рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 11. Философия науки

Тема 11. Философия науки - раздел Образование, РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 9. Бытие и сознание   Научное Познание: Во-Первых, ...

 

Научное познание:

Во-первых, руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия на него каких-либо духовных сил (субъектных, человеческих или божественных).

Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как «рационалистическая обоснованность»; оно подчиняется, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, логике и закону (или принципу) достаточного основания. Этот принцип гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение - справедливым без достаточного основания, почему именно депо обстоит так, а не иначе»; судьей в вопросах истины является разум, а способом ее достижения - критичность и рациональные средства познания.

В-третьих, эссенциалистская направленность (от лат. essentia - сущность), т.е. нецеленностъ на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

В-четвертых, особая организация, особая системность звания; не просто упорядоченность - упорядочено и обыденное знание, но упорядоченность по осознанным принципам, упорядоченность в форме теории или развернутого теоретического понятия.

В-пятых, проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.

 

В науке различают два уровня исследованийэмпирический и теоретический.

*Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел.

К эмпирическим методам научного познания относят обычно наблюдение и эксперимент.

* Наблюдением называют целенаправленное изучение объекта, взятого в его естественном окружении.. В результате наблюдения происходит установление научных фактов.Важным элементом наблюдения является фиксация средств наблюдения и его условий.Без подобной фиксации данные наблюдения нельзя считать достоверными, поскольку останется неясным, в какой степени они могут быть проверены последующими наблюдениями или экспериментами.

Наблюдение лишь внешне выглядит пассивным научным методом. На самом деле активность ученого-наблюдателя проявляется в постановке цели наблюдения, отборе наблюдаемых объектов, избирательной фиксации результатов, интерпретации полученных данных в свете имеющихся теорий и выдвинутых предположений.

* Экспериментом называется изучение объекта в искусственных условиях, созданных заранее и под контролем экспериментатора. Считается, что эксперимент в качестве самостоятельного способа познания утвердился только в XVII столетии, вместе с классической наукой Нового времени, став отличительной особенностью естествознания. К особенностям эксперимента как метода исследования относят его многократную воспроизводимость, возможность обнаружения таких свойств объекта, которые нельзя наблюдать в естественных условиях, возможность изолирования объекта от влияния случайных обстоятельств. Обычно отмечают, что эксперимент является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнями знания. Среди различных видов экспериментов особо выделяют так называемые мысленные экспериментыгипотетические рассуждения, в которых моделируются ситуации, реальное воспроизведение которых в лабораторных условиях по тем или иным причинам не производится. Результаты таких мысленных экспериментов не могут считаться эмпирическими данными, но целиком относятся к теоретическому уровню научного знания.

*Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование.

Модельное экспериментирование особенно уместно там, где изучаемый объект недоступен прямому эксперименту.

 

Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.

* Теорияэто совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, сужденияхиумозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Законэто связь между фактами и их обобщениями.Главные законы называются принципами.В эмпирическом законе приводятся только факты.

*К теоретическим методам научного исследования относят прежде всего гипотетико-дедуктивный метод. Основная его идея состоит в выдвижении некоторых гипотез и последующей эмпирической проверке их дедуктивных следствий.При этом сами гипотезы не являются непосредственно проверяемыми утверждениями.Если следствия гипотезы по итогам их эмпирической проверки оцениваются как истинные, то гипотеза считается подтвержденной, если же следствия гипотезы расходятся с эмпирическими фактами, то гипотеза опровергается. Конечно, это довольно упрощенная схема, в которой не учитываются многие значимые обстоятельства: зависимость гипотезы от совокупности имеющихся теорий, ее логические отношения с другими гипотезами, связи эмпирических следствий гипотезы с дополнительными эмпирическими посылками и т.д., тем не менее, в конечном счете, именно она оказывается эффективным средством отбора гипотез и прироста теоретического знания.

*Другие теоретические методы — формализация, аксиоматизация, являются методами работы прежде всего с теоретическим знанием и не имеют, в отличие от гипотетико-дедуктивного метода, непосредственного контакта с эмпирическим материалом для проверки получаемых результатов.

*Так, аксиоматизация какой-либо области знания требует выбора некоторых начальных положений (аксиом), истинность которых в рамках теории не обосновывается, а остальные известные теоретические положения должны оказаться дедуктивными следствиями выбранных аксиом.

Необходимым свойством аксиоматизированной теории является ее непротиворечивость, а к числу требуемых (желаемых, но не всегда возможных) относят полноту, т.е. выводимость всех истинных предложений теории из заданного набора аксиом, и разрешимость - существование алгоритмической процедуры, позволяющей за конечное число шагов ответить на вопрос, является ли некоторое утверждение теоремой системы, или нет.

*К числу теоретических методов познания часто относят также идеализацию и абстрагирование. Однако, строго говоря, это не столько методы, сколько приемы познания. Идеализация и абстрагирование применяются и в гипотетико-дедуктивном методе, и при формализации либо аксиоматизации теоретического знания. Под абстрагированием понимают процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением тех свойств или отношений, которые интересуют познающего субъекта. Идеализацияже — это мысленное наделение предметов свойствами, которыми они не обладают в реальности. Так в науке появляются такие объекты, как «идеальный газ», «материальная точка», и т.д. Поскольку именно для таких идеализированных объектов можно сформулировать строгие законы, однозначно описывающие их взаимодействия с другими объектами, постольку теоретическое знание является знанием, имеющим опосредованное отношение к реальности.

 

По функциональному предназначению, все науки делятся на фундаментальные и прикладные. Они имеют различные методы и предмет исследования.

Структура научного знания наряду с эмпирическими и теоретическими знаниями включает в себя основания научного знания, которые определяют стратегию научного поиска и обеспечивают его включённость в культуру соответствующей эпохи.

 

Можно выделить следующие основания науки: идеалы и нормы научности, научную картину мира.

* Идеал научностиэто ценности, определяющие организацию научного исследования и научного знания. Идеал научности зависит от понимания природы науки и социокультурных условий, в которых осуществляется научное исследование. Они носят конкретно-исторический характер и изменяются с течением времени. Так в истории науки сменяли друг друга математический, физический идеалы научности. В настоящее время происходит формирование гуманитарного идеала научности.

Идеал научности – это ценности, на которые учёный опирается в своей деятельности.

* Нормы – это правила, которые определяются этими ценностями (доказательства, объяснения, понимания и др.)

* Научная картина мира является результатом синтеза знаний, получаемых в различных науках. Научная картина мира – это совокупность общих представлений о мире, вырабатываемая на различных этапах развития науки. Её называют общенаучной картиной мира, потому что она включает общие представления о природе и обществе.

Наряду с общей картиной мира существуют частные (дисциплинарные) картины мира, которые выступают систематизацией конкретнонаучного знания (физическая, химическая и др.). Научная картина мира включает в себя совокупность принципов, которые направляют научный процесс. Примерами таких принципов является атомизм, детерминизм и т.п. Кроме этого научная картина мира влияет на мировоззрение эпохи, являясь её ядром, начиная с эпохи Нового времени. Культ науки, поклонение научным методам, абсолютизация роли учёных, иными словами, сциентизм(от лат. наука) складывался с XVII века и достигает апогея в середине XIX , в эпоху НТР.

 

В истории науки выделяют следующие этапы.

* Классическая наука (наука XVII– XIX вв.)

В рамках классической науки основополагающим способом понимания являлась механика Галилея – Ньютона. Учёные Нового времени направляли свои усилия на исследование отдельных явлений, подвергая их экспериментам, индуктивному обобщению результатов, строгой количественной оценке. Классическая наука выполняла мировоззренческую функцию, что привело к формированию первой научной картины мира.

* Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)

Выдающиеся научные открытия – теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределённости ознаменовали эру неклассического естествознания. Несостоятельность представлений классической науки становится очевидной. Появилась необходимость в новом мировосприятии, которое подрывает позицию классической науки, что природа существует сама по себе. Субъект и объект нераздельны. Субъективность является исходным началом познавательного процесса, обусловливая многозначность в интерпретации природных явлений.

* Постклассическая наука (середина XX в. – наши дни)

Характеризуется усилением принципа нелинейности и многовариантности наблюдаемых процессов,в которой роль научной парадигмы играет синергетика. Распространение идей и методов синергетики обогащает современную науку, устанавливает глубокие связи между естественно-научными и гуманитарными теориями. Современная наука выступает как синтез классических, неклассических и постклассических парадигм.

 

Метод и методология.

Научная деятельность, как и практическая, не является, в целом, хаотичной; она, как правило, организуется применяемыми в ней методами.

* Метод (от греч. methodos) - это прием, способ или образ действия. В самом широком смысле метод есть путь, способ достижения какой-либо цели, способ решения определенной задачи. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон (1561-1626) сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он говорил: «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех в изучении какой-либо проблемы, идя ложным путем, пользуясь неверным методом.

Верность или ошибочность метода определяется прежде всего объективным основанием: метод должен, чтобы быть действенным, опираться на соответствующее содержание. Так, исторический метод опирается на теорию развития, на знание процесса и этапов развития. Как верно замечено в литературе, метод - это та же теория, но повернутая своим острием на практику дальнейшего познания этой же предметной области действительности. Но метод зависит не только от содержания, но и от исследователя, от субъекта познания, от степени его профессиональной подготовки, его опыта, от его способности перевести теоретические положения в систему требований, которыми он мог бы руководствоваться в своей исследовательской работе.

Метод - это система принципов, приемов, правил и требований, на которые необходимо ориентироваться в научно-исследовательской деятельности. Так, принцип историзма, являющийся одним из важнейших в историческом познании, требует качественной, или сущностной, ретроспективности, выявления предпосылок возникновения материальной системы, требует выделять этапы (стадии, факты, периоды) в развитии предмета, определять направление и характер развития или изменения предмета, раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее и т.п. Сам метод не содержится в объекте познания, им становятся, как мы видим, выработанные человеком приемы и операции для получения нового знания.

Методы имеют (кроме объектной, содержательной стороны и кроме правил субъектного характера) еще и аксиологическую сторону: надежность, экономичность, эффективность и т.п. Иногда решение одной и той же задачи, изучение одного и того же объекта требуют применения разных методов разными исследователями: для кого- то «удобен» и «эффективен» один метод, для кого-то для тех же целей будет «выгоден» и «надежен» другой метод; многое здесь зависит опять- таки от опыта и профессионализма субъекта познания.

 

*Понятия «метод» и «методология» применяются часто в одном и том же смысле. Но понятие «методология» имеет еще одно значение, которое совпадает с понятием метода: это - учение о методах. Подобно методам узкоспециальным, общенаучным и философским сама методология может иметь подобные уровни и распадаться на специально-научную методологию (например, в генетике), общенаучную (здесь методы, применяемые в ряде наук или во всех науках, как, например, моделирование или наблюдение) и всеобщую методологию, к которой относится и философская методология.

Философская методология есть учение о философском методе. Таковым в историческом развитии философии были два: метафизика и диалектика.

*Выступая в качестве метода, диалектика включает в себя две группы принципов. Первую группу составляют принципы познания, вытекающие из нашего знания онтологии и гносеологии; это принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости. Они довольно-таки широки по тем требованиям, которые в них входят. Так, принцип диалектической противоречивости требует разде­ления единого на его противоположные стороны и их познания, требует выявления конкретного состояния системы (гармонии или дисгармонии, или конфликта) и т.п.

Вторую группу философских принципов (в отличие от первых, выступающих как всеобщие, предпосылочные) составляют собственно логические принципы, среди них ведущим является глубоко разработанный Гегелем и Марксом принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Философские принципы диалектического типа тесно связаны с общенаучными и специально-научными методами.Их нельзя противопоставлять друг другу. Если философский метод, чтобы быть действенным, должен связываться при своем применении с частно-научными (общенаучными и специально-научными) методами, то все частно- научного плана методы должны находить свое дополнение в философском методе познания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 9. Бытие и сознание

Тема Бытие и сознание Понятие бытия Понятие бытия является одной из основных категорий... СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ... Субъект это источник познавательной активности Обычно под субъектом понимается индивид Это не совсем верно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 11. Философия науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие бытия
Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент ис

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытие. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяс

Философское понятие движения
Движение – это способ существования материи, а значит, оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превра

Изменение и развитие
Изменение, его так­же называют движением, органическая черта всех явлений. Если изменение не выходит за пределы данного ка­чества, то оно называется эволюцией

Законы диалектики
Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. Согласно закону единства и борьбы противополож­ностей, во всех видах реальности друг другу противосто­ят противополо

ТЕМА 10. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях

Рациональное познание
В рациональном познании выделяют такие формы: 1) Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позволит многое объяснить. Поняти

Единство чувственного и рационального познания
Положение сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущ

Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характер

Взаимоотношение философии и науки
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной на

Взаимоотношение религия и науки
В античности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: «Конечно, можно и следует». Аристотель пришел к представлению о боге-первопричине

Социальная философия
Общество — это очень сложный феномен. А потому существует бесчисленное множество его определений. Однако, несмотря на разнообразие подходов к обществу и точек зрения на его сущность, определенная с

Философские концепции общества
Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительн

Общество как система
Общество представляет собой сложно организованную систему. Оно включает в себя множество более простых элементов (социальных институтов, социальных групп, социальных общностей), которые находятся в

Философия истории.
Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д. Сам

Концепции исторического процесса
В философско-социологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Уже в философии Древнего мира сложились концепции линейногоициклического ха

Тема 13. Философская антропология
Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только чело

Позитивизм
Позитивизм — одно из основных течений в философии XIX-XX вв. В истории позитивизма выделяют так называемый первый позитивизм, махизм (или «второй позитивизм») и неопозитиви

Фрейдизм и неофрейдизм
Одной из наиболее влиятельных фигур в философии XX века был немецкий врач, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Сам Фрейд никогда не называл себя философом. Однако ег

Карен Хорни(1885-1952) основным побудительным мотивом человеческой деятельности считаластремление к безопасности.
Эрих Фромм(1900-1980) говорил, что биологически нормальна у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т. д.Но специфические усло

Прагматизм.
Название этого философского учения происходит от греческого слова прагма — дело, действие. Прагматизм возник в 1870-х гг. в США. Основатели п

Феноменология.
Одно из наиболее влиятельных направлений в философии XX века. Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). С точки зрения феноменологии

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. existentiae — существование) сформировался в первой половине XX в. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. В это время происходили серьез

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги