рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

См. ниже, главу девятую.

См. ниже, главу девятую. - раздел Образование, Предисловие к русскому изданию Однако Это Исключается Противопоставлением «Отчасти» И «Весь» И Соотнесенност...

Однако это исключается противопоставлением «отчасти» и «весь» и соотнесенностью с предшествующим «ожесточением» (большинства) Израиля (см. стих 7). Павел говорит об изме­нении в статусе Израиля. Эта информация не имела бы смыс­ла, если бы значение слова «Израиль» не было тем же самым и в прежнем, и в последующем контексте. Не может быть ни­какого сомнения в том, что Павел говорит об историческом, эмпирическом народе Израиля — как в своих негативных ут­верждениях, так и в позитивных. Его пророчество о спасении для «всего Израиля» следует воспринимать буквально, то есть как исповедание надежды для Израиля как общественного организма (как необязательно относящееся к каждому отдель­ному члену нации во время своего исполнения). Согласно Деян 23:6; 24:24-26; 26:6-7; 28:20, Павел подтвердил это испове­дание во время своих злоключений в Иерусалиме и Кесарии не намного позднее, чем приступил к написанию Послания к Римлянам. Там он истолковывает воскресение Иисуса как предвестие не только всеобщего воскресения мертвых, но и «оживления» избранного народа (см. пророческие обетова­ния, такие как Oc 6:1-2; Иез 37:11-14; Ис 25:8; 29:18; Дан 12:1-2).

Павлово пророчество о спасении Израиля вводится апосто­лом весьма серьезно, как нечто такое, о чем читатели не дол­жны пребывать в неведении (см. Рим 1:13; 1 Фес 4:13), и как «тайна», превосходящая человеческую мудрость. Иными слова­ми, он предлагает им откровение (ср. Рим 16:25). Тем не менее, он находит подтверждения этому в пророческих словах Ветхо­го Завета (взятых, в основном, из Ис 59:20 с дополнением из Ис 27:9). Это вовсе не противоречие, так как раннее христианство сознавало тот факт, что Иисус и апостолы обнаружили новые значения в древних библейских текстах. Они были убеждены, что Писание содержит идеи, которые в прежние времена были сокрыты, чтобы открыться поколению конца времен (см. 1 Кор 10:11; 1 Петр 1:10-12)53.

Насчет же того, когда и как спасется Израиль, пророчество Павла не предлагает нам какого-либо определенного срока или иных уточнений. Об условиях, при которых это должно испол­ниться, он продолжает мыслить в терминах некоей взаимосвя­зи между историей язычников и историей Израиля (см. стихи 12-15), но все еще весьма неопределенно. Что касается того, как это произойдет, он говорит не об обращении Израиля как от­вете на свидетельство церкви, но — словами Ис 59:20 — о боже­ственном вмешательстве грядущего «Избавителя». В то время как пророк, по всей вероятности, думал о самом Боге, грядущем избавить свой народ, ранние христиане ожидали не прихода Бога, а (второго) пришествия своего Господа (см. Откр 2:25; 3:3 и тексты о парусии, такие как 1 Кор 15:23; 1 Фес 2:19 и т.д.). В 1 Фес 1:10 ожидание прихода Христа ассоциируется с верой в то, что избавит нас от «гнева» последнего суда. Подобным образом, в Рим 11:26 цитата из Писания обещает разрешение проблемы нечестия и греха. Таким образом, учение Павла о спасении Израиля напоминает его идею индивидуального спа­сения одной благодатью, хотя терминологии оправдания он в этом контексте не использует. Недостаточная соотнесен­ность с верой иногда параллельна обращению самого Павла, который был обращен чрезвычайным откровением воскрес­шего Господа так, что не остается места для понятий «реши­мости» ради Христа и веры в Его весть.

Поэтому однажды Израиль будет спасен, и на молитвы Павла будет дан ответ. Счастливый конец — и только? Нет, ни в коем случае. Нам следует помнить, что Павел был озабочен не только судьбой своих соотечественников, но и вопросом о верности Бога и надежности Его слова (см. 9:6). Следователь­но, цель Рим 9-11 еще не достигнута пророчеством о спасении Израиля в стихе 26, но — лишь в возвещении основания этой надежды в стихе 29: «Ибо дары и призвание Божье непрелож­ны». (Или, в переводе Дж.Б.Филлипса (Phillips): «Ибо, раз они были даны, Бог не отнимет своих даров или своего призыва».) Это не логический вывод из философского определения Бога как неизменного и неспособного к изменению своего намере­ния. (В самом деле, в Библии приведено несколько примеров изменения Богом своих решений: см. Быт 6:6-7; Ион 4:254.) Ско­рее, как раз исповедание веры в Божьи обетования как окон­чательные решения Бога в конечном итоге перевесит все, что говорит против их исполнения. В качестве ответа на сомне­ния о будущем Израиля Павел мог бы процитировать прори­цание Валаама об Израиле из Числ 23:19: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?»

Это заверение в Божьей верности — основа как для веры в Благую весть, так и для уверенности в непреложно пребываю­щей избранности Израиля. Теперь, несомненно, имеется напря­женность между двумя словами Божьими: призывом Бога к Израилю и Его же призывом верить во Христа. Большинство иудеев — враги того, что возвещает Павел (см. 1 Фес 2:15-16). Но их позиция не лишает силы любовь Бога к своему народу (см. Рим 11:28). В конечном счете, Павел убежден, что эта — вре­менная — роль противостояния Евангелию была пред­назначена Израилю самим Богом, см. 11:7, 11-15. Очевидно, что голос Божьей любви, который столь властно говорит че­рез Христову смерть за наши грехи (см. Рим 5:8; 8:31-39), не заг­лушается периодами заблуждения и отчуждения со стороны Его народа.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предисловие к русскому изданию

Предисловие к русскому изданию Послание апостола Павла к римской общине сыграло значительную роль в развитии христианского бого словия В позднеантичный период его влияние еще...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: См. ниже, главу девятую.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богословие или послание — или и то, и другое?
Столетиями читатели и толкователи Павлова Послания к Римлянам принимали как само собой разумеющееся, что в этом Послании содержится богословие, то есть христианская доктрина, более или менее

Чье послание?
Мы говорим о послании Павла. Какого именно Павла? Конеч­но, Павла-апостола, которого не надо путать с другим Павлом, упоминаемым в Деян 13:7, римским правителем Кипра. К со­жалению, мы не зн

См. Colin «Hemer The Name of Paul»,ТуnВ 36 (1985), р. 179-185.
му порядку (в том числе о благодарности за его благодеяния), он говорит не «мы платим подати», но «вы платите подати». Как римский гражданин, Павел обязан был платить налог со своего

В Деян6:1 «евреи» противопоставлены «эллинистам», то есть евре­ям с греческими именами.
ства, а его воинственный пыл — вот что сделало его «пре­успевающим более» своих иудейских современников. Поэ­тому давайте забудем о «раввине» или «ученейшем человеке» (vir doctissimus, как н

Cm. Steve Mason «Was Josep?hus a Pharisee? A Re-Examination of Life 10-12>.p. 31-45.
нам отражают это изменение сознания и направлены к тому, чтобы заставить поверить в это собратьев-христиан, не прояв­лявших охоты к принятию тех далеко идущих последствий, которые ожидал и провозгл

См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер. 7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,

См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер. 7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,

Тут рукописи расходятся, и прочтение оригинала ненадежно.
греческого окончания os), означающее «приверженцев челове­ка по имени Христос», оно предполагает, что римские власти начали проявлять интерес к движению Иисуса. Видимо, этот термин не

К кому?
Название нашего послания — «к римлянам» — в определенном смысле сбивает с толку, так как в первом веке оно бы означа­ло «к римским гражданам», исключая иностранцев (peregrini), которые прост

В синод, пер. — «между которыми». — Прим.пер.
Однако для уяснения цели Послания к Римлянам очень важ­но понять, что христиане из язычников — это основные со­трудники Павла как в рамках самого послания, так и в планах Павла на будущее (см. 1:11

Когда и почему?
На более твердой почве мы находимся в отношении жизнен­ной ситуации Павла в то время, когда он писал это послание. Хотя имеется некоторая неопределенность по поводу точной датировки (56 или 57 год

БОГОСЛОВИЕ ВКРАТЦЕ: ОТКРЫВАЯ ПОСЛАНИЕ В ПРЕДВКУШЕНИИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ОТКРЫТИЙ
По причинам дидактическим Послание к Римлянам от­крывается формулой, которая представляет собой вве­дение в богословие этого послания. Эти семь стихов легко за­помнить, и они могут послужить в каче

См. L.Ann Jervis The Purpose of Romans. A Comparative Letter Structure Investigation, JSNT.SS 55. Sheffield, 1991.
был склонен расточать комплименты галатийским церквам, — конечно, это все еще церкви, но... (см. Гал 1:6-8). В свете этих примеров не может быть случайностью то, что зачин Послания к Римля

Синод, пер.: «призванные святые». — Прим.пер.
Павел никогда не пользуется в своих посланиях). Иисус Хри­стос в этих стихах (1, 4, 6, 7) упоминается не меньше четырех раз, дважды провозглашается «нашим Господом» — Тем, Кото­рый и объединяет Пав

Так у автора и в греч. тексте; ср. перевод В.Кузнецовой; в синод, пе­реводе — «слово Божье». — Прим.пер.
богоизбранность (см. главу 4). А ближе к концу, в 15:1-13, Па­вел сплетает нити собственно христианских убеждений со своим учением об Израиле. Именно это оказывается главной задачей всего послания.

См. H.J. Schoeps Paul. The Theology of the Apostk in the Light of Jewish Religious History. London, 1961.
дается рельефность с помощью приема inclusio (то есть обрам­ления или возврата к началу), — всецело мессианская и, тем самым, — сравнительно с более поздним развитием христоло-гии — я

БОГОСЛОВИЕ В РАЗВИТИИ: ОБЩИЙ ПЛАН АРГУМЕНТАЦИИ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ
Всвязи с величиной и насыщенностью Послания к Римля­нам читателям может потребоваться определенная по­мощь. Перу апостола не принадлежит традиционное деление на главы и стихи (и даже пунктуация!),

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Если Послание к Римлянам — действительно письмо, а не богословский трактат в литературной форме эпистолы, то нам не следует искать всеохватывающей «темы», которая раз­вивалась бы шаг за шагом в соо

Мир с Богом
Одна из наиболее успешных (говоря коммерческим языком) тем Послания к Римлянам — это тема «мира с Богом», кото­рую Билли Грэм (Graham) взял из Рим 5:1 и сделал популяр­ной, издав бестселлер с таким

Мир между иудеямии язычниками
Считается общепризнанным, что сопоставление иудеев и язычников и обсуждение отношений между ними составляют неотъемлемую часть аргументации послания. Основополагаю­щее условие этой озабоченности —

См. Есф 3:13е (LXX); Josephus Ant., 11:212; Quintilian Inst. Or., Ill 7:21; Tacitus Hist., V 5:1.
Это предостережение не выводится напрямую из доктри-нальной части послания, но почти полное стирание Павлом различий между язычниками и иудеями в Рим 2-3 фактически разрушило идеологическую подопле

Мир между христианамии окружающим миром
Забота Павла о том, чтобы выстроить мост над пропастью между иудеями и язычниками, — это одно дело; но нельзя от­рицать его убежденность в том, что вовлеченность в спаси­тельный труд Христа делает

См. Гал 4:21-31; 5:12; 1 Фес 2:15-16.
«лучше» своих современников? Когда они отличаются от ок­ружающего общества не только самим фактом своего суще­ствования, но и в принципе — создавая новые и особенные системы ценностей для своих соо

Мир между христианскими общинами и внутри них
После всего, что мы уже разобрали выше, нас не может уди­вить, что Павел заботится также и о мире между ссорящими­ся группировками и различными служениями в церкви. Тако­ва тема первого ряда увещан

См. Лк 15:2
ем против разделений, вызываемых новыми учениями, кото­рым прерывается целый ряд сердечных приветствий в стихе 16:17. В этом примере Павел употребляет термины более силь­ные, чем в главе четырнадца

Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образо­ванные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П

По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное бого­словие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво

Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образо­ванные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П

По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное бого­словие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво

Проблема времен Павла: этика, явленнаяв контексте избранности
Трудно решить, было ли это обвинение несправедливым или оправданным. В конце концов, христианский образ жизни, учреждавшийся миссией Павла, не содержит конкретных «обычаев», которые были бы чужды я

См. Деян 20:7; 1 Кор 16:2.
но «обычаи») может быть применена вместо недвусмысленно упоминаемого Закона Моисеева (см. Деян 6:13-14; 21:21; 26:3; 28:17). В этой необычной ситуации трудно считать, что содер­жание иудейской этик

Этика, противопоставленная корпоративному самосознанию
В Гал 3:28 Павел смело объявил, что всякая корпоративная идентификация (а именно: по национальности, полу и граж­данскому статусу) утратила свой смысл для тех, кто верит в Христа, поскольку крещени

Цит. по: Иудейские древности. Минск: Беларусь, 1994, кн. 20, гл. 2:5. — Прим.пер.
вращается вновь в 10:12. Однако в Послании к Римлянам он с самого начала ясно дает понять, что исторический приоритет Израиля как «первого адресата» слова Божьего (см. 3:2) оста­ется действительным

См. Еф 4:12 в сравнении с 5:11. Иная картина в Соборных Послани­ях, где преобладают «добрые дела».
путь к спасению, тем самым уничтожая всякое «бахвальство» праведностью со стороны людей или их претензию на правед­ность (см. Рим 3:4; 4:2). Такая аргументация непременно вызы­вает протесты

И ее возрождение
Ясно, что как раз настойчивое акцентирование благодати и исключение Закона из сотериологического процесса стимули­руют вопросы в Рим 6:1, 15 (предвосхищенные уже в 3:8). Что, помимо Божьих заповеде

Значения слова «закон» и смысл иудейского Закона
Важный, но трудный аспект переопределения Павлом правед­ности в Послании к Римлянам — это ее отношение к Закону. Из Флп 3:5-6 мы узнаем, что Закон лежал в основе поисков праведности Павлом д

См. Heikki Raisanen Paul and the Law. Tubingen: Mohr Siebeck, 1983, p. 16-41.
Трудности начинаются с неоднозначным употреблением у Павла термина nomos (переводимого обычно как «закон»). У него может быть ряд значений, и различать их — дело перво­степенной важности, ес

Домостроительство* греха, страданияи спасения
У Павловой доктрины оправдания есть два главных аспекта — негативный и позитивный, в недавних дискуссиях часто обо­значавшийся как «трудная ситуация и ее разрешение». Нега­тивный аспект — это виден

Автор пользуется здесь тем же словом (economy), что и в подзаголов­ке, для обозначения понятия «домостроительство». — Прим.ред.
сокровищ гнева (в данном случае примененная иронически) предшествует метафоре суда без каких-либо различий в выра­жаемой таким образом мысли29. В Мф 6:19 метафора накопле­ния сокровищ —

См. Мф 5:11-12, 46; 10:42; Мк 9:41; Лк 6:35; 1 Кор 3:14.
возмещение». Одно из классических его выражений находит­ся в Прем 11:17: «Чем кто согрешает, тем и наказывается». Из­вестный пример такого опыта — Иаков, который сначала об­манул своего брата Исава

См. Гесиод Труды, 265-266; Платон Законы, IX 12; Федр Басни, IV 11:18-19; Овидий Метаморфозы VIII 724; Сенека Поcл. к Mop., X 81.22.
Добро б удар, и делу бы конец, И с плеч долой! Минуты бы не медлил. Когда б вся трудность заключалась в том, Чтоб скрыть следы и чтоб достичь удачи, Я б здесь, н

Страдание с Христом — и с миром — в силе надежды
Павлова терминология оправдания повлияла на историю, но больше на уровне богословия, чем на уровне личного благо­честия. Когда верующие говорят о своем индивидуальном ду­ховном пути, многие предпоч

Бесконечная любовь Бога как несокрушимое основание надежды
Что может сделать людей способными всегда с надеждой смот­реть в будущее, если настоящее с его переживаниями и гро­зящие опасности, кажется, ополчились против них? Ответ, данный в Рим 8:35 и 39, ук

Тайна Израиля в век Евангелия
Главам 9-11 Послания к Римлянам не уделяли такого внима­ния, как остальным главам послания. Предисловие Мартина Лютера к Посланию к Римлянам об этих главах говорит очень кратко и содержит скорее пр

Theology of the New Testament. London: SCM, 1952.
таторов Павла. Отчасти такое состояние дискуссии можно объяснить как следствие крайней напряженности в рамках этих глав. Если вы возьмете их как отдельные объекты (а не как ступени аргументации, пр

Личная проблема Павла-иудея
Вступления девятой главы (стихи 1-3) и главы десятой (стих 1) показывают, насколько Павлу близки темы этих глав. Апостол начинает с подчеркивания своей искренности в том, что он собирается написать

См. ниже, в главе шестой, с. 177-181.
тизма, но, из-за человеческой слабости, совершенный в ущерб богословской последовательности. Однако этот приговор сле­дует читать в контексте симпатии фон Гарнака к Маркиону и его (печально) извест

Богословская дилемма Павла-апостола
Что касается вопроса о последовательности, нам следует по­мнить, что уже в Рим 3:2 апостол намеревался перечислить «преимущества» Израиля сравнительно с остальным миром. Там он внезапно прервался,

См. Рим 1:3; 15:12; Ин 4:22-26.
который, согласно Рим 3:29-30, теперь включает все человече­ство, но не отнят у Израиля)41. Так в чем же состоит функция этого длинного перечня? Как продолжение стихов 1-3, он д

Утверждение свободы Бога
То, что ход мысли Павла не продиктован патриотическими чувствами, можно увидеть из вступительной аргументации в Рим 9:6-29. В самом начале, в стихе шестом, он прямо утверж­дает, что происхождения о

См. Рим 1:6-7 и 8:30.
бора. Это превратило бы богословие в идеологию, просто в инструмент утверждения и прославления коллективного само­сознания данной нации. И тогда упадок этой нации означал бы смерть ее Бога. Но Паве

Скорбьо неудаче Израиля
В главе десятой на первый план выступает христианская точ­ка зрения Павла: Христос — источник праведности для всех верующих (стих 4), и спасительная вера сосредоточена на Его воскресении и

См. Robert Badenas Christ the End of the Law. Romans 10:4 in Pauline Perspective (TSNT.SS 10). Sheffield, 1985, p. 38-80.
Это подтверждается цитатами в дальнейших стихах данной главы. В стихе шестнадцатом апостол истолковывает Ис 53:1 («(Господи,) кто поверил слышанному от нас?») как пророче­ство, относящееся к Благой

Верность Бога явлена
Глава одиннадцатая начинается с ошибочного вывода из того, о чем Павел писал прежде, упоминаемого для того, чтобы сразу же его отмести: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Язык это­го вопроса

Не упасть».
лем. Только Бог знает, в этом ли причина расцвета церквей в некоторых частях мира, которые фактически были «отсече­ны» от древа церкви. Интересно, не может ли быть так, что недостаток духовного рос

Божье милосердие как тайна истории
Этот вывод завершается размышлением о том, как странно и непредсказуемо обращение Бога со своим избранным наро­дом, с одной стороны, и с остальным человечеством — с дру­гой. Когда-то израильтяне бы

УПОРЯДОЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Впредыдущих главах мы были сосредоточены на содержа­нии послания или на той вести, в которой старался убе­дить своих читателей апостол. Наш метод состоял, главным образом, в том, чтоб

Обращение к Писанию и к его интерпретации
Уже во втором стихе послания апостол указывает, что у сооб­щаемого им есть освященный веками фундамент — пророчес­кие обетования, содержащиеся в священном Писании. Поэто­му не должно быть неожиданн

Сходное утверждение относительно герменевтической перспективы Павла обнаруживается в 1 Кор 10:11.
экзегезе Быт 15:6 («Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»). Эта фраза была уже процитирована в Гал 3:6, но там она не несла на себе бремени доказательства. В Послании к Римлянам

Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и

Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и

Ср. сходную позицию Иоанна Крестителя в Мф 3:7-10; Лк 3:7-9.
  никто не мог бы отрицать. Согласно Юстину Мученику в его Диалоге с Трифоном-иудеем (§ 140), были такие иудейские учите­ля, которые всецело полагались на происхождение от Авра

Основные христианские убеждения и отзвуки раннехристианской традиции
В этой книге нас интересуют прежде всего общие особеннос­ти богословия Павлова Послания к Римлянам. Однако эта за­интересованность не должна склонять нас к недооценке зна­чения тех верований, котор

Заимствования из светской культуры
Согласно Деян 9:11; 21:39 и 22:3, Павел был уроженцем Тарса Киликийского, административного центра Римской провин­ции (в котором в 51-50 гг. до н.э. занимал пост Цицерон). Этот очень старый город б

Можно поставить вопрос: отсылают ли причастия «воспитан» {anatethrammenos) и «наставлен» {pepaideumenos) к отчетливо различи­мым фазам?
мейств высшего класса (такие как Павел) могли — и должны были — изучать греческий и в Иерусалиме. Не говоря уже об этом, написанная Лукой биография апостола включает более длительное пребывание Пав

Послание к Римлянам как документ миссиологии и теория контекстуализации
Впоследние десятилетия экзегеза Послания к Римлянам отошла от доктринальной интерпретации, воспринимав­шей учение Павла как вневременную истину и не задававшей­ся вопросом, кому и зачем он писал. В

Понятие «мира» в Послании к Римлянам и b римской пропаганде и религии
В главе четвертой я показал то важное место идеи мира (с Бо­гом и в человеческих отношениях), которое она занимает в различных частях Послания к Римлянам. Частое и существен­ное акцентирование данн

См. его знаменитую четвертую эклогу, а также «Энеиду» 6:851-853.
Вместо этого он выказывал рвение к стимулированию культу­ры и к угождению публике в качестве поэта и театрального актера. К несчастью, в своих усилиях явить себя величайшей «поп-звездой» своего век

То есть золотой век.
Мы жнем не посредством меча, и города с накрепко заперты­ми стенами не готовятся к неописуемой войне: нет ни одной женщины, которая (...) дала бы рождение врагу. Наша молодежь без оружия может в

Правда (или справедливость) как благо для римлян и как действие Бога, Его дар и призыв
Со времен Мартина Лютера и его собратьев-реформаторов при интерпретации Павлова Послания к Римлянам стала ак­центироваться доктрина оправдания и спасительной правды Божьей как главная проблема посл

Ограничение Закона, как и законов вообще
Поразительный феномен, который нелегко объяснить иудей­скими традициями, — ряд отрицательных суждений в отноше­нии Закона Моисея или законов как таковых в нескольких главах Послания к Римлянам. Нек

Разъяснение этого см. в Гал 3:10.
Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не пони­мал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое поже­лание: ибо б

См. еще там же: II 19:3.c
именно этот принцип сделал женщину по имени Акнэ более привлекательной для Нерона, чем его законная жена Октавия, и делал тщетными упреки матери Нерона за эту связь. Завершая этот обзор, с

Власть и всеобщность греха
Рим 7 — только кульминация той линии рассуждений, которая проходит сквозь предыдущие главы этого послания и в кото­рой обнаруживается то, что может быть названо этическим (или антропологическим)

См. Еврипид Медея 10776-1080.
далее он ставит вопрос о предполагаемом превосходстве иудеев, переоценивших свое знание Божьей воли, как она явлена в Законе, и проглядевших собственные упущения в жизни по этому Закону. В то время

Cm. Cicero MiIo 83; Velleius Paterculus Hist. Rom. II 115; Seneca Vit. Beat 20:4; Ira III 41:1; Benef. VI 42:2.
чатляющее свидетельство этому обнаруживается в текстах Се­неки, который, хотя поначалу и в традиции стоиков, рекомен­довал практику, введенную Эпикуром, — каждый вечер доско­нально испытывать свою

Есть ли в Послании к римлянам отзвук римского идеала «благородной смерти»?
В последние годы внимание исследователей Нового Завета было привлечено к понятию «благородной смерти» в древних языческих источниках42. Хотя предания об иудейских мучени­ках из второго с

См. его речь Pro domo sua 24:64/65:65.
фанатик, он, должно быть, знал и почитал примеры героев мак-кавейского восстания, гибель которых истолковывалась как жертва ради народного блага (см. 2 Макк 7:37-38; 4 Макк 6:27-29 и 17:21-22). Но

Первоначальное kapporet первого Храма было устранено вавилоняна­ми, и, насколько нам известно, во втором Храме замены для него не было.
ствована и в связи с римским понятием deyotio. В диалоге меж­ду Брутом и Катоном (Утическим) Лукан заставляет Катона упомянуть Деция и описать смерть, угрожающую ему самому, словами: «Всех л

Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богослов­ских взглядов Павла. Так, многие ас

Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богослов­ских взглядов Павла. Так, многие ас

Связующее звено между Посланием к Галатам и 1 Фес 2:14-16, что хо­рошо согласуется с теориями о раннем происхождении обоих посланий.
защищать свой апостольский авторитет с помощью указания на то, что он был призван непосредственным откровением от Бога и что его признала материнская церковь в Иерусалиме. Коринфянам тоже надо было

См. там же, p. 348-354.
и источнике даров в церкви (см. 1 Петр 4:10). Но ему недоста­ет характерного для Павла противопоставления благодати и дел (Закона). Больше всего Послание к Римлянам и Первое послание Петра сближает

См. напр.: John Calvin Institution III xvii.11-12
группа радикальных приверженцев Павлова богословия, кото­рые пошли намного дальше апостола в принижении Закона и были менее чувствительны к нравственной опасности впасть в абсолютный христианский а

Послание к Римлянам и Деяния апостолов
Взаимосвязь между богословием Павла и богословием Луки (и между посланиями Павла и портретом апостола в Деяниях) стал «центром циклона» в новозаветных исследованиях пер­вых десятилетий после Второй

Послание к Римлянам и Евангелия
Очевидное отсутствие предания об Иисусе в посланиях Павла (если не считать Христовых смерти и воскресения) вдумчивые интерпретаторы восприняли как вызов. Обнаружены лишь две недвусмысленные ссылки

См. E.P.Sanders Paul, the Law, and the Jewish people. London, 1985, p. 125-131.
споре с фарисеями. Когда они критиковали Его за то, что Он посещает «мытарей и грешников», он отвечал метафоричес­ки-афористично: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (то есть слабые); Я п

ВЛИЯНИЕ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ НА ИСТОРИЮ ЦЕРКВИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
При всякой современной попытке обрисовать богословие Послания к Римлянам (как и в целом богословие апос­тола Павла) мы оказываемся в долгу у прежних истолкований. Тут дело не только в том, чтобы пр

Первое послание Климента
Первый вопрос, который нужно поставить в этой связи: знаем ли мы что-либо об ответе римлян на послание к ним Павла? Единственный источник, дошедший из первого века н.э., кото­рый может нам помочь в

См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер. нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобре­тенный

См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер. нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобре­тенный

Cm. A.D.R.Polman Barth, trans. Calvin D.Freeman (Nutley, N.J.: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1977), p. 11.
тественное» следствие отождествления со смертью и воскре­сением Христа). Главная идея Барта состоит в том, что Бог — «совершенно другой», отличный от всех человеческих пред­ставлений о божественном

ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ, ПРОЧИТАННОЕ ЗАНОВО
Вэтой заключительной главе я хотел бы указать на те ас­пекты богословия Послания к Римлянам, которые я рас­сматриваю как важный вклад в богословское развитие наших дней или как многообещающие ответ

Послание к Римлянам и примирение между христианами и евреями
В годы после Второй мировой войны ужасы холокоста были восприняты как вызов по отношению к традиционному хрис­тианскому богословию. Было признано, что организованные преступления против еврейского

Послание к Римлянам и Реформация: наследие Лютера и его ограничения
В Западной Европе звездным часом апостола Павла и особен­но его Послания к Римлянам было, конечно, шестнадцатое столетие. «Оправдание во Христе благодатью и одной только верой» стало критерием для

См. Krister Stendahl Paul Among Jews and Other Essays. Philadelphia: Fortress Press, 1976.
ло применял аргументацию Павла, направленную против «иудаистов», к проблемам позднесредневекового благочестия и церковной дисциплины. «Новая перспектива» в связи с апостолом Павлом, кото­р

См. James D.G.Dunn The Theology of Paul the Apostle. Edinburgh: Clark, 1998, § 25:1 — богословие Павла как диалог.
Красноречивый пример преемственности и трансформации можно видеть в восприятии греха в Лютеровой экзегезе Посла­ния к Римлянам и в опыте миллионов людей двадцатого сто­летия. Лютер признается, что

Непреходящая весть Послания к Римлянам миру, освободившемуся от иллюзий
Следующие размышления — скорее, экспериментального ха­рактера, так как они исходят от автора из континентальной Европы, пишущего для студентов, коллег и какой-то части общества в англоязычном мире.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги