Реферат Курсовая Конспект
Принципы драматургии и разбор частей. - раздел Образование, И.Ф. Стравинский. Балет Петрушка 1911 г Главная Тема Симфонии – Народ И Родина. Общее Содержание Раскрывает Противопо...
|
Главная тема симфонии – народ и Родина. Общее содержание раскрывает противопоставление и борьбу двух антиподов – советский народ и фашизм. Наиболее значительная – первая часть. Средние части раскрывают иной мир: вторая – светлые воспоминания, картины народной жизни; третья – философские размышления. Финал воспринимается как вера в победу.
Первая часть открывается главной партией – она имеет мужественный, энергичный, целенаправленный характер. Энергичный ритм Несмотря на свою мелодическую самостоятельность, лирическая побочная партия принадлежит к той же сфере образов, что и главная, являясь поэтическим воплощением разумной и счастливой жизни советских людей. Первая тема п.п. – напевная, выразительная мелодия развёртывается на фоне оживлённой имитационной перекличке струнных, вторая тема – величаво-спокойная у напевных фразах флейты пикколо и скрипки. Разработка содержит эпизод нашествия, состоящий из темы и 11 вариаций сопрано остинато. Со временем в гнетущую атмосферу врываются протестующие возгласы, родственные темам экспозиции – «тема сопротивления». С её появлением вариационное развитие переходит в разработочное. На кульминации звучит видоизмененная тема главной партии – трагическая, надломленная в одноименном до-миноре. Реприза содержит соло фагота. Кода синтетического типа, состоит из трёх разделов. Первая часть завершается темой эпизода нашествия, как краткое напоминание, что борьба ещё не завершена.
Вторая часть – лирическое скерцо. Первая тема – танцевальная, повествовательного склада, вторая – нежная, овеянная мечтой, немного печальная мелодия гобоя. В середине звучат возгласы медных духовых и маршевый ритм.
Третья часть пронизана элементами музыки стиля барокко, имеет светлый величавый характер. Некоторые темы очень похожие на баховские. Часть написана в форме рондо. Рефрен состоит из двух тем: хорального склада и взволнованный речитатив скрипок. Первый эпизод – нежная тема флейты. Второй эпизод – раздумья и патетика. Завершается часть первой темой рефрена.
Финал открывается монументальной, напряженной темой главной партии – с первых же звуков возникает атмосфера разработки и репризы первой части. Широта симфонического развёртывания главной темы финала определяет монументальность масштабов всей части, а также её значительное композиционное своеобразие. В разработке звучит траурный эпизод в ритме сарабанды – это лирический центр финала. Потом длинное эмоциональное нарастание, которое приводит к апофеозу – краткое триумфальное проведение темы главной партии первой части в C-dur у тромбонов. Примечательно, что в последних тактах коды тема финала снова проходит в бачах в сумрачной до-минорной тональности, в то время как верхние голоса настойчиво интонируют светлое до-мажорное трезвучие. Лишь в самых последних трёх тактах симфонии окончательно утверждается победно-радостное мажорное звучание.
4 курс инструменталисты
Тема: Стиль нововенской школы.
Наследуя на раннем этапе становления традиции позднего романтизма, «Новая венская школа» вскоре перешла на позиции экспрессионизма. Степень его воздействия и индивидуальность претворения в творчестве трёх композиторов оказались очень различными. Если в творчестве Шёнберга и Берга экспрессионизм проявился очень заметно и своеобразно у каждого, то на Веберна он оказал значительно меньшее влияние.
Возникновение этого направления на рубеже двух столетий именно в Австрии было оправданным – тяжелейший экономический и политический кризис. Потеря веры в гуманистические традиции прошлого и высокие идеалы будущего вызвала у ряда писателей и художников обострённое чувство отчуждения от окружающей среды и страх ожидания трагического исхода (Кафка, Мунк). В произведениях экспрессионистов исчезла сильная человеческая личность с развитым интеллектом. Чаще всего «герои» экспрессионистов духовно подавлены, социально угнетены (опера «Воццек» Берга). Наиболее законченное воплощение в музыке начала ХХ века экспрессионизм получил в творчестве Шёнберга атонального периода («Ожидание», «Счастливая рука», «Лунный Пьеро»).
Экспрессионизм получал разные окраски: в 20-30 годы ХХ века, в послевоенный период – ощущение неразрешимости социальных конфликтов вызвало у многих экспрессионистов чувство острого протеста. В 40-е гг. – эпоху ещё более острых и социальных потрясений - экспрессионизм проникает и в творчество композиторов других национальных школ – в симфонии и оперы-оратории Онеггера, кантату «Огненный замок» Мийо, симфонии Шостаковича и др. но экспрессионизм не становится для этих композиторов основой их мировоззрения и эстетики.
Экспрессионизм уже на начальной стадии формирования вызвал необходимость почти полного обновления не только круга тем и сюжетов, но форм и средств выражения. Привычные, даже самые сложные мелодические, ладовые и гармонические средства не могли больше служить для воплощения гипертрофированных чувств, поэтому возникла атональная музыка.
В начале 20-х гг. Шёнберг, понимая опасность «свободы» атональной музыки и возможности распада основных параметров музыкального искусства – тематизма, тональности, лада и формы, - пришёл к выводу о необходимости новой системы организации музыкального материала. Такой системой стала додекафония. Интересно, что Шёнберг, провозгласив додекафонию как самый совершенный и перспективный метод композиции, сам не был догматиком в его применении, особенно в последний период творчества.
В ряде сочинений представителям нововенской школы удалось проникнуть в такие тайники человеческой души, которые раньше не представляли интереса для композиторов предшествующих эпох. В частности, это касается таких сочинений, как «Ожидание», «Лунный Пьеро», «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга, «Воццек», «Лулу» Берга, где глубоко и многогранно передан мир не только реальных, но и инстинктивно-подсознательных ощущений человека (учение Фрейда).
Таким образом, позиция Шёнберга-реформатора оказалась весьма своеобразной. С одной стороны, он «открыл» додекафонный метод, которым в разной степени воспользовались многие композиторы ХХ века. С другой – творчество Шёнберга и его учеников ориентировало искусство не на массового слушателя, а на своего рода музыкальную «элиту», способную проникнуть в сложную для непосвящённого галерею образов и систему средств.
Арнольд Шёнберг (1874—1951) — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, автор техники 12-тоновой композиции (известной как «додекафония» или «серийная техника»).
Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт в еврейской семье. Его мать была учительницей фортепиано. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского. Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899). Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда», кантате «Песни Гурре», «Первом струнном квартете». Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты, как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).
Летом 1908 жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля. Несколько месяцев спустя она вернулась к мужу и детям. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения: романс «Ты прислонилась к серебристой иве» и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907—1908), где в финале он добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909), он впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии.
Летом 1910 он пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о Гармонии» («Harmonielehre»). Затем он создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро», op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24. Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.
До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств. В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang. В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.
4 курс инструменталисты
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Вступление... Созданию балета предшествовала одноименная концертная пьеса для солирующего... Характеристика Идеи балета через гротеск...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принципы драматургии и разбор частей.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов