Реферат Курсовая Конспект
Феноменология. - раздел Образование, РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС Тема 9. Бытие и сознание Одно Из Наиболее Влиятельных Направлений В Философии Xx Века. Основателем Фен...
|
Одно из наиболее влиятельных направлений в философии XX века. Основателем феноменологии является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938).
С точки зрения феноменологии, человеческое сознание, человеческое бытие, вещественный мир, культура и общество являются неразрывно связанными, но одновременно и несводимыми друг к другу сферами.
Основным объектом феноменологии является чистое сознание. Это сознание, взятое в отвлечении от индивидуальных и общественных детерминант. Гуссерль стремился подняться к «трансцендентальному миру сознания», то есть к тем его пластам, которые не связаны с индивидуальными чертами человека, не находятся в связи с его психическими особенностями, а также не зависят от социальной среды. Сознание при этом рассматривается как особая «стихия», не имеющая ничего общего с психологией.
Основным средством достижения пластов сознания, не связанных с индивидуальными особенностями человека, является феноменологическая редукция (эпохэ). Это особая операция, в результате которой сознание высвобождается от мифологических, религиозных, научных, идеологических и обыденных знаний(установок)о предмете, а также от любых суждений о его бытии или небытии.
Феномен — это явление, которое дано нам в опыте. В феноменологии это понятие претерпело некоторые изменения, обогатившись дополнительными смыслами: согласно Гуссерлю, феномен — это абсолютные сущности сознания, смыслы предметов, которые возникают в сознании посредством определенных операций.
Сознание интенционально, то есть всегда характеризуется направленностью на предмет.
Важная составляющая феноменологического метода — учение об эйдосах (сущностях, идеях). Эйдосы в феноменологии — это идеальные смыслы, которые создаются в процессе актов сознания.
На позднем этапе развития феноменологии Гуссерля интересовала проблема интерсубъективности. Это понятие тесно связано с проблемой того, каким образом в наших знаниях достигается объективность, понимаемая как общезначимость этих знаний, то есть их общая значимость для множества отдельных людей. А это предполагает ответ на вопрос о том, как одно Я относится к другому Я, как рождается другой Я для конкретного человека. Так он обнаруживает, что помимо него (субъекта, обладающего внутренним миром) имеются и другие субъекты, которые также обладают внутренним миром.
6. Герменевтика.
Изначально герменевтика являлась наукой толкования текстов. Слово «герменевтика» было образовано от имени Гермеса — персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование посланий богов.
Герменевтика имеет продолжительную историю. Герменевтика как проблема правильного понимания и толкования письменных источников по сути дела возникает вслед за появлением письменности. В Средневековье герменевтика была связана с теологией. Служители церкви присвоили себе монополию на понимание и истолкование догматов веры, интерпретацию содержания «священных книг» неграмотному населению. В эпоху Возрождения сформировалась так называемая филологическая герменевтика, когда была поставлена задача возрождения классической античной литературы, нового прочтения античных источников с целыо очищения их смысла от наслоений и искажений.
Основы герменевтики как философского учения заложил Фридрих Шлейермахер (1768-1834). Он характеризует герменевтику как метод понимания исторических памятников и текстов. Подобно умению читать и писать, можно научиться и понимать. Для этого нужно изучить определенную систему правил и сознательно их применять. Шлейермахер выделяет два типа истолкования:
Грамматическое— это искусство находить определенный смысл какой-либо речи, исходя из языка и с помощью языка.
В психологическом истолковании нужно входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов, исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо «вчувствоваться» во внутренний мир создателя текста.
Другой немецкий философ рубежа XIX и XX веков Вильгельм Дильтей (1833-1911) рассматривал герменевтику как основу любого гуманитарного знания, то есть «наук о духе»: философии, истории, филологии и других социальных и гуманитарных наук. Основная задача философии, как и других наук о духе, следовательно, состоит в том, чтобы понять сущность «жизни», под которой Дильтей понимал способ бытия человека, культурно-историческую реальность. Герменевтика с такой точки зрения — это в первую очередь метод интерпретации, который от частных проявлений переходит к целостной культуре как особому духовному образованию.
Поскольку Дильтея интересовала, прежде всего, история, свое понимание герменевтики он распространял и на этот объект. С этой точки зрения история понималась им как прошлое, которое посредством понимания становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения выполняет роль посредника между прошлыми событиями и настоящим, то есть временем интерпретатора.
Ханс Георг Гадамер(1900-2002) говорит, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др. В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать, так сказать, на позицию автора текста, отвлечься от его собственной (интерпретатора) исторической обусловленности, Гадамер говорит о необходимости сближения «горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание — предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения — продукт той же истории, в которой находится и интерпретируемый текст.
Гадамер говорит, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с текстом, мысля исторически.Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста своей интерпретирующей деятельностью.
Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так называемый герменевтический круг. Дело в том, чтобы что- то познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого, которое предшествует пониманию.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Тема Бытие и сознание Понятие бытия Понятие бытия является одной из основных категорий... СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ... Субъект это источник познавательной активности Обычно под субъектом понимается индивид Это не совсем верно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феноменология.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов