рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Законы диалектики.

Законы диалектики. - Лекция, раздел Образование, Онтология и теория познания Принципы Диалектического Мышления. Это Не Те Законы, Которые Надо Налагать На...

Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество это определенность, которая делает предмет самим собой. А количество это степень, интенсивность проявления качества. Возникает вопрос: сохраняется качество или нет. Мы всегда говорим о вещах в каких-то их качествах. Диалектика увидела связь между колич и кач измен, исходя из самого кач. Нельзя беспредельно наращивать количественные изменения, так чтобы качество оставалось тем же самым. Как только количественные изменения переходят орпед границу, связ с данным качеством появляется новое качество. Как только появл новое качество происхоит перерыв постепенности качественный скачек. Так мы подошли к категории, которая выражает связь качества и количества. Это категория меры. Мера – это характерный для данного качества интервал, если изменения остаются внутри интервала качество не меняется (колич измен), как только изменение выходит за пределы этого интервала происходит качественный скачек, появляется новое качество. Единство связи качества и количества – проблема существования нашей нации. Описывает систему поверхностно. Фиксирует кач и кол измен, но не заглядывает внутрь. Это поверхностная проекция того, что происходит в сущности.

Закон единства и борьбы противоположностей

Д считает д противоречие источником развития. Система внутри себя порождает свою противоположность. Борьба противоположностей нарастает, противоречия дальше существовать не могут и разрешаются, в ходе разрешения противоречий возникает новое положение в системе для которого возник свои противоречия. Разрешается двояко: с сохр предш сложн, тогда сис-ма выходит на более высокий ур организ, а также м разреш за счет деград противор и деград сис-мы. Почему так развитие может совершаться? Если мы хотим мыслить саморазвитие, то иначе мыслить не получится. Во-первых, мы хотим мыслить процесс развития – это процесс в котором появляется нечто новое, как перевести эту фразу на язык логики: в ходе развития сис-ма получает новую определенность, процесс развития это процесс определения. Чтобы появилась более высокая сис-ма нужно, чтобы появилось что-то противоречащее. Задача: объяснить не просто развитие, а саморазвитие. Процесс определения должен превратиться в самоопределение. Когда определение превращается в самоопределение? Когда оно порождено самим «А». Это и есть диалектическое противоречие. «А» порождает «В» далее синтез и получается «С». Виды и типы д противоречий: существенные и несущественный, внутренние (человек и общество) и внешние (когда противоположность не включена в рассм сис-му), антагонистические и неантагонистические, антиномии и диалектические.

Закон отрицания отрицания.

Направленность развития и относится только к прогрессивному развитию. Отвечает на вопрос: как возможн прогрессивное развитие, какие мех отвеч за накопл и удерж сложностей. Онтологически понятое отрицание это качественный скачок, взятый в том аспекте, что старое качество отменяется. Всякий кач скачок есть отрицание. Возможно ли развитие без отрицания? Нет, т.к. в рамках старого кач-ва нельзя удержать нечто новое. Что будет, если развитие будет состоять просто из отрицаний? Ничего не возникнет. Новое будет возникать как в калейдоскопе, старое пропадет полностью и новое не сможет удерживаться. Если в отрицании нет удержания, сохранения, то прогрессивное развитие невозможно. Как сохранить то, что уже отрицается? Прогрессивное развитие возможно только там, где осуществляется диалектическое отрицание. Если отрицание содержит в себе момент сохранения, то значит оно в себе содержит собственное отрицание. Значит на следующих витках развития старое может возникнуть.

Единство Д и системного подхода. Системный подход – рассмотрение предмета не как набора элементов, а как системы. Существо сис-го подхода: элементы, их св-ва и взаимосвязь определяются системой, т.е. система первична, элементы вторичны. Объединившись в коллектив элементы приобрет новые св-ва в зависимости от системы. Система отличается целостностью. Целое и единое это понятия одного порядка. Но они разные, единое ничего не объединяет, а целое – это единство, кот имеет предметное осуществление. Проблема целого в философии очень сложная. Вопрос: что такое часть? Часть действует по законам системной функции. Часть выполняет функцию в системе. Принцип целостности превращает элементы в части, подчиняет себе бытие элементов. В системе, если подходишь со стороны элементов целого не увидишь (элеменаристский подход), противоположность холизм – когда в системе видят только принцип целостности. Если отрываешь целое от элементов, то мыслишь элементы идеалистически. Этот подход был распространен вплоть до 20го века. Системный подход как раз стремится выяснить, как целое осуществляет себя без отрыва от его частей. Построил философскую систему = связал все концы с концами, сис-ма, где всё подчинено единому принципу. Принципы сис-го подхода появились до 20го века в рац учениях, например у Платона системный подход к миру в диалоге Парменид, а у Аристотеля в Метафизике. Принципы системного подхода осуществлены в диалектике. Диалектика занимается тем, чем занимается системный подход. В д есть многие идеи, которые помогают преодолеть недостатки современного системного подхода. Системный подход в диалектике был, но Д раньше представляла в качестве системы мир идей. А идеалистическая диалектика выделяет принцип целого и не надо искать механизм, с пом кот работает этот принцип. Тогда не надо было определять, где он телесно осуществляется. Надо открыть в телесных механизмах. Пока наука не могла найти способ зафиксировать телесные механизмы осуществления целостности, многие из ученых были элементаристами. В 20 в и биология и физика стали обнаруживать эти механизмы осуществления целостности, была обнаружена связь д и сис подхода. Элементы способны проявлять самостоятельность на уровне существования, когда они не полностью зависимы от системы. Отсюда может произойти и распад, и ростки новой системы. (Мещерякова Н.А.)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Онтология и теория познания

Лекция Бытие и развитие Диалектика Эпоха неклассической диалектики Она связано с общей... Лекция Диалектика...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Законы диалектики.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бытие и развитие. Диалектика.
Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Герак

Кантовское понимание диалектики антиномии канта.
Д – это ошибка, которая запрограммирована природой разума. Разум себя должен контролировать. Почему - иллюзия? У канта нет понятия Д П. Есть понятие антиномии – это противоречие, которое закономерн

Антиномия №2
Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: мир не имеет начало во времени и границ в пространстве. Доказательство тезиса: В центре понятие мир. А о мире как об объект

И 4 антиномии это вариации на тему первых 2ух.
№3: Тезис: Причинность по законам природы не единственная, существует свободная причинность. Антитезис: Нет свободной причинности, всё совершается только по необходимости (Имеется в виду природа из

Диалектика Фихте.
Что он задумал? Что декларировал? Что получилось? Д Ф отлич от К. Трансцендентальная иллюзия – д у канта и она сводится к антиномиям, это не принцип связи и развития, это сигнал тревоги о

Д Гегеля.
Что общего? И у Г и у Ф – сохраняется схема, которую предложил Ф. Развитие через порождение противоположностей и присвоение их. Развитие через собственное дело. У Ф схема постулирована, а Г она выт

Специфика материалистич д Маркса
У гегеля Д укорена в разуме, а у Маркса в материи это означает изменение понятия материя. Новая интуиция материи у него присутствует. Д нельзя укоренить в неподвижных первоэлементах. Отличия М от Г

Принципы детерминизма.
Общее пон детерминизма – учение о всеобщей связи и обусловленности. Н.А. дает другое определение – учение о способах и механизмах формировании определенности. Слово детерминизм в литературе использ

Материя и движение.
Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, чт

Пространство и время.
2 осн концепции: субстанц и реляционная. Вне концепций о пространстве и времени можно сказать, что они всегда с нами. Это константы, сопровождающие нас. Субстанц - Пространство и время это 2 незави

Проблема идеального.
Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недо

Познание как субъектно-объектное отношение.
I. Субъект и объект познания. Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.
1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса. 2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения. 3) Взаимодействие рационального и ирраци

Этапы, уровни и виды познания.
В обыд познании мы познаем практич знач св явлений. Эта связь нужна, чтобы в обыд практике владеть явлениями. Эмпир позн и обыд схожи. Они не выходят за рамки непоср данности. Но они и отлич. Это н

Общенаучные формы и методы познания
Общенаучные методы присущи всем наукам. К ним относятся логические, восхождения от астрактного к конкретному, дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент. Теория отличается от понятия

Научное познание в зеркале совр фил науки
1) Проблема внеэмпир оснований и социо-культур детерминант (постпозитивизм и позитивизм). 2) Исслед программы (локатос, парадигмы) Томас Кун. 3) Феноменологический подход к науч п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги