рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам

Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам - раздел Образование, Артпедагогика И Арттерапия В Специальном Образовании: Учебник Для Вузов / Е.а...

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

 

КНИГА СКАНИРОВАНА ПОЛНОСТЬЮ

В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом курса «Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования артгерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам, которые работают с детьми, имеющими проблемы в развитии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Цель данного учебника — показать студентам, будущим педагогам, дефектологам, психологам, которые будут работать с детьми с проблемами в развитии, а также специалистам в этой области, что искусство, являясь формой художественно-эстетического освоения мира, играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с проблемами. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Авторы учебника исходили из того, что дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арттерапевтическое.

Данная учебная книга, где освещаются вопросы, связанные с использованием искусства в лечении и коррекции детей с проблемами в развитии, является первой в этой области и предназначена для системы специального образования.

Каждый член авторского коллектива — специалист в той или иной области артпедагогики и арттерапии, имеющий большой опыт практической деятельности, а также научно-методические разработки и программы по применению средств искусства в работе как с нормально развивающимися, так и с детьми с проблемами в развитии.

В учебнике отражены исследования авторов, а также опубликованные материалы ведущих отечественных и зарубежных специали-

стов (медиков, психологов, педагогов), разрабатывающих артпеда-гогические и арттерапевтические подходы в лечении и коррекции нарушений в развитии у человека вообще и у детей с проблемами в частности.

В первом разделе дается краткий исторический обзор использования средств искусства в лечебных и коррекционных целях. Отражены взгляды отечественных и зарубежных специалистов на применение разных видов искусства в коррекционной работе с детьми с проблемами. Раскрывается эффект катарсиса, лежащий в основе воздействия искусства на человека.

Во втором разделе освещается понятийный аппарат артпедагоги-ки и арттерапии, показывается различие в содержании, задачах, технологиях коррекционной работы с детьми и общность в решении основной цели — развитии средствами искусства гармонической личности ребенка с проблемами и его социальной адаптации. Рассматривается взаимосвязь артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний и дается психолого-педагогическая характеристика детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа средствами искусства.

Третий раздел дает представление об использовании артпедагогики в специальном образовании. В нем раскрываются принципы, методы, формы, содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии, а также роль и функции педагога, осуществляющего художественное развитие детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

В четвертом разделе анализируются основы арттерапии как совокупности психокоррекционных методик в системе специального образования. Предлагается систематизация видов арттерапии и раскрывается их применение в коррекционной работе с детьми с проблемами, а также технология использования терапии искусством в работе психолога в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

В приложении даны примеры конспектов, игр, упражнений арт-педагогического и арттерапевтического направлений коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими те или или иные нарушения, и примерная программа данного курса.

Большая часть представленного в приложении методического практического материала разработана на основе опыта научно-экспериментальной работы, проводимой с детьми с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, умственной отсталостью в коррекционно-образовательных учреждениях Москвы: специальном детском саду № 47, дошкольном образовательном учреждении № 1889 Восточного округа, а также в детском саду № 1296 и государственном образовательном учреждении компенсирующего вида «Начальная школа — детский сад» № 1883 Юго-Восточного округа.

Искусство помогает детям развиваться и жить. Ежегодно проводимый в Москве фестиваль детского творчества «Надежда», участниками которого являются воспитанники специальных дошкольных и школьных коррекционных образовательных учреждений, подтверждает, что искусство для ребенка с проблемами — это шанс реализоваться в этом мире.

Авторы надеются, что изучение курса «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании» поможет будущим специалистам приобщиться к этим направлениям психолого-педагогической работы с детьми с проблемами и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Авторы учебного пособия выражают признательность за поддержку и ценные советы доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО В.И.Лубовскому, доктору педагогических наук Н.М.Назаровой (МГПУ), кандидату искусствоведения В. В. Егорычеву (Институт культурологии), доктору психологических наук, профессору В. Г. Петровой (МШУ), доктору педагогических наук, профессору М. Н. Перовой (МПГУ); доктору педагогических наук, профессору Е. А. Стребелевой (ИКП РАО).

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В АРТПЕДАГОГИКУ И АРТТЕРАПИЮ

ГЛАВА 1

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ПРИМЕНЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

В ЛЕЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на… Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней… В Древней Греции изобразительное искусстворассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях…

ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого… Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических… Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С.…

Вопросы для самостоятельной работы

2. Покажите, как использовались различные виды искусства в цели-тельстве в Древней Греции, Китае, Индии. 3. Охарактеризуйте применение искусства в лечебных целях в Европе в начале XX… 4. Кто из видных ученых, медиков в России использовал искусство в лечении психических больных?

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТПЕДАГОГИКИ И АРТТЕРАПИИ

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АРТПЕДАГОГИКИ И АРТТЕРАПИИ

Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание художественной культуры. Новая парадигма образования ориентирована на человека новой культуры, на… Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой…

СВЯЗЬ АРТПЕДАГОГИКИ И АРТТЕРАПИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ

Философскую и нравственно-этическую основу артпедагогики и арттерапии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизации,… Основополагающей для артпедагогики является философия культуры, которая… и использовать культурологический подход в развитии личности ребенка с проблемами. Учет культурно-исторических…

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Согласно представлениям Л. С. Выготского, сложные психические процессы — высшие психические функции — являются продуктом исторического развития и… структуры. Речь переводит строение и осуществление высших психических функций… Таким образом, высшие психические функции рассматриваются современной отечественной психологией как развернутые формы…

Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития может вызываться различными причинами: минимальным органическим поражением головного мозга, хроническими… Особенности детей разного возраста с задержкой психического развития описаны в… В зависимости от причины задержки психического развития могут формироваться различные особенности детей.

АРТПЕДАГОГИКА В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Принципы воспитания и обученияпредставляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и… Принципы воспитания и обучения позволяют выявить закономерные связи в… Выделяя принципы артпедагогики,мы опираемся на общепедагогические принципы организации и проведения коррекционной…

Общепедагогические принципы

Принцип целенаправленности педагогического процесса.

Соблюдая данный принцип, следует исходить из общих целей воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с задачами и целями коррекционно-образовательной работы и направлены на создание необходимых условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой нарушений в развитии.

Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса.

Непрерывность образовательного процесса обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности, но в то же время предполагает…

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

Принцип основан на признании самоценности личности и создании условий для ее гармонического развития и саморазвития. Он отражает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований. Данный принцип предполагает также опору на положительные качества ребенка, веру в его силы, стремление помочь ему преодолеть трудности. Все это позволяет более эффективно строить коррекционно-педагогический процесс.

Принцип общественной направленности образования.

Принцип ориентирует на соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям и интересам государства, гуманистическим, социокультурным, национальным нормам и традициям.

Принцип социально-личностного развития.

Этот принцип связан с необходимостью приобщения ребенка к интеллектуальным, духовным и материальным ценностям общества и усвоения тех правил и норм поведения, которые приняты в социуме. При этом важным является развитие мотивационной сферы личности, способности осознавать свое «Я», свою самоценность во взаимоотношениях с окружающим миром, с людьми; способность, адекватно оценивать свои поступки и поведение окружающих и оказывать посильное противодействие негативному внешнему влиянию.

Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.

щей работы со всеми категориями детей с нарушениями с целью личностного развития обучаемых и создания необходимых условий для их социализации в… Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности 1. Принцип педагогического оптимизма.

Вопросы для самостоятельной работы

2. Раскройте специфику применения методов обучения в артпедагогике. 3. Охарактеризуйте методы воспитания в артпедагогике. Приведите примеры их… 4. Объясните, чем должен руководствоваться педагог при выборе методов и приемов художественного развития детей с…

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Гуманистически ориентированный подход к художественно-творческому развитию детей (в том числе с проблемами в развитии) заключается в постановке и… Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного… Эстетическая, художественная культура личностиозначает единство эстетических чувств, убеждений, навыков, деятельности…

Своеобразие художественной деятельности дошкольников с проблемами

Дошкольник с нарушением слуха имеет большие потенциальные возможности в развитии изобразительной и конструктивной деятельности и при условии… У детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью (при… Однако более высокие потенциальные возможности дошкольников с проблемами в каком-то определенном виде художественной…

Формирование основ художественной культуры дошкольников с проблемами в разных видах художественной деятельности

Художественно-речевая деятельность обогащает опыт детей знаниями народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев, воспитывает… Задачами художественно-речевой деятельности детей с проблемами являются: — открытие мира словесного искусства;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

'Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. — С. 132. личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям… Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному,…

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

Положение о ведущей, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Оно отмечается классиками… В начале XX в. П. Ф. Каптерев (1982) подчеркивал значимость личности учителя в… В работе с детьми с проблемами значение педагогического руководства возрастает. Без помощи педагога дети с…

Вопросы для самостоятельной работы

2. Дайте характеристику основным методам артпедагогики. 3. Раскройте содержание и средства художественного развития детей с различными… 4. Покажите педагогические аспекты формирования основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии в…

АРТГЕРАПИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ГЛАВА 1

ВИДЫ АРТТЕРАПИИ И ИХ КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекци-онных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью… Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее… Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арттерапии только с точки зрения принадлежности к видам…

АРТТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

В последние годы в связи с интенсивным развитием психологических методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей… Существовавшему прежде представлению о том, что психотерапевтическое… необходимых средств, учете возрастных, личностных, а в случае патологии и клинических особенностей детей.

НЕКОТОРЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ

В РАЗВИТИИ

Долгое время в клинической практике (а именно в клинике начинались первые психологические исследования) господствовал метод количественного… Наиболее полно метод количественного измерения психических функций выражен в… Важнейшим недостатком тестирования является то, что подобные исследования не позволяют прогнозировать дальнейшее…

7—414

личности, этот тест позволяет получить данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности.

Тематический апперцепционный тест в качестве стимульного материала использует нечеткие сюжетные картины, допускающие различное понимание и толкование (во взрослом варианте персонажи картин — люди, в детском — животные). Задача испытуемого — составить по картинкам рассказ, в котором описываются события, приведшие к данной ситуации, происходящие в момент, изображенный на картине; мысли и чувства персонажей, а также ожидаемый конец истории. Свободный рассказ в дальнейшем также формализуется, определяются потребности и конфликты испытуемого.

Из этого краткого описания понятно, что такого рода тесты требуют достаточно высокого уровня речевой активности, интеллектуального развития, воображения. Поэтому далеко не все дети могут их выполнить.

Фрустрационный тест Розенцвейга представляет собой набор рисунков, на которых изображены персонажи в конфликтной ситуации того или иного рода (ситуации обвинения, запрета и пр.), причем изображения выполнены таким образом, что допускают многозначное толкование возникающих эмоциональных переживаний. Высказывания одного из персонажей написано рядом с его изображением, а ответ должен придумать обследуемый. Существуют модификации теста, в которых ответ придумывать не надо, достаточно выбрать один из предложенных. После специальной обработки определяется направленность личности, тенденции реагирования во фрустрирующих (т. е. препятствующих удовлетворению какой-либо потребности) ситуациях, определяется соответствие реакций обследуемого социальным стандартам.

Возможности применения этого теста при психологической диагностике детей с отклонениями в развитии более широки, особенно в модификации с готовыми ответами, но не решен до конца вопрос о том, насколько можно перенести результаты на обычную жизнь — так, например, при психопатиях ребенок (или взрослый) может давать вполне социально приемлемые ответы, а в жизни вести себя совсем по-другому. Кроме того, при интеллектуальных нарушениях дети могут не понять сюжета.

Тест «Незаконченные предложения»- состоит в том, что обследуемому предъявляются незавершенные фразы, которые он должен закончить. Эти фразы направлены на выявление отношений испытуемого в разных сферах жизни — к родителям, сверстникам, учителю, его страхи и опасения, его надежды.

Возможности применения этого теста также довольно большие, речевая и интеллектуальная нагрузка здесь относительно невелика.

Еще меньше речевая (и отчасти интеллектуальная) нагрузка — в рисуночных тестах («Дом-дерево-человек», «Несуществующее

животное», «Кинетический рисунок семьи» и др.). Суть их состоит в том, что обследуемого просят сделать соответствующий рисунок; по возможности затем рисунок обсуждается («Несуществующее животное» — А где оно живет? А как к нему относится его папа? и т. п.). Эти методики в силу кажущейся легкости их использования и интерпретации (а они действительно могут при умелом использовании дать богатый материал относительно самых разнообразных особенностей личности — самооценки, страхов, тревоги, межличностных конфликтов и пр.) очень популярны. Но при обследовании детей с отклонениями в развитии к интерпретации результатов следует подходить с осторожностью.

Дело в том, что при анализе изобразительной деятельности, рисунков большое внимание придается не только их содержанию, но и их характеру — пропорциям, прорисовке тех или иных деталей, нажиму, расположению на листе бумаги и др. Эти параметры лежат в основе трактовки многих личностных особенностей. При выполнении рисуночных тестов детьми с отклонениями в развитии есть опасность того, что особенности рисунка связаны не с характеристиками личности, а с низким интеллектуальным уровнем, нарушениями пространственной ориентировки, двигательными нарушениями. В этих случаях проективная значимость исследования крайне низка. Этот факт необходимо учитывать при интерпретации рисунков.

Наконец, тесты цветовых выборов (тест Люшера, цветовой тест отношений) практически не предъявляют требований к речевому и интеллектуальному уровню. Основной в этой группе — цветовой тест Люшера. Стимульный материал представляет собой набор различных цветов (число их может варьировать в разных модификациях). Обследуемый выбирает цвет, который ему в данный момент больше всего нравится, и откладывает его; затем выбирает наиболее приятный из оставшихся, и так до тех пор, пока все цвета не лягут в последовательности от самого приятного до самого неприятного. Затем по специальной схеме проводится обработка результатов, позволяющая выявить основные цели, конфликты, уровень тревоги, подавленные потребности, уровень психической напряженности, работоспособости и др. Этот тест может успешно применяться при работе с самыми разными детьми, он хорош для оценки динамики состояния в ходе коррекционной работы, поскольку дает ряд количественных показателей, помимо качественных. В то же время у ряда специалистов его диагностическая ценность вызывает сомнения, поскольку описание особенностей личности, сделанное на его основе, имеет довольно общий, неопределенный характер; поэтому желательно использовать его в комплексе с другими методиками, в том числе экспериментально-психологическими.

Таким образом, применение проективных методик и опросников хотя и является важным средством диагностики, но необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, характер первично-

го дефекта, уровень речевого, интеллектуального, моторного развития. Для более точной диагностики и повышения эффективности коррекционной работы следует также использовать экспериментально-психологические методики, наблюдение, беседу с ребенком и его родителями.

ГЛАВА 4

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекцион-ный эффект в работе с детьми с… В специальном дошкольном учреждении, в системе психокоррекционной помощи все… Так, положительный психокоррекционный эффект у ребенка с нарушением слуха может дать использование изотерапии,…

ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Необходимо подчеркнуть, что в этой области не может быть жестких рецептов («с той или иной категорией детей такого-то возраста следует работать… ными звеньями, а также своеобразная социальная ситуация развития. Поэтому при… На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все перечисленные в одном из предыдущих…

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ С ПРИМЕНЕНИЕМ

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

сти психического развития каждого конкретного ребенка, владеющий методами психологической диагностики и коррекции, может не только осуществлять…

Требования к квалификации

Если психолог использует в работе с детьми арттерапевтические методики, то весьма желательно иметь специальную подготовку в этой области. В… Подготовка специалиста в области терапии средствами искусства подразумевает… ки таковы, что наиболее целесообразно иметь фундаментальную подготовку в какой-то одной области, но владеть основными…

Требования к личности психолога

Прежде всего, он должен быть зрелой личностью, с осознанной иерархией мотивов и ценностей, не отягощенной хроническими негативными эмоциональными… Он должен быть открытым, т. е. не маскировать свои чувства и переживания —… Он должен быть доброжелательным, уметь сохранять ровный стиль общения с ребенком.

Способы регистрации и оценка работы психолога

В качестве примера можно привести регистрацию сеанса изоте-рапии с помощью формализованного бланка (А. И. Копытин, 1999). 1. Ф. И. О. участника. 2. Дата и время сессии.

Кабинет психолога

Прежде всего в нем должно быть создано так называемое «психотерапевтическое пространство», т. е. особая терапевтическая атмосфера. Кабинет психолога… Зарубежный арттерапевт Дж. Шэверьен пишет: «Что бы здесь ни происходило, оно… Такое психотерапевтическое пространство создается не только взаимоотношениями терапевта и ребенка, но и организацией…

Вопросы для самостоятельной работы

2. Покажите, какое место в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии занимают арттерапевтические методики. 3. Раскройте основные принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами… 4. Охарактеризуйте диагностические подходы к изучению личности ребенка с проблемами в развитии.

ЛИТЕРАТУРА

К разделу I

Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.

Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит? // Химия и жизнь. — 1987. — №11.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.

Д енеш 3. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. — М., 1977.

Джола Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.

Искусство в жизни детей. — М., 1991.

Каган М.С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.

Клизовский А.И. О красоте и искусстве// Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. - Рига, 1991. - Т. 2.

Межу ев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966.

Неменский Б.М. Искусство — школа формирования личности. — М., 1983.

Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.

Полунина Е. Катарсис в музыке// Сов. музыка. — 1991. — № 11.

Радугин А.А. и др. Эстетика/А.А.Радугин, В.И.Авдеев, Л.Я.Ку-рочкина, В. А.Куценко, И.Т.Пархоменко, С.Н.Титов / Под ред. А. А.Раду-гина. - М., 1998.

К разделу II

Асмолов А. Психология, искусство, образование// Искусство в школе. - 1993. - № 6.

Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — М., 1994.

Бечак Б. А. Воспитание искусством. — М., 1981.

Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1981.

Блонский П.П. Избранные психологические исследования. — М., 1964.

Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. — М., 1992.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Лубовский В.И.Общиеи специфические закономерности развития психики аномальных детей // Развитие словесной регуляции действий. — М., 1978.

Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: Задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997.

Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. — М., 1956.

Солнцева Л .И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1999.

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.

Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990.

Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989.

К разделу III

Аловы М. и В. Малыш не слышит. - СПб., 1992.

Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1974.

Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. — М., 1984.

Власова Т.А.,Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.

Гаврилушкина О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974.

Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Головчиц Л.А., Катаева А.А., Обухова Г.И. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Гоноболин Ф.Н.О некоторых психических качествах учителя //Вопросы психологии. — 1975. — № 1.

Гринер В. Ритм в искусстве актера. — М., 1993.

Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. - № 2.

Гр ошейков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М., 1982.

Гр ошейков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.

Гурова В. И. и др. Сценическая речь: Работа над текстом. — М., 1986.

Ершова А., Бу катов В. Актерская грамота — подросткам. — Ивантеевка, 1994.

Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963.

Искусство и школа / Сост. А. К. Василевский. — М., 1981.

Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.

Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. — 1987. — №3.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1993.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

Комиссарова Л.Н.,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.

Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.

Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 2000. — № 1.

Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 — «Специальное дошкольное образование». — М., 1999.

Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997.

Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.

Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 1990.

Пеня Т. Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. — М., 1991.

Pay М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. - М., 1989.

Рутберг И. Пантомима, движение и образ. — М., 1963.

Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

Теплов Б.М Психология музыкальных способностей//Избр. тр.: В 2 т. - М., 1985 - Т 1.

Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 9.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.

Щербаков А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.

Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

К разделу IV

Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. — 1998. — № 3.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985.

Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. — Т. 3.

Власова Т.М., Пфанфенрод А.Н. Фонетическая ритмика. —М., 1996.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Вольпер И.Е. Психотерапия. —Л., 1972.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.

Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. — М., 1993.

Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. — М., 1981.

Драпкин Б.З. Терапия радостью — сущность детско-подростковой психотерапии// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. - Т. 3.

Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998.

Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых// Вопросы изучения и воспитания личности. — 1929.-№1-2.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.

Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ле-нингр. НИИ психоневр. ин-та. — 1976. — Т. 70.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

Копытин А.И. Основы Арт-терапии. — СПб., 1999.

Кох И. Основы сценического движения. — М., 1970.

Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. — Киев, 1984.

Медведева Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1998.-№4.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным твор-

чеством подростков // Эстетическое воспитание и экология культуры. — М., 1988.

Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения / Тезисы докл. Все-союз. науч.-практ. конф. — Харьков, 1979.

Мировская Н.П., Проколова Н.В.,Горянин Л.А. Музыка и пение в лечении заикания у детей // Диагностика и лечение заболеваний нервной системы и вопросы организации психоневрологической помощи на железнодорожном транспорте. — Харьков, 1977.

Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1991. — № 3.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.

Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. — Ташкент, 1979.

Руднев А. Пантомима и ее возможности. — М., 1966.

Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. — М., 1990.

Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. — М., 1966.

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995.

Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. — М., 2000.

Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки / Тр. Ленингр. науч.-ис-след. института. — 1966. — Т. 38.

Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. — М., 1994.

Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.

2. Игра-шутка «Идет коза рогатая» (для детей 8-10 мес.). Русская народная мелодия, обработка А. Гречанинова, слова народные.

Ребенок, группа детей сидят или стоят у перил манежа. Взрослый в шутливой форме исполняет песенку, приближаясь к манежу, подняв над головой два пальца в виде «рожек козы». На слова «Кто каши не ест» и т. д., взрослый топает ногами, на слова «забодаю, забодаю» — протягивает руки и приближает «рожки» то к одному, то к другому малышу. Игра повторяется несколько раз, вызывая оживление детей.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодает, забодает, забодает!

Мэ! Мэ! Мэ!

Вариант игры (для детей 1 г. — 1 г. 6 мес.). Перед игрой дети рассматривают картинку с изображением козы, или педагог надевает на руку куклу-козу (би-ба-бо). Дети стоят перед взрослым, лицом к нему. Воспитатель, вытянув указательный палец и мизинец («козу»- би-ба-бо) идет к детям, приговаривая стихотворение речитативом. Дети убегают от козы, взрослый пытается догнать.

3. Игровое упражнение «Заинька» (для детей 2-3 лет). Музыка В. Вер-ховинца, слова И. Плакиды.

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог показывает игрушечного зайца, обращает внимание на особенности его внешнего вида и движений: заяц длинноухий, и легко прыгает «прыг да скок» (заяц скачет).

Для детей с нарушением зрения подготовка к показу дополняется (малыши по очереди берут зайку в руки, трогают длинные ушки, короткий хвостик, педагог обращает внимание, что зайка пушистый, показывает, как прыгает зайка, при этом ребенок должен держать его в руках, чтобы ощущать «подпрыгивание» зайки). Педагог обращает внимание детей, что зайка боится медведя, большого, мохнатого — он рычит. Предлагает детям порычать, как медведь, и прячет зайца за свою спину. После этого короткая пауза — заяц не появляется. Педагог предлагает детям его позвать: «Зайка, зайка!». Зайка выскакивает из-за спины. Педагог говорит детям, что споет ему песенку, и повторяет показ, сопровождая его пением.

1. Заинька-зайка, Маленький зайка,

(зайка прыгает, слегка продвигаясь вперед) Беленький зайка Прыг да скок!

2. Прыгает зайка, Маленький зайка, Беленький зайка Прыг да скок!

Педагог предлагает детям порычать как мишка — заяц прячется.

3. Спрятался зайка, (прячется) Маленький зайка, Беленький зайка Прыг да скок!

Дети зовут зайку, и повторяется первый куплет.

При повторении игры педагог предлагает зайкой стать одному из детей, а образ медведя передается с помощью большой игрушки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игры с пением и движением под музыку

Составитель И. П. Юдаева

1. «Кот и мыши» (для детей 2-3 лет). «Мышки», музыка М. Жилин-ского.

Цель: учить эмоционально откликаться, передавать образно-игровые движения, побуждать детей к подпеванию.

Взрослый показывает большую игрушку — кота, рассматривает его с детьми, кладет его на коврик в комнате. Затем рассказывает историю про «мышей и кота»: «Маленькие мышки любили погулять, маленькие мышки любили поиграть, но кот-котище, серый хвостище не любил мышек и хотел их поймать. Когда кот засыпал, мышки выбегали из норок погулять». Воспитатель предлагает детям превратиться в «мышек» и пока кот спит погулять. Игра проводится взрослым с детьми под текст, который исполняет педагог:

Мышки в норочках сидят,

(дети сидят на стульях или на ковре) Погулять они хотят. Но сердитый кот усатый, Очень страшен всем мышатам. Долго котик мышек ждал, Утомился, задремал. Баю-баю, баю-бай,

(взрослый с детьми поет песенку) Спи же, котик, засыпай! Потихонечку бегите,

(дети выходят из «норок») Но кота не разбудите! Будет крепко котик спать, И не сможет вас поймать. Осторожно! Страшный кот,

(педагог берет игрушку-кота) Глаз открыл и привстает. Мышки в норки разбегайтесь,

(дети убегают от кота) И коту не попадайтесь!

2. «Медведь и пчелы» (для детей 4-5 лет).

Цель: учить передавать образно-игровые движения, автоматизировать поставленный звук «Ж», сочетать движение с текстом.

Педагог рассказывает детям о трудолюбивых пчелках, собирающих с цветов сладкий сок, который потом превращается в мед, и про медведя, который любит отнимать у маленьких пчелок мед. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

1. В ясный солнечный денек, Весело порхая, Собирает сок Пчелка полевая.

2. У пчелы полно забот,

Над цветком пчела кружит, Добывать ей надо мед. Про дела свои жужжит, Жу-жу, жу-жу, жу-жу!

3. Друг за другом полетели, ж-ж-ж,

(пчелки летают) Дружно песенку запели, ж-ж-ж! Я пчелка полевая, ж-ж-ж!

(дети поют) Я устали не знаю, ж-ж-ж! Среди цветов летаю, ж-ж-ж! И мед там собираю, ж-ж-ж!

Воспитатель предупреждает пчелок:

Осторожно, пчелки! Здесь медведь за елкой! В ульи улетайте И свой мед спасайте!

(пчелки улетают)

Для детей дошкольного возраста

ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с нарушениями в развитии речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с сенсорными нарушениями (выборочно при модификации) Составитель Е. А. Медведева Игровые упражнения серии -«если бы я был актер»

РИТМИКА

План-конспект занятия

с нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью Составитель М. Л. Афанасьева Цель: учить передавать средства музыкальной выразительности (мет-роритм, темп, форму, динамику) через движение;…

Ритмическая разминка

Ритмическое приветствие «Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает 2-3 ритмических фрагмента; дети повторяют, как бы отвечая на приветствие. Упражнение на организацию и концентрацию внимания («Марш», музыка Б. Годара):… 2. Ритмическая гимнастика («Марш», «Вальс», «Лендлер», «Экосез», музыка Ф. Шуберта)

Ритмический калейдоскоп

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса ног («Вчера», музыка П. Маккартни). Упражнение на переключение внимания в движении: танцевальные движения, плавный… Упражнение на воображение: сюжетно-образная, музыкально-ритмическая импровизация «Бегаем по горячему песку»…

Ритмическое прощание

Ритмическое «Эхо» (педагог прохлопывает ритмический фрагмент из материала занятия — дети отвечают хлопками, повторяя заданный ритмический… Поклон девочек, затем мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). Для детей школьного возраста МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-РУЧНОЙ ТРУД

Составитель 3. П. Панчук Тема: «Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать у учащихся любовь к народным мастерам, познакомить с различными видами народно-прикладного…

РИТМИКА

Составитель М. Л. Афанасьева Цель: овладевать выразительным «языком движений», умением передавать средства…

Ритмическая разминка

Ритмическое приветствие: поклон девочек, поклон мальчиков («Вальс», музыка А. Дворжака).

«Ритмическое эхо» (прохлопывание ритмического рисунка педагогом и повторение детей движениями ног на месте).

Ритмическая гимнастика

Упражнение «Мягкие руки» («Вальс», музыка В. Ребикова).

При повторении дети выполняют его с закрытыми глазами, концентрируя внимание не только на музыке, но и на мышечных ощущениях.

Упражнение для ног «Скользящее движение» («Танец на площади», музыка В. Ребикова).

Энергичные прыжки и ходьба («Мячики», музыка Шитте).

Ритмический калейдоскоп

Упражнение на слуховое внимание и память «Ритмический диктант» («Андантино», музыка А. Хачатуряна). Дети повторяют предложенные ритмические… Упражнение на концентрацию внимания «Канон», передача его движениями (русская… Современные танцевальные ритмы, ритмический контрапункт («Регтайм», музыка Джоплин).

Ритмическое прощание

Поклон девочек педагогу, поклон мальчиков («Вальс», музыка Р. Глиэра). План-конспект «театральная азбука»- Для младших школьников с речевыми нарушениями,

Сценическая речь

Упражнение на освобождение голоса и создание звукового образа «Джунгли». Детям предлагается тема «Зоопарк». Выбрав животное, дети издают характерные… Артикуляционная гимнастика. Дикционное упражнение, скороговорка.

Ролевая разминка

«Калейдоскоп образов», упражнение на передачу различных образов «Я огонь», «Я животное» (по выбору), «Я предмет» и т. д. Упражнение на передачу физического состояния «Иду по дороге в жаркий день»,… 4. Актерские -«Маски»-: изображение персонажей сказки во взаимодействии с партнерами.

Приложение 2

АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

КИНЕЗИТЕРАПИЯ

Ссоставитель Л. И. Анискина Тема: «В гостях у морского царя» в форме игры-рассказа «Волшебный сон». Занятие проводит психолог, используя музыкальные аудиозаписи, подобранные по… Предварительно у детей формируется представление о том, кто такой морской царь, где он живет, показываются…

ИЗОТЕРАПИЯ

План-конспект

Составитель О. Ю. Соколова «Создаем образ из пятен» (рисунок на влажной бумаге). Цель: стимулировать потребность в изобразительной деятельности, развитие познавательных интересов, снятие…

– Конец работы –

Используемые теги: книга, может, быть, интересна, полезна, также, воспитателям, учителям-дефектологам0.112

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души.
На сайте allrefs.net читайте: Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души....

Эта книга посвящена как раз таким некоторым «другим причинам». Она о том, как психология может вызывать движения цен финансовых активов.
На сайте allrefs.net читайте: Эта книга посвящена как раз таким некоторым «другим причинам». Она о том, как психология может вызывать движения цен финансовых активов....

Рецензия на книгу Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны"
Также Коржихина известна своими статьями в научных периодических изданиях: «Вопросы архивоведения», «Вопросы истории», «Политическое образование»,… Это такие издания, как «Социалистический труд», «Народный депутат»,… По словам Коржихиной, тема книги – «история неравной борьбы, с одной стороны, между … малочисленными группами…

В книге с привлечением обширного теоретического и эмпирического материала… Книга адресована психологам, философам, всем, кто глубоко интере­суется феноменами человеческого сознания
На сайте allrefs.net читайте: доктор психологических наук профессор Т. П. Скрипкина (Ростовский государственный университет)...

«Гамлет». "Быть или не быть" понятым "Гамлету"? Зависимость адекватности интерпретации трагедии от точности перевода
Рассматривались пять переводов “Гамлета” на русский язык (М. Л. Лозинского, Б. Л. Пастернака, К. Р. |великий князь Константин Константинович… Целью данной работы было непредвзято оценить все удачные и неудачные моменты в… Кроме того, эти две строчки находятся в конце первого акта и поэтому очень важны для правильного понимания …

"Анализ книги Мишель Монтень "Опыты. Книга 1"
Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату. О себе Монтень говорит, что… Иначе будешь показателем дурного тона и невоспитанности. Монтень принадлежит к… Стоики воспрещают мудрецу предаваться ему. Глава 3. Наши чувства устремляются за пределы нашего я. Люди, которые…

Лекция 13. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ 1.Может быть медленный рост и быстрое развитие. Характерно для растений в неблагоприятных условиях недостаток влаги
Рост является неотъемлемым свойством любого живого организма Рост является выражением и внешним проявлением...

По вопросам опубликования этой книги (имеются авторские иллюстрации), писать также на vitmalgin@yandex.ru
На сайте allrefs.net читайте: По вопросам опубликования этой книги (имеются авторские иллюстрации), писать также на vitmalgin@yandex.ru...

В книге описаны интересные жизненные ситуации, в которых формируется характер и проявляются душевные качества человека.
На сайте allrefs.net читайте: В книге описаны интересные жизненные ситуации, в которых формируется характер и проявляются душевные качества человека....

Эта книга – из разряда тех редких и немногих книг
Эта книга из разряда тех редких и немногих книг которые становятся... quot Одни ценят Святослава в Искусстве другие высоко ставят его в жизни третьи восхищаются им и в Искусстве и в...

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам