рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Периоды истории византийского искусства и их характеристика

Периоды истории византийского искусства и их характеристика - раздел Образование, Происхождение искусства, его сущность. Классификация видов искусства. Искусствоведение. Искусствознание Раннехристианский Период (Так Называемой Предвизантийской Культуры, I-Iii Век...

раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)

ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)

иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.

период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.

период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)

период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).

Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции.

Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа. Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. Этот разряд работ, назывался agemina. Во всех подобных произведениях византийское искусство старалось избегать выпуклости, заменяя рельеф или агеминальной работой, или чернетью, или эмалью, и заботясь пуще всего о роскоши и возможно большем употреблении драгоценных каменьев. Евангелист Лука

Фрески. Тайная вечеря

Византийская архитектура - архитектура Византийской Империи . Империя постепенно появлялась как отдельное юридическое лицо после 330 года нашей эры, когда император Константин переместил столицу Римской империи в Византию , которая была позже переименована Константинополь, а теперь является Стамбулом .

Ранняя Византийская архитектура - по существу продолжение римской архитектуры . Постепенно появился стиль, который наполнял определенные влияния от Ближнего Востока и использовал греческий план относительно церковной архитектуры. Кирпич заменил камень , классические элементы использовались более свободно, мозаики заменяли резное художественное оформление, и сложные купола были привнесены в архитектуру.

Главные примеры ранней Византийской архитектуры эпохи господства Юлиана можно наблюдать в Равенне и Константинополе, также в Софии ( Церковь Святой Сифии ). Один из наибольших прорывов в истории Западной архитектуры произошел, когда архитекторы Юлиана изобрели сложную систему, предусматривающую гладкий переход от квадратного плана церкви к круглому куполу (или куполам).

Светские структуры включают руины Большого Дворца в Константинополе , оборонные стены Константинополя (с 192 башнями) и купол базилики (с сотнями переработанных классических колон).

БАЗИЛИКА - лат.bazilica от гр. "царский", "царский дом (дворец)". В Древней Греции - портик, в котором заседал правитель: архонт, либо василевс. В Древнем Риме - здание, служившее для общественных, торговых (производство сделок) или судебных целей. Представляет в плане прямоугольное здание, рассеченное колоннами на несколько частей (нефов). В двухнефных базиликах (два смежных зала Кенургия на территории комплекса Большого императорского дворца, Константинополь) нефы одной высоты. В трех- и более нефных - разновысотные. Центральный выше и шире боковых. Боковые стены центрального нефа, возвышаются над кровлями боковых и прорезаны оконными проемами. Покрытие кровли могло опираться на конструкции из дерева, реже и в более поздних постройках в восточных частях империи - на каменные своды. Центральный неф с торцевой части завершается апсидой, которая иногда может иметь венец капелл, покрытой полукуполом. Вход, как правило, расположен с противоположного торца и отделен от собственно базилики поперечным помещением - нартексом. В центральном зале располагался зал заседаний. В апсиде располагался трибунал, а на скамьях, расположенных полукругом (иногда в несколько рядов - амфитиатром), находились места для судей, либо лиц, управляющих торговым процессом. Среднее, более высокое место, занимал квестор или претор. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений перед началом торгов или судебных заседаний. С IV века становится типом храма; средний неф используется как помещение для процессий; левый служит для женщин; правый - для мужчин. Иногда для женщин отводились хоры над боковыми нефами, если таковые существовали (храм Иоанна Продрома в Студийском монастыре, Константинополь). В апсиде располагается алтарная часть. Строительство зданий базиликального типа с принятием христианства не ограничивалось лишь храмами. С V века строительство базилик классического типа в Константинополе прекращается, но в провинциях продолжается практически до XIV века.

Храм Св. Софии в Стамбуле. Среди до шедших до нас константинопольских памятников эпохи правления Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии, т. е. Божественной Мудрости (Айя-София, как ее называют на Востоке). Это уникальный шедевр архитектуры того времени и одно из ве личайших проявлений созидающего гения челове чества (илл. 113, 114). Храм пользовался такой славой, что в памяти людей даже сохранились имена его создателей — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. После турецкого завоевания в 1453 г. он был превращен в мусульманскую мечеть. Постепенно к нему были пристроены 4 минарета. В архитектурном отношении это постройка пере ходного типа между сооружениями раннехристи анского зодчества и новыми византийскими хра мами. От первых сохранилась в плане продольная ось, но центральным элементом главного нефа служит огромный купол. С подкупольным прост ранством соединяются, превращая неф в овал, две огромные ниши с полусферическим верхом, к ко торым примыкают, как в церкви Сан-Витале, мень шие полукруглые ниши. Таким образом, купол размещен как бы между двумя симметричными половинами здания. Посредством четырех арок он опирается на громадные колонны, образующие в плане квадрат. Так что расположенные под этими арками стены лишены несущей функции. Переход от образуемого основаниями арок квадрата к ни жнему краю купола осуществляется с помощью сферических треугольников — так называемых па русов. Этот архитектурный прием обеспечивает со оружение более высокого и легкого купола, причем с применением метода строительства более эконо мичного по сравнению с применявшимися прежде (в частности, при сооружении Пантеона и Сан-Ви тале), когда купол опирался на барабан — круглый либо многогранный. Сам план здания, использова ние главных несущих столбов-опор, масштабность постройки — все это вызывает в памяти базилику Константина (см. илл. 89), самое грандиозное со оружение со сводчатыми перекрытиями в архитек туре Римской империи и величайший памятник времен правления императора, которым Юстиниан не мог не восхищаться.

СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи. Уникальность этого огромного здания заключается в том, что оно представляет собой купольную базилику из трех нефов, построенную всего за шесть лет.

История возведения. Идея сооружения в Константинополе главного храма в честь Св. Софии принадлежала императору Константину Великому (ок. 285–337), при котором был построен небольшой храм, освященный в 330 и погибший при пожаре в 532. По приказу императора Юстиниана I (482/83–565) начали возводить новый храм в честь Св. Софии.

Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных размеров.

Архитектура. В композиционную основу храма положен план трехнефной базилики в сочетании с типом центрического здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его купол парит в пространстве. В основе конструкции Св. Софии лежит точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов. Первоначально предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Четыре мощных центральных столба, поддерживающих купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный с преобладающей в нем средней подкупольной частью. Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании купола прорезаны 40 арочными окнами – световой пояс нижней части купола. В соборе была применена новая система связи купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.

Центральное пространство с куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.

Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол – из кирпичей на толстых слоях раствора. Но тяжесть стен и столбов в храме не ощущается, его формы выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению к куполу, легко и воздушно. В храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам легкий, ажурный вид. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности скрывают тяжесть опор, все стены храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.

Внутри собора нижние части стен были покрыты резным сине-зеленым и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись фресковые росписи. По сведениям современников, купол украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя. Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые и порфировые колонны (более 100). Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью.

С западной стороны к храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная сторона атриума соприкасалась с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор Св. Марка в Венеции. Вход в нартекс шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа, Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204). Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся. Амвон в соборе был очень крупным сооружением и представлял собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.

В соборе хранились несметные сокровища, святые реликвии, которые впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Происхождение искусства, его сущность. Классификация видов искусства. Искусствоведение. Искусствознание

Искусство один из способов познания и восприятия мира и отражения его в живописи скульптуре литературе и т д... Искусство выражение внутреннего или внешнего мира творца в художественном... Классификация видов искусства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Периоды истории византийского искусства и их характеристика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Живопись (основные жанры), графика, скульптура как виды изобразительного искусства.
Живопись — один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую плоскую основу; Она изоб

Первобытное искусство Мегалиты.
Мегалиты (большой камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента. Мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров. Мегалиты относятся к эпо

Древний Египет. Комплекс пирамид в Гизе. Большой Сфинкс.
Комплекс пирамид в Гизе находится на плато Гиза в пригороде Каира, Египет. Пирамида Хеопса является единственным оставшимся памятником из семи чудес древнего мира. Этот др

Эгейское искусство. Священные символы в искусстве Крита. Мелкая пластика (Богини со змеями).
Знаменитый символ древнего минойского Крита – священные рога.

Сосуд в стиле камарес

Гомеровский период. Керамика геометрического стиля (Дипилонские вазы)
В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольник

Художественные особенности скульптуры архаики. Куросы. Коры.
Скульптура архаики развивалась сложными путями. Вплоть до середины 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы стат

Курос кора

Художественные особенности ансамбля Афинского Акрополя.
Акрополь- (греч. akropolis), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость. Афинский Акрополь(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город),

ПРЯМЫЕ ИЛИ КРИВЫЕ
Древнегреческие зодчие знали и о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине кажутся не параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, их при установке на ос

Композиционные особенности Эрехтейона. Художественное противопоставление Парфенона и Эрехтейона.
Эрехтейон имеет необычную асимметричную планировку, вызванную, во-первых, значительным перепадом высоты почвы под ним, а во-вторых, многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с с

Битва с амазонками. Страсть, пафос, сильное движение главные черты искусства Скопаса. Менада.
Менада Галикарнасский Мавз

Художественные и конструктивные особенности Колизея.
В конце I века н.э. около Республиканского Форума было возведено самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - амфитеатр Флавиев или, как его ещё называют, Колизей. Такой амитеатр является

Художественные и конструктивные особенности Пантеона.
Величавая мощь, изнутри озарённая ярким светом, - вот, пожалуй, идея, воплощённая в архитектуре этого храма. Пантеон - самый значительный по размерам римский купольный храм с совершенными пропорция

Римские форумы. Форум оманум. Форум Траяна.
Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима ФОРУМ РИМСКИЙ (forum Romanum), центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, н

Художественные особенности Древнеримского скульптурного портрета, его истоки и развитие.
На сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей ч

Фаюмский портрет.
«фаюмские портреты». Такое название портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в селении Эр-Рубайят близ Фаюма (Средний Египет) в 80-х годах XIX в.. Изображения представляют собой по

Общая характеристика Византийского искусства. Художественные и конструктивные особенности Софии Константинопольской.
Византийское искусство, явилось продуктом сочетания греко-римских и восточных элементов. Своего расцвета оно достигло в VI в. при Юстиниане. В области архитектуры выработался особый тип храмов, сущ

Общая характеристика Византийского искусства. Художественные и конструктивные особенности Византийских мозаик.
характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, ч

Вормс — один из самых древних городов Германии. На холме, где сегодня стоит Вормсский собор, люди жили еще три тысячи лет назад.
В Вормсском соборе с особенной силой проявилось свойстве

Художественные особенности Романского стиля. Синтез искусств. Скульптура. Живопись.
Это была эпоха уже не поиска, а нахождения юной Европой некоего синтеза тех течений, заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневеков

Художественные особенности Готического искусства. Синтез искусств. Скульптура.
Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Те

Особенности раннеготической архитектуры
Во Франции рання

Конструктивные и художественные особенности готических храмов.
Го́тика — период становления европейской культуры, начало которого отсчитывают с 1130. Готика пришла на смену позднеантичному романскому периоду господства Византии. Центром распространения го

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги