рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема единства человеческой природы

Проблема единства человеческой природы - раздел Образование, ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ Один Из Важнейших Вопросов Социальной Антропологии Состоит В Том, Существует ...

Один из важнейших вопросов социальной антропологии состоит в том, существует ли некоторая единая человеческая природа, не растворяемая без остатка в истории? Общетеоретический метод единства исторического и логического побуждает к положительному ответу на этот вопрос: всякая история должна иметь свою «логику». Субъективистская философия отрицает возможность существенного определения человека.. Действительно, человеческое бытие безопорно, безосновно, даже эксцентрично, но только по отношению к природе, к жизни. При этом человек имеет такую существенную характеристику, как духовную направленность (к некоторым идеям и ценностям). Таким образом, будучи безопорным в природе, человек «опорен» в духе. Эксцентричность человека не абсолютна, она должна иметь свою меру, если Человек разумный (Homo sapiens) не хочет превратиться в дезориентированного Человека играющего (Homo ludens).

С формальной стороны человеческая природа может быть определена как совокупность существенных качеств человека. Обращенная к человеку философия всегда стремилась постичь его существенные характеристики, которые не сводились бы к их исторической изменчивости. При этом уже древняя философия понимала человека как телесно-душевно-духовное единство, устроенное подобно большому миру и поэтому называемое микрокосмосом. В дальнейшем более подробное философское знание о человеке абсолютизировало значение отдельных человеческих качеств. Так появился натурализм, как акцент на природной составляющей человека, социологизм,как акцент на человеческой социальности, и рассмотренный уже субъективизм, вообще отрицающий существенные качества человека.

У антропологического субъективизма также есть положительная сторона. Она состоит в указании на такое человеческое качество, как самопреодоление, т.е. способность выходить за свои пределы, становиться другим, развиваться. Без этого человек не может быть человеком в полном смысле этого слова. Итак, понятие человеческой природы включает в себя совокупность таких существенных человеческих качеств, как телесно-душевно-духовную целостность, социальность, самопреодоление и духовную направленность. Названные качества человека не сводятся к исторической изменчивости, хотя, конечно, предполагают ее в своих конкретных проявлениях. Изменяться могут лишь конкретные формы социальности, духовности и т.д., но не само их наличие. Если бы не было единства человеческой природы и все растворялось в многообразии, то исчезло бы основание, по которому некоторые живые существа могли быть отнесены к людям. При этом люди, живущие в разных местах, в принципе не могли бы понять друг друга, точно так же, как историки не могли бы понять людей прошлого. Наконец, при отсутствии единства человеческой природы само историческое развитие теряло бы смысл (как направление, так и содержание). Признание или отрицание абсолютного, неизменного в человеческой природе имеет не только теоретический, но и практический, даже политический характер. Нетрудно заметить, что идея о возможности полного или хотя бы существенного изменения природы человека как нельзя лучше сочетается с антигуманными (прежде всего – тоталитарными) режимами, поскольку они предполагают управление и манипулирование людьми на всех уровнях, от физического до ценностного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Смысл жизни человека Абсолютно... ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ... ЦЕННОСТИ Понятие ценности...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема единства человеческой природы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Идейный поиск человека
Одной из важнейших ценностей для человека является сам человек. Именно поэтому он становится объектом исследования целого ряда наук – как естественных, так и социально-гуманитарных. Однако изучение

Философское определение человека
Человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к прир

Природное и духовное в человеке
Человек связан с природой своим телом и его потребностями. Как известно, природное начало во многом направляет человеческую психику, однако оно постоянно наталкивается на заградительную функцию кул

Смысл жизни человека
Находясь в здравом уме, человек понимает смысл самого незначительного из своих поступков. Он всегда может объяснить, зачем делает что-либо конкретное, но вопрос о смысле всей жизни не всегда считае

Философско-антропологические учения
Исходным пунктом философской антропологии XIX в. стал крах рационалистического представления о человеке. А. Шопенгауэр высказал мысль о том, что существует не столько детерминация человеческого пов

Сущность сознания
Понятие сознания выделяется при рассмотрении структуры человеческой психики. Оно представляет собой высшую, меньшую и видимую часть психики. В этом качестве сознание противостоит психическому бессо

Сознание и язык
Язык – это система знаков, с помощью которой люди общаются, познают мир и себя, хранят и передают информацию. Сознание оформляется в языке, с которым оно неразрывно связано. В зависимости от развит

Проявление и роль бессознательного
Большая часть психических процессов и состояний, не представленных в сознании и являющаяся его альтернативой, называется бессознательным. Это также низшая и скрытая часть человеческой психики. Нахо

Общество как целое
С одной стороны, общество – это часть мира, обособившаяся от природы и имеющая свою специфику, с другой – сам человек не может не быть общественным существом. Таким образом, общество, социальность

Социальная структура общества
Носителем деятельности является ее субъект, носителем социальной деятельности – социальный субъект. В качестве социальных субъектов выступают различные социальные группы, т.е. общности людей, объед

Взаимосвязь личности и общества
Понятие личности включает в себя существенную совокупность сверхфизических качеств человека: его духовную, психическую, социальную составляющие. Чтобы стать личностью, необходимо, но не достаточно

Проблема отчуждения
В ряду фундаментальных проблем философии – таких, как проблемы единства мира и его познаваемости – важное место занимает проблема отчуждения человека от мира. Философский характер этой проблемы опр

Человек в информационно-техническом мире
Не будет преувеличением утверждать, что современная цивилизация включает в себя информацию и технологию как необходимые условия собственного развития. В настоящее время техника понимается как созда

Общественный прогресс
Представление человека о прогрессивном развитии общества не является универсальным. Оно опирается на христианскую культурную традицию, получившую наибольшее распространение в европейском общественн

Сущность утопизма
Различные социальные проблемы издавна побуждали людей задумываться не только о способах их разрешения, но и о создании идеального общества, в котором бы этих проблем не было. Понятие утопического с

Понятие ценности
Духовность каждого человека и человеческая духовность в целом, а значит и бытие как личности, так и общества, невозможно без ориентации на некоторые идеальные ценности. Человека интересуют не столь

Социальное значение ценностей
Ценность является своеобразным катализатором человеческой активности. Для того, чтобы социальные нормы и цели эффективно побуждали человека к деятельности, они должны воздействовать не столько извн

Абсолютное и относительное в ценностях
Основной вопрос аксиологии можно ужесточить до постановки проблемы об абсолютном содержании ценностей, которая еще не решается признанием их реального, т.е. сверхсубъективного характера. Абсолютное

Основные ценности культуры
Поскольку ценности отражают человеческую сущность, одно из определений культуры характеризует ее как процесс и результат реализации определенных ценностей. Это может быть отнесено не только к конкр

Культура и цивилизация
На основе культуры возникает цивилизация. Эти понятия взаимосвязаны и лишь относительно противостоят друг другу. Иногда они употребляются как синонимы, что не соответствует их значениям. Столь же н

Механицизм и холистическая философия
В Новое время сложился тип мировоззрения, которое представляет научное знание как наивысшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. От латинского слова «наука» это нап

Субъектное и объектное бытие человека
Духовно-природная двойственность человека порождает проблему его субъектного и объектного бытия. В первом случае человек является активно творящим себя и мир субъектом, во втором, соответственно, –

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги