рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воздействие телевизионного массового искусства на психологию подростков

Воздействие телевизионного массового искусства на психологию подростков - Курсовая Работа, раздел Педагогика, Профессионально-педагогическое общение в системе взаимодействия учитель музыки - подросток Воздействие Телевизионного Массового Искусства На Психологию Подростков. Ката...

Воздействие телевизионного массового искусства на психологию подростков. Катарсис и антикатарсис Специфика воздействия музыкально педагогического общения на подростка заключается, как известно, в т.ч. в эмоциональных реакциях.

Если при восприятии музыкального произведения отсутствуют более или менее выраженные эмоции, значит художественная, а следственно и педагогическая, коммуникация не состоялась. Высшим проявлением воздействия искусства на эмоциональную сферу подростка, человека, можно считать феномен катарсиса. Здесь нам необходимо ввести понятие катарсиса как некоего эмоционального очищения появилось в античной эстетике и получило особую известность благодаря Поэтике Аристотеля, но вследствие лаконичности и неясности его определения Аристотель.

Об искусстве поэзии. М 0000. С 00. вызвало в новое время множество интерпретаций и теорий Г.Э.Лессинг, И.В.Гёте, И.Бернайс, Л.С.Выготский и др Среди них выделяют этические очищение от пороков, эстетико-этические успокоение аффектов средствами искусства на основе норм нравственности, медицинские, точнее психофизиологические органические разрешающие реакции типа слез, религиозные и мистические божественное просветление, откровение Петровский Ф. А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве Аристотель.

Об искусстве поэзии. М 0000. С. 0-00 Л.С.Выготский в 00-х гг. нашего века трактовал катарсис как очищение, прояснение, снятие трагического содержания произведения посредством его художественной формы, что он попытался показать на примере структурного анализа рассказа И.Бунина Легкое дыхание Выготский Л. С. Психология искусства.

М 0000 Л.С.Выготский сделал вывод Найденная нами противоположность в строении художественной формы и содержания и есть основа катартического действия эстетической реакции Там же С 000 Таким образом, он дает оригинальное психолого-эстетическое толкование катарсиса, которое, конечно, не является универсальным. В нашем исследовании вероятно следует обратить внимание на более многоаспектный, системный подход к проблеме катарсиса, при котором прежде всего выделяются эмоциональный, эстетический и этический аспекты.

Попробуем охарактеризовать их. В эмоциональном аспекте катарсис выражается в процессе, ведущем к состоянию облегчения, освобождения включая слезы и смех от тяжких, мрачных переживаний к положительным просветленным чувствам, несмотря на их трагическую подоплеку. В эстетическом аспекте катарсис ведет к чувствам гармонии, порядка, красоты в их сложном диалектическом выражении. Наконец, в этическом плане катарсис вызывает гуманные чувства, переживания вины, покаяния, благоговения перед жизнью А.Швейцер. Эти эмоционально-психологические, эстетические и этические характеристики ясно прослеживаются в великих художественных произведениях вспомним, например, Реквием Моцарта, Троицу Рублева, Преступление и наказание Достоевского, Сталкера Тарковского и мн. др которые, в конечном счете, формируют мироощущение и мировоззрение человека Добра. В социально-психологической интерпретации катарсис выступает как интенсивное эмоциональное состояние, объединяющее реальную аудиторию театральную, концертную и др. или отдельного человека читающего стихотворение или повесть, просматривающего видеофильм и т. д. в сопереживании с трагическим трагикомическим героем содержанием художественного произведения, которое просветляет, возвышает, облагораживает внутренний мир человека его чувства, мысли, волю, проявляет его общечеловеческую духовную сущность.

В широком социально-психологическом понимании катарсис - это преодоление одиночества и отчужденности, достижение человеческой солидарности, качественный скачок в процессе социализации, формировании гуманистического мировоззрения, приобщение к высоким духовным ценностям человечества, которые несут произведения великих творцов.

Понятно, что состояние катарсиса не так легко достижимо.

В произведении должны содержаться мощные суггестивные импульсы, выражающие искреннюю веру и интенции художника. В реальной аудитории, при реализации принципов педагогического общения, должны включаться мощные механизмы психического заражения и подражания, которые усиливают катартический эффект.

Системный социально-психологический подход к феномену катарсиса, вообще к воздействию искусства, требует учета не только характеристик художественного произведения, но и личностных особенностей автора, а также человека, воспринимающего произведение а при более углубленном подходе и всех других участников художественной коммуникации, например, педагога, распространителя произведений, критика и т. д При этом возникает проблема, которую можно назвать проблемой личностной совместимости художника и его произведения с аудиторией Семенов В. Б. Социальная психология искусства. Л 0000. С 00-00 Отдельные аспекты проблемы совместимости-несовместимости определенных разновидностей искусства и реципиентов, наделенных теми или иными психологическими особенностями, были эмпирически исследованы психологами Г.Айзенком, И.Чайлдом и др. например, данные о различных типах живописи, предпочитаемых интровертами и экстравертами и т. п В одном из исследований, было обнаружено, что люди с различными ведущими ценностными ориентациями предпочитали разные типы музыки и других искусств. Однако систематическое и всестороннее исследование этой проблемы еще впереди.

Во всяком случае, для нас важно, что совместимость личностей педагога-исполнителя и подростка, в основе которой лежит их педагогическое общение, способствует достижению эффективной педагогической коммуникации, эмоционально-эстетического эффекта обучения.

Несомненно, это верно и в отношении катарсиса.

Ясно, что произведения искусства оказывают на людей не только катартическое или вообще положительное воздействие. В диапазоне эмоционального воздействия искусства на человека имеются всевозможные градации. Закономерно представить эти воздействия искусства в виде некоей порядковой шкалы, одним полюсом которой является позитивное эмоциональное состояние катарсиса, а другим полюсом - негативное состояние, которое мы назовем антикатарсисом.

Между ними размещаются различные эмоциональные состояния и реакции, причем в центре находится некое безэмоциональное пространство, означающее, что произведения не оказывают на подростка эмоционального воздействия, оставляя его равнодушным. Что же следует понимать под предложенным понятием антикатарсис? В эмоциональном аспекте - это состояние угнетенности, униженности, страха, либо ненависти, агрессивности.

В эстетическом аспекте антикатарсис выражает чувство дисгармонии, хаоса, безобразия. В этическом плане антикатарсис порождает антигуманные чувства, отчужденность, агрессивность, презрение к жизни. Подобные чувства и эмоции продуцируются многими произведениями модернистского и масскультовского искусства XX в. от рафинированного искусства экспрессионистов и сюрреалистов до примитивных фильмов насилия и ужасов, металлического и панк-рока, способствуя формированию негативного мироощущения и мировоззрения.

Антигуманную деструктивную сущность различных направлений искусства XX в. убедительно критиковали такие выдающиеся мыслители, ученые и художники как Н.Бердяев, И.Ильин, В.Розанов, О.Мандельштам, А.Швейцер, Ч.Сноу, Э.Фромм, А.Моруа, Ж.Эллюль, В.Франкл, А.Солженицын и другие. Одним из главных критиков был выдающийся социолог Питирим Сорокин, который писал Обобщая, можно сказать, что современное искусство - преимущественно музей социальной и культурной патологии Покамест оно искусство поношения и унижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности Сорокин П. Человек.

Цивилизация. Общество. М 0000. С 000 0.0.0. Катарсис и антикатарсис в искусстве, влияние на подростков В связи с изложенными общими положениями остановимся на некоторых результатах эмпирических социально-психологических исследований эмоционального воздействия искусства. Как известно, существует обширная зарубежная, в первую очередь американская, социопсихологическая литература о воздействии сцен жестокости и насилия в кино-телевидеофильмах на аудиторию А.Бандура, Л.Берковиц, Д.Зиллманн, Е.Доннертейн, Ф.Эндисон и др Преобладают научные выводы о негативном в сущности антикатартическом влиянии фильмов, насыщенных подобными сценами Швейцер А. Культура и этика.

М 0000 В русле подобных исследований Ч.А.Шакеева еще в 0000 г. провела опрос учащихся ПТУ, который показал, что 00 юношей и 00 девушек были свидетелями или участниками конфликтов и драк, возникавших вскоре после сеансов фильмов-боевиков, содержащих сцены насилия и жестокости 0,0 юношей и 00 девушек отметили, что просмотр подобных фильмов обычно вызывает у них чувства страха, недоверия к людям, а также раздражения, желания сорвать на ком-нибудь злость. Обследование группы учащихся ПТУ 00 человек с использованием методик САН самочувствие, активность, настроение и цветопись А.Н.Лутошкин до и после киносеанса зарубежного боевика показало, что на юношей просмотр оказал возбуждающее воздействие, а на девушек - угнетающее наблюдалось смещение выборов цветов в крайние части спектра Шакеева Ч. А. Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи Автореф. канд. дис. Л 0000 Эти данные по выборке юношей свидетельствуют в пользу теории переноса психофизиологического эмоционального возбуждения Д.Зиллманна, с помощью которой объясняются агрессивные реакции после просмотра фильмов, насыщенных сценами насилия Donnerstein E. Aggressive erotica and violence against women Contemporary readings in social psychology.

Chicago, 0000. P. 000-000 Или, как утверждает В.Франкл Агрессивность, которую, якобы, можно переключить на безвредные объекты - например, на телеэкран в действительности лишь подкрепляется этим и подобно рефлексу, еще сильнее закрепляется Франкл В. Человек в поисках смысла.

М 0000. С 00 На нашем телеэкране также все чаще демонстрируется насилие, тем более с распространением кабельного телевидения.

Для автора данной работы, как и для большинства педагогов и психологов, несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на подростков и молодежь, личность которых еще не сложилась и которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

В это время, как некогда остро встает вопрос об эффективности педагогической коммуникации, духовного развития личности подростка, дезавуирования отрицательных концептов массовой культуры.

Говоря об антикатартическом характере современного массового искусства, нельзя не вспомнить и рок-музыку, которая была табуированной на официальном уровне до перестройки и стала конформистски идеализироваться в последние годы Автор, естественно, не отрицает рок-музыку как жанр, тем более связанную с народной музыкой фолк-рок, политической и авторской песней некоторые песни А. Макаревича, Б. Гребенщикова и др но предпочитает объективный анализ рок- продукции Анализ текстов ленинградских профессиональных и самодеятельных рок-групп 000 текстов, исполнявшихся в 0000 00 гг проведенный специалистами, свидетельствует, что в них практически отсутствуют такие основные общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь и дружба в их одухотворенном понимании, познание, творчество, дом и родина.

Природа как ценность есть только в текстах Б. Гребенщикова. Наоборот, все эти ценности в той или иной степени высмеиваются и девальвируются, таким образом в этой ситуации совершенно не возможно, на мой взгляд, говорить о положительном педагогическом воздействии.

В качестве ценностей чаще всего в текстах выступает сама рок-музыка металлический рай, тяжелый нектар и всевозможные виды забвения сны, ирреальное, алкоголь, наркотики, секс. Это явление своеобразный синдромом наркотического гедонизма. Второй ведущий синдром в проанализированных рок-текстах можно назвать агрессивной активностью то с элементами смутного протеста, то с тенденцией к черному юмору, вандализму и насилию и т. п Явственно также выделяется синдром пессимизма и гибели мотивы смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, страха. Закономерно, что психофизиологические исследования западных и отечественных специалистов свидетельствуют об отрицательных эффектах воздействия современной рок-поп-музыки на молодежь, сходных с воздействием наркотических и психотропных средств Дж. Даймонд, 0000 Л.П.Новицкая, 0000 С.В.Щербаков, 0000 и другие. В свою очередь, наблюдения за поведением молодежи на рок-концертах, нередко превращенной в агрессивную толпу, когда проявляются атавистические стадные инстинкты, авторитарное поведение солиста как вожака стаи, феномены массового гипнотического внушения и заражения, приводят к аналогичным выводам уже на макросоциопсихологическом уровне.

Например, в Петербурге в последние годы рок-концерты неоднократно заканчивались массовым вандализмом и насилием, в частности, после выступлений группы Алиса, работающей в вульгарно-инфернальном имидже неких исчадий ада. Подобных примеров, к сожалению, предостаточно.

Музыкальная среда в результате развития современных средств массовой коммуникации приобрела по крайней мере для молодежи экологическое значение.

Поэтому ее антикатартический характер имеет особое глубинное значение для эмоционального мира человека, для его мироощущения и настроения. Вместе с тем настоящее время народное, духовно-классическое и современное академическое искусство включая литературу становится все более элитарным.

В результате в широкой народной аудитории нарушается нормальная необходимая иерархия разновидностей, жанров и качества искусства, разрушается дух и сердце истинной культуры, а самое главное - культуры новых поколений. Безнравственное и агрессивное искусство приобрело значительное распространение и вносит свой негативный вклад в морально-психологический климат современного российского общества. К сожалению, весьма доходный бизнес, связанный с эксплуатацией масскультовского искусства, выгадывающего на инстинктах и низких истинах, способствует пренебрежению этикой в художественной среде.

Как скоро сумеет наша художественная культура, педагогика преодолеть этот антикатартический период, этот кризис духовности и гуманизма? Это зависит как от самих художников, так и от всего общества Например, на Западе общественностью созданы организации вроде Международной коалиции борьбы против насилия в зрелищных мероприятиях , Национальной коалиции против телевизионного насилия , Родительского центра по изучению музыкальных возможностей США и т. п Великий Альберт Швейцер писал Но как сейчас, так и во все последующие времена объяснить превратности нашей нынешней судьбы можно только тем, что мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики Швейцер А. Культура и этика.

М 0000 И далее Культура является продуктом оптимистически-этического мировоззрения. Очевидно, что мы должны вернуться к вечным общечеловеческим ценностям Истины, Добра и Красоты, Труда и Ответственности.

В том числе и в искусстве. 0.0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Профессионально-педагогическое общение в системе взаимодействия учитель музыки - подросток

Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает… Наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному… Некоторые исследователи при этом подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воздействие телевизионного массового искусства на психологию подростков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психологические особенности подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста. Приступая к проверке наших гипотез и раскрывая тему курсовой работы, изначально, необходимо рассмотреть вопросы психологических и возрастных особ

Практика нравственно-психологического педагогического общения через ценностные отношения на уроках музыки
Практика нравственно-психологического педагогического общения через ценностные отношения на уроках музыки. Рассматривая далее тему курсовой работы и решая поставленные задачи необходимо, на мой взг

Понятие о технологии педагогического общения
Понятие о технологии педагогического общения. Продуктивность, как музыкально-педагогической деятельности, так и педагогической деятельности вообще, во многом предопределяется уровнем овладения учит

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. Как уже отмечалось выше, одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Продолжая рассмотрение вопроса технологии установления педагогически целесообразных взаимоотношений из всей совокупности взаимо

Экспериментальные исследования воздействия разножанровых произведений массовой культуры на подростков МОУДО ДШИ г. Н. Ххх- а
Экспериментальные исследования воздействия разножанровых произведений массовой культуры на подростков МОУДО ДШИ г. Н. Ххх- а. В своей работе мы основывались на исследовании В.А.Савицкой 0000 оно бы

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА. Обзор Опросник личностный. Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги