели — скамейки, стулья, кресла, различные вариант

Отделочные материалы и покрытия
Современное стилистическое и цветовое разнообразие мебели достигается благодаря использованию защитно—декоративных покрытий. Наиболее широкое распространение получили технологии по выпуску ламиниро

Оборудование и организация жилой среды
Цели урока: Сформировать знания о правильной и разумной организации пространства жилой среды с учётов функциональных требований пользователей Обосновать гла

Эргономическая оценка кухонного оборудования
В современном жилище кухня играет не менее важную роль, чем “домашний очаг” во все эпохи существования человечества. Она остается самым распространенным “рабочим местом” в мире. Высота кух

Основное кухонное оборудование
Электрические плиты или газовые плиты. В современных кухнях духовки часто располагаются не под плитами, а на уровне протянутых рук и к тому же безопасна для детей. Для дополнительной безопас

Эргономика среды обитания престарелых и инвалидов
Цели урока: Выяснить, какой вклад вносит эргономика в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью Уяснить

Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов.
При проектировании среды для лиц пожилого возраста необходимо учитывать как функциональные особенности организма, так и ценностные ориентации личностей (социально-психологический аспект).

Эргономика безопасной и комфортной среды для детей
Детская комната в квартире — это особое место, в котором предполагается учёт целого ряда специфических требований, обусловленных особенностями развивающегося организма. Комната реб

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги