рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Так у автора и в греч. тексте; ср. перевод В.Кузнецовой; в синод, пе­реводе — «слово Божье». — Прим.пер.

Так у автора и в греч. тексте; ср. перевод В.Кузнецовой; в синод, пе­реводе — «слово Божье». — Прим.пер. - раздел Образование, Предисловие к русскому изданию Богоизбранность (См. Главу 4). А Ближе К Концу, В 15:1-13, Па­вел Сплетает Ни...

богоизбранность (см. главу 4). А ближе к концу, в 15:1-13, Па­вел сплетает нити собственно христианских убеждений со своим учением об Израиле. Именно это оказывается главной задачей всего послания. Послание к Галатам, хотя частично и разделяет экзегетические аргументы Послания к Римлянам, иногда звучит скорее как свидетельство «расхождения путей» между христианами и иудеями. Богословие же Послания к Римлянам обнаруживает сдвиг акцента в сторону того, чтобы оставаться вместе и продолжать диалог.

Христология Послания к Римлянам не составляет исклю­чения из этого правила. Представляя в стихах 1:3-4 Христа как сущность своего благовестил, Павел использует понятие «Сын Божий» — и как тему (стих 3), и как кульминационный пункт всего, о чем он говорит (стих 4). Немало экзегетов в двадца­том веке (включая ученых-иудаистов) были убеждены, что, применяя этот титул к Иисусу из Назарета, Павел пересекает грань между иудаизмом и языческой мифологией, тем самым смещая центр тяжести христианского мышления и отрывая его от библейских корней3. Однако способ, каким Павел вво­дит здесь это понятие, противоречит данному вердикту: Па­вел спешит обосновать смысл того, что Христос является Сыном Божьим, с помощью древней и почитаемой иудейской традиции — ожидания «сына Давидова», который происходит от основателя иерусалимской династии и через которого и для которого Бог намерен восстановить и благословить неза­висимость Израиля. Только ли это уступка иудеям-христианам Рима (некоторые из которых упомянуты в приветствиях гла­вы шестнадцатой), от которых апостол ожидает поддержки (или которых он просто не может игнорировать, вследствие их сильного влияния в Риме: глава 14)? Несомненно, Павел был способен на подобную дипломатичную любезность. Но он проводит эту линию не только в 1:3, где такая любезность

могла быть уместна, но и в одном из последних стихов всего послания (15:12), тем самым подчеркивая важность этой темы — как специфической темы Послания к Римлянам! Ведь, если ос­тавить в стороне истории, связанные с рождением Христа, в Новом Завете имеется не слишком-то много ссылок на Его происхождение от Давида, а единственную параллель (причем весьма близкую) в рамках Павловых посланий (2 Тим 2:8) обык­новенно объясняют как отзвук Рим 1:3, принадлежащий одно­му из сотрудников или учеников Павла.

Происхождение Христа от Давида никоим образом не при­нижено последующим утверждением стиха 4, что только че­рез воскресение Иисус «открылся Сыном Божьим в силе». Само по себе происхождение от первого поколения «сынов Давида» не могло бы служить гарантией для чьего-либо при­тязания на трон: только один из них мог быть избран и объяв­лен царем, начиная с Соломона. Как раз в соответствии с этим воскресение знаменует основу и начало бытия Христа как «Сына Божьего в силе». Фактически, идею стиха четвертого можно объяснить как результат особого прочтения Нафанова пророчества в 2 Цар 7:12-14, где Давид получает обетование, что Бог «восставит ему семя» — потомка, которого утвердит в каче­стве Своего Сына. Это «восставит» первоначально означало «вызовет к жизни»; но, очевидно, Павел и остальные ранние христиане понимали это в смысле «восставит из мертвых».

Таким образом, давидическая христология Рим 1:3-4 оказы­вается наиболее значительной иллюстрацией преемственно­сти между Священными Писаниями древности и той Благой вестью о Христе, которую проповедует Павел (см. стих 2). Такое же увязывание повторяется в Рим 15, где Павел «закруг­ляет» свое послание, подчеркивая непреходящий смысл Пи­сания (стих 4) и определяя миссию Иисуса по отношению к Израилю как утверждение и исполнение обетовании, данных израильским праотцам (стих 8). Цитирование «давидическо-го» стиха из Ис 11:10 в Рим 15:12 хорошо согласуется с этой картиной. Христология Послания к Римлянам, которой при-

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к русскому изданию Послание апостола Павла к римской общине сыграло значительную роль в развитии христианского бого словия В позднеантичный период его влияние еще...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Так у автора и в греч. тексте; ср. перевод В.Кузнецовой; в синод, пе­реводе — «слово Божье». — Прим.пер.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богословие или послание — или и то, и другое?
Столетиями читатели и толкователи Павлова Послания к Римлянам принимали как само собой разумеющееся, что в этом Послании содержится богословие, то есть христианская доктрина, более или менее

Чье послание?
Мы говорим о послании Павла. Какого именно Павла? Конеч­но, Павла-апостола, которого не надо путать с другим Павлом, упоминаемым в Деян 13:7, римским правителем Кипра. К со­жалению, мы не зн

См. Colin «Hemer The Name of Paul»,ТуnВ 36 (1985), р. 179-185.
му порядку (в том числе о благодарности за его благодеяния), он говорит не «мы платим подати», но «вы платите подати». Как римский гражданин, Павел обязан был платить налог со своего

В Деян6:1 «евреи» противопоставлены «эллинистам», то есть евре­ям с греческими именами.
ства, а его воинственный пыл — вот что сделало его «пре­успевающим более» своих иудейских современников. Поэ­тому давайте забудем о «раввине» или «ученейшем человеке» (vir doctissimus, как н

Cm. Steve Mason «Was Josep?hus a Pharisee? A Re-Examination of Life 10-12>.p. 31-45.
нам отражают это изменение сознания и направлены к тому, чтобы заставить поверить в это собратьев-христиан, не прояв­лявших охоты к принятию тех далеко идущих последствий, которые ожидал и провозгл

См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер. 7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,

См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер. 7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,

Тут рукописи расходятся, и прочтение оригинала ненадежно.
греческого окончания os), означающее «приверженцев челове­ка по имени Христос», оно предполагает, что римские власти начали проявлять интерес к движению Иисуса. Видимо, этот термин не

К кому?
Название нашего послания — «к римлянам» — в определенном смысле сбивает с толку, так как в первом веке оно бы означа­ло «к римским гражданам», исключая иностранцев (peregrini), которые прост

В синод, пер. — «между которыми». — Прим.пер.
Однако для уяснения цели Послания к Римлянам очень важ­но понять, что христиане из язычников — это основные со­трудники Павла как в рамках самого послания, так и в планах Павла на будущее (см. 1:11

Когда и почему?
На более твердой почве мы находимся в отношении жизнен­ной ситуации Павла в то время, когда он писал это послание. Хотя имеется некоторая неопределенность по поводу точной датировки (56 или 57 год

БОГОСЛОВИЕ ВКРАТЦЕ: ОТКРЫВАЯ ПОСЛАНИЕ В ПРЕДВКУШЕНИИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ОТКРЫТИЙ
По причинам дидактическим Послание к Римлянам от­крывается формулой, которая представляет собой вве­дение в богословие этого послания. Эти семь стихов легко за­помнить, и они могут послужить в каче

См. L.Ann Jervis The Purpose of Romans. A Comparative Letter Structure Investigation, JSNT.SS 55. Sheffield, 1991.
был склонен расточать комплименты галатийским церквам, — конечно, это все еще церкви, но... (см. Гал 1:6-8). В свете этих примеров не может быть случайностью то, что зачин Послания к Римля

Синод, пер.: «призванные святые». — Прим.пер.
Павел никогда не пользуется в своих посланиях). Иисус Хри­стос в этих стихах (1, 4, 6, 7) упоминается не меньше четырех раз, дважды провозглашается «нашим Господом» — Тем, Кото­рый и объединяет Пав

См. H.J. Schoeps Paul. The Theology of the Apostk in the Light of Jewish Religious History. London, 1961.
дается рельефность с помощью приема inclusio (то есть обрам­ления или возврата к началу), — всецело мессианская и, тем самым, — сравнительно с более поздним развитием христоло-гии — я

БОГОСЛОВИЕ В РАЗВИТИИ: ОБЩИЙ ПЛАН АРГУМЕНТАЦИИ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ
Всвязи с величиной и насыщенностью Послания к Римля­нам читателям может потребоваться определенная по­мощь. Перу апостола не принадлежит традиционное деление на главы и стихи (и даже пунктуация!),

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Если Послание к Римлянам — действительно письмо, а не богословский трактат в литературной форме эпистолы, то нам не следует искать всеохватывающей «темы», которая раз­вивалась бы шаг за шагом в соо

Мир с Богом
Одна из наиболее успешных (говоря коммерческим языком) тем Послания к Римлянам — это тема «мира с Богом», кото­рую Билли Грэм (Graham) взял из Рим 5:1 и сделал популяр­ной, издав бестселлер с таким

Мир между иудеямии язычниками
Считается общепризнанным, что сопоставление иудеев и язычников и обсуждение отношений между ними составляют неотъемлемую часть аргументации послания. Основополагаю­щее условие этой озабоченности —

См. Есф 3:13е (LXX); Josephus Ant., 11:212; Quintilian Inst. Or., Ill 7:21; Tacitus Hist., V 5:1.
Это предостережение не выводится напрямую из доктри-нальной части послания, но почти полное стирание Павлом различий между язычниками и иудеями в Рим 2-3 фактически разрушило идеологическую подопле

Мир между христианамии окружающим миром
Забота Павла о том, чтобы выстроить мост над пропастью между иудеями и язычниками, — это одно дело; но нельзя от­рицать его убежденность в том, что вовлеченность в спаси­тельный труд Христа делает

См. Гал 4:21-31; 5:12; 1 Фес 2:15-16.
«лучше» своих современников? Когда они отличаются от ок­ружающего общества не только самим фактом своего суще­ствования, но и в принципе — создавая новые и особенные системы ценностей для своих соо

Мир между христианскими общинами и внутри них
После всего, что мы уже разобрали выше, нас не может уди­вить, что Павел заботится также и о мире между ссорящими­ся группировками и различными служениями в церкви. Тако­ва тема первого ряда увещан

См. Лк 15:2
ем против разделений, вызываемых новыми учениями, кото­рым прерывается целый ряд сердечных приветствий в стихе 16:17. В этом примере Павел употребляет термины более силь­ные, чем в главе четырнадца

Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образо­ванные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П

По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное бого­словие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво

Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образо­ванные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П

По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное бого­словие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво

Проблема времен Павла: этика, явленнаяв контексте избранности
Трудно решить, было ли это обвинение несправедливым или оправданным. В конце концов, христианский образ жизни, учреждавшийся миссией Павла, не содержит конкретных «обычаев», которые были бы чужды я

См. Деян 20:7; 1 Кор 16:2.
но «обычаи») может быть применена вместо недвусмысленно упоминаемого Закона Моисеева (см. Деян 6:13-14; 21:21; 26:3; 28:17). В этой необычной ситуации трудно считать, что содер­жание иудейской этик

Этика, противопоставленная корпоративному самосознанию
В Гал 3:28 Павел смело объявил, что всякая корпоративная идентификация (а именно: по национальности, полу и граж­данскому статусу) утратила свой смысл для тех, кто верит в Христа, поскольку крещени

Цит. по: Иудейские древности. Минск: Беларусь, 1994, кн. 20, гл. 2:5. — Прим.пер.
вращается вновь в 10:12. Однако в Послании к Римлянам он с самого начала ясно дает понять, что исторический приоритет Израиля как «первого адресата» слова Божьего (см. 3:2) оста­ется действительным

См. Еф 4:12 в сравнении с 5:11. Иная картина в Соборных Послани­ях, где преобладают «добрые дела».
путь к спасению, тем самым уничтожая всякое «бахвальство» праведностью со стороны людей или их претензию на правед­ность (см. Рим 3:4; 4:2). Такая аргументация непременно вызы­вает протесты

И ее возрождение
Ясно, что как раз настойчивое акцентирование благодати и исключение Закона из сотериологического процесса стимули­руют вопросы в Рим 6:1, 15 (предвосхищенные уже в 3:8). Что, помимо Божьих заповеде

Значения слова «закон» и смысл иудейского Закона
Важный, но трудный аспект переопределения Павлом правед­ности в Послании к Римлянам — это ее отношение к Закону. Из Флп 3:5-6 мы узнаем, что Закон лежал в основе поисков праведности Павлом д

См. Heikki Raisanen Paul and the Law. Tubingen: Mohr Siebeck, 1983, p. 16-41.
Трудности начинаются с неоднозначным употреблением у Павла термина nomos (переводимого обычно как «закон»). У него может быть ряд значений, и различать их — дело перво­степенной важности, ес

Домостроительство* греха, страданияи спасения
У Павловой доктрины оправдания есть два главных аспекта — негативный и позитивный, в недавних дискуссиях часто обо­значавшийся как «трудная ситуация и ее разрешение». Нега­тивный аспект — это виден

Автор пользуется здесь тем же словом (economy), что и в подзаголов­ке, для обозначения понятия «домостроительство». — Прим.ред.
сокровищ гнева (в данном случае примененная иронически) предшествует метафоре суда без каких-либо различий в выра­жаемой таким образом мысли29. В Мф 6:19 метафора накопле­ния сокровищ —

См. Мф 5:11-12, 46; 10:42; Мк 9:41; Лк 6:35; 1 Кор 3:14.
возмещение». Одно из классических его выражений находит­ся в Прем 11:17: «Чем кто согрешает, тем и наказывается». Из­вестный пример такого опыта — Иаков, который сначала об­манул своего брата Исава

См. Гесиод Труды, 265-266; Платон Законы, IX 12; Федр Басни, IV 11:18-19; Овидий Метаморфозы VIII 724; Сенека Поcл. к Mop., X 81.22.
Добро б удар, и делу бы конец, И с плеч долой! Минуты бы не медлил. Когда б вся трудность заключалась в том, Чтоб скрыть следы и чтоб достичь удачи, Я б здесь, н

Страдание с Христом — и с миром — в силе надежды
Павлова терминология оправдания повлияла на историю, но больше на уровне богословия, чем на уровне личного благо­честия. Когда верующие говорят о своем индивидуальном ду­ховном пути, многие предпоч

Бесконечная любовь Бога как несокрушимое основание надежды
Что может сделать людей способными всегда с надеждой смот­реть в будущее, если настоящее с его переживаниями и гро­зящие опасности, кажется, ополчились против них? Ответ, данный в Рим 8:35 и 39, ук

Тайна Израиля в век Евангелия
Главам 9-11 Послания к Римлянам не уделяли такого внима­ния, как остальным главам послания. Предисловие Мартина Лютера к Посланию к Римлянам об этих главах говорит очень кратко и содержит скорее пр

Theology of the New Testament. London: SCM, 1952.
таторов Павла. Отчасти такое состояние дискуссии можно объяснить как следствие крайней напряженности в рамках этих глав. Если вы возьмете их как отдельные объекты (а не как ступени аргументации, пр

Личная проблема Павла-иудея
Вступления девятой главы (стихи 1-3) и главы десятой (стих 1) показывают, насколько Павлу близки темы этих глав. Апостол начинает с подчеркивания своей искренности в том, что он собирается написать

См. ниже, в главе шестой, с. 177-181.
тизма, но, из-за человеческой слабости, совершенный в ущерб богословской последовательности. Однако этот приговор сле­дует читать в контексте симпатии фон Гарнака к Маркиону и его (печально) извест

Богословская дилемма Павла-апостола
Что касается вопроса о последовательности, нам следует по­мнить, что уже в Рим 3:2 апостол намеревался перечислить «преимущества» Израиля сравнительно с остальным миром. Там он внезапно прервался,

См. Рим 1:3; 15:12; Ин 4:22-26.
который, согласно Рим 3:29-30, теперь включает все человече­ство, но не отнят у Израиля)41. Так в чем же состоит функция этого длинного перечня? Как продолжение стихов 1-3, он д

Утверждение свободы Бога
То, что ход мысли Павла не продиктован патриотическими чувствами, можно увидеть из вступительной аргументации в Рим 9:6-29. В самом начале, в стихе шестом, он прямо утверж­дает, что происхождения о

См. Рим 1:6-7 и 8:30.
бора. Это превратило бы богословие в идеологию, просто в инструмент утверждения и прославления коллективного само­сознания данной нации. И тогда упадок этой нации означал бы смерть ее Бога. Но Паве

Скорбьо неудаче Израиля
В главе десятой на первый план выступает христианская точ­ка зрения Павла: Христос — источник праведности для всех верующих (стих 4), и спасительная вера сосредоточена на Его воскресении и

См. Robert Badenas Christ the End of the Law. Romans 10:4 in Pauline Perspective (TSNT.SS 10). Sheffield, 1985, p. 38-80.
Это подтверждается цитатами в дальнейших стихах данной главы. В стихе шестнадцатом апостол истолковывает Ис 53:1 («(Господи,) кто поверил слышанному от нас?») как пророче­ство, относящееся к Благой

Верность Бога явлена
Глава одиннадцатая начинается с ошибочного вывода из того, о чем Павел писал прежде, упоминаемого для того, чтобы сразу же его отмести: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Язык это­го вопроса

Не упасть».
лем. Только Бог знает, в этом ли причина расцвета церквей в некоторых частях мира, которые фактически были «отсече­ны» от древа церкви. Интересно, не может ли быть так, что недостаток духовного рос

См. ниже, главу девятую.
Однако это исключается противопоставлением «отчасти» и «весь» и соотнесенностью с предшествующим «ожесточением» (большинства) Израиля (см. стих 7). Павел говорит об изме­нении в статусе Израиля. Эт

Божье милосердие как тайна истории
Этот вывод завершается размышлением о том, как странно и непредсказуемо обращение Бога со своим избранным наро­дом, с одной стороны, и с остальным человечеством — с дру­гой. Когда-то израильтяне бы

УПОРЯДОЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Впредыдущих главах мы были сосредоточены на содержа­нии послания или на той вести, в которой старался убе­дить своих читателей апостол. Наш метод состоял, главным образом, в том, чтоб

Обращение к Писанию и к его интерпретации
Уже во втором стихе послания апостол указывает, что у сооб­щаемого им есть освященный веками фундамент — пророчес­кие обетования, содержащиеся в священном Писании. Поэто­му не должно быть неожиданн

Сходное утверждение относительно герменевтической перспективы Павла обнаруживается в 1 Кор 10:11.
экзегезе Быт 15:6 («Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»). Эта фраза была уже процитирована в Гал 3:6, но там она не несла на себе бремени доказательства. В Послании к Римлянам

Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и

Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и

Ср. сходную позицию Иоанна Крестителя в Мф 3:7-10; Лк 3:7-9.
  никто не мог бы отрицать. Согласно Юстину Мученику в его Диалоге с Трифоном-иудеем (§ 140), были такие иудейские учите­ля, которые всецело полагались на происхождение от Авра

Основные христианские убеждения и отзвуки раннехристианской традиции
В этой книге нас интересуют прежде всего общие особеннос­ти богословия Павлова Послания к Римлянам. Однако эта за­интересованность не должна склонять нас к недооценке зна­чения тех верований, котор

Заимствования из светской культуры
Согласно Деян 9:11; 21:39 и 22:3, Павел был уроженцем Тарса Киликийского, административного центра Римской провин­ции (в котором в 51-50 гг. до н.э. занимал пост Цицерон). Этот очень старый город б

Можно поставить вопрос: отсылают ли причастия «воспитан» {anatethrammenos) и «наставлен» {pepaideumenos) к отчетливо различи­мым фазам?
мейств высшего класса (такие как Павел) могли — и должны были — изучать греческий и в Иерусалиме. Не говоря уже об этом, написанная Лукой биография апостола включает более длительное пребывание Пав

Послание к Римлянам как документ миссиологии и теория контекстуализации
Впоследние десятилетия экзегеза Послания к Римлянам отошла от доктринальной интерпретации, воспринимав­шей учение Павла как вневременную истину и не задававшей­ся вопросом, кому и зачем он писал. В

Понятие «мира» в Послании к Римлянам и b римской пропаганде и религии
В главе четвертой я показал то важное место идеи мира (с Бо­гом и в человеческих отношениях), которое она занимает в различных частях Послания к Римлянам. Частое и существен­ное акцентирование данн

См. его знаменитую четвертую эклогу, а также «Энеиду» 6:851-853.
Вместо этого он выказывал рвение к стимулированию культу­ры и к угождению публике в качестве поэта и театрального актера. К несчастью, в своих усилиях явить себя величайшей «поп-звездой» своего век

То есть золотой век.
Мы жнем не посредством меча, и города с накрепко заперты­ми стенами не готовятся к неописуемой войне: нет ни одной женщины, которая (...) дала бы рождение врагу. Наша молодежь без оружия может в

Правда (или справедливость) как благо для римлян и как действие Бога, Его дар и призыв
Со времен Мартина Лютера и его собратьев-реформаторов при интерпретации Павлова Послания к Римлянам стала ак­центироваться доктрина оправдания и спасительной правды Божьей как главная проблема посл

Ограничение Закона, как и законов вообще
Поразительный феномен, который нелегко объяснить иудей­скими традициями, — ряд отрицательных суждений в отноше­нии Закона Моисея или законов как таковых в нескольких главах Послания к Римлянам. Нек

Разъяснение этого см. в Гал 3:10.
Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не пони­мал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое поже­лание: ибо б

См. еще там же: II 19:3.c
именно этот принцип сделал женщину по имени Акнэ более привлекательной для Нерона, чем его законная жена Октавия, и делал тщетными упреки матери Нерона за эту связь. Завершая этот обзор, с

Власть и всеобщность греха
Рим 7 — только кульминация той линии рассуждений, которая проходит сквозь предыдущие главы этого послания и в кото­рой обнаруживается то, что может быть названо этическим (или антропологическим)

См. Еврипид Медея 10776-1080.
далее он ставит вопрос о предполагаемом превосходстве иудеев, переоценивших свое знание Божьей воли, как она явлена в Законе, и проглядевших собственные упущения в жизни по этому Закону. В то время

Cm. Cicero MiIo 83; Velleius Paterculus Hist. Rom. II 115; Seneca Vit. Beat 20:4; Ira III 41:1; Benef. VI 42:2.
чатляющее свидетельство этому обнаруживается в текстах Се­неки, который, хотя поначалу и в традиции стоиков, рекомен­довал практику, введенную Эпикуром, — каждый вечер доско­нально испытывать свою

Есть ли в Послании к римлянам отзвук римского идеала «благородной смерти»?
В последние годы внимание исследователей Нового Завета было привлечено к понятию «благородной смерти» в древних языческих источниках42. Хотя предания об иудейских мучени­ках из второго с

См. его речь Pro domo sua 24:64/65:65.
фанатик, он, должно быть, знал и почитал примеры героев мак-кавейского восстания, гибель которых истолковывалась как жертва ради народного блага (см. 2 Макк 7:37-38; 4 Макк 6:27-29 и 17:21-22). Но

Первоначальное kapporet первого Храма было устранено вавилоняна­ми, и, насколько нам известно, во втором Храме замены для него не было.
ствована и в связи с римским понятием deyotio. В диалоге меж­ду Брутом и Катоном (Утическим) Лукан заставляет Катона упомянуть Деция и описать смерть, угрожающую ему самому, словами: «Всех л

Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богослов­ских взглядов Павла. Так, многие ас

Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богослов­ских взглядов Павла. Так, многие ас

Связующее звено между Посланием к Галатам и 1 Фес 2:14-16, что хо­рошо согласуется с теориями о раннем происхождении обоих посланий.
защищать свой апостольский авторитет с помощью указания на то, что он был призван непосредственным откровением от Бога и что его признала материнская церковь в Иерусалиме. Коринфянам тоже надо было

См. там же, p. 348-354.
и источнике даров в церкви (см. 1 Петр 4:10). Но ему недоста­ет характерного для Павла противопоставления благодати и дел (Закона). Больше всего Послание к Римлянам и Первое послание Петра сближает

См. напр.: John Calvin Institution III xvii.11-12
группа радикальных приверженцев Павлова богословия, кото­рые пошли намного дальше апостола в принижении Закона и были менее чувствительны к нравственной опасности впасть в абсолютный христианский а

Послание к Римлянам и Деяния апостолов
Взаимосвязь между богословием Павла и богословием Луки (и между посланиями Павла и портретом апостола в Деяниях) стал «центром циклона» в новозаветных исследованиях пер­вых десятилетий после Второй

Послание к Римлянам и Евангелия
Очевидное отсутствие предания об Иисусе в посланиях Павла (если не считать Христовых смерти и воскресения) вдумчивые интерпретаторы восприняли как вызов. Обнаружены лишь две недвусмысленные ссылки

См. E.P.Sanders Paul, the Law, and the Jewish people. London, 1985, p. 125-131.
споре с фарисеями. Когда они критиковали Его за то, что Он посещает «мытарей и грешников», он отвечал метафоричес­ки-афористично: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (то есть слабые); Я п

ВЛИЯНИЕ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ НА ИСТОРИЮ ЦЕРКВИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
При всякой современной попытке обрисовать богословие Послания к Римлянам (как и в целом богословие апос­тола Павла) мы оказываемся в долгу у прежних истолкований. Тут дело не только в том, чтобы пр

Первое послание Климента
Первый вопрос, который нужно поставить в этой связи: знаем ли мы что-либо об ответе римлян на послание к ним Павла? Единственный источник, дошедший из первого века н.э., кото­рый может нам помочь в

См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер. нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобре­тенный

См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер. нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобре­тенный

Cm. A.D.R.Polman Barth, trans. Calvin D.Freeman (Nutley, N.J.: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1977), p. 11.
тественное» следствие отождествления со смертью и воскре­сением Христа). Главная идея Барта состоит в том, что Бог — «совершенно другой», отличный от всех человеческих пред­ставлений о божественном

ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ, ПРОЧИТАННОЕ ЗАНОВО
Вэтой заключительной главе я хотел бы указать на те ас­пекты богословия Послания к Римлянам, которые я рас­сматриваю как важный вклад в богословское развитие наших дней или как многообещающие ответ

Послание к Римлянам и примирение между христианами и евреями
В годы после Второй мировой войны ужасы холокоста были восприняты как вызов по отношению к традиционному хрис­тианскому богословию. Было признано, что организованные преступления против еврейского

Послание к Римлянам и Реформация: наследие Лютера и его ограничения
В Западной Европе звездным часом апостола Павла и особен­но его Послания к Римлянам было, конечно, шестнадцатое столетие. «Оправдание во Христе благодатью и одной только верой» стало критерием для

См. Krister Stendahl Paul Among Jews and Other Essays. Philadelphia: Fortress Press, 1976.
ло применял аргументацию Павла, направленную против «иудаистов», к проблемам позднесредневекового благочестия и церковной дисциплины. «Новая перспектива» в связи с апостолом Павлом, кото­р

См. James D.G.Dunn The Theology of Paul the Apostle. Edinburgh: Clark, 1998, § 25:1 — богословие Павла как диалог.
Красноречивый пример преемственности и трансформации можно видеть в восприятии греха в Лютеровой экзегезе Посла­ния к Римлянам и в опыте миллионов людей двадцатого сто­летия. Лютер признается, что

Непреходящая весть Послания к Римлянам миру, освободившемуся от иллюзий
Следующие размышления — скорее, экспериментального ха­рактера, так как они исходят от автора из континентальной Европы, пишущего для студентов, коллег и какой-то части общества в англоязычном мире.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги