рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей

Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей - раздел Образование, Гребень, В.А Таким Образом, Нами Рассмотрен Широкий Круг Аспектов, Касающихся Происхождени...

Таким образом, нами рассмотрен широкий круг аспектов, касающихся происхождения, сущности, содержания и функций идеологии в процессе исторического развития. Завершая тему, отметим один из переломных моментов истории зарубежной социальной мысли, связанной с определением понятия и функций идеологии в обществе социологом ХХ в. Н. Луманом. В рамках своей знаменитой теории «самореферентных», «аутопоэтических» (т. е. самоорганизующихся и самоуправляющихся) социальных систем Н. Луман по-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе. Она выступает, по существу, как селекционный механизм познания социальной действительности, определяющей выбор путей и целей общественного развития.Однако изменяемыми оказываются не только действия, но и сама идеология. То, что «идеология ощущается как приемлемая, а ее критика – как деструктивная», определяется тем, что до этого времени идеологии измерялись критически и когнитивно на основании традиционных идей истины, но не видели ее (идеологии – Авт.) значимости»[21].

В этом смысле теоретики идеологии подобны скульптору, который отсекает от глины или камня все лишнее и создает скульптуру, просеивая заранее неприемлемые из-за ценностного неприятия варианты решения проблем, которые могут привести к нежелательным последствиям. В этой «селекции» решений, касающихся общества, группы, индивида на основе их стабильных, хотя и меняющихся под влиянием времени ценностных систем, и состоит главное предназначение идеологии. Она способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их «редукцию комплексности» или понимание, хотя эту функцию, т. е. функцию познания, призвана выполнять и наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но дополняют друг друга: наука – путем поиска истины, а идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, потребностью людей в целостной, не противоречивой, ясной и простой ориентации в социально-политической жизни, чего наука дать не может. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества и государства.

Широкое распространение в современной западной социологии и политологии получила точка зрения, согласно которой идеологии образуют определенный подкласс в рамках совокупности политических доктрин. В таком понимании «идеология – это обещание спасения и доктрина борьбы; считающееся непогрешимым и неоспоримым, обещание спасения в этом мире, спасения, которое предстоит обрести в текущей истории»[22]. Автор данного определения французский политолог Ф. Бенетон – анализирует динамику развития идеологии на основе исследования особенностей и логики развертывания Великой Французской и Великой Октябрьской революций и приходит к выводу, согласно которому в основе массовых революционных действий лежит вполне определенный идеологический проект.

В поздне- и постсоветской социальной действительности у вышеназванных идеологических концепций нашлись сторонники и последователи, прежде всего, в среде прозападно ориентированных политиков. Э. Шеварнадзе, в частности, утверждал, что идеология, рожденная посттоталитарным режимом, искажает саму себя, других людей и весь мир вокруг нас; это именно то, что «еще лежит тяжелым бременем на плечах нашего народа»[23]. В отличие от него американский философ японского происхождения Ф. Фукуяма утверждает, что «завершение идеологической эволюции человечества» происходит вследствие утраты марксистско-ленинской идеологией движущей роли во внешней политике России и Китая и проистекающего из этого прекращения идеологической конфронтации между Востоком и Западом. В результате на нашей планете создается «деидеологизированный мир»[24], в котором «борьба за признание готовности рисковать жизнью ради чисто абстрактной идеи, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, отойдут на задворки, в периферийные зоны мира, а вместо этого утвердятся «экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя».

И все же наряду с концепциями «деидеологизации» периодически возникали и возникают и распространяются призывы к «реидеологизации» общества, т. е. к восстановлению идеологии в ее правах. Характерно, что даже некоторые авторы из тех, кто выступал в качестве инициаторов деидеологического движения, например Д. Белл, С. Липсет и другие, позднее стали пропагандировать необходимость «реидеологизации».

Возникает вопрос: почему же интенсивные призывы «деидеологизации» «рано или поздно сменяются не менее активными конструированиями «реиделогизации»? Не потому, разумеется, что кому-то хочется подчинить развитие культуры, науки, политики и даже экономики неким идеологическим принципам. Но прежде всего потому, что ни одна из этих сфер общественной жизни не может функционировать и развиваться в так называемом «чистом», деидеологизированном виде, освобожденном от влияния групповых, классовых интересов, целей, идей, составляющих содержание идеологии. Любое общество всегда нуждается в некоей объединяющей, скрепляющей его идее, ориентирующей его на определенные цели и ценности. Сегодня как никогда звучат пророческие слова Ф. Достоевского о великом предназначении скрепляющей идеи. «Скрепляющая идея, – говорил он устами своего героя, – совсем пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из России... Это – самый насущный вопрос, который только есть»[25].

Насущная значимость объединяющих и скрепляющих общество идей, составляющих живую, развивающуюся ткань идеологии, в том и состоит, что идеология чаще всего не выступает в качестве оторванных от жизни постулатов, не является самодовлеющей величиной, а реально функционирует как определенная и весьма существенная сторона различных видов человеческой деятельности.

И как бы ни были активны в своих теоретических изысканиях «деидеологизаторы» или «реидеологизаторы», идеологические компоненты всегда были и будут присутствовать в жизни государства и общества. Это подтверждает опыт Советского Союза, стран Запада (Швеция, Германия и др.) и Востока (Япония). Он показывает, что мировоззренческие системы и идеологические установки не только функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством. Это объясняется очень просто: любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности.

Таким образом, рассмотренный выше генезис понятия «идеология» может быть сведен в следующую таблицу (табл. 1.1):


Таблица 1.1

Генезис понятия «идеология»

Основные этапы, авторы Характеристики происхождения, сущности, Содержания и функций идеологии
Древняя Греция Платон, Эпикур и другие Первые упоминания учения об идеях. Употреблялось слово ideologia («особое мнение», «частная беседа»). На базе греческих слов idea и logos в XVI–XVII в.в. появилось слово «идеология»
Новое время ХVI-ХVIII в.в. Френсис Бэкон (англ. философ, ХVI – нач. ХVII в.) Антуан Дестют де Траси (франц. просветитель, ХVIII в.) Создал целое учение об «идолах» или «призраках» разума – искаженных образцах действительности, превратно воспроизводящих ее черты. Из учения Ф. Бэкона закономерно вытекает важное заключение: идеологии могут быть как истинными, так ложными. В интересах общества иметь поменьше ложных идей и побольше истинных.   Впервые представил идеологию как «строгую науку, такую же точную, как естественные науки» (доклад «Проект идеологии», 1796 г.). Он определял идеологию как науку об идеях, их происхождении, законах развития и применимости. Идеи Дестют де Траси об отношении между физиологией и моралью, зависимости человеческого мышления, чувствования и воления от физического существования человека стали основой школы «идеологов»
ХIХ в. В целом, в течение всего ХIХ в. понятие «идеология» использовалось как обозначение для «учения об идеях», их возникновении, развитии и различных видах
К. Маркс и Ф. Энгельс Трактовка идеологии К. Маркса характеризуется двумя аспектами: 1) классовым подходом (классовым интересом); 2) социальной обусловленностью идей, в которых выражены экономические мотивации данного класса. В этом контексте была подвергнута ожесточенной критике идеология буржуазии, извращенно трактующая и оценивающая реальную социально-экономическую и политическую действительность. Поэтому собственную идейную систему К. Маркс отказался называть идеологией. Для него это была свободная от идеологических искажений наука
XX в.
В.И. Ленин Понятие «идеология» применительно к рабочему движению приобретает значение научности и объективности, поскольку интересы пролетариата совпадают с интересами прогрессивного развития общества. Соответственно идеология рассматривается как система представлений, выражающих коренные интересы прогрессивного класса
Немарксистские трактовки понятия «идеология»
А. Зайдель На основе психоанализа разработал первую немарксистскую концепцию идеологии. Отбросив связь идеологии с производительными силами и производственными отношениями, А. Зайдель приписывает ей не историческую, а психологическую гармонизацию. «Жизнь спасает человека еще раз тем, что она дает ему ложное сознание», т. е. идеология имеет для человека «жизненную необходимость»
К. Мангейм Рассматривал два типа идеологий (партикулярные и тотальные) и четыре идеально-типичные формы утопического сознания. Партикулярные идеологии – это совокупность представлений индивидов или отдельных человеческих сообществ об их реальном либо отвечающем их устремлениям общественном положении. Тотальные идеологии формируются (и далее поддерживаются) под воздействием уже сложившихся социально-исторических и культурных условий
Х. Плесснер Настаивал на естественности феномена идеологии человека
Неомарксистский подход к понятию идеологии
Э. Фромм (Германия) Расширил социально-психологическое понятие «идеология», включив его в собственный категориальный аппарат, трактуя идеологию преимущественно как «закрытую систему идей и ценностей суждений, которая абсолютизирует частичные истины посредством упрощения, поставляет тотальные объяснения мира и обосновывает их в качестве оправдания действий»
Послевоенная эпоха (1945–1970 гг.)
Х. Тилеке, Ж. Бехле Понятие идеологии стало нередко суммарным обозначением сходного с мировоззрением образования, имеющего подвижные границы с соседними понятиями, касающимися вида, значения и функций высказываемых идей. Довольно часто авторы ограничивались лишь дифференциацией различных идеологических подходов, не предлагая нового определения идеологии. Понятие идеологии ими понималось как позитивно (естественное отражение действительности в сознании людей), так и негативно: критиковалось и отвергалось
Позитивистский и неопозитивистский подходы
Т. Гайгер Т. Гайгер вывел формулу: «идеологическими являются те высказывания, которые облачают ценностные суждения, суждения об отношениях чувств (необъективное) в форму объективных высказываний, поэтому они являются не ложными, но и не «легитимными»
Х. Альберт, К. Поппер Х. Альберт (представитель критического рационализма) и К. Поппер заявили о трудностях, связанных с различением оценочных высказываний и высказываний о фактах. Под идеологией следует понимать противостоящую рациональной и критической мысли догматизацию и онтологизацию
Теории тоталитаризма
Г. Саломон Критика идеологии и стремления изъять ее из общественной жизни. Идеология, по мнению сторонников тоталитаризма и, в частности, Г. Саломона, является систематизированной формой самых различных предрассудков с тенденцией к максимализму на основе абстрактных принципов
Американская социологическая и политическая наука послевоенного времени
Т. Парсонс (положительное отношение к идеологии) По его мнению, идеология представляет собой систему убеждений (верований), проводимых членами общества, которые ориентированы на ценностную интеграцию общества. Идеология по своей природе призвана координировать социальную ситуацию, развитие и цели общества
Д. Белл, Р. Арон (отрицательное отношение к идеологии) Заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию деидеологизации, согласно которой уровень информированности общества растет и потребность в идеологии отпадает. Д. Белл разработал концепцию деидеологизации (получил Пулитцеровскую премию США). Р. Арон назвал одну из глав своей книги «Конец идеологии»
Реидеологизация (возрождение идеологии)
Тезис деидеологизации стал предметом жестокого спора и вскоре был опровергнут всем ходом общественного развития. Было логичным сочтено научным сообществом провозгласить о «конце идеологии»
О. Лемберг (Германия) «Идеология разгружает и стабилизирует человеческое поведение», дает ему «гибкость и широту вариаций и является для индивида медиумом и инструментом социализации»
Ж. Эллюль (Франция) «Только с помощью идеологии можно охватить нечто важное в действительности, разнообразие ее информации»
Т. Новотны (Австрия) «В последние годы слишком преждевременно заговорили о конце идеологии… Эти предсказания оказались ошибочными. Нельзя желать оформить общество, проводить политику без представления о том, в каком направлении мы хотим это сделать. Необходима картина достойного, идеального общества. Идеология является необходимой составной частью политики для будущего»
Функциональный подход (конец XX в.)
Н. Луман По-новому определил понятие идеологии, ее значение и функции в обществе в рамках своей знаменитой теории самоорганизующихся и самоуправляющихся систем. Идеология способствует более быстрому и адекватному решению проблем, обеспечивая их понимание, и эту же функцию призвана выполнять наука. Это значит, что наука и идеология не только не противоречат, но и дополняют друг друга: идеология – путем поиска адекватных ценностных систем, наука – путем поиска истины. Это две стороны одной и той же медали – социальных действий индивида, общества, государства
     

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Гребень, В.А

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ... В а гРЕБЕНЬ... ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные подходы к идеологии: опыт зарубежных и отечественных исследователей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гребень, В.А.
Основы идеологии белорусского государства: учебно-методический комплекс. / В.А. Гребень; Минмкий институт управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. - с. ISBN  

Основные категории
Идеология – это система идеалов, ценностей, интересов, убеждений, верований и норм той или иной социальной общности (личности, группЫ., общества в целом), на основе которых разраба

Понятие идеологии. Основные определения
  В слове «идеология» содержатся два греческих корня: idea-понятие, образ и logos-слово, учение, мысль. В таком смысле - как учение об идеях – идеология изначально воспринималась фило

Сущность идеологии
Понятие «идеология» отражает ее сущностные характерные черты. Если рассматривать сущность какого-либо социального феномена, то, прежде всего, необходимо определить совокупность его главных свойств,

Структура идеологии
В качестве основы любой системы (идеология рассматривается нами как система идеалов, ценностей интересов, убеждений, верований, норм) выступает ее структура. Давая самое общее определение структуры

Закономерности развития идеологии
Идеологии, как и иным формам сознания, присущи определенные внутренние закономерности своего развития. Основными из них выступают следующие: · выстраивание концепта идеологических доктрин

Методологический инструментарий идеологии
Современные исследователи отмечают, что ни один вид мышления не может сегодня реально претендовать на общезначимую истину. Эти теоритические основания следует подчеркнуть, учитывая, что традиционна

Междисциплинарная матрица идеологии
Под междисциплинарной матрицей идеологии подразумевается вся совокупность родственных ей дисциплин, их взаимосвязь, а также оказываемое друг на друга влияние и интеграция. Идеология в содр

Идеология и естественнонаучные дисциплины
Ваимодействие идеологии с естественными науками очевидно. Из последних идеология нередко заимствует понятия, которые помогают ей осмыслить социальную реальность. Такой подход можно проиллюстрироват

Идеология в системе социально-гуманитарных дисциплин
Все социальные науки, такие как политология, социология, экономика, антропология, религиоведение, культурология, этика, эстетика и другие, также изучают человеческие взаимоотношения. Именно в этом

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение
2.1. Идеология: генезис понятия и его современные интерпретации. 2.2. Идеология и мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл. 2.3. Идеология как ценностная форма обществ

ИДЕОЛОГИЯ: ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ И ЕГО СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Возникновение исходных компонентов идеологии обычно связывают с учением выдающегося английского философа Ф. Бэкона об «идолах разума»[5]. Известный исследователь идеологии немецкий философ и социол

Исследования понятия идеологии в советский и постсоветский период
Исследование понятия и феномена идеологии проводились учеными бывшего СССР. В Советском Союзе существовала развернутая институционализированная система идеологической работы. Она имела и свою объек

Определение понятия идеологии в отечественной научной литературе
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и

Идеология и Мировоззрение: сущность, структура и жизненный смысл
Что такое мировоззрение?Каждый из нас придерживается своего мировоззрения – особой интеллектуальной и эмоциональной системы отсчета, определяющей восприятие личностью всего окружающего мира. Собира

Идеология как ценностная форма общественного сознания и ценностно-нормативный механизм социальной регуляции
Понятие ценности, во-первых, определяется как значимые явления и процессы реальной действительности, материальные и духовные блага, которые соответствуют интересам людей. Во-вторых

Эпохи и взаимодействие ценностей разных видов производства
  Материальное производство (ценности и антиценности) Производство предметов жизнеобеспечения человека, ценностей быта Духовное производство (

Идеология и политика. Политическая идеология: понятие, носители, функции, формы институциализации, уровни функционирования
Рассматривая такой сложный социальный феномен, как идеология, видим, что она теснейшим образом связана с политикой. По образному выражению, политика немыслима без «одухотворяющего» ее идеологическо

Уровни функционирования идеологии
Идеология – это селекционный механизм познания социальной действительности, определяющий выбор путей и средств общественного развития. Идеология для общества и государства сравнима с иммунно

Уровни функционирования политической идеологии
             

Теоретико-концептуальный
формулировка основных положений, раскрывающих идеалы и ценности определенной социальной группы (класса, нации, государства)  

ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
Утопия (гр. и — нет, topos — место; т. е. место, которо­го нет; по другой версии, от eu — благо, topos — мес­то; т. е. благословенная страна) — понятие, обознача­ющее:

Основные категории
Концепция (лат.conceptio – понимание, система) –1)система взглядов, определений способ понимания, истолкования каких – либо явлений и процессов, руководящая идея для их освещения;

Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм (лат.conservare – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это:1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание м

Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма и его интерпретация
Социализм(лат.locialis – общественный)– 1) оформлявшаяся в XIXв. политическая идеология такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или нац

Основные принципы социал-демократии
(Стокгольмская декларация Соинтерна, 1989)   Свобода Равенство Солидарность Каждый человек и

Демократический социализм, основные положения
Политическая демократия Экономическая демократия Наличие свободных выборов Представление гражданам действительного выбора между

Тема 4. Государственная идеология как социально - политический феномен
4.1. Теории государства и государственной деятельности 4.2. Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики 4.3. Государственная идеология Республики Беларус

Основные категории
Государство–политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю; основной орган власти, управляющий обществом и об

Теории государства и государственной деятельности
Государство как политико-культурное образование прошло в своем развитии различные этапы, приобрело многообразие форм и моделей. Многое еще не ясно в истории возникновения государства. В мировой нау

Теории социально-экономической детерминации государства
В основу теорий социально-экономической детерминации положен тезис о том, что социально-экономическое развитие, с одной стороны, тесно сопряжено с политической модернизацией, общественным ра

Теории «господства» партий
Одним из самых общих определений особенностей института политических партий могло бы быть следующее: это официально институционализированная и функционально специализированная организация, к

Теории властных ресурсов организованных интересов
Деятельность государства и характеристика его политико-экономических ресурсов объясняются следующими факторами: интересами социальных классов и групп; способностью к минимизации конфликтов; соот

Политико-институционные теории деятельности государства
Делают акцент на коллективных и индивидуальных усилиях политических субъектов. В рамках этой теории важными являются процессы волеизъявлени, принятия решений, выбора, институциональные рамки стр

Государство в формировании ноосферной экономики и социальной политики
Одним из ключевых вопросов экономической и социальной политики в острых дискуссиях с радикал-реформаторами, западными экономистами и политиками является проблема государства, оптимизация соотношени

Государственная идеология Республики Беларусь: понятие, сущность, основные направления
Значимость государственной идеологии белорусского общества обусловлена объективными причинами современного развития. Так, в 90-е гг. в большинстве стран социалистической системы началась трансформа

Факторы возрастающего значения идеологии инновационного развития Республики Беларусь в контексте цивилизационного процесса
В странах мирового сообщества В Республике Беларусь 1. Необходимость разработки новой парадигмы устойчивого общественного развития, сохранения ок

Мировоззренческая основа национальной идеи Беларуси в контексте мирового цивилизационного процесса
Мировоззренческую основу национальной идеи составляют, прежде всего, базисные целевые ценности общества и личности, идеалы, смысложизненные приоритеты социально-экономического

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
5.1. Первые государственные образования и истоки идеологии государственности (IV–XII вв.). 5.2. Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геоп

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
  Возрождение (Ренессанс) (от франц. Renaissance) – эпоха в развитии итальянской, а затем и всей европейской культуры и искусства ХІV–ХVІ вв.

Политическая система и институты власти
Дреговичи, кривичи и радимичи сыграли главную роль не только в складывании современного белорусского этноса, но и в образовании древнейших государственных структур на территории современной Беларус

Полоцкое княжество
Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду, – «Держал, владел и княжил Полоцкую землю» – свидетель

Эволюция форм политической жизни
С XII в. в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. К примеру, активизировалось Вече – общее собрание горожан, на котором решались разнообразные вопросы: изгонять ил

Туровское княжество
Туровская земля образовалась в пределах расселения дреговичей – в бассейне реки Припять (Южной Беларуси). Туров впервые упоминается в 980 г[76]. Первые известия и события 988 г., когда были определ

Земли белорусского Понеманья
Достаточно крупные государственные образования с хорошим потенциалом развития складывались и в белорусском Понеманье вокруг городов Новогрудок и Гродно. Уже во второй половине XII в. вследствие тер

Исторические предпосылки формирования белорусской народности и идеи государственности в геополитических процессах XIII–XVIII вв
  Благодаря наличию основ государственности в более древний период (X–XII вв.) славянские земли, в том числе и белорусские, в период нахождения их в составе Великого княжества Литовск

Концепция идеологии национальной государственности Ф. Скорины
Особое место в истории Беларуси занимает эпоха Возрождения и Реформации – своеобразный «золотой век» белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что г

На пути к целостной системе
Современником Ф. Скорины был выдающийся белорусский поэт, гуманист и просветитель Николай Гусовский (около 1480–1533 гг.)[87]. Наиболее значительным его произведением была «Песнь о зубре» (1

Идея государственности в эпоху Просвещения
Во второй половине XVIII в. изменения социальной и духовной жизни Беларуси были связаны с таким явлением, как эпоха Просвещения. Просвещение – это идейное и общественное движение Нового времени, ко

Формирование общенационального движения
Возникновение любой самостоятельной национальной государственности тесно связано с формированием нации. Современные нации – составная часть новейшего времени, формировавшаяся вместе с развитием кап

Идея национальной государственности в период восстания 1863–1864 гг.
Наиболее последовательным борцом за воплощение идеи национальной государственности был К. Калиновский (1838–1864 гг.). Он организовал выпуск первой белорусской демократической газеты «Мужицкая прав

Слово и дело народников
Общественно-политические идеи, сформулированные К. Калиновским, были восприняты белорусским национальным движением на протяжении второй половины XIX–ХХ вв. Непосредственное отношение к борьбе за ос

Национальное движение и борьба за реализацию идеи белорусской государственности в годы Первой мировой войны
Война изменила геостратегическую ситуацию в Центральной и Восточной Европе. К осени 1915 г. после поражения царской армии часть территории Беларуси была оккупирована германскими войсками. В этой си

Историческое самоопределение Беларуси
С падением самодержавия в феврале 1917 г., а затем в период Октябрьской революции и годы гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического

Создание БССР
1 января 1919 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ). Этим актом был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской госу

Эволюция белорусской советской государственности
Первая Конституция БССР.Первую Конституцию ССРБ принял 1-й Всебелорусский съезд Советов 3 февраля 1919 г. Она имела 32 статьи, определяла полномочия и функции органов государственной власти,

Декларация о государственном суверенитете БССР
Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления Советского Союза, стала последним конституционным актом Беларуси

Основные категории
Культура –исторически развивающаяся система специфических человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность

Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии
Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. М

Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа
Идеологический способ осознания и оценки действительности представляет собой своеобразную рационализацию чувств, побуждений, стремлений народа. Сами же чувства получают отчетливое воплощение в духо

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Законность –строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законотворческая техника государства –

Базовые Конституционно-правовые положения национально-государственной идеологии
Конституция Республики Беларусь закрепила идее, принципы и ценности унитарно демократического социального правового государства, основные параметры прав и свобод личноси, ориентированы на междунаро

Гуманизм как ценностная основа идеологии социальной гармонии и взаимной ответственности государства и граждан
Сбалансированность интересов личности, общества и государства, аккумулирующих энергию, инициативу индивидов и социальных групп, консолидирующих общество и объединяющих на решение вставших перед

Республика Беларусь - унитарное правовое демократическое социальное государство: понятие, идеологический контекст
  Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Констит

Предпосылки формирования гражданского общества.
 

Влияние правовой идеологии на правосознание
Законодательство Республики Беларусь, как и право, непосредственно связано с категорией правосознания. Народ Республики Беларусь, будучи единственным источником государственной власти, не только уч

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
    ПРАВОСОЗНАНИЕ – совокупность взглядов, представлений, идей и чувств, выражающих отношение людей к законам и пра

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА БЕЛАРУСИ
Базовые конституционно-правовые основы национально-государственной идеологии включают символы государственного суверенитета – Государственный герб, флаг и гимн Республики Беларусь. Государ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Беларуси. Он представляет особый зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным ша

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные черты Государственного флага — красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса - имеют исторические и национальные корни. Государственный флаг Республики Беларусь предст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Одним из важнейших идеологических символов государства является национальный гимн. Государственный гимн Республики Беларусь - это музыкально-поэтическое произведение, которое может

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Национальный суверенитет –принцип, согласно которому нация – государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной террито

Общественное развитие: понятие, основные теории, национальные интересы и цели
Общая теория политического развития слагается из множества концепций, рассматривающих его с различных сторон и предлагающих свои схемы научного обсонования проблемы. Самые значимые из них следующие

Тенденции эволюции современного мира и отечественный опыт отечественного развития
В советский период республика в основном прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х годов XX в. белорусское общество по всем критериям стало в полном смысле слова модернистски

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
На современном историческом этапе для Беларуси стратегически выверенным может быть такой курс социаль­но-экономического развития, который имеет своей целью пе­реход к демократическому обществу пост

Основные задачи постиндустриальной модернизации
На нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач постиндустриальной модернизации могут быть отнесены: · формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, сп

Важнейшие внешнеполитические условия решения задач постиндустриальной модернизации белорусского общества
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь: – защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь; – защита прав,

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
Основные принципы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь были сформулированы на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1991 г. Принципы следующие: - дос

Основные категории
Механизм государственной идеологии –совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно – пра

Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
Носителем и субъектом формирования национально – государственной идеологии является белорусский народ. Как нами ранее отмечалось, в этом велика роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общес

Система функционирования механизма формирования и реализации государственной идеологии
Исключительно важным элементом механизма государственной идеологии являются институты и органы государства, обеспечивающие нормативно – правовое закрепление и приведение в действие общественно знач

Идеологическая работа в системе механизма функционаирования идеологии
Идейно-воспитательная работа различных звеньев идеологического механизма государства по формированию, систематизации и теоретической интерпретации, нормативно-правовому оформлению и распространению

Основные направления и принципы идеологической работы
следующие: – трудовое – формирование потребности и привычки трудиться, культуры трудовых отношений, заинтересованности в достижении полезного результата труда, трудолюбия, добросове

Принципы идеологической работы
– правдивость – принцип раскрытия истины, вытекающий из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оцениват

Основные структурные компоненты информационного обеспечения управления идеологическим процессом
· информационные процессы – сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации; · информационная система – организационно упорядоче

Функции по информационному обеспечению управления идеологическим процессом
· Аналитико – прогностическая – выработка идеологии информирования, ее стратегии и тактики, отражающих развитие событий и социальных явлений в их динамике. Она включа

Структура информационно-методического центра (ИМЦ).
Секция планирования и контроля осуществляет планирование учебы различных категорий идеологического актива, организует семинары по обучению их методике использования визу

Формы информационно-пропагандистской деятельности.
· «Единые дни информирования населения», тематика которых определяется главным идеологическим управлением Администрации Президента Республики Беларусь, постановлениями и рек

Тема 1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства.
Особенности современного этапа развития белорусского общества как причина, обуславливающая актуальность научного анализа и необходимость изучения и осмысления государственной идеологии Республики Б

Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение.
Введение в научный оборот и политический лексикон французом А. Дестютом де Траси понятие «идеология» и эволюция его содержания. К. Маркс и Ф. Энгельс об идеологии как «ложном сознании». К. Манхейм

Тема 3. Основные идеологии современности
Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Третье сословие – изначальный носитель либ

Тема 4. Государственная идеология как социально-политический феномен
Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выраж

Тема 5. Белорусская общность, национальная идея и государственность
Понятие государственности. Представления народа о своей государственности – составная часть национально-государственной идеологии. Теоретико-концептуальная интерпретация государственности народа. К

Тема 6. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа
Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национально-государственной идеологии. Соответствие белорусской государственной идеологии мировосприятию и мироощущению белорусского народ

Тема 7. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.
Идеология государства и национальная система права. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально—государственной идеологии. За

Тема 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке
Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации. Основные теории общественного развития. Доиндустриальное, индустриальное (модернистское) и постиндустриальное (информацио

Тема 9. Механизм функционирования идеологии белорусского государства.
Белорусский народ – носитель и субъект формирования национально-государственной идеологии. Роль белорусских мыслителей, писателей, ученых, общественных и политических деятелей, граждан и их объедин

Цели и задачи курса
1. Цель преподавания дисциплины: · усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного белорусского государства, необходимого для их осознанного учас

Структура курса
№ раздела и темы Наименование раздела и темы Количество учебных часов общее кол-во учебных часов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги