рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - раздел Педагогика, Задачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации Существенные Факторы Социализации. Культураесли Культура Рассматривается Как ...

СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. КультураЕсли культура рассматривается как фактор, детерминирующий социализацию, то это свидетельствует о том, что существует культурно-обусловленная социализация.

Важными сведениями о культурном бытии человека, в особенности о многообразии человеческих культур, мы обязаны антропологии культуры, получившей весьма интенсивное развитие с 20-х годов нашего вею преимущественно в англо-американских странах. Антропология культуры, в которой длительное время лидирующее положение занимали исследования Маргарет Мид, изучает своеобразие примитивных культур, которые в качестве объем исследования ценятся благодаря незначительной степени их сложности и относительной обозримости.

Задача антрополога! культуры заключается в том, чтобы исследовать влияние культуры общества на все жизненное поведение живущего в этом обществе человека. К крупным, наиболее значительным, имеющим непреходящее значение достижениям культурной антропологии относится прежде всего тот общепризнанный факт, что многое из того, что представляется нам естественным, подаренным природой, подверглось культурной обработке. Н1е менее значительна и мысль о том, что поведение человека и его представления о мире не только обусловлены влиянием культуры, но и поражают разнообразием своих конкретных проявлений.

Хотя с большой степенью вероятности можно утверждать существование таких культурных универсалий, как работа, игра и воспитание, все они, однако, носят специфическую окраску, характерную для того или иного типа культуры. В разных культурах воспитание осуществляется по-разному, далеко не во всех культурах игра осуществляется одинаково. Взгляд на культурно-антропологические исследования Мид, Клукхона 1974 и Бенедикта 1955 выявляет, например, культурно-специфические различия в представлениях о морали, политических системах, речевом поведении, половых отношениях, способах и типах мировосприятия, практике сексуальной жизни, стилях воспитания, болевых ощущениях, эмоциональных проявлениях и двигательной активности.

То обстоятельство, что обусловленные культурными влияниями характерные особенности присущи и сфере двигательной активности, имеет немаловажное значение для физической социализации.

Для моторики, множества разнообразных двигательных стереотипов, отношения к телу вообще характерна определенная культурная специфика. Поэтому манера двигаться и отношение к собственному телу, принятые в индустриальных обществах с высокосложной структурой, не является общераспространенной и единственно возможной, а всего лишь одной из прочих. Одним из первых, кто занялся этим вопросом, был Маусс, открывший тем самым для современной теории спорта, признающей значение тела, круг тем, до сегодняшнего дня не разработанный даже при ближайшем рассмотрении.

Маусс сделал в 1934 г. доклад Техника владения телом. На примере понятия техника владения телом, легко приводящего к недоразумениям, он доказывал тезис о том, что физическое поведение зависит от культуры. Поскольку Маусс является одним из немногих, кто исследовал взаимосвязи между телесностью, культурой и обществом, мы проследим за его аргументацией более детально.

Объясняя свой выбор понятия техника владения телом, он замечает Я говорю именно об определенной технике владения телом, ибо теория владения телом может исходить из исследования, определения и очень простого описания техники владения телом. Под этим я понимаю способы, с помощью которых люди, живущие в том или ином обществе, традиционно владеют своим телом. Однако социо-культурный процесс усвоения техники владения телом не связан с техникой спортивных достижений в узком смысле слова.

В равной степени все сказанное применимо к бегу постановка ног, рук, дыхания, ходьбе общее положение и движение выпрямленного корпуса, бедер и метанию. Принципиальная сторона вопроса заключается в следующем Маусс твердо убежден, что, например, положение рук как плеч и предплечий, так и запястий и кистей во время ходьбы отражает социальное положение индивидуума, его социальную специфику и ни в коей мере не является врожденным качеством. Культурное окружение и социальная среда решающим образом влияют на манеру держаться, на умение владеть своим телом.

Каждая индивидуальная манера держаться и владеть своим телом обусловлена как социальными, так и культурными факторами. Следовательно, нельзя говорить о естественной, прирожденной походке, естественной технике бега и т.д. Чтобы иметь возможность классифицировать различные виды умения владеть своим телом, Маусс использует такие критерии, как пол, возраст, физические возможности и усвоенные индивидуумом традиции и обычаи.

Специфический для данного пола набор движений он иллюстрирует на следующем примере Возьмем, например, способ, каким люди сжимают пальцы в кулак - мужчина обычно сожмет кулак так, чтобы большой палец находился с внешней стороны ладони, а женщина уберет его внутрь ладони. Другим моментом, обусловливающим различия в движениях, является для Маусса возраст человека. Сравнивая движения ребенка и взрослого, он приходит к выводу, что дети двигаются иначе, чем взрослые, иначе владеют своим телом.

Это он демонстрирует на примере приседаний. Ребенок приседает, как правило, ниже, чем взрослый, мы не можем присесть ниже его. Третьим критерием классификации видов техники владения своим телом для Маусса являются физическая подготовленность, физические возможности человека. По степени физической подготовленности можно различать качество и характер движений, уровень умения владеть своим телом. Так, например, в большом спорте, нацеленном на рекордные достижения спортсмена, требуется особая быстрота и ловкость, вовсе не обязательная для обычной повседневной моторики.

Одну из последних форм классификации движений Маусс связывает с усвоением традиционных навыков движения. Он замечает по этому поводу, что часто двигательные стереотипы воспринимаются в процессе подражания, в результате имитации движений других людей. Другая возможность типизации видов техники владения телом носит биографический характер. Основная мысль, стоящая за этим, формулируется Мауссом следующим образом За немногими исключениями мы проследим возрастные этапы жизни человека, нормальную биографию индивидуума, чтобы классифицировать технику движений, которой он владеет или которой его обучают. В полном соответствии с заявленной им задачей он начинает с рассмотрения техники родов и родовспоможения, которая носит на себе яркие следы самых различных культурных влияний и особенностей.

Так, например, существуют культурные традиции, приверженцы которых рожают детей стоя. Та позиция, которую принимает при родах женщина нашей культуры и которая в нашем кругу считается совершенно нормальной, в принципе ничем не нормальнее других форм деторождения.

Вторым этапом нарисованной Мауссом картины генетического развития человека, в ходе которого он учится владеть своим телом, обретает двигательные навыки, является его детство, представляющее собой прежде всего фазу воспитания индивидуума. Еще задолго до распространения практики психоанализа было известно значение связей, существующих между матерью и ребенком, о которых Маусс говорит следующее Что касается ребенка - кормление грудью, ношение его на руках или на спине и т.д Ношение ребенка матерью имеет очень важное значение для его дальнейшей биографии.

Ребенок, которого мать в течение двух или трех лет носила на груди или за спиной, плотно прижимая его прямо к своему обнаженному телу, совершенно иначе относится к своей матери, чем ребенок, которого мать не носила таким образом. Такой ребенок вступает с матерью в совершенно иной контакт, чем наши дети там же. И здесь Маусс констатирует многочисленные различия в характере движений, обусловленных спецификой культурной ситуации.

Третьей жизненной фазой человека Маусс считает отрочество, так называемый пубертатный период, отмечая и здесь как до него это сделала, например, Мид различные установки и возможности для приобретения навыков владения своим телом, обусловленные особенностями различных культур. Как считает Маусс, существуют общества и культуры, в которых именно отрочество является временем приобретения двигательных навыков и умений.

Вполне последовательно Маусс заканчивает свое биографическое исследование периодом совершеннолетия, когда человек становится взрослым. Этой стадии человеческой жизни свойственно множество характерных особенностей, обусловленных культурными влияниями. В качестве примера упоминается отдых, досуг. В рамках нашей культурной общности, нашей культуры люди часто отдыхают в полном бездействии, лежа неподвижно и вытянув уставшие члены.

Но ведь наряду с этим существуют возможности и иного, более активного отдыха, например танцы. Это интересно в том плане, что отдых означает отсутствие движений. Но существует, однако, немало культур, в которых движение является характерной особенностью и отдыха. Приведенные Мауссом примеры ясно показывают, в какой степени техника владения телом, чувство тела, вообще отношение к телу формируются под воздействием культуры. Таким образом, та или иная культура участвует в решении вопроса о том, как осуществляется физическая социализация человека.

Поэтому было бы ошибкой говорить о естественных, нормальных двигательных процессах. Стереотипы и техника движение формируются под влиянием культуры и в силу этого носят искусственный характер. То, что именно установки и ценностные представления о спортивно-игровой двигательной активности обусловлены влиянием культуры, попытался совсем недавно доказать, в частности, политолог и историк культуры Айхберг.

На примере принципа эффективности он опровергает тех, кто молчаливо считает этот принцип универсальным критерием для занятий спортом. Игровое поведение некоторых народов Суматры и индейцев-пуэбло, то есть представителей различных культур, делает несостоятельным широко распространенное мнение, что игровая культура ориентируется на идею эффективности, соревнования, конкуренции и стремления к рекордам. Глядя на отношение жителей Западной Суматры к игре, Айхберг признает В традиционной игровой культуре Западной Суматры главное - не личный, индивидуальный успех, не личное достижение, а создание различных связей и взаимодействий между личностями - танцевальные жесты и движения, танцевальный поединок, передача мяча Там нет ни легкоатлетических клубов, ни ям для прыжков, ни дорожек для бега на длинные дистанции.

Отсутствуют и столь характерные для развития современного европейского спорта виды, связанные с преодолением определенной дистанции за возможно более короткое время гребля, велосипедные гонки и т.д за исключением импортированных голландцами скачек на лошадях, хотя велосипед и рыбачья лодка являются распространенным средством транспорта. В немалой степени благодаря именно этим культурно-антропологическим данным прилив уверенности в собственной правоте должны были бы испытать те педагоги спорта, которые выступают за альтернативное, неспортивное преподавание физкультуры.

Именно в этой области культурно-антропологические исследования предоставляют материал для доказательства и обоснования этого принципа преподавания, но в гораздо большей степени он подтверждает, конечно, обусловленность физической социализации культурными факторами.

В программе Маусса, кроме того, содержится важный пункт, позволяющий приступить к систематическому рассмотрению физической социализации - биографический принцип изучения физического развития человека. У Маусса этот биографический подход охватывает период от рождения до взросления, включая также детство и отрочество.

Интересующаяся физическим развитием человека педагогика спорта должна была бы, конечно, проследить историю этого развития вплоть до самой глубокой старости - ведь именно старому человеку свойственна специфическая манера двигаться и владеть своим телом. Создание физической биографии индивидуума, складывающейся под влиянием культурных факторов весьма серьезная и ответственная задача, возникающая на основе культурно-антропологических исследований и требующая в дальнейшем еще более тонкого и углубленного подхода.

ОбществоЕсли под социализацией понимать становление человека членом общества, причем основной и первоочередной задачей этого процесса является глубоко сознательное усвоение им определяющих для данного общества ценностей и норм, в результате чего становится его адекватная ориентация в обществе, то совершенно понятно, в силу каких причин общество предстает одним из детерминантов социализации, в силу чего социализация, в конце концов, определяется не только культурными, но и общественными факторами.

Зависимость процессов социализации от общества сказывается и на физической социализации. Вследствие этого преобладающие в обществе ценности и нормы отражаются на спортивной и игровой двигательной активности членов данного общества. Поскольку спорт и игра не существуют вне общества, они являются его отражением. Структурные признаки общественной системы определяют и характер спорта как одной из подсистем общества. Это дало, например, Плесснеру основания для следующего остроумного высказывания Спорт не лучше и не хуже того общественного устройства, порождением которого он является, представляя собой средство компенсации определенных дефицитов, существующих в обществе. Нельзя одновременно утверждать спорт и отрицать общество.

Что дозволено одному, должно быть разрешено и другому. Их невозможно отделить друг от друга - страсть к рекордам, которой одержим спорт, это та же самая страсть, которой одержимо общество. Нельзя изменить спорт, не обладая необходимой силой и решимостью, чтобы изменить и общество.

Спорт и общество являются зеркальным отражением друг друга, и тот, кто проклинает спорт или восхищается им, в равной мере проклинает или восхищается обществом. Высказанная Плесснером мысль о неразрывной связи между спортом и обществом представляется неоспоримой. Именно наше современное, сложное индустриальное общество то и дело демонстрирует впечатляющее зрелище того, как тесно соединены между собой спорт и общество.

Достаточно вспомнить хотя бы о типичных для современного индустриального общества процессах дифференциации и специализации, в том числе и о все большей его сциентификации, которые, в конце концов, определяют и облик современного - не только так называемого большого - спорта. Насколько далеко зашла основанная на принципе разделения труда специализация в современной системе большого спорта, свидетельствуют отдельные виды спорта, убеждая нас в этом на все большем количестве примеров возьмем хотя бы горнолыжный спорт, в котором постоянно растет число всевозможных советников и экспертов, специализирующихся на вопросах обеспечения надлежащей лыжной мази, надлежащей обуви, оптимальной спортивной формы и множестве других подобных проблемах. Другой основополагающей, глубинной отличительной чертой современного индустриального общества является техника и технизация.

И она уже довольно давно проникла в большой спорт, став его неотъемлемым признаком. Вне связи с ситуацией, сложившейся в большом спорте, Айхберг 1979 дал общее определение роли техники в современной физической культуре, выделив при этом пять ее функций Во-первых, роль техники проявляется в контроле над спортивными достижениями, во-вторых - в строительстве различных сооружений, в-третьих - в различного рода приборах и оборудовании, в-четвертых - в существовании некоторых видов спорта, невозможных без применения специальной техники, и в-пятых - в самом образе действий, в поведении спортсменов. Технизация, отличительный признак нашего современного общества, проявляется в современном спорте, не ограничиваясь рамками одного лишь большого спорта, спорта рекордных достижений.

Ни любительский, ни школьный спорт не свободны от этого процесса, хотя именно современный большой спорт наиболее ярко символизирует процессы технизации.

Технизация несет с собой, разумеется, и этические проблемы - факт, о котором нельзя умолчать. Следующее замечание Айхберга свидетельствует о том, что технизация оказывает на большой спорт огромное моральное воздействие Техника в наше время перестает быть только вспомогательным средством, когда ее используют для так называемого изотонического тренинга, увеличивающего с помощью электростимуляции мышечную силу. В России и США соответствующая аппаратура уже применяется в целях увеличения физических возможностей рекордсменов. Ленк также не обходит этическую проблематику, связанную с технизацией. Так, он замечает, что технизация большого спорта, связанная с измерением и оценкой спортивных достижений, буквально попирает принцип справедливости в спорте, создавая взамен видимость справедливости.

Данные современных исследований в области игры могут подтвердить, как сильно типичные моменты развития и структуры определенного общественного устройства сказываются на характере спорта и игры, оказывая на них тем самым детерминирующее влияние.

Саттон-Смит в своей работе Диалектика игры 1978 выдвинул, в частности, тезис о том, что игровое поведение находится в зависимости от структуры общества чем сложнее общество, тем сложнее игровое поведение его членов.

Согласно этому тезису, существуют сложные общества, отличающиеся большим разнообразием форм игрового поведения, и простые, с несложной структурой, игровая культура которых носит упрощенный, куда менее яркий и многоцветный характер. Сложность общественной структуры проявляет себя в качестве мерила игрового поведения, подтверждая в то же время справедливость утверждения, что информация, поступающая от общества, в принципе может оказывать воздействие на двигательную активность человека.

Нельзя, разумеется, недооценивать и значение воспитания вместе с его практикой. Здесь точно так же наблюдаются заслуживающие упоминания различия, обусловленные влиянием общества. Каждое общество предпочитает определенные стереотипы воспитания - будь то патриархальные, авторитарные, жесткие и недостаточно индивидуализированные способы воспитания или мягкие, то есть уступчивые, уважительные, исходящие из интересов ребенка и т.д. Эти представления о воспитании, как предполагает Саттон-Смит, влияют и на игровое поведение детей.

Родители как члены этих институтов передают детям в процессе воспитания собственные ценностные представления, которые имеют важное значение для их жизни в рамках этих институтов послушание, недоверчивость и т.д Эти ценности предстают как образец для подражания в играх, которым родители обучают своих детей и с которыми они соглашаются, узнав, что их дети играют в них. Так, спортивные игры требуют обыгрывания противника и противодействия его игровым действиям.

Они, однако, призывают к самоограничению, строгому соблюдению правил и полной отдаче сил, в том числе и интеллектуальных. Не составляет особого труда продемонстрировать дальнейшие примеры отношений между воспитанием и обществом и их совместного влияния на характер двигательной активности. И без того уже достаточно ясно - общество, в которое должен вписаться индивидуум, действует в качестве неотъемлемого фактора его телесно-физической социализации.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Задачи педагогики спорта и связи с проблемой социализации

Оно не имеет давних традиций в педагогике спорта его история начинается всего лишь с конца 60-х годов.Тем удивительнее бурное развитие этого… Образование и воспитание, в течение десятилетий бывшие основными понятиями… Требование о предоставлении всем детям равных возможностей, связанная с ним перспектива устранения барьеров в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЩЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВАЖНЫЕ ИНСТАНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ВАЖНЫЕ ИНСТАНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СемьяПожалуй, нет ни одной работы по теории социализации, в которой бы отсутствовало указание на социализирующее воздействие семьи. Несмотря на изменение функц

Социальная принадлежность
Социальная принадлежность. Общество предъявляет индивидууму свои требования, постоянно вынуждая его поступать в соответствии с ними, это сложная, многосоставная структура, в сущности которой необхо

Пол и воспитание
Пол и воспитание. Тема взаимосвязи между полом и воспитанием пользуется большим вниманием в рамках культурно-антропологических исследований. Если придерживаться данных Мид 1928, 1970 , в общем виде

Пол и преподавание физкультуры
Пол и преподавание физкультуры. В отличие от других дисциплин, для которых половая принадлежность учащихся не представляет особо острой проблемы, в области преподавания физкультуры постоянно возник

Занятия спортом и половая принадлежность
Занятия спортом и половая принадлежность. Тот факт, что спортивная двигательная активность во всем многообразии своих проявлений часто определяется представлениями о половой специфике, наглядно про

ОСНОВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Часто теории, утвердившиеся в различных науках о человеке, переносятся в область педагогики спорта, чтобы помочь при решении специальных спортивно-педа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги