рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - раздел Образование, Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам Для Детей 5-6Лет С Нарушениями В Развитии Речи, Задержкой ...

Для детей 5-6лет

с нарушениями в развитии речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями

(выборочно при модификации) Составитель Е. А. Медведева

Игровые упражнения серии -«если бы я был актер»

1. «Игра с воздушными шариками». «Шведская мелодия», обработка Л. Вишкарева.

Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую—чувствую—воображаю».

Детям раздаются воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.

2. «Спокойной ночи». «Колыбельная», музыка Н. Римского-Корсакова.

Цель: учить передавать невербальными действиями воображаемый образ.

Детям раздаются игрушки, предлагается уложить их спать и покачать на руках. При повторении упражнения дети передают этот этюд с воображаемыми игрушками.

3. «Котик выздоровел, котик заболел». Музыка А. Гречанинова.

Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния (радости, печали).

Педагог рассказывает детям рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный на коврике и не играл с девочкой. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять играл с нею. Детям предлагается по очереди передать состояние котика — печального, больного и веселого, здорового.

4. «Легкие бабочки». «Мотылек», музыка С. Майкапара.

Цель: учить невербально передавать образ, его характерные особенности.

Детям предлагают рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Затем дети слушают соответствующую музыку и, представив себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.

5. «Найди котенка».

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербально передавать ее содержание.

Педагог предлагает детям поискать в группе спрятавшегося котенка (игрушку), найдя его, «напоить» молочком из мисочки. Затем задание повторяется с воображаемым котенком или щенком.

6. «Я певец».

Цель: учить детей создавать образ «певца» (с опорой на звукозапись знакомой детской песни).

Детям предлагается представить себя «певцами» и по одному «с микрофоном» исполнить знакомую песню, представив себя участниками конкурса «Утренняя звезда». В случае затруднений при передаче образа ребенок может исполнить песню «дуэтом с педагогом». Остальные дети изображают зрителей и жюри.

7. «Придумай и продолжи действие» (в форме рассказа с элементами инсценирования).

Цель: развивать творческое воображение, учить невербальными действиями внешне выражать образы, фантазировать на заданную тему.

Педагог начинает рассказ с элементами драматизации: «Девочка Маша решила помочь маме убрать комнату. Она взяла веник и стала подметать пол: «Ой!..». Один из детей должен, вообразив себя Машей, придумать окончание истории и изобразить ее в действиях (опыт использования упражнения показывает, что дети предлагают много вариантов: «увидел брошку», «раздался звонок», «ползет муравей» и т. д.).

Игровые упражнения серии -«если бы я был режиссер»

1. «Покажи знакомую сказку» (с опорой на плоскостные модели персонажей).

Цель: действовать в режиссерской игре, учить подбирать модели персонажей к сказке, создавать воображаемую ситуацию, планировать свои

действия «в театре на столе», последовательно передавать сюжет, интонационно передавая образы.

Детям предлагается (с помощью педагога) расставить «декорации», подобрать фигурки персонажей к сказке, а затем показать ее в «театре» для детей-зрителей.

2. «Измени сказку».

Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез».

Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры педагог «включает» в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: "Ой! меня укусила оса!"». Ребенку предлагается придумать, что может произойти в сказке, если Волк станет помогать Лисе, рассказать свой вариант или показать продолжение измененной им сказки.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЬЬ

Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития

Составитель Н. Н. Юрина

Цель: способствовать овладению детьми в доступной им форме элементами техники передачи и воплощения «сценического» образа и средствами интонационно-пластической выразительности, формировать умение действовать в условной театрализованной ситуации.

1. Речевые сценические игровые упражнения

Упражнение на развитие дыхания «Прокололи шину»

Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух через прокол в шине со звуком «Ш».

Упражнение на «освобождением голоса «Орган»

Детям предварительно дается представление об органе и они знакомятся с его звучанием. Расслабившись и закрыв глаза, дети сидят на стульях полукругом. Педагог, касаясь каждого, как бы открывая клапаны органных труб, дает сигнал для звучания каждой трубы на «да...а...а». Звучание заканчивается после того, как педагог вновь дотрагивается до каждого ребенка. «Звучание органа» имитируется в тот момент, когда слышны голоса всех детей.

Артикуляционная гимнастика «Хрюша улыбается*

Детям предлагается изобразить поросенка Хрюшу (губы собраны в плотный «пятачок», вытянуты вперед) и показать как, он улыбается (растянуть губы, не обнажая зубы). По команде педагога дети меняют положение губ, темп слегка увеличивается.

Упражнение на развитие дикции «Звуковая цепочка»

Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч по очереди каждому и предлагает продолжить начатое им звукосочетание, добавляя свою букву в звукосочетание «птки-птке-птка-птку-пткы».

Упражнение на автоматизацию звука («/С») и четкое его произношение в словах в форме игры в диалог «Словесное эхо»

Детям предлагается после прочтения всего текста педагогом поочередно построчно произносить четверостишие в диалоге:

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(дети) Едет по катку пикап,

(педагог)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Окунька поймает кот, Ка-ка-ка! Ка-ка-ка! Дай котятам окунька, Ку-ку-ку! Ку-ку-ку! Бегут котята к окуньку.

Упражнение на формирование логики речи «Логическое ударение»

Детям предлагается предложение «Пьет какао Какаду у Никиты на виду». Затем педагог повторяет предложение в вопросительной форме (обращаясь по очереди к каждому ребенку), делая ударение на определенном слове в предложении, постепенно переходя от первого к последнему слову. Ребенок должен уловить это и ответить утвердительно, логическим ударением выделяя это слово.

Первый вариант: Педагог: «Маша, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду».

Второй вариант: Педагог: «Сережа, пьет какао Какаду у Никиты на виду?». Ответ ребенка: «Пьет какао Какаду у Никиты на виду» и т.д.

Упражнение на интонационную выразительность речи «Краски голоса» (удивление, радость, огорчение)

Педагог произносит разные фразы («Мама дома», «Мама дома?», «Щенок нашелся», «Наташа пришла», «Опять каша», «Яблоко кислое», «На улице было тепло» и др.) с разной интонационной окрашенностью, давая образец. После чего предлагает детям повторить их, выражая интонацией заданные состояния.

2. Сценическое движение

Релаксация, снятие мышечных зажимов «Цветы на лугу» Сидя на ковре, согнув ноги в коленях, обхватив их руками и опустив голову, дети изображают спящие цветы. Под музыку педагог предлагает «цветам» раскрыться и подставить головки солнышку. Дети ложатся на ковер, раскинув руки, расслабляются, закрыв глаза, несколько минут спокойно отдыхают.

Палъчиковый игротренинг «Дом на горе»

Сидя за столом, дети вместе с педагогом читают стихотворение, сопровождая содержание действиями с пальцами, руками.

На горе мы видим дом,

(кисти сложили в «домик»)

Много зелени кругом.

(поставили локти на стол) Вот деревья, вот кусты,

(пальцы растопырили как «ветки») Вот душистые цветы,

(собрали пальцы, ладошки соединили в бутон и сразу «раскрыли цветок») Окружают все забор.

(указательным пальцем изображаем «забор») За забором — чистый двор.

(поглаживаем ладошками стол) Мы ворота открываем,

(разводим ладони в стороны) К дому быстро подбегаем,

(пальцы «пробегают» по столу) В дверь стучимся:

(стучат кулачками по столу) «Тук-тук-тук!» Кто-то к нам идет на стук.

(ладошку приставить к уху) В гости к другу мы пришли

(руки вытянуть вперед) И гостинцы принесли.

(навстречу друг другу)

Упражнение «.Свободное движение» (ориентировка в пространстве сцены)

Дети (4-5 чел.) свободно, не спеша ходят по сцене, не задевая друг друга, меняя направление, как бы изучая пространство вокруг. При этом слушают партнеров, думают о них, стараются избежать столкновений, предчувствуют их. После остановки педагог предлагает повторить упражнение с закрытыми глазами, сосредоточив внимание на своих ощущениях, звуках шагов товарища, перемещаться, не наталкиваясь друг на друга.

3. Ролевая гимнастика «Маски»- (с куклами би-ба-бо) Педагог учит передавать движениями образ «зайчика», «лисы», «медведя» и других персонажей. Работает над соединением движений руки с текстом персонажа (отрывок из знакомой сказки).

4. Итог занятия

Анализ работы детей, поощрение, положительная оценка.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Занятия по изобразительной деятельности серия «Лето»

Для детей 5-6лет

с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением слуха

Составители Т. В. Балашова, Л. М. Новикова

1. Лепка «Грибы для ежа».

Цель: вызывать интерес к рисованию, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска глины разные по форме грибы, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки.

Оборудование, материалы: картинки грибов, глина, дощечки, корзинки.

Предварительная работа. Рассматривание муляжей разных грибов, иллюстраций к сказкам, где изображен еж, несущий на себе грибы. Краткая беседа о том, кто из лесных зверей запасает на зиму грибы.

Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («белый гриб», «подберезовик»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей состоят грибы, какая форма у каждой части, чем грибы отличаются один от другого. Затем ставит грибы перед детьми. Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. Выполненные работы складываются в корзиночки, стоящие на каждом детском столе. В конце занятия дети с педагогом исполняют песенку про «ежа».

2. Аппликация «Грибы в лесу»

Цель: учить вырезать из бумаги овальные формы, разные по величине (грибы), составлять несложную композицию и дополнять ее деталями, осуществлять коррекцию мелкой моторики.

Оборудование, материал: детские работы по лепке, бумага в четверть или половину альбомного листа, цветная бумага, формы.

Предварительная работа: «печатание на песке», игры с грибками, лепка в свободное от занятий время.

Проведение занятия. Педагог загадывает детям загадку про гриб. После того, как дети отгадали, показывает корзинку с грибами, которые они слепили на предыдущем занятии. Воспитатель говорит, что грибы можно вырезать и из бумаги и сделать лесную полянку, где растет много грибов. Показывает образец, объясняет последовательность работы, предлагает детям вырезать и наклеить грибы (по 2-3) и травку. По ходу работы оказывает детям помощь. Тем, кто быстро выполнил аппликацию, предлагает дополнить ее вырезанным маленьким «жучком». Свои работы дети собирают на общий стол (как будто на полянку). Педагог обсуждает с детьми, какие грибы, сделанные детьми, похожи на настоящие и почему.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам

КНИГА СКАНИРОВАНА ПОЛНОСТЬЮ... В учебнике написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом курса Основы артпедагогики и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движ

ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ
Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Вопросы для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов и общественных деятелей на использование искусства в лечении и коррекции. 2. Покажите, как использовались различ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРТПЕДАГОГИКИ И АРТТЕРАПИИ
Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве, науке, в том числе в медицине и педагогике, привели к возникновению пограничных отраслей знаний: интегративной медицины, медицинской псих

СВЯЗЬ АРТПЕДАГОГИКИ И АРТТЕРАПИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ
Являясь составляющими научного знания, артпедагогика и арттерапия тесно взаимодействуют с рядом смежных научных областей и используют их данные при разработке теории и практической реализации.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Современная отечественная психология базируется на позициях общественно-исторического происхождения психики. На ее развитие огромное влияние оказали идеи Л. С. Выготского о прижизненном форм

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. У многих таких детей отставание носит

АРТПЕДАГОГИКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ГЛАВА 1 ПРИНЦИПЫ АРТПЕДАГОГИКИ Принципы воспитания и обученияпредставляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют пед

Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса.
Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирован на развитие индивидуальности, самобытности каждой личности, развитие творчес

Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
Ребенок не может развиваться вне социальной среды. Его развитие во многом определяется его взаимоотношениями с родителями, с педагогами, со сверстниками. Успех коррекционной работы возможен только

Вопросы для самостоятельной работы
1. Назовите основные группы методов, применяемых в артпедагогике, и охарактеризуйте их особенности. 2. Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике. 3. Охара

ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
Широкому распространению идеи художественно-педагогического движения в настоящее время содействует то, что она соответствует требованиям современной педагогики, основывающейся на изучении природы р

Своеобразие художественной деятельности дошкольников с проблемами
У ребенка с нарушением зрения с трудом формируется предметность восприятия, лишь к концу дошкольного возраста хаотичные осязательные обследования приобретают характер целена

Формирование основ художественной культуры дошкольников с проблемами в разных видах художественной деятельности
При формировании основ художественной культуры дошкольника с несовершенством (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью) учитываю

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз- 'Немен

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ
Учебно-воспитательную коррекционно-направленную работу по художественному воспитанию и развитию в специальном образовательном учреждении для детей с проблемами ведут педагоги. Им принадлежит решающ

Вопросы для самостоятельной работы
1. Назовите основные группы принципов, использующихся в артпеда-гогике. 2. Дайте характеристику основным методам артпедагогики. 3. Раскройте содержание и средства художественного

ВИДЫ АРТТЕРАПИИ И ИХ КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современных исследова

АРТТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Психологическая коррекция как вид психологической практики используется в дефектологии применительно к различным вариантам отклонений в развитии ребенка. Психологическая коррекция находится в тонко

В РАЗВИТИИ
Психологическая коррекция неразрывно связана с диагностикой, поэтому важно уметь правильно организовать психодиагностическое исследование и правильно интерпретировать его результаты. Эти вопросы пр

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами при коррек-ционном воздействии в условиях специальных дошкольных учреждений наблюдается

ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
В школьном возрасте роль арттерапевтических методик в психокоррекции не уменьшается, а, напротив, повышается; вместе с психическим развитием ребенка расширяется круг терапевтических техник и задач.

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Психолог — один из ведущих специалистов, организующих процесс психолого-педагогической коррекции, в том числе и средствами искусства. Конечно, все специалисты учебно-воспитательных учреждений также

Требования к квалификации
Практический психолог для работы с аномальными детьми должен иметь хорошую теоретическую подготовку в самых разных областях знаний — это медицинские, психологические, педагогические дисциплины; име

Требования к личности психолога
Психолог, оказывающий практическую помощь детям, должен обладать рядом личностных черт, облегчающих взаимодействие с ними и усиливающими терапевтический эффект. Прежде всего, он должен быт

Способы регистрации и оценка работы психолога
Ведение документации,связанной с коррекционной работой, необходимо не только по формальным причинам «отчетности», но и для облегчения анализа работы, ее эффективности. Способов рег

Кабинет психолога
В кабинете психолога должны быть созданы условия для организации и проведения арттерапевтических методик. Прежде всего в нем должно быть создано так называемое «психотерапевтическое простр

Вопросы для самостоятельной работы
1. Назовите виды арттерапии и раскройте их коррекционное и терапевтическое воздействие на человека. 2. Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развит

План-конспект занятия
Для детей 6-7лет с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель М. Л. Афанасьева Цель: учить передавать средства му

Ритмическая разминка
Поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на п

Ритмический калейдоскоп
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук («Качели», музыка В. Золотарева). Упражнение на регуляцию мышечного тонуса ног («Вчера», музыка П. Маккартни). Упражнение на переключе

Ритмическое прощание
Релаксация «Звенящий ручей» (аудиокассета «Наедине с природой»). Ритмическое «Эхо» (педагог прохлопывает ритмический фрагмент из материала занятия — дети отвечают хлопками, повторяя заданн

ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД
Для младших школьников с нарушением речи, слуха, задержкой психического развития Составитель 3. П. Панчук Тема: «Декоративно-прикладное искусство» Цель: вос

РИТМИКА
Для младших школьников с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель М. Л. Афанасьева Цель: овладевать выразительным «языком движен

Ритмический калейдоскоп
Упражнение на воображение («Бабочки», музыка В. Золотарева). Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложен

Ритмическое прощание
Релаксация «Волшебство леса» (музыкальная запись, аудиокассета серии «Звуки живой природы»). Дети ложатся на ковер «солнышком» (ноги к центру), слушая музыку, расслабляются, отдыхают. Покл

Сценическая речь
Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу». Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают хара

Ролевая разминка
Упражнение на запоминание физических действий «Стирка белья», «Мытье посуды», «Печатание на машинке», «Переход через ручей» и т.д. «Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных о

КИНЕЗИТЕРАПИЯ
Для дошкольников с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха Ссоставитель Л. И. Анискина Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа «Волшебный с

План-конспект
Для детей 5-6 лет с нарушениями речи, задержкой психического развития Составитель О. Ю. Соколова «Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге). Цель:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги