Реферат Курсовая Конспект
БИЛЕТ 1. - раздел Образование, БИЛЕТ 1 2. Богатырская Тема В Музыке И Живописи (А. П. Бородин «Богатырская С...
|
2. Богатырская тема в музыке и живописи (А. П. Бородин «Богатырская симфония», кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», картина В. М. Васнецова «Богатыри»)
«Богатырская» симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»:оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки.
Кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева
В 1938 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" с музыкой Сергея Прокофьева.Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже начал своё варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром. До войны с немцами оставалось менее трёх лет, а сюжет фильма был построен на событиях другой войны, но то же с немецкими захватчиками.
Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Текст к кантате написал поэт Владимир Луговской и сам композитор. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину.Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, своё развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.
"Александр Невский" занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева, утверждая в нём героико-эпическую национальную тему, которая развивается затем в опере "Война и мир", в музыке к "Ивану Грозному", в Пятой симфонии и в некоторых других сочинениях. Эта новая ценная сторона таланта Прокофьева раскрылась в атмосфере советского искусства, характерной своим неизменным и глубоким интересом к народу и его истории.
В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
"Русь под игом монгольским"
"Песня об Александре Невском"
"Крестоносцы во Пскове"
"Вставайте, люди русские"
"Ледовое побоище"
"Мёртвое поле"
"Въезд Александра во Псков"
В кантате "Александр Невский" Сергею Прокофьеву удалось воплотить дух русского народа, непокорный и могучий. И вот что удивительно: сюжет кантаты, взятый из истории Древней Руси нашёл отклик в сердцах миллионов людей во время трагических событий середины XX века. Да и в наше время рефрен "Вставайте, люди русские" не потерял своей актуальности.
«Богатыри» - Васнецов. Перед нами три русских богатыря, одетые в кольчугу и шлем. Мужчина (Илья Муромец) посередине сидит верхом на черном коне, в одной руке у него копье, другу руку он поднес ко лбу, смотрит вдаль. Мужчина справа (Алеша Попович) сидит на коричневой лошади, в руках он держит лук и стрелу. Слева мужчина (Добрыня Никитич) на белом коне, в руках щит и меч. Богатыри охраняют русские земли от врагов.
БИЛЕТ 2. 2. Джаз (возникновение, развитие, виды). Джаз в России.Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.
Разновидности джаза: *Новоорлеанский джаз *Чикагский джаз * Свинг-на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. * Бибоп - в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями * Мейнстрим - стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х * Северо-восточный джаз.*Страйд - настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго.*Джаз Западного побережья - в 50-е годы * Кул (прохладный джаз)*Прогрессив-джаз * Хард-боп(англ. — твёрдый, жёсткий боп) —в 50-е гг. ХХ в. из бопа.*Соул-джаз (англ. soul — душа) * Грув *Фьюжн - в течение середины 1970-х, фьюжн - музыка для лёгкого прослушивания*Смуc-джаз*Джаз-мануш
Джаз в СССР и РоссииДжаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».[1]
Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые ребята» (1934, первоначальное название «Джаз-комедия») была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления.
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).
В 70-х широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года.
В 70 и 80-х годах получили известность такие коллективы как джазовый квартет из Азербайджана «Гая», Государственный эстрадный оркестр Армении под управлением Константина Орбеляна, грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орэра» и «Джаз-Хорал», ансамбль «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна.
После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодёжной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Параллельно с барокко в тот же период приобрел огромное распространение классицизм в основе которого лежит убеждение в разумности бытия в наличии... БИЛЕТ Венская классическая школа Й Гайдн В Моцарт Л Бетховен... Венская классика венская классическая школа около направление европейской классической музыки второй...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИЛЕТ 1.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов