рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Урок 17. Распределение закята

Урок 17. Распределение закята - раздел Образование, Уроки благословенного месяца (Э.Кулиев, АБАСКУЛИЕВ Р,Ф.) На Прошлом Уроке Мы Рассмотрели Виды Имущества, С Которого Выплачивается Закя...

На прошлом уроке мы рассмотрели виды имущества, с которого выплачивается закят, и упомянули о том, что средства закята можно раздавать лишь определенным категориям людей. Это объясняется тем, что закят – это доля Всевышнего Аллаха в имуществе человека, и раздавать его можно только тем, кому пожелал Аллах. В противном случае закят считается недействительным.

Всевышний сказал: «Пожертвования предназна­чены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба, 60).

Всевышний сообщил о том, как следует распределять закят, который взимается с мусульман. Речь идет только о распределении закята, потому что добровольные пожертвования можно раздавать любым людям без каких-либо ограничений. Что же касается средств закята, то правом на них обладают только лица, упомянутые в аяте, и их можно разделить на восемь категорий. Так пожелал Всеведущий Господь, и Его решение преисполнено божественной мудрости, милости и справедливости. Ему лучше знать, что приносит людям пользу, и Он установил меру для всего сущего. В Коране говорится: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?»(аль-Маида, 50).

&К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. В данном случае между ними следует проводить различия, потому что нищие испытывают большую нужду, нежели бедняки. Аллах первыми упомянул именно нищих, поскольку коранические откровения всегда последовательно переходят от более важного к менее важному.

Существует мнение, что нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. А бедняками считают люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

Из средств закята нищим и беднякам оказывается помощь в размере из годовых потребностей, так как закят собирается раз в год. Но если нет такой возможности, то можно обеспечить их существование и на меньший срок.

Обеспечение потребностей включает в себя обеспечение пищей, одеждой, жильем и всем необходимым без излишества и без скупости. Разумеется, потребности различаются в зависимости от эпохи, местности и самих людей. То, что достаточно человеку в одной стране, может быть недостаточным в другой. То, что было достаточно десять лет назад, может быть недостаточным сегодня. А то, что достаточно для одного человека, может быть недостаточным для другого из-за большого числа иждивенцев, повышенных расходов и т.п.

Мусульманские ученые вынесли постановление о том, что необходимые потребности включают в себя также стоимость лечения, расходы, связанные с браком, и необходимые учебники.

Нищий или бедняк, получающий помощь из средств закята, должен быть мусульманином, не относящимся к роду Хашима и их рабам. Он не должен быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать, а сюда относятся родители, дети и жены, и не должен быть сильным и трудоспособным человеком.

Передают, что Убейдуллах б. Ади рассказывал со слов двух мужчин, что они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и попросили его о пожертвовании. Он посмотрел на них и увидел, что перед ним стоят двое сильных мужчин. Тогда он сказал: «Если хотите, я дам вам пожертвование, однако в нем нет доли ни для богатого, ни для сильного, трудоспособного человека». i

Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомки аль-Аббаса, Али, Джафара, Акиля, Хариса б. Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. К роду Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относятся и их рабы, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вольноотпущенники людей относятся к их роду…» ii Хашим был сыном Абд Манафа, у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и Абд Шамс. Закят не разрешается выплачивать только потомкам Хашима.

Передают, что аль-Мутталиб б. Рабиа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это – нечистоты людей». iii Смысл этих слов в том, что закят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, то она растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается роду Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Между мужчинами и женщинами из рода Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, должна равномерно распределяться одна пятая часть хумса.

Хумсом называется одна пятая часть военных трофеев. Известно, что одна пятая часть трофеев выделяется на нужды мусульман, одна пятая – роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и по одной пятой – сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталиба имеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятую хумса, потому что вместе с родом Хашима поддерживал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда все остальные курейшиты бойкотировали его.

Передают, что Джубейр б. Мутым рассказывал: «Однажды я отправился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Усманом б. Аффаном, и мы сказали: «О посланник Аллаха! Ты дал часть одной пятой военной добычи, захваченной в Хейбаре, потомкам аль-Мутталиба, но ничего не дал нам, а ведь мы с ними занимаем одинаковое положение». В ответ посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Род аль-Мутталиба и род Хашима суть одно». iv

Однако в наше время разрешается выплачивать закят в пользу представителей рода Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что они лишены полагающейся им одной пятой части хумса.

&К третьей категории относятся служащиеся, которые занимаются сбором, хранением, перевозом или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним и здравомыслящим мусульманином, заслуживающим доверия, справляющимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и не нуждается.

Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Надежный казначей – это тот, кто отдает то, что приказано, полностью, без остатка, от всей души, тому, кому приказал отдать кто-либо из раздавших пожертвования». v

Если же человеку поручают раздать закят за кого-либо, то он не относится к этой категории и не имеет права даже на часть этих пожертвований. В его обязанности входит распределить закят так, чтобы это принесло больше пользы нуждающимся мусульманам, и если он добросовестно справится с этим, то получит награду от Аллаха. В то же время делающий пожертвование может вознаградить того, кому поручено раздать его, из своего имущества, но не из закята.

&К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане собираются завоевать.

Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие. Им разрешается выдавать часть пожертвований, если мусульмане хотят обратить их в ислам, или желают уберечься от их вреда, или намереваются укрепить их веру, или хотят обратить в ислам других старейшин, или хотят добиться возможности собрать закят с тех, кто отказывается его выплачивать. Средства из закята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения их преследований.

Этой категории людей выплачивается определенная доля из средств закята для того, чтобы они благожелательно относились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Эти средства могут выплачиваться даже неверующим, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал часть трофеев, добытых в битве при Хунейне Сафвану б. Умейе, когда тот еще не обратился в ислам. vi Конечно же, их разрешается раздавать и мусульманам, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал по сто верблюдов Абу Суфьяну б. Харбу, Ибн Хабису и Уйейне б. Хисну. vii

&К пятой категории относятся рабы, которые договорились со своими хозяевами, что смогут выкупить свою свободу за определенную сумму. Такие рабы делают все возможное, чтобы освободиться от рабства, и заслуживают того, чтобы им оказали помощь из собранных пожертвований. Сюда также относится освобождение мусульман, которые находятся в рабстве или в плену у неверующих, причем освобождению мусульман из рабства и плена необходимо отдавать приоритет при расходовании средств закята. Более того, из текста коранического аята из суры «ат-Тауба» следует, что собранные пожертвования можно целиком расходовать только на освобождение рабов.

&В шестую категорию входят должники, которые делятся на две группы.

К первой относятся люди, взявшие деньги в долг в собственных интересах для достижения целей, разрешенных шариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, на свадьбу, на лечение, для строительства жилища или для приобретения необходимой мебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного по ошибке или небрежности чужого имущества. В этих случаях, если должник в связи с бедностью не в состоянии выплатить долг, то из средств закята ему выдается необходимая сумма.

При этом должник обязательно должен быть мусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить долг. Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, а сам долг не должен быть отсроченным до следующего года или позднее. Долг также не должен представлять собой задолженность по искупительным пожертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказывать помощь из средств закята.

Ко второй группе относятся люди, взявшие деньги в долг в интересах другого, например, для прекращения вражды или погашения чужого долга.

Передают, что Кабиса б. Мухарик аль-Хиляли рассказывал: «Однажды, возместив чужую задолженность, я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы попросить его о помощи. Он сказал: «Подожди, пока не поступят пожертвования, и мы компенсируем из них твои расходы». Затем он сказал: «О Кабиса! Просить помощь разрешается только в трех случаях: когда человек возместил чужую задолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будут компенсированы его расходы; когда кого-то постигло бедствие, в результате которого пропало его имущество, и ему также разрешается попросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человека постигла нужда и бедность, что подтверждается тремя благоразумными представителями его народа, и ему разрешается попросить помощь, пока он не поправит свое материальное положение. Во всех других случаях, Кабиса, просящий съест оказанную ему помощь несправедливо». viii

Из закята разрешается выплачивать и долг умершего мусульманина, так как необязательно, чтобы деньги были вручены непосредственно самому должнику. Аллах предназначил закят не для самих должников, а для оказания помощи им.

&К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях. Сюда входят расходы на приобретения оружия, транспортного средства, жалование, а также расходы на обеспечение его семьи. Это делается для того, чтобы бойцы могли всецело посвятить себя боевым действиям и не испытывать беспокойства.

Многие богословы считали, что если человек, который способен самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, посвящает себя изучению шариата, то ему также полагается жалование из собранных пожертвований, потому что изучение религиозных дисциплин является разновидностью борьбы на пути Аллаха.

&К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств, чтобы вернуться домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой, даже если они являются состоятельными людьми. Однако шариат запрещает обеспеченным мусульманам отправлять в путешествие и брать с собой мало денег в надежде на то, что им будет оказана помощь из средств закята, потому что подобный поступок относится к запрещенным ухищрениям.

Эти восемь категорий людей имеют право на пожертвования из средств закята. Таково предписание Аллаха, которое является следствием Его всеобъемлющего знания и божественной мудрости.

Таким образом, перечисленные восемь категорий делятся на две группы. К первой относятся те, кто получает пожертвования из-за своей бедности. Это – нищие, бедняки и им подобные. Ко второй группе относятся люди, в которых мусульмане нуждаются и которые приносят пользу религии.

Средства закята выплачиваются неверующим только в том случае, если их сердца хотят завоевать. Состоятельные мусульмане, обеспечивающие свои нужды за счет торговли, ремесленничества или иной трудовой деятельности, могут получить пожертвования из закята только в том случае, если они заняты сбором и распределением пожертвований, если они сражаются на пути Аллаха, или если они взяли деньги в долг для погашения чужого долга или для примирения мусульман.

Закят нельзя расходовать на выполнение других материальных обязательств, например, на содержание жены, родителей или детей. В то же время жена имеет право дать закят мужу, если тот относится к одной из восьми категорий, поскольку она не несет ответственности за его материальное обеспечение. Закят также нельзя расходовать для угощения гостей и т.п.

Однако разрешается расходовать закят на близких родственников, если это не касается обязательных расходов на них. Например, если жена или родители не в состоянии вернуть долг, то разрешается дать им деньги из закята для того, чтобы они погасили этот долг.

Также разрешается израсходовать закят на родственников, если их обеспечение не входит в обязанности человека. Передают со слов Салмана б. Амира, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пожертвование в пользу нищего – это просто пожертвование, а пожертвование в пользу родственника – это пожертвование и поддержание родственных связей». ix

В качестве закята нельзя прощать долг должнику, поскольку нужно, чтобы отдающий это пожертвование отдал его, а берущий принял. Это правило вытекает из слов Всевышнего: «Бери из их имущества пожертвования…»(ат-Тауба, 103). А в хадисе Ибн Аббаса о том, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправлял Муаза в Йемен, говорится: «Ты придешь к народу, который относится к людям писания, и пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха. Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать пять ежедневных намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых отдавать пожертвования в пользу бедных». x

Если кредитор прощает долг своему должнику, то никто из них не отдает и не берет деньги. Кроме того, несостоятельный должник не имеет наличных денег, которыми он мог бы распоряжаться, в то время как закят выплачивается из наличных денег. Кроме того, отданные в долг деньги представляют для состоятельного человека меньшую ценность, чем деньги, которыми он владеет, и если он прощает долг вместо выплаты закята, то получается, что он отдает худшее вместо того, что лучше.

Мне осталось добавить, что если человек не испытывает нужды и не относится к одной из восьми перечисленных выше категорий, то ему не полагается получать помощь из закята, и если даже он попросит об этом, то ему нужно отказать. Более того, его следует предостеречь от подобного поведения и наставить на прямой путь, ведь просьбы о пожертвовании обезображивают нравственный облик человека в этом мире и влекут за собой соответствующее наказание в Будущей Жизни.

Передают со слов Самуры б. Джундуба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи». xi

В хадисе Ибн Умара сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Некоторые люди непрестанно будут обращаться к другим с просьбами, а когда наступит День воскресения, окажется, что на их лицах не осталось ни кусочка мяса». xii

В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто выпрашивает у людей богатство ради собственного обогащения, тот просит горящие угли. Пусть же просит отныне много или мало!» xiii

Передают со слов Хакима б. Хизама, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Это богатство прекрасно и приятно, и кто берет его великодушно, тому оно принесет благо. А кто берет его надменно, тому оно не принесет блага, и он будет словно тот, кто ест, но не насыщается. Дающая рука лучше, чем рука берущая». xiv

Но если закят просит человек, который выглядит как обеспеченный человек, хотя его материальное положение неизвестно, то ему разрешается дать пожертвования из средств закята, уведомив его о том, что пожертвования не полагаются сильным, трудоспособным людям. Этот вывод следует из хадиса Убейдуллаха б. Ади, который мы уже упомянули.

И если после этого окажется, что закят получил тот, кому он не полагается, то закят засчитывается, и его не следует выплачивать повторно, потому что человек делал все возможное для того, чтобы исправно выполнить предписание религии, и Аллах никого не обременяет сверх его возможностей.

Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Один человек сказал: «Ночью я обязательно раздам милостыню». Когда наступила ночь, он вышел и дал милостыню вору. На утро люди стали говорить: «Ночью кто-то дал милостыню вору». А мужчина сказал: «Хвала Аллаху за то, что это оказался вор! xv Я непременно еще раз раздам милостыню». Он вышел и дал милостыню блуднице. На утро люди стали говорить: «Ночью кто-то дал милостыню блуднице». Он сказал: «Хвала Аллаху за то, что она оказалась блудницей! Я непременно еще раз раздам милостыню». Он вышел и дал милостыню богачу. После этого он увидел сон, и ему сказали: «Ты раздал милостыню вору, и может быть, он прекратит воровать. Ты раздал милостыню блуднице, и может быть, она воздержится от прелюбодеяния. Ты раздал милостыню богачу, и может быть, он извлечет из этого урок и станет делать пожертвования из того, чем его одарил Аллах». xvi В версии Муслима также говорится: «Твоя милостыня была принята».

Передают также, что Маан б. Йазид рассказывал: «Однажды мой отец пожертвовал несколько динаров и положил их возле мужчины в мечети. Случилось так, что я пришел и взял их. Когда же мой отец узнал об этом, он сказал: «Клянусь Аллахом, я не хотел давать их тебе!» Мы поспорили и обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: «Тебе, Йазид, досталось то, что ты намеревался сделать, а тебе, Маан, досталось то, что ты взял». xvii

Мусульмане, выплачивающие закят, должны помнить, что их обязательные пожертвования не засчитываются и не принимаются, если они сознательно отдадут их не тем, кому они предназначены. Они должны быть внимательны, чтобы выполнить волю Господа искренне и правильно, чтобы избавиться от тяжелого бремени ответственности и очистить то имущество, которым они владеют. А помочь в этом может только Всемогущий Господь!

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Уроки благословенного месяца (Э.Кулиев, АБАСКУЛИЕВ Р,Ф.)

Уроки благословенного месяца... Э Кулиев АБАСКУЛИЕВ Р Ф Урок О превосходстве месяца рамадан Хвала Аллаху Творцу и Создателю Который сотворил воду и землю и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Урок 17. Распределение закята

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Урок 1. О превосходстве месяца рамадан
  Хвала Аллаху, Творцу и Создателю, Который сотворил воду и землю и расселил на ней живых тварей! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, который донес до людей послание Господне, его

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, аль-Бейхаки и Абу аш-Шейх в книге «Китаб ас-Саваб». Цепочка его рассказчиков очень слабая, хотя некотор

Урок 2. О пользе поста
  Пост– это один из самых достойных обрядов поклонения, одно из самых славных богоугодных деяний. О его пользе и превосходстве упоминается во многих священных текстах

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передал Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал Ахмад с хорошей цепочкой расск

Урок 3. Важность поста в рамадане
Пост в рамадане – один из пяти столпов ислама, одно из важнейших предписаний этой религии. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подо

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал аль-Бухари.

Урок 4. Ночные намазы в рамадане
Всевышний Аллах предписал людям поклоняться Ему и установил разные обряды, чтобы поклонение не было для них утомительным. В противном случае, для некоторых из рабов Божьих оно стало бы настолько об

Урок 5. О пользе чтения Корана
Священный Коран – несотворенное Слово Божье, которое Всевышний Аллах ниспослал Своему рабу и посланнику Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) для того, чтобы тот предостер

Урок 6. Кто обязан поститься в рамадане
Мы уже отмечали, что поначалу пост не был предписан в обязательном порядке. По этому поводу в Коране сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить

Урок 7. Пост во время путешествия и болезни
На предыдущем уроке мы отметили, что пост является обязательным предписанием религии, однако по разным причинам далеко не все люди могут совершить этот обряд. Поэтому в месяц поста люди делятся на

Урок 8. Пост во время менструации, беременности и кормления
На предыдущих уроках мы рассмотрели семь категорий, на которые делятся люди во время поста. Нам осталось поговорить еще о нескольких категориях, включающих в себя беременных и кормящих матерей, жен

Урок 9. Несколько мудростей поста
Хвала Аллаху, сменяющему день и ночь, управляющему днями и месяцами, Властелину, Святому, Пречистому! Он обладает безграничным величием и живет совершенной жизнью. Он далек от любых недостатков и с

Урок 10. Обязанности мусульман во время поста
Любые религиозные обряды выполняются в соответствии с правилами, установленными Аллахом. Пост – один из важнейших обрядов поклонения, и правила соблюдения поста подробно расписаны в шариате. Религи

Комментарии
i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 865. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и его текст приведен согласно версии последнего. iii Этот хадис передал Ибн Хиббан.

Урок 11. Желательные действия во время поста
На этом уроке мы поговорим о желательных предписаниях религии, которые позволяют постящемуся верующему взойти на более высокую ступень и еще больше приблизиться к Господу. И хотя эти действия не об

Комментарии
i Этот хадис передал аль-Бухари. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передал Муслим. iv Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчико

Урок 12. О выполнении коранических заповедей
На пятом уроке мы отметили, что награда в Будущей Жизни обещана тем верующим, которые не только читают Священный Коран, но и следуют его предписаниям и живут по его заповедям. Для этого человек обя

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари. ii Этот хадис передал аль-Хаким, назвав цепочку его рассказчиков достоверной. Первое предложение этого хадиса также передал Ахмад со слов Абу Хуре

Урок 13. Об этикете чтения Корана
Священный Коран, который мы читаем, слышим, заучиваем наизусть и пишем, является Словом Аллаха. Это – несокрушимая вервь Господа и ведущий к Нему прямой путь. Это – благодатное напоминание и ясный

Комментарии
i Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 669. ii Этот хадис передал ан-Насаи, и все его рассказчики заслуживают доверия. iii Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и шейх ал

Урок 14. Некоторые правила поста
На предыдущих уроках мы обсудили, кто обязан соблюдать пост, какие правила должен соблюдать постящийся, какое вознаграждение он получает у Всевышнего Господа, а также многие другие важные вопросы.

Комментарии
i Так называются три дня месяца зуль-хиджжа, следующие за праздником жертвоприношения. ii Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и его

Урок 15. Виды поста
Как уже не раз отмечалось, пост в рамадане является обязательным предписанием религии. Помимо него, к обязательным постам относятся пост для искупления прегрешения и обетованный пост. Обязательным

Пост в течение шести дней в шаввале
Передают со слов Абу Айюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто постился в рамадане, а затем соблюдал пост в течение еще шести дней в ш

Пост в день Арафы и в день Ашуры
Передают, что Абу Катада аль-Ансари рассказывал, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина и спросил: «Расскажи о том, как ты постишься». Посланник Аллаха, д

Пост в шабане
Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала: «Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так часто, что мы говорили: «Да ведь он не разговляется!» А

Пост в мухарраме
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха».

Пост в месяцы раджаб, зуль-каада, зуль-хиджа
Так называются три из четырех запретных месяцев. Четвертым является месяц мухаррам, о котором мы уже говорили. Пост в запретные месяцы является желательным, и сподвижники уделяли ему особое внимани

Пост в дни полнолуния
Передают со слов Абу Зарра: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам поститься в течение трех дней каждый месяц: тринадцатого, четырнадцатого и пятнадца

Пост по понедельникам и четвергам
Из предыдущего хадиса видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто отдавал предпочтение посту в понедельник и четверг. Эти дни отличаются от остальных дней недели тем

Пост в праздничные дни
В исламе есть два праздника – день разговения и день жертвоприношения. Эти праздники отличаются от тех, которые люди приурочивают к каким-либо историческим событиям или придумывают для проведения у

Пост в дни ташрика
Так называются три дня, следующие за праздником жертвоприношения, который отмечается десятого зуль-хиджжа. В эти дни мусульмане совершают жертвоприношения и возвеличивают Всевышнего Аллаха, и поэто

Пост в день, когда есть сомнения в наступлении рамадана
Передают, что Аммар б. Йасир сказал: «Кто постится, сомневаясь в наступлении рамадана, тот ослушается Абу аль-Касима, да благословит его Аллах и приветствует». xxi

Пост в пятницу, если он не совмещен с постом в четверг или в субботу
Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас не постится в пятницу, если только он не постился за день до этог

Непрерывный пост
В длинном хадисе Абдуллаха б. Амра сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о непрерывном посте, и он сказал: «Кто постился всю жизнь, тот не постился н

Добровольный пост жены в присутствии мужа без его согласия
На предыдущем уроке мы отмечали, что женщина не имеет права соблюдать добровольный пост без разрешения мужа, если только он не находится в отъезде. Об этом говорится в хадисе Абу Хурейры, переданно

Комментарии
i Во времена невежества арабы отрекались от своих жен, объявляя их таким же запретными для себя так, как их матери или сестры. Ислам отменил этот обычай и установил искупительные действия для тех,

Урок 16. Закят
В месяц поста награда за совершенные благодеяния приумножается, и поэтому многие верующие стремятся успеть в этот месяц совершить больше праведных поступков. Одним из них является закят, который вы

Золото, серебро и бумажные деньги
Всевышний сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями»(ат-Тауба, 34). Передают со слов Абу Хурейры, что

Зерновые и плоды
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвовани

Товары, предназначенные для торговли
Передают, что Самура б. Джундуб рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал нам выплачивать закят со всего, что мы собираемся продавать».

Домашний скот
Закят взимается только с четырех видов домашнего скота: верблюдов и верблюдиц, быков и коров, баранов и овец, коз и козлов. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность долж

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Муслим и Ахмад. iii Этот хадис передал аль-Бухари. iv Этот хадис передал Муслим. v Имеется в ви

Комментарии
i Этот хадис передал Ахмад, и он усиливается версиями Абу Давуда и ан-Насаи. ii Этот достоверный хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. iii Этот хадис передал Мус

Урок 18. Великая битва при Бадре
В благословенный месяц рамадан произошло несколько событий, которые были вписаны в историю ислама золотыми буквами. Одним из таких событий была великая битва при Бадре i, когда Всевышний Аллах одар

Комментарии
i Эта и следующая глава написаны по материалам книги «Жизнь Пророка» шейха С.-Р. аль-Мубаракфури, перевод В. Нирша. ii См. аль-Анфаль, 41. iii Барк аль-Гимад – название местности

Урок 19. Победа над Меккой
На прошлом уроке мы говорили о битве у Бадра – первом крупном сражении между правоверными и неверующими в истории ислама. Как уже было сказано, оно состоялась в рамадане 2 г.х. Тогда мусульманам вп

Урок 20. Истинные причины победы
Всевышний Аллах ниспослал ислам для того, чтобы вывести людей из мрака заблуждения к свету истинной веры. Он обещал, что истина непременно восторжествует и сокрушит доводы тех, кто пытается ее опро

Урок 21. О превосходстве последних десяти дней рамадана
Последние десять дней рамадана имеют ряд особенностей, благодаря которым они превосходят все остальные дни этого благословенного месяца. Это подтверждается многочисленными изречениями Пророка Мухам

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. iv Это

Урок 22. О превосходстве Ночи предопределения
Ночь предопределения – это благословенная ночь, которую Всевышний Аллах возвысил над всеми остальными ночами в году. Всевышний оказал великую милость мусульманам, поведав им о том, что она наступае

Урок 23. Прелести Рая
Всевышний Аллах повелел потомкам Адама стремиться к Раю, уготованному для богобоязненных праведников. Там их ожидает то, что не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческ

Комментарии
i Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. ii Этот хадис передал Муслим. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передали Ибн Маджа, аль-Бейхаки и Ибн Х

Урок 24. Качества обитателей рая
Рай, описанный в предыдущей главе, заслуживает того, чтобы человек стремился к нему и тратил свои силы для его достижения. О том, как это делать, Всевышний Аллах поведал в Священном Коране:

Комментарии
i Это – часть длинного хадиса, переданного Муслимом. ii Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 115-116. iii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. iv Ас-Саади, «Та

Урок 25. Об Аде и его ужасах
Всемогущий Аллах предостерег Своих рабов от Ада и сообщил им о страданиях его обитателей для того, чтобы они опасались наказания в Будущей Жизни и стремились всеми силами избежать его. Все

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iii Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и аль-Багави назвал цепочку его рассказчиков

Урок 26. Причины попадания в Ад
Ад – это обитель, в которой грешники получают только справедливое наказание. Ни один из рабов Божьих не попадет туда за грехи, к которым он не причастен. Ранее мы подробно поговорили о добрых посту

Комментарии
i Согласно другим сообщениям, это был Ауф б. Малик. ii Этот хадис передал Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир, и все его рассказчики являются рассказчиками хадисов, вошедших в «ас-Сахих», кроме Хиш

Урок 27. Тяжкие грехи
На прошлом уроке мы рассмотрели слова и поступки, которые выводят человека из лона ислама и обрекают его на вечные муки в Аду. Сейчас мы поговорим об остальных тяжких грехах, которые навлекают на ч

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передал аль-Бухари. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передал аль-Бухари. v Это

Урок 28. Закят фитр
Всевышний Аллах повелел мусульманам по завершении поста выплачивать закят фитр. В переводе это выражение означает «милостыня разговения». На этом уроке мы поговорим о смысле и правилах выплаты этог

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджа. iii Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. iv Этот хадис передали аль-Бухари и

Урок 29. Покаяние
Всевышний Аллах призвал Своих рабов приносить покаяние и просить у Него прощения. В Коране по этому поводу сказано: «Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он на

Комментарии
i Этот хадис передал Муслим. ii Этот хадис передал аль-Бухари. iii Этот хадис передал Муслим. iv Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. v Этот хадис передал Иб

Урок 30. Окончание благословенного месяца
По завершении рамадана мусульмане совершают ряд обрядов, которые помогают им приумножить награду, укрепить веру и еще больше приблизиться к Аллаху. Одним из них является закят фитр, о котором мы по

Комментарии
i Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. ii Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и Ибн Хиббан назвал его достоверным. iii Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари. iv

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги