рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Практика психологической реабилитации

Практика психологической реабилитации - раздел Образование, ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ 1. Лучше Всего Жертвам Сект Могут Помочь Те, Кто Некогда Был На Их Месте....

1. Лучше всего жертвам сект могут помочь те, кто некогда был на их месте.

 

2. Бывший сектант нуждается в восстановлении не только психического, но и физического здоровья (отдых, полноценное питание, сон, физические упражнения). Проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит общий курс лечения для укрепления нервной системы и организма в целом.

 

3. Для успешной духовной реабилитации только что вышедшему из секты человеку лучше временно пожить в монастыре[72] или войти в небольшую церковную общину, где все прихожане знают друг друга. Но здесь чрезвычайно важно, чтобы бывший сектант встретил доброжелательное к себе отношение.

 

4. Выход из секты связан с трудностями вторичной адаптации к социальной среде, что вызывает в сектанте немотивированную подозрительность, взрывную реакцию, притупленность эмоций, агрессивность, нарушения памяти и внимания, депрессию, общую тревожность и бессонницу. Повышенная тревожность связана с неопределенностью положения выходящего из секты и усиливается воображаемыми страхами.

 

5. Не беседуйте с экс-сектантом о том, о чем он не хочет говорить, и не принуждайте его к этому. Не жалейте о времени, которое было потрачено Вами на то, чтобы помочь адепту покинуть секту. Напротив, погорюйте вместе с ним о том периоде его жизни, которое потерял он сам, будучи ее последователем. Работайте над выработкой в бывшем сектанте реалистичных ожиданий от себя и окружающих.

 

6. На первоначальном этапе выхода из секты главное – терпимость, ни в коем случае не провоцируйте конфликты. Адаптационный период предполагает ломку исходного стереотипа – «трудный характер». Надо добиться изменения в самоощущении человека, помочь ему в утверждении себя как достойного и самодостаточного. С этой целью в глазах бывшего сектанта должна быть развенчана атрибутика секты, которая до этого имела для него исключительное значение.

 

7. Самая тяжелая работа для экс-сектанта после того, как он так долго был фанатиком, – научиться тому, что является нормой жизни для всех тех, кто никогда в секте не был.

 

8. Излечение для бывшего сектанта означает переосмысление того опыта, который он приобрел в секте. Бывшим сектантам необходимо осмыслить и сделать из своего сектантского опыта необходимые для дальнейшей жизни выводы.

 

9. Цель реабилитации – воскресить психологические основы досектантской личности человека.

 

10. Выслушайте бывшего сектанта, выразите ему сочувствие без осуждения, не делайте таких неуместных замечаний, как: «Я бы в эту секту точно не попал».

 

11. Для успеха реабилитации очень важно помочь человеку восстановить способность к критическому мышлению.

 

12. Помните, что человек столкнется с теми же психологическими проблемами, которые были у него до вступления в секту.

 

13. Экс-сектант должен преодолеть в себе недоверие к окружающему миру, научившись критическому и разумному к нему отношению.

 

14. Помните, что хотя человек уже перестал быть членом секты, его привычки, способ мышления пока остаются сектантскими. Для преодоления этого необходимо предоставлять больше информации, требующей от бывшего сектанта размышления и самостоятельной оценки.

 

15. В период реабилитации очень важно создать вокруг бывшего сектанта здоровую психологическую обстановку, которая могла бы его психологически поддержать.

 

16. Важно всеми средствами пробуждать детские воспоминания (игрушки, музыка, мультфильмы, старый дом и т.д.). Но делать это имеет смысл только при условии, что эти воспоминания имеют положительное содержание, в противном случае от подобного шага следует воздержаться.

 

17. Только что вышедшего из секты человека не следует сразу же нагружать ответственностью. Чрезвычайно важно на первых порах помочь ему в принятии решений, частично сняв с него это ответственное бремя. Поощряйте каждый успех Вашего близкого, стремитесь к установлению взаимного эмоционального контакта. Желательно не только сопереживать, но и эмоционально выражать положительное отношение к каждому его успеху. Такое отношение помогает сконцентрировать силы на том, чтобы снизить ощущение неопределенности будущего.

 

18. Экс-сектанты крайне чувствительны к тому, что им говорят, поэтому не нужно прибегать к поучениям, навязывать Вашему близкому свое мнение о том, что ему делать и как думать. Как только он снова оказался с Вами, возьмите за правило внимательно выслушивать его, давая понять, что он находиться в безопасной обстановке и может свободно высказываться.

 

19. В это время важно поощрять любую положительную мотивацию, честность и искренность, стремление исполнять волю Божию, желание изменить мир к лучшему. Подобного рода мысли нужно не только признавать, но уважать и не подвергать скептическому сомнению. Особенно выразительно следует демонстрировать одобрение положительных поступков и их мотивов, позитивных личных устремлений.

 

20. После возрождения самостоятельной, не определяемой сектой мотивации поступков очень важно приложить максимальные усилия для организации успешной совместной деятельности. В период реабилитации важно добиться того, чтобы зависимость от секты, от группы была полностью снята, в противном случае, при возникновении любого конфликта, она вновь выступит на первый план, повлияет на межличностные отношения и быстро снизит эффективность усилий по выводу из секты.

 

Постепенному исцелению от беспомощности способствует анализ степени трудности решения прошлых жизненных задач, с которыми человек не сумел справиться, неуспех преодоления которых и сформировал его собственное представление о себе как о беспомощном человеке. При этом полезно переоценить (повысить) сложность прежних проблем – перевести их из класса неразрешимых для данного человека в класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых при особых условиях. (Применимо в случаях, когда причиной ухода в секту стали неудачи в личной жизни и карьере).

 

 


[1] Секты против Церкви. М., Московская Патриархия, 2000. С. 264.

[2] Здесь термин «культ» употребляется как синоним слова «секта».

[3] Далее в работе теория контроля сознания будет разобрана подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[14] См.: Религия и право №4-5. М., Институт религии и права 1999. С. 21.

[15] Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, Братство во имя князя Александра Невского, 2000. С. 212.

[16] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 43.

[17] Адливанкин И. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. М., Изд. Душепопечительского Центра св. Иоанна Кронштадского. 2004. С. 443.

[18] Там же. С. 242.

[19] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., Юриспруденция, 2001. С.20.

[20] Краткая философская энциклопедия. М.,А/О Издательская группа «Прогресс», 1994.

[21] Чалдини Роберт. Психология влияния. СПб., Питер, 2000. С. 76.

[22] Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000. С. 46.

[23] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск-Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 185.

[24] Зимбардо Филип, Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000. С. 69.

[25] См.: Зимбардо Филип, Майкл Ляйппе Майкл. Социальное влияние. СПб., Питер, 2000.

[26] Там же. С. 124.

[27] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск-Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 368.

[28] Singer Margaret & Lalich Janja. Cults in Our Midst, Jossey-Bass 1997.

[29] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 19.

[30] Анти-саентология. СПб., СПбГМТУ, 1999. С. 19.

[31] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 21.

[32] Там же. С. 37.

[33] Там же. С. 20.

[34] Там же. С. 20.

[35] Александр Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, Братство во имя св.князя Александра Невского, 2000. С. 40, 177.

[36] Экман Пол. Психология Лжи. СПб., Питер, 2000. С. 50.

[37] Там же. С. 254.

[38] Там же. С. 42.

[39] Там же. С. 43.

[40] Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза XXI века». Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2001. С. 52.

[41] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель – Трейд, 2002. С. 249.

[42] Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, Издательский дом Нева, 2001. С. 310.

[43] Там же. С. 216.

[44] Там же. С. 267.

[45] Дэвид А. Рид. За кулисами Сторожевой Башни. СПб., Санкт-Петербургский Университет, 1998. С. 92.

[46] Там же. С. 94.

[47] Там же. С. 95.

[48] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель – Трейд, 2002. С. 511.

[49] Словарь Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. М., Республика, 1996. С. 184.

[50] Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон, 1998. С. 133.

[51] Айенгар Б.К.С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси XXI. 1993. С.15.

[52] Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С.9.

[53] Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд, 2002. С. 748.

[54] Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., СПбГМТУ,1999. С. 144.

[55] См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. http://apologet.narod.ru

[56] Св. Григорий Синаит. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 233.

[57] Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.1993. С. 180-181

[58] Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие.Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С. 388.

[59] Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник, 2000. С. 154.

[60] Там же. С. 154.

[61] Там же. С. 156.

[62] См.: Карл Густав Юнг. О психологии восточной религии и философии. Московский философский фонд «Медиум», М., 1994.

[63] Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Справочник. Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1. М., Паломник, 2000. С. 157.

[64] Сейчас эта секта называется «Алеф».

[65] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., Юриспруденция, 2001. С. 395.

[66] Дэвид А.Рид. Как спасти Вашего близкого из Сторожевой Башни. СПб., ООО «ЛИДА», 2001. С. 57.

[67] Чалдини Роберт. Психология влияния. СПб., ПИТЕР, 2000. С.71.

[68] См.: Сидорова П.И., Парнякова А.В. Клиническая психология. С. 591

[69] Роналд М. Энрот. Авторитаризм в церкви злоупотребление духовной властью. СПб., Шандал. 2004. С.165.

[70] Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. Минск Москва, Харвест АСТ, 2001. С. 409.

[71] Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М., Братство Святителя Тихона, 1996. С. 42.

[72] Если бывший сектант после выхода из секты столкнется с младостарчеством, это может навсегда отвратить его от Церкви.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ

В Ю ПИТАНОВ ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ... Полное содержание книги... ее можно скачать в сети или взять у преподавателя...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Практика психологической реабилитации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология контроля сознания
4.1. Теория контроля сознания 4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению в сектантские организации 4.3. Психологический профиль лидеров сект 4.3.1. Р

Секулярная психология о проблеме профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов
5.1. Профилактика 5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период) 5.1.2. Рекомендации миссионеру 5.1.3. Кризис середины жизни 5.1.4. Рекомендации миссионеру

Практика миссионерской деятельности
6.1. Предварительные замечания 6.2. Практические рекомендации 6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики 6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и

ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ
  Определения терминов «секта» и «культ» Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:

Признаки сект
Условно признаки сект можно разбить на две большие группы: психолого-социологические и вероучительные (этико-теологические). – Социально-психологические признаки сект

Обзор антисектантской деятельности за рубежом
  Сектантский бум, возникший на территории бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов, явился своеобразным запоздалым эхом событий, разворачивавшихся в Европе и в США на рубеже 60

Секты в России
  Сектантство в России существовало всегда. В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего сове

Секты и общество
  Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и социума неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение сектантских сообществ к государству, семье, светскому зак

Секты и государство
  Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьезные различия, в частности, различна степень деструкт

Секты и семья
Руководители сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются семейные отношение: лидер – отец, если лидером является женщина – мать, последователи – дети. Все вместе – един

Секты и система образования
  Секты активно стремятся проникнуть в систему образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс «Мой мир и я»[15], в котором под маской религиозного плюрали

Секты и религиозная терпимость
  Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других? В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Ге

Теория контроля сознания
– История вопроса Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но истоки той научной теории, к рассмотрению которой мы приступаем, следует искать в середи

Запрет самостоятельного мышления
В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вов

Трансовые практики
  Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом. Вот, например, с чего начинают обработку своих будущих адептов сай

Предложенная Куртом Левином
Ставшая уже классической модель Курта Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. В сфере психического здоровья происходит как бы р

I. Размораживание
«Размораживание» (дезориентация, замешательство) состоит в дискредитации прежних жизненных ценностей и образа жизни человека. Нельзя разрушить прежнюю личность до тех пор, пока цел ее фундамент. Че

II. Изменение
  Формально пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед и т.д., неформально – через общение с другими членами

III. Замораживание
  Постепенно новая самоидентичность укрепляется, в то же время от прежней самоидентичности избавляются с помощью: 1. Отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения

Сектантские организации
Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что

Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.
11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

Мыслители, верующие, деятели, эмоционалы
Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов[42]. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания,

Существующие методы выведения из секты
  История развития методов психологической реабилитации и профилактики контроля сознания, применяемых в тоталитарных сектах, относительно непродолжительна. С проблемой сектантства чел

Медитация
Термин «медитация» «Современный словарь иностранных слов» определяет следующим образом: «Медитация (лат. Meditatio – размышление) – углубленное размышление, мысленное созерцание»[48]

Лжепророчества
Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим «Свидетели Иеговы», которые «назначали» конец св

Кризис отрочества (подростковый период)
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: вчерашние дети постепенно начинают ощущать себя вз

Рекомендации
  1. Менее вероятно, что в секту попадет подросток из благополучной семьи. Под благополучной семьей понимается та семья, в которой присутствует здоровая психологическая атмосфера. Не

Рекомендации
  Как уже говорилось выше, человек с устоявшейся системой жизненных ценностей, установок, менее подвержен влиянию сект, поэтому:   1. Для усиления сопротивления

Психологические особенности людей старческого возраста
В отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует общепризнанное определение и единый подход к пониманию доминирующей деятельности человека пожилого возраста, равно как и общепринятое

Консультирование по вопросу выхода из секты
Существует две методики ведения диалога с сектантами. Первая – конфронтационная, вторая построена в форме конструктивного диалога. Первая приемлема в тех случаях, когда Вы видите, что существует ре

Психологическая реабилитация
Пребывание в секте не может не отразиться на психическом состоянии человека. Поэтому Вы не должны считать, что если с Вашей помощью человек покинул секту, то результат уже достигнут. Его надо закре

Психологическое состояние бывшего сектанта
Попробуем на минуту заглянуть во внутренний мир бывшего сектанта и попытаемся понять, что с ним происходит.   1. В секте лишают человека привычного (несектантского) окружения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги