рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СКАЗКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ

СКАЗКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ - Курсовая Работа, раздел Педагогика, Проблема эмпатического понимания в психоанализе и сказкотерапии Сказка Как Условие Развития Эмпатии У Детей. К. Бюлер Называл Дошкольный Возр...

СКАЗКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности.

Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди едят, пьют, работают, женятся и т. п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. В данной главе настоящей курсовой работы необходимо выявить и проанализировать роль сказки в жизни ребенка, структуру сказки, как инструментария формирующего эмпатию у детей и выработать практические рекомендации по применению сказкотерапии на практике. 0.0. Польза и значение волшебной сказки Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.

А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах.

М 0000 Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет живую душу художественного восприятия. Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе Ярошевский М.Г. История психологии М 0000. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г X. Андерсена, где есть лирические отступления Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М 0000 Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание.

Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия.

Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу Польза и значение волшебной сказки, где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка.

Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни.

Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества.

Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе Галигузова Л.Н Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет М 0000 Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции.

Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, Учебник.

М Российское педагогическое агентство. 0000, 000 с. Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку.

Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, трудятся миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные.

Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, Учебник. М Российское педагогическое агентство. 0000, 000 с Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. В некотором царстве, в некотором государстве или В те далекие времена, когда животные умели разговаривать, и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой.

Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно.

Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости.

Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку. Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку.

Она несет мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню. Стрекоза и муравей и сказку Три поросенка , Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребенок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина, по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия, это - Волк. Кроме того. Муравей басни, с которым ребенок должен отождествлять себя, существо недоброе, не умеющее сострадать.

Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком спрашивает Б. Бетельхейм Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, Учебник. М Российское педагогическое агентство. 0000, 000 с Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца.

По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания, даже самые неблаговидные так называемые Эдиповы желания, могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится. Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает.

Б. Бетельхейм писал Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей. По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки. Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу.

Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны. Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться. 0.0. Роль сказки в формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев.

На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.

Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например Как Мальвина поссорилась с Буратино. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом.

Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино? и др. Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому агрессору, и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах.

Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть! Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение негодника. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение я, а не ты. Например, вместо Ты почему не убрал игрушки можно сказать Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны. Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению.

Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога. 0.0. Сказкотерапия Как применять сказкотерапию в формировании чувства эмпатии у детей? Первое, что приходит в голову -лечение сказками.

Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, для того чтобы заново открыть то, что в глубине души известно.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться сопереживанию и грамотно изменять поведение. Сказку нужно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен А самое главное -сказка, живущая внутри каждого ребенка, способна развивать сокровища его души. Цель настоящей главы анализ психологической литературы по теории сказкотерапии и практическое применение ее в работе с агрессивными и тревожными детьми.

Предположу приемы сказкотерапии являются одними из оптимальных приемов при работе с агрессивными и тревожными детьми. Сказкотерапия -это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия -это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия -это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия -процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия -процесс экологического воспитания детей. Сказкотерапия -это процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказкотерапия -процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия -это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны 0.0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема эмпатического понимания в психоанализе и сказкотерапии

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин, который в том числе означает - психический процесс, позволяющий человеку…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СКАЗКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История развития эмпатических учений
История развития эмпатических учений. В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К. Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство.

Эмпатия в терапевтической коммуникации
Эмпатия в терапевтической коммуникации. Циклы эмпатического реагирования Барретт-Леннардо Barrett-Lennard, 0000 Рассмотрение роли эмпатии в процессе терапевтического взаимодействия я бы хотела нача

Проникновенное сопереживание
Проникновенное сопереживание. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Сопереживая, мы переходим в душевное с

Способность типов личности к эмпатии
Способность типов личности к эмпатии. Очевидно, что разные типы личности имеют разную степень склонности к эмпатии, в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы од

Эмпатия и нравственное развитие детей
Эмпатия и нравственное развитие детей. Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или, если эмпатия

Структура и достоинство сказок
Структура и достоинство сказок. Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем Отсутствие в сказках дидактики, нра

Анализ разнообразия сказочных форм
Анализ разнообразия сказочных форм. Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европе

Концепция и практика сказкотерапии
Концепция и практика сказкотерапии. Поскольку сказка -многогранный материал, можно применять ее в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и п

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Этап Назначение Содержание этапа 0. Ритуал входа в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное уп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги