Обратим внимание на то, что идеи, на которых базируются принцип дальнодействия и принцип близкодействия, вытекают из разных оценок статуса категории небытия. Платон признает онтологический статус категории небытия. Платоновская парадигма говорит о том, что бытие возможно через отношение к небытию. С этих позиций имеет смысл в качестве принципов научной теории брать отрицательные суждения, в которых отрицается какое-либо существование. Так, например, один из принципов термодинамики утверждает, что вечный двигатель не существует. В теории относительности мы имеем принцип, согласно которому не существует сверхсветовых скоростей. В квантовой механике принцип неопределенности В. Гейзенберга говорит о невозможности одновременного существования определенных значений импульса и координаты частицы. Во всех этих случаях физический мир определен отношением к такого рода невозможным существованиям. Применительно к субъектно-объектным отношениям парадигма Платона может означать, что бытие познаваемой реальности определено отношением к своему небытию – субъекту знания. Небытие субъекта знания есть по сути трансценденция познаваемого бытия. Поэтому в данной парадигме мы можем определить самого субъекта как результат отношения трансцендирования познаваемого бытия, как результат дистанцирования знающего существования от знаемого бытия.
Аристотель придал категории небытия чисто логическое значение. Здесь небытие сводится к различию, то есть к отсутствию некоего предиката у вещи, который имеется у другой вещи. В контексте нашего анализа это означает, что все аксиомы или принципы научных теорий должны быть утвердительными суждениями, говорящими о лишь о том, что есть или что может быть. Природа здесь определена через саму себя, или сама собой. Бытие каждой вещи задано ее собственной сущностью. Отношения между вещами трактуются лишь как проявление свойств вещей. Свойства заданы сущностью. Знание же вещей, согласно Аристотелю, есть понятие, которое является результатом извлечения общего в вещах посредством сравнения вещей. Поэтому субъект познания здесь не дистанцирован от мира вещей, а неразрывно с ним связан. Опыт выступает посредником между идеальным бытием (понятием) и реальным бытием общего в вещах. Данная парадигма предполагает имманентного миру вещей субъект знания. Субъект является той особенной вещью, которая содержит в себе в форме понятия сущность других вещей природы.
Из изложенного также видно, что платоновская парадигма создает основу для рационалистических концепций познания, признающих трансцендентального субъекта и существования априорного знания. В свою очередь аристотелевская парадигма фундирует эмпиризм, представление об имманентности субъекта миру и существование лишь апостериорного знания.
Сказанное ведет нас к парадоксальному заключению. С одной стороны, например, теория относительности признанием принципа близкодействия связана с аристотелевской парадигмой, а с другой стороны, вводя представление о невозможных существованиях, допускает апелляцию к платоновской парадигме. То же можно сказать и о квантовой механике. Такое совмещение кажется логически невозможным, но, тем не менее, факты говорят о другом. Они указывают на то, что эти две парадигмы могут быть совместимы. Но как возможно их согласование? И каков смысл такого согласования?
Для ответа на поставленные вопросы обратимся к анализу другой физической теории, где совмещение двух парадигм и двух противоположных принципов (дальнодействия и близкодействия) реализовано явным образом, и где указанные принципы оказываются взаимодополнительными.