рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Педагогическое мастерство и авторитет преподавателя

Педагогическое мастерство и авторитет преподавателя - раздел Педагогика, Педагогические способности и мастерство Педагогическое Мастерство И Авторитет Преподавателя. Рассмотрение Данной Проб...

Педагогическое мастерство и авторитет преподавателя. Рассмотрение данной проблемы следует начать с того, что профессиональная подготовка является сферой образования, основой которой является со¬циально-личностная направленность, поскольку ре¬зультатом процесса является подготовка специали¬ста. Следовательно, содержание профессиональной деятельности является основой подготовки специалиста, и отношения преподавателя и учащегося довольно жестко задаются именно необ¬ходимостью подготовки конкретного специалиста. «Авторитет наставника, учителя, воспитателя ле¬жит в основе подавляющего большинства моделей педагогического процесса.

В «Российской педаго¬гической энциклопедии» авторитет определяется как «влияние какого-либо лица, группы или орга¬низации, основанное на знаниях, нравственных до¬стоинствах, жизненном опыте.

Выражается в способности носителей авторитета направлять, не при¬бегая к принуждению, мысли, чувства и поступки других людей, а также в признании последними за носителями авторитета права на руководство, в го¬товности следовать их указаниям и советам». Од¬нако такое определение сущности авторитета в пе¬дагогике сложилось не сразу». Традиционно сущность авторитета определяется следующим образом: от питомцев, воспитанников, учеников требуется безусловное принятие ведущей роли педагога как человека, управляющего, руко¬водящего их развитием, добросовестное выполне¬ние его требований, добровольное следование его предписаниям и указаниям.

Важным моментом при рассмотрении становле¬ния традиционного взгляда на сущность авторите¬та педагога является акцент на том, что установки, требующие повиновения наставникам, пронизыва¬ют человеческую культуру: заповеди народной пе¬дагогики, древнейшие религиозные, философские и литературные тексты, политико-правовые трак¬таты, различные памятники педагогической мыс¬ли. В повседневной семейной жизни, в различных формах ученичества, в образовательных учрежде¬ниях те, кого обучали и воспитывали, как бы по определению должны были слушаться тех, кто обу¬чал и воспитывал.

Наставник традиционно считал¬ся носителем истины, хранителем векового опыта и заветов предков, а иногда и источником священ¬ного знания. «Ф. М. Достоевский относил авторитет (наряду с чудом и тайной) к тем удивительным силам, которые могут обуздать бунтовщиков, «пленить совесть людей для их счастия». Педагогика издавна пыта¬лась использовать «удивительную силу» этого фе¬номена.

Блаженный Августин, утверждая, что «к изучению наук ведет нас двоякий путь - автори¬тет и разум», подчеркивал: «Для всех желающих учиться великому и сокровенному дверью к этому служит лишь авторитет». Различая высший боже¬ственный авторитет и авторитет человеческий, Ав¬густин обращал внимание на то обстоятельство, что авторитет человеческий по большей части обман¬чив, впрочем, он, по-видимому, по праву принад¬лежат тем, которые, насколько может воспринять чувство людей невежественных, представляют много опытов своего удачного преподавания и сами жи¬вут так, как предписывают жить другим». Как показывает историко-педагогический анализ, требование слепого повиновения Учителю часто при¬ходило в противоречие с педагогической реально¬стью: сопротивление учеников воспитательным уси¬лиям наставников, слишком часто мешавшее реа¬лизации их замыслов, не могло остаться незаме¬ченным и нуждалось в серьезном осмыслении.

По¬пытки понять указанную проблему предпринима¬лись в двух направлениях.

Во-первых, по линии проникновения в сущность феномена авторитета в образовании, раскрытия его конструктивного пе¬дагогического потенциала, роли и места авторите¬та наставника в учебно-воспитательном процессе.

И, во-вторых, по линии поиска таких моделей об¬разования, в которых авторитет педагога не играл системообразующей роли. Поскольку речь в данном разделе ведется о значении авторитета в становле¬нии педагогического мастерства, обратимся к рас¬смотрению первого направления изучения сущно¬сти авторитета педагога. «На то, что рождение авторитета, опирающегося не на силу и устрашение, не на слепое подчинение, а на уважение и доверие, является великим таин¬ством и становится возможным лишь тогда, когда воспитатель «дорастет» до такого уважения и дове¬рия ребенка, обратил внимание Януш Корчак.

Он считал, что ребенок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас. Ребенок все это чувствует, но по-другому, по-свое¬му. «Ребята уважают тебя за то, что ты получил письмо с иностранной маркой, что имеешь право носить при себе спички, поздно ложиться спать, под¬писываешься красными чернилами, что ящик у тебя запирается на ключ, за то, что ты обладаешь всеми привилегиями взрослых Чем больше ты заботишь¬ся о поддержании авторитета, тем больше его роня¬ешь; чем ты осторожнее, тем скорее его потеряешь.

Если ты только не смешон до последней степени, не абсолютно туп и не стараешься по-дурацки вкра¬сться в доверие у ребят, заигрывая и делая поблаж¬ки, они станут тебя на свой лад уважать.

На свой лад - это как? Я не знаю»». Кое-что в этом верно практически, но объяснить этим происхождение и существование авторитета трудно: если авторитет основан только на проявлении сильной воли, то здесь совершенно устраняется свобода ребенка, так как в детях все время действует чужая воля. 1. «Интеллектуальная теория авторитета (Г. Мюнстерберг) определяет авторитет силой вну¬шения, исходящего от учителя.

Ученик как бы за¬ражается мыслями от учителя, усваивает его навы¬ки и тенденции - и этим развивается. Действи¬тельно, подражание, иногда невольное, бессознатель¬ное, играет большую роль в отношениях учеников к учителю, но если бы эта теория объясняла всю полноту авторитета, то это также означало бы от¬странение и даже подавление личности ученика (что и характерно для внушения), а не его развитие и самостоятельность. 2. Эмоционалистическая теория авторитета (сторонником которой является сам В. В. Зеньковский) покоится на признании, что главное - это вера в авторитет, которая далека от интеллектуаль¬ного рабства, так как является фактически довери¬ем, покоящемся на свободном отношении и даже поклонении учителю.

Кроме веры в отношениях учителя и ученика - здесь имеет место и плененность учителем, поклонение ему, сознание, что учи¬тель есть руководитель, на которого действительно можно положиться. Признание авторитета вытека¬ет из свободы ученика и ее предполагает, поэтому признание авторитета не только не ослабляет само¬деятельности ученика, а, наоборот, ее стимулиру¬ет». Фактически учитель признается источником света, а это чувство, по мнению В. В. Зеньковского основано на свободе и на вере не столько в челове¬ка, сколько в носимую им правду.

Такое чувство является источником творчества: авторитет сообща¬ет силы, на которые без него человек не способен.

М. Ю. Кондратьев подчеркивает, что ролевая по¬зиция педагога предполагает принятие им решений, определяющих поведение и действия воспитанни¬ков, и связывает феномен авторитета учителя и вос¬питателя с внутренним признанием окружающими права любого человека взять на себя ответственность в условиях совместной деятельности.

С точки зре¬ния М. Ю. Кондратьева, можно говорить об «авто¬ритете власти» педагога, изначально обусловленной его ролью ведущего в образовательном процессе. Однако даже послушное выполнение учащимися пе¬дагогических требований не является достаточным свидетельством личностного принятия ими учите¬ля как авторитетного для них человека: причина¬ми этого могут быть не доверие к воспитателю, не убежденность в его правоте, не внутренняя готов¬ность разделить с наставником ответственность за принимаемые им решения, а, например, страх или отсутствие инициативы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогические способности и мастерство

Именно в педагогической теории и в теории профессионального образования актуальным становится рассмотрение педагогического мастерства.Обладая… Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, ко¬торый опирается в… Применение теории на практике требует уже не¬которых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Педагогическое мастерство и авторитет преподавателя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие педагогического мастерства
Понятие педагогического мастерства. Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и представляла собой собрание более или менее полезных практических рекомендаций и прави

Компоненты педагогического мастерства
Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось несколько подходов к по¬ниманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и

Педагогические способности как основа педагогического мастерства
Педагогические способности как основа педагогического мастерства. Педагогические способности В наиболее обобщенном виде педагогические способности формулированы В.А. Крутетским, который дал им соот

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги