См. H.J. Schoeps Paul. The Theology of the Apostk in the Light of Jewish Religious History. London, 1961. - раздел Образование, Предисловие к русскому изданию Дается Рельефность С Помощью Приема Inclusio (То Есть Обрамления Или ...
дается рельефность с помощью приема inclusio (то есть обрамления или возврата к началу), — всецело мессианская и, тем самым, — сравнительно с более поздним развитием христоло-гии — явно иудео-христианская.
Однако это не означает, что она узка или консервативна и ограничивает миссию Христа еврейским народом, политическим искуплением и восстановлением былой славы. Как показывает Рим 1:5, само призвание Павла увязывает воедино обе цели: мессианизм и универсализм. Превознесенный Сын Давидов доверил Павлу задачу проповедовать Евангелие не-иуде-ям (см. Гал 1:16), независимо от того, понимал сам Павел смысл своего призвания с самого начала или нет (см. Деян 22:17-21). В рамках Послания к Римлянам Павел вновь упоминает об этом поручении в 11:13 и в заключительных словах в 15:14-21 (которые вместе с 1:5 замыкают послание другим inclusio).
В той ситуации, когда Павел писал свое послание, относиться к христианам из язычников как к полноценным членам церкви все еще считалось чем-то опасным. Поэтому Павел был вынужден значительную часть своей аргументации посвятить отстаиванию этого универсализма Благой Вести (см. особенно: Рим 1:16-5:21, но также и: Рим 9:6-33 и 15:9-11).
Читая Послание к Римлянам, решительно важно удерживать это в памяти: то, что спустя столетия в основном «языческого» христианства мы принимаем как само собой разумеющееся, во времена Павла было слабой позицией, и как раз благодаря успеху этого послания слабая позиция сделалась сильной в ходе истории церкви. Богословие Послания к Римлянам — динамический процесс, пытающийся привести упирающихся собратьев по вере к новому видению масштабов и глубин грандиозного Божьего предприятия, связанного с именем Иисуса Христа. Силу аргументации Павла мы не сможем в достаточной мере оценить, если не вникнем в эту «риторическую ситуацию» и не будем различать между заданными темами и намечаемыми следствиями, а также — не вникнем в те ухищрения, к которым он прибегает.
Само вступление Послания к Римлянам отражает подобное движение: стихи 3-4 суммируют основные убеждения, которые воскресение Иисуса внушило Его ученикам, — Его избранность из дома Давидова в качестве Мессии и Его возвышение как Господа (см. 10:9). Истина стиха пятого — что воскресший Господь призывает людей из всех народов признать Его и что Он посылает вестников (таких как Павел) в языческий мир — вначале не была очевидной, и церкви Иерусалима потребовалось какое-то время (и божественное вмешательство), чтобы усвоить ее (см. Деян 10-15). Даже те язычники, которые первоначально уловили эту истину и приветствовали это приглашение вступить в церковь, могли вновь отпасть, когда иудео-христианские миссионеры противостояли им со своим заявлением, что лишь принадлежащие к народу Израиля (по рождению или в силу принятия его Закона) могли уповать на спасение. Павловы послания к Гала-гам и к Филиппийцам (глава 3) — это страстиые контратаки апостола против такого сужения Евангелия (под личиной его «восполнения»; см. Гал 3:3). В Послании к Римлянам Павел все еще сражается на этом фронте, но более благоразумно и гуманно. (Его полемическое неистовство в Послании к Га-латам и в Флп 3 временами пугает — во всяком случае, нас: Мартину Лютеру оно пришлось как раз по вкусу!) Теперь Павел прилагает еще большие усилия, стараясь убедить сопротивляющихся и развеять сомнения. Но цель — та же: сделать для всех ясным, что, если люди хотят оправдаться перед Богом, значение имеет только вера в Христа. Так что стих 5 дает достаточное описание задачи Павла: «во имя Его (Христа) покорять вере все народы (или язычников)». В этом месте не было необходимости обосновывать противоположную точку зрения; покорность Закону (Моисееву — чтобы достигнуть полноправного членства в одном-единственном народе Божьем) подробно будет обсуждаться Павлом в главах 2-4 и 7. С другой стороны, именно тот факт, что Павел настаивает на вере в Христа, усиливает проблему неверия Из-
раиля и необходимо влечет за собой аргументацию глав 9-11 (которые включают еще один пассаж о природе и смысле веры в главе 10).
Универсализм, неявно выраженный в роли веры как единственного пути к спасению, недвусмысленно подчеркивается в Рим 1:16-17 — тексте, который обыкновенно считают «девизом» или «тезисом», или «главным высказыванием» всего послания.
Сочетание «покорности» и «веры» в 1:5 иногда истолковывают как предвосхищение двух не равных по объему половин Послания к Римлянам: «доктринальной части» глав 1-11 и «этической части» глав 12-15. Хотя это и представляется разумным, это, вероятно, не совсем то, что Павел хотел здесь сказать. В контексте этот стих (1:5) более правдоподобно прочитать в таком смысле: «вера как адекватный и требуемый ответ на то, что Иисус есть Господь».
Для тех, кто в этом вступлении Послания к Римлянам ищет чего-то подобного (слишком) часто цитируемой формуле ин-дикатива и императива, я предлагаю обдумать сочетание в стихе седьмом выражений «возлюбленные Божьи» и «призванные святые». Действительно, любовь Божья — это основание и сущность Благой вести (см. 5:8; 8:31-39), а «святость», или «освящение», — одно из ведущих понятий в этических наставлениях Павла (см. 6:19, 22; 12:1).
Приветствие во второй половине седьмого стиха — типичная Павлова формула, возвещающая «мир от Бога», поставленный в один ряд с возвещаемой благодатью «Господа [нашего] * Иисуса Христа». То, что эта форма хиастична — благодать сопряжена с Христом, а мир — с Богом** — подтверждается текстами, сопрягающими мир с Богом (напр., Рим 15:33; 16:20), а также сопоставлением с заключительными благословениями всех тех посланий, которые бесспорно принадлежат Павлу:
* Это слово отсутствует в греч. тексте и- в рус. переводах. -Прим. пер. ** Ср. греч. текст = синод, пер.: «благодать вам и мир от Бога **Отца нашего и Господа Иисуса Христа». -Прим. пер.
Благодать Господа (иногда: нашего) Иисуса Христа с вами (или: с духом вашим)»5. Хотя пожелание мира было принятой на древнем Ближнем Востоке (включая Израиль, а в нем — и но сей день) условностью, добавление слова «благодать» соответствует той особой вести, которую Павел намеревается развернуть по ходу текста послания. Понятие «благодати» — разумеется, не его изобретение, а принадлежит старинной библейской традиции, общей и для раннего иудаизма, и для раннего христианства. Но термин «благодать» гораздо чаще встречается в паулинистской литературе (включая послания, авторство которых точно не установлено), чем где-либо еще. ()дно только Послание к Римлянам использует его в 25 случаях из всех 156-ти в Новом Завете! Эта особенная предрасположенность к понятию «благодать» укоренена в драматической биографии Павла: будучи в свои ранние годы беспощадным преследователем учеников Иисуса, он встретил воскресшего Господа не как мстительного судию. Вместо наказания, которое он заслужил, ему была доверена новая и лучшая миссия. Это то, о чем упоминает Павел в пятом стихе во фразе «мы получили благодать и апостольство» (см. Гал 1:15: Бог «призвал меня благодатью своею»; 1 Кор 15:9-10: «я недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатью Божией есмь то, что есмь...»; Рим 15:15-16: «по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников...»). В рамках аргументации Послания к Римлянам апелляция к благодати как принципу спасения (см. 3:24; 4:4, 16; 5:2, 15, 17, 20, 21) — это ответ Павла тем, кто старался внедрить исполнение определенных требований Закона Моисея («дела закона», см. Рим 3:20, 28) в качестве условия спасения (см.
4 «Христа» отсутствует только в Рим 16:20 и в 1 Кор 16:23 (в отличие от синод, пер. —Прим. пер.).
Все темы данного раздела:
Богословие или послание — или и то, и другое?
Столетиями читатели и толкователи Павлова Послания к Римлянам принимали как само собой разумеющееся, что в этом Послании содержится богословие, то есть христианская доктрина, более или менее
Чье послание?
Мы говорим о послании Павла. Какого именно Павла? Конечно, Павла-апостола, которого не надо путать с другим Павлом, упоминаемым в Деян 13:7, римским правителем Кипра. К сожалению, мы не зн
См. Colin «Hemer The Name of Paul»,ТуnВ 36 (1985), р. 179-185.
му порядку (в том числе о благодарности за его благодеяния), он говорит не «мы платим подати», но «вы платите подати». Как римский гражданин, Павел обязан был платить налог со своего
В Деян6:1 «евреи» противопоставлены «эллинистам», то есть евреям с греческими именами.
ства, а его воинственный пыл — вот что сделало его «преуспевающим более» своих иудейских современников. Поэтому давайте забудем о «раввине» или «ученейшем человеке» (vir doctissimus, как н
Cm. Steve Mason «Was Josep?hus a Pharisee? A Re-Examination of Life 10-12>.p. 31-45.
нам отражают это изменение сознания и направлены к тому, чтобы заставить поверить в это собратьев-христиан, не проявлявших охоты к принятию тех далеко идущих последствий, которые ожидал и провозгл
См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер.
7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,
См. ниже, главу четвертую.
* Здесь и далее — синодальный перевод, если нет оговорки. —Прим. пер.
7 Исторический вопрос о том, все ли действия, которые Павел, по его словам,
Тут рукописи расходятся, и прочтение оригинала ненадежно.
греческого окончания os), означающее «приверженцев человека по имени Христос», оно предполагает, что римские власти начали проявлять интерес к движению Иисуса. Видимо, этот термин не
К кому?
Название нашего послания — «к римлянам» — в определенном смысле сбивает с толку, так как в первом веке оно бы означало «к римским гражданам», исключая иностранцев (peregrini), которые прост
В синод, пер. — «между которыми». — Прим.пер.
Однако для уяснения цели Послания к Римлянам очень важно понять, что христиане из язычников — это основные сотрудники Павла как в рамках самого послания, так и в планах Павла на будущее (см. 1:11
Когда и почему?
На более твердой почве мы находимся в отношении жизненной ситуации Павла в то время, когда он писал это послание. Хотя имеется некоторая неопределенность по поводу точной датировки (56 или 57 год
БОГОСЛОВИЕ ВКРАТЦЕ: ОТКРЫВАЯ ПОСЛАНИЕ В ПРЕДВКУШЕНИИ ПОСЛЕДУЮЩИХ ОТКРЫТИЙ
По причинам дидактическим Послание к Римлянам открывается формулой, которая представляет собой введение в богословие этого послания. Эти семь стихов легко запомнить, и они могут послужить в каче
См. L.Ann Jervis The Purpose of Romans. A Comparative Letter Structure Investigation, JSNT.SS 55. Sheffield, 1991.
был склонен расточать комплименты галатийским церквам, — конечно, это все еще церкви, но... (см. Гал 1:6-8).
В свете этих примеров не может быть случайностью то, что зачин Послания к Римля
Синод, пер.: «призванные святые». — Прим.пер.
Павел никогда не пользуется в своих посланиях). Иисус Христос в этих стихах (1, 4, 6, 7) упоминается не меньше четырех раз, дважды провозглашается «нашим Господом» — Тем, Который и объединяет Пав
Так у автора и в греч. тексте; ср. перевод В.Кузнецовой; в синод, переводе — «слово Божье». — Прим.пер.
богоизбранность (см. главу 4). А ближе к концу, в 15:1-13, Павел сплетает нити собственно христианских убеждений со своим учением об Израиле. Именно это оказывается главной задачей всего послания.
БОГОСЛОВИЕ В РАЗВИТИИ: ОБЩИЙ ПЛАН АРГУМЕНТАЦИИ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ
Всвязи с величиной и насыщенностью Послания к Римлянам читателям может потребоваться определенная помощь. Перу апостола не принадлежит традиционное деление на главы и стихи (и даже пунктуация!),
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Если Послание к Римлянам — действительно письмо, а не богословский трактат в литературной форме эпистолы, то нам не следует искать всеохватывающей «темы», которая развивалась бы шаг за шагом в соо
Мир с Богом
Одна из наиболее успешных (говоря коммерческим языком) тем Послания к Римлянам — это тема «мира с Богом», которую Билли Грэм (Graham) взял из Рим 5:1 и сделал популярной, издав бестселлер с таким
Мир между иудеямии язычниками
Считается общепризнанным, что сопоставление иудеев и язычников и обсуждение отношений между ними составляют неотъемлемую часть аргументации послания. Основополагающее условие этой озабоченности —
См. Есф 3:13е (LXX); Josephus Ant., 11:212; Quintilian Inst. Or., Ill 7:21; Tacitus Hist., V 5:1.
Это предостережение не выводится напрямую из доктри-нальной части послания, но почти полное стирание Павлом различий между язычниками и иудеями в Рим 2-3 фактически разрушило идеологическую подопле
Мир между христианамии окружающим миром
Забота Павла о том, чтобы выстроить мост над пропастью между иудеями и язычниками, — это одно дело; но нельзя отрицать его убежденность в том, что вовлеченность в спасительный труд Христа делает
См. Гал 4:21-31; 5:12; 1 Фес 2:15-16.
«лучше» своих современников? Когда они отличаются от окружающего общества не только самим фактом своего существования, но и в принципе — создавая новые и особенные системы ценностей для своих соо
Мир между христианскими общинами и внутри них
После всего, что мы уже разобрали выше, нас не может удивить, что Павел заботится также и о мире между ссорящимися группировками и различными служениями в церкви. Такова тема первого ряда увещан
См. Лк 15:2
ем против разделений, вызываемых новыми учениями, которым прерывается целый ряд сердечных приветствий в стихе 16:17. В этом примере Павел употребляет термины более сильные, чем в главе четырнадца
Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образованные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П
По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное богословие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво
Переопределение праведности: метаморфоза этики
Подготовкапочвы в терминах семантикиНе может быть никаких сомнений в том, что слова, образованные от греческого корня dik- играют важную роль в Пав-ловом П
По контрасту, прилагательное dikaios (греч. «праведный». — Прим.пер.) встречается лишь7 раз из79 во всем Новом Завете.
нальной части (но только один раз после этого, в 14:17). Если в Послании к Римлянам содержится последовательное богословие, то смысл и роль этих терминов много дают для его понимания и ожидают сво
Проблема времен Павла: этика, явленнаяв контексте избранности
Трудно решить, было ли это обвинение несправедливым или оправданным. В конце концов, христианский образ жизни, учреждавшийся миссией Павла, не содержит конкретных «обычаев», которые были бы чужды я
См. Деян 20:7; 1 Кор 16:2.
но «обычаи») может быть применена вместо недвусмысленно упоминаемого Закона Моисеева (см. Деян 6:13-14; 21:21; 26:3; 28:17). В этой необычной ситуации трудно считать, что содержание иудейской этик
Этика, противопоставленная корпоративному самосознанию
В Гал 3:28 Павел смело объявил, что всякая корпоративная идентификация (а именно: по национальности, полу и гражданскому статусу) утратила свой смысл для тех, кто верит в Христа, поскольку крещени
Цит. по: Иудейские древности. Минск: Беларусь, 1994, кн. 20, гл. 2:5. — Прим.пер.
вращается вновь в 10:12. Однако в Послании к Римлянам он с самого начала ясно дает понять, что исторический приоритет Израиля как «первого адресата» слова Божьего (см. 3:2) остается действительным
См. Еф 4:12 в сравнении с 5:11. Иная картина в Соборных Посланиях, где преобладают «добрые дела».
путь к спасению, тем самым уничтожая всякое «бахвальство» праведностью со стороны людей или их претензию на праведность (см. Рим 3:4; 4:2). Такая аргументация непременно вызывает протесты
И ее возрождение
Ясно, что как раз настойчивое акцентирование благодати и исключение Закона из сотериологического процесса стимулируют вопросы в Рим 6:1, 15 (предвосхищенные уже в 3:8). Что, помимо Божьих заповеде
Значения слова «закон» и смысл иудейского Закона
Важный, но трудный аспект переопределения Павлом праведности в Послании к Римлянам — это ее отношение к Закону. Из Флп 3:5-6 мы узнаем, что Закон лежал в основе поисков праведности Павлом д
См. Heikki Raisanen Paul and the Law. Tubingen: Mohr Siebeck, 1983, p. 16-41.
Трудности начинаются с неоднозначным употреблением у Павла термина nomos (переводимого обычно как «закон»). У него может быть ряд значений, и различать их — дело первостепенной важности, ес
Домостроительство* греха, страданияи спасения
У Павловой доктрины оправдания есть два главных аспекта — негативный и позитивный, в недавних дискуссиях часто обозначавшийся как «трудная ситуация и ее разрешение». Негативный аспект — это виден
Автор пользуется здесь тем же словом (economy), что и в подзаголовке, для обозначения понятия «домостроительство». — Прим.ред.
сокровищ гнева (в данном случае примененная иронически) предшествует метафоре суда без каких-либо различий в выражаемой таким образом мысли29. В Мф 6:19 метафора накопления сокровищ —
См. Мф 5:11-12, 46; 10:42; Мк 9:41; Лк 6:35; 1 Кор 3:14.
возмещение». Одно из классических его выражений находится в Прем 11:17: «Чем кто согрешает, тем и наказывается». Известный пример такого опыта — Иаков, который сначала обманул своего брата Исава
См. Гесиод Труды, 265-266; Платон Законы, IX 12; Федр Басни, IV 11:18-19; Овидий Метаморфозы VIII 724; Сенека Поcл. к Mop., X 81.22.
Добро б удар, и делу бы конец,
И с плеч долой! Минуты бы не медлил.
Когда б вся трудность заключалась в том,
Чтоб скрыть следы и чтоб достичь удачи,
Я б здесь, н
Страдание с Христом — и с миром — в силе надежды
Павлова терминология оправдания повлияла на историю, но больше на уровне богословия, чем на уровне личного благочестия. Когда верующие говорят о своем индивидуальном духовном пути, многие предпоч
Бесконечная любовь Бога как несокрушимое основание надежды
Что может сделать людей способными всегда с надеждой смотреть в будущее, если настоящее с его переживаниями и грозящие опасности, кажется, ополчились против них? Ответ, данный в Рим 8:35 и 39, ук
Тайна Израиля в век Евангелия
Главам 9-11 Послания к Римлянам не уделяли такого внимания, как остальным главам послания. Предисловие Мартина Лютера к Посланию к Римлянам об этих главах говорит очень кратко и содержит скорее пр
Theology of the New Testament. London: SCM, 1952.
таторов Павла. Отчасти такое состояние дискуссии можно объяснить как следствие крайней напряженности в рамках этих глав. Если вы возьмете их как отдельные объекты (а не как ступени аргументации, пр
Личная проблема Павла-иудея
Вступления девятой главы (стихи 1-3) и главы десятой (стих 1) показывают, насколько Павлу близки темы этих глав. Апостол начинает с подчеркивания своей искренности в том, что он собирается написать
См. ниже, в главе шестой, с. 177-181.
тизма, но, из-за человеческой слабости, совершенный в ущерб богословской последовательности. Однако этот приговор следует читать в контексте симпатии фон Гарнака к Маркиону и его (печально) извест
Богословская дилемма Павла-апостола
Что касается вопроса о последовательности, нам следует помнить, что уже в Рим 3:2 апостол намеревался перечислить «преимущества» Израиля сравнительно с остальным миром. Там он внезапно прервался,
См. Рим 1:3; 15:12; Ин 4:22-26.
который, согласно Рим 3:29-30, теперь включает все человечество, но не отнят у Израиля)41.
Так в чем же состоит функция этого длинного перечня? Как продолжение стихов 1-3, он д
Утверждение свободы Бога
То, что ход мысли Павла не продиктован патриотическими чувствами, можно увидеть из вступительной аргументации в Рим 9:6-29. В самом начале, в стихе шестом, он прямо утверждает, что происхождения о
См. Рим 1:6-7 и 8:30.
бора. Это превратило бы богословие в идеологию, просто в инструмент утверждения и прославления коллективного самосознания данной нации. И тогда упадок этой нации означал бы смерть ее Бога. Но Паве
Скорбьо неудаче Израиля
В главе десятой на первый план выступает христианская точка зрения Павла: Христос — источник праведности для всех верующих (стих 4), и спасительная вера сосредоточена на Его
воскресении и
См. Robert Badenas Christ the End of the Law. Romans 10:4 in Pauline Perspective (TSNT.SS 10). Sheffield, 1985, p. 38-80.
Это подтверждается цитатами в дальнейших стихах данной главы. В стихе шестнадцатом апостол истолковывает Ис 53:1 («(Господи,) кто поверил слышанному от нас?») как пророчество, относящееся к Благой
Верность Бога явлена
Глава одиннадцатая начинается с ошибочного вывода из того, о чем Павел писал прежде, упоминаемого для того, чтобы сразу
же его отмести: «Неужели Бог отверг народ Свой?» Язык этого вопроса
Не упасть».
лем. Только Бог знает, в этом ли причина расцвета церквей в некоторых частях мира, которые фактически были «отсечены» от древа церкви. Интересно, не может ли быть так, что недостаток духовного рос
См. ниже, главу девятую.
Однако это исключается противопоставлением «отчасти» и «весь» и соотнесенностью с предшествующим «ожесточением» (большинства) Израиля (см. стих 7). Павел говорит об изменении в статусе Израиля. Эт
Божье милосердие как тайна истории
Этот вывод завершается размышлением о том, как странно и непредсказуемо обращение Бога со своим избранным народом, с одной стороны, и с остальным человечеством — с другой. Когда-то израильтяне бы
УПОРЯДОЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
Впредыдущих главах мы были сосредоточены на содержании послания или на той вести, в которой старался убедить своих читателей апостол. Наш метод состоял, главным образом, в том, чтоб
Обращение к Писанию и к его интерпретации
Уже во втором стихе послания апостол указывает, что у сообщаемого им есть освященный веками фундамент — пророческие обетования, содержащиеся в священном Писании. Поэтому не должно быть неожиданн
Сходное утверждение относительно герменевтической перспективы Павла обнаруживается в 1 Кор 10:11.
экзегезе Быт 15:6 («Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»). Эта фраза была уже процитирована в Гал 3:6, но там она не несла на себе бремени доказательства. В Послании к Римлянам
Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и
Раннеиудейские предания
Покупая сегодня Библию, мы должны разобраться, включает ли она апокрифы, то есть книги, содержавшиеся в древних манускриптах греческого Ветхого Завета, но не в еврейской Библии. Одни из них могли и
Ср. сходную позицию Иоанна Крестителя в Мф 3:7-10; Лк 3:7-9.
никто не мог бы отрицать. Согласно Юстину Мученику в его Диалоге с Трифоном-иудеем (§ 140), были такие иудейские учителя, которые всецело полагались на происхождение от Авра
Основные христианские убеждения и отзвуки раннехристианской традиции
В этой книге нас интересуют прежде всего общие особенности богословия Павлова Послания к Римлянам. Однако эта заинтересованность не должна склонять нас к недооценке значения тех верований, котор
Заимствования из светской культуры
Согласно Деян 9:11; 21:39 и 22:3, Павел был уроженцем Тарса Киликийского, административного центра Римской провинции (в котором в 51-50 гг. до н.э. занимал пост Цицерон). Этот очень старый город б
Можно поставить вопрос: отсылают ли причастия «воспитан» {anatethrammenos) и «наставлен» {pepaideumenos) к отчетливо различимым фазам?
мейств высшего класса (такие как Павел) могли — и должны были — изучать греческий и в Иерусалиме. Не говоря уже об этом, написанная Лукой биография апостола включает более длительное пребывание Пав
Послание к Римлянам как документ миссиологии и теория контекстуализации
Впоследние десятилетия экзегеза Послания к Римлянам отошла от доктринальной интерпретации, воспринимавшей учение Павла как вневременную истину и не задававшейся вопросом, кому и зачем он писал. В
Понятие «мира» в Послании к Римлянам и b римской пропаганде и религии
В главе четвертой я показал то важное место идеи мира (с Богом и в человеческих отношениях), которое она занимает в различных частях Послания к Римлянам. Частое и существенное акцентирование данн
См. его знаменитую четвертую эклогу, а также «Энеиду» 6:851-853.
Вместо этого он выказывал рвение к стимулированию культуры и к угождению публике в качестве поэта и театрального актера. К несчастью, в своих усилиях явить себя величайшей «поп-звездой» своего век
То есть золотой век.
Мы жнем не посредством меча, и города с накрепко запертыми стенами не готовятся к неописуемой войне: нет ни одной женщины, которая (...) дала бы рождение врагу. Наша молодежь без оружия может в
Правда (или справедливость) как благо для римлян и как действие Бога, Его дар и призыв
Со времен Мартина Лютера и его собратьев-реформаторов при интерпретации Павлова Послания к Римлянам стала акцентироваться доктрина оправдания и спасительной правды Божьей как главная проблема посл
Ограничение Закона, как и законов вообще
Поразительный феномен, который нелегко объяснить иудейскими традициями, — ряд отрицательных суждений в отношении Закона Моисея или законов как таковых в нескольких главах Послания к Римлянам. Нек
Разъяснение этого см. в Гал 3:10.
Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо б
См. еще там же: II 19:3.c
именно этот принцип сделал женщину по имени Акнэ более привлекательной для Нерона, чем его законная жена Октавия, и делал тщетными упреки матери Нерона за эту связь.
Завершая этот обзор, с
Власть и всеобщность греха
Рим 7 — только кульминация той линии рассуждений, которая проходит сквозь предыдущие главы этого послания и в которой обнаруживается то, что может быть названо этическим (или антропологическим)
См. Еврипид Медея 10776-1080.
далее он ставит вопрос о предполагаемом превосходстве иудеев, переоценивших свое знание Божьей воли, как она явлена в Законе, и проглядевших собственные упущения в жизни по этому Закону. В то время
Cm. Cicero MiIo 83; Velleius Paterculus Hist. Rom. II 115; Seneca Vit. Beat 20:4; Ira III 41:1; Benef. VI 42:2.
чатляющее свидетельство этому обнаруживается в текстах Сенеки, который, хотя поначалу и в традиции стоиков, рекомендовал практику, введенную Эпикуром, — каждый вечер досконально испытывать свою
Есть ли в Послании к римлянам отзвук римского идеала «благородной смерти»?
В последние годы внимание исследователей Нового Завета было привлечено к понятию «благородной смерти» в древних языческих источниках42. Хотя предания об иудейских мучениках из второго с
См. его речь Pro domo sua 24:64/65:65.
фанатик, он, должно быть, знал и почитал примеры героев мак-кавейского восстания, гибель которых истолковывалась как жертва ради народного блага (см. 2 Макк 7:37-38; 4 Макк 6:27-29 и 17:21-22). Но
Первоначальное kapporet первого Храма было устранено вавилонянами, и, насколько нам известно, во втором Храме замены для него не было.
ствована и в связи с римским понятием deyotio. В диалоге между Брутом и Катоном (Утическим) Лукан заставляет Катона упомянуть Деция и описать смерть, угрожающую ему самому, словами: «Всех л
Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богословских взглядов Павла. Так, многие ас
Место Послания к Римлянам среди посланий Павла
Сопоставление Послания к Римлянам с другими письмами Павла может быть предпринято с разных точек зрения. Распространенный подход — исследование развития богословских взглядов Павла. Так, многие ас
Связующее звено между Посланием к Галатам и 1 Фес 2:14-16, что хорошо согласуется с теориями о раннем происхождении обоих посланий.
защищать свой апостольский авторитет с помощью указания на то, что он был призван непосредственным откровением от Бога и что его признала материнская церковь в Иерусалиме. Коринфянам тоже надо было
См. там же, p. 348-354.
и источнике даров в церкви (см. 1 Петр 4:10). Но ему недостает характерного для Павла противопоставления благодати и дел (Закона). Больше всего Послание к Римлянам и Первое послание Петра сближает
См. напр.: John Calvin Institution III xvii.11-12
группа радикальных приверженцев Павлова богословия, которые пошли намного дальше апостола в принижении Закона и были менее чувствительны к нравственной опасности впасть в абсолютный христианский а
Послание к Римлянам и Деяния апостолов
Взаимосвязь между богословием Павла и богословием Луки (и между посланиями Павла и портретом апостола в Деяниях) стал «центром циклона» в новозаветных исследованиях первых десятилетий после Второй
Послание к Римлянам и Евангелия
Очевидное отсутствие предания об Иисусе в посланиях Павла (если не считать Христовых смерти и воскресения) вдумчивые интерпретаторы восприняли как вызов. Обнаружены лишь две недвусмысленные ссылки
См. E.P.Sanders Paul, the Law, and the Jewish people. London, 1985, p. 125-131.
споре с фарисеями. Когда они критиковали Его за то, что Он посещает «мытарей и грешников», он отвечал метафорически-афористично: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (то есть слабые); Я п
ВЛИЯНИЕ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ НА ИСТОРИЮ ЦЕРКВИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
При всякой современной попытке обрисовать богословие Послания к Римлянам (как и в целом богословие апостола Павла) мы оказываемся в долгу у прежних истолкований. Тут дело не только в том, чтобы пр
Первое послание Климента
Первый вопрос, который нужно поставить в этой связи: знаем ли мы что-либо об ответе римлян на послание к ним Павла? Единственный источник, дошедший из первого века н.э., который может нам помочь в
См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер.
нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобретенный
См. Margaret M.Mitchell The Heavenly Trumpet. John Chrysostom and the Art of Pauline Interpretation. Tubingen: Mohr Siebeck, 2000, p. 5.
3 Автор ссылается на английский перевод в книге, указ. в прим. 2, с. 440-487. -Прим. пер.
нием!). Возможно, собственный мучительный опыт, приобретенный
Cm. A.D.R.Polman Barth, trans. Calvin D.Freeman (Nutley, N.J.: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1977), p. 11.
тественное» следствие отождествления со смертью и воскресением Христа). Главная идея Барта состоит в том, что Бог — «совершенно другой», отличный от всех человеческих представлений о божественном
ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ, ПРОЧИТАННОЕ ЗАНОВО
Вэтой заключительной главе я хотел бы указать на те аспекты богословия Послания к Римлянам, которые я рассматриваю как важный вклад в богословское развитие наших дней или как многообещающие ответ
Послание к Римлянам и примирение между христианами и евреями
В годы после Второй мировой войны ужасы холокоста были восприняты как вызов по отношению к традиционному христианскому богословию. Было признано, что организованные преступления против еврейского
Послание к Римлянам и Реформация: наследие Лютера и его ограничения
В Западной Европе звездным часом апостола Павла и особенно его Послания к Римлянам было, конечно, шестнадцатое столетие. «Оправдание во Христе благодатью и одной только верой» стало критерием для
См. Krister Stendahl Paul Among Jews and Other Essays. Philadelphia: Fortress Press, 1976.
ло применял аргументацию Павла, направленную против «иудаистов», к проблемам позднесредневекового благочестия и церковной дисциплины.
«Новая перспектива» в связи с апостолом Павлом, котор
См. James D.G.Dunn The Theology of Paul the Apostle. Edinburgh: Clark, 1998, § 25:1 — богословие Павла как диалог.
Красноречивый пример преемственности и трансформации можно видеть в восприятии греха в Лютеровой экзегезе Послания к Римлянам и в опыте миллионов людей двадцатого столетия. Лютер признается, что
Непреходящая весть Послания к Римлянам миру, освободившемуся от иллюзий
Следующие размышления — скорее, экспериментального характера, так как они исходят от автора из континентальной Европы, пишущего для студентов, коллег и какой-то части общества в англоязычном мире.
Новости и инфо для студентов