рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Иностранные мастера в России

Иностранные мастера в России - раздел Образование, После Петербурга в изобразит.ис-ве Известно, Что Мастера Киевской Руси Создавали Высокохудожественные Ювелирные ...

Известно, что мастера Киевской Руси создавали высокохудожественные ювелирные изделия, ценившиеся не только внутри страны, но и за ее пределами. Предметы, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что исполнявшие их мастера знали многие разнообразные и сложные приемы обработки металлов. Применение эмали, скани, черни и других художественных приемов обработки металла также известно с древнейших времен.

Среди мастеров существовала довольно узкая специализация: были мастера знаменщики, басманщики, чеканщики и др. Наиболее сложные изделия выполнялись целой группой мастеров.

Значительную роль в развитии золотого и серебряного дела на Руси играли монастыри (Соловецкий, Кирилло-Белозерский и т.д.).

Для русского искусства XVII век является чрезвычайно противоречивым периодом. Наряду с национальными школами, продолжающими развивать традиционные русские формы, начинают существовать иные направления, проникнутые влиянием западноевропейской традиции.

С XVIII века появилось понятие "обрусевшие" французы, шведы, немцы и другие - когда-то граждане иностранного государства, приехавшие в Россию искать лучшей доли и оставшиеся здесь жить на очень выгодных для себя условиях. Государство было заинтересовано в подобного рода иммигрантах, которые обучали будущих русских мастеров своему ремеслу.

Как известно, Россия принялась активно перенимать опыт Запада, начиная с петровских времен. Ни для кого не секрет, что в конце XVII века вместе с царем-реформатором в Россию приехало около 700 иностранцев, среди которых были не только специалисты по военному делу, но и ремесленники. В 1702 году Петр Первый издал манифест, которым в Московское государство приглашались иноземные фабриканты и ремесленники. Царский манифест разрешил иностранцам не только обосноваться в России, но и заниматься частным ремеслом, что, к примеру, существенно увеличило количество жителей московской Немецкой слободы. (Льготные условия для иностранных купцов были предоставлены еще Иваном Грозным. И. Пыляев в своей монографии «Драгоценные камни» писал: «Иоанн Грозный проявлял горячие заботы о вывозе иностранных мастеров в Россию. Во всех сношениях с западными государствами постоянной целью было приглашение в Москву различных художников и ремесленников, которые могли бы обучать русских ремесленников».) В Петербурге мастера-иностранцы в 1714 году образовали первый в России немногочисленный по составу цех золотых и серебряных мастеров (который был утвержден в 1721 году). В 1722 году был образован цех русских мастеров. Цехи организовывались не только в Петербурге и Москве, но и в других городах России.

В дальнейшем приток иностранных специалистов не прекращался, а наоборот, усиливался.

Привилегий иностранцам было много, а условие одно - "учить русских людей без всякой скрытности и прилежно". Каждый иностранный мастер должен был обучить русского ученика.

Российские власти приглашали в крупные города и своих собственных мастеров, к примеру, с севера. Так, Яков Попов в 1745 году приехал из Сольвычегодска, чтобы обучить и московских резчиков, и приезжих мастеров русскому искусству чернения.

С началом освоения Урала и строительства заводов в России появился собственный металл. (До этого момента металл ввозился, в качестве примера можно вспомнить перечеканенные из западноевропейских монет "ефимки". Изделия из драгоценных и недрагоценных металлов также были привозными.) Соответственно, возникла потребность в большом количестве мастеров, которые могли бы этот металл обрабатывать, а также в образцах - уже существующих предметах роскоши, выполненных на Западе. Ввозились отдельные экземпляры и изображения предметов, которые тщательно изучались и копировались. При уральских заводах были организованы специальные классы, готовящие мастеров, способных создавать художественные изделия "на местах".

(Разумеется, на Урале еще до приезда иностранных мастеров существовала своя художественная традиция. Тесный контакт с иностранцами лишь способствовал ее развитию, привнес в нее новые мотивы, которые стали самобытно обыгрываться русскими мастерами. Уже в первой половине XIX века уральские мастера поражали современников своими изделиями, да так, что зрители писали: «По сей статье мы можем совершенно обойтись без иностранцев»// Описание Первой Публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в С.-Петербурге 1829 года. — СПб., 1829. — С. 262.//)

Большинство предметов, сохранившихся от петровского времени, было сделано в Москве, так как в первой четверти XVIII века Москва продолжала занимать ведущее место в изготовлении серебряных изделий.

К концу XVIII века Петербург и Урал стали двумя крупнейшими центрами производства изделий из художественного металла. В Петербурге работали в основном западноевропейские мастера с учениками и подмастерьями - по императорскому заказу, Урал был ориентирован не только на императорский заказ, но и на частный спрос.

Таким образом, на XVIII век пришлась некая вынужденная "евроипеизация" России, то есть восприятие русскими мастерами опыта и образцов Западной Европы (при сохранении существующей традиции). В 1730-1740 годы появились первые художественные объекты из металла, сделанные учениками западно-европейских консультантов и соотносимые с европейской традицией.

А это стакан с другим орнаментом Начиная с 20-х годов XVIII века происходят изменения в орнаменте: на предметах появляется очень нарядный вьющийся узор из побегов аканта с крупными цветами. Для предметов этого времени характерен крупный растительный узор и большее количество позолоты, придающей изделию нарядный вид. Для 30-х годов XVIII века все еще характерным является орнамент в стиле "регенства" (один из этапов развития барокко), в это же время появляется, а к 50-м годам широко развивается орнамент в стиле рокайль (последняя стадия барокко).

"Европеизация" России объясняется политическими мотивами. Россия начала набирать политический вес в Европе. Претендуя на роль крупного игрока на политической арене, Россия была вынуждена решать вопросы самопрезентации. Перед императорами и петербургским двором стояла задача не просто "не ударить в грязь лицом" перед иностранными послами, а затмить роскошью своих дворцов и богатством их интерьера блеск Версаля (ведь именно набравшая мощь Франция в то время была главным соперником России). Закупать предметы роскоши в самой Франции было дорого и непристижно, оставалось научиться производить подобные предметы самостоятельно: перенять у Европы некоторые технологические приемы, ознакомиться с господствующими в Европе стилями, развивая при этом свою собственную традицию.

Во второй половине XIX века Россия уже уверенно занимала лидирующую позицию в области производства изделий из художественного металла (и не только). Именно так политический процесс стимулировал развитие искусства, которое утверждало российскую державность.

На нашем сайте вы можете приобрести изделия из серебра, как зарубежного, так и сделанного русскими мастерами.

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

После Петербурга в изобразит.ис-ве

Классицизм Московская школа архитекторы В И Баженов Ф М Казаков... В х годах в России произошла смена архитектурно художественного стиля... Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы логичность и уравновешенность симметричных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иностранные мастера в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Его след в искусстве России
Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растр

Нереализованный проект
Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна. Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой

Художники петровского времени. И. Никитин, И. Аргунов, А. Лосенко, А. Матвеев.
В начале XVIII века, вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, рус

Барокко в русской архитектуре 18 века.
XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у

Творения В. Баженова, М. Казакова
Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, А.Ф. Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались классиче

Русская скульптура до петровских времен. ?????????????????
Дерево было излюбленным материалом древнерусской пластики. Оно с годами приобретает серебристый оттенок, хорошо сочетается с воздушной средой, однако оно недолговечно, сглаживается со временем, смя

Я пол. XVIII века
В Петровское время интерес к скульптуре становится невероятно острым. Строительство новой столицы, новый образ жизни, формирование ландшафтов, жилых интерьеров пробуждают потребность в пластике (с

Я пол. XVIII века
Фигура атланта. Большой Царскосельский дворец, 1752-56[2] В середине XVIII века декоративная скульптура переживала подъем. Она нашла широкое применение в архитектуре барокко. То

Портрет
Скульптурный портрет 2-й пол. XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Качество русского скульптурного портрета

Декоративная и станковая пластика 1й половины 19 века. Ф. Щедрин, Ф. Толстой.
Феодосий Щедрин Родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза

Тема отечественной войны 1812 г. в творчестве русских скульпторов В. И. Демут-Малиновского и Б. И. Орловского.
Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) — русский скульптор, крупнейший представитель русского ампира, не раз обращавшийся к тематике Отечественной войны 1812 года[1]

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги