рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Существующие методы выведения из секты

Существующие методы выведения из секты - раздел Образование, ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ   История Развития Методов Психологической Реабилитации И Профи...

 

История развития методов психологической реабилитации и профилактики контроля сознания, применяемых в тоталитарных сектах, относительно непродолжительна. С проблемой сектантства человечество знакомо очень давно. Но современное состояние общества, его бездуховность, наряду с мощнейшим развитием науки, а главное, методов контроля над человеческой психикой, позволили создавать такие формы сектантства, которые ранее не были известны. В СССР проблема сектантства решалась методами коммунистического террора. На Западе пошли другим путем: первый изобретенный метод выведения человека из секты назывался «депрограммирование», ему на смену пришло консультирование о выходе, сейчас популярен так называемый подход стратегического взаимодействия. Рассмотрим данные методы подробнее.

 

– Депрограммирование

В основе метода депрограммирования лежит следующая мысль: секта использует совокупность определенных методик для внушения человеку нужных ей идей. Если применить те же методики, но с точностью до наоборот, то человеку можно будет внушить новые идеи, стерев старые. Как в компьютере: стер одну программу, записал другую. Отсюда и названия – программирование и депрограммирование. Введена была подобная практика Тедом Патриком в начале 1970 годов. Его родственники попали в зависимость от секты Мозеса Девида Берга «Дети Бога», и он решил вывести их из секты с помощью собственного метода. Идея была не лишена некоторой логичности. Но в ней быстро определились слабые места. Человек – не компьютер и его не так просто «перепрограммировать». Депрограммирование требовало принудительной изоляции человека, что само по себе является уголовно наказуемым преступлением. К тому же, даже если после депрограммирования человек и уходил из секты, у него оставалось множество психологических проблем. И, наконец, данный метод не освобождал человека от фобий, которые секта внедрила в его сознание. Депрограммирование на Западе быстро стало бизнесом, часто им занимались люди некомпетентные. В общем, вскоре депрограммирование было запрещено, и сейчас полностью относится к области истории. По крайней мере, автору данной главы не известен ни один случай применения подобной практики в России. Единственно, кто пытается сегодня делать на этом капитал – сайентологи, они с упорством истинно одержимых не оставляют попыток найти «злобных депрограмматоров» в нашей стране, но пока безуспешно. На всякий случай напомним, что похищение человека, согласно 126 ст. УК РФ, карается лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.

– Консультирование о выходе

Консультирование о выходе – это второй метод реабилитации сектантов, который заменил собой депрограммирование. Его суть сводится к следующему: сектанту предлагают познакомиться с альтернативной информацией о его организации, ее истории, пообщаться с бывшими ее членами, познакомиться с материалами, написанными о ней. Если человек соглашается, то в течение, как минимум, трех дней, ему предоставляется вся подготовленная информация, при этом просят, чтобы он попытался поработать с этими материалами самостоятельно, не общаясь с руководством секты или своими друзьями-сектантами. Цель метода состоит в том, чтобы показать несоответствие заявлений секты о своей деятельности ее реальной практике. Основной акцент данный метод делает на предоставлении достоверной разоблачающей информации о секте ее адепту. Слабое место консультирования о выходе в том, что оно не освобождает сектанта от фобий. И если консультант по выходу не будет достаточно профессионален, то метод может иметь обратный результат: человек лишь сильнее уверится в «истинности» избранной им секты.

– «Подход стратегического взаимодействия»

Данный метод был предложен американским психологом Стивеном Хассеном. Суть его заключается в коллективном точечном воздействии на сектанта всех тех, кому небезразлична его судьба. Осуществляется под контролем профессионального психолога, формирующего сплоченную группу близких сектанту людей (состоящую, в основном, из родственников или друзей) и направляющего их действия. Задача каждого из команды – под руководством психолога осуществлять точечное воздействие на сектанта, поддерживая связь с ним, и подталкивать к возможности альтернативы сектантского образа жизни. Если это удается, то сектант постепенно приходит к идее альтернативы, он соглашается встретиться с психологом и т.д. Слабое место методики: отсутствие в России специалистов, ею владеющих. Если же Вы не являетесь профессионалом, но решили овладеть данным методом, то это возможно, но будьте готовы к упорному многомесячному труду.

Примеры технологии вербовки в секты

 

«Свидетели Иеговы»

 

Рассмотрим технологию сектантской вербовки на примере таких организаций, как «Свидетели Иеговы» и «Церковь Объединения». Обычно, говоря о секте «Свидетели Иеговы», христиане концентрируют свое внимание на богословских проблемах, возникающих в связи с изучением ее деятельности. Несомненно, это очень важный момент при знакомстве с любой сектой, но, к сожалению, недостаточный. По крайней мере, если мы ставим перед собой цель избавить человека от негативного влияния секты. Как показывает практика общения с сектантами, чисто информационный подход, без учета психологических проблем сектанта, малоэффективен. Человек может Вас слушать, но не слышать, так как особенность современного сектантства состоит в том, что оно применяет изощренную технологию вовлечения человека в свои ряды, ограничивающую способность человека мыслить независимо.

Манипуляция сознанием осуществима только при условии неосведомленности человека о ее существовании, возможностях и приемах практической реализации. Если человек осознает, что им пытаются манипулировать, и знаком с последовательностью приемов вербовки, используя которые его пытаются вовлечь в секту, то он уже защищен. Поэтому, в целях профилактики пополнения рядов Сторожевой Башни Вашими друзьями и близкими, ознакомьте с приводимой ниже информацией тех из них, которые, на Ваш взгляд, могут попасть под вербовочную атаку «Свидетелей Иеговы».

Прежде всего, свидетели Иеговы не считают себя сектантами[45], полагая, что от участи считаться сектантской организацией их защищает то обстоятельство, что они возникли независимо, из кружка по изучению Библии, а не в результате конфессионального раскола. Признавая существование в мире такого явления, как секты, себя они считают членами единственной организации, которая истинно служит Богу. Свидетель Иеговы вполне может считать сектантом, например, мормона или мунита, но не себя. Рядовые члены секты, естественно, не осознают, что их руководство применяет по отношению к ним технологию контроля сознания, в отличие от самого руководства, которое, и по этой причине в том числе, так боится распространения достоверной информации о своей деятельности. Руководители Сторожевой Башни старательно убеждают своих последователей в том, что не оказывают на них никакого психологического давления и не применяют методов контроля сознания, что, тем не менее, не мешает им в действительности использовать эти методы.

Процесс вербовки в секте «Свидетели Иеговы» обычно начинается следующим образом: в Вашей квартире раздается звонок в дверь (впрочем, встреча может произойти и на улице) и перед Вами, согласно предписаниям организации, предстает пара вежливо улыбающихся людей, которые от нейтральных вопросов о тяжелой обстановке в мире плавно переходят к разговору о Библии и Боге. Они живо интересуются, верите ли Вы в Бога, дарят журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!». Они милы, спокойны, обходительны. Называют себя христианами (однако отрицают свою связь с остальным христианством), говорят о Библии, все их высказывания пропитаны уверенностью в истинности своих слов. В общем, они делают все возможное, чтобы произвести на Вас благоприятное впечатление. Это очень важно, так как только заручившись Вашим расположением, они осуществят свою цель – долговременный контакт с Вами, именно по этой причине обучение основам «психологии общения» входит в программу подготовки вербовщиков.

На первом этапе вербовщики определяют Вашу заинтересованность и податливость, они оценивают, перспективный ли Вы человек для «вести о Царстве». Обратите внимание на то, что они маскируются теми образами, которые у большинства людей вызывают положительную реакцию: христианство, Бог, Христос, Библия – ничего такого, что может вызвать негативизм, этим людям нужны только положительные эмоции. Они непременно одарят Вас журналами, чтение которых призвано «взрыхлить почву» сознания потенциального сектанта и подготовить к приему последующей информации.

Если Вы отнеслись к вербовщикам благосклонно, тогда Вам предложат «бесплатное домашнее изучение Библии». Это означает, что один раз в неделю к Вам домой будет приходить пара адептов секты для проведения бесед. На первых порах речь действительно будет идти о Библии, правда внимание будет уделено только тем фрагментам Священного Писания, которые, по мнению секты, подтверждают ее учение, те же места Библии, которые опровергают доктрины Сторожевой Башни и способны спровоцировать неудобные для Ваших визитеров вопросы, будут полностью проигнорированы. Чаще всего это обсуждение осуществляется с помощью брошюры «Что от нас требует Бог». Подчеркнем, что Вас ожидает именно беседа о Библии, но не ее изучение. Когда человек окончательно согласится заниматься, с ним начнут штудировать книгу «Познание, ведущее к вечной жизни». Под изучением Библии на этой ступени вербовки у Свидетелей Иеговы понимается изучение самого «Познания».

Таким образом происходит подмена изучения Библии изучением литературы организации, причем все делается так искусно, что человек, согласившийся изучать Библию, этого, в основном, не замечает. Это очень важный момент манипуляции сознанием человека. Обучаемому говорят, что Библия предлагает людям надежду на бессмертие, если они «приобретут правильные знания о Боге». Естественно, далее добавляют, что кроме них эти знания дать никто не может, то есть новообращенного начинают приучать к тому, что свидетели Иеговы – это избранные люди, предназначенные к спасению, все остальные погибнут. Подобный шаг провоцирует формирование в человеке психологии элитаризма, пробуждает гордыню, чувство превосходства над теми, кто не является членами секты.

Обучаемому говорят, что дьявол может использовать его друзей и родственников, чтобы помешать ему заниматься изучением Библии[46]. Позже, когда человек уже начнет втягиваться в секту, прозелиту станут внушать, что дьявол попытается помешать ему общаться со Свидетелями Иеговы, чтобы воспрепятствовать приобретению знаний, необходимых для вечной жизни. Формирование подобного рода установки необходимо организации для того, чтобы заставить неофита негативно воспринимать предостережения против секты своих друзей и родственников. Сектанты говорят: гнали первых христиан, гонят и нас, потому что мы – истинные христиане. В этом заключается одна из причин низкой результативности чисто информационного воздействия на членов секты. Организация приложила максимум стараний, чтобы выработать у своих последователей иммунитет ко всякого рода критике ее деятельности, более того, нападки на секту воспринимаются как подтверждение истинности ее учения. Близкие, которые активно критикуют секту, могут очень скоро оказаться отвергнутыми: чем больше критики слышит сектант, тем менее он доверяет близким, считая их агентами сатаны. Помимо того подобный шаг начинает внедрять в сознание адепта страх, присутствие которого необходимо руководству секты для более эффективного контроля над своими последователями.

Сектантам активно предоставляются материалы, подрывающие авторитет и учения традиционных церквей[47], тем самым новичка подталкивают к согласию с идеей, что секта – единственный путь к спасению. Помимо того подобная деятельность развивает острый негативизм по отношению ко всем традиционным христианским церквям. Само слово «церковь» для свидетеля Иеговы становится синонимичным по значению понятию «организация сатаны». Как видим, даже лексикон православного верующего будет вызывать в сектанте острую негативную реакцию, что неудивительно, если принять во внимание тот факт, что так называемая «загрузочная терминология» является очень эффективным методом контроля сознания, позволяющим программировать мышление человека в соответствии с четко заданной схемой.

В книге «Познание, ведущее к вечной жизни», по которой обучают вербуемых, приводится заранее спланированный обзор Библии, фиксирующий внимание на избранных стихах, на поверхностный взгляд, подтверждающих учение Сторожевой Башни, и полностью игнорирующий те места, где оно опровергается. Например, «доказывая», что Иисус – не Бог, свидетели Иеговы рассматривают Евангелие от Иоанна 14:28, где Христос говорит: «Отец мой более Меня», но игнорируют, например, место, где апостол Фома обращается к Иисусу Христу со словами: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Какое-то время обучаемому позволяют пользоваться его собственной Библией, но затем ненавязчиво, но настойчиво рекомендуют сделать пожертвование на литературу и использовать, как более качественный, «бесплатно» распространяемый «Перевод Нового Мира Священных Писаний». Данный перевод очень тенденциозен, смысл многих стихов в нем извращен. Например, имя Иегова вставлено в Новый Завет 237 раз там, где его нет в греческих рукописях и т.д. С самого начала «бесплатного изучения Библии на дому» свидетель Иеговы приглашает обучаемого на встречи в местный Зал Царств, подчеркивая, что именно там можно найти новые глубокие знания о Боге. Если через шесть месяцев с момента начала занятий человек не соглашается начать посещения Зала Царств, то его бросают, как «бесплодную почву».

Свидетели Иеговы сознательно обходят спорные вопросы своего учения на начальных этапах общения с потенциальным адептом секты. Например, запрет празднования дней рождения, участия в выборах, запрет службы в армии и т.д.

Огромное влияние на процесс «промывания мозгов» играет методика изучения материалов секты. Возьмем, к примеру, утреннее воскресное изучение «Сторожевой Башни». Каждый свидетель Иеговы заблаговременно получает свой личный экземпляр журнала «Сторожевая Башня» и прочитывает его от корки до корки, уделяя особое внимание главным «статьям для изучения». Затем в пятницу или в субботу вечером сектант присоединяется к своим единомышленникам, чтобы вместе с ними снова изучить статью и подготовиться к воскресной встрече. Во время этой подготовки один человек из группы читает параграф вслух; ведущий задает вопросы к этому параграфу (их можно найти в нижней части страницы); каждый участник вновь просматривает параграф, находит ответ и подчеркивает его; ведущий вызывает желающих пересказать ответ своими словами. Потом в воскресенье утром почти так же проходит встреча в Зале Царства – только группой является целое собрание величиной от 50 до 200 свидетелей. Здесь тоже вслух читается параграф, задаются вопросы из нижней части страницы, и дается тот же ответ из параграфа. К тому моменту, когда свидетель Иеговы прочел свою «Сторожевую Башню» сам, изучил ее с семьей или друзьями и снова изучает ее на встрече, он уже слышал каждую мысль «статьи для изучения», по меньшей мере, пять раз. Не забудьте еще о том обстоятельстве, что в самих статьях одна и та же мысль повторяется несколько раз, а одна и та же информация вновь и вновь преподносится под видом разных формулировок в последующих публикациях, и Вам станет ясно, что свидетели подвергаются своего рода информационному обстрелу. К тому же следует учесть, что в процессе совместного штудирования «Сторожевой Башни» на участников оказывает воздействие эффект группового давления, применяемый всеми сектами, который очень хорошо иллюстрирует пример поведения людей на митингах, когда люди как бы заражаются настроением толпы.

Человека, начавшего посещать собрания в Зале Царств, постепенно принуждают ограничить отношения с людьми, находящимися вне организации. Обычно это делается косвенно, путем такой временной загрузки, когда у неофита просто не остается времени на дела, не относящиеся к секте. В результате применения сектой методов контроля сознания менталитет человека настолько трансформируется, что все знакомые, не входящие в организацию, становятся чужими, так как исчезают объединяющие людей интересы и ценности. Психологически человек изолируется от внешнего мира, все свое время посвящая организации. С этого момента человека уже можно назвать сектантом в полном смысле этого слова. Месяцы и годы, проведенные в секте, отучают последователя от самостоятельного мышления, он не мыслит своей жизни без нее.

Укажем основные характерные моменты этапов процесса вербовки сектой «Свидетели Иеговы»:

1. Свидетели Иеговы называют себя христианами и говорят, что изучают Библию, что является ложью.

2. «Бесплатное изучение Библии» проходит очень тенденциозно с игнорированием многих стихов Священного Писания, опровергающих доктрину секты, не говоря уже о том, что изучение Библии подменяется изучением сектантской литературы.

3. Внушается, что вне секты невозможно пережить Армагеддон.

4. Формируется установка, что любая критика секты является происками дьявола, критическая литература о секте – это «духовная порнография». Формируются фобии перед бывшими членами секты и Интернетом, как потенциальными источниками информации, разоблачающей организацию.

5. В сознание адептов активно внедряется мысль, что все религии являются сатанинскими по своей природе, кроме организации «Свидетели Иеговы», – это развивает гордыню и элитарное мышление ее последователей.

6. Сектанты заменяют общепризнанные переводы Библии своим, искаженным «Переводом Нового Мира».

7. Сектанты стремятся привлечь потенциального адепта в Зал Царств, где на него будет оказываться групповое давление.

8. Изучение литературы построено так, что приводимая информация, по сути, запоминается на уровне подсознания. Обычно сектантам запоминаются законченные тезисы, без понимания их библейского и логического обоснования.

9. Процесс внушения сектантских идей растянут во времени, в течение которого информация предоставляется фрагментарно, при этом обсуждение скользких тем всячески избегается до определенного времени.

10. Разрыв связей последователя организации с внешним, несектантским миром.

Как видим, схема применения методов контроля в секте «Свидетели Иеговы» разработана чрезвычайно скрупулезно.

 

«Церковь Объединения» (муниты)

Одной из наиболее опасных тоталитарных сект в мире является организация, созданная Сан Мён Муном, – «Церковь Объединения». Методы вербовки мунитов имеют ряд отличий от методов вербовки, применяемых сектой «Свидетели Иеговы»:

1. Контингент вербуемых мунитами, в основном, составляет молодежь, свидетелями Иеговы – люди среднего и пожилого возраста;

2. Если свидетели Иеговы процесс вербовки растягивают на полгода, т.е. осуществляют его постепенно, то муниты любят экспресс-методы;

3. Свидетели Иеговы на первых порах отдают предпочтение индивидуальной работе, муниты предпочитают сразу же переходить к групповому давлению.

Обычно процесс вербовки начинается с того, что к человеку на улице подходит молодой человек или девушка, которые завязывают разговор. Вербовщик может вручить какую-нибудь брошюру, назвав себя, например, представителем «Межвузовской ассоциации по изучению Принципа» (одна из так называемых «фронтовых организаций» мунитов), лишь в исключительно редких случаях муниты сразу представляются членами «Церкви Объединения». Цель первого контакта – привести человека на территорию секты, где будет осуществляться основная индоктринация. После непродолжительной и приятной беседы вербуемого приглашают прийти в гости в организацию, где он сможет глубже познакомиться с ней, встретить творческих людей, с которыми будет интересно пообщаться вербуемому и которые давно искали возможности общения с таким «умным и необычным» человеком, как он.

Если человек соглашается, то уже вечером его ждет так называемая «приемная для посетителей», а также компания из 10-20 молодых человек, из которых пятеро или шестеро будут, как и он, «гостями». Хотя возможен и вариант беседы один на один, но в помещении, принадлежащем секте. Это зависит, в частности, и от времени, когда человек смог посетить секту, и от того, насколько развит филиал секты в данной местности.

В сектах обучение процессу вербовки осуществляется через подражание. Член секты помнит, как проводился процесс его собственной вербовки, и воспроизводит его при привлечении следующих кандидатов. Справедливости ради следует заметить, что члены организации – это искренние, горящие стремлением служить секте люди, которые способны заразить своим энтузиазмом и кандидатов в сектанты.

Ниже для лучшего понимания процесса вовлечения в «Церковь Объединенеия», будут приведены фрагменты рекомендаций, которыми руководство организации снабжает своих вербовщиков, а также наши комментарии, поясняющие цель тех или иных методов влияния. Следует учесть, что не все члены организации имеют право получать подобные рекомендации.

 

1. Прежде всего надо стать другом гостя, для этого, в первую очередь, следует обращаться к нему с улыбкой и подчеркнутым выражением любви. (Люди часто испытывают дефицит внимания, общения, любви. Секта восполняет его суррогатом любви. Задача – раскрыть человека к общению, заставить видеть в окружающих его в секте людях друзей, усыпить его бдительность, которая вполне естественна, если учесть, что он находится в непривычной обстановке и общается с совершенно незнакомыми ему людьми).

 

2. Сначала определите, в чем гость нуждается, расспросите о его семье, о его отношениях с каждым родственником, есть ли у него близкий друг, которому он доверяет, в чем он сомневается, о чем мечтает, какие строит планы. (Всю эту информацию необходимо записать и предоставить координатору. Эти действия решают задачу сбора данных о личностных проблемах, симпатиях и антипатиях человека, которая потом используется для манипуляции им. Может «случайно» оказаться, что его собеседник любит то же, что и он, да и антипатии у них одинаковые. Либо, для установления контакта с вербуемым, его знакомят с близким ему по психотипу агентом влияния).

 

3. Необходимо оказывать сверхвнимание (любовь), и тогда даже самый трудный человек становится податливым. (Этот прием называется «бомбардировка любовью»: непрерывная лесть, сверхназойливое внимание вербовщиков, каждое слово вербуемого встречается «аплодисментами». Человек начинает чувствовать себя кумиром, и это ему нравится).

 

4. Войдите в доверие, будьте постоянно осведомлены, чем человек занимается, но не дайте ему почувствовать, что он находится под наблюдением. (Человек не защищается от того, кому доверяет, что облегчает работу вербовщика. Также, чтобы изменить новые установки, необходимо внушить вербуемому, что он делает свой выбор добровольно, поэтому секта тщательно скрывает, что все с ним происходящее представляет собой всего лишь спектакль, цель которого – завербовать человека).

 

5. Склоняйте вербуемого к ведению личного дневника по предложенному перечню вопросов, связанных с личными и семейными тайнами. (Через дневник вербовщики получают информацию о внутреннем мире человека, о его переживаниях и опасениях, что позволяет корректировать применяемые методики влияния, направленные против человека).

 

6. Поощряйте членов организации обмениваться друг с другом дневниками. (Подобный обмен создает иллюзию доверительности отношений, своеобразной психологической интимности между последователями секты).

 

7. Обязательно докладывайте на собраниях штаба обо всем, что заметили в реакциях гостей на лекциях. (Вербовщик сам является всего лишь винтиком в системе секты. Процесс вербовки не является результатом личного творчества вербовщика, это, скорее, накатанная технология, вербовщик же должен просто следовать уже существующей инструкции).

 

8. Выполняйте требования Принципа, добивайтесь от гостей переоценки ими своих убеждений и вызывайте в них желание изменить образ жизни. (Принцип – это та религиозная система, которой подчиняется мунит, его вера. Конечная цель вербовщика –заставить человека пересмотреть свои жизненные ценности, отказаться от старых и принять новые ценности, проповедуемые сектой Муна).

 

9. На 21-дневном семинаре будьте субъектом любви, узнайте все о госте, каждый день вносите в его контрольный лист новую информацию о нем, поощряйте объект вербовки решать все его проблемы вместе с вами. (В сектах не поощряют индивидуализм и отучают от самостоятельности. С самого начала человека приучают, что теперь у него есть некто, кто думает за него, он же должен только подчиняться).

 

10. Ни в коем случае не допускайте критических замечаний и вопросов в адрес организации. (В сектах запрещены все формы критики, никаких сомнений. На практике это достигается мунитами с помощью следующего приема: человек, который начинает задавать неудобные вопросы, попадает в психологическую блокаду. Только что он был кумиром и вдруг отношение к нему резко меняется. Таким образом муниты реализуют метод «кнута и пряника»: если ты не задаешь лишних вопросов, то ты – «кумир», если задаешь – люди отводят от тебя глаза, исчезают улыбки, в глазах читается укор. Очень быстро человек понимает, как ему надо вести себя, чтобы не стать «изгоем». Данный метод психологического давления очень эффективен).

 

11. Не используйте мунитских понятий, не говорите о блессинге. (Блессинг (благословение, зд. – бракосочетание) – массовая акция с объявлением супружеских пар и с ритуалом принятия этими парами «святого» вина. Муниты предоставляют руководству своей секты право выбора их спутника жизни, что для человека, не прошедшего курс трансформации сознания в секте, является неприемлемым. В процессе вербовки от человека скрывают все то, что может вызвать у него антагонизм к секте, поэтому информация о секте строго дозируется и вербуемый не осведомлен об учении и жизни той религиозной организации, которая столь настойчиво завлекает его в свои ряды).

 

12. Можно порекомендовать, чтобы объект вербовки молился при вас вслух, это может помочь в получении конфиденциальной информации о личности.

 

Итак, вербуемый стал подвергаться психологическому воздействию на первой же встрече. Обычно муниты опекают новичка парами. Часто в этом участвует представитель противоположного пола. Старожилы, составляющие большинство присутствующих, умело направляют беседу в необходимое им русло. Они описывают те «благие» дела, которые совершает организация по всей планете, заостряют внимание на том, как проповедуемые организацией идеи помогают решать людям проблемы современной жизни. У них всегда есть простые ответы на сложные вопросы.

После обеда могут последовать песни под гитару. Песни, иногда и танцы, продолжаются около часа. Тем самым человека настраивают на атмосферу своеобразного праздничного «капустника». Потом следует лекция, показ слайдов. На слайдах вербуемый может видеть красивые сцены из «чудесной и счастливой» жизни сектантов. Это своего рода, реклама организации с очевидным подтекстом: они счастливы, стань как они, и ты тоже будешь счастлив! Тем и другим мероприятием руководит представитель старшего поколения – улыбающийся мужчина, хорошо владеющий искусством риторики. Он спрашивает: «Вы хотите стать еще более счастливым человеком? Вам не кажется, что неудовлетворенность жизнью и ощущение потери ее смысла, которые Вам наверняка случается испытывать, могут, в действительности, быть следствием того, что Вы живете в несчастливом обществе, погрязшем в заблуждениях?»

Если гость отвечает так, как этого ждут, то вокруг него расцветают улыбки, если нет, то слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. После окончания вечера человека приглашают провести ближайшие выходные с вербовщиками за городом, где будет так же интересно.

Если человек соглашается, то попадает на следующую вербовочную ступень. Необходимо заметить, что те, кто до нее доходят, чаще всего становятся членами секты (по статистике примерно 10% вербуемых мунитами входят в их секту). В поселке, куда попадает вербуемый, его ждет очень насыщенный режим жизни. С утра до вечера он будет занят. Это делается с целью лишить его свободного времени, когда он мог бы задуматься о смысле того, что с ним происходит. Его будут непрерывно опекать, он ни на минуту не будет оставлен в одиночестве: совместные молитвы, утренняя зарядка, завтрак, хоровые пения, лекции. Если на лекции у человека возникнут какие-нибудь неудобные вопросы, ему ответят примерно в таком духе: «Да, Вы задали очень интересный вопрос, большое спасибо Вам за это, я как раз собирался осветить его завтра в следующей лекции» и т.д. Естественно, никто на него отвечать не собирается. Но человек садится на свое место и у него остается чувство внутренней уверенности, что ответ он получил.

Все мероприятия проходят очень бодро, на эмоциональном подъеме. Происходящее напоминает молодежный лагерь в лучших его проявлениях, за исключением того, что у мунитов не приняты разговоры по душам. Далее новичок участвует в беседах, в ходе которых много говорят о нравственности, о смысле жизни, о Библии и Иисусе Христе. Основная идея состоит в том, что мир сбился с истинного пути из-за похоти, жадности и прочих разнообразных пороков, но тот, кто примет идеи Сан Мён Муна, сумеет все это изменить к лучшему. В секте активно спекулируют на юношеском идеализме.

Когда выходные подходят к концу, вербуемого приглашают погостить еще недельку, чтобы «получше познакомиться с нами», и открыть для себя новые решения тех вопросов, «на которые в этот раз просто не хватило времени».

Как видим, муниты используют «личностно-ориентированный» подход к вербуемым. Вербовщик ни на минуту не оставляет вербуемого, и цель у него одна – изменить поведение и установки человека так, чтобы он стал членом секты Муна. Хотя в глазах новичка все выглядит так, как будто его приглашают в рай на земле.

Обычно новообращенные бросают учебу, передают общине свои деньги и все имеющееся у них имущество, отказываются от семьи и полностью посвящают себя борьбе со злом и распространению добра, преимущественно, за счет попрошайничества и вовлечения в секту новых членов.

Одной из основных причин успеха вербовочной деятельности секты Муна является то, что ее вербовщики умышленно выбирают в качестве «мишени» влияния тех, кто выглядит одиноким, несчастным, безвольным. Большинство обращенных молодых людей в момент вербовки испытывали чувство социальной отверженности, одиночества или страха, неуверенности в собственном будущем. Вторая причина успешности вербовки – в многообразии и эффективности методов манипулирования личностью, применяемых мунитами.

Механизм вербовки выглядит примерно так:

1. Небольшая уступка, на которую соглашается вербуемый, влечет за собой все более и более существенные уступки: «приходи на обед – проведи в обществе выходные – останься на недельку – отдай нам все свои деньги».

2. Новичка постоянно уверяют в том, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит его любые личностные проблемы.

3. Сила группового влияния: здесь значение имеют и численность окружающих, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с обращаемым.

4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.

5. Позитивное подкрепление (улыбки, вкусное угощение, внимание и забота, уделяемые гостю общины).

В секте Муна активно стремятся прививать своим последователям фобии. Например, известный западный исследователь сектантства, сам не один год бывший мунитом, Стивен Хассен, свидетельствует, что в 1974 году всех нью-йоркских мунитов отправили смотреть фильм «Экзорцист», в котором демон овладевал маленькой девочкой и мучил ее. После просмотра фильма рядовыми мунитами Сан Мён Мун провел встречу в своем поместье Бельведер в Территауне, штат Нью-Йорк, и заявил, что это кинофильм «создан Богом и пророчит о том, что случится с любым человеком, покинувшим его организацию».

Другая фобия выглядит так: руководство секты сообщает своим адептам, что десять поколений их предков увязли в духовном мире и от них, ныне живущих, зависит спасение своих почивших родных. Если они не исполнят приказания лидера, то все родственники в духовном мире будут вечно обвинять их в недостатке веры и в предательстве «мессии» Сан Мён Муна.

Мунитам с самого начала внушают недоверие к собственным мыслительным способностям, говоря о том, что злые силы непрерывно влияют на разум.

В данный момент, по уверениям некоторых бывших мунитов, процесс вербовки несколько изменился: исчезли бесплатные обеды, процесс вербовки стал менее напоминать капустник, основной упор делается сейчас на изучении Принципа организации, в основном, в форме лекций. Танцев больше нет, стали приветствоваться разговоры по душам вербуемого и вербовщика. Имущество и деньги перестали передавать в секту при поступлении. На Западе секта Муна постепенно приобретает черты солидной религиозной организации. Мун стар и вскоре умрет, кто займет его место, как будет далее развиваться организация, какие методы будет применять при вербовке новых членов, – все это покажет будущее.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ

В Ю ПИТАНОВ ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ... Полное содержание книги... ее можно скачать в сети или взять у преподавателя...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Существующие методы выведения из секты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология контроля сознания
4.1. Теория контроля сознания 4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению в сектантские организации 4.3. Психологический профиль лидеров сект 4.3.1. Р

Секулярная психология о проблеме профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов
5.1. Профилактика 5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период) 5.1.2. Рекомендации миссионеру 5.1.3. Кризис середины жизни 5.1.4. Рекомендации миссионеру

Практика миссионерской деятельности
6.1. Предварительные замечания 6.2. Практические рекомендации 6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики 6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и

ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ
  Определения терминов «секта» и «культ» Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:

Признаки сект
Условно признаки сект можно разбить на две большие группы: психолого-социологические и вероучительные (этико-теологические). – Социально-психологические признаки сект

Обзор антисектантской деятельности за рубежом
  Сектантский бум, возникший на территории бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов, явился своеобразным запоздалым эхом событий, разворачивавшихся в Европе и в США на рубеже 60

Секты в России
  Сектантство в России существовало всегда. В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего сове

Секты и общество
  Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и социума неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение сектантских сообществ к государству, семье, светскому зак

Секты и государство
  Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьезные различия, в частности, различна степень деструкт

Секты и семья
Руководители сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются семейные отношение: лидер – отец, если лидером является женщина – мать, последователи – дети. Все вместе – един

Секты и система образования
  Секты активно стремятся проникнуть в систему образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс «Мой мир и я»[15], в котором под маской религиозного плюрали

Секты и религиозная терпимость
  Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других? В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Ге

Теория контроля сознания
– История вопроса Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но истоки той научной теории, к рассмотрению которой мы приступаем, следует искать в середи

Запрет самостоятельного мышления
В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вов

Трансовые практики
  Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом. Вот, например, с чего начинают обработку своих будущих адептов сай

Предложенная Куртом Левином
Ставшая уже классической модель Курта Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. В сфере психического здоровья происходит как бы р

I. Размораживание
«Размораживание» (дезориентация, замешательство) состоит в дискредитации прежних жизненных ценностей и образа жизни человека. Нельзя разрушить прежнюю личность до тех пор, пока цел ее фундамент. Че

II. Изменение
  Формально пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед и т.д., неформально – через общение с другими членами

III. Замораживание
  Постепенно новая самоидентичность укрепляется, в то же время от прежней самоидентичности избавляются с помощью: 1. Отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения

Сектантские организации
Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что

Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.
11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

Мыслители, верующие, деятели, эмоционалы
Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов[42]. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания,

Медитация
Термин «медитация» «Современный словарь иностранных слов» определяет следующим образом: «Медитация (лат. Meditatio – размышление) – углубленное размышление, мысленное созерцание»[48]

Лжепророчества
Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим «Свидетели Иеговы», которые «назначали» конец св

Кризис отрочества (подростковый период)
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: вчерашние дети постепенно начинают ощущать себя вз

Рекомендации
  1. Менее вероятно, что в секту попадет подросток из благополучной семьи. Под благополучной семьей понимается та семья, в которой присутствует здоровая психологическая атмосфера. Не

Рекомендации
  Как уже говорилось выше, человек с устоявшейся системой жизненных ценностей, установок, менее подвержен влиянию сект, поэтому:   1. Для усиления сопротивления

Психологические особенности людей старческого возраста
В отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует общепризнанное определение и единый подход к пониманию доминирующей деятельности человека пожилого возраста, равно как и общепринятое

Консультирование по вопросу выхода из секты
Существует две методики ведения диалога с сектантами. Первая – конфронтационная, вторая построена в форме конструктивного диалога. Первая приемлема в тех случаях, когда Вы видите, что существует ре

Психологическая реабилитация
Пребывание в секте не может не отразиться на психическом состоянии человека. Поэтому Вы не должны считать, что если с Вашей помощью человек покинул секту, то результат уже достигнут. Его надо закре

Психологическое состояние бывшего сектанта
Попробуем на минуту заглянуть во внутренний мир бывшего сектанта и попытаемся понять, что с ним происходит.   1. В секте лишают человека привычного (несектантского) окружения

Практика психологической реабилитации
1. Лучше всего жертвам сект могут помочь те, кто некогда был на их месте.   2. Бывший сектант нуждается в восстановлении не только психического, но и физического здоровья (от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги