рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Урок 13. Об этикете чтения Корана

Урок 13. Об этикете чтения Корана - раздел Образование, Уроки благословенного месяца (Э.Кулиев, АБАСКУЛИЕВ Р,Ф.) Священный Коран, Который Мы Читаем, Слышим, Заучиваем Наизусть И Пишем, Являе...

Священный Коран, который мы читаем, слышим, заучиваем наизусть и пишем, является Словом Аллаха. Это – несокрушимая вервь Господа и ведущий к Нему прямой путь. Это – благодатное напоминание и ясный свет. Премудрый Господь произнес его в действительности так, как подобало Его величию и могуществу. Потом Он ниспослал этот Коран ангелу Джибрилу, доверенному среди ангелов, одному из приближенных херувимов. По воле Господа Джибрил спустил его с первого неба и поместил в сердце Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы тот предостерег людей на ясном арабском языке.

Этот Коран обладает величественными особенностями и славными качествами, о которых Господь поведал нам для того, чтобы люди почитали Его писание и считали его священным.

Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 185); «Это и есть то, что Мы читаем тебе из аятов и мудрого напоминания»(Аль Имран, 58); «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам он не прибавляет ничего, кроме убытка»(аль-Исра, 82).

Аллах неоднократно напоминает в Коране о важности и величии этого Писания, потому что вера в него является одним из важнейших столпов мусульманской веры в целом. Его ниспослание – это величайшая милость, которая когда-либо была оказана людям, однако пользу из этого извлекают только те, к кому смилостивился Аллах. Он сказал: «О люди! К вам от вашего Господа явилось назидание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих»(Йунус, 57); «Это – наглядное наставление для людей, верное руководство и милость для людей убежденных»(аль-Джасийа, 20).

Благодарные рабы узнают эту милость, и от этого их сердца переполняются смирением перед Господом и почтением к Его откровению. Всевышний сказал: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Аллаха»(аз-Зумар, 23).

Шейх ас-Саади в толковании этого аята писал: «Священный Коран производит сильное впечатление на каждого обладающего разумом правоверного. Когда они читают устрашающие аяты о наказании и возмездии, у них по коже проходит дрожь. Но стоит им прочесть аяты о милости Господа и щедром вознаграждении, как дрожь проходит, и их сердца смягчаются от поминания Аллаха. Они пребывают в таком состоянии на протяжении всего чтения Корана, потому что Всевышний Аллах то призывает Своих рабов совершать добрые дела, то устрашает их для того, чтобы отдалить их от грехов и злодеяний». i

Есть еще много других аятов, которые подчеркивают совершенство и неповторимость Священного Корана. Его многочисленные достоинства обязывают рабов Божьих любить это Писание и почтительно относиться к нему при упоминании о нем, при его чтении и даже в присутствии экземпляра этой Небесной Книги. В книгах по мусульманскому богословию есть главы, посвященные правилам этикета, которые необходимо соблюдать при чтении Корана. Важнейшие из них, если так будет угодно Аллаху, мы рассмотрим на этом уроке.

Прежде всего, читающий Коран должен очистить свое намерение от тщеславия, показухи и всего, что несовместимо с единобожием. Чтение Корана – это славный обряд поклонения, совершать который нужно искренне ради Аллаха. Всевышний сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера»(аль-Беййина, 5).

Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, некий мужчина пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Что ты думаешь о человеке, который сражается ради награды и славы?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он ничего не получит». Он повторил свой вопрос трижды, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Он ничего не получит». А затем он добавил: «Воистину, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне ради Него, из стремления к Его Лику». ii

Аллах не принимает деяния, которые совершаются не ради Его довольства, и если человек читает Коран ради материальной прибыли, или ради похвалы людей, или ради громкой славы, то в Судный День он не получит за это никакой награды. Более того, если лицемерие укоренится в его сердце, то оно может погубить все его благодеяния. Всевышний сказал: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток»(аз-Зумар, 65).

От этого нас предостерегал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда предвещал появление среди мусульман таких, которые будут читать Коран только ради мирской наживы. Передают со слов Джабира, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут делать с ним то, что делают с гадальными стрелами, желая получить ближнюю жизнь, а не будущую». iii

Кроме того, читать Коран нужно сосредоточенно, смиренно, размышляя над смыслом откровений. Читающий Коран должен представлять себе, что к нему обращается Сам Аллах, Господь небес и земли, Творец всего сущего и Властелин вселенной. Размышления над Его словами помогает познать Аллаха и Его совершенные имена и качества, исцеляет больные сердца и приносит успокоение, учит любви, страху, надежде, благодарности, терпению и многим другим качествам, без которых ни одна душа не способна обрести благочестие. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад, 29).

Имам аль-Аджири писал: «Тот, кто задумается над Словом Аллаха, непременно познает Великого и Могучего Господа, познает величие Его власти и могущества, осознает безграничность милости, которую Он оказал правоверным, и поймет, что он обязан поклоняться Ему. И тогда он обязуется выполнять свой долг и станет остерегаться всего, от чего его предостерег Великодушный Покровитель, и устремится ко всему, на что Он вдохновил его. И если человек испытывает эти ощущения, когда он читает Коран или слушает его чтение, то Коран станет для него исцелением. Он разбогатеет без богатства, и обретет могущество без влиятельной родни, и не будет чувствовать себя одиноким рядом с тем, чего чуждаются многие другие. Начиная читать суру, он не будет думать о том, когда он дойдет до ее конца, а будет размышлять о том, когда он извлечет урок из прочитанного, когда осмыслит речь Аллаха, когда воздержится от греха, когда помянет наставление. Чтение Корана – это форма поклонения, и ее нельзя совершать, оставаясь беспечным, а помогает в этом только Аллах». iv

Одним словом, размышление над кораническими откровениями – одна из важнейших обязанностей рабов Аллаха, и пренебрегают ею только те, кто лишен великого блага.

К правилам этикета относится чтение Корана в состоянии ритуального очищения. Поступая так, верующий выказывает почтительное отношение к писанию Аллаха, и его усилия становятся благодатными и полезными. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (аль-Хаджж, 32).

Шейх Мухаммад б. Салих аль-Усеймин писал: «Находящийся в состоянии полового осквернения не должен читать Коран, пока не искупается, если он имеет такую возможность. Если же он не может искупаться водой из-за болезни или из-за ее отсутствия, то он должен очиститься песком. Тем не менее, в состоянии полового осквернения разрешается поминать Аллаха и обращаться к Нему с молитвами из Корана, если молящийся произносит эти молитвы без намерения читать Коран». v

Это мнение разделяли многие богословы, и оно заслуживает внимания. Известно, что Али б. Абу Талиб не разрешал читать Коран в состоянии полового осквернения. Однако не все сподвижники разделяли его точку зрения. В частности, аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения. Кроме того, нет ни одного достоверного хадиса о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Напротив, в хадисе матери правоверных Аиши говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любое время. vi

В любом случае, лучше читать Коран в состоянии ритуального очищения, поскольку из хадисов известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не любил даже произносить имя Аллаха без ритуального омовения. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения». vii

Но если человек желает прочесть Коран, но не имеет возможности совершить омовение, например, если он едет в междугороднем автобусе, то ему не следует воздерживаться от чтения Корана. Напротив, он должен использовать свободное время для того, чтобы приобрести полезные знания и помянуть Аллаха.

Коран нельзя читать в грязных местах или& в обществе, в котором не проявляют уважения к нему. К местам, в которых не подобает читать Священный Коран, относятся уборные, где люди мочатся и испражняются, а также бани и ванные комнаты, поскольку в них собираются грязь и нечистоты.

Также запрещается читать Коран в присутствии людей, которые не слушают его молча, потому что Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют»(аль-Араф, 204).

Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Это предписание распространяется на каждого, кто слышит чтение писания Аллаха. Каждый мусульманин обязан слушать коранические аяты и хранить молчание. Под хранением молчания подразумевается прерывание разговоров и прекращение всех дел, которые отвлекают человека от слушания аятов. А под слушанием аятов подразумевается внимательное слушание откровений и размышление над ними. И если человек выполняет эти два предписания, когда рядом с ним читают писание Аллаха, то он обретает великое добро, приобретает огромные познания, обновляет свою веру, укрепляется на прямом пути и становится более проницательным в делах своей религии. Именно поэтому Аллах связал обретение Божьей милости с этими двумя предписаниями. Из всего сказанного также следует, что если человек не прислушивается к кораническим откровениям, когда их читают возле него, и не хранит молчание, то он лишается огромного блага и великой милости». viii

Хранить молчание и слушать чтение Корана обязательно даже тогда, когда прослушивается аудиозапись коранических сур. К сожалению, очень часто мусульмане пренебрегают этим предписанием и относятся к записям коранических сур без должного почтения. По этому поводу шейху аль-Албани задали вопрос: «Каково отношение шариата к поведению людей, которые беседуют друг с другом и не слушают чтение священного Корана, когда его воспроизводит магнитофон? Совершает ли грех кто-либо из присутствующих, или же его совершает тот, кто включил магнитофон?»

Шейх сказал: «Ответ на этот вопрос зависит от рода собрания, на котором магнитофон воспроизводит чтение Корана. Если это происходит на собрании, где изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, то присутствующие обязаны внимательно слушать его. А всякий, кто не делает этого, совершает грех, потому что он ослушается веления Всеблагого и Всевышнего Аллаха: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют».Если же это не происходит на собрании, на котором изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, например, если человек работает дома, или занимается, или читает, то в этом случае не разрешается включать магнитофон и воспроизводить запись Корана так громко, чтобы ее могли слышать присутствующие в доме или на собрании. В таком положении люди не обязаны слушать чтение Корана, потому что они не собрались с этой целью. Ответственность несет тот, кто прибавляет звук магнитофона так, чтобы его слышали другие, потому что он ставит людей в трудное положение и заставляет их слушать Коран тогда, когда они не готовы делать это». ix

Приступая к чтению Корана, следует прибегнуть к защите Аллаха от проклятого сатаны. Всевышний сказал: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха»(ан-Нахль, 98). Смысл этого в том, что сатана всегда отвлекает верующего, когда тот совершает богоугодное дело. Он наущает молящегося, когда тот совершает намаз, и напоминает ему о мирских заботах и проблемах. Он пугает бедностью и тяготами того, кто раздает пожертвования, и если это не останавливает верующего, то он пытается возбудить в нем высокомерие, самодовольство и любовь к тщеславию. Он пытается посеять сомнения в душе молодых верующих, которые хотят создать семью, чтобы отдалить их от этого блага. И, конечно же, он не оставляет в покое тех, кто стремится очистить свою душу, читая Слово Аллаха и размышляя над Его знамениями. И если сатане не удается отвлечь человека от чтения Корана, то он делает все возможное, чтобы осквернить его чистое намерение, например, чтобы соблазнить читающего Коран его же собственным голосом. Вот почему мольба о защите от проклятого сатаны крайне желательна перед чтением Священного Корана.

Что же касается произнесения «басмалы» x, то ее не следует произносить, если человек приступает к чтению Корана с середины какой-либо суры. «Басмала» произносится только в начале коранических сур, поскольку это – самостоятельный аят, служащий для разделения сур и для прошения Божьего благословения. И только сура «ат-Тауба» не начинается «басмалой», потому что при составлении первого свитка Корана сподвижники не были уверены в том, что она является самостоятельной сурой. Некоторые из них считали, что она является продолжением суры «аль-Анфаль», и поэтому сподвижники разделили эти суры без написания «басмалы».

Справедливость принятого ими решения не вызывает сомнений, потому что так было угодно Всевышнему Аллаху, Который обязался сохранить Коран в неизменном виде. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его»(аль-Хиджр, 9). И если бы сура «ат-Тауба» начиналась «басмалой», то сподвижники непременно запомнили бы это. Кроме того, отсутствие слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» в начале именно этой коранической суры заключает в себе большую мудрость, и об этом подробно говорится во многих трудах по толкованию Корана.

Читать Коран следует нараспев, украшая чтение голосом. Передают со слов Башира б. аль-Мунзира, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев». xi

В другом хадисе, переданном со слов аль-Бары б. Азиба, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Украшайте Коран своими голосами». xii

Шариат разрешает читать Коран нараспев, украшая чтение голосом, в присутствии других людей. Передают, что Абу Хурейра слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев». xiii

Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев». xiv

Но если возле читающего Коран находятся люди, которые спят, совершают намаз или проходят занятие, то он не должен читать вслух, потому что своим чтением он может помешать им или же доставить им беспокойство. Передают со слов Фарвы б. Амра аль-Байади, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к людям, когда они совершали намаз и громко читали Коран, и сказал: «Поистине, молящийся обращается к своему Господу и должен задумываться над тем, что он говорит. И пусть никто из вас не пытается перекричать другого, читая Коран». xv

Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки отчетливо и ясно, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям, не спеша»(аль-Исра, 106). Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением»(аль-Муззаммиль, 4).

Соблюдение этого правила позволяет читающему Коран извлечь наибольшую пользу из этого занятия.

Во-первых, он получает возможность задуматься над смыслом Откровения, вникнуть в него, сделать из него полезные выводы.

Во-вторых, за каждую правильно прочитанную букву Корана он получает большое вознаграждение. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква». xvi

В-третьих, он обретет высокое положение перед Аллахом, и в День воскресения он будет рядом с благородными ангелами. Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда». xvii

Из достоверных хадисов известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил читать Коран, не спеша. Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран Пророк, да благословит его Аллах и приветствует?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахмани», и слово «ар-рахим». xviii

В другом хадисе сообщается, что мать правоверных Умм Саламу спросили о том, как читал Коран Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и она сказала: «Он делал паузы между аятами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния!» xix

Ибн Масуд же сказал: «Не декламируйте Коран так, как декламируют ремельxx, и не распевайте его так, как распевают стихи. Останавливайтесь на этих удивительных аятах, и пусть они приводят в чувство ваши сердца, и пусть никто из вас не жаждет поскорее достичь конца суры».

Тем не менее, быстрое чтение Корана не порицается, если читающий его правильно произносит все звуки и не делает упущений. Если же он в спешке нарушает правила чтения Корана (таджвид) или неправильно выговаривает звуки, то своими действиями он искажает смысл Откровения, и поступать так запрещено.

К правилам этикета при чтении Корана также относится совершение земных поклонов после некоторых аятов. Из достоверных хадисов известно, что так поступал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и это предписание носит желательный характер. В писании Аллаха есть пятнадцать мест, когда читающему Коран следует поклониться, и все они помечены соответствующими значками.

Совершать земные поклоны после прочтения этих аятов желательно в любое время дня и ночи. Для этого нужно возвеличить Аллаха и пасть ниц, коснувшись земли лбом и носом, двумя ладонями, двумя коленями и пальцами обеих ног. При этом желательно, чтобы колени были раздвинуты, а стопы соединены вместе. Пальцы ног должны быть согнуты так, чтобы кончики пальцев были направлены в сторону киблы. Пальцы рук должны быть соединены и также направлены в сторону киблы. В таком положении нужно сказать: «Пречист мой Возвышенный Господь», как это делается во время земных поклонов в намазе, а затем желательно прочесть молитву.

Передают, что Аиша рассказывала, что ночью, во время совершения земных поклонов при чтении Корана, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Мой лик пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил его слухом и зрением благодаря Своей силе и Своему могуществу». xxi

سَجَدَ وَجْهِي لِمَن خَلَقَهُ وَشَقَّ سَمْعَهُ وَبَصَرَهُ بِحَولِهِ وَقُوَّتِهِ

После этого следует подняться из поклона, не возвеличивая при этом Аллаха и не произнося таслима, потому что в хадисах нет упоминаний о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так. Лишь в тех случаях, когда такие поклоны совершаются во время намаза, молящийся должен возвеличивать Аллаха как перед поклоном, так и после него.

Передают, что Абу Хурейра возвеличивал Аллаха каждый раз, когда падал ниц и поднимался во время намаза, и говорил, что так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. xxii В другом хадисе сообщается, что Ибн Масуд сказал: «Я видел, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвеличивал Аллаха каждый раз, когда поднимался и падал ниц, вставал на ноги и садился». xxiii Эти сообщения имеют широкий смысл и распространяются на поклоны в намазе и во время чтения Корана.

Мы упомянули лишь о некоторых правилах этикета при чтении Корана. Более подробно этот вопрос я осветил в книге «На пути к Корану», и желающие могут найти в ней много интересных сведений и разъяснений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Уроки благословенного месяца (Э.Кулиев, АБАСКУЛИЕВ Р,Ф.)

Уроки благословенного месяца... Э Кулиев АБАСКУЛИЕВ Р Ф Урок О превосходстве месяца рамадан Хвала Аллаху Творцу и Создателю Который сотворил воду и землю и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Урок 13. Об этикете чтения Корана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Урок 1. О превосходстве месяца рамадан
  Хвала Аллаху, Творцу и Создателю, Который сотворил воду и землю и расселил на ней живых тварей! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который донес до людей послание Господне, его

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, аль-Бейхаки и Абу аш-Шейх в книге «Китаб ас-Саваб». Цепочка его рассказчиков очень слабая, хотя некотор

Урок 2. О пользе поста
  Пост– это один из самых достойных обрядов поклонения, одно из самых славных богоугодных деяний. О его пользе и превосходстве упоминается во многих священных текстах

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передал Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал Ахмад с хорошей цепочкой расск

Урок 3. Важность поста в рамадане
Пост в рамадане – один из пяти столпов ислама, одно из важнейших предписаний этой религии. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подо

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал аль-Бухари.

Урок 4. Ночные намазы в рамадане
Всевышний Аллах предписал людям поклоняться Ему и установил разные обряды, чтобы поклонение не было для них утомительным. В противном случае, для некоторых из рабов Божьих оно стало бы настолько об

Урок 5. О пользе чтения Корана
Священный Коран – несотворенное Слово Божье, которое Всевышний Аллах ниспослал Своему рабу и посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) для того, чтобы тот предостер

Урок 6. Кто обязан поститься в рамадане
Мы уже отмечали, что поначалу пост не был предписан в обязательном порядке. По этому поводу в Коране сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить

Урок 7. Пост во время путешествия и болезни
На предыдущем уроке мы отметили, что пост является обязательным предписанием религии, однако по разным причинам далеко не все люди могут совершить этот обряд. Поэтому в месяц поста люди делятся на

Урок 8. Пост во время менструации, беременности и кормления
На предыдущих уроках мы рассмотрели семь категорий, на которые делятся люди во время поста. Нам осталось поговорить еще о нескольких категориях, включающих в себя беременных и кормящих матерей, жен

Урок 9. Несколько мудростей поста
Хвала Аллаху, сменяющему день и ночь, управляющему днями и месяцами, Властелину, Святому, Пречистому! Он обладает безграничным величием и живет совершенной жизнью. Он далек от любых недостатков и с

Урок 10. Обязанности мусульман во время поста
Любые религиозные обряды выполняются в соответствии с правилами, установленными Аллахом. Пост – один из важнейших обрядов поклонения, и правила соблюдения поста подробно расписаны в шариате. Религи

Комментарии
i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 865. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии последнего. iii Этот хадис передал Ибн Хиббан.

Урок 11. Желательные действия во время поста
На этом уроке мы поговорим о желательных предписаниях религии, которые позволяют постящемуся верующему взойти на более высокую ступень и еще больше приблизиться к Господу. И хотя эти действия не об

Комментарии
i Этот хадис передал аль-Бухари. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передал Муслим. iv Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчико

Урок 12. О выполнении коранических заповедей
На пятом уроке мы отметили, что награда в Будущей Жизни обещана тем верующим, которые не только читают Священный Коран, но и следуют его предписаниям и живут по его заповедям. Для этого человек обя

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари. ii Этот хадис передал аль-Хаким, назвав цепочку его рассказчиков достоверной. Первое предложение этого хадиса также передал Ахмад со слов Абу Хуре

Комментарии
i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 669. ii Этот хадис передал ан-Насаи, и все его рассказчики заслуживают доверия. iii Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и шейх ал

Урок 14. Некоторые правила поста
На предыдущих уроках мы обсудили, кто обязан соблюдать пост, какие правила должен соблюдать постящийся, какое вознаграждение он получает у Всевышнего Господа, а также многие другие важные вопросы.

Комментарии
i Так называются три дня месяца зуль-хиджжа, следующие за праздником жертвоприношения. ii Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и его

Урок 15. Виды поста
Как уже не раз отмечалось, пост в рамадане является обязательным предписанием религии. Помимо него, к обязательным постам относятся пост для искупления прегрешения и обетованный пост. Обязательным

Пост в течение шести дней в шаввале
Передают со слов Абу Айюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в рамадане, а затем соблюдал пост в течение еще шести дней в ш

Пост в день Арафы и в день Ашуры
Передают, что Абу Катада аль-Ансари рассказывал, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина и спросил: «Расскажи о том, как ты постишься». Посланник Аллаха, д

Пост в шабане
Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А

Пост в мухарраме
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха».

Пост в месяцы раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа
Так называются три из четырех запретных месяцев. Четвертым является месяц мухаррам, о котором мы уже говорили. Пост в запретные месяцы является желательным, и сподвижники уделяли ему особое внимани

Пост в дни полнолуния
Передают со слов Абу Зарра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадца

Пост по понедельникам и четвергам
Из предыдущего хадиса видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто отдавал предпочтение посту в понедельник и четверг. Эти дни отличаются от остальных дней недели тем

Пост в праздничные дни
В исламе есть два праздника – день разговения и день жертвоприношения. Эти праздники отличаются от тех, которые люди приурочивают к каким-либо историческим событиям или придумывают для проведения у

Пост в дни ташрика
Так называются три дня, следующие за праздником жертвоприношения, который отмечается десятого зуль-хиджжа. В эти дни мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают Всевышнего Аллаха, и поэто

Пост в день, когда есть сомнения в наступлении рамадана
Передают, что Аммар б. Йасир сказал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует». xxi

Пост в пятницу, если он не совмещен с постом в четверг или в субботу
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до этог

Непрерывный пост
В длинном хадисе Абдуллаха б. Амра сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о непрерывном посте, и он сказал: «Кто постился всю жизнь, тот не постился н

Добровольный пост жены в присутствии мужа без его согласия
На предыдущем уроке мы отмечали, что женщина не имеет права соблюдать добровольный пост без разрешения мужа, если только он не находится в отъезде. Об этом говорится в хадисе Абу Хурейры, переданно

Комментарии
i Во времена невежества арабы отрекались от своих жен, объявляя их таким же запретными для себя так, как их матери или сестры. Ислам отменил этот обычай и установил искупительные действия для тех,

Урок 16. Закят
В месяц поста награда за совершенные благодеяния приумножается, и поэтому многие верующие стремятся успеть в этот месяц совершить больше праведных поступков. Одним из них является закят, который вы

Золото, серебро и бумажные деньги
Всевышний сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями»(ат-Тауба, 34). Передают со слов Абу Хурейры, что

Зерновые и плоды
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвовани

Товары, предназначенные для торговли
Передают, что Самура б. Джундуб рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать».

Домашний скот
Закят взимается только с четырех видов домашнего скота: верблюдов и верблюдиц, быков и коров, баранов и овец, коз и козлов. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность долж

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Муслим и Ахмад. iii Этот хадис передал аль-Бухари. iv Этот хадис передал Муслим. v Имеется в ви

Урок 17. Распределение закята
На прошлом уроке мы рассмотрели виды имущества, с которого выплачивается закят, и упомянули о том, что средства закята можно раздавать лишь определенным категориям людей. Это объясняется тем, что з

Комментарии
i Этот хадис передал Ахмад, и он усиливается версиями Абу Давуда и ан-Насаи. ii Этот достоверный хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. iii Этот хадис передал Мус

Урок 18. Великая битва при Бадре
В благословенный месяц рамадан произошло несколько событий, которые были вписаны в историю ислама золотыми буквами. Одним из таких событий была великая битва при Бадре i, когда Всевышний Аллах одар

Комментарии
i Эта и следующая глава написаны по материалам книги «Жизнь Пророка» шейха С.-Р. аль-Мубаракфури, перевод В. Нирша. ii См. аль-Анфаль, 41. iii Барк аль-Гимад – название местности

Урок 19. Победа над Меккой
На прошлом уроке мы говорили о битве у Бадра – первом крупном сражении между правоверными и неверующими в истории ислама. Как уже было сказано, оно состоялась в рамадане 2 г.х. Тогда мусульманам вп

Урок 20. Истинные причины победы
Всевышний Аллах ниспослал ислам для того, чтобы вывести людей из мрака заблуждения к свету истинной веры. Он обещал, что истина непременно восторжествует и сокрушит доводы тех, кто пытается ее опро

Урок 21. О превосходстве последних десяти дней рамадана
Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухам

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. iv Это

Урок 22. О превосходстве Ночи предопределения
Ночь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступае

Урок 23. Прелести Рая
Всевышний Аллах повелел потомкам Адама стремиться к Раю, уготованному для богобоязненных праведников. Там их ожидает то, что не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческ

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. ii Этот хадис передал Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Бейхаки и Ибн Х

Урок 24. Качества обитателей рая
Рай, описанный в предыдущей главе, заслуживает того, чтобы человек стремился к нему и тратил свои силы для его достижения. О том, как это делать, Всевышний Аллах поведал в Священном Коране:

Комментарии
i Это – часть длинного хадиса, переданного Муслимом. ii Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 115-116. iii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. iv Ас-Саади, «Та

Урок 25. Об Аде и его ужасах
Всемогущий Аллах предостерег Своих рабов от Ада и сообщил им о страданиях его обитателей для того, чтобы они опасались наказания в Будущей Жизни и стремились всеми силами избежать его. Все

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и аль-Багави назвал цепочку его рассказчиков

Урок 26. Причины попадания в Ад
Ад – это обитель, в которой грешники получают только справедливое наказание. Ни один из рабов Божьих не попадет туда за грехи, к которым он не причастен. Ранее мы подробно поговорили о добрых посту

Комментарии
i Согласно другим сообщениям, это был Ауф б. Малик. ii Этот хадис передал Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир, и все его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих», кроме Хиш

Урок 27. Тяжкие грехи
На прошлом уроке мы рассмотрели слова и поступки, которые выводят человека из лона ислама и обрекают его на вечные муки в Аду. Сейчас мы поговорим об остальных тяжких грехах, которые навлекают на ч

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передал аль-Бухари. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал аль-Бухари. v Это

Урок 28. Закят фитр
Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закят фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этог

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передали аль-Бухари и

Урок 29. Покаяние
Всевышний Аллах призвал Своих рабов приносить покаяние и просить у Него прощения. В Коране по этому поводу сказано: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он на

Комментарии
i Этот хадис передал Муслим. ii Этот хадис передал аль-Бухари. iii Этот хадис передал Муслим. iv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. v Этот хадис передал Иб

Урок 30. Окончание благословенного месяца
По завершении рамадана мусульмане совершают ряд обрядов, которые помогают им приумножить награду, укрепить веру и еще больше приблизиться к Аллаху. Одним из них является закят фитр, о котором мы по

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным. iii Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари. iv

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги