рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическое учение Томаса Гоббса

Политическое учение Томаса Гоббса - раздел Образование, Международного и европейского права Томас Гоббс (1588—1679) — Английский Политический Мыс­ли...

Томас Гоббс (1588—1679) — английский политический мыс­литель, теоретик «сильного» государства.

Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного пар­ламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth) (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставрация правления Стюартов — правление Карла II (1660—1685).

Биография. Родился в Мальмсбери, в семье сельского свя­щенника. Еще в школе овладел латинским и греческим языка­ми; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского уни­верситета, который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из англий­ских баронов, что позволило ему путешествовать по другим ев­ропейским странам (Франция, Италия).

Логическое основание политико-правового учения.

Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физическим телом; он пред­ставляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматри­вать равным образом как человека и как гражданина».

Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданс­кого» (1651).

Содержание политико-правового учения. Концепция договор­ного происхождения государства. Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и госу­дарственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физиче­ское тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого человека исполь­зовать свои собственные силы по своему усмотрению для со­хранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственно­му суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством».

Естественное состояние — это состояние войны всех про­тив всех (bellum omnium contra omnes), состояние постоянного страха за свою жизнь.

Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона:

1)«следует искать мира и следовать ему» (закон как цель);

2)«в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (закон как средство). Отказаться от права на все вещи — это для Гоббса значит «упразднить общность имущества» и установить право собственности, отсутствие которого в естественном со­стоянии — причина «войны всех против всех»;

3) «люди должны выполнять заключенные ими соглаше­ния, без чего соглашения не имеют никакого значения» (закон как долг).

Все естественные законы, в понимании Гоббса, — это мо­ральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы вы­полнялись всеми, а не только моральными личностями, необходима общая для людей власть. Чтобы установить эту общую для всех власть, необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представи­телями их лица».

Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...»

Отрицание права индивидов на сопротивление государству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении су­верену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из последних быть обвинен в несправед­ливости». Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для лю­дей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не мо­жет быть без того или другого неудобства, и величайшие стес­нения, которые может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувствительны по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые явля­ются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежей и актов мести... Если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государ­ство, но беспорядочная толпа, как у циклопов»

Классификация форм правления государства. Критерием клас­сификации служит принадлежность суверенитета и пригод­ность формы правления для обеспечения безопасности людей.

Гоббс выделяет три формы правления государства:

монархию;

аристократию;

демократию.

Монархия такая форма правления государства, при кото­рой общие интересы больше всего совпадают с частными инте­ресами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатс­твом, силой и славой его подданных».

Аристократиятакая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».

Демократия — такая форма правления государства, при ко­торой верховная власть принадлежит собранию всех.

Гоббс считает неограниченную монархию предпочтитель­ной формой правления государства для обеспечения безопас­ности людей, поскольку благо монарха тождественно благу го­сударства.

Образ государства. Государство представляется ему искусст­венным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиа­фан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых сим­волизирует гражданина государства, а в руках — символы госу­дарственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Ле­виафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и бо­лее крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».

Гоббс проводит аналогии между государством как искус­ственным человеком и человеком как таковым:

– верховная власть — душа;

– магистраты — суставы;

– награда и наказание — нервы;

– благосостояние и богатство частных лиц — это сила;

– безопасность народа — занятие;

справедливость и законы — искусственный разум и воля;

гражданский мир — здоровье;

– смута — болезнь;

– гражданская война — смерть.

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько матема­тически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетического естест­венного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основате­лем школы юридического позитивизма Дж. Остином.

Политико-правовое учение Морелли

Морелли (1715—?) — французский писатель, теоретик ком­мунизма

Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к на­растанию революционной ситуации. Из просветительства вы­делилось новое революционно-демократическое направление политической мысли.

Биография. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем было опубликовано несколько произведений («Базилиада» и др.).

Логическое основание политического учения.Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Идеальный строй для Морелли — это коммунизм:

– строй, который соответствует «природе человека»;

– строй, который основан на принципе всеобщей обяза­тельности труда и принципе общественной собственности.

Основная работа: «Кодекс природы или истинный дух ее ! законов» (1754). Состоит из четырех частей: части 1, 2, 3 — те­ория коммунизма; часть 4 «Образец законодательства, соглас­ного с намерениями природы» — проект Конституции будуще­го коммунистического общества, в состав которой включены 118 законов.

Содержание политического учения. Морелли различает два состояния, в котором могут находиться люди:

1) естественное;

2)государственное.

Естественное состояние — золотой век (как у Руссо), когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда.

Морелли — противник концепции договорного проис­хождения государства. Переход от естественного состояния к государству, по мнению Морелли, не был осуществлен путем заключения общественного договора, а вызван ошибками пер­вых законодателей. Эти законодатели закрепили «чудовищный раздел произведений природы», который вызвал появление множества «жестоких и кровавых законов, против которых природа не перестает возмущаться».

В свете такой трактовки появления государства и законов Морелли допускает, что какой-нибудь «мудрый законодатель» в его время смог бы уберечь индейцев Америки от следования ошибочным путем. Морелли, как и французские просветите­ли, верил в мудрый человеческий разум, используя который можно было бы исключить из жизни людей несправедливость.

Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной формы правления лежат различные принципы (добродетель, умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления «покоятся в большей или меньшей мере на собс­твенности и интересе». Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концентрацией общественного имущества в частных руках.

На смену демократии, в которой частный и обществен­ный интерес уравновешены и существует имущественное ра­венство, приходит аристократия. Это происходит потому, что некоторой части людей присуще стремление к захвату обще­ственного имущества: «Пройдет немного времени и... несколь­ко семейств станут хозяевами всего общественного и казенно­го имущества, и вот вам готово превращение общего интереса целой нации в интерес нескольких лиц, объединившихся для порабощения большинства: это — аристократия».

Затем общественное имущество концентрируется в руках одного, и возникает монархия. Со временем монархия превра­щается в деспотию.

Современное ему государство Морелли оценивал как де­спотию — несправедливую форму правления государства, ко­торая в высшей степени противоречит законам природы.

Проект коммунистического строя. В будущем государстве человек будет свободным. Под свободой Морелли понимал следующее: «Истинная политическая свобода человека состо­ит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания».

Для обеспечения этой свободы необходимо ввести в дейс­твие Кодекс природы. Он состоит из 118 законов, три из которых являются основными:

– запрет частной собственности;

– установление права на труд и обязанности трудиться;

– признание за каждым гражданином права получить про­кормление за общественный счет.

После введения в действие Кодекса природы законодатель­ная функция государства будет исчерпана. Основной функци­ей государства станет хозяйственно-организаторская, которая означает:

– централизованное распределение работ в обществе меж­ду его членами в известной пропорции;

– надзор за снабжением и распределением произведенной продукции.

Для осуществления хозяйственно-организаторской функ­ции должны быть созданы: 1) единоличные органы управле­ния; 2) коллегиальные органы управления.

1. Единоличные органы управления формируются с учетом
территориального признака. Морелли выделяет следующие
административно-территориальные единицы: трибы, города,
провинции, нация.

Каждая административно-территориальная единица имеет своего главу, или начальника: главы триб (должность занима­ется пожизненно); начальники городов (должность занимается на один год); начальники провинций (должность занимается на один год); глава нации (должность занимается пожизнен­но).

Морелли отрицательно относился к идее выборов должнос­тных лиц, отстаивал принцип очередности занятия должнос­тей отцами семейств.

1. Коллегиальные органы управления строятся: по террито­риальному признаку; по производственному признаку.

А). Коллегиальные территориальные органы управления:

• в каждом городе действуют сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрас­тов и профессий; содержание приютов для престарелых;

• в масштабе всей нации действует Верховный сенат нации,
который формируется по принципу: по два депутата от сената
каждого города по очереди входят в его состав, который еже­годно обновляется. Функции Верховного сената нации: надзор
за сенатами городов; суд по особо опасным преступлениям.

Б). Производственно-территориальные коллегиальные орга­ны управления:

в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров раз­личных корпораций;

в масштабе всей нации действует Верховный совет нации. Подчинен Верховному сенату нации.

Функции этих советов: решение производственных задач; консультирование сенаторов.

Морелли описал будущее коммунистическое устройство общества. Переход к коммунизму он предполагал осуществить при посредстве просвещенных монархов, к которым обращал­ся с призывом: «Исправьте ошибки политики и морали соглас­но законам природы...»

Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантированной государством материальной обеспеченности; идея централизо­ванного управления народным хозяйством) воспроизводились впоследствии бабувистами — участниками «Заговора во имя равенства»(1796).

В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической «Утопии», Морелли разработал конк­ретный проект законодательства коммунистического строя.

Ф. Энгельс считал, что Морелли — это «первый теоретик коммунизма».

В.Н. Татищев и Феофан Прокопович о государстве и праве

Василий Никитич Татищев(1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории естественного права.

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.

Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окон­чил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704— 1717 гт. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, вхо­дил в его «ученую дружину». Организатор горного дела на Урале. Указом Петра был назначен руководителем горных заводов Ура­ла. Был губернатором Астрахани. При Елизавете (1745) попал в опалу. Последние годы жизни провел в своем подмосковном имении Болдино (под Дмитровом), где завершил свою работу «История российская с самых древнейших времен», а также на­писал ряд работ по экономике, географии, просвещению и по­литике.

Логическое основание политике-правового учения.Сочетание идей теории естественного права с историческим подходом.

Основные работы: «История российская с самых древней­ших времен», «Разговор о пользе наук и училищ».

Содержание политико-правового учения. Происхождение государства. Следуя положениям теории естественного пра­ва, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек «управляется только естественным законом», обходится без власти и законов государства. Одна­ко свою волю человек может использовать неразумно и вести себя, как младенец. Поэтому, полагал Татищев, воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» может быть трех видов.

Есть узда «по природе» — родительская власть, атакже мо­нархическая власть, которая аналогична родительской. Мо­нарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому.

Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает. Холоп, который не может сам себя обеспечить, заключает договор с господином. Аналогич­но, считал Татищев, и «общенародия, или республики» осно­ваны на договоре.

Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего освобождения, так как «рабство противоречит закону христианскому».

Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения государства, при помощи которой он объясня­ет возникновение республик, и патриархальную теорию проис­хождения государства, когда речь заходит о монархии.

Классификация форм правления государства.

Критерии клас­сификации:

1)географический фактор («малые» или «великие» терри­тории);

2)наличие или отсутствие внешней угрозы со стороны со­седей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Международного и европейского права

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ... АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ... Кафедра теории государства и права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическое учение Томаса Гоббса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общий перечень тем учебной дисциплины
  Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Связь ИППУ с другими науками. История государственной и правовой мысли в странах Древнего Востока, Д

Тема 2. Развитие представлений о государстве и праве в странах Западной Европы и Арабского Востока в период средних веков.
  Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении Средневековья. Усиление авторитета церкви. Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе. Политико

Тема 3. Русская политико-правовая идеология периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства.
  Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве. Идейные истоки и особенности русской религиозно-политической мысли. Первые политико-нравственные трактаты на Рус

Тема 4. Учение о государстве и праве эпохи Возрождения и Реформации. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII веке.
  Переворот в идеологии Западной Европы позднего Средневековья. Гуманизм и Возрождение. Гуманистическое мировоззрение античности. Реформация. Становление политико-правовой ид

Тема 6. Политико-правовые взгляды в России в период укрепления самодержавия и крепостничества во второй половине XVII – XVIII вв.
Политические и правовые учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Концепция «просвещенного абсолютизма» и ра

Тема 10. Государственно-правовые теории XX века.
Основные направления политико-правовой идеологии. Развитие реформистского и центристского направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теор

Тематический план
по учебной дисциплине «История политических и правовых учений» для курсантов 2-го курса юридического факультета (очная форма обучения) № п/п

Тематический план
по учебной дисциплине «История политических и правовых учений» для слушателей 3-го курса юридического факультета (заочная форма обучения)    

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Связь ИППУ с другими науками. История государственной и пра

Словарь основных понятий по
истории политических и правовых учений) Абсолютные права - такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от на

Формы правления государства
  Характеристика территории и народа Форма правления государства Малые и не подвергающиеся нападению народы: Голландия,

Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль
Фердинанд Лассаль(1825—1864) — немецкий публицист и политик, адвокат. Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку ме­шала буржуазная оппози

Макиавелли Николо
  Форма правления в государстве (круговорот шести форм правления; наилучшая форма правления - смешанная) Я замечу, как все, писавшие о республиках

Гроций Гуго Де Гроот
  Понятие государства (государство – «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы») Деление права человечес

Руссо Жан-Жак
  Государственная власть (против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разделения власт

Иммануил Кант
  Политико-территориальное устройство государства (союз государств как способ установления вечного мира) Международное право должно быть основано

План занятия
1. Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений с другими гуманитарными науками. 2. Методология и функции истории политических и право

План занятия
1. Зарождение и развитие христианской политической мысли. Богословские концепции Августина Блаженного. 2. Учение Фомы Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти, о соо

Темы рефератов
1. Влияние Византии на развитие Древнерусского государства. 2. Русская правда – памятник русского права. 3. Татаро-монгольское нашествие и его последствия для развития русской пол

Тема 4. Учение о государстве и праве эпохи Возрождения и Реформации. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в XVII веке.
  Вид занятия:тематическийсеминар. Время:2 часа   План занятия 1. Становление п

План занятия
1. Историческая школа права. Основные идеи либерализма. Б. Констан. И. Бентам о праве и государстве. 2. Юридический позитивизм. Учение Дж. Остина о государстве и праве. 3. Политик

Методические рекомендации
Формирование политико-правовых основ абсолютизма в XVII веке связано с именами Симеона Полоцкого и Юрия Крижанича. В политико-правовом учении С. Полоцкого главной проблемой выступал вопрос о власти

Методические рекомендации
Раскрывая учение И. Канта о праве и государстве необходимо обратить внимание на такие аспекты, как философско-этические основания учения о праве и категорический императив; понятие права и его осно

Методические рекомендации
В рамках первого вопроса следует назвать основные произведения Р. Иеринга, раскрыть его представления о праве, законе, интересе, цели, характере развития права. В рамках второго вопроса не

Методические рекомендации
В рамках первого вопроса следует раскрыть политико-правовые идеи М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина. Рассматривая доктрину М.М. Сперанского следует обратить внимание на его идею ограничения самодерж

Методические рекомендации
В рамках первого вопроса следует дать общую характеристику «солидаризму» как направлению политико-правовой мысли. Рассматривая, политические и правовые взгляды Л. Дюги следует обратить внимание на

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА
Часть I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ (раскрывает цели, задачи курса и ожидаемые результаты обучения) 6-7 Раздел 2 ОСНОВН

Цели и задачи контрольной работы
Контрольная работа — самостоятельное и творческое сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях обучаемого в соответствующей области. Она являет

Требования, предъявляемые к контрольным работам
Контрольная работа должна соответствовать: - современному состоянию и перспективам развития науки, тенденциям развития законодательства; - уровню современных правовых, экономическ

Руководство контрольной работой
После выбора темы контрольной работы обучаемый представляет препода­вателю[1] для согласования план работы, список литературы, сроки и порядок подго­товки работы. В обязанности преподавате

Выбор темы контрольной работы
Тема избирается обучаемым на основе утвержденного кафедрой перечня тем. Номер и тема контрольной работы выбираются слушателем в соответствии с номером в списке учебной группы. Выбор темы —

Подбор, изучение литературы и другого материала
После утверждения темы контрольной работы обучаемый приступает к подбору и изучению литературы нормативно-правового, теоретического и прак­тического характера. При этом следует ориентироваться на п

Составление плана контрольной работы
Структура контрольной работы предопределяется те­мой последней. Контрольная работа должна содержать наряду с введением и заключением не менее 2-3 и не более 4 вопросов. План может

Объем контрольной работы
Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формат А-4). Страницы должны иметь поля: левое – 3 см; правое – 1,5 см; верхнее –

Оформление контрольной работы
При оформлении контрольной работы необходимо соблюдать ряд обяза­тельных требований. Контрольная работа должна быть написана грамотно, без ошибок. Титульный ли

Выполнение контрольной работы
Выполнение контрольной работы - это самостоятельное, систематизированное, логически завершенное, грамотное, отвечающее плану работы изложение основных сведений по избранной

Сроки сдачи контрольной работы
В установленные сроки контрольная работа сдается в деканат юридиче­ского факультета инспектору по заочной форме обучения, а затем передается преподавателю-методисту кафедры. Поступившая контрольная

Защита контрольной работы
Защита контрольной работы обучаемым проводится индивидуально. Контрольную работу обучаемый защищает перед преподавателем. Если закрепленный преподаватель по объективным причинам н

Критерии оценки контрольной работы
Критериями оценки контрольной работы являются: - творческий подход к написанию контрольной работы; - новизна результатов исследования, их обоснованность, теоретическое и практичес

РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Написание рефератов и докладов является одной из форм самостоятельной работы курсантов, слушателей и студентов, которая осуществляется под руководством преподавателя кафедры, являющегося научным

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
  АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ   Юридический факультет кафедра теории государства и права, международного и европейского права     РЕФЕРАТ (ДОК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Данный учебно-методический комплекс разработан на кафедре теории государства и права, международного и европейского права Ханахмедовой Л.В. – преподавателем кафедры Академии ФСИН России, кандидатом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги