рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философское определение человека

Философское определение человека - раздел Образование, ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ Человек Сумел По-Другому, По-Новому Наладить Отношения С Природой, Со Средой ...

Человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к природе человек приспосабливает ее к себе. Человек создает специфическую сферу своего бытия – культуру. В ней он опредмечивает и тем самым закрепляет свои способности. С помощью культуры человек усваивает и предшествующий опыт, накопленный человечеством. Определение человека как существа культурного имеет принципиальное значение и устанавливает не количественное, а именно качественное отличие человека от животных. Но это определение является формальным: выяснив, как содержит себя человеческая сущность, необходимо еще определить, что она из себя представляет.

Опытным путем доказано, что высшие животные могут совершать вполне умные действия. Старое представление о том, что животным присущи лишь инстинкт и память, не выдерживает критики. Животное – не механизм влечений. Оно может их определенным образом регулировать и в известных пределах даже избегать близкой выгоды ради достижения более отдаленных во времени, зато больших преимуществ. Чего действительно нет у животного, так это предпочтения в выборе самих ценностей, например, полезного в ущерб приятному. Очевидно, что специфика человека, или то, что можно назвать его особым положением, возвышается над техническим интеллектом и способностью к выбору. То, что делает человека человеком, есть принцип, который не сводим к естественной эволюции жизни. Для его обозначения можно употребить широкое по смыслу слово, которое заключает в себе и понятие разума, но наряду с ним охватывает и целый ряд ценностей и высших чувств. Это слово – дух. Таким образом, содержательное определение человека в том, что он есть духовное существо. Всякое животное – высоко- или низкоорганизованное – действует сообразно своим влечениям, каким бы хитроумным это действие ни было. Человек же, как духовное существо, вольно или невольно пропускает свои влечения через систему своих идей и ценностей и только потом действует сообразно своей духовности.

Только человеку присуще самосознание – как способность осознавать себя и отделять от окружающего мира. С возникновением самосознания появляется и представление о мировом пространстве. Необходимо различать понятия духа и души, первое из которых возвышается над жизнью, а второе представляет собой ее психическое проявление. То, что называется физиологическим и психическим, это две стороны одного и того же процесса – жизни. Духовность человека отличается от его психофизических проявлений. Она включает в себя принципы, которые не вырастают из жизни, а в определенном смысле даже противостоят ей. Отсюда вытекает особая проблема взаимосвязи природного и духовного в человеке.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Смысл жизни человека Абсолютно... ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ... ЦЕННОСТИ Понятие ценности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское определение человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейный поиск человека
Одной из важнейших ценностей для человека является сам человек. Именно поэтому он становится объектом исследования целого ряда наук – как естественных, так и социально-гуманитарных. Однако изучение

Природное и духовное в человеке
Человек связан с природой своим телом и его потребностями. Как известно, природное начало во многом направляет человеческую психику, однако оно постоянно наталкивается на заградительную функцию кул

Смысл жизни человека
Находясь в здравом уме, человек понимает смысл самого незначительного из своих поступков. Он всегда может объяснить, зачем делает что-либо конкретное, но вопрос о смысле всей жизни не всегда считае

Философско-антропологические учения
Исходным пунктом философской антропологии XIX в. стал крах рационалистического представления о человеке. А. Шопенгауэр высказал мысль о том, что существует не столько детерминация человеческого пов

Сущность сознания
Понятие сознания выделяется при рассмотрении структуры человеческой психики. Оно представляет собой высшую, меньшую и видимую часть психики. В этом качестве сознание противостоит психическому бессо

Сознание и язык
Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, познают мир и себя, хранят и передают информацию. Сознание оформляется в языке, с которым оно неразрывно связано. В зависимости от развит

Проявление и роль бессознательного
Большая часть психических процессов и состояний, не представленных в сознании и являющаяся его альтернативой, называется бессознательным. Это также низшая и скрытая часть человеческой психики. Нахо

Общество как целое
С одной стороны, общество – это часть мира, обособившаяся от природы и имеющая свою специфику, с другой – сам человек не может не быть общественным существом. Таким образом, общество, социальность

Социальная структура общества
Носителем деятельности является ее субъект, носителем социальной деятельности – социальный субъект. В качестве социальных субъектов выступают различные социальные группы, т.е. общности людей, объед

Взаимосвязь личности и общества
Понятие личности включает в себя существенную совокупность сверхфизических качеств человека: его духовную, психическую, социальную составляющие. Чтобы стать личностью, необходимо, но не достаточно

Проблема отчуждения
В ряду фундаментальных проблем философии – таких, как проблемы единства мира и его познаваемости – важное место занимает проблема отчуждения человека от мира. Философский характер этой проблемы опр

Человек в информационно-техническом мире
Не будет преувеличением утверждать, что современная цивилизация включает в себя информацию и технологию как необходимые условия собственного развития. В настоящее время техника понимается как созда

Общественный прогресс
Представление человека о прогрессивном развитии общества не является универсальным. Оно опирается на христианскую культурную традицию, получившую наибольшее распространение в европейском общественн

Сущность утопизма
Различные социальные проблемы издавна побуждали людей задумываться не только о способах их разрешения, но и о создании идеального общества, в котором бы этих проблем не было. Понятие утопического с

Понятие ценности
Духовность каждого человека и человеческая духовность в целом, а значит и бытие как личности, так и общества, невозможно без ориентации на некоторые идеальные ценности. Человека интересуют не столь

Социальное значение ценностей
Ценность является своеобразным катализатором человеческой активности. Для того, чтобы социальные нормы и цели эффективно побуждали человека к деятельности, они должны воздействовать не столько извн

Абсолютное и относительное в ценностях
Основной вопрос аксиологии можно ужесточить до постановки проблемы об абсолютном содержании ценностей, которая еще не решается признанием их реального, т.е. сверхсубъективного характера. Абсолютное

Основные ценности культуры
Поскольку ценности отражают человеческую сущность, одно из определений культуры характеризует ее как процесс и результат реализации определенных ценностей. Это может быть отнесено не только к конкр

Культура и цивилизация
На основе культуры возникает цивилизация. Эти понятия взаимосвязаны и лишь относительно противостоят друг другу. Иногда они употребляются как синонимы, что не соответствует их значениям. Столь же н

Механицизм и холистическая философия
В Новое время сложился тип мировоззрения, которое представляет научное знание как наивысшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. От латинского слова «наука» это нап

Субъектное и объектное бытие человека
Духовно-природная двойственность человека порождает проблему его субъектного и объектного бытия. В первом случае человек является активно творящим себя и мир субъектом, во втором, соответственно, –

Проблема единства человеческой природы
Один из важнейших вопросов социальной антропологии состоит в том, существует ли некоторая единая человеческая природа, не растворяемая без остатка в истории? Общетеоретический метод единства истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги