рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Направление и задачи преподавания курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе

Направление и задачи преподавания курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе - раздел Педагогика, РОЛЬ ИМИДЖА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Направление И Задачи Преподавания Курса Мировой Художественной Культуры В Общ...

Направление и задачи преподавания курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе. Человек по своей природе тяготеет к красоте.

Гармония человека и красоты окружающего мира сообщает ему внутреннюю стабильность, которой так не хватает в повседневной жизни.

Не случайно в формировании эстетической среды школы, класса курсу, посвященному культуре и искусству принадлежит роль главного фактора, так как от умения взаимодействовать с искусством, воспринимать его, зависит, умение осмыслить и развернуть компоненты эстетической среды 41 . Особенно это важно в старшем школьном возрасте, когда особенности школьников, т.е. возрастание интереса к своему внутреннему миру и миру других людей, культурно-эстетический опыт, приобретенный в системе предшествующего воспитания и обучения, создают достаточные предпосылки для работы по углублению знаний об искусстве, для формирования умений и навыков полноценного восприятия художественных произведений.

Существуют духовные ценности устойчивые, непреходящие, создаваемые человечеством на всем протяжении своего существования, и временные, но исторически важные, значимые, представляющие историко-культурный интерес, шедевры мирового художественного творчества и значимые творения неизвестных мастеров, характерные для своей эпохи, своего времени или, наоборот, противостоящие характерным тенденциям своего времени, словом, все, что составляло и составляет культурную ауру человека, и выражается ярче и полнее всего, сознательно ли, бессознательно ли - в художественном творчестве 12 . Необходимость преподавания курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе.

Культура всегда национальна, исторична, конкретна по своему происхождению и предназначению, а понятие мировая культура весьма условно и являет собой сумму национальных культур.

Изучают мировую культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических проявлениях. Мировая художественная культура - предмет особый.

Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуальное и эмоциональное освоение мира, учащиеся приобретают навыки восприятия и навыки анализа художественных произведений 45 . Теоретические исследования И.Д. Зверева, Л.М. Пангешниковой, Г.П. Шевченко, Л.А. Рапацкой показали несомненное преимущество взаимодействия различных видов искусства. Целью преподавания курса МХК всегда, в первую очередь, являлось и является художественное образование и эстетическое воспитание человека, приобщение ребенка к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности 41 . Курс МХК интегративен по своей сути различные виды искусства - литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. живут по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития мировой художественной культуре.

Художественная культура изначально говорила и говорит на своем языке, который не поддается расшифровке на основе привычных категорий обыденного сознания и житейского опыта.

Она обладает собственной разветвленной системой языков и символических кодов.

Для их адекватного осмысления и интерпретации современному учителю МХК необходимы глубокие и прочные знания теоретических основ и методов искусствоведческого анализа феноменов культуры и искусства 41 . Овладев знанием о закономерностях и логике развития культуры и искусства и специфическими для данной области методами анализа, преподаватель МХК обретет свободу - самостоятельно ориентироваться в процессах современной художественной культуры, в искусствоведческой и учебной литературе - независимо интерпретировать произведения искусства - самостоятельно и квалифицированно выстраивать урок на основе принципов проблематизации содержания мировой художественной культуры, выявления широких культурных связей, единства высокой культуры и культуры повседневной, искусства элитарного и массового, актуализации личного культурного багажа учащихся 7 . Введенный в число обязательных школьных дисциплин предмет МХК ставит перед педагогами ряд проблем отсутствие полноценных учебников и конкретных методик, неясность принципов аспектов курса и т.д. Кроме того, часто в школах преподавание МХК ведется неспециалистами по данным предметам, либо условными специалистами В результате учащиеся не получают тот минимум знаний, умений и навыков, который заложен в образовательную область Искусство. В связи с этим проведение проблемных курсов, стажировок, курсов базового повышения квалификации для учителей МХК особенно необходимы 58 . В методических разработках по предмету МХК должна быть отраженна сложившаяся система преподавания МХК, ориентированная на комплексный подход в развитии творческой личности средствами искусства.

Должны быть разработаны программы факультативных занятий, методические разработки открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинарских занятий, программы изучения МХК гуманитарного профиля в 10-11 классах с углубленным изучением, тесты и творческие задания по текущему и итоговому контролю знаний учащихся.

В требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности Культурология 48 перечислены основные разделы изучаемых дисциплин и указан необходимый уровень специальных знаний будущего учителя МХК. В частности, по курсу МХК, учитель должен свободно ориентироваться в соотнесении понятий искусство и художественная культура, знать стили и направления в искусстве, их видовое разнообразие знать основные этапы истории искусства, дифференцировать древнейший художественный синкретизм и становление современной системы искусства обладать комплексом знаний по исторической морфологии искусств ориентироваться в социологии художественной деятельности знать эстетические и семантические особенности изобразительного искусства, музыки, театра, хореографии, кино и т.д. иметь четкие представления о синтезе искусств в художественной культуре ХХ века знать историю отечественной художественной культуры и ее выдающиеся достижения, их связь с мировым художественным процессом 48 . На основе целей выстроен ряд задач преподавания курса МХК в общеобразовательных учреждениях воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, к искусству, как к основе развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика воспитание и развитие творческих способностей расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям 18 . В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Художественно-эстетическое образование должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего региона, России, всего мира в целом.

В связи с этим перед учителем на уроках МХК ставятся следующие задачи содействовать созданию целостного мироощущения учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа 36 . Учитель МХК может достигнуть высоких результатов, если творческая работа по формированию художественного восприятия будет целенаправленной как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях и включать следующие этапы установка на восприятие культурно-художественных ценностей, восприятие художественных образов через чувственное познание, восприятие стиля, творческого почерка художника, поэта, музыканта, архитектора и т.д сопереживание и переживание эстетического удовольствия. 58 Также учителю МХК необходимо учитывать следующие условия, необходимые для полноценного восприятия художественного образа - внешние условия - настроенность, подготовленность, установка зрителя - разъяснение ученикам смысла произведений искусств, идеи и средств выражения 58 . Восприятие произведения искусства должно создавать целостное, эмоциональное представление о нем, как о едином организме, в котором выразительные средства тесно связаны между собой и подчинены содержанию произведения искусства 18 . Курс на личностно-ориентированную педагогику поможет преподавателям МХК глубже проникнуться в суть предмета и выработать свой индивидуальный почерк в работе с учащимся, так как курс на личностно-ориентированную педагогику в наибольшей степени способствует полноценному развитию творческой личности, а формирование художественной культуры учащихся на личностном уровне имеет ряд отличительных особенностей, что позволит определить 1. возрождение духовного потенциала подрастающего поколения, его ценностную составляющую 2. необычность предмета преподавания - живого искусства, предполагающего открытые эмоции ребят, их непосредственные впечатления, разнообразную творческую деятельность 3. необычность процесса преподавания, предполагающего актерские данные учителя, его коммуникативные, организаторские и творческие умения и навыки, направленные на преобразование личности учащегося, её глубинных сущностных проявлений в разнообразных сферах бытия 21 . Курс МХК должен быть ориентирован на формирование художественной культуры, на пробуждение у школьника живейшего интереса к искусству и потребности постоянного контакта с высокохудожественными произведениями, накопление достаточного и разнообразного художественного опыта. В преподавании курса МХК должны соблюдаться некоторые общие принципы - первая группа важнейших принципов отражает исходные требования и включает в себя принцип особой значимости учителя для учащегося и объективно-субъективной ценности искусства вторую группу принципов характеризует направленное действие, определяющее субъектно-объектные отношения его составных компонентов.

Это принцип личной значимости каждой встречи с искусством, возвышающей её до уровня события в жизни учащегося, а также принцип максимальной реализации творческих задатков в процессе общих с произведениями искусства принцип особой значимости - учитель как образец для подражания, лидер, личность яркая, интересная, незаурядная, интеллигентная в самом широком смысле слова 41 . Сущностным проявлением принципа объективно-субъективной ценности искусства является признак уникальности каждого произведения и особое восторженно-трепетное отношение старшеклассников к художественному произведению, предлагаемому учителем, как к безусловной ценности.

Именно работа в этом направлении создает положительное эмоциональное отношение к урокам искусства 45 . Итак, для совершенствования преподавания художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах необходимо выявление круга проблем в сфере преподавания МХК изучение нормативных документов и литературы аналитическая работа с методическими и диагностическими материалами, имеющимися в школьном кабинете организация проводимых в рамках повышения квалификации мероприятий собеседования со слушателями курсов повышения квалификации 58 . Также, необходимо создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на систематическую переподготовку и повышение квалификации учителей МХК, которая включает в себя получение знаний о новейших достижениях в художественно-эстетическом образовании, освоение новых технологий и передового педагогического опыта в сфере художественного образования, повышение своей профессиональной компетентности.

Теоретический анализ проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности - это качественная особенность, которая выражает единство профессиональных требований и необходимых качеств педагога в системе профессионального самоопределения.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы 1. С точки зрения педагогики, имидж - это целенаправленно сформированный интегральный образ, обусловленный соответствием внутренних и внешних качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие этого субъекта с окружающим миром.

Представляя собой систему взаимосвязанных характеристик специалиста, имидж становится средством решения личностных и профессиональных проблем.

Проблема создания имиджа педагога в разное время рассматривалась учеными - педагогами, психологами, социологами, культурологами, но единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов имиджа не существует.

Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы.

Большинство исследователей отмечают, что современный имидж составляет часть культуры делового общения.

В нем заинтересованы представители любой публичной профессии, в том числе и педагоги. 2. Среди требований к личности педагога, в том числе, учителя МХК, можно выделить следующие наличие специальных знаний, умений и навыков по предмету специальности, комплекс этическо-нравственных требований, а также, требования, определяющие специфику профессии учителя, т.е. профессиональную компетентность, профессиональную квалификацию, идейную убежденность, социальную активность, владение профессионально-педагогическим общением, наличие ценностных ориентаций, педагогического призвания, выработанной профессиональной позиции, наличие познавательной направленности, составляющей духовные интересы и потребности. 3. Среди профессионально важных качеств учителя МХК выделяются следующие эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия, любознательность, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Воспитательное воздействие учителя МХК, на личность обучаемого, выражается в его профессиональных умениях и педагогической технике.

Способы общения учителя МХК с учащимися, умение четко и продуктивно организовать учебный процесс оказывают, подчас, более сильное воздействие, чем многочасовые нравоучения.

Учитель МХК, обладающий комплексом профессиональных качеств, и отвечающий профессиональным требованиям, всегда создает такие условия, что сам процесс учебы воспитывает, формирует культурную, организованную и высоконравственную личность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РОЛЬ ИМИДЖА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время велико осознание человеком ценности профессионального и общественного признания. Практически это проявляется в профессиональном росте, в расширении… Профессиональный имидж учителя отражает значимые, с позиции массового сознания, особенности личности, профессиональной…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Направление и задачи преподавания курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторический аспект рассмотрения проблематики имиджа
Исторический аспект рассмотрения проблематики имиджа. Рассмотрение профессионального имиджа учителя, как фактора эффективной профессиональной деятельности, приводит к необходимости определения соде

Понятия имидж и профессиональный имидж в современной педагогической имеджелогии
Понятия имидж и профессиональный имидж в современной педагогической имеджелогии. В последние годы имидж стали исследовать все чаще. Основными исследованиями в этой области, в нашей стране, являются

Профессиограмма учителя мировой художественной культуры
Профессиограмма учителя мировой художественной культуры. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет объединить профессиональные требования к уч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги