рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философские концепции общества

Философские концепции общества - раздел Образование, РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 9. Бытие и сознание Философские Концепции Общества, Характера Его Существования И Развития В Миро...

Философские концепции общества, характера его существования и развития в мировоззренческом плане опираются на то или иное решение основного вопроса философии применительно к социальной действительности. В этом плане обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Во взглядах на общественную жизнь, историю общества длительное время господствовала, да и в настоящее время продолжает, идеалистическая концепция. Идеалистическая концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Таким началом считался либо Бог, Мировой Разум и т. п., либо сознание людей. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история — лишь внешнее проявление абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе является прусская монархия. В другом случае мы встречаемся с тезисом о том, что «мнения правят миром». Деятели движения французского Просвещения, исходя из того, что главная основа и причина изменений общества - в идеях, борьбе мнений, утверждали, что для изменения общества в прогрессивном направлении нужно просветить людей, ввести в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т. д. Позитивисты XIXв. говорили о том, что миром управляют идеи.

Идеалистическое понимание общества имеет определенные основания. Бесспорным фактом является то, что все действия, поступки людей происходят при участии сознания. В начале существования человечества сознание было «вплетено» в практическую жизнь ладей. Затем важным историческим фактом стало отделение умственного труда от физического. Выделение умственного труда в относительно самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно. С отделением умственного труда от физического господствующие слои общества монополизировали умственный труд, физическим трудом занимаются народные массы. А господствующие классы руководят производством и обменом, берут в свои руки управление государством, определяют политику, право, идеологию и т. д.

Основной вариант материалистического понимания обществапредложен в марксизме. Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. х. люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т. п.. а для этого необходимо трудиться. Труд — основа общественной жизни.

Если иметь в виду структуру общества, включающую в себя соотношение четырех сфер общественной жизни, то выстраивается иерархия: экономическая — социальная — политическая — духовная сферы.

В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие характеризуется как материальная жизнь общества, ес производство и воспроизводство. В нее входят: способ производства материальных благ, экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена, материальные стороны жизни семьи, классов, наций и других форм общности людей. Общественное сознание характеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.

Когда в общефилософском плане рассматривается соотношение сознания и бытия, то материализм понимает первичность бытия прежде всего в генетическом аспекте. Это означает, что было такое время, когда материальное бытие, природная среда (в частности, на Земле) существовала, а сознания не было, и оно возникло на основе эволюции природной среды. А в обществе не может быть такого положения, что материальная сторона общественной жизни уже есть, а общественного сознания еще пет. Социальная действительность — единство материального и идеального.

 

Вторым вариантом материалистического понимания общества можно считать географическое направление в социологии («географический детерминизм»), утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие этим естественным предпосылкам определяющую рать в истории. Еще в античности были заложены основы учения, потупившего позднее название географического направления в социологии (его еще называют географическим детерминизмом). Так. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) полагал, что характер людей определяется особенностями климата

Географическое направление в социологии особенно широкое распространение получает с начала XVI в. Эпоха великих географических открытий, развитие капитализма, необходимость широкого использования природных ресурсов для развития экономики — все это обусловило интерес к географической среде.

Одним из крупных представителей географического детерминизма в Новое время был Ш. Монтескье.В своей книге «О духе законов» он говорит о том, что географические факторы: климат, почва, рельеф местности и т. д. — влияют на нравы и склонности людей, а от них зависят общественный строй народа, его образ жизни, законы. Народы жарких стран робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Там. где климат жаркий, там народ предается лени и изнеженности. Плодородная почва порождает изнеженность и нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Чтобы заставить народ работать, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Бесплодная почва, напротив, благоприятствует свободе, так как живущие на ней люди должны сами добывать себе все, в чем отказывает им почва. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, храбрыми, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. Малодушие народов жаркого климата почти всегда приводило их к рабству, между тем как мужество народов холодного климата удерживало их в свободном состоянии.

Географическое направление было представлено и в нашей стране. К. Э. Бэр (1792-1876)утверждал, что судьба народов определяется «наперед и неизбежно природой занимаемой им местности». Л. И. Мечников (1838-1888)стремился доказать, что географическая среда — решающая сила исторического прогресса, подчеркивая при этом особую роль водных путей сообщения. Нужно заметить, что наши ученые не делали из географического детерминизма крайних выводов. Л. II. Мечников, в частности, говорил, что все люди, независимо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности.

Географический детерминизм в целом подвергается критике. Основные недостатки его видят в следующем.

Он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, фактически преуменьшая или оставляя в стороне внутренние детерминанты общественного развития.

Естественные темпы изменения природных условий значительно медленнее, чем темпы эволюции общества. Конечно, географическая среда изменяется, но для заметного изменения ее, проходящего без участия человека, требуются многие тысячи лет. Утверждение факта, что почти не изменяющиеся явление — причина изменения другого явления, противоречит самому понятию причинности. К тому же если согласиться с географическим детерминизмом, то как, например, объяснить, что практически одна и та же географическая среда в Англии вызвала к жизни ремесленный, затем мануфактурный, затем промышленный, затем постиндустриальный периоды ее жизни? А можно обратить внимание и на то, что США, Англия и Япония — развитые капиталистические страны с разной географической средой.

Географический детерминизм степень влияния природной среды на развитие общества рассматривает как нечто одинаковое, неизменное, что не диалектично.

Географический детерминизм слабо или вообще не учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

Из сказанного выше следует, что проблема роли географической среды для общества нуждается в более глубоком осмыслении, чем это делается в географическом детерминизме.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 9. Бытие и сознание

Тема Бытие и сознание Понятие бытия Понятие бытия является одной из основных категорий... СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ... Субъект это источник познавательной активности Обычно под субъектом понимается индивид Это не совсем верно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философские концепции общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие бытия
Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент ис

Бытие и субстанция
Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытие. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяс

Философское понятие движения
Движение – это способ существования материи, а значит, оно, как и материя, вечно, несотворимо и неуничтожимо, не возникает в силу каких-либо внешних причин, а лишь превра

Изменение и развитие
Изменение, его так­же называют движением, органическая черта всех явлений. Если изменение не выходит за пределы данного ка­чества, то оно называется эволюцией

Законы диалектики
Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. Согласно закону единства и борьбы противополож­ностей, во всех видах реальности друг другу противосто­ят противополо

ТЕМА 10. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях

Рациональное познание
В рациональном познании выделяют такие формы: 1) Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позволит многое объяснить. Поняти

Единство чувственного и рационального познания
Положение сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует ее в ущ

Истина, заблуждение, ложь, критерии истины
Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характер

Тема 11. Философия науки
  Научное познание: Во-первых, руководствуется принципом объективности; оно должно отразить объект таким, каков он есть, без воздействия

Взаимоотношение философии и науки
Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной на

Взаимоотношение религия и науки
В античности и средневековье на этот вопрос, как правило, отвечали утвердительно: «Конечно, можно и следует». Аристотель пришел к представлению о боге-первопричине

Социальная философия
Общество — это очень сложный феномен. А потому существует бесчисленное множество его определений. Однако, несмотря на разнообразие подходов к обществу и точек зрения на его сущность, определенная с

Общество как система
Общество представляет собой сложно организованную систему. Оно включает в себя множество более простых элементов (социальных институтов, социальных групп, социальных общностей), которые находятся в

Философия истории.
Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д. Сам

Концепции исторического процесса
В философско-социологической литературе предлагается несколько концепций исторического процесса. Уже в философии Древнего мира сложились концепции линейногоициклического ха

Тема 13. Философская антропология
Философская антропология — одно из влиятельных направлений общественной мысли XX века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только чело

Позитивизм
Позитивизм — одно из основных течений в философии XIX-XX вв. В истории позитивизма выделяют так называемый первый позитивизм, махизм (или «второй позитивизм») и неопозитиви

Фрейдизм и неофрейдизм
Одной из наиболее влиятельных фигур в философии XX века был немецкий врач, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Сам Фрейд никогда не называл себя философом. Однако ег

Карен Хорни(1885-1952) основным побудительным мотивом человеческой деятельности считаластремление к безопасности.
Эрих Фромм(1900-1980) говорил, что биологически нормальна у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т. д.Но специфические усло

Прагматизм.
Название этого философского учения происходит от греческого слова прагма — дело, действие. Прагматизм возник в 1870-х гг. в США. Основатели п

Феноменология.
Одно из наиболее влиятельных направлений в философии XX века. Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). С точки зрения феноменологии

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. existentiae — существование) сформировался в первой половине XX в. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. В это время происходили серьез

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги