Реферат Курсовая Конспект
Тема 8. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИГР. - раздел Образование, методы ОПТИМАлЬНЫХ РЕШЕНИЙ Игры С «Природой» В Рассмотренных С...
|
ИГРЫ С «ПРИРОДОЙ»
В рассмотренных случаях оба игрока действовали наилучшим для себя способом. Однако встречаются конфликтные ситуации, в которых одна из сторон действует неопределенно, она безразлична к выигрышу и не стремится воспользоваться промахами другой стороны. Такая игра возникает, когда у нас нет достаточной осведомленности об условиях данной операции (например, условия погоды, покупательский спрос на продукцию и т.д.). Игры такого типа, когда человек вынужден выбирать стратегию (принять решение) в условиях неопределенности, называют играми с «природой», состояние которой ему полностью не известно.
Под термином «природа» будем понимать комплекс внешних обстоятельств, при которых приходится принимать решения. Игры с «природой», т.е. когда одним из участников является человек (игрок С), а другим - «природа» (игрок П), называют также статистическими играми.
В общем виде постановка задачи теории статистических игр производится следующим образом. Пусть имеется m возможных стратегий (линий поведения) - С1, С2, …, Сi,…, Сm ; условия обстановки – состояние «природы» нам точно не известно, однако о них можно сделать n предположений П1, П2, …, Пj,…Пn, которые являются как бы стратегиями «природы», результат игры – «выигрыш» аij - при каждом сочетании стратегий задан матрицей игры
(8.1)
П1 | П2 | … | Пj | … | Пn | |
С1 | а11 | а12 | … | а 1j | … | а 1n |
С2 | а21 | а 22 | … | а 2j | … | а 2n |
… | … | … | … | … | … | … |
Сi | аi1 | а i2… | … | а ij | … | а in |
… | … | … | … | … | … | … |
Сm | аm1 | а m2 | … | а mj | … | а mn |
Необходимо выбрать наилучшую стратегию поведения, которая по сравнению с другими наиболее выгодна.
Допустим, фирма должна определить уровень выпуска продукции и предоставления услуг на некоторый период времени, так, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Точная величина спроса на продукцию и услуги неизвестна, но ожидается, что в зависимости от соотношения сил на рынке товаров, действий конкурентов и погодных условий спрос может принять одно из четырех возможных значений: 300, 400, 500 или 600 изделий. Маркетинговые исследования позволили определить возможные вероятности возникновения этих ситуаций, которые соответственно составили 0,2; 0,4; 0,3 и 0,1. Для каждого из возможных значений спроса существует наилучший уровень предложения с точки зрения возможных затрат и прибыли. Отклонение от этих уровней связано с риском и может привести к дополнительным затратам либо из-за превышения предложения над спросом, либо из-за неполного удовлетворения спроса. В первом случае это связано с необходимостью хранения нереализованной продукции и потерями при реализации ее по сниженным ценам, а также с транспортными расходами по доставке ее в другие регионы, где она будет пользоваться спросом. Во втором случае это связано с дополнительными затратами по оперативному выпуску недостающей продукции, поскольку иначе это будет связано с риском потери клиентов. Допустим, затраты, связанные с производством продукции равны 400 ден. ед., цена реализации – 500 ден.ед. Уценка при отсутствии спроса уменьшает прибыль на 20%, а затраты на хранение – на 4%. Дополнительные затраты на организацию сверхурочных работ сократит прибыль на 8%. Данную ситуацию можно представить в виде матрицы игры
Объем предложения (стратегия выпуска продукции), шт | Возможные колебания спроса на продукцию, шт | |||
П1 = 300 | П2 = 400 | П3 = 500 | П4 = 600 | |
Вероятности состояния спроса | ||||
q1 = 0,2 | q2 = 0,4 | q3 = 0,3 | q4 = 0,1 | |
Размер прибыли (убытков) в зависимости от колебаний спроса аij , тыс. ден.ед. | ||||
С1 = 300 | ||||
С2 = 400 | ||||
С3 = 500 | –18 | |||
С4 = 600 | – 42 | –8 |
Из этой таблицы видно, что при обстановке П1 решение С1 в 5 раз лучше, чем С2. Необходимо выбрать наиболее выгодную стратегию. Наибольший выигрыш в 60 тыс. ден.ед. дает стратегия С4 при возникновении обстановки П4.
В теории статистических игр вводится специальный показатель, который называется риском. Риск показывает, насколько выгодна применяемая стратегия в данной конкретной обстановке с учетом ее неопределенности. Риск рассчитывается как разность между ожидаемым результатом действий при наличии точных данных об обстановке и результатом, который может быть достигнут, если эти данные точно не известны. Например, если точно известно, что будет иметь место обстановка П4, то лучшее решение – С4, обеспечивающее выигрыш в 60 тыс. ден.ед. Поскольку точно не известно, какую обстановку ожидать, то могла быть выбрана стратегия С1, дающая выигрыш в обстановке П4 всего 6 тыс. ден.ед. При этом потеря в величине выигрыша составит 60 – 6 = 54 тыс. ден.ед. Величины риска определяются из следующего выражения:
rij = аij – аij = bj – aij,
где аij – размер «выигрыша» при выборе i–й стратегии при j–м состоянии «природы»; bj - максимальный «выигрыш» для j–й обстановки; rij - величина риска при выборе i–й стратегии при j–й обстановке. Составим матрицу рисков
П1 | П2 | П3 | П4 | |
С1 | ||||
С2 | ||||
С3 | ||||
С4 |
Матрица рисков дает возможность непосредственно оценить качество различных решений и установить, насколько полно реализуются в них существующие возможности достижения успеха при наличии риска. Например, основываясь на матрице игры, можно прийти к выводу, что решение С1 при обстановке П3 равноценно решению С3 при обстановке П2, поскольку выигрыш в обоих случаях равен 16 тыс. ден.ед. Однако риск при этом неодинаков и составляет соответственно 34 и 24 тыс. ден.ед.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
С В Амелин... методы оПТИМАлЬНЫХ РЕШЕНИЙ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 8. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИГР.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов