рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БИЛЕТ 3. 2. Реализм и народность в творчестве М. П. Мусоргского

БИЛЕТ 3. 2. Реализм и народность в творчестве М. П. Мусоргского - раздел Образование, БИЛЕТ 1 Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Талантливый Русский...

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - талантливый русский композитор. Родился в Псковской губернии, окончил курс в бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в Министерстве государственных имуществ и в Государственном контроле.

В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности.

К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов.Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты ("Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд.
Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы "Борис Годунов" (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки "Борис Годунов" был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

В 70-х гг. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу "народной музыкальной драмой" из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. "Хованщина" (либретто М., начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80).

Одновременно создал вокальные циклы "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), сюиту для фортепиано "Картинки с выставки" (1874) и др.

 

Мусоргский - большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность Мусоргского как композитора проявляется и в умении обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец - в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале.
Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах "Борис Годунов" и "Хованщина" необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. "Прошедшее в настоящем - вот моя задача", - писал он Стасову, работая над "Хованщиной". Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков.

БИЛЕТ 4. М. И. Глинка – основоположник русской национальной классической музыки. Оперы: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи. Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти бабушки Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабристВ. К. Кюхельбекер.

[1] В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, Германию. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе».

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В честь М. И Глинки названы:

    • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
    • Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
    • Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
    • Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
    • Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки (в 1958 году).
    • Магнитогорская государственная консерватория.
    • Новомосковский музыкальный колледж.
    • Минское музыкальное училище.
    • Челябинский академический театр оперы и балета.
    • Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
    • Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).
    • Концертный зал в Запорожье.
    • Государственный струнный квартет.
    • Улицы многих городов России, а также городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине. Улица в Ташкенте.
    • В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора — 2205 Glinka.
    • Кратер на Меркурии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

БИЛЕТ 1

Параллельно с барокко в тот же период приобрел огромное распространение классицизм в основе которого лежит убеждение в разумности бытия в наличии... БИЛЕТ Венская классическая школа Й Гайдн В Моцарт Л Бетховен... Венская классика венская классическая школа около направление европейской классической музыки второй...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИЛЕТ 3. 2. Реализм и народность в творчестве М. П. Мусоргского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БИЛЕТ 1.
2. Богатырская тема в музыке и живописи (А. П. Бородин «Богатырская симфония», кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский», картина В. М. Васнецова «Богатыри») «Б

Гимн Российской Федерации
Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год была официальным гимном Российской Федерации. БИЛЕТ 5. 2.Романтизм в музыке (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Скря

БИЛЕТ 6. 2. В чем сила и красота музыки И. С. Баха?
Иога́нн Себастья́н Бах (1685—1750) немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Считается величайшим композитором в истории му

Вокальные произведения
Кантаты. Пассионы, или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназн

Эпоха барокко
С конца XVI и до начала XVIII века одним из доминирующих направлений в европейском искусстве был стиль барокко. В этот период в обществе созревает представление о единст

Завораживающий импрессионизм
Во второй половине XIX века в обществе сформировался новый взгляд на мир. Достижения науки и философии перевернули представление о взаимосвязи человека и природы – она стала восприниматься как о

Романтизм
Истоки нового отношения к природе, сформировавшегося в начале XIX века, принято находить в творчестве французского философа Жана-Жака Руссо (1712-1778). Его обостренно-личное, преувеличенно

БИЛЕТ 9. 2. Героическая тема в музыке Л. Бетховена
Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770(17701217), Бонн —1827, Вена) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной к

БИЛЕТ 10. Современность музыки И. С. Баха
С произведениями композиторов-классиков мы знакомимся не только на уроках, они звучат по радио, телевидению, в концертных залах. Услышав один раз, возникает ли у нас желание встретиться с этой музы

БИЛЕТ 11. Народная песня, ее особенности и жанровые разновидности.
Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. * Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличает

Известные собиратели
Соболевский, Алексей Иванович Бессонов, Пётр Алексеевич Гильфердинг, Александр Фёдорович Григорьев А. Д. Кирша Данилов Ричард Джемс Кирее

БИЛЕТ 13. Народная песня и ее использование в творчестве русских композиторов
Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней. В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня -

Педагогическая деятельность
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Никола

Симфонические произведения
Симфония № 1 Увертюра на темы трех русских песен Антар (Симфония № 2) Симфония № 3 Шехеразада Испанское каприччио Светлый праздник

История создания
Разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени

БИЛЕТ 16. В чем сила и красота музыки В. А. Моцарта
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт, полное имя Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря

БИЛЕТ 17. Современность музыки П. И. Чайковского
Пётр Ильи́ч Чайко́вский ( 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный де

Отдельные оркестровые произведения
Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866) «Буря» op. 18 (1873) Славянский марш (1876)op. 31 «Франческа да Римини» — симфоническая фантазия (1876)op. 32

Концерты
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875) Меланхолическая серенада op. 26 (1875) Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878) Вальс-с

Фортепианные произведения
Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867) Экспромт op. 1, No. 2 (1867) Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867) Вальс-каприс op. 4 (1868) Романс op. 5 (1868)

В телевидении
В 18 серии 1 сезона сериала Scrubs в одной из сцен звучит отрывок композиции Чайковского «Dance of the Sugar — Plum Fairy» В 8 серии 1 сезона сериала Интерны в сцене приготовления ра

БИЛЕТ 18. Образ Богородицы в искусстве. Музыка Каччини, Шуберта, Баха, Гуно. Мадонны Рафаэля, Леонардо да Винчи.
Богоматерь, Богородица, Мадонна, Дева Мария, Пречистая Дева… Всё это имена земной женщины, ставшей матерью Иисуса Христа. Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народ

БИЛЕТ 20. 2. В чем сила и красота музыки И. Штрауса-сына?
Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена — 3 июня 1899, Вена) — австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведени

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги