рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обзор антисектантской деятельности за рубежом

Обзор антисектантской деятельности за рубежом - раздел Образование, ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ   Сектантский Бум, Возникший На Территории Бывшего Советского С...

 

Сектантский бум, возникший на территории бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов, явился своеобразным запоздалым эхом событий, разворачивавшихся в Европе и в США на рубеже 60-х – 70 гг. ХХ века.

Глубокий кризис традиционной религиозности в этот период создал условия для возникновения огромного количества сект, предлагавших новую альтернативную духовность, основанную, преимущественно, на восточной философии и восточных же религиозных практиках.

Питательной средой для развития и распространения сектантстских учений стала радикально настроенная «неформальная» молодежь, отвергавшая и формализованную церковную веру, и «ханжескую» буржуазную мораль.

Многие активно действующие сегодня в России секты зародились или обрели свою силу в Западной Европе и США именно в этот период. Многие доморощенные сектантские группы также базируются на идеях, приобретших популярность на Западе именно в это время.

Наибольшую скандальную известность приобрела возникшая в 1967 г. в США секта «Дети Бога»,основанная бывшим протестантским проповедником Дэвидом Брандтом Бергом. В секту входило большое число подростков, которых заставляли заниматься попрошайничеством, постоянно перевозили с места на место; адептов заставляли заниматься педофилией, родителей принуждали вступать в половые отношения с собственными детьми. В начале 1970-х родители несовершеннолетних членов секты создали общественный комитет, который через бывших последователей собирал информацию о том, что происходило внутри секты, отслеживал перемещения групп сектантов и сообщал о фактах правонарушений полиции. Организация получила название «Освободим детей Бога». Она стала одной из первых общественных антисектантских организаций на Западе. Впоследствии появились и другие комитеты, специализировавшиеся на конкретных сектах и состоявшие преимущественно из родителей и бывших сектантов.

Широкое распространение сектантства в Западной Европе и США быстро вызвало достаточно активное противодействие. Антисектантское движение вскоре также стало весьма влиятельной силой. В середине 70-х годов появилось несколько крупных организаций, имевших в своем составе психологов, религиоведов и даже собственных агентов, внедрявшихся в секты с целью разрушить их изнутри. Эти организации получили поддержку со стороны властей и христианских церквей, преимущественно протестантских. Крупнейшими противосектантскими организациями США стала CAN – «Сеть осведомления о культах», а также AFF – «Американский семейный фонд», основанный в 1979 году.

Подобные организации были созданы и в Европе. В частности, в 1976 г. в Великобритании был основан комитет, получивший название FAIR – «Семейные действия, информирование и спасение». В 1989 г. профессором социологии Айлин Баркер была создана организация INFORM (Information Network Focus on Religious Movements) – «Информационная сеть по религиозным движениям», которая распространяет информацию о «новых религиозных движениях», а также организует однодневные семинары для их бывших членов, а также для родителей сектантов. Примечательно, что кураторами этой организации являются видные общественные и религиозные деятели Великобритании, в том числе Архиепископ Кентерберийский, католический епископ Чарлз Хендерсон, Лорд Дарендорф и другие.

Следует отметить, что деятельность первых антисектантских организаций не всегда удерживалась в рамках закона. Их сотрудники порой прибегали к таким методам, как похищение и насильственное удержание сектантов, «депрограммирование» и т. п. Вполне понятно, что родители, потерявшие в секте своих детей, как правило, готовы прибегнуть к любым мерам, использовать любые средства, чтобы вернуть их домой. Секты в таких случаях жаловались властям, обращались в суд, начинались длительные судебные разбирательства. Сегодня подобные методы освобождения от влияния сект признаются недопустимыми большинством антисектантских организаций. Некоторые из них, например INFORM, напротив, проявляют во всех действиях и высказываниях крайнюю осторожность, нередко вызывающую обвинения в излишне лояльном отношении к сектам.

В 1980 – 1990 гг. между сектами и антисектантскими организациями велась настоящая война, в которую были вовлечены журналисты, религиозные и политические деятели. Это отнюдь не были «гонения», в которых страдала только одна сторона. Секты активно прибегали к ответным действиям, в частности, создавали свои родительские комитеты, состоявшие из «действующих» сектантов, которые отстаивали интересы сект, прикрываясь лозунгом «защиты прав религиозных меньшинств». Были опубликованы десятки статей, направленные как против сект, так и в их поддержку.

Именно к этому времени относятся наиболее громкие судебные процессы, связанные с сектами. В абсолютном большинстве случаев удалось доказать виновность сект в различных правонарушениях и привлечь их представителей к ответственности. Так, 18 марта 1982 год Апелляционный суд Дуа (Франция) признал Центр дианетики виновным в распространении ложных сведений, приравненных к нанесению ущерба. Верховный суд Дижона 9 января 1987 года признал виновным директора сайентологического центра «Нарконон» в том, что он не оказал помощи человеку, находившемуся в опасности. 26 января 1988 года Верховный суд Парижа, осудил президента Ассоциации унификации мирового христианства (ветвь секты Муна), за уклонение от уплаты налогов. 13 октября 1993 года тот же суд признал виновной в клевете заведующую изданием «Этика и свобода» – одного из журналов церкви сайентологии. 9 февраля 1995 года Верховный суда Версаля признал руководителей секты «Цитадель» виновными в насильственных действиях над несовершеннолетними, похищении и лишении свободы. В октябре 1996 года во Франции три сайентолога были приговорены к тюремному заключению сроком от 6 до 18 месяцев за оказание давления на свидетеля-эксперта. 22 ноября 1996 года суд в Лионе признал виновным 14 сайентологов в мошенничестве. Бывший глава сайентологической организации Лиона Жан Жак Мазье был приговорен к 18 месяцам тюрьмы, 18 месяцам условного заключения и оштрафован на 500 000 франков.

В Италии также состоялся ряд судебных процессов над сайентологами: 27 марта 1990 года в Тренто, затем 5 ноября 1993 года в Милане, где было установлено, что сайентология является преступным сообществом. 18 января 1997 г. миланский апелляционный суд присудил 29 членов Церкви сайентологии к срокам тюремного заключения от 9 до 20 месяцев за криминальное сообщество. Еще семь сайентологов были присуждены к более мягким наказаниям за эксплуатацию умственно отсталых людей.

В Германии решением Федерального трудового суда Гамбурга от 22 марта 1995 года сайентологической церкви было отказано в регистрации в качестве религиозной организации, дававшей ей существенные налоговые льготы. Более того, в Германии за сайентологией ведомством по охране конституции, а именно внутренней секретной службой, было установлено наблюдение. Это ведомство принимает меры, препятствующие деятельности сайентологов в Германии, информирует население о последствиях контактов с этой организацией, предупреждает его не доверять обещаниям сайентологов. Вся информация, собираемая этим ведомством, передается министерствам на уровне федеральных земель и на уровень федерации. Пострадавшим от деятельности сайентологов предоставляется помощь как государственными, так и негосударственными организациями. В Гамбурге и Баварии при приеме на госслужбу практикуется так называемый «вопрос о сайентологии»: претенденты на место должны доказать, что они не являются членами секты[5].

Религиозный статус сайентологии и ее освобождение от налогов были отменены в 1996 году также во Франции и Дании. В Великобритании религиозный статус сайентологии никогда не признавался. Ей было отказано и в получении статуса благотворительной организации.

В Греции 3 июня 1986 года суд Афин постановил распустить организацию под названием «Культурная организация Бхактиведанта» и передать ее имущество государству, поскольку признал, что цель и функционирование этой организации стали незаконными и противоречат общественному порядку. В июле 1996 года после получения 4200 жалоб греческий суд запретил в Афинах сайентологическую организацию, а 7 октября 1996 года Афинский суд первой инстанции дал негативную оценку деятельности «Центра прикладной философии Греции», под вывеской которого скрывалась все та же сайентология. Наконец, 17 января 1997 года в судебном порядке была запрещена деятельность любых сайентологических организаций на всей территорииГреческой Республики.

Подобные судебные процессы, направленные против сект прошли и в других странах, не только в Европе, но также в Новом Свете и в Азии.

В США, где принцип религиозного плюрализма заложен в самой основе государственности, негативную оценку Церкви сайентологии дал 16 октября 1984 года Верховный суд штата Калифорния. Верховный суд Канады в деле «Кейси Хилл против Церкви сайентологии» в 1995 г. принял решение, подтвердившее приговор о самом большом в канадской истории штрафе за клевету (1,6 миллионов канадских долларов), который обязана была выплатить секта.

В Японии окружной суд Фукуока 27 мая 1994 года постановил, что «Церковь объединения» юридически ответственна за незаконные действия по вымогательству денежных пожертвований и обязал ее к выплате материального ущерба, нанесенного гражданам.

В конечном итоге, в результате громких судебных дел и давления общественности проблема сект привлекла к себе внимание властей самого высокого уровня. В ряде европейских стран были приняты законодательные меры, ограничивающие деятельность сект. Так, 22 декабря 1995 года французским парламентом был опубликован обширный документ «Секты во Франции», в котором содержится озабоченность тем, что «все возрастающее количество адептов часто втягиваются полностью вплоть до потери части своей идентичности (индивидуальности личности) в новые религиозные движения (…) Вмешательство государственной власти настоятельно необходимо, когда такая вовлеченность приводит к психологической зависимости, которую эксплуатируют руководители сект в своих корыстных целях. Судебные решения, принятые за последние годы, ясно показывают, что множество из них признаны виновными в правонарушениях от обмана или мошенничества до притеснений, нанесения физического ущерба и насильственной изоляции»[6]. Говоря о положении сектантства во Франции, нужно заметить, что в этой стране религиозные организации имеют несколько статусов. Для регистрации религиозная организация должна обратиться в префектуру. На практике для этого достаточно заявления представителей организации, в котором говорится, что она является религиозной, и администрация префектуры не должна проверять, соответствует ли эта информация действительности. Но религиозные организации во Франции освобождаются от уплаты налога на землю и имеют ряд других льгот (например, государство и местные органы за свой счет содержат те культовые здания, которые ему принадлежат), поэтому если организация потребует налоговые и иные льготы, то администрация должна проверить присутствие в организации двух составляющих религиозного культа: 1) субъективного элемента: веры в божество; 2) объективного элемента: существования сообщества, которое собирается на религиозные церемонии для исполнения обрядов. Деятельность любой религиозной организации может быть приостановлена по соображениям общественного порядка. Главный принцип, практикуемый во Франции при работе с сектами, заключается в том, что работа направлена не на борьбу с религиозным учением (конечно, кроме тех случаев, когда откровенно попираются основные свободы), борьба направлена на пресечение деятельности групп, которые практикуют механизмы порабощения, поощряют своих членов на противозаконные действия, затрудняют их возврат к полноценной жизни, подталкивают к утрате семейных и социальных связей и интеллектуальных ориентиров. Под особым наблюдением государственных структур находятся дети, чьи родители являются членами разных сект[7].

Проблемой сектантства озабочено и МВД Великобритании. Первый заместитель министра внутренних дел и депутат Парламента Великобритании Томас Саквиль 19 октября 1996 года признал: «Раньше Министерство внутренних дел казалось нейтральным в этом вопросе, и я очень сожалею об этом. Мы стоим на антисектантской позиции... Эти люди чрезвычайно коварны, и они вовлекут новых членов, чтобы эксплуатировать их, манипулировать ими, и злоупотреблять своей властью над ними»[8]. Впредь нейтральный термин «новые религиозные движения» не будет использоваться в Британском МВД.

В настоящее время во многих европейских странах взаимоотношения между государством и религиозными объединениями построены таким образом, что так называемые «нетрадиционные религии» фактически не имеют возможностей для осуществления широкомасштабной деятельности[9], хотя они могут официально существовать и заниматься привлечением новых последователей. Например, в Италии и Испании секты (новые религиозные движения) не наделяются правовым статусом религиозного объединения (как традиционные конфессии), а действуют на общих основаниях в качестве ассоциаций. В Литве по закону «О религиозных общинах и сообществах» от 4 октября 1995 г. правами юридического лица наделяются только те организации, которые признаны «частью исторического, духовного и социального наследия Литвы». Разумеется, секты в эту категорию не попадают.

В Германии юридический статус религиозных сообществ может быть двух видов: специальный и обычный. Специальный статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и возможность заключать соглашения с государством с целью получения доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т. п. Однако чтобы получить этот статус религиозное объединение должно объединять в своих рядах не менее 1% населения соответствующей германской территории.

В Австрии необходимость серьезного подхода к проблеме сектантства была осознана руководством страны еще в 60-гг XX века. В 1977 году была создана специальная организация «Ассоциация духовных свобод», которая занималась этой проблемой, позже организация была переименована в «Общество против опасных сект и культов». Эта организация была основана федеральным министром Гертрудой Фрилих-Сандтер. «Ассоциация духовных свобод» выпустила ряд брошюр, посвященных сектантству, например «Религия молодежи, психокульты, движения гуру». В ноябре 1996 года министр Мартин Бартенштейн (департамент охраны окружающей среды, защиты молодежи и семьи) представил брошюру «Культы: знание защищает!». Ее тираж составил 400 000 экземляров, сама брошюра вызвала широкий резонанс в СМИ. В январе 1998 года был принят закон, согласно которому любой религиозной организации может быть отказано в регистрации, если она использует психологическое насилие при обращении людей и наносит психологический вред детям. Любые новые религиозные группы имеют юридический статус ниже статуса традиционных религиозных организаций. Например, только через десять лет после своего появления статус новообразованной организации может быть изменен на более высокий, со всеми следующими отсюда льготами. Государство поддерживает ряд антисектантских организаций, финансируя их[10]. Таким образом, как мы видим, на пути распространения сектантства в европейских странах поставлен серьезный заслон на государственном уровне.

Положение с сектантством в США непростое, равно как не все так просто и с отношением к этой проблеме правительства США. Это связано, прежде всего, с пониманием свободы совести, отличным от европейского. Если в Европе свободу совести понимают как право на личную свободу гражданина выбирать свою веру и быть защищенным от попыток психологического давления и манипуляций на него со стороны религиозных организаций, то в США свобода совести – это, в первую очередь, корпоративная свобода, свобода любой организации отстаивать свои интересы, даже подавляя интересы своих членов и своих критиков[11]. Недавно в США был принять закон, согласно которому любая группа, объявившая свое учение религией, автоматически признается таковой. И при этом никаких проверок и экспертиз государство не проводит[12]. В 1998 году Конгресс США одобрил Международный акт о религиозной свободе. Цель этого акта – оказание помощи всем преследуемым по религиозным мотивам. В частности, в этот закон включены статьи относительно использования некоторых терминов. Этот закон разрешает религиозным группам, даже тем, которые используют в своей деятельности деструктивные методы, сообщать в посольства США о примерах ограничения религиозных свобод за рубежом. Это приводит к тому, что, например, использование таких слов и словосочетаний как «секта», «деструктивный культ» может привести к торговым санкциям со стороны США по отношению к любой стране мира. Госдепартамент заявляет, что сами эти понятия и словосочетания не запрещены, но применение этих понятий по отношению к конкретным организациям ставит на них «позорное пятно», а значит использовать их нельзя под страхом возможных санкций со стороны госдепартамента. Такое положение сложилось в результате того, что сектам удалось создать в США мощнейшее лобби, которое защищает их интересы. Ярким примером этого может служить, например, тот факт, что Сан Мен Мун в марте 2004 года был коронован как мессия в здании американского Конгресса, и сенаторы с поклоном преподнесли ему корону. Необычного статуса удалось достичь в США и сайентологам: они полностью освобождены от уплаты налогов для консультационных сайентологических центров, а начиная с 1993 года, сайентологи позиционируют себя как религиозную организацию, официально признанную правительством США. Все это заставляет с тревогой воспринимать происходящее в США и ожидать оттуда еще многих неприятных «сюрпризов» в сфере сектантства. Но несмотря на все вышесказанное в США так же существуют антисектантские центры, которые выполняют свою работу, но делать это с каждым годом им становится все труднее и труднее.

Помимо законодательных ограничений, накладываемых на деятельность сект правительствами зарубежных государств, практически в каждой стране Европы, а также в США и Канаде действуют государственные и частные центры, распространяющие объективную информацию о сектах, а также оказывающие психологическую помощь лицам, пострадавшим от их влияния.

Западный опыт антисектантской деятельности, с учетом поправок на российские реалии, несомненно, может быть использован при проведении подобной работы в нашей стране, тем более что контакты между отечественными и зарубежными организациями, занимающимися проблемой сект, уже существуют.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЭТА ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЛЕДУЮЩЕЙ КНИГИ

В Ю ПИТАНОВ ВВЕДЕНИЕ В СЕКТОВЕДЕНИЕ... Полное содержание книги... ее можно скачать в сети или взять у преподавателя...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обзор антисектантской деятельности за рубежом

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психология контроля сознания
4.1. Теория контроля сознания 4.2. Психологические проблемы, способствующие вовлечению в сектантские организации 4.3. Психологический профиль лидеров сект 4.3.1. Р

Секулярная психология о проблеме профилактики вовлечения в сектантские движения и психологической реабилитации бывших сектантов
5.1. Профилактика 5.1.1. Кризис отрочества (подростковый период) 5.1.2. Рекомендации миссионеру 5.1.3. Кризис середины жизни 5.1.4. Рекомендации миссионеру

Практика миссионерской деятельности
6.1. Предварительные замечания 6.2. Практические рекомендации 6.2.1. Теоретические предпосылки православной апологетики 6.2.2. Рекомендации по написанию апологетических и

ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ
  Определения терминов «секта» и «культ» Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:

Признаки сект
Условно признаки сект можно разбить на две большие группы: психолого-социологические и вероучительные (этико-теологические). – Социально-психологические признаки сект

Секты в России
  Сектантство в России существовало всегда. В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего сове

Секты и общество
  Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и социума неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение сектантских сообществ к государству, семье, светскому зак

Секты и государство
  Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьезные различия, в частности, различна степень деструкт

Секты и семья
Руководители сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются семейные отношение: лидер – отец, если лидером является женщина – мать, последователи – дети. Все вместе – един

Секты и система образования
  Секты активно стремятся проникнуть в систему образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс «Мой мир и я»[15], в котором под маской религиозного плюрали

Секты и религиозная терпимость
  Где границы терпимости общества? Можно ли во имя свободы одних ограничивать свободу других? В документе «Всеобщая декларация прав человека», принятом и провозглашенном резолюцией Ге

Теория контроля сознания
– История вопроса Проблема манипуляции и управления людьми существовала всегда, но истоки той научной теории, к рассмотрению которой мы приступаем, следует искать в середи

Запрет самостоятельного мышления
В секте постепенно отучают от психологической независимости. Сектант не имеет самостоятельной ценности как личность. Его ценность определяется только степенью вов

Трансовые практики
  Применение практик, приводящих к гипнотическому трансу, в сектах является не исключением, а повсеместным правилом. Вот, например, с чего начинают обработку своих будущих адептов сай

Предложенная Куртом Левином
Ставшая уже классической модель Курта Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. В сфере психического здоровья происходит как бы р

I. Размораживание
«Размораживание» (дезориентация, замешательство) состоит в дискредитации прежних жизненных ценностей и образа жизни человека. Нельзя разрушить прежнюю личность до тех пор, пока цел ее фундамент. Че

II. Изменение
  Формально пошаговое создание и навязывание новой самоидентичности осуществляется в ходе индоктринальных занятий – лекций, бесед и т.д., неформально – через общение с другими членами

III. Замораживание
  Постепенно новая самоидентичность укрепляется, в то же время от прежней самоидентичности избавляются с помощью: 1. Отделения от прошлого; сокращения или полного прекращения

Сектантские организации
Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что

Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.
11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

Мыслители, верующие, деятели, эмоционалы
Американский психолог Стивен Хассен выделил четыре психологических профиля сектантов[42]. Тех, кого в секте привлекла возможность получить новые знания,

Существующие методы выведения из секты
  История развития методов психологической реабилитации и профилактики контроля сознания, применяемых в тоталитарных сектах, относительно непродолжительна. С проблемой сектантства чел

Медитация
Термин «медитация» «Современный словарь иностранных слов» определяет следующим образом: «Медитация (лат. Meditatio – размышление) – углубленное размышление, мысленное созерцание»[48]

Лжепророчества
Лидеры сект, претендуя на обладание харизматическими дарами, в том числе и на дар пророчества, активно лжепророчествуют. В частности, знамениты этим «Свидетели Иеговы», которые «назначали» конец св

Кризис отрочества (подростковый период)
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: вчерашние дети постепенно начинают ощущать себя вз

Рекомендации
  1. Менее вероятно, что в секту попадет подросток из благополучной семьи. Под благополучной семьей понимается та семья, в которой присутствует здоровая психологическая атмосфера. Не

Рекомендации
  Как уже говорилось выше, человек с устоявшейся системой жизненных ценностей, установок, менее подвержен влиянию сект, поэтому:   1. Для усиления сопротивления

Психологические особенности людей старческого возраста
В отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует общепризнанное определение и единый подход к пониманию доминирующей деятельности человека пожилого возраста, равно как и общепринятое

Консультирование по вопросу выхода из секты
Существует две методики ведения диалога с сектантами. Первая – конфронтационная, вторая построена в форме конструктивного диалога. Первая приемлема в тех случаях, когда Вы видите, что существует ре

Психологическая реабилитация
Пребывание в секте не может не отразиться на психическом состоянии человека. Поэтому Вы не должны считать, что если с Вашей помощью человек покинул секту, то результат уже достигнут. Его надо закре

Психологическое состояние бывшего сектанта
Попробуем на минуту заглянуть во внутренний мир бывшего сектанта и попытаемся понять, что с ним происходит.   1. В секте лишают человека привычного (несектантского) окружения

Практика психологической реабилитации
1. Лучше всего жертвам сект могут помочь те, кто некогда был на их месте.   2. Бывший сектант нуждается в восстановлении не только психического, но и физического здоровья (от

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги