рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа

Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа - раздел Образование, Гребень, В.А Идеологический Способ Осознания И Оценки Действительности Представляет Собой ...

Идеологический способ осознания и оценки действительности представляет собой своеобразную рационализацию чувств, побуждений, стремлений народа. Сами же чувства получают отчетливое воплощение в духовной культуре, создаваемой народом, в сформированных ею идеях, образцах поведения, традициях, передаваемых от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Глубинные основы идеологии, воспринятой и востребованной тем или иным народом, коренятся в социокультурных истоках его духовной жизни.

Беларусь всегда была границей между Востоком и Западом и являлась полем борьбы двух направлений культуры — западного и восточного. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приобретает осмысление соотношения западной и восточной культур и цивилизаций, а также место Беларуси в диалоге этих культур. Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.

Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских культур и первых образцов теоретической науки, а затем — сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного «по образу и подобию Бога» и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения явился одним из истоков ценности техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития, капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления правового государства и гражданского общества.

Философы и социологи рассматривают мировоззренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывают их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протестантизма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного типа общества. Результатом этого синтеза, по М. Веберу, явились следующие основные ценности западной культуры: динамизм; ориентация на новизну; утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; индивидуализм, установка на автономность личности; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.

Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта, национальными государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность, виды деятельности, их средства и цели столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизировались стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, интуитивно-мистическое слияние с бытием, холодному расчету, калькулированности — теплота человеческих отношений и самопожертвование, индивидуализму — братская взаимопомощь и коллективизм, материальному производству и потребительству — аскетическая умеренность, основанная на приоритете духовных ценностей.

Отечественная культура — особый тип духовности — сформировалась из мозаичного богатства совмещения религиозных идей и светской жизни. На формирование особенного типа культуры белорусского народа оказывали влияние не только духовные и геополитические факторы, но и многие другие. Среди них отметим следующие:

характер христианизации белорусских земель (не насильственный, как в Киевской Руси, а постепенный и добровольный переход в христианство);

через небольшой исторический отрезок рядом с византийским (православным) вариантом христианства в Беларуси появился западный вариант христианства (католицизм);

для Беларуси было характерно продолжительное (до XX в.) мирное сосуществование христианства с языческим мировоззрением и культурой.

В культурно-историческом развитии Беларуси можно выделить основные периоды. Первый — средневековый — охватывает длительный отрезок времени с IX по XVI вв. Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа, его чувств, верований, обрядов, традиций начали формироваться фактически с первых шагов возникновения и развития на территории нынешней Беларуси этнических общностей дреговичей, кривичей, радимичей. Они в IX—X вв. представляли собой своеобразные пранароды, положившие позднее начало формированию белорусского этноса, белорусского языка, белорусской культуры.

Формирование основ духовной культуры Беларуси происходило во времена Полоцкого и Туровского княжеств (XII—XIII вв.). Именно в этот период сформировалась своеобразная старобелорусская культура, которая утверждала и распространяла идеи христианского гуманизма. Его ядро составляли принцип духовно-нравственной самоценности человека и идея добра. Эти принципы и идеи пронизывали творчество знаменитых представителей и выразителей культурно-просветительского движения XII в. Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая основала несколько монастырей, книжный скрипторий (мастерскую, в которой переписывались книги) в Полоцке, поддерживала местные школы и фресковое искусство. С ее именем связано появление религиозной живописи на белорусской земле. По просьбе Евфросиньи Полоцкой из Константинополя (Византия) была прислана икона Божьей Матери Эфесской. Уже в 50-е гг. XI в. в Полоцке возводится Софийский собор, который стал символом христианства и государственности. В XII в. возникает полоцкая архитектурная школа с характерным художественным приемом в храмовых постройках — двухцветной гаммой стен. Славу белорусскому зодчеству принесли такие храмы, как Спасо-Преображенская церковь в Полоцке, Коложская церковь в Гродно, храм Благовещения в Витебске и храм в Турове. Все древние храмы были украшены фресковой росписью и иконами. Рядом с именем великой святой Евфросиньи Полоцкой стоит еще одно имя — Кирилла Туровского, которого еще при жизни прозвали «Златоустом». Широкую известность и славу ему принесла литературная деятельность — поучения, притчи, молитвы, каноны. Монах, а затем епископ Турова примером своей жизни и служения прославил землю, на которой жил.

Во времена Великого княжества Литовского (ВКЛ) идет активное завершение процесса формирования белорусской национальной культуры и, прежде всего ее важнейшего компонента — языка. В XIV в. белорусский язык становится государственным, а значит, не только языком межэтнического общения, но и языком юридических документов, языком высокохудожественных литературных произведений.

Географическое положение ВКЛ, высокий уровень белорусской культуры обусловили довольно раннее проникновение на ее территорию идей Возрождения и Реформации. Эти идеи в первую очередь привозила белорусская молодежь, которая училась в университетах Кракова, Падуи, Кенигсберга, Лейпцига, Праги. В духовной ситуации, которая сложилась в ВКЛ в XVI в., просматривается современная европейская доктрина неприкосновенности прав личности, свободы совести, а также доктрина правового государства. Прямым доказательством этого является существование юридического документа — Статута ВКЛ. Сформировался феномен, которому вряд ли можно найти аналог в европейском мире того времени. Имеется в виду феномен толерантности. Средневековая Беларусь являла собой пример социального, политического, языкового, этнического компромиссов. Белорусская история не знала ни одной войны или серьезных социальных конфликтов на религиозной почве. Когда в средневековой Европе полыхали войны, Беларусь демонстрировала всему европейскому миру религиозную и национальную терпимость и согласие.

Второй период социокультурного развития белорусского народа связан с возникновением и интенсивным функционированием ренессансных тенденций, рожденных общеевропейским процессом Возрождения в конце XV—XVI вв. Характерными для этого периода становятся расцвет ренессансной культуры, возникновение кириллического книгопечатания, распространение реформаторских идей и движений, проникновение в культуру светских, гуманистических и просветительских настроений и представлений. Важную роль в подъеме белорусской и всей восточнославянской культуры сыграло книгопечатание, основанное великим белорусским просветителем, гуманистом и философом Ф. Скориной (ок. 1490 — ок. 1551). Он не только перевел на тогдашний белорусский язык 23 книги Ветхого Завета, но и своеобразно осмыслил и прокомментировал их, сделал более доступными и понятными для всех слоев белорусского народа. Осуществленные Ф. Скориной издания проповедовали гуманистические идеи, жизненную активность человека на пользу общества, высоконравственные принципы повседневной жизни, необходимость верховенства законов, религиозную и политическую толерантность. Ф. Скорина первым в Восточной Европе пришел к пониманию своего народа как целостной общности, объединенной своим происхождением, исторической судьбой, языком, культурой, христианскими традициями и законами. Последовательными продолжателями скорининской культурно-просветительской деятельности были С. Будный (ок. 1530—1593) и В. Тяпинский (ок. 1599). Они активно содействовали развитию письменности и книгопечатания на белорусском языке, школьного образования, призывали к активной поддержке белорусской культуры, языка, обычаев и традиций, нравственного совершенствования людей.

Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания заявляет о себе и светская ренессансная литература, основателем которой был Н. Гусовский — автор знаменитой поэмы «Песня о зубре». Это высокохудожественное произведение является вдохновенной песней-гимном родной земле, народу, его обычаям и истории, прошлому и будущему.

В XVII в. значительно расширились культурные связи Беларуси с Россией. Важную роль в этом сыграла многогранная деятельность С. Полоцкого (1629—1680). Он явился одним из основателей белорусской и русской панегирической и аллегорической поэзии. В своих стихотворных произведениях он воспевал красоту родной Полотчины, прославлял высокое назначение человека, выступал за расширение светского и религиозного просвещения народа.

Эпоха Возрождения и Реформации стала в белорусской культуре эпохой синтеза восточных и западных художественных традиций. Это хорошо отражено в памятниках архитектуры и религиозных произведениях XVI в. В Беларуси появились церкви-крепости, которые одновременно являлись оборонительными сооружениями и культовыми строениями.

Эпоха барокко (XVII-XVIII вв.), как никакая другая, выявляет посредническую роль белорусской культуры в контактах между Востоком и Западом. Через Беларусь на Восток распространялись многие культурные традиции и художественные стили. Так произошло и с художественным стилем барокко, центром возникновения которого была Италия. В 1584 г. в Несвиже итальянский зодчий Джованни Мария Бернардони строит иезуитский костел. Культовая постройка несвижских иезуитов была вторым в мире храмом, построенным в стиле барокко по проекту Бернардони. К наиболее значительным памятникам белорусской архитектуры барокко принадлежит униатская церковь в д. Баруны Ошмянского района, костел Святого Андрея в г. Слониме. Более того, в нашей стране была создана своеобразная архитектурно-художественная система, которая получила название «виленское барокко».

Во второй половине XVIII в. Беларусь вступила в своеобразный третий период культурного развития. Под влиянием Великой Французской революции, европейских национально-освободительных движений, вызревания демократической социокультурной среды основой культурного развития белорусского народа в этот период становится культ разума, приоритет образования и науки. Культура приобретает преимущественно светский характер. Идеи знаменитых европейских мыслителей Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтера, М. Ломоносова, перенесенные на белорусскую народную почву и конкретизированные применительно к особенностям социокультурного своеобразия белорусов, свойственных им обычаев, традиций, менталитета, привели к становлению и последующему углублению понимания исторической потребности самостоятельного общественно-политического и духовного развития белорусского народа.

Следующий этап социокультурного развития белорусского народа (вторая половина XIX — начало XX в.) приводит к вызреванию и формированию белорусской национальной идеи. Исходные элементы этой идеи как осознание своей национальной сущности и исторического предназначения своего народа четко обозначены в творчестве В. Дунина-Марцинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, Я. Купалы и Я. Коласа, М. Богдановича, И. Абдираловича.

Ф. Богушевич первым возвестил существование самостоятельного белорусского этноса, выявил самобытность белорусского языка и его равноправие с другими языками, содействовал своим творчеством становлению национального самосознания белорусского народа.

Подлинной энциклопедией жизни белорусского народа, его культуры стало творчество великого национального поэта Я. Купалы. Идея становления белорусского национального самосознания, открывающего народу путь к самостоятельному общественно-политическому и социокультурному развитию, прославление свободного человека, активно и самоотверженно использующего всю свою энергию во имя процветания родной Беларуси, — главные темы произведений Я. Купалы.

В творчестве другого народного поэта Беларуси, создателя национального поэтического эпоса Я. Коласа, также утверждается необходимость духовного возрождения белорусской нации, отображается своеобразие национальных путей развития Беларуси, которая находится на пересечении разных культур, религиозных конфессий, геополитических стремлений.

Белорусская национальная идея опоэтизирована в творчестве М. Богдановича. В его произведениях поставлена проблема национального возрождения, понимаемая как развитие и обогащение извечных духовных ценностей белорусского народа в общем потоке славянской и мировой культуры, что невозможно без национального самоутверждения белорусов. Важнейшую созидательную роль в этом процессе, по убеждению М. Богдановича, играет белорусский язык. Поэтому он активно выступал за сохранение и обогащение этой основы жизни народа и его культуры.

Приоритетную роль в национальном возрождении, развитии белорусской культуры в понимании М. Богдановича играет народная интеллигенция, являющаяся основой белорусского национального движения. «...Она же окончательно закрепила и демократический облик его идеологии» [4, с. 124]. Одним из важнейших признаков этой идеологии является толерантность, уважительное отношение к другим нациям и их культурам. «Защищая интересы своего народа и кладя в основу этой деятельности наличность самостоятельной белорусской национальности и белорусской культуры, белорусская интеллигенция никогда не впадала в шовинизм, — подчеркивал М. Богданович, — не стремилась к умалению прав соседних национальностей на всю полноту самостоятельного культурного развития» [4, с. 124, 125].

Специфические белорусские ответы на извечные вопросы человеческого существования в социальных пространствах общества и культуры ярко и выразительно сформулированы в оригинальном философско-эстетическом эссе И. Абдираловича (псевдоним писателя, поэта и публициста И. Канчевского (1896-1923) «Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага сьветапогляду». В этом произведении четко сформулирована жизненная потребность белорусского народа «определить свой идеал», проявить «свою способность собственными шагами идти к творчеству собственных форм жизни», создавать свою собственную «культурно-определенную жизнь на прочной основе собственных белорусских корней» и «независимости своего духа» [1, с. 8-11]. В качестве духовной основы сложнейшей и обязательнейшей для народа

созидательной деятельности, направленной на развитие собственной национальной культуры, на национальное самоопределение белорусского народа, считал И. Абдиралович, необходимо «создавать нечто свое, родное, близкое, органичное» [1, с. 331].

Главным в белорусском национальном возрождении И. Абдиралович считал государственную независимость, основные условия достижения которой он видел «у знiшчэннi прымусу, у аб'яднаннi усяго грамадзянства для задавальнення яго патрэб у такiя грамады, якiя падобны да сучасных кааператывау. Кожны павiнен быць вольны у cваiх жаданнях… адсутнасць прымусу павiнна пранiкнуць у весь грамадскi быт: палiтычны, эканамiчны, маральны бакi жыцця, бо толькi з гэтай умовай знойдзе свой выраз творчасць як асобы, так i сацыяльнага цэлага. У гэтым — наша надзея, у гэтым нагад на прадсвет i сапраудны жыццёвы кiрунак» [1, с. 41—42] .

На основе последовательно развиваемой концепции национального возрождения, социально-культурного и политического самоопределения белорусского народа И. Абдиралович обосновал сущность белорусской социально-экономической идеи, которую усматривал в выборе третьего (между капитализмом и социализмом) крестьянско-ремесленного пути свободных товариществ и народной кооперации, призванных способствовать духовно-нравственному возвышению человека, расцвету его национальной культуры, созданию и развитию самостоятельных государственных институтов.

Таким образом, к началу 20-х гг. XX в. в белорусской общественно-политической мысли, художественной литературе и публицистическом творчестве сформировались, получили глубокое и всестороннее осмысление и воплощение социокультурные основы идеологии самостоятельного и независимого белорусского государства. Белорусская культура сформировалась в специфический тип культуры в период средневековой истории и превратилась в особенный феномен в границах европейской цивилизации.

К феномену человеческой культуры самое непосредственное отношение имеет феномен ментальности. Это именно то, что придает каждой культуре неповторимость, уникальность и своеобразие. Современные западные культурологи определяют ментальность как относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков духа, которые создают картину мира и закрепляют единство культурной традиции. Ментальность выявляет привычки, коллективные эмоциональные шаблоны, навыки и схемы, в соответствии с которыми и через которые человек осмысливает окружающий его мир.

Основы белорусской ментальности были заложены еще во времена языческой истории. Специфическими особенностями белорусского самосознания, которые формировались веками интенсивной духовной деятельности народа, получили яркое образное воплощение в его культуре и сегодня действуют в образе жизни и деятельности наших сограждан, являются: законопослушность, бескорыстное служение Родине, толерантность, трудолюбие, рассуди­тельность, гостеприимство, добропорядочность, совестливость, самоотверженность, национальная самобытность. Составляя благодатную основу специфически белорусского менталитета, они через реальное воплощение в повседневной жизни людей чувств национального достоинства и национальной гордости служат побудительной силой консолидации современного белорусского общества.

Осознание принадлежности Беларуси, белорусского народа к широкой цивилизационной общности – европейской, которая по христианским корням органична, естественна для белорусского народа. Эта принадлежность Беларуси к европейской цивилизации является объективным фактом национальной исторической жизни и культуры, что в недавнем прошлом было затемнено односторонней ориентацией и зависимостью. Духовно-культурное становление Беларуси отмечено яркими свидетельствами глубокого восприятия гуманистического мировоззрения – идей Возрождения, философии и идеологии Просвещения, возникновением демократического освободительного движения, формированием идеологии национального возрождения и развития. Именно в культурном контексте европейской цивилизации, в основе которой лежат принципы христианского гуманизма, развивалась белорусская культура в древнейший период и в новое время. На протяжении веков были накоплены богатейшие национальные традиции, пронизанные созидательным пафосом, прославлением духовной сущности человека. Эти достижения и традиции основаны на идеях добра и справедливости, на уважении права и законности, на решительном неприятии деспотизма, принуждения и гнета, на уважении свободного человеческого разума. В национальном духовном наследии с особой силой и последовательностью выражен освободительный пафос идей равенства и независимости всех народов, их суверенных прав на собственное самоопределение и развитие. Вне освоения и трансформации этих идей и принципов вряд ли может существовать современная идеологическая доктрина. Именно традиции, раскрытие их содержания, могут дать и утвердить понимание собственного исторического пути белорусского народа, несводимого к судьбе и интересам других народов, что является коренным фактом национального самосознания вообще.

Раскрытие сущности культурно-цивилизационных корней белорусского народа, нации, общества и государства является прочной основой постижения и утверждения своей национальной духовно-культурной индивидуальности и суверенности, своих основ бытия, своей истории, своей культуры и языка, своего патриотического чувства, единственности своей Родины.

В идеологии, как нами уже отмечалось, особое место занимают ценности. Именно они связывают между собой интересы людей (групп, классов, этносов) и идеи, в которых эти интересы выражаются в качестве программ достижения целей. Только благодаря такой связи идеология обретает системный характер и становится работающей, продуктивной.

Ценности являются продуктом культуры и совместной жизни людей, они возникают стихийно в процессе отбора наиболее устойчивых и перспективных форм жизни. Ценности закрепляются в нормах, традициях, ритуалах и символах. Для афористического выражения ценностей широко используются пословицы, поговорки, девизы и т.д. В идеологии ценности, помимо связи интересов и идей, выполняют функции объединения и идентификации, оценивая и признания, ориентации в мире и смыслообразования. Особое значение имеет ценностная идеологическая мотивация.

Нет сомнения, что сверхзадачей новой современной идеологии белорусского государства также является формирование высокой идеологической мотивации всех видов социальной активности: труда, учебы, творчества, предпринимательства и др.

В идеологии отражаются представления о наилучшем устройстве общества и государства, о справедливости общественной жизни и достоинстве человека. В этом и сила, и слабость идеологии как духовного явления. Сила – потому что благодаря опережению действительности в идеальных формах она задает перспективу развития, а значит, и критерии оценки тех преобразований, которые осуществляются в обществе.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гребень, В.А

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ... В а гРЕБЕНЬ... ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гребень, В.А.
Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс. / В.А. Гребень; Минмкий институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - с. ISBN  

Основные категории
Идеология – это система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группЫ., общества в целом), на основе которых разраба

Понятие идеологии. Основные определения
  В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась фило

Сущность идеологии
Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств,

Структура идеологии
В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры

Закономерности развития идеологии
Идеологии, как и иным формам сознания, присущи определенные внутренние закономерности своего развития. Основными из них выступают следующие: · выстраивание концепта идеологических доктрин

Методологический инструментарий идеологии
Современные исследователи отмечают, что ни один вид мышления не может сегодня реально претендовать на общезначимую истину. Эти теоритические основания следует подчеркнуть, учитывая, что традиционна

Междисциплинарная матрица идеологии
Под междисциплинарной матрицей идеологии подразумевается вся совокупность родственных ей дисциплин, их взаимосвязь, а также оказываемое друг на друга влияние и интеграция. Идеология в содр

Идеология и естественнонаучные дисциплины
Ваимодействие идеологии с естественными науками очевидно. Из последних идеология нередко заимствует понятия, которые помогают ей осмыслить социальную реальность. Такой подход можно проиллюстрироват

Идеология в системе социально-гуманитарных дисциплин
Все социальные науки, такие как политология, социология, экономика, антропология, религиоведение, культурология, этика, эстетика и другие, также изучают человеческие взаимоотношения. Именно в этом

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение
2.1. Идеология: генезис понятия и его современные интерпретации. 2.2. Идеология и мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл. 2.3. Идеология как ценностная форма обществ

ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Возникновение исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума»[5]. Известный исследователь идеологии немецкий философ и социол

Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей
Таким образом, нами рассмотрен широкий круг аспектов, касающихся происхождения, сущности, содержания и функций идеологии в процессе исторического развития. Завершая тему, отметим один из переломных

Исследования понятия идеологии в советский и постсоветский период
Исследование понятия и феномена идеологии проводились учеными бывшего СССР. В Советском Союзе существовала развернутая институционализированная система идеологической работы. Она имела и свою объек

Определение понятия идеологии в отечественной научной литературе
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и

Идеология и Мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл
Что такое мировоззрение?Каждый из нас придерживается своего мировоззрения – особой интеллектуальной и эмоциональной системы отсчета, определяющей восприятие личностью всего окружающего мира. Собира

Идеология как ценностная форма общественного сознания и ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Понятие ценности, во-первых, определяется как значимые явления и процессы реальной действительности, материальные и духовные блага, которые соответствуют интересам людей. Во-вторых

Эпохи и взаимодействие ценностей разных видов производства
  Материальное производство (ценности и антиценности) Производство предметов жизнеобеспечения человека, ценностей быта Духовное производство (

Идеология и политика. Политическая идеология: понятие, носители, функции, формы институциализации, уровни функционирования
Рассматривая такой сложный социальный феномен, как идеология, видим, что она теснейшим образом связана с политикой. По образному выражению, политика немыслима без «одухотворяющего» ее идеологическо

Уровни функционирования идеологии
Идеология – это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунно

Уровни функционирования политической идеологии
             

Теоретико-концептуальный
формулировка основных положений, раскрывающих идеалы и ценности определенной социальной группы (класса, нации, государства)  

ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
Утопия (гр. и — нет, topos — место; т. е. место, которо­го нет; по другой версии, от eu — благо, topos — мес­то; т. е. благословенная страна) — понятие, обознача­ющее:

Основные категории
Концепция (лат.conceptio – понимание, система) –1)система взглядов, определений способ понимания, истолкования каких – либо явлений и процессов, руководящая идея для их освещения;

Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм (лат.conservare – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это:1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание м

Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация
Социализм(лат.locialis – общественный)– 1) оформлявшаяся в XIXв. политическая идеология такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или нац

Основные принципы социал-демократии
(Стокгольмская декларация Соинтерна, 1989)   Свобода Равенство Солидарность Каждый человек и

Демократический социализм, основные положения
Политическая демократия Экономическая демократия Наличие свободных выборов Представление гражданам действительного выбора между

Тема 4. Государственная идеология как социально - политический феномен
4.1. Теории государства и государственной деятельности 4.2. Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики 4.3. Государственная идеология Республики Беларус

Основные категории
Государство–политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю; основной орган власти, управляющий обществом и об

Теории государства и государственной деятельности
Государство как политико-культурное образование прошло в своем развитии различные этапы, приобрело многообразие форм и моделей. Многое еще не ясно в истории возникновения государства. В мировой нау

Теории социально-экономической детерминации государства
В основу теорий социально-экономической детерминации положен тезис о том, что социально-экономическое развитие, с одной стороны, тесно сопряжено с политической модернизацией, общественным ра

Теории «господства» партий
Одним из самых общих определений особенностей института политических партий могло бы быть следующее: это официально институционализированная и функционально специализированная организация, к

Теории властных ресурсов организованных интересов
Деятельность государства и характеристика его политико-экономических ресурсов объясняются следующими факторами: интересами социальных классов и групп; способностью к минимизации конфликтов; соот

Политико-институционные теории деятельности государства
Делают акцент на коллективных и индивидуальных усилиях политических субъектов. В рамках этой теории важными являются процессы волеизъявлени, принятия решений, выбора, институциональные рамки стр

Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики
Одним из ключевых вопросов экономической и социальной политики в острых дискуссиях с радикал-реформаторами, западными экономистами и политиками является проблема государства, оптимизация соотношени

Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления
Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформа

Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса
В странах мирового сообщества В Республике Беларусь 1. Необходимость разработки новой парадигмы устойчивого общественного развития, сохранения ок

Мировоззренческая основа национальной идеи Беларуси в контексте мирового цивилизационного процесса
Мировоззренческую основу национальной идеи составляют, прежде всего, базисные целевые ценности общества и личности, идеалы, смысложизненные приоритеты социально-экономического

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
5.1. Первые государственные образования и истоки идеологии государственности (IV–XII вв.). 5.2. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геоп

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  Возрождение (Ренессанс) (от франц. Renaissance) – эпоха в развитии итальянской, а затем и всей европейской культуры и искусства ХІV–ХVІ вв.

Политическая система и институты власти
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли главную роль не только в складывании современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных структур на территории современной Беларус

Полоцкое княжество
Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду, – «Держал, владел и княжил Полоцкую землю» – свидетель

Эволюция форм политической жизни
С XII в. в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. К примеру, активизировалось Вече – общее собрание горожан, на котором решались разнообразные вопросы: изгонять ил

Туровское княжество
Туровская земля образовалась в пределах расселения дреговичей – в бассейне реки Припять (Южной Беларуси). Туров впервые упоминается в 980 г[76]. Первые известия и события 988 г., когда были определ

Земли белорусского Понеманья
Достаточно крупные государственные образования с хорошим потенциалом развития складывались и в белорусском Понеманье вокруг городов Новогрудок и Гродно. Уже во второй половине XII в. вследствие тер

Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII–XVIII вв
  Благодаря наличию основ государственности в более древний период (X–XII вв.) славянские земли, в том числе и белорусские, в период нахождения их в составе Великого княжества Литовск

Концепция идеологии национальной государственности Ф. Скорины
Особое место в истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный «золотой век» белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что г

На пути к целостной системе
Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Николай Гусовский (около 1480–1533 гг.)[87]. Наиболее значительным его произведением была «Песнь о зубре» (1

Идея государственности в эпоху Просвещения
Во второй половине XVIII в. изменения социальной и духовной жизни Беларуси были связаны с таким явлением, как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное и общественное движение Нового времени, ко

Формирование общенационального движения
Возникновение любой самостоятельной национальной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – составная часть новейшего времени, формировавшаяся вместе с развитием кап

Идея национальной государственности в период восстания 1863–1864 гг.
Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности был К. Калиновский (1838–1864 гг.). Он организовал выпуск первой белорусской демократической газеты «Мужицкая прав

Слово и дело народников
Общественно-политические идеи, сформулированные К. Калиновским, были восприняты белорусским национальным движением на протяжении второй половины XIX–ХХ вв. Непосредственное отношение к борьбе за ос

Национальное движение и борьба за реализацию идеи белорусской государственности в годы Первой мировой войны
Война изменила геостратегическую ситуацию в Центральной и Восточной Европе. К осени 1915 г. после поражения царской армии часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками. В этой си

Историческое самоопределение Беларуси
С падением самодержавия в феврале 1917 г., а затем в период Октябрьской революции и годы гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического

Создание БССР
1 января 1919 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской госу

Эволюция белорусской советской государственности
Первая Конституция БССР.Первую Конституцию ССРБ принял 1-й Всебелорусский съезд Советов 3 февраля 1919 г. Она имела 32 статьи, определяла полномочия и функции органов государственной власти,

Декларация о государственном суверенитете БССР
Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления Советского Союза, стала последним конституционным актом Беларуси

Основные категории
Культура –исторически развивающаяся система специфических человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность

Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии
Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. М

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Законность –строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законотворческая техника государства –

Базовые Конституционно-правовые положения национально-государственной идеологии
Конституция Республики Беларусь закрепила идее, принципы и ценности унитарно демократического социального правового государства, основные параметры прав и свобод личноси, ориентированы на междунаро

Гуманизм как ценностная основа идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан
Сбалансированность интересов личности, общества и государства, аккумулирующих энергию, инициативу индивидов и социальных групп, консолидирующих общество и объединяющих на решение вставших перед

Республика Беларусь - унитарное правовое демократическое социальное государство: понятие, идеологический контекст
  Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Констит

Предпосылки формирования гражданского общества.
 

Влияние правовой идеологии на правосознание
Законодательство Республики Беларусь, как и право, непосредственно связано с категорией правосознания. Народ Республики Беларусь, будучи единственным источником государственной власти, не только уч

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
    ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, представлений, идей и чувств, выражающих отношение людей к законам и пра

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА БЕЛАРУСИ
Базовые конституционно-правовые основы национально-государственной идеологии включают символы государственного суверенитета – Государственный герб, флаг и гимн Республики Беларусь. Государ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Беларуси. Он представляет особый зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным ша

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные черты Государственного флага — красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса - имеют исторические и национальные корни. Государственный флаг Республики Беларусь предст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Одним из важнейших идеологических символов государства является национальный гимн. Государственный гимн Республики Беларусь - это музыкально-поэтическое произведение, которое может

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Национальный суверенитет –принцип, согласно которому нация – государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной террито

Общественное развитие: понятие, основные теории, национальные интересы и цели
Общая теория политического развития слагается из множества концепций, рассматривающих его с различных сторон и предлагающих свои схемы научного обсонования проблемы. Самые значимые из них следующие

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт отечественного развития
В советский период республика в основном прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х годов XX в. белорусское общество по всем критериям стало в полном смысле слова модернистски

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На современном историческом этапе для Беларуси стратегически выверенным может быть такой курс социаль­но-экономического развития, который имеет своей целью пе­реход к демократическому обществу пост

Основные задачи постиндустриальной модернизации
На нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач постиндустриальной модернизации могут быть отнесены: · формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, сп

Важнейшие внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь: – защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; – защита прав,

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
Основные принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1991 г. Принципы следующие: - дос

Основные категории
Механизм государственной идеологии –совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно – пра

Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
Носителем и субъектом формирования национально – государственной идеологии является белорусский народ. Как нами ранее отмечалось, в этом велика роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общес

Система функционирования механизма формирования и реализации государственной идеологии
Исключительно важным элементом механизма государственной идеологии являются институты и органы государства, обеспечивающие нормативно – правовое закрепление и приведение в действие общественно знач

Идеологическая работа в системе механизма функционаирования идеологии
Идейно-воспитательная работа различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению

Основные направления и принципы идеологической работы
следующие: – трудовое – формирование потребности и привычки трудиться, культуры трудовых отношений, заинтересованности в достижении полезного результата труда, трудолюбия, добросове

Принципы идеологической работы
– правдивость – принцип раскрытия истины, вытекающий из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оцениват

Основные структурные компоненты информационного обеспечения управления идеологическим процессом
· информационные процессы – сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации; · информационная система – организационно упорядоче

Функции по информационному обеспечению управления идеологическим процессом
· Аналитико – прогностическая – выработка идеологии информирования, ее стратегии и тактики, отражающих развитие событий и социальных явлений в их динамике. Она включа

Структура информационно-методического центра (ИМЦ).
Секция планирования и контроля осуществляет планирование учебы различных категорий идеологического актива, организует семинары по обучению их методике использования визу

Формы информационно-пропагандистской деятельности.
· «Единые дни информирования населения», тематика которых определяется главным идеологическим управлением Администрации Президента Республики Беларусь, постановлениями и рек

Тема 1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства.
Особенности современного этапа развития белорусского общества как причина, обуславливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Б

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение.
Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятие «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм

Тема 3. Основные идеологии современности
Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Третье сословие – изначальный носитель либ

Тема 4. Государственная идеология как социально-политический феномен
Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выраж

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
Понятие государственности. Представления народа о своей государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Теоретико-концептуальная интерпретация государственности народа. К

Тема 6. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа
Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народ

Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.
Идеология государства и национальная система права. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально—государственной идеологии. За

Тема 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации. Основные теории общественного развития. Доиндустриальное, индустриальное (модернистское) и постиндустриальное (информацио

Тема 9. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.
Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объедин

Цели и задачи курса
1. Цель преподавания дисциплины: · усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного учас

Структура курса
№ раздела и темы Наименование раздела и темы Количество учебных часов общее кол-во учебных часов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги