рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Механицизм и холистическая философия

Механицизм и холистическая философия - раздел Образование, ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ В Новое Время Сложился Тип Мировоззрения, Которое Представляет Научное Знание...

В Новое время сложился тип мировоззрения, которое представляет научное знание как наивысшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. От латинского слова «наука» это направление получило название сциентизм. В соответствии ему, наука важнее всего, а остальное ценно лишь в той мере, в какой это научно и не имеет ценности, если ненаучно. Идеалом для сциентизма выступает не всякая наука, а именно естествознание, по образцу которого должно быть построено социально-гуманитарное знание и вся культура. Сциентизм утвердился в конце XIX в., и сразу же возникла его альтернатива – антисциентизм. Он подчеркивает ограниченность возможностей науки, а иногда даже трактует ее как враждебную человеку силу. Наиболее грубая форма сциентизма – это механицизм, который признает единственно реальной механическую форму движения материи. Иначе говоря, механистическая философия – это самая примитивная форма материализма. Она сводит высшее к низшему, сложное к простому, т.е. страдает редукционизмом. Однако известно, что даже физические процессы (например, перераспределение тепла), не говоря уже о химических реакциях, есть нечто большее, чем простое взаимодействие маленьких механических шариков – атомов и молекул. Равным образом, социальные отношения больше межличностных взаимодействий.

В XIX в. начались революционные перемены в физике, положившие конец господству механистической философии. Они были связаны с экспериментами Фарадея и теоретическими работами Максвелла по электромагнитным явлениям. А. Эйнштейн первым высказал мысль, что электромагнитные поля существуют сами по себе (а не в материальном эфире) и способны распространяться в пустом пространстве. Созданная Э. Резерфордом модель атома представила его не как плотное материальное тело, а скорее как преимущественно пустое: малое ядро с электронным облаком вокруг. В соответствии со знаменитой формулой Эйнштейна масса была понята как форма организации энергии. Все эти физические открытия имели важное философское значение. Они разрушали механистическое мировоззрение, которое отвергает сложные формы бытия и часто откровенно потешается над духовностью.

Сциентистская психиатрия и психология объявляют галлюцинациями и искажениями реальности способности некоторых людей наблюдать нематериальные объекты. Революционный характер в этой связи имеют исследования выдающегося психолога ХХ в. К.Г. Юнга, который в своей клинической работе наблюдал множество совпадений необычных психических переживаний со схожими событиями во внешнем мире, – связь, которую невозможно объяснить на основании линейной причинности. В ХХ в. были открыты новые принципы, имеющие далеко идущие научные перспективы. Они были названы холономными («целостно-законными») и прямо противоположны принципам механистических взаимодействий. Так возникла холистическая философия, или холизм, ключевым понятием которого является «целое», или целостность («the whole»). Холономное понимание реальности описывает ее как неразрывное целое, вовлеченное в такое движение, где любая сущность и любое событие производны от этой целостности. Холономный подход к миру можно встретить уже в ведической философии, где первичные частицы жизни («дживы») являются основой не только человеческой и животной жизни, но также растительной и неорганической. Аналогично понимание монады в философии Лейбница. Показательно, что все знание о вселенной можно вывести из одной единственной монады точно так же, как можно клонировать весь организм из одной его клетки.

Мощной метафорой холономного подхода является техника голографии (трехмерной фотографии), в которой используется интерференция света, отраженная от объекта. Возможно, человечество приближается к сдвигу господствующей парадигмы (концепции миропонимания) и появлению той, которая способна синтезировать разнообразие данных квантовой физики на новом уровне холистического понимания, включающего в себя и нетрадиционное для нашего времени целительство, и древние религиозные практики. Пока же большинство людей даже в начале ХХI в. не только не готово к восприятию холистического мировоззрения, но не признают реальным то, что нельзя потрогать руками. Именно холизм является философским основанием антропокосмизма, понимания целостности человека и целостности мира в их взаимосвязи. Если разврат – это отсутствие целостности в любви, ее разделение вплоть до влечения к разным частям тела, то механицизм можно назвать мировоззренческим развратом и надеяться на его преодоление посредством интеллектуальной и духовной эволюции.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Смысл жизни человека Абсолютно... ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ... ЦЕННОСТИ Понятие ценности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Механицизм и холистическая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейный поиск человека
Одной из важнейших ценностей для человека является сам человек. Именно поэтому он становится объектом исследования целого ряда наук – как естественных, так и социально-гуманитарных. Однако изучение

Философское определение человека
Человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к прир

Природное и духовное в человеке
Человек связан с природой своим телом и его потребностями. Как известно, природное начало во многом направляет человеческую психику, однако оно постоянно наталкивается на заградительную функцию кул

Смысл жизни человека
Находясь в здравом уме, человек понимает смысл самого незначительного из своих поступков. Он всегда может объяснить, зачем делает что-либо конкретное, но вопрос о смысле всей жизни не всегда считае

Философско-антропологические учения
Исходным пунктом философской антропологии XIX в. стал крах рационалистического представления о человеке. А. Шопенгауэр высказал мысль о том, что существует не столько детерминация человеческого пов

Сущность сознания
Понятие сознания выделяется при рассмотрении структуры человеческой психики. Оно представляет собой высшую, меньшую и видимую часть психики. В этом качестве сознание противостоит психическому бессо

Сознание и язык
Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, познают мир и себя, хранят и передают информацию. Сознание оформляется в языке, с которым оно неразрывно связано. В зависимости от развит

Проявление и роль бессознательного
Большая часть психических процессов и состояний, не представленных в сознании и являющаяся его альтернативой, называется бессознательным. Это также низшая и скрытая часть человеческой психики. Нахо

Общество как целое
С одной стороны, общество – это часть мира, обособившаяся от природы и имеющая свою специфику, с другой – сам человек не может не быть общественным существом. Таким образом, общество, социальность

Социальная структура общества
Носителем деятельности является ее субъект, носителем социальной деятельности – социальный субъект. В качестве социальных субъектов выступают различные социальные группы, т.е. общности людей, объед

Взаимосвязь личности и общества
Понятие личности включает в себя существенную совокупность сверхфизических качеств человека: его духовную, психическую, социальную составляющие. Чтобы стать личностью, необходимо, но не достаточно

Проблема отчуждения
В ряду фундаментальных проблем философии – таких, как проблемы единства мира и его познаваемости – важное место занимает проблема отчуждения человека от мира. Философский характер этой проблемы опр

Человек в информационно-техническом мире
Не будет преувеличением утверждать, что современная цивилизация включает в себя информацию и технологию как необходимые условия собственного развития. В настоящее время техника понимается как созда

Общественный прогресс
Представление человека о прогрессивном развитии общества не является универсальным. Оно опирается на христианскую культурную традицию, получившую наибольшее распространение в европейском общественн

Сущность утопизма
Различные социальные проблемы издавна побуждали людей задумываться не только о способах их разрешения, но и о создании идеального общества, в котором бы этих проблем не было. Понятие утопического с

Понятие ценности
Духовность каждого человека и человеческая духовность в целом, а значит и бытие как личности, так и общества, невозможно без ориентации на некоторые идеальные ценности. Человека интересуют не столь

Социальное значение ценностей
Ценность является своеобразным катализатором человеческой активности. Для того, чтобы социальные нормы и цели эффективно побуждали человека к деятельности, они должны воздействовать не столько извн

Абсолютное и относительное в ценностях
Основной вопрос аксиологии можно ужесточить до постановки проблемы об абсолютном содержании ценностей, которая еще не решается признанием их реального, т.е. сверхсубъективного характера. Абсолютное

Основные ценности культуры
Поскольку ценности отражают человеческую сущность, одно из определений культуры характеризует ее как процесс и результат реализации определенных ценностей. Это может быть отнесено не только к конкр

Культура и цивилизация
На основе культуры возникает цивилизация. Эти понятия взаимосвязаны и лишь относительно противостоят друг другу. Иногда они употребляются как синонимы, что не соответствует их значениям. Столь же н

Субъектное и объектное бытие человека
Духовно-природная двойственность человека порождает проблему его субъектного и объектного бытия. В первом случае человек является активно творящим себя и мир субъектом, во втором, соответственно, –

Проблема единства человеческой природы
Один из важнейших вопросов социальной антропологии состоит в том, существует ли некоторая единая человеческая природа, не растворяемая без остатка в истории? Общетеоретический метод единства истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги