рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экспертные системы, базирующиеся на логике

Экспертные системы, базирующиеся на логике - раздел Образование, Введение в экспертные системы   В Экспертных Системах, Базирующихся На Логике, База Знаний Со...

 

В экспертных системах, базирующихся на логике, база знаний состоит из утверждений в виде предложений логики предикатов.

Такие предложения могут группироваться, образуя базу данных Пролога. Правила могут либо описывать данные, либо управлять процессом внутренней унификации Пролога.

Так же как и в системе на правилах экспертная система, базирующаяся на логике, имеет множество правил, которые могут вызываться с помощью данных из входного потока. Система имеет также интерпретатор, который может выбирать и активизировать модули, включаемые в работу системы.

Интерпретатор выполняет различные функции внутри системы на основе следующей схемы:

1. Система имеет предложения в базе знаний, которые управляют поиском и сопоставлением. Интерпретатор сопоставляет эти предложения с элементами данных в базе данных.

2. Если может быть вызвано более одного правила, то система использует возможности Пролога для разрешения конфликта. Следовательно, программисту не нужно рассматривать потенциально возможные конфликты.

3. Система получает результаты унификационного процесса автоматически, поэтому они могут направляться на нужное устройство вывода информации.

Так же как и в системе, базирующейся на правилах, данный циклический процесс является процессом распознавание-действие.

Красота и большие возможности системы, основанной на логике, заключаются в том, что она отражает структуру самого Пролога. Этим объясняется тот факт, что система очень эффективна в работе.

Наиболее важным аспектом для базы знаний в системе, основанной на логике, является проектирование базы знаний, ее утверждений и их структуры. База знаний должна иметь недвусмысленную логическую организацию, и она должна содержать минимум избыточной информации. Так же как и в системе, базирующейся на правилах, минимально достаточное количество данных образуют наиболее эффективную систему. Утверждения базы знаний для гончей и дога выглядят так:

 

rule(1,"dog","Beagle",[1,2,3,4]).

rule(2,"dog","Great Dane",[1,5,3,4,6]).

 

cond(1,"short-haired").

cond(2,"height under 22 inches").

cond(3,"longer ears").

cond(4,"good natured personality").

cond(5,"low-set tail").

сond(6,"weight over 100 lb").

 

В каждом предложении типа rule первый аргумент - номер правила, второй аргумент - тип объекта "dog" и третий аргумент - порода собаки. В нашем случае это гончая или дог. Список целых чисел задает номера условий из предложений типа cond (условие). Предложения типа cond содержат все характеристики породы, представленной в базе знаний.

Списки номеров условий служат для хранения множества фактов, согласно которым выбираются предложения типа rule. Интерпретатор в экспертной системе, базирующейся на логике, использует эти номера условий, чтобы делать соответствующий выбор.

Добавление и обновление предложений базы знаний являются простыми операциями retract и assert. Экспертные системы, базирующиеся на логике, легко проектировать, развивать и поддерживать в Турбо-Прологе, так как по мере расширения базы знаний программа не требует модификации. Расширение, прежде всего, заключается в постепенном добавлении новых утверждений.

Классификация в базе знаний может основываться на древовидной структуре (Рисунок 4.9). Согласно этой древовидной классификации породы разделены на короткошерстные и длинношерстные. Английский бульдог, гончая, дог и американский фокстерьер являются короткошерстными, а коккер спаниель, ирландский сеттер, колли и сенбернар - длинношерстные.

 

Рисунок 4.9 Древовидная структура базы знаний ЭС для выбора породы собаки

 

Для идентификации породы внутри каждого подмножества можно использовать список атрибутов. Количество характеристик будет определять степень точности классификации. Различающей не обязательно является какая-нибудь единственная характеристика - все множество атрибутов используется для достижения целей в строящихся правилах. Из восьми перечисленных ниже, три являются необходимыми, так как ни один из них не характерен для всех пород одновременно. Атрибут, который характеризует все объекты одновременно, возможно, не является необходимым в множестве данных. В нашей экспертной системе используются следующие атрибуты:

1. короткая шерсть;

2. длинная шерсть;

3. рост меньше 22 дюймов;

4. рост меньше 30 дюймов;

5. низко посаженный хвост;

6. длинные уши;

7. хороший характер;

8. вес больше 100 фунтов.

Для каждой породы справедливы следующие характеристики:

Порода Характеристики
Английский бульдог 1,3,5,7
Гончая 1,3,6,7
Дог 1,4,6,7,8
Американская гончая 1,5,6,7,
Коккер спаниель 2,3,5,6,7
Ирландский сеттер 2,4,6
Колли 2,4,5,7
Сенбернар 2,5,7,8,

 

В нашем случае при проектировании базы знаний древовидная структура, множество идентифицирующих характеристик и наборы номеров характеристик для каждой породы составляют рабочую модель базы знаний для выбора породы.

Текст программы экспертизы по породам собак, базирующейся на логике приведен в приложении 4.

 

Вначале ввод пользователем слова dog приводит к тому, что переменная Mygoal (моя цель) получает значение "dog" (собака).

Применяется утверждение базы знаний rule(1,"dog","short-haireddog",[1]) и списочная переменная COND получает значение 1.

Далее правило rule передает этот параметр правилу check (проверка). В свою очередь правило check осуществляет доступ к правилу cond базы знаний с параметром BNO равным 1. Правило check передает это значение предикату fronttoken, чтобы создать значение _COND. Это правило дает неуспех.

Правило check возвращается к правилу cond и COND содержит значение параметра. Затем правило check осуществляет доступ к значению "short-haired" (короткошерстный) и передает его в переменной TEXT правилу inpq. Правило inpq выдает на экран текстовую строку:

Question:- short-haired? (Вопрос:- короткошерстный?)

Пользователю сообщается, что он должен нажать 1 для утвердительного ответа и 2 для отрицательного. Правило inpq принимает ответ пользователя в нашем примере это 2, и интерпретирует его как отрицательный.

Процесс продолжается со следующим утверждением rule базы знаний, т.е. RNO равным 2. Теперь правило check использует значение CON равное 2 для текущего правила rule, повторяет цикл построения списка значений COND и запрашивает пользователя о дополнительном вводе.

Основываясь на вводимых ответах пользователя, доступ к утверждениям rule и cond происходит в следующим порядке:

 

rule(1), cond(1),

rule(2), cond(2),

rule(7), cond(3),

rule(7), cond(5),

rule(7), cond(6),

rule(7), cond(7).

 

В конце этого процесса переменная COND типа список имеет значение 3,5,6,7. Этот список сопоставляется со списком условий в правиле 7. Сопоставление связывается с классифицированным объектом "Cocker Spaniel" (коккер спаниель) в утверждении rule, и механизм вывода, таким образом, нашел требуемый результат.

Рассмотрим программу поиска выхода из лабиринта [59]. Опишем лабиринт (Рисунок 4.10)с помощью предиката а:

 

a(1,1,стена).a(1,2,стена).a(1,3,стена).a(1,4,стена).

a(2,1,пусто).a(2,2,пусто).a(2,3,пусто).a(2,4,пусто).

a(3,1,выход).a(3,1,пусто).a(3,2,стена).a(3,3,пусто). a(3,4,стена).

a(4,1,стена).a(4,2,стена).a(4,3,пусто).a(4,4,пусто).

a(5,1,стена).a(5,2,пусто).a(5,3,пусто).a(5,4,стена).

 

 

 
 

 

 


Рисунок 4.10 Лабиринт

 

Место стартовой точки в лабиринте задаем в цели (клетка 4 2):

 

путь(a(4,2,пусто),P,[a(4,2,пусто)]), write(P).

 

P - список позиций, ведущих к выходу.

 

Ищем путь из исходной позиции в северном направлении. Если пути нет то идем на юг. Если пути нет идем на запад. Если нельзя, идем на восток. Если соседняя позиция является стеной (правило можем_идти), то делаем поворот на 90º (проверка следующего правила путь). Чтобы не ходить кругами, ведем список позиций в которых побывали (список Были).

Результат работы программы:

 

Выход31[a(4,2,"пусто"),a(5,2,"пусто"),a(5,3,"пусто"),a(4,3,"пусто"),

a(3,3,"пусто"),

a(2,3,"пусто"),a(2,2,"пусто"),a(2,1,"пусто"),a(3,1,"пусто")]

 

Описанная процедура не обязательно находит кротчайший путь к выходу.

Полный текст программы приведен в Приложении 5.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в экспертные системы

Введение в экспертные... Структура экспертных Классификация систем основанных на Интерпретация...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экспертные системы, базирующиеся на логике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Структура экспертных систем
  ЭС состоит [37] из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора); рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД); базы знаний (БЗ); компонентов приобретения зна

Интерпретация данных
Это одна из традиционных задач для ЭС. Интерпретация – процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анал

Диагностика
Диагностика – процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность – это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с един

Мониторинг
Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – пропуск тревожно

Проектирование
Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная за

Прогнозирование
Прогнозирование позволяет предсказать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуа

Обучение
Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подс

Поддержка принятия решений
Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают сп

Этапы разработки экспертных систем
Разработка ЭС имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программиро

Представление знаний в экспертных системах
  Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний- это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной систе

Исчисление предикатов
  Слово "логика" означает систематический метод рассуждений. Рассмотрим две конкретные системы логики - базисную (исчисление высказываний) и более богатую (исчисление предик

Доказательство приведением к противоречию
  При построении выводов не всегда целесообразно ждать появления искомого заключения, просто применяя правила вывода. Именно такое часто случается, когда делается допущение В для дока

Доказательство методом резолюции
    Применяется всего одно правило вывода, что позволяет не запоминать многочисленных правил вывода и тавтологии. Это- правило резолюции, которое приведено в таблице 2.1

Применение метода резолюций для ответов на вопросы
  Предположим, что предикат F(х,у), означает х - отец у, и даны следующие факты об отцовстве: F(john,. harry)

Эвристики для поиска доказательства
  При написании программы, которая будет делать за нас резолюцию и искать ответы на вопросы, полезно использовать следующие методы. Предпочтение единичных.

Подстановка и унификация
  Метод резолюции требует, чтобы делались подстановки в дизъюнкты так, чтобы две литеры с противоположными знаками содержали совпадающие атомы. Так как эти атомы могут содержать перем

Семантические сети
  Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что <память> формируется через ассоциации между понятиями. Понятие <ассоциативная память> появ

Правила продукций
  Самым распространенным форматом для представления знаний, наиболее соответствующим их процедурному характеру, является правило продукции, которое по своей сути - просто программа из

Методы стратегии поиска решений
  Как было показано в главе 1, экспертные системы состоят из трех компонентов: - базы знаний, содержащей правила продукций; - базы данных, которая отображает текущее

Поиск решения задач в пространстве состояний
  Чтобы построить описание задачи с использованием пространства состояний, нужно иметь определенное представление о том, что собой представляют состояния в конкретной задаче. Таким об

Методы поиска решений в одном пространстве
  Методы поиска решений в одном пространстве обычно делятся на поиск в пространстве состояний, поиск методом редукции, эвристический поиск и поиск генерация-проверка [39]. В

Процессы поиска на графе
  Граф определяется как множество вершин вместе с множеством ребер, причем каждое ребро задается парой вершин. Если ребра направлены, то их также называют дугами. Дуги з

Эвристический поиск
  Подход “поиск в пространстве состояний” сформировался в результате попыток автоматизации игр. В большинстве игр имеется конечное число позиций (или “состояний”), которые могу

Экспертная система на правилах
В системе, базирующейся на правилах, результат является действием одного из продукционных правил. Эти продукционные правила определяются входными данными. Таким образом, экспертная система

Системы с доской объявлений
    В последние годы в разработке архитектуры экспертных систем появилось новое направление [61], которое получило название системы с доской объявлений (blackboard syste

Принцип организации систем с доской объявлений
В основу организации систем этого типа положена следующая идея. Представьте себе группу экспертов, которые сидят возле классной доски (или большой доски объявлений) и пытаются решить какую

Система HEARSAY
  Архитектура на основе доски объявлений выросла из разработанной в конце 70 годов системы распознавания речи HEARSAY-II и HEARSAY-III. Программирование компьютера с целью распознаван

Виды неопределенности
  В предыдущих примерах все знания были определенными. Утверждениями были или ИСТИНА, или ЛОЖЬ. Однако в жизни имеется тенденция к “нечеткости” в представлении знаний. Тем не менее, н

Байесовский метод
  При байесовском подходе степень достоверности каждого из фактов базы знаний оценивается вероятностью, которая принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Вероятности исходных фактов о

Биполярные схемы для коэффициентов определенности
  Прототипом систем, основанных на приближенных рассуждениях, являются MYCYN и ее прямой потомок EMYCYN. В EMYCYN в любом случае, когда должна быть численно выражена определенность, и

Теория свидетельств Демпстера-Шефера
  Подход, принятый в теории Демпстера-Шефера (ТДШ) [64] отличается от байесовского подхода и метода коэффициентов уверенности тем, что, во-первых, здесь используется не точечная оценк

Нечеткие множества и нечеткая логика
Для формализации нечетких знаний, характеризуемых лингвистической неопределенностью, применяется теория нечетких или расплывчатых множеств. Основы теории нечетких множеств были созданы в 1965 году

Многоступенчатые рассуждения
  Чтобы представить себе, что же такое многоступенчатое рассуждение, допустим, что вы заболели. У вас простуда, вирусная инфекция или грипп, и вы хотели бы знать, что следует предприн

Процесс распространения в сети
    Рассмотрим пример, иллюстрирующий распространение коэффициентов определенности в сети (Рисунок 6.8).  

Особенности нейросетей
  Главное достоинство [37] нейросетей в том, что они предоставляют в руки пользователю некий универсальный нелинейный элемент с возможностью широкого изменения и настройки его

Свойства нейрона
С конструктивной точки зрения нейрон, являющийся основным элементом нейросети, - это устройство для получения нелинейной функции нескольких переменных Xi с возможнос

Использование нелинейных элементов
    Один из самых неожиданных результатов анализа И.Минского и С.Пейперта состоял в том, что персептрон, построенный на линейных функциях активации, не может воспроизвес

Сеть Хопфилда
В 1982 г. появилась работа Дж. Хопфилда [70], которая вызвала лавину теоретических и экспериментальных исследований и оживила угасавший интерес к нейронным сетям. Неожиданный успех работы объясняет

Многослойные сети
  Сеть Хопфилда поддерживает множество лишних, неэффективных связей, по существу дублирующих друг друга. В реальных нервных системах поддержание таких связей требует определенных затр

Динамика обучения и поведения
  В механике динамика в отличие от статики и кинематики предполагает наличие двух моментов: изменение переменных во времени и обусловленность этих изменений силами. Эти два момента им

Обучение многослойных сетей
Преимущества многослойных сетей были поняты достаточно рано. Ясно было также, что для использования этих преимуществ, преобразование при переходе от одного слоя к другому должно быть нелинейным: по

Проблемы и перспективы
  Остановимся на трудностях, связанных с обучением нелинейных нейронных сетей. Основные из них следующие [37]. Медленная сходимость процесса обучения. Строго сходимост

Применение нейросетевой технологии
  В настоящее время известно много удачных примеров применения нейросетевого подхода [19] для построения интеллектуальных информационных систем и, в частности, экспертных систем.

Инструментальный комплекс G2
  История развития инструментальных средств (ИС) для создания ЭС реального времени началась в 1985 г., когда фирма Lisp Machine Inc. выпустила систему Picon для символьных ЭВМ Symboli

База знаний
  Все знания в G2 хранятся в двух типах файлов: базы знаний (БЗ) и библиотеки знаний (БиЗ). В файлах БЗ хранятся знания о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, про

Структура данных БЗ
  Глобально сущности в БЗ G2 с точки зрения их использования могут быть разделены на структуры данных и исполняемые утверждения. Примерами первых являются объекты и их классы, связи (

Объекты
  Объекты в базе знаний представляют собой отображения элементов реального мира, которые будут применяться при решении поставленной перед ЭС РВ задачи. Выделяют постоянные и временные

Связи и отношения
  G2 предусмотрены два вида взаимосвязей между объектами: связи и отношения. Под связями понимается взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и им

Исполняемые утверждения БЗ
  Основу исполняемых утверждений БЗ составляют правила и процедуры. Кроме того, есть формулы, функции, действия и т.п. Правила в G2 имеют традиционный вид: условие (антецедент) и закл

Машина вывода
    Одним из основных компонентов G2 является машина вывода, выполняющая рассуждения на основании: • знаний, содержащихся в базе знаний; • данных, пост

Планировщик
  В связи с тем, что С2-приложение управляет множеством одновременно возникающих задач, необходим Планировщик. Планировщик управляет всеми процессами в G2 (Рисунок 8.1). Планировщик о

Моделирование
    Одним из возможных источников данных для G2 является система моделирования внешнего окружения. Данная система используется для моделирования реальных объектов и устр

Естественно- языковой текстовый редактор
  Разработчик G2 представляет информацию о разрабатываемом приложении на ограниченном английском языке, и ему предоставлена возможность ссылаться на любую сущность в БЗ многими способ

Изображения
  Изображения используются для того, чтобы предоставить пользователю возможность увидеть значение переменных и выражений. Существуют следующие варианты, реализующие возможность изобра

Управляющие воздействия
Управляющие воздействия (end-user controls) - это средства, с помощью которых конечный пользователь может взаимодействовать с приложением. Существуют следующие виды управляющих воздействий:

Сообщения
  Сообщения (messages) есть класс сущностей, которые содержат в себе текст. Сообщения являются средством, позволяющим G2 информировать пользователя о каких-либо событиях. Например, в

Управление доступом
  С помощью средств управления доступом (access control) разработчик может влиять на то, что конечный пользователь видит и может делать с БЗ. Например, разработчик может управлять дос

Создание опций меню
Разработчик может определить новые опции (строки) меню сверх тех, которые используются стандартно. Когда пользователь выбирает опцию меню (user menu choise - umc) для того, чтобы внести новую строк

Средства инспекции и отладки
Ясно, что отладка прикладной системы, объединяющей продукционные правила, процедуры, различные уровни абстракции и иерархию классов, может превратиться в далеко не тривиальную задачу. В этой ситуац

Интерфейс с внешним окружением
  В G2 реализована распределенная обработка приложения на принципах архитектуры клиент-сервер. Клиентная система Telewindows обеспечивает множественный доступ к централизованной базе

Информационные - ресурсы Интернет
  Ниже даны некоторые ресурсы Интернет, посвященные проблемам искусственного интеллекта и экспертным системам: 1. http://www.aaai.org – сервер Американской ассоциации искусст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги