рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация

Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация - раздел Образование, Гребень, В.А Социализм(Лат.locialis – Общественный)– 1) Оформлявшаяся В X...

Социализм(лат.locialis – общественный)– 1) оформлявшаяся в XIXв. политическая идеология такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или национализацию частной собственности в пользу «социалистического государства», или совместное акционерно – кооперативное владение – по предложениям современных социалистических концепций); классовый подход – защита интересов обездоленных путем классовой борьбы; идеал равенства и принцип эгалитаризма; упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, т.е. коллективизм, и др.; 2) нерадикальные (в отличие от коммунистическим, национальная – социалистических или национальная – большевистских) партий и движения, руководящиеся различными социалистическими или социал – демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы.

Социалистическое миропонимание вобрало в себя многие утопические идеи, сформулированные еще в античной Греции. В частности, Платон в своей работе «Государство» предпринимает попытку дать теоретическое обоснование государственного управления философами, которые не имеют частной собственности. Он считал, что справедливое общественное устройство невозможно без того, «чтобы вся собственность, именуемая частной, всеми средствами была повсюду устранена из жизни».

Эти идеи были характерны и для раннего христианства, которое защищало общественную собственность и рассматривало частную собственность как антихристианский образ жизни. Позже социалистические идеи нашли обоснование в «Утопии» Т. Мора (1478-1538) и в «Городе Солнца» Т. Кампанеллы (1568-1639).

Само понятие «социализм» как противоположность либеральному индивидуализму было введено в обращение французским мыслителем Пьером Леру в 1834г. Идеи социализма в XVIII-XIX вв. получили широкое распространение благодаря сочинениям Р. Оуэна (1771-1888) в Англии, Сен-Симона (1760-1825) и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции. Р. Оуэн, Сен-Симон, Ш. Фурье подвергли критике пороки и недостатки капитализма и нарисовали картины лучшего общественного устройства.

 

Марксистское понимание социализма[40]

«Согласно Марксу, социализм (коммунизм) означает освобождение человека от всех форм отчуждения его дея­тельности. Он есть разрешение противоречия между челове­ком и результатами его труда, между человеком и природой, между человеком и другими людьми. Иными словами, соци­ализм есть такой общественный порядок, в котором осущес­твляется возврат человека к самому себе, обеспечивается возможность его свободной самореализации. Процесс прео­доления отчуждения человека, по Марксу, и составляет суть коммунизма как действительного движения. В работе «Не­мецкая идеология» об этом сказано так: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».

По Марксу, проблема отчуждения человeкa, т.е. превра­щение продуктов его деятельности в господствующую над ним и враждебную ему силу, возникает с появлением разде­ления труда и потому решаться она _ будет не .действиями административного порядка, а естественно-историческим пу­тем по мере преодоления нынешнего разделения труда. Процесс снятия отчуждения человека займет весьма дли­тельный исторический период, трудно даже предположить, сколько времени для этого понадобится человечеству. И толь­ко с превращением простого процесса труда во всеобщий научный процесс можно будет ожидать полного соединения человека с продуктами своей ^деятельности, превращения всего накопленного человечеством богатства материальной и духовной культуры в индивидуальную собственность каждо­го отдельного индивида. Именно при наличии таких усло­вий, по Марксу и Энгельсу, на месте классового общества утвердится «ассоциация, в которой свободное развитие каж­дого является условием свободного развития всех».

Таким образом, родовая черта социализма как типа общественного устройства, по Марксу, состоит в преодоле­нии возникшей вместе с разделением труда проблемы отчуж­дения человека, т.е. в устранении из человеческих отноше­ний не только личной зависимости, как это было в перво­бытном, рабовладельческом и феодальном обществе, а также вещной зависимости при сохранении личной независимости, как это имеет место во всех современных индустриально развитых обществах, но и в утверждении отношений свобод­ных индивидуальностей, что пока является лишь перспекти­вой развития человечества.

Существенными также являются положения Маркса о том, что социализм есть бесклассовое, безрыночное и, следо­вательно, безгосударственное общество. Как уже отмечалось, оно станет естественной реальностью на такой стадии развития производительных сил, когда простой процесс труда превратится во всеобщий научный процесс. В своих произ­ведениях основоположники марксизма постоянно подчерки­вали, что по мере движения общества к социализму (комму­низму) государство как орудие классового господства будет отмирать. Поэтому, с марксистской точки зрения, постанов­ка вопроса о существенных чертах «социалистического госу­дарства» должна быть признана теоретически бессмыслен­ной. И действительно, у Маркса ни разу не встречается поня­тие «социалистическое государство». Одновременно Маркс полагал, что в период революционного перехода от капита­лизма к коммунизму государство изменит свой характер, а именно: из орудия господства имущего меньшинства оно превратится в орудие реализации интересов большинства. Однако такой тип государства он назвал не социалистичес­ким, а «революционной диктатурой пролетариата»1.

В связи с вышеизложенным логично будет задать следу­ющий вопрос: соответствовало ли советское общество образ­ца 1936 г. (год принятия Конституции «победившего социа­лизма»); 1977 г. (год принятия Конституции «развитого со­циализма») или 1991 г. (год начала «демонтажа социализ­ма») вышеприведенному критерию социализма (коммуниз­ма)? Ответ однозначен: нет, не соответствовало. Во-первых, проблема отчуждения человека в советском обществе не была снята: к 1991 г. ее наличие было осознано обществом со всей остротой. Кроме того, стало очевидно, что объективных предпосылок для полного преодоления всех форм отчуждения человека — замены физического труда умственным и превращения науки в непосредственную про­изводительную силу — и поныне не создано нигде в мире. Тем более таковых предпосылок не было в рассматриваемый период отечественной истории.

Во-вторых, советское общество не было бесклассовым, безрыночным и безгосударственным. Неправомерно назы­вать «социалистическим» и советское государство. По Марк­су, в социалистическом обществе вообще нет места государ­ству как орудию господства людей над людьми. Советское общество, в основе которого была единая государственная собственность, унаследовало типологические черты тради­ционного (докапиталистического) восточного общества. Ха­рактерной чертой последнего является то, что государство в нем выступает в качестве собственника на основные сред­ства производства. В советском обществе, как было показано выше, в ходе так называемых социалистических преобразо­ваний был осуществлен переход от доиндустриальной к индустриальной стадии развития производства при сохране­нии цивилизационных основ самого общества. И хотя при этом были ликвидированы классы частных собственников, все же реальным распорядителем государственной собствен­ности являлся партийно-государственный аппарат. Он же обладал и неограниченной властью. Участие народа в распо­ряжении собственностью, распределении произведенного про­дукта и осуществлении власти было чисто формальным. Это означает, что советское государство обладало типологичес­кими чертами восточного государства.

Нельзя, однако, не отметить, что оно имело и собствен­ную специфику. Так, советское государство, несмотря на свой бюрократический характер, обеспечивало весьма эффек­тивную социальную защиту всех категорий граждан и однов­ременно сдерживало устремления служащих аппарата управ­ления к личному обогащению. В отличие от восточного общества классического образца здесь сословное деление и сословные привилегии существовали в неявном и смягчен­ном виде. Основная масса граждан отдавала свои силы и способности обществу и получала через свои трудовые кол­лективы и общественные фонды потребления примерно рав­ные средства существования. Данное положение десятилети­ями большинство населения страны воспринимало как есте­ственную норму социальной справедливости, как отличи­тельную черту социализма. На этом основании некоторые аналитики, как, например, известный философ А.А. Зиновь­ев, называют советское общество реальным коммунизмом.

Разумеется, советское общество никому не запрещено характеризовать и как социалистическое или коммунисти­ческое, если при этом отдается отчет в том, что понятия «со­циализм» и «коммунизм» употребляются в ином, нежели у Маркса, смысле. Но в таком случае было бы целесообразно указывать и отличительную черту данного типа обществен­ного устройства: например, государственный социализм. Маркс в подобных случаях именно так и поступал. В его произведениях неоднократно встречаются такие понятия, как «феодальный социализм», «мелкобуржуазный социа­лизм», «немецкий социализм», «казарменный коммунизм», «демократический коммунизм» и т.п. Данными эпитетами Маркс стремился подчеркнуть отличие той или иной теоре­тической конструкции общества или определенного реаль­ного общественного устройства от подлинной сути социа­лизма как принципиально новой общественной формации, в которой обеспечены условия для отношений свободных индивидуальностей. По этой же причине он никогда не употреблял понятие «социалистическое государство».

Кстати, из того факта, что советское государство, как и любое иное, нельзя характеризовать как социалистическое, отнюдь не следует, что его непременно надо было отправлять на слом. Как верно отмечал А.А.Зиновьев, советский обще­ственный строй был не отступлением от магистрального направления русской истории, а ее закономерным продолже­нием и развитием. Для России на протяжении всей ее исто­рии характерна не добровольная самоорганизация масс лю­дей снизу, как это имело место, например, в истории станов­ления США, а принудительная их организация сверху. При такой организации решающая роль в объединении людей в целое принадлежит системе власти и управления, а не дру­гим факторам. В советский период этот тип организации был развит до предела. Объективные условия,_которые вызвали к жизни данный тип государства и общества не исчезли и не исчезнут. Из этого следует, что несмотря на все усилия изменить цивилизационный тип нашегот общества, некото­рые присущие советскому государству характерные черты неизбежно будут вновь воспроизведены в новых формах. Можно, в частности, утверждать, что в Беларуси и России, как и в большинстве других стран бывшего СССР, государ­ство и впредь будет решающим фактором организации и развития экономики, а также других сфер общественной жизни.

Все вышесказанное ни в коей мере не умаляет всемирно-исторического значения опыта советского государства в решении насущных проблем жизни людей труда. Хотя и нет оснований определять советское общество как социализм в Марксовом его понимании, тем не менее автор разделяет мнение А. Зиновьева о том, что советский период явился вершиной отечественной истории. С позиций интересов широких слоев населения ни одно общество ни один социальный строй не сделали для них столько, сколько сделано в со­ветском обществе., В этом отношении Советский Союз был уникальным государством, разрушение которого обернулось для миллионов людей неисчислимыми бедствиями.

Исходя из приведенного выше понимания содержания советской истории, сущности советского общества и_типологической принадлежности советского государства борьба за социализм в современных условиях предстает не как стрем­ление к реставрации бюрократических форм организации общественной жизни и не как реализация принципов .клас­сического либерализма, а как дальнейший поиск ггут^йгтрео-доления отчуждения человека, как движение к такому обще­ственному устройству, в котором свободное развитие каждого будет являться условием свободного развития всех. И эмпи­рическим материалом поиска при таком подходе будет являться опыт уже не только Советского Союза, но и других стран.

Это означает, что стратегия движения Беларуси к обществу постиндустриального типа по своей сути, задачам и целям, согласно критериям традиционных (глобальных) идеологий; имеет одновременно и неолиберальную, и неосоциалистичную направленность при сохранении цивилизационной, социокулыпурной идентичности белорусского общества.

Данное положение лишь на первый взгляд может казаться теоре­тически противоречивым. На самом деле здесь противоречия нет. Вопреки тому, что исторически либерализм и социализм как полити­ческие течения состоят в оппозиции друг к другу, базовая идея либера­лизма («свобода индивида») и базовая идея социализма («свободное развитие каждого как условие свободного развития всех») совпадают. Исторически либерализм утверждение свободы индивида видел в обеспечении формально-юридического равенства людей, что вело к их фактическому неравенству. Однако неолиберализм к числу важней­ших функций государства относит социальную защиту граждан, что сближает его с социализмом. Социализм же утверждение своего идеала видел в обеспечении равного, или «справедливого», распределения благ, что вело к несвободе индивида. Но и сторонники новых подходов к пониманию социализма (коммунизма) рассматривают такое общест­во как весьма отдаленную перспективу цивилизации, а социально ори­ентированную многоукладную экономику — как адекватную современ­ному уровню развития производительных сил1. Полное разрешение внутреннего противоречия между исходной посылкой и результатами попыток ее реализации как либерализмом, так и социализмом возмож­но лишь в ходе естественноисторического процесса по мере изменения положения человека по отношению к собственности, ко всем достиже­ниям материальной и духовной культуры2. Поэтому социальные изме­нения, ведущие к снятию внутреннего противоречия, присущего как либерализму, так и социализму, в одно и то же время имеют как неоли­беральную, так и неосоциалистичную идейную направленность.

В частности, постиндустриальная модернизация наряду с дальнейшим развитием привычных для индустриального общества институтов и ценностей — правового характера го­сударства, структур гражданского общества, общеизвестных принципов и. институтов демократии — предполагает утверж­дение в различных сферах жизни ассоциативных форм соци­ального взаимодействия, таких как солидаризм (согласован­ность в действиях и взглядах людей на основе близости или общности их интересов и целей) и коммунитаризм (форми­рование общностей свободных граждан, которая существует на началах самоуправления). Это означает, что постиндус­триальное общество, отрицая индустриальное и снимая тем самым отрицание традиционного общества, возвращается к неотрадиционалистским, коллективистским по своей сути, формам жизни.

При изложенном понимании советского общества и тен­денций развития современного мира становится логически обоснованной и нынешняя политика Президента Республи­ки Беларусь А.Г. Лукашенко. Она предстает не как «демон­таж социализма», а как выстраивание приоритетов внутрен ней и внешней политики на основе признания существую­щих в нашем обществе и в мире реалий. Как было показано выше, эти реалии таковы, что на данном историческом этапе говорить о социализме где бы то ни было можно лишь услов­но, т.е. с определенными оговорками.

Таким образом, стратегия движения Беларуси к общест­ву постиндустриального (информационного) типа и к социа­лизму (коммунизму) в марксистском понимании сущности такого движения не противоречат друг другу. Все это долж­ны сознавать идеологи политических сил нашей страны, ориентирующихся на социализм (коммунизм), и преодолеть предубеждения относительно теории постиндустриального общества. Понимая коммунизм не как некое заранее опреде­ленное состояние, которое должно быть установлено, а как естественноисторический процесс развития производитель­ных сил и общества в целом, в ходе которого преодолевается отчуждение человека, они вполне могли бы рассматривать постиндустриальное (информационное) общество как зако­номерный этап данного процесса.

Кстати будет заметить, что истоки настороженного отношения идеологов партий социалистической (коммунистической) ориентации к теории постиндустриального общества относятся к временам холод­ной войны, когда западные исследователи противопоставляли данную теорию Марксовой интерпретации общественного развития, а совет­ские обществоведы разоблачали «несостоятельность» теоретических построений своих западных коллег. Между тем, Марксова теория обще­ственного развития и концепция постиндустриального общества име­ют гораздо больше общего, чем различий.

Во-первых, в учении Маркса об общественных формациях суще­ственное значение имеет положение о материальных производитель­ных силах общества,'которыми детерминируются производственные отношения. Иными словами, в Марксов общественный базис входит «вся техника производства и транспорта» (Ф. Энгельс), которая опре­деляет, что и сколько общество на данном этапе своего развития произ­водит, каким способом оно осуществляет это производство. Следова­тельно, в теории Маркса такие вещественные элементы производи­тельных сил, как средства труда, вполне могут рассматриваться как аналог технологического компонента концепций о стадиях экономи­ческого роста. Это, несомненно, общее фундаментальное положение этих двух теорий.

Во-вторых, возникшая в наши дни социально-экономическая ре­альность, которая описана в теориях постиндустриального (информа ционного) общества, вполне подтверждает предугаданный и обосно­ванный Марксом процесс становления «научного производства», пре­вращения науки в главную производительную силу и вычленения че­ловека из непосредственного процесса производства. Данное положение находит свое экономико-математическое оформление в разработанной модели инновационного устойчивого развития Беларуси'.

Таким образом, и с точки зрения полученных теоретических ре­зультатов, и Марксов анализ тенденций общественного развития, и те­ория постиндустриального (информационного) общества тоже не про­тиворечат друг другу. Фактически обе эти концепции в их глобальном понимании истории могут быть причислены к формационным теориям общественного развития.

Безусловно, понимание этого неизбежно повлечет изме­нения и в политической тактике партий социалистической идейной направленности. В то же время политические пар­тии либерально-демократической ориентации должны будут пересмотреть отношение к социалистическому движению как к своему антиподу, поскольку базовые идеи тех и других и, следовательно, представления об общественном идеале не противоречат друг другу. Разногласия между теми и други­ми в таких условиях будут сводиться главным образом к тактическим вопросам. Так и должно быть при нормальном течении политической жизни. Утверждение данного положе­ния и будет вкладом политических сил разной идейной направленности в обеспечение консолидации белорусского общества, придание оптимизма белорусской нации и ее уве­ренности в правильности избранного стратегического курса.»

 

Тезис: Социалистическая идеология и сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим соображениям с начала XX века она существует в двух разновидностях: марксизми социал-демократия.  
справедливость
Социализм – общественно-политическое учение и строй, основанный на общественной собственности на средства производства, целью которого является обеспечение постоянного роста благосостояния народа, всестороннего развития каждого члена общества, социального равенства и социальной справедливости.

 

 

Основные политические идеи Политические отношения, то есть отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществление власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку с соответствующими формами общественного сознания. Несмотря на то, что базис первичен, а надстройка вторична, надстроечным институтам отведена активная роль в социально-экономическом базисе. Государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Экономически господствующий класс – также политически и идеологически господствующий класс. Экономическое, политическое и идеологическое господство – это взаимодополняющие аспекты классового господства. Общественное бытие людей определяет их сознание, следовательно, политические взгляды людей формируются под влиянием их материального положения. Анализ материального положения классов, слоев и социальных групп – исходный пункт для понимания политического поведения масс.
Марксизм– система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих идеологию рабочего класса, направленная на познание и революционное преобразование мира, на создание законов развития общества, природы и человеческого мышления.

 

 

Марксизм получил свое дальнейшее развитие в теоретических трудах и практической деятельности основателя советского государства В.И. Ленина.

Основные положения ленинизма Главный вопрос каждой революции – вопрос о политической власти, решение которого становится поворотным пунктом в классовой борьбе, исходной точкой в создании нового общественного строя. Формирование достаточно сильного субъективного фактора зависит от деятельности партии. Для этого нужна партия, которая будет готовить массы к борьбе за политическую власть. Формирование революционного сознания пролетариата невозможно без внесения в него идеологии извне.

 

 

                 
   
 
   
Основные различия между социал-демократической и марксистской идеологиями  
 
 
Достижение цели: социал-демократия – путем реформ, марксизм – главным образом путем революции
 
   
Ключевая проблема: социал-демократия – трансформация капитализма, врастание в него, марксизм – разрыв с капитализмом и построение социалистического общества.  
 
 
Подход к новой общности: социал-демократия – в рамках буржуазной демократии и законности, марксизм – вне этих рамок.  

 

 


Отношение к классовой борьбе: социал -демократия – отрицание классовой борьбы, марксизм – проповедование идеи борьбы классов за лучшее будущее
Экономическая платформа: социал-демократия – выступление за смешанную экономику, марксизм – за общественную собственность на средства производства.  

 

 

 
 
Тезис: Причиной большой популярности идей социал-демократии в настоящее времч является их привлекательность для широких кругов населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах как Швеция, Австрия, Норвегия, Германия, и ряде других, где социал-демократы долгое время находились у власти. Здесь достигнут высокий жизненный уровень населения и высокая степень его социальной защиты.

 


Социал-демократия сыграла огромную роль в формировании как современной общественно-политической системы, так и идейно-политической ситуации в со­временном мире. Известные исследователи и политические деятели, не принадле­жащие к самой социал-демократии, не без оснований называли XX столетие соци­ал-демократическим веком.

Социал-демократическая идеология пытается соединить представления об об­ществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений, исходит из приоритета социальной справедливости и равенства граждан незави­симо от их общественного положения. При этом одним из основных принципов является принцип сохранения гражданского мира.

Социал-демократия как общественно-политическое движение весьма много­образна. Существует ряд региональных и национальных вариантов, например скан­динавская, или шведская, модель, интегральный социализм, основанный на австромарксизме. Выделяют фабианский социализм, гильдейский социализм и т. д., специфика есть и у германского, французского, испанского вариантов социал-де­мократии.

Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах дик­татуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенст­ва и т. д. Некоторые члены этих партий поддерживали идею марксистов о револю­ционном пути ликвидации капитализма и переходе к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в целом признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила политической игры. Партии социал-демократической ориентации институционализировались, стали парламентскими партиями. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать так же и как историю постепенного отхода от марксизма. Реальная практика заставила руководителей социал-демо­кратии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой об­щественной системы к новой, в необходимости трансформировать, усовершенст­вовать ее эволюционным путем.

В экономической и политической борьбе той минувшей эпохи они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных перемен.

Чуть ли не все социалистические и социал-демократические партии ставили своей целью «разрыв с капитализмом». Их программы конца XIX — начала XX в. не были революционными в полном смысле этого слова, хотя и содержали извест­ный набор радикальных лозунгов.

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция демокра­тического социализма. Первоначально по этому вопросу развернулись довольно острые споры, в которых оппоненты этой идеи приводили главный аргумент, что социализм не может быть недемократическим. Но история распорядилась по-иному, показав, что наряду с демократическим бывают нацистский, большевист­ский и иные варианты тоталитарного социализма.

Суть современного социал-демократического движения вообще и демократи­ческого социализма в частности наиболее емко и лаконично выражена в Годесбергской программе, в которой в качестве «основных целей социалистического социалистического стремления провозглашены свобода, справедливость и солидарность.

Центральное место в построениях демократического социализма занимает сво­бода. В трактовке Годесбергской программы свобода означает самоопределение каждого человека. Свобода, игнорирующая равные права для всех людей может выродиться в произвол. Равенство придает смысл свободе, которая действительна для всех людей. Равные права индивида на самоопределение, на признание его ин­тересов составляют содержание справедливости. Иначе говоря, свобода и равен­ство обусловливают друг друга. Справедливость представляет собой равную для всех свободу.

По мнению приверженцев демократического социализма, свобода для самовы­ражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивиду­альную, но и как общественную свободу. Свобода отдельного индивида может реализоваться только в свободном обществе, и наоборот, не может быть свободно­го общества без свободы отдельного индивида.

Следует отметить, что, поставив в основу своих политических платформ идею позитивной свободы, в реализации которой государству предписывалась ключе­вая роль, в послевоенные десятилетия европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Оказавшись в ряде стран у власти или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддержи­вающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ря­да базовых отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных про­грамм государства, сокращение рабочего времени и т. д.), составили тот фунда­мент, который обеспечил бурное экономическое развитие индустриальных стран.

Примером продуктивного воздействия социал-демократической идеологии на социально-политические процессы может служить так называемая «шведская мо­дель» демократического социализма.

Шведская модель социализма — модель общественного строя, утвердившаяся в некоторых странах Северной и Центральной Европы, прежде всего в Швеции. Ее становление вызвано утверждением социал-демократии в Дании — в 1929 г., в Швеции и Норвегии — в 1932 г.

Благоприятным фоном для формирования и утверждения «шведской модели» стало неучастие Швеции в двух мировых войнах, а так же то, что и социал-демо­кратическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) с начала 30-х до середины 70-х гг. постоянно находилась у власти. Характерными особенностями шведской модели, как правило, считаются: воссоздание за сравнительно короткий период высокоэф­фективной экономики; обеспечение занятости практически всего трудоспособно­го населения; ликвидация бедности; создание самой развитой в мире системы со­циального обеспечения; достижение высокого уровня грамотности и культуры.

Эту модель иногда называют функциональным социализмом на том основа­нии, что демократическое государство осуществляет функции перераспределения национального дохода в целях обеспечения большей социальной справедливости. Основу смешанной экономики в этой модели составляет органическое сочетание частнокапиталистической рыночной экономики и социально ориентированной системы перераспределения произведенного продукта.

Политика государства направлена на то, чтобы подтянуть уровень жизни не­имущих слоев населения к уровню жизни имущих слоев населения. Государство обязано обеспечить условия для полной занятости и содержать развитую систему социального обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении социального не­равенства путем предоставления социальных услуг в важнейших сферах жизни. К этим услугам относятся: система семейных пособий на детей; бесплатное школь­ное образование; обеспечение в старости; пособие по безработице; обеспечение жильем и т. д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гребень, В.А

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ... В а гРЕБЕНЬ... ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гребень, В.А.
Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс. / В.А. Гребень; Минмкий институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - с. ISBN  

Основные категории
Идеология – это система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группЫ., общества в целом), на основе которых разраба

Понятие идеологии. Основные определения
  В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась фило

Сущность идеологии
Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств,

Структура идеологии
В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры

Закономерности развития идеологии
Идеологии, как и иным формам сознания, присущи определенные внутренние закономерности своего развития. Основными из них выступают следующие: · выстраивание концепта идеологических доктрин

Методологический инструментарий идеологии
Современные исследователи отмечают, что ни один вид мышления не может сегодня реально претендовать на общезначимую истину. Эти теоритические основания следует подчеркнуть, учитывая, что традиционна

Междисциплинарная матрица идеологии
Под междисциплинарной матрицей идеологии подразумевается вся совокупность родственных ей дисциплин, их взаимосвязь, а также оказываемое друг на друга влияние и интеграция. Идеология в содр

Идеология и естественнонаучные дисциплины
Ваимодействие идеологии с естественными науками очевидно. Из последних идеология нередко заимствует понятия, которые помогают ей осмыслить социальную реальность. Такой подход можно проиллюстрироват

Идеология в системе социально-гуманитарных дисциплин
Все социальные науки, такие как политология, социология, экономика, антропология, религиоведение, культурология, этика, эстетика и другие, также изучают человеческие взаимоотношения. Именно в этом

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение
2.1. Идеология: генезис понятия и его современные интерпретации. 2.2. Идеология и мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл. 2.3. Идеология как ценностная форма обществ

ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Возникновение исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума»[5]. Известный исследователь идеологии немецкий философ и социол

Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей
Таким образом, нами рассмотрен широкий круг аспектов, касающихся происхождения, сущности, содержания и функций идеологии в процессе исторического развития. Завершая тему, отметим один из переломных

Исследования понятия идеологии в советский и постсоветский период
Исследование понятия и феномена идеологии проводились учеными бывшего СССР. В Советском Союзе существовала развернутая институционализированная система идеологической работы. Она имела и свою объек

Определение понятия идеологии в отечественной научной литературе
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и

Идеология и Мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл
Что такое мировоззрение?Каждый из нас придерживается своего мировоззрения – особой интеллектуальной и эмоциональной системы отсчета, определяющей восприятие личностью всего окружающего мира. Собира

Идеология как ценностная форма общественного сознания и ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Понятие ценности, во-первых, определяется как значимые явления и процессы реальной действительности, материальные и духовные блага, которые соответствуют интересам людей. Во-вторых

Эпохи и взаимодействие ценностей разных видов производства
  Материальное производство (ценности и антиценности) Производство предметов жизнеобеспечения человека, ценностей быта Духовное производство (

Идеология и политика. Политическая идеология: понятие, носители, функции, формы институциализации, уровни функционирования
Рассматривая такой сложный социальный феномен, как идеология, видим, что она теснейшим образом связана с политикой. По образному выражению, политика немыслима без «одухотворяющего» ее идеологическо

Уровни функционирования идеологии
Идеология – это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунно

Уровни функционирования политической идеологии
             

Теоретико-концептуальный
формулировка основных положений, раскрывающих идеалы и ценности определенной социальной группы (класса, нации, государства)  

ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
Утопия (гр. и — нет, topos — место; т. е. место, которо­го нет; по другой версии, от eu — благо, topos — мес­то; т. е. благословенная страна) — понятие, обознача­ющее:

Основные категории
Концепция (лат.conceptio – понимание, система) –1)система взглядов, определений способ понимания, истолкования каких – либо явлений и процессов, руководящая идея для их освещения;

Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм (лат.conservare – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это:1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание м

Основные принципы социал-демократии
(Стокгольмская декларация Соинтерна, 1989)   Свобода Равенство Солидарность Каждый человек и

Демократический социализм, основные положения
Политическая демократия Экономическая демократия Наличие свободных выборов Представление гражданам действительного выбора между

Тема 4. Государственная идеология как социально - политический феномен
4.1. Теории государства и государственной деятельности 4.2. Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики 4.3. Государственная идеология Республики Беларус

Основные категории
Государство–политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю; основной орган власти, управляющий обществом и об

Теории государства и государственной деятельности
Государство как политико-культурное образование прошло в своем развитии различные этапы, приобрело многообразие форм и моделей. Многое еще не ясно в истории возникновения государства. В мировой нау

Теории социально-экономической детерминации государства
В основу теорий социально-экономической детерминации положен тезис о том, что социально-экономическое развитие, с одной стороны, тесно сопряжено с политической модернизацией, общественным ра

Теории «господства» партий
Одним из самых общих определений особенностей института политических партий могло бы быть следующее: это официально институционализированная и функционально специализированная организация, к

Теории властных ресурсов организованных интересов
Деятельность государства и характеристика его политико-экономических ресурсов объясняются следующими факторами: интересами социальных классов и групп; способностью к минимизации конфликтов; соот

Политико-институционные теории деятельности государства
Делают акцент на коллективных и индивидуальных усилиях политических субъектов. В рамках этой теории важными являются процессы волеизъявлени, принятия решений, выбора, институциональные рамки стр

Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики
Одним из ключевых вопросов экономической и социальной политики в острых дискуссиях с радикал-реформаторами, западными экономистами и политиками является проблема государства, оптимизация соотношени

Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления
Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформа

Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса
В странах мирового сообщества В Республике Беларусь 1. Необходимость разработки новой парадигмы устойчивого общественного развития, сохранения ок

Мировоззренческая основа национальной идеи Беларуси в контексте мирового цивилизационного процесса
Мировоззренческую основу национальной идеи составляют, прежде всего, базисные целевые ценности общества и личности, идеалы, смысложизненные приоритеты социально-экономического

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
5.1. Первые государственные образования и истоки идеологии государственности (IV–XII вв.). 5.2. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геоп

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  Возрождение (Ренессанс) (от франц. Renaissance) – эпоха в развитии итальянской, а затем и всей европейской культуры и искусства ХІV–ХVІ вв.

Политическая система и институты власти
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли главную роль не только в складывании современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных структур на территории современной Беларус

Полоцкое княжество
Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду, – «Держал, владел и княжил Полоцкую землю» – свидетель

Эволюция форм политической жизни
С XII в. в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. К примеру, активизировалось Вече – общее собрание горожан, на котором решались разнообразные вопросы: изгонять ил

Туровское княжество
Туровская земля образовалась в пределах расселения дреговичей – в бассейне реки Припять (Южной Беларуси). Туров впервые упоминается в 980 г[76]. Первые известия и события 988 г., когда были определ

Земли белорусского Понеманья
Достаточно крупные государственные образования с хорошим потенциалом развития складывались и в белорусском Понеманье вокруг городов Новогрудок и Гродно. Уже во второй половине XII в. вследствие тер

Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII–XVIII вв
  Благодаря наличию основ государственности в более древний период (X–XII вв.) славянские земли, в том числе и белорусские, в период нахождения их в составе Великого княжества Литовск

Концепция идеологии национальной государственности Ф. Скорины
Особое место в истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный «золотой век» белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что г

На пути к целостной системе
Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Николай Гусовский (около 1480–1533 гг.)[87]. Наиболее значительным его произведением была «Песнь о зубре» (1

Идея государственности в эпоху Просвещения
Во второй половине XVIII в. изменения социальной и духовной жизни Беларуси были связаны с таким явлением, как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное и общественное движение Нового времени, ко

Формирование общенационального движения
Возникновение любой самостоятельной национальной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – составная часть новейшего времени, формировавшаяся вместе с развитием кап

Идея национальной государственности в период восстания 1863–1864 гг.
Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности был К. Калиновский (1838–1864 гг.). Он организовал выпуск первой белорусской демократической газеты «Мужицкая прав

Слово и дело народников
Общественно-политические идеи, сформулированные К. Калиновским, были восприняты белорусским национальным движением на протяжении второй половины XIX–ХХ вв. Непосредственное отношение к борьбе за ос

Национальное движение и борьба за реализацию идеи белорусской государственности в годы Первой мировой войны
Война изменила геостратегическую ситуацию в Центральной и Восточной Европе. К осени 1915 г. после поражения царской армии часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками. В этой си

Историческое самоопределение Беларуси
С падением самодержавия в феврале 1917 г., а затем в период Октябрьской революции и годы гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического

Создание БССР
1 января 1919 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской госу

Эволюция белорусской советской государственности
Первая Конституция БССР.Первую Конституцию ССРБ принял 1-й Всебелорусский съезд Советов 3 февраля 1919 г. Она имела 32 статьи, определяла полномочия и функции органов государственной власти,

Декларация о государственном суверенитете БССР
Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления Советского Союза, стала последним конституционным актом Беларуси

Основные категории
Культура –исторически развивающаяся система специфических человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность

Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии
Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. М

Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа
Идеологический способ осознания и оценки действительности представляет собой своеобразную рационализацию чувств, побуждений, стремлений народа. Сами же чувства получают отчетливое воплощение в духо

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Законность –строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законотворческая техника государства –

Базовые Конституционно-правовые положения национально-государственной идеологии
Конституция Республики Беларусь закрепила идее, принципы и ценности унитарно демократического социального правового государства, основные параметры прав и свобод личноси, ориентированы на междунаро

Гуманизм как ценностная основа идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан
Сбалансированность интересов личности, общества и государства, аккумулирующих энергию, инициативу индивидов и социальных групп, консолидирующих общество и объединяющих на решение вставших перед

Республика Беларусь - унитарное правовое демократическое социальное государство: понятие, идеологический контекст
  Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Констит

Предпосылки формирования гражданского общества.
 

Влияние правовой идеологии на правосознание
Законодательство Республики Беларусь, как и право, непосредственно связано с категорией правосознания. Народ Республики Беларусь, будучи единственным источником государственной власти, не только уч

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
    ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, представлений, идей и чувств, выражающих отношение людей к законам и пра

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА БЕЛАРУСИ
Базовые конституционно-правовые основы национально-государственной идеологии включают символы государственного суверенитета – Государственный герб, флаг и гимн Республики Беларусь. Государ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Беларуси. Он представляет особый зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным ша

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные черты Государственного флага — красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса - имеют исторические и национальные корни. Государственный флаг Республики Беларусь предст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Одним из важнейших идеологических символов государства является национальный гимн. Государственный гимн Республики Беларусь - это музыкально-поэтическое произведение, которое может

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Национальный суверенитет –принцип, согласно которому нация – государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной террито

Общественное развитие: понятие, основные теории, национальные интересы и цели
Общая теория политического развития слагается из множества концепций, рассматривающих его с различных сторон и предлагающих свои схемы научного обсонования проблемы. Самые значимые из них следующие

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт отечественного развития
В советский период республика в основном прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х годов XX в. белорусское общество по всем критериям стало в полном смысле слова модернистски

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На современном историческом этапе для Беларуси стратегически выверенным может быть такой курс социаль­но-экономического развития, который имеет своей целью пе­реход к демократическому обществу пост

Основные задачи постиндустриальной модернизации
На нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач постиндустриальной модернизации могут быть отнесены: · формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, сп

Важнейшие внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь: – защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; – защита прав,

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
Основные принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1991 г. Принципы следующие: - дос

Основные категории
Механизм государственной идеологии –совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно – пра

Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
Носителем и субъектом формирования национально – государственной идеологии является белорусский народ. Как нами ранее отмечалось, в этом велика роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общес

Система функционирования механизма формирования и реализации государственной идеологии
Исключительно важным элементом механизма государственной идеологии являются институты и органы государства, обеспечивающие нормативно – правовое закрепление и приведение в действие общественно знач

Идеологическая работа в системе механизма функционаирования идеологии
Идейно-воспитательная работа различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению

Основные направления и принципы идеологической работы
следующие: – трудовое – формирование потребности и привычки трудиться, культуры трудовых отношений, заинтересованности в достижении полезного результата труда, трудолюбия, добросове

Принципы идеологической работы
– правдивость – принцип раскрытия истины, вытекающий из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оцениват

Основные структурные компоненты информационного обеспечения управления идеологическим процессом
· информационные процессы – сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации; · информационная система – организационно упорядоче

Функции по информационному обеспечению управления идеологическим процессом
· Аналитико – прогностическая – выработка идеологии информирования, ее стратегии и тактики, отражающих развитие событий и социальных явлений в их динамике. Она включа

Структура информационно-методического центра (ИМЦ).
Секция планирования и контроля осуществляет планирование учебы различных категорий идеологического актива, организует семинары по обучению их методике использования визу

Формы информационно-пропагандистской деятельности.
· «Единые дни информирования населения», тематика которых определяется главным идеологическим управлением Администрации Президента Республики Беларусь, постановлениями и рек

Тема 1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства.
Особенности современного этапа развития белорусского общества как причина, обуславливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Б

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение.
Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятие «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм

Тема 3. Основные идеологии современности
Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Третье сословие – изначальный носитель либ

Тема 4. Государственная идеология как социально-политический феномен
Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выраж

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
Понятие государственности. Представления народа о своей государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Теоретико-концептуальная интерпретация государственности народа. К

Тема 6. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа
Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народ

Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.
Идеология государства и национальная система права. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально—государственной идеологии. За

Тема 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации. Основные теории общественного развития. Доиндустриальное, индустриальное (модернистское) и постиндустриальное (информацио

Тема 9. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.
Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объедин

Цели и задачи курса
1. Цель преподавания дисциплины: · усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного учас

Структура курса
№ раздела и темы Наименование раздела и темы Количество учебных часов общее кол-во учебных часов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги