рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тревожная молодость

Тревожная молодость - раздел Педагогика, Неформалы в среде школьной молодежи и методы работы с ними Тревожная Молодость. Рассмотрим Теперь Наш Вопрос С Точки Зрения Возрастной П...

Тревожная молодость. Рассмотрим теперь наш вопрос с точки зрения возрастной психологии. Любой взрослый человек, а педагог — особенно, отлично знает, что возраст от 12-13 до 17-18 лет — переломный для молодого человека. Его наступления взрослые ждут тревогой, а окончание встречают, хотя и не всегда, со вздохом облегчения. В этот период происходит резкое, порой ради¬кальное изменение личности человека. Собственно говоря, относительно закон¬ченная и цельная личность в это время и формируется.

Чем отличается этот возрастной период от других? В первую очередь, стремитель¬ным развитием новых психологических качеств, появлением чувства взрослости, желанием самому все попробовать, по¬знать, оценить, даже если взрослые от чего-то предостерегают. Именно поэтому ранее тихий, послушный ребенок часто становится вспыльчивым, упрямым, взрыв¬ным, не признающим старых авторитетов, склонным в большей степени слушать сво¬их друзей, чем родителей и учителей, — отсюда и резкое увеличение числа право¬нарушений, алкоголизм, наркомания.

Под¬ростковый и юношеский возраст — это еще и время социального эксперименти¬рования, когда ребенок пытается найти свою социальную группу, утвердиться в ней. И здесь мы снова возвращаемся к проблеме субкультур. Общество негативно воспринимает те молодежные субкультуры, которые тор¬мозят или ограничивают личностное раз¬витие человека, прививают ему интерес к примитивной или криминальной деятель¬ности, требуют подавления в себе соци¬ально одобряемых качеств (вежливости, демократичности, трудолюбия, самостоя¬тельности) и развития неприемлемых (лени, равнодушия, склонности к прими¬тивным развлечениям, преступных наклон¬ностей, агрессивности, фанатизма, интел¬лектуальной и культурной отсталости). Подобные группы очень легко распо¬знаются по особенностям одежды (демон¬стративной, кричащей, агрессивной, не¬опрятной), по поведению участников груп¬пы Субкультуры, способные положительно влиять на молодого человека, характери¬зуются демократичностью отношений между участниками и предоставлением им широ¬ких возможностей для социально полезно¬го (а не антисоциального) развития.

Как видим, еще одна из причин недо¬вольства взрослых некоторыми атрибута¬ми молодежной моды связана с их эле¬ментарной тревогой за своих учеников.

Дурная компания может незаметно под¬толкнуть молодого человека на пагубный жизненный путь (путь преступника, ал¬коголика, наркомана или просто интеллек¬туального и морально деградирующего человека), лишить его многих возможно¬стей для социального развития (привить уверенность в бессмысленности жизни, безволие, безынициативность, отвращение к школе, к семье, к работе), сделать пси¬хологическим рабом.

Тревогу взрослых усиливает еще и тот факт, что многие субкультуры, разруши¬тельно действующие на молодого челове¬ка, имеют свойство быстро затягивать в себя, подобно болоту. Чем это объясня¬ется? Тем, что из новичков постепенно вытравливают те способности и качества, развитие которых делает ребенка взрос¬лым, как-то: чувство собственного досто¬инства, независимость, способность к са¬мостоятельному мышлению и принятию решений, стремление к саморазвитию в широком смысле.

НОСИТЬ ИЛИ НЕ НОСИТЬ? Завершающий вопрос, заданный старшеклассниками в нашей беседе, звучал так: Что же делать, если ты принадлежишь к одной из рассмотренных субкультур и при этом хочешь сохранить мирные отношения с учителями и родителями? На первый взгляд ответ прост: вести себя так, как ваши сверстники, то есть носить в школе обычную одежду, вести себя спокойно, сдержанно, доброжелатель¬но, не «выпендриваться». В ответ на это сразу же слышится ряд возражений: «Но это же проявление трусости и слабости, предательство по отношению к друзьям и, в конце концов, — по отношению к самому себе!» Обсудим эти возражения по порядку.

Действительно ли подчинение школьным нормам является проявлением слабости? На первый взгляд — да. Ведь избегая таким образом неприятностей, ученик «на¬ступает на горло собственной песне» — подавляет свое желание носить то, что ему нравится, вести себя так, как хочется. Стоит задуматься, однако, один ли он такой и нет ли среди уважаемых им лю¬дей, в чьей внутренней силе не приходит¬ся сомневаться, тех, кто делает время от времени то же самое? Есть, более того, все они время от времени подавляют свои желания и не считают при этом, что вы¬ставляют себя слабаками.

Что касается друзей, то тут возникает вопрос: почему они могут воспринять как предательство отказ товарища от ноше¬ния спорных атрибутов в школе, если бла¬годаря этому он избегает лишних неприятностей? Либо друзья не понимают, на¬сколько своими требованиями осложняют жизнь своему товарищу, либо им это без¬различно.

Во втором случае стоит заду¬маться, а нужны ли такие друзья в прин¬ципе? Мало того — нужна ли ему вооб¬ще эта субкультура, не относится ли она к тем разрушительным, деструктивным, о которых говорилось выше? Ведь кто зна¬ет, если сегодня эти люди умышленно подталкивают своего друга к конфликту с учителями, родителями, не вложат ли они завтра в его руку шприц с наркотиком со словами: «Пробуй, или ты нам не друг и вообще — слабак, лох!»? В этом случае вполне можно попытать¬ся что-то сделать: поговорить с друзья¬ми, объяснить свою ситуацию.

Если они умные люди, то поймут все правильно и снимут свои требования, если же нет На этот случай есть древняя индийская мудрость: «Дружба дурака хуже дружбы врага». Последнее возражение гласит: подчи¬нение чужим требованиям и отказ от соб¬ственных желаний в любой ситуации есть предательство, измена самому себе. Что¬бы оценить правильность данного утвер¬ждения, необходимо задаться вопросом: каких людей принято считать изменника¬ми самим себе? Как правило, тех, кто отказался от своего главного призвания, дела всей жизни ради достижения каких-то сравнительно мелких, суетных, прими¬тивных целей.

Демонстрация своей неповторимой ин¬дивидуальности через яркие внешние ат¬рибуты — личное дело и право каждого.

Однако, как нам кажется, любой уважа¬ющий себя человек на вопрос: «А мо¬жешь ли ты еще чем-нибудь, кроме одеж¬ды, продемонстрировать свою уникаль¬ность?» — должен суметь дать уверен¬ный положительный ответ. Это возмож¬но только при наличии у данного челове¬ка каких-либо ярких положительных качеств, таланта, достижений, душевных свойств. Если же таких качеств нет. то яркие внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу: например, от¬влекая на себя все его внимание и силы и не давая возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки.

В результате этого юноша или подросток может превратиться в подобие красивой безделушки, чья внутренняя убо¬гость и пустота будут хорошо видны всем, кроме него самого. Однако, наверное, есть молодые люди, которым все-таки не хочется полностью отказываться от ношения в школе и око¬ло нее любимой атрибутики. Им можно дать несколько полезных советов. Во-первых, поскольку современные по¬рядки в большинстве школ более демо¬кратичны, чем в прежние времена, можно воспользоваться этим и носить те атрибу¬ты своей субкультуры, которые не «бьют в глаза», — фенечки, элементы одежды, например черные куртки металлистов, но без шипов, заклепок, цепей, кричащей сим¬волики.

Во-вторых, из набора всех атрибутов, предоставляемых любой молодежной суб¬культурой, можно выбрать те, что легко убираются и легко надеваются около две¬рей школы (банданы, браслеты, цепи, украшения). В-третьих, людям, склонным к приня¬тию творческих решений, можно пореко¬мендовать освоение методов быстрого из¬менения внешности (например, научиться делать панковский гребень не крася и не брея волос, благодаря чему его будет лег¬ко превратить в традиционную прическу). В-четвертых, если какой-то спорный атрибут нельзя легко убрать или замаски¬ровать, то необходимо сгладить произво¬димое им неприятное впечатление мирной традиционной одеждой, спокойным доб¬рожелательным поведением. В-пятых, необходимо помнить, что лю¬бая одежда должна элементарно подхо¬дить конкретному человеку, быть свежей и опрятной, не оскорблять своим видом чувств окружающих.

Эти требования об¬щеизвестны, почти банальны, однако о них нередко забывают и начинают искать при¬чины конфликтов с окружающими совсем в другой области.

ОПАСНЫЕ ПРИКОЛЫ Однако существуют и такие атрибуты молодежной моды, от которых мы сове¬товали бы отказаться любому молодому человеку, если только он не решил твердо и надолго связать свою жизнь с опреде¬ленной субкультурой.

Эти атрибуты час¬то нельзя скрыть или сделать менее бро¬сающимися в глаза. Это — ярко раскра¬шенные, не поддающиеся переделке при¬чески, проколотые губы, щеки, нос, язык, брови, специфические татуировки. Укра¬шенный подобным образом молодой че¬ловек неизбежно обрекает себя на непо¬нимание большинства окружающих. И с психологической точки зрения такое от¬ношение окружающих отчасти оправдан¬но. Ведь за редким исключением, подоб¬ное отношение человека к собственному телу свидетельствует о его несерьезности, легкомыслии и неспособности думать о бу¬дущем.

Почему это так, я объясню на примере татуировок. Часто они делаются молодыми людьми ради прикола, без осознания их смысла. Между тем искусство татуировки — это целый мир сложной многоликой символи¬ки, в котором глубоко разбираются лишь немногие специалисты. В силу этого ди¬летантское разрисовывание себя чревато самыми разнообразными проблемами.

Так, нередко татуировка выходит из моды, перестает нравиться своему хозяину, или же он внезапно узнает, что она имеет со¬вершенно неприемлемый для него смысл. В этом случае любитель украшений мо¬жет оказаться перед мучительным выбо¬ром — терпеть надоевший рисунок до конца дней или проходить через болез¬ненную процедуру вытравливания, остав¬ляющую на теле уродливый след. Однако это еще не самая худшая из возможных неприятностей, ведь попав в КПЗ или тюрьму (а кто от этого застра¬хован?), любитель татуировок может слишком поздно узнать, что в уголовной среде его рисунок имеет опасное для его здоровья и жизни значение.

Например, свидетельствует о принадлежности к пас¬сивным гомосексуалистам, с которыми в тюрьме не церемонятся, или к членам эли¬ты уголовного мира, к которой он, чужак, явно не относится, а значит, является са¬мозванцем. Сказанное еще раз указывает на тот факт, что не всякое жизненное явление, кажущееся молодым людям забавным и безобидным, является таковым в действи¬тельности.

Следовательно, не всегда пре¬достережения взрослых об опасностях, даже сильно преувеличенные и навязчи¬вые, лишены объективного смысла.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Неформалы в среде школьной молодежи и методы работы с ними

Деятельность подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие объединения собирают под свои знамена людей добрых, ищущих, духовно… По месту жительства объединяются для проведения совместных игр, походов, проведения времени. К числу самодеятельных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тревожная молодость

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Подавление и жестокость
Подавление и жестокость. С нашей стороны было бы ошибочным утверждать, будто реакция на вызываю¬щие атрибуты молодежной моды связана лишь с бессознательным восприятием за¬шифрованной в них информац

В мире грез
В мире грез. Совсем иную картину демонстрируют хиппи и толкиенисты. Их объединение в одну группу весьма условно, поскольку они сильно отличаются друг от друга, од¬нако мы исходим из того, чт

Одежда и личность
Одежда и личность. Второй вопрос, прозвучавший в нашей беседе, был сформулирован юношей так: Почему взрослые так активно прояв¬ляют недовольство, если те же спорные атрибуты надевают юноши и подрос

Основные направления работы с экстремистами
Основные направления работы с экстремистами. В данном направлении можно выделить: - Создание у подростков иммунитета к экстремизму с помощью контрпропагандских мероприятий (порочение экстремистской

Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера
Метод вытеснения экстремистски настроенного лидера. Лидер - это член группы, которой спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило,

Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой
Выявление и ликвидация мест занятий контактными единоборствами и силовой подготовкой. Все околовоенизированные экстремистские формирования (прежде всего, это касает¬ся скинхедов) много времени удел

Изменение возрастного состава группы
Изменение возрастного состава группы. Изменение возрастного состава молодежной экстремистской организации за счет раз¬бавления их взрослыми резко снижает радикализм всего формирования. Использовани

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги