Специфика творческого мышления

Курсовая работаСпецифика творческого мышления Содержание Введение 2 I Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития 1. Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке .2. Интерпретация как форма художественной деятельности личности 22 Выводы 27 Глава II Развитие креативности средствами интерпретации 28 2.1. Организация экспериментального исследования 2. Диагностика творческого мышления студентов-филологов .3. Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения 35 Выводы 45 Заключение 45 Библиографический список 47 Приложение Введение На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения.

Чтобы развивать творческое мышление студентов-филологов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения. Объект исследования - динамика развития творческого мышления Предмет исследования - принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов- филологов в процессе интерпретирования драматических произведений. Гипотеза исследования Процесс развития творческого мышления студентов-филологов будет протекать более эффективно, если - теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов-филологов - система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста - в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения.

Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию. Задачи исследования 1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности 2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, в методике преподавания литературы, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения 3. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу составили - принцип единства теории и практики - концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса - идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений - исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления В процессе работы были использованы различные методы исследования - аналитический - эмпирический наблюдение, эксперимент - методы математической обработки результатов эксперимента. Теоретическая значимость исследования - разработана модель развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретирования художественного произведения - доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления - разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов-филологов.

Практическая значимость работы - обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения - результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.

Базой исследования явился филологический факультет Ставропольского государственного университета, в качестве испытуемых выступали студенты 3 курса специальности Филология. Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Во введении даются методологические обоснования работе.

В первой главе рассматривается специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития, а также интерпретация как форма художественной деятельности личности.

Вторая глава содержит педагогический эксперимент по рассмотрению динамики развития творческого мышления посредством интерпретирования. В заключении даётся обоснование целесообразности проведения подобного рода эксперимента. Приложение содержит сводные данные, таблицы, тесты, которые были использованы для диагностики необходимых параметров и критериев. Глава

I Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития

I Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития На сегодняшний день проблема творчества тщательно изучена в педагогике и психологии, поэтому, рассмотрение интерпретации проблем креативности в отечественной и зарубежной психологии целесообразно вынести в Приложение 13 . 1.1.

Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке

В.В. Однако сегодня вопрос состоит не в выборе той или иной модели, а в док... Основной тезис её состоял в том, что интеллектуальное развитие человек... как форму художественной деятельности личности. Литературоведы и критики интерпретируют произведения с последующим пер...

Глава II Развитие креативности средствами интерпретации

Глава II Развитие креативности средствами интерпретации 2.1.

Организация экспериментального исследования

Организация экспериментального исследования. Первоначально был произведён подбор методик и отбор испытуемых для дал... Черепановым 49 . Например, организаторы экспертного исследования предлагают группе веду... Для проведения педагогического эксперимента был осуществлён отбор пяти...

Диагностика творческого мышления студентов-филологов

Гибкость оценивалась по количеству использованных категорий ответов. . Диагностика творческого мышления студентов-филологов. Оригинальность - число ответов с необычным употреблением понятия. Диагностика проводилась между студентами тех же групп по адаптированно...

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения

Трудности при интерпретации драмы заключаются в том, что действия в др... Читатель, следуя за авторским воображением, испытывает, по мнению ряда... Марков, Б. Илья Глазунов. Эти показатели тесно коррелируют с данными экспертной оценки и свидете...

Библиографический список

Выготский Л.С. Человеческая деятельность - познание - искусство Киев, 1977. Жариков Е.С Золотов А.Б. Искусство правильно мыслить М. Продуктивное мышление как основа обучаемости М.

Литература - реальность - литература Л 1981. 26. Логика Под ред. Д.П. Горского, П.В. Таванца М. Гос. Изд-во политлитературы, 1956 280 с. 27. Логический словарь ДЕФОРТ Под ред. А.А. Ивина и др М. Мысль, 1994 с. 148 - 149. 28. Лук А.Н. Мышление и творчество М. Политиздат 1976 144 с. 29. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество М. Искусство, 1977 138 с. 30. Матейко А. Условия творческого труда М. Мир, 1970. 31. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика, 1972 270 с. 32. Молдавская Н.Д. Воспитание читателя в школе.

Самостоятельная работа над текстом художественного произведения как одно из условий литературного развития старшеклассников М 1968 127 с. 33. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство к определению сущности природы искусства Науч. ред. А.Ф. Еремеев Свердловск, 1990 с. 185. 34. Пигров К.С. Творчество и современность Л. Знание, 1982. 35. Поздняков В.Л. Развитие индивидуальности Челябинск ЧГПИ, 1986 88 с. 36. Поляков М.Я. В мире идей и образов Историческая поэтика и теория жанров М 1983. 37. Пономарёв Я.А. Психология творчества М. Наука, 1976 302 с. 38. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика М 1976. 39. Пресняков О.П. А.А. Потебня и русское литературоведение конца 19 - начала 20 в. Науч. ред. А.В. Чичерин Саратов, 1978. 40. Психология мышления Сб. пер. с нем. и англ М. Прогресс, 1965 532 с. 41. Реан А.А Бордовская Н.В Розум С.И. Психология и педагогика СПб. Питер, 2000. 42. Рошка А. Творческое мышление.

Пути его определения и развития М. Наука, 1971. 43. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования М. Изд-во АН СССР, 1958 556 с. 44. Серебрянников В.В Ясюков М.И. Инициатива и творчество в военном деле М 1976. 45. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности М. Аспект Пресс, 1995 384 с. 46. Taylor C.W. The nature of creative process Creativity Smith P. Ed N. Y. Hastings House. 1959 p. 51 - 82. 47. Хализев В.Е. Драма как явление искусства М. Искусство, 1978. 48. Холодная М.А. Психология интеллекта парадоксы исследования М. Барс Томск Изд-во Том. ун-та, 1997 371 с. 49. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.

М 1989. 50. Шадриков В.Д. Способности человека М. Институт практической психологии, Воронеж ППО МОДЭК, 1997 288 с. 51. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества Моногр М. Высш. шк 1989 143 с. 52. Якобсон П.Я. Психология художественного восприятия М 1964. Источники тестовых заданий 53. Тест креативности Торранса сокращённый адаптированный вариант Столяренко Л.Д. Основы психологии.

Практикум М 2005 С. 153 - 170. 54. http vsetesti.ru.